Карпов Андрей Владимирович
Чистая поэзия или поэзия с примесью?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Типография Новый формат: Издать свою книгу
 Ваша оценка:

  
  
  
  "Смотри, как птица, голову склонив,
  поёт на ветке грустное без грусти,
  и как пушисты почки старых ив,
  и как упрямы избы в захолустье..." (Полина Орынянская "Грустное без грусти")
  
  Поэзия пытается нам что-то сказать. Она нас тормошит: "Смотри!" - и мы смотрим. Мы получаем послание, отправленное поэтом. Вступаем в диалог. Нам - слово, от нас - реакция. Поэт нажимает на клавишу, и звучит звук, на который откликается наша душа.
  
  А ведь можно использовать и другой образ. Поэт дёргает за ниточку, а мы откликаемся. Наша реакция в какой-то мере прогнозируема. А это значит, что нами можно управлять. Поэт превращается в кукловода. Наши эмоции - что-то вроде дохода, полученного путем манипуляции.
  
  Или ещё один образ. Поэт нас не эксплуатирует, а пробуждает. Он - пророк. Его стихи зовут, выводят читателя-слушателя на новый уровень (сознания или эмоциональности).
  
  Обязательно ли всё это? Можно ли стихи изолировать от реакции? Избавить поэта от социальной роли пророка-тормошителя-кукловода? Оставить его с поэзией тет-а-тет?
  
  Так родилась концепция чистого искусства - "искусства для искусства". Художник может нарисовать прекрасный пейзаж, композитор - сочинить музыку, используя гармонические созвучия, ну и поэт - производит свой стих именно как произведение искусства. Эту программу можно увидеть в стихотворении "Поэзия" Фёдора Тютчева:
  
  Среди громов, среди огней,
  Среди клокочущих страстей,
  В стихийном, пламенном раздоре,
  Она с небес слетает к нам -
  Небесная к земным сынам,
  С лазурной ясностью во взоре -
  И на бунтующее море
  Льет примирительный елей.
  
  К направлению "чистого искусства" наряду с Тютчевым у нас причисляют Афанасия Фета. И вот, пожалуй, самый хрестоматийный пример:
  
  Шёпот, робкое дыханье,
  Трели соловья
  Серебро и колыханье
  Сонного ручья
  Свет ночной, ночные тени
  Тени без конца,
  Ряд волшебных изменений
  Милого лица,
  В дымных тучках пурпур розы,
  Отблеск янтаря,
  И лобзания, и слёзы,
  И заря, заря!..
  
  На Западе акцент ставился немного иначе. Поль Валери в своей статье "Чистая поэзия" говорит, что данный термин он использует так же, как мы говорим "чистая вода", то есть вода без примесей. Применительно к поэзии это означает, что стих стремится быть от и до поэтическим текстом, а то, что не поэтическое, должно быть из него элиминировано. Это, конечно, недостижимый идеал. Но - во всяком случае - несомненно заданное направление. Предвестником чистой поэзии можно считать Эдгара По, мастерски оттачивающего выразительность своих произведений. Классическим же примером является Шарль Бодлер.
  
  Туманы и дожди
  
  И осень позднюю и грязную весну
  Я воспевать люблю: они влекут ко сну
  Больную грудь и мозг какой-то тайной силой,
  Окутав саваном туманов и могилой.
  
  Поля безбрежные, осенних бурь игра,
  Всю ночь хрипящие под ветром флюгера
  Дороже мне весны; о вас мой дух мечтает,
  Он крылья ворона во мраке распластает.
  
  Осыпан инея холодной пеленой,
  Пронизан сладостью напевов погребальных,
  Он любит созерцать, исполнен грез печальных,
  
  Царица бледная, бесцветный сумрак твой!
  Иль в ночь безлунную тоску тревоги тайной
  Забыть в объятиях любви, всегда случайной!
  
  "Цветы зла" Бодлера, разумеется, никак нельзя назвать "примирительным елеем". От них идёт тяжелый запах декаданса (упадка, разложения). Но в то же время в подобных стихах можно найти и определённую общность с русским чистым искусством - это художественная отстранённость. Ведь, в сущности, предмет может быть любым, если значение имеет лишь поэтическая выразительность.
  Вот, к примеру, стихотворение Жана Кокто "Смерть адмирала"
  
  Мыльная пена.
  Брызги.
  Грохот.
  Ярость. Взбесившейся лошади хохот,
  Лошади, убегающей от брадобрея...
  Руки - настурции в пламени жарком,
  Кровь голубицы, бледные лица
  Мумий. Последний залп батареи.
  И адмирал, на мостике стоя,
  Медленно опускается, как занавес в театре,
  И берег аплодирует, вдали чернея.
  
  Выразительность тут явно доминирует над содержанием. Если двигаться в эту сторону дальше, то можно выйти к экспериментам Велимира Хлебникова:
  
  Вечер. Тени.
  Сени. Лени.
  Мы сидели, вечер пья.
  В каждом глазе - бег оленя
  В каждом взоре - лет копья.
  И когда на закате кипела вселенская ярь,
  Из лавчонки вылетел мальчонка,
  Провожаемый возгласом:"Жарь!"
  И скорее справа, чем правый,
  Я был более слово, чем слева.
  
  Ещё дальше - знаменитое "Дыр бул щыл" Алексея Крученых, когда семантики вообще уже не остаётся. Это, так сказать, чистая поэзия в пределе. Но она интересна читателю только как эксперимент - как логическое (или эстетическое) упражнение. Чистую поэзию (чистое искусство) можно цитировать, но это будет "цитата от ума", а не "цитата от души".
  
  Нам всё-таки нужно, чтобы частичка нашей души входила в резонанс с клавишей, нажатой поэтом. Мы нуждаемся, чтобы нас подёргали. Душа застаивается, а поэзия заставляет её двигаться, и это благо. Просто смотреть и скучно, и бесполезно. Нам нужно сопереживать, выстраивая мостик от того, что видит и о чем говорит поэт, к самому поэту, а от него к себе. Как, например, это происходит со стихом "На уровне ласточек" Алёны Бабанской.
  
  На уровне ласточек - щебет и свист -
  Висит небосклон, беззаботен и чист,
  Висит небосклон, благосклонен,
  Светило катая в ладони,
  Как будто по блюдцу с лазурной каймой,
  А мы, позабыв о юдоли земной,
  Лежим на российской равнине,
  Вплетённые в запах полыни.
  Лежим и глядим в голубой небосвод,
  Как в нём невесомое время плывёт.
  А, ежели будем, как дети,
  То, может, оно не заметит
  В цветочном ковре - свысока? с высоты?
  Подумает, может, мы тоже - цветы
  С обычной цветочной судьбой:
  Стеречь небосвод голубой.
  
  Больше хороших стихов в ТГ-канале ЕЖЕДНЕВНИК ПОЭЗИИ: ЕЖЕДНЕВНИК ПОЭЗИИ https://t.me/stihydnya

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"