|
|
||
Штурнева С.Б. Путешествие Капельки
1. Сначала о манере
изложения.
Жила-была
Капелька. Она была
маленькая, но очень любопытная. И была у нее мечта
посмотреть весь мир.
Капелька была среди множества таких же капелек, как
она, в весеннем
ручейке, который влился в большую и широкую реку. Она плыла и плыла
себе по
течению и пока еще не знала, что реки впадают в моря.
Была, была, была. Большинство учебных пособий по писательству относят
слово
"была" к сорнякам, от которых надо по возможности избавляться. А уж
если это слово подряд в четырех предложениях.
Категорически на переписывание. Вариант первого абзаца:
Жила на свете маленькая, но очень любопытная Капелька. Она
грезила
путешествиями по диковинным местам, знакомствами с необыкновенными
существами.
Крохотным весенним ручейком наша мечтательница с миллионом других
капелек
влилась сначала в большой ручей, а затем в широкую реку. Она беззаботно
плыла
по течению, не подозревая, что ждет ее впереди.
Ну а дальше, вы
конечно, догадались, она снова
попала в речку, затем в море, а потом в океан и везде она встречала
своих
старых друзей, чему все были очень рады!
Это, дорогой мой читатель, называется "круговорот
воды в
природе", но для нашей Капельки это было чудесное кругосветное
путешествие!
Любая фраза уточняет слово,
предшествующее ей. А значит, читаем следующее: она встречала старых друзей и все были
рады. Это называется
"круговорот воды в природе".
Что именно? Встреча с друзьями - есть
круговорот? Или радость от встречи?
Вы взрослый человек, и понимаете, что "круговорот" относится к более
ранним абзацам про облака, дождь, снег. Но, увы и ах, если не знать
заранее, то
понять, что же именно является круговоротом невозможно. Да, дальше вы уточняете, но я прочитаю уточнение позже. Когда непонимание уже сложилось.
Такое чудесное путешествие капелек по воде, воздуху и суше
люди назвали
"круговоротом воды в природе". Именно благодаря этому круговороту на
земле существует жизнь.
2. Так же Вам надо обратить внимание на употребление слов.
осьминог
стал очень чистоплотно промывать свое
жилище
чистоплотный - любящий чистоту, содержащий себя в чистоте, опрятный.
Осьминог может быть чистоплотным. А чистоплотно промывать - это как?
Мыть,
находясь в состоянии любви к чистоте? А когда закончит промывать,
уже чистоту
любить не будет?
Попробуйте использовать слова "тщательно", "аккуратно".
3. Убрать двойные описания.
рыбу с
узким мощным телом с сильными мышцами
У мощного тела мышцы всегда сильные. Не надо писать одно и то же
разными словами.
В 1-3 пунктах я взяла только несколько образцов. Но перерабатывать
такие
"косяки" Вам надо во всем рассказе.
4. Читаем аннотацию: очерк для детей о круговороте воды в
природе и
обитателях рек-морей-океанов.
Почему бы сюда еще не добавить "про морские суда", "про
микробов", "про химические элементы"?
Я понимаю, что Вы много знаете и хотите рассказать сразу и обо всем. И
все-таки
давайте не растекаться вширь, как Россия-матушка.
Так все-таки о чем рассказ? По статистике в рассказе 12714 символа. Из
них
11512 приходится на рыб, и всего 1202 (это 9,5% от истории) - на
круговорот.
Круговорот воды - никак не является темой рассказа, ему
уделены первый и
последний абзац истории. Их можно вообще убрать из произведения, при
этом
основная суть рассказа не изменится.
Делаем вывод, что история все-таки о водных обитателях.
Газообразное и твердое состояние капельки - в рассказе только
упомянуто.
Так как круговорот не является основной темой произведения, следует или
вообще
убрать другие агрегатные состояния, как не имеющие отношения к
рассказу. Или
описать их так же развернуто, как и про реки/моря, преобразовав, таким
образом,
проходную мысль - в тему заднего плана. Т.е. рассказать о водных,
сухопутных
и воздушных обитателях на фоне путешествия капельки в трех
ипостасях.
5. Рассмотрим перечень выбранных объектов.
По месту обитания:
река:
речной рак, рыба-бабочка (12,5 % от общего
количества);
море: морской конек, рыба-хирург, рыба-попугай, рыба-жаба,
рыба-крокодил,
каракатица, осьминог, рыба-павлин (50% от общего количества);
океан: рыба-Луна, рыба-клоун, рыба-капля, рыба-парусник, рыба-меч,
рыба-Опа
(37,5% от общего количества).
Почему такое предпочтение моря по отношению к реке? Вы не любите речных
обитателей?
По составу:
не рыба:
речной рак, морской конек, каракатица,
осьминог.
рыба: рыба-бабочка, рыба-хирург, рыба-попугай, рыба-жаба,
рыба-крокодил,
рыба-павлин, рыба-Луна, рыба-клоун, рыба-капля, рыба-парусник,
рыба-меч,
рыба-Опа.
Опять огромный перекос в сторону рыб. Большое разнообразие хордовых и
их
любопытные названия - не аргумент.
Вывод: ребенок, которому прочитают книгу, получит крайне однобокое
представление о водных обитателях, а значит "тема сочинения не
раскрыта".
6. Поддержание интереса
Еще на морских обитателях мне стало скучно читать одно и то же:
Капелька
встретила рыбу, восхитилась ею, предложила дружить.
Может с картинками будет интереснее. Но рассказ получился
монотонным и
однообразным.
Создалось ощущение, что половина рыб "запихнуто", чтобы добить объем
до конкурсных требований. Самая роковая ошибка писателя - работать на
объем.
Есть что сказать - говорите, нет - молчите. Лишние слова сделают
рассказ
водянистым.
7. Нестреляющее ружье
почему-то
всем интересно где мы зимуем -
ответил рак, - вот я и подумал, что ты тоже захочешь увидеть. Вообще-то
это
выражение пошло из древней Руси, когда был такой вид казни, очень
печальная
история...
- Как интересно, - восхитилась познаниями своего нового
друга Капелька.
- А ты слышала выражение <...>
Это что? Из серии "А я кое-что знаю, но вам не скажу"?
Если вы что-то упоминаете, то надо или рассказывать полностью или даже
не
заикаться.
Я считаю, что надо убрать. Не потому, что про казнь детям "нинада", а
потому, что тема "откуда пошли русские поговорки" - не является темой
рассказа.
По пунктам 4-5 могу предложить:
Пока плывет по реке: знакомится с: раком, лягушкой, бобром, лисой
(пришла на
водопой).
В море она может встретить: дельфина, медузу, морского конька, кита,
акулу,
осьминога с каракатицей, моллюска, губку, одну-две каких-нибудь рыбок.
Например, рыба-черт - глубоководный обитатель, куда не проникает свет;
У Вас очень бедно описаны места действия. северные моря: морж, белый
медведь. Тропики: коралловые рифы (это есть, но вскользь). Гольфстрим,
Саргассово море,
Марианская впадина.
Испарившись, она может знакомиться с чайкой, журавлями. Упав снежинкой
в горах
встретила барса, оленя. Наконец растаяла и спустилась горным ручьем в
реку..
8. Ложка меда
Одно из немногих произведений в номинации, в котором четко выражена
художественная составляющая. За это в голосовалке
поставлю не 0.
В целом работа выглядит халтурной. Однако книжка про Капельку будет
очень
полезна, если над ней как следует поработать.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"