Карман Владимир Георгиевич : другие произведения.

Лиха беда начало!

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Фрагмент шестой

  

БРЭС - опытная станция СССР по сжиганию фрезерного торфа.

  
  Одним из преимуществ Брянской ГРЭС над другими торфяными электростанциями считается применение прогрессивной технологии сжигания торфа. Ведомственный журнал "Теплосила" в начале тридцатых годов информирует своих читателей: БРЭС "претендует на звание крупнейшей в Союзе лаборатории промышленного масштаба по испытанию различных топочных устройств для сжигания фрезерного торфа". Именно эти прогрессивные технологии стали одним из важнейших условий, повлиявших на решение СТО в пользу строительства торфяной станции в Белых берегах, а не угольной на территории "Красного Профинтерна". Более того, как пишет тот же журнал, было принято решение "рассматривать БРЭС как станцию примерную, опытную подобно станциям Шатурской и Штеровской, на которых в свое время были проведены опыты по сжиганию машиноформованного торфа на первой и антрацитового штыба в пылевидном состоянии - на второй".
  В чём же заключается новый метод торфосжигания? Обратимся к статье главного инженера БРЭС П. Комиссарова, помещённой в одном из майских номеров газеты "Брянский рабочий" за 1930 год. Известно, что стоимость электричества, производящегося на тепловых электростанциях, во многом зависит от стоимости топлива и его теплоотдачи. "Что касается торфа, то на его стоимость, - говорится в статье, - влияет метод добычи". Автор поясняет, что добыча торфа традиционным - машинно-формовочным - способом требует дорогостоящего оборудования. Поэтому фрезерный способ добычи более дёшев, чем кусковой. Так капитальные затраты на тонну воздушно-сухого торфа, полученного машинно-фрезерным способом, составляли от 18 до 24 рублей, фрезерного же - от 9 до 12 рублей. При условии применения ручного труда для обеспечения станции топливом при машинно-формовочном способе потребуется 3200 человек, при фрезерном - 1300.
  Что не менее важно, сжигание фрезерного торфа даёт больший эффект, чем полученного машинно-формовочным способом. Проблема, однако, заключалась в том, что для сжигания фрезерного топлива стандартные решетки не подходили. Поэтому учёным в спешном порядке пришлось разработать целый ряд недорогих конструкций топок, предназначенных именно для этого вида топлива.
  
  

