Согласно плану ГОЭЛРО, принятому VIII Всероссийским съездов Советов, намечалось сооружение 20 паровых станций на общую мощность 1110 тыс. квт и 10 гидростанций мощностью 640 тыс. квт. Под номером тринадцать в плане стояла Брянская станция. О ней говорилось:
"Брянская станция предназначается для электрификации Брянско-Жиздринского района с крупнейшими металлургическими и машиностроительными заводами.
Мощность её предположена в связи с потребностью данного района в 40 тыс. квт. Топливом для этой станции может служить торф с имеющихся в районе зале?жей топлива, отбросы от лесных разработок громадней?шего лесного массива, уголь, подвозимый рельсовым путем, или газы от доменных и коксовальных печей. Эту станцию предполагается расположить на берегу реки Десны, что достаточно обеспечивает её водой. От этой станции предполагаются воздушные линии только среднего напряжения (на 115 тыс. вольт) для снабжения энергией небольшого района".
Непосредственное начало строительству положило Постановление Совета труда и обороны (СТО) от 6 мая 1927 года. В нём сказано: "решено организовать строительство торфяной РЭС "на болоте "Пальцо" у железной дороги станции Белые Берега Московской Киево-Воронежской ж. д. в Брянской губернии, а также кустование существующих электростанций промышленного р-на с установкой турбогенератора 11.000 кВт на эл. станции "Красный Профинтерн". Второго июля того же года Положение о строительстве было утверждено приказом ВСНХ СССР.
***
Уточним некоторые понятия, в которых людям, далёким от энергетики, разобраться не просто. Прежде всего, хочется обратить внимание читателей на аббревиатуру ГРЭС, которую довольно часто расшифровывают как "гидроэлектростанция". Самым парадоксальным примером такой ошибки можно считать формулировку заголовка решения ВСНХ СССР, касающееся Брянской ГРЭС, который выглядит так: "О мощности Брянской гидростанции". Конечно, эта ошибка допущена не специалистом, а кем-то из технических работников аппарата, далёким от энергетики. Но, то, что она не исправлена была "по горячим следам", говорит о её типичности. Сомневаюсь, что кто-то заметил её кроме меня, вообще. Специалисты просто не задерживали глаз на названии, спеша вникнуть в суть текста, неспециалисты вообще не понимали, о чём идёт речь.
Поэтому считаю, что перед тем, как начать рассказ о строительстве Брянской ГРЭС, следует сказать несколько слов об этом типе электростанций. Аббревиатура ГРЭС расшифровывается как "государственная районная электрическая станция". В данном случае под названием "район" имеется в виду территория, объекты которой входят в зону обслуживания станции.
Эффективность работы ГРЭС (Тепловой электростанции) гораздо выше, чем, например, гидроэлектростанции (ГЭС), которая для выработки электрического тока использует не силу пара, а силу движения рек. ГРЭС может работать в стабильном режиме круглый год, независимо от температуры воздуха. Главное, чтобы был своевременный подвоз топлива.
Она имеет довольно сложную хозяйственную организацию, состоящую из многих систем. Кроме котельного обеспечения и паротурбогенератора в комплекс входит топливное и водяное снабжение, электрическая часть, системы удаления шлаков, химочистки. В главном корпусе находится пункт управления процессами, которое обеспечивается работой многочисленной контрольно-измерительной аппаратурой.
Тепловые станции, строящиеся в те годы, обладали общим серьезным недостатком - они производили обильный выброс дыма и твердых частиц. Это оказывало чрезвычайно негативное воздействие на окружающую среду в радиусе десятков километров. Поэтому со временем их переводили на газ или оснащали системами очистки.
Именно тепловую электростанцию собирались запустить в Белых Берегах. На речке Снежеть намечалось выстроить плотину, но не для того, чтобы сбрасываемая вода вращала лопасти турбины, как это происходит в гидроэлектростанциях, а для того, чтобы создать водохранилище, пригодное для забора воды, которая, превратившись в пар, и станет вращать ротор турбины. Неподалёку от Белых Берегов возле посёлка Пальцо нашлось обширное торфяное болото, куда во время строительства была проложена узкоколейная железная дорога.
