Аннотация: Почти хронологическая, почти автобиографическая повесть о службе в ВМФ СССР в 1979-1982 годы
Начало.
То что попаду на флот, я был уверен еще за полгода до призыва.
Повесткой вызвали в военкомат.
Военком был краток,
- Поступаете в распоряжение Морской школы ДОСААФ.
- Хорошо, - не по-военному согласился я.
"Блин! Не взяли в ВДВ... Три года... Зато море! Или даже океан! Да и в морпехи попроситься можно. Кия-я-я!!!"
Рисуя себе героические эпизоды своей будущей службы, я не торопясь шел обрадовать родителей с наконец наступившей определенностью.
В-общем, идея с флотом мне нравилась.
Предстоящие три года на корабле представлялись захватывающим приключением. Хотелось крутых перемен в жизни, серьезного дела. Хотелось, наконец, перестать быть ребенком, ну хотя бы в глазах мамы.
***
Первым шагом на пути к морю стала Ташкентская Морская школа. Военные в приказном порядке на время учебы освободили будущих призывников от работы. И это с сохранением среднего заработка!
Учили основательно всему необходимому. Курсанты запоминали типы кораблей своих и вероятного противника, характеристики и внешний вид вражеских самолетов. Учились распознавать их по силуэту. Синяя книжка Морского Устава на время учебы превратилась почти в настольную. И конечно матчасть! Настоящие зенитки, торпеда, мина. Ну кто из вчерашних школьников может за минуту разобрать и так же быстро собрать настоящую пушку?
Но самым интересным и ценным были незабываемые рассказы о реальной жизни на кораблях. Преподаватели, сами бывшие моряки-срочники, с удовольствием делились с "салагами" своим морским опытом общения со стихией волн и ветров, а также стихией порой очень непростых отношений во флотском коллективе. Все это было пока далеким романтическим миром, затуманенным флером дальних походов, отчаянных штормов, соленого ветра и крика чаек.
***
Весной пришло время на практике использовать знания, полученные за несколько месяцев обучения.
В областном военкомате призванных на службу пересчитали и разделили на команды, медики провели беглый осмотр. Я оказался в "70-й команде", направлявшейся на Черноморский флот.
Будущие моряки переночевали на клеенчатых нарах в облвоенкоматской казарме. Долго не спали. Обсуждали какой же флот самый лучший. Общественной мнение было за Тихоокеанский. Будущих черноморцев обзывали курортниками. Приходилось парировать выпады, приводя в пример оборону Севастополя и лидер "Ташкент". Больше крыть было нечем. На фоне Тихого океана маленькое курортное море как-то не смотрелось.
Ранним утром вереница автобусов, оставляя позади отчаянно машуших и немного растерянных родителей, направилась в аэропорт.
Сопровождали нас, как сейчас бы сказали, ну очень крутые моряки. Старшины были одеты, даже для непосвященного взгляда, совсем не по-уставному. Широченные клеши, малюсенькие бески, плоские как зеркало бляхи, ушитые донельзя суконные голландки. Разговаривали только между собой. Салагам от них доставались только отрывистые команды, сказанные с интонациями непоколебимой уверенности в своем превосходстве. Моряки были явно опереточными злодеями, но играли свою роль на отлично и мне казалось, что такие бывают на самом деле.
***
Маршрут самолета проходил вдоль Кавказского хребта. "Ведь Эльбрус из самолета видно здорово..." Величественная гора проплыла под правое крыло и растворилась в прошлом. Непродолжительный полет над самым синим в мире Черным морем и вслед за Эльбрусом осталась позади Медведь-гора. Симферопольский аэропорт встретил мягким теплом и запахом жасмина.
- Семидесятая! Не расходиться! Строимся в колонну по двое. Так, духи! Шевелимся! Расслабляться на коробках будете! - опереточные старшины, заметая клешами, стали загонять подопечных новобранцев в небольшой табунчик.
Симферопольский синий троллейбус с мягким резиновым скрипом гостеприимно распахнул двери перед будущими защитниками Родины.
- Выходим на вокзале, по моей команде! Отставших буду считать дезертирами! - грозный старшина сделал водителю знак рукой и двери закрылись.
***
В Севастополе вновь прибывших сразу с поезда отправили в 'Экипаж'. Оказалось, так называется часть, где молодежь проходит заключительную медкомиссию и распределяется по учебкам.
"Экипаж" с его ухоженными газонами и побеленными поребриками своей аккуратной чистотой и безмятежностью напоминал летний пионерский лагерь. По "лагерю" в одиночку и маленькими группками в бесформенной одежде слонялись призывники. Иногда кучка, пытаясь изобразить строй, неровно следовала на обед или медосмотр.
Это была странная аморфная прослойка между нормальной гражданской и нормальной военной жизнью. Хорошо, что этот эпизод не сильно затянулся.