Трудности внедрения прогрессивного способа торфосжигания

  
  Главный инженер в своей статье сообщает, что применение новой технологии сжигания торфа на БРЭС внедряется "с большим трудом и громадным техническим риском". Он не уточняет почему, но из другой публикации "Брянского рабочего" мы узнаём, что решать проблемы, связанные с внедрением, специалисты БРЭС вынуждены были сами, потому что "Теплотехнический институт, куда руководство Строительства обратилось с просьбой о проведении опытного сжигания фрезерного торфа в промышленном масштабе, ответил отказом, и БРЭС пришлось самой проводить опыты, не имя на это специальных кадров". Кто и почему противостоял внедрению прогрессивного метода из доступных нам материалов неизвестно, однако ясно, что это были достаточно влиятельные силы.
  Заочно споря с противниками нового метода, главный инженер приводит убедительные факты в доказательство выгодности нового способа, утверждая, что новшество в значительной степени сократит капитальные вложения в оборудование торфоразработок, поскольку на эти цели вместо 5,5 млн, потребуется всего 3-3,5 млн. рублей. В результате внедрения стоимость электроэнергии уменьшится на 0,5 - 0,7 коп на киловатт-час. Такое снижение при ожидаемой в первый год работы БРЭС отпуске энергии в 100 млн кВт-час даст экономию около 500-700 тысяч рублей.
  Особо отмечается в статье, что "помимо удешевления энергии, применение фрезерного торфа укрепляет сырьевую базу БРЭС, потому что с каждого торфяника при фрезерном способе добычи можно взять примерно на 10 процентов торфа большее, чем при машинно-формовочном способе, так как не остаётся мертвых площадей и глубоких окраин". Этот способ позволяет использовать и те болота, которые при других способах добычи останутся незадействованными. Благодаря этому даже при увеличении мощности БРЭС против плановой, запасов торфа хватит на 40 лет.
  Однако есть у этого способа добычи и недостатки. Фрезерный торф являет собой сыпучую смесь мелких частиц разного размера. Разрыхленный он остаётся для просушки на месте добычи. Поэтому высохнуть до необходимой кондиции может лишь при сухой солнечной погоде. Выходит, что добыча возможна лишь в тёплое время года на протяжении достаточно короткого периода времени. Однако в статье Комиссарова сказано, что для сушки-уборки торфа вручную "требуется всего 2-3 погожих дня, а с применением техники на уборку затрачивается полтора-два дня". Дело в том, что на болоте Пальцо применялся послойно поверхностный способ, при котором фрезерование производится на глубину до 15-30 мм. Этот способ более перспективный, с точки зрения сушки и добывания, чем послойно-глубокий.
  Что же представляет из себя фрезер? Это машина для полировки площадей, употребляемая в сельском хозяйстве. Использование её для добычи торфа требует лишь небольших изменений фрезерующих ножей. Для добычи торфа была сконструирована фреза, прикреплявшаяся к трактору системы "ФП". В статье сообщается, что испытание агрегата "дало блестящие результаты" и применение этой конструкции даст возможность "отказаться от ввоза заграничного оборудования, так как отечественное оборудование стоит 3500 рублей, заграничное "Сименс-Шуккерт" - 13000 рублей". Далее мы узнаём, что для БРЭС были спроектированы не только машины для механизированной добычи торфа, а также машины для погрузки и разгрузки и специальные вагоны для перевозки.
   Фамилии изобретателей форсунки для пылевидного топлива, патент на которую был выдан В.Д. Кирпичникову и Б. В.Мокршанскому, в статьях "Брянского рабочего" не упоминаются. Возможно, потому, что в это время эти люди уже находились в разработке у органов внутренних дел. Речь в газете идёт о топках изобретателя Шершнёва. (А.А. Шершнёв - инженер Центрального котлотурбинного института (Ленинград). В 1930-х годах разработал вихревую топку, в которой сжигание фрезерного торфа производилось без предварительной подсушки и размола. Изобретение получило название "топки Шершнева". В 1945 году за своё изобретение удостоен Сталинской премии.)
  
  

