Придя в АВЛУГА с Черноморского флота, с корабля, на котором проходил службу среди обветренных и просоленных грубых матросов и старшин, я поначалу испытал культурный шок. Восемнадцатилетние мальчики легко говорили словами, которые постеснялись бы произнести закоренелые урки. Военные командиры смотрели на несудимых курсантов как на контингент зоны строгого режима. И те и другие люто ненавидели друг друга. Какой непохожей на нормальную была эта жизнь на суше в гражданском авиационном ВУЗе. Что-то было в ней от Древнего Рима с его неронами и спартаками.
Как и многие молодые люди, оказавшись в новой и необычной для них обстановке, я думал, что если удастся запечатлеть самую смешную часть окружавшей меня училищной атмосферы, то потом будет на что сослаться, рассказывая благодарным потомкам о том "как это было весело и совсем не утомительно".
Но в итоге, за четыре года набралось относительно немного. Смешного было мало, а откровенные высеры представителей Хунты увековечивать было противно. К окончанию АВЛУГи в маленьком потрепанном блокнотике оказались записаны всего около ста пятидесяти цитат.
Те оговорки и офицерские "остроты" по прошествии лет остались интересны и понятны очень немногим. Поэтому для широкой публики я попробую опубликовать их с небольшими пояснениями, раскрывающими тайный смысл сказанного.
Итак: АВЛУГА.
"Процветают уход с поста, залаживание в машины, их заводка и поломка."
Этот перл был сказан подполковником Ращеповым на построении училища. Подполковник на свойственном ему наречии пытался объяснить курсантам почему недопустимо часовым по автопарку пытаться согреться зимой в кабинах охраняемых машин.
"Что у вас вызвало издачу звуковых сигналов?"
Военный преподаватель Зеленый особой любви к своим студентам не питал. Как-то на лекции в аудитории кто-то недоверчиво хмыкнул. Получилось это громко и как-то вызывающе. Зеленый саркастически скривился и поинтересовался, чем же так удивлены эти неучи в лекционном зале?
"Гражданская авиация - есть предмет повышенной опасности."
Кто-то из преподавателей (в истории сохранилось лишь прозвище "Кодэкэс"). Что ж, вполне справедливое утверждение. Ну разве что авиация не предмет.
"Самолет Пржевальского."
Курсант Валентин Кириллов хотел что-то поведать об опытах Можайского, но в момент ответа думал не о том. Из глубин подсознания вылез исследователь Пржевальский и из автора лошади превратился в автора самолета.
"Вешалки у которых отсутствуют курсанты будут беспощадно сбрасываться на пол."
И снова подполковник Ращепов. На этот раз критике подверглись курсанты, у чьих пальто отсутствовали петельки. Мальчики не очень дружили с иголками и нитками и предпочитали вешать свои пальто просто, набрасывая его воротником на крючок. Ращепов увидел здесь криминал.
"Я сам против этих подвальных, которые гниют и разлагаются там вместе с Гордеевым..."
Это Ращепов критикует моих коллег, и меня в их числе. Под гниением и разложением подразумевается фактический отказ "Подвальных" художников ходить строем и участвовать в общественно полезной уборке территории училища.
Олег Гордеев - выдающаяся личность. Курсант третьего курса. Организатор и вдохновитель, защитник от произвола военных и замполита, отличник в учебе. Обычный 21-летний молодой человек из Оренбурга.
"Сейчас весна и по утрам просто невозможно усидеть в комнате и не выскочить на зарядку "
Естественная реакция молодого человека. Но, как это принято в молодежных коллективах, нормальные желания иногда подвергаются осмеянию. В училище на зарядку бегали строем и в принудительном порядке. Поэтому заявление курсанта Рината Гусаметдинова вызвало улыбку.
"Степанов и мы не пацифисты. "
Преподаватель научного коммунизма Мергенов на своей лекции поднял курсанта Степанова и спросил, что тот будет делать, если коварные империалисты нападут на его родной Иркутск? Степанов ответил правильно. Мергенов обобщил.