На следующий день был сформирован 'Второй Вид', туда вошли те счастливцы, кто прошел часть подготовки в ДОСААФ у себя на родине и не нуждается в дополнительном обучении в учебном отряде.
В те годы в СССР проводился вполне успешный эксперимент с системой подготовки кадров для флота. ВМФ сразу получал более-менеее подготовленных моряков и не тратил на их обучение целых шесть месяцев.
Трудно сказать, насколько профессиональны мы были. Скорее всего, профи из нас были липовые. Но, когда я встретил на корабле моряков, отучившихся по полгода в учебке, то понял, что идея с ДОСААФ была вовсе не глупа. По крайней мере, продукт той же степени готовности корабли получали значительно раньше.
----------
70-я команда - просто номер группы призывников, отправляемых к месту службы.
Лидер "Ташкент" - тип и имя эсминца воевавшего в Великую Отечественную войну на Черном море.
Клеши - нижняя часть штатнин форменных брюк.
Беска - бескозырка
Бляха - пряжка форменного ремня.
Голландка - вид форменной суконной или льняной рубахи.
Духи - презрительное обращение старослужащих к новобранцам.
Второй Вид - часть новобранцев, прошедшая предварительную подготовку в родном ДОСААФ. Соответственно Первый Вид - те, кто полгода учился в учебном отряде, прежде чем прийти на корабль.
Учебка.
'Второй Вид' направили в 7-й учебный отряд имени адмирала Октябрьского.
Массивные здания учебки пережили оборону Севастополя. Сложенные из серого камня, покрытые многочисленными оспинами штукатурки и пятнами свежей кладки на месте выбоин от снарядов и пуль, корпуса, как израненные в боях за Родину ветераны, окружали просторный плац, на котором новое поколение воинов постигало азы морского дела, начав долгий процесс изучения с организующей и дисциплинирующей строевой подготовки.
В ночь по прибытии нас помыли в шумной и бестолковой бане, переодели в новую хрусткую синюю робу, понадавали кучу форменной одежды и благополучно уложили спать. В течение трех дней новобранцев не трогали, дали время на подшивку погон, маркировку одежды и адаптацию к военной жизни. Несложная служба заключалась в выполнении распорядка дня и настойчивых попытках совладать с непослушными иголками и нитками.
Несколько крикливых выходцев с Кавказа тут же организовали небольшое землячество и открыли мелкий бизнес по предоставлению услуг в маркировке одежды хлоркой. Они были настолько заняты в своей артели и так сильно уставали, что выпросили у старшины роты освобождение от приборок и вечерней чистки картошки.
***
Потом начались построения на утренний осмотр, вечернюю прогулку, строевые занятия, для перехода в столовую и обратно. Одевания за 45 секунд, доведенные до полного автоматизма каждой операции. Подъемы по собственной инициативе за 15 минут до общего подъема, чтобы успеть умыться до того, как вода перестанет доходить до третьего этажа, потому что 3-я рота на первом этаже тоже начала умываться.
За эти полтора месяца я несколько изменился. Я полюбил сладкое, смысл жизни для меня превратился в поддержание чистоты бляхи, в поднятие ноги на высоту 30 см на строевых занятиях, в попытки не спать, стоя 2 часа в смену дневальным по роте. Я превратился в военнослужащего, но пока еще не стал моряком, хотя уже носил синюю матросскую робу и погоны с желтыми буквами ЧФ.
Иногда удавалось сбегать в дальний угол учебки к полигону, где я с вожделением смотрел на стоящие у далеких причалов серые громадины и мечтал о том времени, когда и сам первый раз ступлю на железную шаткую палубу военного корабля.
***
В середине июня в торжественной обстановке, одетые по "Форме-2" будущие моряки приняли Присягу.
Был "День открытых дверей". По учебке ходили приехавшие к своим сыновьям мамы и папы, кормили и поили своих чад. Я, оставшись из-за географической отдаленности Ташкента от Крыма без попечения родителей, наелся в местной чайной мороженого и отправился смотреть на корабли. В виду временной свободы перемещения по учебке, никто не стал мешать мне наслаждаться зрелищем близкого будущего.
----------
Маркировка одежды заключалась в вытравливании на внутренних частях одежды фамилии и номера военного билета военнослужащего. Делалось это для идентификации и для предотвращения воровства.
Матросская роба - рабочая форма одежды. Ноская и легкоснимаемая в воде в случае падения за борт.
Корабли.
Назавтра свежеиспеченные моряки оделись в белые голландки, похожие на поварские колпаки белые бескозырки, собрали тугие обильные вещмешки и троллейбусом поехали на Минную стенку.