Строительство было торжественно открыто, но так и не началось
8 ноября 1927 года на железнодорожную станцию Белые Берега подошли "два поезда по семь-восемь вагонов каждый", на которых к месту тожественного митинга, посвященного празднованию Десятой годовщины Октября и закладке первого камня в здание электростанции, прибыли губернский партхозактив и другие уважаемые люди Брянщины. На торжество были приглашены также руководители партии и правительства.
Всего было приглашено 16 человек. Среди них Рыков, Сталин, Калинин, Енукидзе, Томский, Куйбышев, Кржижановский, Бухарин. Интересно, что Сталин в списке второй - после Рыкова. В конце приглашения председатель губернской комиссии по проведению праздничных мероприятий тов. Клявс-Клявин сделал приписку: "О Вашем согласии просим нас уведомить". Этой приписка точно характеризует атмосферу времени. 1927 год переломный: революционная романтика и чувство революционного товарищества ещё порой проявляются, но это уже рудимент уходящей эпохи, на смену которой приходит время диктатуры и культа личности.
Ответ на приглашение товарища Томского.
Начало строительства ГРЭС было отмечено с особой помпезностью: под звуки революционных маршей и призывных речей на двухтысячном митинге местных рабочих, крестьян и служащих. В газете "Брянский рабочий" упоминается и праздничный стол, обошедшейся организаторам в 30 тысяч рулей. Это торжество, приуроченное к главному празднику страны - десятилетию Великого Октября - стало символом особой значимости возводящегося энергетического объекта для Брянщины. Но этим, по сути дела, всё тогда и закончилось.
Прибытие пархозактива на торжество, посвященное началу строительства ГРЭС.
Девять месяцев простоя
13 августа 1928 года на заседании ВСНХ СССР, состоявшемся под председательством Куйбышева, четырнадцатым пунктом обсуждения значился вопрос "О мощности Брянской гидростанции". После доклада, сделанного тов. Манцевым* было принято решение "немедленно приступить к проектированию районной электростанции мощностью 22 000 киловатт (2 турбины по 11 тыс. киловатт), одновременно обязать Главэлектро изучить вопрос об обеспечении станции торфом и об экономической целесообразность дальнейшего её расширения".
*В 1921-1922 председатель Всеукраинской ЧК (ГПУ). С марта 1922 народный комиссар внутренних дел Украины. В 1923-1924 являлся членом Центральной контрольной комиссии РКП(б). С августа 1923 член коллегии Народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции СССР. С октября 1923 член коллегии ГПУ (ОГПУ). В 1924-1936 начальник Планово-экономического управления ВСНХ, заместитель наркома финансов СССР. С 1936 председатель Специальной коллегии и заместитель председателя Верховного суда РСФСР. Делегат 13-го, 15-го, 16-го съездов партии.
Арестован 22 октября 1937 г. как "соучастник подпольного центра, который готовил профашистский путч в Москве с целью государственного переворота, смены общественного строя и расчленения СССР в интересах Германии, Польши и Японии". Приговорён 25 декабря 1937 года к высшей мере наказания. 19 августа 1938 приговор приведён в исполнение на полигоне Бутово-Коммунарка. 12 мая 1956 года приговор в отношении В. Н. Манцева отменён "за отсутствием состава преступления".
Если бы этот документ появился в 1926 году, ничего бы странного в том не было, но он появился почти год спустя после начала строительства. В чём же дело? Почему ВСНХ 13 августа 1928 года распорядился "немедленно приступить к проектированию районной электростанции", когда строительство это было торжественно открыто в ноябре 1927 года? И как же Постановление Совета труда и обороны (СТО) от 6 мая 1927 года и Положение о строительстве, утвержденное приказом Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ) СССР 2 июля того же 1927 года?