"Товарищ начальник управления Казахской авиации..."
Командир 11 роты майор Шиляев по прозвищу Шпайзер, докладывая посетившему училище начальнику Казахского Управления ГА Кузнецову, переволновался и назначил его главой национального, а не территориального подразделения. Как в воду глядел всего на несколько лет вперед.
"У курсантов 11 роты никакой созидательности и никакого долга. В комнатах вперемешку валяются колбаса, магнитофоны и курсанты."
Это начальник ОргСтроевогоОтдела майор Дардука о положении дел в нашей роте. Дардуку причисляли к особым острякам. Во-первых, одессит, во-вторых, регулярно выдавал на плацу ядовитые шуточки. Чем-то походил в интонациях на Броневого-Мюллера, говорящего - "Никому верить нельзя... Мне - можно"
"У нас в семье было два брата. И вот мы заболели менингитом, а вы знаете, что после менингита или умирают или остаются дураками. Так вот мой брат умер."
Скорее всего этот фольклор просто приписан подполковнику Ращепову, якобы сказавшему такое с целью воспитания курсантов, не надевающих зимой форменных шапок.
"Те, кто не нарушают формы одежды, не хотят стать пилотами гражданской авиации."
В свойственной ему горячности и торопливости речи подполковник Ращепов просто оговорился. Курсанты на плацу согласно покивали.
"Нельзя же столько пить летчику, готовящемуся стать пилотом гражданской авиации."
Ах как был прав Ращепов! Водка и летание действительно несовместимы. А мы тогда над ним хихикали. Впрочем, повод для улыбки был немного другой. Нам казалось, что мы уже состоявшиеся летчики (пилоты) ГА.
"У кого будет пойман в гражданской форме одежды... "
Ращепов хотел сказать "Кто...", но молодые организмы истолковали все по-своему. Интересовались как будут ловить и какой цвет "одежды" считать гражданским, а какой военным?
"Форма одежды должна быть такой, какой она должна быть."
Это бескомпромиссный Ращепов. И не поспоришь ведь...
"Возле третьего общежития невозможно пройти...., раньше из окон вылетали стоячие трусы, а теперь выпадают сами недоноски."
Остряк Дардука по поводу трагедии, случившейся в нашей роте. В тихий из летний вечер курсанты, закрывшись в своей комнате, спокойно выпивали. Вдруг к ним начал ломиться майор Юн. Один из парней из веселого пьяного ухарства решил спрятаться от проверяющего на подоконнике, но поскользнулся и с высоты третьего этажа упал на асфальтовый тротуар. К счастью не погиб. Потерял глаз, получил переломы рук и ног, ушибы внутренних органов. Обе коленные чашечки ему заменили на пластиковые протезы. В 21 год.
"...кто будет задержан без удостоверения, которое удостоверяет личность..."
Мастер тавтологий Ращепов.
"Правый курс - левое плечо, левый курс - правое плечо!"
Майор Жилин, командир 12 роты зарапортовался, "командуя парадом" во время отсутствия начальства.
"Плетенки вы одененте только тогда, когда станете настоящими дубами - офицерами запаса, а пока вы только поддубки."
Майору Жилину тоже хотелось Дардукиной славы остряка. Но как-то все не получалось.
Плетенки - это декоративный элемент над козырьком летной фуражки. Курсантам вместо плетенки был положен ремешок из кожзаменителя. Дубы - вероятно ассоциация с командирскими "дубами"?
"В праздничные и предпраздничные дни активизируются уголовные элементы, на что следует обратить внимание караула. А то подойдет сзади, стукнет по гипофизу и выронишь мушкет."
Это Дардука проводит инструктаж заступающим в караул. Караульному на самолетных стоянках полагалась берданка и три патрона, которыми отпугивали асоциальных личностей.
"Самолет уже приземлилися и находится на пути к училищу..."
Подполковник Ращепов о прибытии в Актюбинск комиссии МГА.