Издержки индустриализации

  
   Хотя разногласия в руководстве страны по поводу БРЭС создали серьёзные трудности для строителей, но полностью остановить их деятельность они не смогли. Однако нервозности в работе прибавили. В отчёте о строительстве БРЭС за 1927/28-й годы встречается упоминание о "злополучной докладной записке Главной Инспекции ВСНХ, настаивавшей на прекращении строительства". Там же сообщается, что возникшие в результате этого "финансовые неурядицы грозили сорвать хорошо налаженную заготовку материалов, доставку которых пришлось прекратить", но, в конце концов "положение удалось спасти". В отчёте о выполнении годового плана заместитель главного инженера БРЭС В.Н. Николаев даёт свою оценку происшедшему. Причиной "финансового кризиса" перед началом строительного сезона 1928 году, - сообщает он, - стало возбуждение инспекцией ВСНХ вопроса о пересмотре проекта ГРЭС", однако "положительное решение Совета труда и обороны дало возможность продолжить работу, восстановить кредиты, но время было упущено".
  Наверное, разработчикам проекта строительства пришлось поволноваться. И было с чего. Над ними всерьёз сгущались тучи. В стране начались судебные процессы против инженеров, обвиняемых во вредительстве. Самой известное из уголовных дел, возбуждённых по признаку "экономической контрреволюции", Шахтинское, рассматривалось судом в мае-июле того же 1928 года. И это было только начало. На котлах Брянской ГРЭС должны были монтироваться топки конструкции инженеров В.Д. Кирпичникова и Б.В. Мокршанского. Предназначались они для сжигания фрезерного торфа в пылевидном состоянии с предварительным дроблением и подсушкой его в мельнице. Дело новое. Ранее нигде не испробованное. Возможно, бои вокруг проекта, были первым подходом к инженерам. Но не последним. В. Д. Кирпичников был арестован 29 сентября 1930 г, Б.В.Мокршанский - 2 июня 1933 г.
    []
  Судьба Виктора Дмитриевича Кирпичникова удивительна и трагична.
   http://www.mosenergo-museum.ru/Energetics_to_the_Personalities/Staff/760/
   Революционер и талантливый инженер он отбывал наказание и в царских, и в советских тюрьмах. Но если в дореволюционные времена сидел за дело, то после революции - безвинно. 15 июня 1931 г. он за "вредительство в торфяной промышленности и участие в контрреволюционной организации" приговорен к расстрелу с заменой его на 10 лет заключения. Содержался в особом конструкторском бюро Тульской обл. Участвовал в сооружении местной электростанции. Через полгода вдруг был освобождён. После освобождения в декабре 1931 г. В.Д. Кирпичников работал инженером технического отдела Мосэнерго. 7 февраля 1933 г. приговор был отменен коллегией ОГПУ. В январе 1933 г. был назначен начальником теплоэлектроцентрали на Березниковском химкомбинате в Пермской обл., успешно наладил работу её импортного оборудования, за что нарком тяжелой промышленности Г.К. (Серго) Орджоникидзе наградил его лимузином Бьюик, квартирой в Москве и орденом Ленина. (!) После самоубийства Г.К. Орджоникидзе В.Д. Кирпичников был арестован и 16 марта 1937 г. вновь приговорен к расстрелу. Расстрелян 14 сентября того же года. Реабилитирован в апреле 1958 года.
   Борис Васильевич Мокршанский обвинялся по статьям 58-6, 58-7, 58-9 УК РСФСР. Осужден 13 октября 1933 г. к 10 годам лишения свободы. Реабилитирован в 1950-е. Скончался 26 мая 1971 года на 83 году жизни. Фото Бориса Васильевича найти не удалось.
  
  Мы не знаем, связана ли приостановка строительства напрямую с судьбами этих людей, хотя упоминание проекта и торфа в решении ВСНХ наводит на такое предположение. Но не исключено, что при проектировании ГРЭС, действительно, были допущены какие-то - некритические - ошибки, которые удалось исправить в ходе строительства. Хотя В.Н. Николаев это категорически опровергает. Он сообщает, говоря о перепроверке данных, якобы свидетельствующих о недоработке проекта: "Это оторвало большую часть технических работников для опровержения необоснованных выводов инспекции" ВСНХ. Необоснованных!
  Здесь нелишним будет вновь упомянуть споры между сторонниками эволюционной теории, утверждающими, что не случись в России социальных потрясений 1917 года, энергетика продолжила бы поступательный рост и достигла бы не меньших высот развития, чем это произошло в тридцатых годах и теми, кто доказывает преимущество социалистического строя, позволяющего решать проблемы экономики более успешно. Хочется в связи с этим поставить вопрос: возможна ли была такая задержка строительства при наличии проекта и финансирования, если бы это было частное дело капиталиста? Понесли бы уголовную ответственность инженеры - разработчики прогрессивных технологий за свои политические взгляды? Вспомним, что Кржижановский - видный деятель большевистской партии - успешно работал на высоких постах в капиталистических предприятиях, несмотря на своё активное участие в революционной борьбе. Впрочем, этот вопрос не относится к теме данного исследования, потому отвлекаться на ответ нет необходимости. Тем более, что окончательного ответа на него, скорей всего, и получить невозможно.
  