Было душистое яркое летнее утро. Троллейбус ехал по зеленой тенистой улице, огибавшей Южную бухту. В тени деревьев за невысокими оградами прятались одноэтажные дома из светлого камня. Но прелести гражданской жизни не умиляли и не манили. Они остались в прошлой жизни. Одетые в наглаженные белые-белые голландки и темно-темно синие гюйсы, мы почти не смотрели по сторонам, нетерпеливо вытягивая пока еще тонкие мальчишечьи шеи вперед, словно пытаясь разглядеть за ближайшим поворотом дороги собственную судьбу, дарованную нам на три года Министром Обороны.
На Минке стояли пара сторожевых кораблй, старый Большой Противолодочный и эсминцы. С первого взгляда корабли показались огромными и очень грозными. От них шел тихий уверенный гул, в яркое небо впивались черные мачты эсминцев, солнце осторожно трогало серые матовые надстройки и башни. На одном из СКРов озабоченно крутилась сетчатая бабочка обзорного локатора.
***
Согласно распределения я числился матросом недавно построенного сторожевого корабля "Пылкий". Он в то время был где-то на переходе из Калининграда в Севастополь. Переход ему совместили с боевой службой в Средиземке, чтобы заодно и проверить боеспособность новой единицы флота.
Пока мое будущее место службы болталось где-то далеко, меня направили послужить немного на СКР "Беззаветный".
Там я пробыл всего четыре дня. Попробовал тяжесть корабельной швабры, узнал что такое окислившаяся медь и как с ней бороться с помощью "пастагоя". Оттуда же первый раз попал с боцманом на Шкиперский склад для получения краски, концов и другого имущества на корабль. Корабельная жизнь показалась вполне осмысленной и понятной. Люди занимались делом.
----------
Минная Стенка - городской причал в Севастополе.
СКР - сторожевой корабль.
Пастагой - Паста ГОИ (от ГОИ - Государственный Оптический Институт) - шлифовочная и полировочная пасты на основе оксида хрома.
Концы - общее название тросов, канатов и веревок разной толщины.
Док.
Долго я на "Беззаветном" не задержался, потому что он вместе с БПК "Очаков" уходил в Болгарию с визитом. "Приписные" на борту в таком ответственном деле были только обузой и меня перевели на СКР "Разительный", который в то время стоял в сухом доке на заводе имени С. Орджоникидзе.
***
Шел уже заключительный этап работ.
С подводной части корпуса корабля обдирали старую покрытую колючками ракушек краску и наносили новую блестящую. На тот момент корпус был уже в основном очищен и мне досталась работа по покраске днища. На леса меня не пустили. Наверно боялись, что если упаду и расшибусь, то потом придется отвечать перед командиром "Пылкого", который недосчитается своего пополнения.
Я работал на венгерской краскораспылительной машинке. По каким признакам боцман решил, что у меня талант маляра, да еще с допуском к импортноу оборудованию, ума не приложу. Но, в целом, получалось неплохо.
К сожалению, венгры свое умное изделие не рассчитали на применение в условиях русской бестолковщины. Выделенная краска была гуще положенного, изобиловала комками и другими включениями. Машинка вечно забивалась. Приходилось вынимать сетчатый фильтр и по нескольку раз отмывать его в растворителе.
Чтобы ускорить процесс, вместо одного покрасчика приходилось работать троим. Один держал краскопульт, а двое его помощников фильтровали сеткой краску и наливали ее в машинку. У меня была закостенелая от краски роба, безобразный берет и коричневые от краски "прогары". С работы приходил уставший и меня спасало только то, что я не стоял на вахте и поэтому спал всю ночь до подъема.
***
Как-то, мы вдвоем с коллегой, Сашкой Чистяковым, пришедшим на корабль на пару дней раньше, красили трюма в артиллерийском погребе. Перед покраской тщательно и обильно протирали их уайт спиритом, чтобы удалить даже память о пятнах масла или гидрожидкости.
Нормальной вентиляции в помещении не было. Мы до того нанюхались, что стали громко петь песни и орать всякую чепуху. Нас услышали. Чистяк пришел в себя довольно быстро, а меня вывели на ют продышаться. Дежурный по кораблю, увидев меня на юте в таком диковинном состоянии даже предположил, что я в дугу пьян. А я все лез назад, в трюма, как будто что-то важное там не доделал.
***
Несмотря на необычность и трудности, мне нравилась эта работа в доке. Конечно, не сама профессия маляра, а удивительное чувство общности. Единение всего экипажа, аврал, хашар. Там работали все. Я не замечал особого различия между "годочками" и "духами". Мне казалось, что все заражены этим напряженным трудом и нет никого, кто возомнив, что ему многое "положено", шланговал бы. Может, это и в действительности было так.