"Если бы рота шла как положено, времени на смех не осталось бы... "
Ращепов об уровне строевой подготовки и несерьезном отношении курсантов к его нравоучениям.
"Не нравится пиша? Вы пилоты, а значит здоровые люди, а здоровые люди должны есть всё... "
Простая военная логика подполковника Ращепова. Дело в том, что в курсантской столовке кормили невкусно и однообразно (прямо в соответствии с рекомендациями академика Павлова). Курсанты жаловались, Ращепов реагировал.
"Товарищ преподаватель, 206 группа прибыла на урок... кхе-кхе... конструкции... воздушных суден."
Курсант Валентин Кириллов, исполняя роль дежурного по группе, почему-то заволновался и ляпнул этакое. Преподаватель Рева поправил курсанта: "Кириллов, вы не в больнице. Судов!" Почему в больнице родительный падеж множественного числа должен быть "суден" Рева не объяснил.
"В этом же году поступил в АВЛУГА, где и по сегодняшний день обучаюсь на втором курсе... "
Из автобиографии Рината Гусаметдинова.
Ну что возьмешь с татарина? (Уважая и любя).
"Старшины посмотрите, как стоят ваши курсанты, с как надетыми головными уборами... "
Ну как еще короче и выпуклее выразить недовольство внешним видом подчиненных? Майор Жилин использовал типичный военный диалект русского языка.
"Эй вы трое, оба ко мне... "
Майор Дардука кого-то "прихватил", но, или оговорился на радостях, или один уже успел раствориться в тумане.
"Когда докладывают начальнику ОСО, старшины должны прикладывать руку к головному прибору..."
Майор Жилин в роди ВРИО Начальника ОСО. Важен, зол, бескомпромиссен.
"11 рота моется с 17-го до 18-го."
Жилин определил время нашей помывки в бане.
"Если вы хотите завалить какое нибудь дело, поручите это 11-й роте."
Подполковник Дардука об относительной расхлябанности и безответственности нашего небольшого полувоенного коллектива.
"Циркуляция вихревого шнюря... "
Курсант Вовочка Сукач на практическом занятии по аэродинамике напряженно и старательно выговаривал сложные аэродинамические термины. На последний сил не осталось и, сложив губы трубочкой, Вовчик выдал новое видение старого слова.
"Ответственные по училищу проверяют личный состав днем, ночью и так далее. "
Жилин выступает на построении училища на вечернюю поверку. Ничего смешного. Под "так далее" он вероятно подразумевает "завтра и послезавтра".
"Лучше я съем совою шляпу, чем поставлю курсанту двойку. "
Преподаватель Атоянц, читавший заумный теормех, понимал, что летчикам его предмет не интересен и не нужен. Поэтому двоек не ставил и ходил в шляпе.
"И это четверокурсник, почти интеллигент."
Почему-то Ращепов считал, что пилоты - это прослойка, а не гегемон. Или, может быть, думал он правильно и поэтому оговорился - "почти"?
"Сразу видно 11-я рота: морды у всех интеллигентные!"
Слово "интеллигент" тогда было ругательным. Поэтому Дардука вполне органично им пользуется. Разве что интонация удовлетворения, с которой это было сказано, говорит, в пользу Дардуки, не считавшего интеллигентность совсем уж пороком.
"На основании закона 2-го Ньютона..."
Преподаватели, читающие свои лекции по нескольку раз подряд тоже путаются. Например лектор Рябов сослался на закон второго Ньютона. Первый наверно зло перевернулся в гробу.
"...Здравия желаю, курсант Гайназаров... "
Курсант Икбол Гайназаров, ботан и умница, рапортует проверяющему роту майору. Оговорочка по Фрейду. Зачем желать здоровья кому-то, когда летчику оно всяко нужнее?
" Вино,
Домино,
Танцы,
Кино...
Койка,
Клистир,
Теплый сортир... "
Дардука комментирует вольготную жизнь самовольщиков и ее печальный конец. Наверно, так говорят у них в Одессе.