В целом в этом году неплохой уровень. Напишу про то, что понравилось больше всего.
Уровень третий.
Крич Женя. Вернуться домой.
Неплохой, трогательный рассказ. Фантдоп, сюжет, моральные искания героев - всё добротно. И герои индивидуальные и различимые. Смущает то, что непонятно, зачем вся эта сложная система сделана. В смысле, зачем нужно было отправлять в неприятное место черт знает куда такое количество талантливых людей, которым на месте прибытия нечем заняться.
Фурзикова Юлия. Один конец радуги.
Вполне хорошо написанная приключенческая история. Драма на охоте, смертельное заболевание, чудесное избавление. Всё по канонам жанра, включая разгадку истинной цели экспедиции.
Гарридо Аше. Господин Мухоморский.
Очень необычно написано. Это скорее не обычный рассказ, а юмористический этюд на тему "графоман или гений, и как их различить". Но написано, как всегда, хорошо.
Львова Лариса Анатольевна. Нещечко.
Хороший, весёлый рассказ. Композиционно вполне выдержан, действие ни на секунду не затянуто. Но некоторые языковые небрежности заметны и слегка раздражают.
Яценко В.В. Смерть, Галактика и бисер.
Фантдоп и сеттинг в полном порядке. Не совсем в полном, конечно. Все металлы перепутаны. Вначале идет речь о железе, потом появляется кобальт, потом откуда-то руда (неизвестно какая), потом редкоземельные элементы и актиноиды. Возникает даже подозрение, что автор их путает. Но в целом вполне живой боевик.
Уровень второй.
Маугли Д. Цели, которые мы выбираем.
Жёстко написано. Фантдоп довольно мизогинистический: в результате экспериментов с непроверенными лекарствами беременные женщины стали лишаться разума. Написано с сочувствием ко всем персонажам, и никаких явных злодеев или героев нет. Вполне реалистичная манера письма. Вроде бы ужастик, но без нагнетания ужасов: реальные люди в реальных обстоятельствах "прекрасного нового мира".
Прягин Владимир. Заземление.
Опять хорошо сделанный рассказ. Читателю открывают правду постепенно, шаг за шагом. Автор задается извечным вопросом последних десятилетий: как получилось, что человечество свернуло с пути космической экспансии на путь развития информационных технологий? Хочется отметить пасхалочку в самом начале: упоминается, что главный герой окончил школу в 2102 году. То есть мы в мире Полудня. Сеттинг сделан превосходно. Живые герои, интересные и неодномерные. Жалко, что окончательного ответа на извечный вопрос так и нет, но никто не обещал сделать это в 30К знаков.
Уровень первый.
Мори Юрий. Неуверенный пользователь.
Хорошая хардкорная фантастика. Прекрасно прописанный фантастический мир. Ощущения того, кто становится богом, переданы мастерски. И, конечно, неожиданный главный герой - лично меня автор обманул J
Майк Гелприн. За что мне всё это?
По мне, самый сильный рассказ в конкурсе. Опять, как и в некоторых других рассказах этого года, истина открывается не сразу, как будто с луковицы снимают слои.
Формат рассказа, опять же по моему мнению, не для этого конкурса. Мрачный, неприятный текст, натуралистический до омерзения. Нелепые и жалкие герои, и до самого конца непонятно - что, собственно говоря, происходит, и за что им это всё?
Когда всё окончательно выясняется, становится ещё хуже. Но сделано это мастерски, без всяких скидок.
И несколько рассказов, которые сильно не понравились.
Щетинина Елена. Вустричный бог.
Я не очень понимаю, где в этом рассказе фантастика. Нищего мальчика накормили дюжиной устриц, и он блюет ими: одна, две, три... одиннадцать. Блевание описано подробно и со вкусом. Последняя не выходит, он падает, ударяется затылком о камень, и, видимо, умирает. Больше там ничего нет, кроме старательной стилизации под литературу конца 19 века. Я не понимаю, зачем это написано. Такой ухудшенный ранний Сорокин.
Flyingtost. Раковина.
Мало того, что текст состоит из одних штампов, из дешевых боевиков: "дрожа от страха, старик с трудом выдавливал слова", "простонал несчастный, прижимая к груди переломанные пальцы" - и тому подобное. По сюжету претендует на ужастик, но в чем именно состоит ужас, и чего надо бояться, остается непонятным. Изображен какой-то неприятный и даже отвратительный мир. Действие скачет и куда-то движется безо всякой внутренней логики. Такие тексты прилично писать в шестом классе.