Аннотация: Мое небольшое эссе на тему сказки о Дюймовочке
Скажите, вы когда-нибудь замечали, что все сказки написаны для взрослых? В каждой сказке, истории или притче, за внешней незамысловатостью и моралью, что называется "на ладони", скрывается глубокий смысл. Наверное, взрослые с удовольствием читают сказки, потому что они тем и хороши, что истину, содержащуюся в них, понемногу начинаешь разгадывать с возрастом... Хотя нет, наверное, по мере развития духовного роста, так будет правильнее. Вот сказки Андерсена, например, сами по себе психология, не замечали? Андерсен писал свои сказки для взрослых и очень удивлялся, что их читают детям. Допустим, "Дюймовочка" - практически описание духовного развития личности поэтапно, по мере взросления. Сейчас поясню. Если посчитать Дюймовочку человеческой душой, то можно увидеть, как она развивается на протяжении сказки, а обобщенно жизни.
Показательно, что душа появляется на свет из цветочного бутона, как символ того, что каждый из нас приходит в этот мир одухотворенным и прекрасным. Душа рождается и первый этап - беззаботное детство, радость, счастье просто так. Весь мир вокруг чудо, ей хватает для счастья самых небольших мелочей - лепестка розы, ореховой скорлупки, солнечного утра...
Потом ее крадут жабы, которые олицетворяют самый примитивный уровень, животные инстинкты - поспать, поесть и, судя по тому, что сын-жаба намеревается жениться, то... Но душе этого мало, ее не устраивает навсегда заснуть в болоте, и она убегает от них дальше, уплывает по течению.
Потом она видит жуков и вроде бы жизнь среди них кажется ей восхитительной, но тут душа разочаровывается, она не такая как они, они ее не принимают. То есть, ей предстоит понять, что это не ее суть, и еще немного повзрослеть. Да, разочарования делают нас мудрее, если только мы позволяем себе не тупо жаловаться на судьбу, а извлекаем вывод из данного нам урока. Дюймовочка-душа пошла дальше своей дорогой.
Когда она попала к крысе, та ее приютила, но стала навязывать ей свой взгляд на мир, свое понимание счастья. К тому же, крыса заставила ее чувствовать себя виноватой и обязанной, т.е. несвободной в выборе самостоятельного решения. Но то хорошее, что душе удалось к этому моменту взрастить в себе, не дали ей пройти мимо умирающей птицы, и Дюймовочка взяла на себя заботы о ней и выходила ее. Практически, это те хорошие поступки, которые душа совершает по собственному велению, не потому что "так надо" или кто-то от нее этого требует. Это ее собственный личностный рост. Потом под давлением обстоятельств Дюймовочке-душе настойчиво навязывают жизнь под землей, без солнца, но зато обеспеченную и сытую. При этом это "для ее же блага" и "потом сама спасибо скажешь". Душа и согласилась вроде бы, но при этом ее гложут сомнения, чувствует она, что там погибнет, без солнца. Она понимает, что для нее это неприемлемо и находит в себе силы убежать, даже несмотря на навязанное ей чувство вины и "ты должна".
Те добрые дела, которые она совершала за все время своего развития (в сказке это вылеченная ею ласточка), делают ее одухотвореннее и лучше. Брось она птичку на произвол судьбы (равнодушие души в жизни, позиция "моя хата с краю", "а почему я должен делать что-то хорошее, если мне никто не делает?"), душа навсегда осталась бы под землей, без солнца. А поняв, что она свободна в своем выборе дальнейшего пути, что жизнь без солнца ей вовсе не необходима, как ее пытались уверить, и она может улететь от этого, душа получает крылья, наверное, это означает счастье и еще одну ступень духовного развития, когда счастье - это перманентное состояние, когда оно всегда и никакие проблемы не в состоянии тебя вывести из этого состояния.
Сказка - это всегда открытие, в любом возрасте. Пока мы маленькие, сказки рассказывают нам о чудесах, поражая наше воображение и развивая фантазию. Но когда мы взрослеем, и открываем знакомые сказки вновь, то поражаемся, насколько глубоким смыслом они обладают. А сказочники лишь загадочно улыбаются...