Карпов Андрей Владимирович : другие произведения.

Природа поэзии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  У многих на слуху пушкинские строки:
  
  Не продаётся вдохновенье,
  Но можно рукопись продать...
  
  Вообще-то, это реплика Книгопродавца из стихотворения "Разговор книгопродавца с поэтом" (1824). Торговец на протяжении всего стиха вымогает у поэта его новое произведение, тогда как поэт сомневается - он творит не для воздаяния, а получив некий опыт, теперь уже и не надеется на понимание читателя, так зачем же ему издаваться? На что торговец замечает, что так рассуждали и Байрон, и Жуковский, тем не менее их произведения неплохо продаются. Поэт мечтает о свободе, но в нынешний. "железный" век "без денег и свободы нет". На этот аргумент у поэта не находится возражений, и рукопись идёт в печать.
  
  Между тем, быть профессиональным поэтом - то есть обеспечивать средства для жизни своим творчеством, крайне сложно. Сам Пушкин получал деньги не только с книг, ему шло жалование как камергеру-юнкеру, а также были какие-то доходы с поместий. При этом денег поэту хронически не хватало, он постоянно должал.
  
  Пожалуй, поэтическое творчество могло хоть как-то финансово обеспечивать автора только в СССР. И то, малоизвестным (и малотиражным) поэтам приходилось перебиваться литературной подёнщиной (всякие тексты для нужд радио, телевидения, малой сцены) и, в первую очередь, переводами. Но всё-таки можно было ощущать себя профессиональным поэтом. Поэтому, наверное, только в СССР могла получиться интерпретация поэзии как ремесла, что мы видим у Давида Самойлова:
  
  Слова
  
  
  Ремесло предполагает мастеровитый подход к делу. Умение достигать некоего продуктивного результата.
  
  Далеко в прошлом - у древних греков - существовало понятие τέχνη ("техне" - отсюда "техника"), объединяющее ремесло и искусство. Художник был просто одним из ремесленников. Однако сегодня мы противопоставляем ремесленничество и искусство. Первое нацелено на создание прагматической, а второе - художественной ценности, как правило, не имеющей прагматической составляющей.
  
  Поэтому, если мы отказываем поэзии быть ремеслом, она, видимо, должна считаться искусством. Гимн искусству можно найти в стихотворении швейцарского франкоязычного автора Анри-Фредерика Амьеля:
  
  
  Упорен будь, коль знаешь, что силен.
  Трудись! Искусства нет без огорченья.
  Напрасны могут быть твои мученья.
  Талант не только в силе заключен.
  Гни лук, но не ломай! И мощь не впрок,
  Когда выходит из границ рассудка.
  Запомни: как бы ни старалась дудка,
  Стократ мощнее благородный рог!
  
  Искусство велико, искусство ждет.
  Ему потребен жрец неутомимый.
  В нем сильный обретает храм незримый,
  Но слабый лишь могилу обретет.
  К тому, кто лжет, вопрос искусства строг:
  "Чего ты хочешь? Нет! Что можешь? Ну-тка!"
  Когда тебе по силам только дудка,
  Оставь в покое благородный рог!
  
  (публикация 1854, перевод Владимира Швыряева)
  
  Амьель дает нам два плана искусства. Для высокого искусства выбран образ рога; антиподом рогу выступает дудка. При этом Амьель использует диалектное словечко turlututu ("турлутуту"), являющееся не более чем звукоподражанием. Проще уже некуда.
  
  Хотя и рог, и дудка - музыкальные инструменты, поэт, используя общее слово "искусство", ведёт речь, всё-таки, скорее о поэзии, а не о музыке. Не случайно стих имеет посвящение Теофилю Готье - тоже знаменитому поэту.
  
  Какими бы интонациями не была насыщена поэзия - простонародными ("дудочными") или благородными - она, по силам каждого из ее адептов, являет собой продукт таланта и выражается в том, чему мы можем дать имя произведения искусства. Территория искусства охватывает все ее проявления: "дуб и незабудка" прекрасны по-своему (в оригинале на месте незабудки - соломинка, и даже её поэзия способна сделать возвышенной).
  
  Итак, поэзия - искусство?
  
  Но может быть и ещё одна точка зрения. Будь то ремесло или искусство, мы имеем дело с субъектом (мастером или художником), который работает с материалом, создавая некую ценность. Но всегда ли поэт управляет поэзией? Или в некоторых случаях поэзия управляет им? И тогда он - только канал, через который реализуется стихия. Вот как это чувствует Николай Заболоцкий:
  
  
  
  (1957)
  
  Какова природа поэзии - ремесло, искусство или стихия - каждый поэт решает сам, независимо от других.
  
  Больше хороших стихов в ТГ-канале ЕЖЕДНЕВНИК ПОЭЗИИ: https://t.me/stihydnya

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"