Работа с архивными документами многое прояснила. Но далеко не всё. Истоки некоторых решений находятся за пределами доступной нам информации и относятся к другой теме, скорее политической, чем сугубо индустриальной. Пока мы этого касаться не будем, а обратимся к фактической стороне дела. Как видно из документов, "в верхах" появились влиятельные силы, вмешавшиеся в осуществление проекта и всячески препятствующие его осуществлению. Косвенные данные говорят о том, что кто-то был заинтересован в том, чтобы перенаправить денежные средства по другому адресу. Вот как объясняют
эти попытки брянские власти. Заслуживает внимания резолюция предисполкома Брянской губернии А.Я. Клявс-Клявина, написанной на полях письма Брянского Губисполкома, адресованного председателю ВСНХ СССР тов. Куйбышеву, наркому Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ) СССР т. Орджоникидзе, председателю Госплана СССР т. Кржижиновскому "Целиком согласен. Нужно, по-моему, лично поехать к тов. Рыкову или Орджоникидзе и рассказать всё подробно по этому вопросу. Приехавший из Москвы товарищ Пехтерев и другие товарищи сообщают, что в Госплане РСФСР аппаратчики ругались: "На какой чёрт строят в Брянске районную электростанцию, когда нужно было строить в Смоленске?" Это нужно учесть." Запись датирована 23 марта. Причём тут Смоленск? Дело в том, что в это время в разгаре подготовка административной реформы, одним из результатов которой станет образование Западной области с центром в Смоленске. С упразднением губерний Брянск теряет статус губернского центра, а значит, местная партийно-хозяйственная элита опускается в государственной иерархии на одну ступеньку ниже. Отсюда и борьба за деньги и ресурсы. Во всяком случае так понимают ситуацию Брянские руководители.
Что же содержится в самом письме? В нём изложены причины, по которым строительство районной станции необходимо производить именно там, где это было намечено в 1927 году Советом Труда и Обороны. При этом делаются ссылки на решения госорганов и авторитетные мнения специалистов высокого уровня. Указывается, например, что ещё в мае и июне 1926 года в Электроплане были рассмотрены все варианты электроснабжения (Брянского промышленного) района. И только после этого в марте 1927 года Центральный Электротехнический Совет и Промплан ВСНХ СССР передали материалы в Совет Труда и Обороны СССР, который и вынес Постановление о строительстве Брянской ГРЭС.
Технический проект, говорится далее, был утверждён Центральным Электротехническим Советом 21 декабря 1927 года, но вот уже в течение трех месяцев технический проект и план финансирования задерживаются в органах ВСНХ, по мнению Брянского Губисполкома, "без причин". А между тем, к началу строительного сезона проведена необходимая подготовка, заготовлены материалы, и Брянский Губисполком обеспокоен тем, что вся эта подготовительная работа "может пойти насмарку", если "окончательное решение вопроса задержится и далее". По мнению Брянских властей, "необходимо немедленно возобновить финансирование строительства с целью полного использования строительного сезона".
Далее в документе говорится: "Стремления некоторых органов центрального аппарата внести изменения в утвержденный проект и перерешать уже раз решенный Правительством вопрос заново, могут повторяться бесконечно много раз... но ничего нового, более здорового и технически правильного решения, чем намечено проектом, такие летучие попытки не внесут, а Брянский промышленный район может в конце концов оказаться в совершенно безвыходном положении в отношении электроэнергии". Подписано письмо председателем Губисполкома И.Д. Дичевым.
В ответ на это и другие обращения брянских властей 5 апреля 1928 года появляется Постановление за подписью Народного Комиссара Рабоче-Крестьянской инспекции Орджоникидзе, в котором говорится, что "технический проект сооружения и план финансирования БРЭС, после неоднократных изменений находится до сих пор в проработке... Причиной задержки явилось отсутствие своевременного согласования между Главэлектро и ПЭУ (Планово-Экономического Управления) ВСНХ... несмотря на то, что оба органа входят в состав ВСНХ СССР между ними в течение трех месяцев продолжалась полемическая переписка по спорным вопросам". Постановление предлагает Президиуму ВСНХ СССР принять меры к тому, чтобы закончить работу в ближайшие дни и представить технический проект и план финансирования для утверждения их Совет Труда и Обороны СССР.