  

Источники финансирования

  
  Финансирование Строительства складывалось из трёх источников: поступлений из госбюджета, поступлений из местного бюджета и "расходов по кустованию от местной промышленности". В. Н. Николаев сообщает, что поступления от промышленности были получены только "после многократных напоминаний и давления через вышестоящие органы и не наличными деньгами, а векселями на 3 месяца". Правда, векселя эти были оплачены в установленные сроки, а вскоре наладились и выплаты наличными. (Речь, скорей всего идёт о тех 375 тысячах рублей, которые 12 предприятий района электрификации должны были внести вскладчину до 1 апреля 1930 года.). Из госбюджета с 1.10.27 по 1.10.28 должно было поступить 3.858 тыс. рублей, поступило - 2.465. От Брянского губернского исполкома "назначено" было 720 тыс. рублей, но вследствие "тяжелого положения Губсовета" эти ассигнования тоже были сокращены, однако не уточняется насколько.
  
  

Что сделано к концу 1928 года

  
  И, тем не менее, за год сделано немало. Проведены изыскания для проекта и производства работ. Были налажены водоснабжение и телефонная связь, проложены железнодорожные и шоссейные подъездные пути. Подготовлено к осушке болото, сведён и выкорчеван лес вокруг него. Завершалось сооружение плотины, были построены необходимые для электроснабжения района линии электропередачи и подстанции. Проведена большая часть строительных работ, связанных с установкой турбогенератора 11 тыс. кВт на заводе "Красный Профинтерн". Его пуск весной 1929 года (а не осенью 1928-го, как предполагалось) позволил передавать электроэнергию для нужд строительства.
  Построена была часть постоянного поселка - того, где будут жить работники, обслуживающие станцию после её пуска. Сдан поселок для строителей со всеми вспомогательными и хозяйственными постройками. Таким образом, жилищный вопрос на строительстве оказался "близок к окончательному разрешению".
    []
  Строительная бригада за работой.
  
  Но если на строительстве БРЭС условия труда и быта понемногу налаживались, то на сушке болота, где в октябре 1928 года было занято почти полторы тысячи человек из 1800 всех рабочих, у большинства, как сообщает "Брянский рабочий", "нет квартир, и они вынуждены строить для себя балаганы, чтобы укрыться от дождя". Что такое "балаганы", можно только догадываться. Но понятно, что укрытия эти необустроенные и лишённые минимальных удобств.
  Тяжёлые условия работы, неустроенность быта, плохо организованная охрана труда стали причиной частых болезней и многочисленных травм.
  В первый строительный сезон (с 1 мая по 1 ноября 1928 года) произошло 64 несчастных случая, из них 7 тяжёлых и один смертельный: по неосторожности один из грузчиков попал под железнодорожный вагон.
  Однако положение постепенно налаживаться. И уже в следующем году условия труда и отдыха становятся лучше.
  
  

Кадры, которые должны "решить всё"

  
  Через семь лет прозвучит знаменитая Сталинская фраза: "Кадры решают всё!". К тому времени у страны появилась возможность массово готовить квалифицированных работников и технических специалистов, а в 1928 году их ещё остро не хватало. Отсюда претензии у руководства строительства к уровню квалификации инженеров и техников. "Опытные работники, - говорится в отчёте В.Н. Николаева, - отказываются ехать на строительство или ставят условия оплаты труда, превышающие имеющиеся ограниченные возможности по этой части. В центре они зарабатывают лучше и свободны от повышенной ответственности..." Отразился на состоянии технических кадров и вынужденный перерыв, связанный с разбирательством по поводу проекта. За первый год работы сменилось 8 заведующих отделами и подотделами, 9 инженеров.
  Но это не значит, что на стройке не было квалифицированных, инициативных инженеров.
   []
   Этот специалист - явно интеллигент новой формации, из рабочих или крестьян.
  
