Кашеварова Ирина : другие произведения.

Рецензия к "путешествие Капельки"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:

Рецензия к "путешествие Капельки"

Штурнева С.Б. Путешествие Капельки

1. Сначала о манере изложения.
Жила-была Капелька. Она была маленькая, но очень любопытная. И была у нее мечта посмотреть весь мир. Капелька была среди множества таких же капелек, как она, в весеннем ручейке, который влился в большую и широкую реку. Она плыла и плыла себе по течению и пока еще не знала, что реки впадают в моря.

Была, была, была. Большинство учебных пособий по писательству относят слово "была" к сорнякам, от которых надо по возможности избавляться. А уж если это слово подряд в четырех предложениях.
Категорически на переписывание. Вариант первого абзаца:
Жила на свете маленькая, но очень любопытная Капелька. Она грезила путешествиями по диковинным местам, знакомствами с необыкновенными существами. Крохотным весенним ручейком наша мечтательница с миллионом других капелек влилась сначала в большой ручей, а затем в широкую реку. Она беззаботно плыла по течению, не подозревая, что ждет ее впереди.

Ну а дальше, вы конечно, догадались, она снова попала в речку, затем в море, а потом в океан и везде она встречала своих старых друзей, чему все были очень рады!
   Это, дорогой мой читатель, называется "круговорот воды в природе", но для нашей Капельки это было чудесное кругосветное путешествие!

 
Любая фраза уточняет слово, предшествующее ей. А значит, читаем следующее: она встречала старых друзей и все были рады. Это называется "круговорот воды в природе".
Что именно? Встреча с друзьями - есть круговорот? Или радость от встречи?
Вы взрослый человек, и понимаете, что "круговорот" относится к более ранним абзацам про облака, дождь, снег. Но, увы и ах, если не знать заранее, то понять, что же именно является круговоротом невозможно. Да, дальше вы уточняете, но я прочитаю уточнение позже. Когда непонимание уже сложилось.
Такое чудесное путешествие капелек по воде, воздуху и суше люди назвали "круговоротом воды в природе". Именно благодаря этому круговороту на земле существует жизнь.

2. Так же Вам надо обратить внимание на употребление слов.
осьминог стал очень чистоплотно промывать свое жилище

чистоплотный - любящий чистоту, содержащий себя в чистоте, опрятный.
Осьминог может быть чистоплотным. А чистоплотно промывать - это как? Мыть, находясь в состоянии любви к чистоте? А когда закончит промывать, уже  чистоту любить не будет?
Попробуйте использовать слова "тщательно", "аккуратно".
3. Убрать двойные описания.
рыбу с узким мощным телом с сильными мышцами

У мощного тела мышцы всегда сильные. Не надо писать одно и то же разными словами.

В 1-3 пунктах я взяла только несколько образцов. Но перерабатывать такие "косяки" Вам надо во всем рассказе.

4. Читаем аннотацию: очерк для детей о круговороте воды в природе и обитателях рек-морей-океанов.
Почему бы сюда еще не добавить "про морские суда", "про микробов", "про химические элементы"?
Я понимаю, что Вы много знаете и хотите рассказать сразу и обо всем. И все-таки давайте не растекаться вширь, как Россия-матушка.
Так все-таки о чем рассказ? По статистике в рассказе 12714 символа. Из них 11512 приходится на рыб, и всего 1202 (это 9,5% от истории) - на круговорот.
Круговорот воды -  никак не является темой рассказа, ему уделены первый и последний абзац истории. Их можно вообще убрать из произведения, при этом основная суть рассказа не изменится.
Делаем вывод, что история все-таки о водных обитателях.

Газообразное и твердое состояние капельки  - в рассказе только упомянуто. Так как круговорот не является основной темой произведения, следует или вообще убрать другие агрегатные состояния, как не имеющие отношения к рассказу. Или описать их так же развернуто, как и про реки/моря, преобразовав, таким образом, проходную мысль - в тему заднего плана. Т.е. рассказать о водных, сухопутных и  воздушных обитателях на фоне путешествия капельки в трех ипостасях.

5. Рассмотрим перечень выбранных объектов.
По месту обитания:
река: речной рак, рыба-бабочка (12,5 % от общего количества);
море: морской конек, рыба-хирург, рыба-попугай, рыба-жаба, рыба-крокодил, каракатица, осьминог, рыба-павлин (50% от общего количества);
океан: рыба-Луна, рыба-клоун, рыба-капля, рыба-парусник, рыба-меч, рыба-Опа (37,5% от общего количества).


Почему такое предпочтение моря по отношению к реке? Вы не любите речных обитателей?

По составу:
не рыба: речной рак, морской конек, каракатица, осьминог.
рыба: рыба-бабочка, рыба-хирург, рыба-попугай, рыба-жаба, рыба-крокодил, рыба-павлин, рыба-Луна, рыба-клоун, рыба-капля, рыба-парусник, рыба-меч, рыба-Опа.


Опять огромный перекос в сторону рыб. Большое разнообразие хордовых и их любопытные названия - не аргумент.
Вывод: ребенок, которому прочитают книгу, получит крайне однобокое представление о водных обитателях, а значит "тема сочинения не раскрыта".

6. Поддержание интереса
Еще на морских обитателях мне стало скучно читать одно и то же: Капелька встретила рыбу, восхитилась ею, предложила дружить.
Может с картинками будет интереснее. Но рассказ получился монотонным и однообразным.
Создалось ощущение, что половина рыб "запихнуто", чтобы добить объем до конкурсных требований. Самая роковая ошибка писателя - работать на объем. Есть что сказать - говорите, нет - молчите. Лишние слова сделают рассказ водянистым.

7. Нестреляющее ружье
почему-то всем интересно где мы зимуем - ответил рак, - вот я и подумал, что ты тоже захочешь увидеть. Вообще-то это выражение пошло из древней Руси, когда был такой вид казни, очень печальная история...
  - Как интересно, - восхитилась познаниями своего нового друга Капелька.
  - А ты слышала выражение <...>


Это что? Из серии "А я кое-что знаю, но вам не скажу"?
Если вы что-то упоминаете, то надо или рассказывать полностью или даже не заикаться.
Я считаю, что надо убрать. Не потому, что про казнь детям "нинада", а потому, что тема "откуда пошли русские поговорки" - не является темой рассказа.

По пунктам 4-5  могу предложить:
Пока плывет по реке: знакомится с: раком, лягушкой, бобром, лисой (пришла на водопой).
В море она может встретить: дельфина, медузу, морского конька, кита, акулу, осьминога с каракатицей, моллюска, губку, одну-две каких-нибудь рыбок. Например, рыба-черт - глубоководный обитатель, куда не проникает свет;
У Вас очень бедно описаны места действия. северные моря: морж, белый медведь. Тропики: коралловые рифы (это есть, но вскользь). Гольфстрим, Саргассово море, Марианская впадина.
Испарившись, она может знакомиться с чайкой, журавлями. Упав снежинкой в горах встретила барса, оленя. Наконец растаяла и спустилась горным ручьем в реку..

8. Ложка меда
Одно из немногих произведений в номинации, в котором четко выражена художественная составляющая. За это в голосовалке поставлю не 0.

В целом работа выглядит халтурной. Однако книжка про Капельку будет очень полезна, если над ней как следует поработать.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"