Однако, как видно из документов, "в ближайшие дни" закончить работу не получилось. Началась межведомственная переписка. Так 18 апреля появилось Постановление Совета Труда и Обороны СССР, в котором констатировалось, что ВСНХ не исполнило в срок Постановление СТО о представлении проекта и сметы Брянской Районной Электрической Станции и тем поставило строительство под угрозу срыва в текущем строительном сезоне. СТО, между тем, подтвердил своё решение о пуске первой очереди БРЭС в 1930 году с перспективой увеличения её мощности в дальнейшем. Работы по кустованию электростанций промышленных предприятий предписывалось закончить в 1929 году. Госплану было поручено создать комиссию под руководством председателя Брянского Губисполкома, в которую должны были войти представители Госплана СССР, ВСНХ СССР, Народного Комиссариата РКИ СССР. Перед комиссией ставилась задача в недельный срок выяснить все вопросы и "пересмотреть смету в сторону снижения". Чтобы избежать перерыв в ходе строительства, решено было разбронировать и направить на сооружение Брянской станции 500 тыс. рублей из резерва Совнаркома.
Решения есть, действий нет. Почему?
Казалось бы, всё определено точно: и сроки, и компетенции, и порядок действий. Строительство БРЭС должно продолжаться, а разногласия по смете решить предписывалось в кратчайший срок. Но то ли эти решения принимаются необдуманно, а потому и не выполняются, то ли какая-то неведомая сила упорно задерживает начало строительства. И вот уже 27 апреля Главэлектро ВСНХ СССР направляет Брянскому Губисполкому письмо, правда, с пометкой "Срочно". В нём говорится: "Постройку БРЭС не начинать до решения специально образованной комиссии, которой поручено в месячный срок выяснить все вопросы, связанные с сооружением электростанции".
Почему же решение СТО - органа правительства СССР, который "в соответствии с экономической и политической обстановкой координировал и корректировал хозяйственную и финансовую деятельность наркоматов и ведомств" (Большая Российская энциклопедия), столь упорно игнорируется? Тем более это странно, что руководитель СТО одновременно является и председателем правительства страны. А может быть, в этом и следует искать объяснение? Как известно, до декабря 1930 года эти высокие должности совмещал А. И. Рыков, который в 1928 - 1929 годах возглавил политическое течение внутри партия, выступив против свертывания НЭПа, форсирования индустриализации и коллективизации, что было объявлено "правым уклоном" в ВКП(б). И, вполне вероятно, что препятствия, возникшие при строительстве БРЭС, стали отголоском противостояния в верхах.
Комиссия, инспекция, противостояние и альтернативные планы
Из-за приостановки финансирования строительства Правление БРЭСстроя было вынуждено 29 апреля распорядиться о прекращении работы по устройству осушительных каналов, прокладке железнодорожной ветки к станции Белые Берега, распиловке дров и вывозе древесины с мест заготовки. Поставщикам было предложено приостановить отгрузку строительных материалов для основного строительства вплоть до особого распоряжения, снабженцам станции запрещалось заключать новые договоры и исполнять уже заключенные, кадровикам предписывалось немедленно произвести сокращение аппарата строительства.
А что же решила комиссия, которой поручено было представить свои соображения по поводу строительства БРЭС? Большинство её высказывается за продолжение работ. Однако три человека из её состава заявили об особом мнении, в котором, по всей видимости, отражается позиция Главной инспекции ВСНХ СССР, возражающей против строительства станции в Белых Берегах и отстаивающей альтернативный план электрификации района, согласно которому центром генерации должен стать расположенный в нескольких километрах от Брянска в городе Бежица завод "Красный Профинтерн", который в тот момент обладал самой мощной электростанцией в пределах формирующегося энергетического "куста".
С учётом планирующейся осенью 1928 года установки на территории этого предприятия турбогенератора в 11 000 кВт суммарная мощность его электростанции достигнет 20 000 кВт. Это почти в пять больше мощности параллельно работающих с ней совокупной мощности Цементного и Людиновского заводов и приближается к проектной мощности первой очереди БРЭС.
В пользу данного варианта говорит то, что на "Красном Профинтерне" уже существует развитое электрохозяйство, что сам завод является основным потребителем электроэнергии, что от его электростанции проложены к основным потребителям линии электропередачи, а пар, полученный при работе на его территории ГРЭС, может быть использован для нужд завода. Но главный аргумент - использование более дешевого топлива при выработке электроэнергии позволит сделать произведённый кВт/ч дешевле. По мнению трех выразивших особое мнение членов комиссии, антрацитный уголь из Донбасса по комплексной характеристике, включающей цену и теплотворность, использовать выгодней, чем торф, добываемый на болоте у Пальцо.