  Из отчёта тов. Николаева узнаём, что местными специалистами была налажена "полная механизация процесса бетонирования с использованием импортной бетономешалки непрерывного приготовления". Инженеры строительства также пересчитали количество арматуры в проектах и обнаружили излишние запасы прочности. В результате была облегчена арматура в плите плотины и в фундаменте турбогенератора. Исследования уровня грунтовых вод позволили заменить железобетонные сваи, первоначально запроектированные, деревянными. В результате того, что строительство удалось обеспечить смоленским гравием, отпала надобность в использовании камнедробилки. Всё это позволило сократить время работ и их стоимость.
  Помогло то, что к началу строительных работ была произведена заготовка всех необходимых материалов, которая "велась хозспособом, а не была поручена контрагентам".
  
  

Грабари - главная сила великих строек первых пятилеток

  
  Основную массу рабочих на строительстве БРЭС составляли крестьяне окрестных сёл. Коллективизация только началась, поэтому селяне пока были вправе распоряжаться собой и своим имуществом. Они же предоставляли строительству транспорт - лошадей и телеги, на которых подвозились грузы со станции, вывозился вырубленный вокруг болота лес. Проблема осложнялась тем, что эта рабсила была сезонной, а сельскохозяйственный сезон и строительный по своим срокам совпадают.
  Условия труда были тяжёлые, права работников часто нарушались. Как показывают материалы различных проверок, многие работали на строительстве "в обход биржи труда по 10-12 часов без оплаты сверхурочных". Но даже это крестьян устраивало. Потому что средняя зарплата по меркам провинции была достаточно высока - на рубль выше средней зарплаты по стране - и составляла более 57 рублей. (Чтобы оценить покупательную способность рубля, надо иметь в виду, что килограмм белого хлеба стоил 20 копеек, килограмм перловой крупы - 25 копеек, килограмм чая кирпичного - 3 рубля 10 копеек, килограмм варёной колбасы первого сорта - 80 копеек.).
  Главная задача начального периода строительства состояла в расчистке слоя основания плотины. Тяжести перевозили на лошадях, впряжённых в телеги, и на тачках. Производились эти работы "грабарями" - главной силой великих строек первых пятилеток.
    []
  Грабари - это одновременно землекопы и возчики, занимающиеся не только выемкой грунта, но и выравниванием площадки, вывозом земли. То есть работники, осуществляющие при помощи конной тяги с использованием волокуши и плуга функции бульдозера, экскаватора и самосвала.
  
  Работа у грабарей очень тяжёлая и требует особой сноровки, потому не каждому крестьянину она по силам. В то время существовали артели профессиональных грабарей, труд которых был значительно более эффективным, чем случайно набранных сельских жителей. "Брянский рабочий" в номере от 25 августа 1928 года рассказывает, что "местные грабари не приспособились" к работе на БРЭС и поэтому пришлось нанять киевских. Эти "специалисты по рытью земли вырабатывают в полтора-два раза больше, чем местные".
  
  

Зачем нужен трудовой героизм при выполнении планового задания?

  
  Самое удивительное, что после перечисления всех трудностей с финансированием, формированием кадрового состава, снабжением в годовом отчёте вдруг следует фраза о том, что средняя производительность труда на строительстве по отношению к нормам Урочного Положения составила 140 процентов. В целом, как отмечается в отчёте, "исключительное напряжение всех сил Строительства позволило выполнить программу "в той степени, как было указано". Невольно задумаешь над этим... Как такое могло быть? При огромном превышении нормы производительности труда программа выполнена в основном... Дальше мы много раз будем удивляться этому парадоксу. На протяжении всех четырёх лет ударный труд и энтузиазм строителей, часто перевыполнявших нормы в два раза и более, приводил лишь к тому, что плановые задания с большим трудом выполнялись в срок. Героическая борьба за выполнение плана (экономически обоснованного задания!), стала нормой жизни. При этом качество, по словам представителей общественных организаций, контролирующих строительство, далеко не всегда было на высоте. Во всяком случае, примеры ударного труда и разгильдяйства соседствуют в газетных отчётах губернского партийного органа "Брянский рабочий", который взял над строительством своеобразное идеологическое шефство, практически в каждом номере.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"