Однако все эти доводы без труда были опровергнуты специалистами. Более того, в выкладках оппонентов сторонники строительства БРЭС находят неточности.
Так, по подсчётам экономистов стоимость торфа Пальцо не 18 копеек за пуд, как следует из выкладок сторонников точки зрения Инспекции ВСНХ, а 14, и болото находится на в восемнадцати километрах от станции, а в восьми, да и запасов торфа хватит не на 18 лет, а на 21 год. И это только с учётом основного места добычи. А таких мест несколько.
Строительство же районной станции на заводе "Красный Профинтерн", обойдётся значительно дороже строительства БРЭС. Прежде всего это прямые потери времени и денег. На БРЭС уже проведены все изыскательские работы, образованы технический и хозяйственный аппараты, заготовлены материалы и набрана рабочая сила.
Изыскательские работы на месте строительства.
Использование территории завода сопряжено и с конкретными неудобствами. До реки Болвы, из которой предлагается брать воду, расстояние от места строительства около километра, до угольных складов - полтора километра. Подсчёты показали, что только водоснабжение и оборудование топливоподачи обойдётся бюджету в 4 миллиона рублей. При строительстве БРЭС на эти нужды будет израсходовано только 1,5 миллиона. Кроме того, густо застроенная территория завода далеко не идеальное место для развёртывания строительных работ, а перенос производственных строений обойдётся очень дорого.
Вызвал возражение и довод в пользу использования донбасского угля. Его дешевизна связана с льготами, установленными для предприятий тяжёлой промышленности. Электростанции же к этой категории не относятся.
И, наконец, к 1935 году развивающейся промышленности района, согласно планам пятилетки, потребуется мощность в 33 000 кВт. Но это только начало индустриализации. Электростанция на "Красном Профинтерне" в силу своего расположения дальше развиваться уже не сможет, а БРЭС имеет возможности для расширения.
Взвесив все "за" и "против", комиссия пришла к решению, что постройку БРЭС необходимо продолжить и даже форсировать, поскольку упущено драгоценное время, а намеченный в первоначальном плане манёвр с "кустованием" и установкой турбогенератора на заводе "Красный Профинтерн" рассчитан максимум на два года - как раз на тот срок, который отпущен был на строительство БРЭС.
Были и ещё несколько факторов, важность которых признали и сами противники строительства БРЭС: использование местного топлива способствует развитию местной транспортной инфраструктуры, снижает нагрузку на угледобывающие районы, позволяет занять местное безработное население. Интересно, что руководство "Красного Профинтерна" радости от перспектив стать генерирующим центром Брянского промышленного района не проявило: по всему было видно, что эта головная боль ему не нужна. Однако и возражать активно не стало, согласившись принять любое решение.
Решение Окончательное, фактическое, настоящее!
Появившееся 25 мая Постановление СТО, подвело итоги затянувшегося конфликта. В известной мере решение это было компромиссным. Рабочая мощность станции была установлена в 22 тыс. кВт (два агрегата, каждый по 11 тыс. кВт), хотя в ходе обсуждения высказывались предложения повысить её до 30 тыс. кВт. Общую сумму расходов по всем сооружениям, необходимым для обеспечения снабжения района, рекомендовано ВСНХ свести в 19,2 млн рублей. (До этого шли разговоры о 24 млн. рублей).
Но ещё семь дней после появления этого Постановления руководство Брянщины по каким-то причинам пребывало в ожидании "окончательного решения. Фактического! Настоящего!!" И, лишь получив его, председатель Брянского Губисполкома И.Д.Дичев отбил на правительственном бланке телеграмму ответственному (первому) секретарю губернского комитета РКП(б) Рябову, отдыхавшему в это время в Крыму о том, что принято решение строить станцию в Белых Берегах.
Телеграмма председателя Брянского Губисполкома ответственному секретарю губернского комитета РКП(б) Рябову.