В то время командиром корабля был капитан третьего ранга Виктор Всеволодович Балашов. Отличный командир и хороший человек. Культурный, интеллигентный. Его уважали и, пожалуй, даже любили, если, конечно, такое понятие возможно применить к отношениям на флотской службе. Во времена его командирства на "Разительном" был удивительно сплоченный экипаж. Возможно, и этим тоже объяснялась та дружная работа в доке.
***
Уже в конце июля "Разительный" всплыл с кильблоков и под буксиром перешвартовался на 14-й причал.
В тот же день корабль заправили, и загрузили боекомплект.
С бортов "румыны" грузили со специальных барж торпеды, бомбы и ракето-торпеды. Ракетчики колдовали с кранбалками, загружая в погреба "Ос" новенькие светло серые ракеты. Остальной экипаж гуськом носил с причала к горловинам лотков 100-мм патроны для артиллерийских установок.
Я бегал с патронами. Носить было не трудно. Главное держать патрон правильно, как младенца. Не торопиться и смотреть под ноги. Во время той загрузки не уронили на причале ни одного патрона.
К сожалению, пару штук уронили уже в подбашенном отделении. Но эти опасные раненые патроны позже тихой темной ночью на первом же выходе булькнули в море, а за гильзы отчитались, будто во время стрельбы те случайно укатились за борт.
----------
БПК - Большой Противолодочный корабль.
Приписные - новобранцы, временно находящиеся не на своем корабле.
Сухой док - место ремонта и покраски корпуса корабля ниже ватерлинии.
Кильблоки - подставки под корабль, когда он стоит в сухом доке.
Прогары - форменные кирзовые ботинки.
Трюм - пространство между днищем и настилом.
Артиллерийский погреб - место хранения боеприпасов для артустановки.
Шланговать - отлынивать, уклоняться от работы.
14-й причал - большая причальная стенка в Северной бухте.
Румыны - служащие Минно-торпедной Боевой Части.
Оса - пусковая установка ракет ПВО корабля в ближней зоне.
Патрон - правильное название того, что обычно называют снарядом.
Подбашенное отделение - помещение между погребом и артиллерийской башней.
Касты, годковщина. (Лирическое отступление).
Оговорюсь сразу, на "Разительном", в отличие от других кораблей, ситуация на которых мне была известна из рассказов моих товарищей кто там служил, годковщина была, но она была какая-то зажатая, полуподвальная. Не было ее буйного махрового цветения, как, например, живописал мне мой одноклассник Гера Чилашвили, служивший на старом, еще послевоенных времен эсминце.
На "Разительном" состав экипажа был другого сорта. И офицеры и моряки. Во всяком случае, кандидатов за решетку не было. Большинство рядового и старшинского состава были достаточно образованными и адекватными людьми. Офицеры и мичманы служили ответственно и профессионально и никогда не поощряли применения "годковского закона".
Может наш Командир имел блат в Управлении кадрами? Или "Разительному" просто везло?
***
"Годковщина" явление безобразное и многоликое. С ним неустанно и безрезультатно боролись, провозглашая "уставные отнощения" высшим приоритетом в жизни флотских экипажей. Но победить гидру до конца так и не смогли.
Собственно, победить и не могли. В принципе. "Годковщина" была извращенным слепком отношений в любом коллективе молодых людей, оказавшихся в небольшом замкнутом пространстве. Разумеется, чувствовалось "влияние улицы", то бишь, "гражданки" с ее странной модой на тюремно-лагерную романтику и лексику.
Весь этот компот выродился на флоте в систему "законов и подзаконных актов", базирующихся не на уставах и штатных расписаниях, и даже не на личных качествах моряков, а на строгой иерархии по срокам службы. Это напоминало индийские касты и отечественные деления на "паханов и шестерок", "воров и сук".
***
Моряки со сроком службы, отличавшимся всего на полгода редко водили дружбу. Так было "не положено". Положено было дружить только со "своим годом"
Деление было очень строгое и соблюдалось неукоснительно.
Новоприбывшие назывались "духами". Им было положено носиться по кораблю и растворяться в воздухе или материализоваться из него по первому ленивому зевку годочка, подгодочка, полторашника.
Духов периодически учили. Система обучения была проста. Очередной годочек выражал желание поделиться знанием корабля. Задавался вопрос. Ответ, как правило, был неточен или вообще неправилен. После чего следовало: "Так, ты, душара! Побежал и узнал что находится в первом (например) тамбуре. Найдешь меня и доложишь!"
"Духи" бегали по кораблю, размазываясь в коридорах по переборкам, драили палубы и медяшки, красили переборки, мыли умывальники и гальюны. Это были чернорабочие корабля. Рабы годочков.
Не стать "духом" было легко. Достаточно было быть физически сильней или смелее местных паханов. Но многие ли из вчерашних десятиклассников могли похвастаться косой саженью в плечах? К сожалению, смелых "духов" тоже было ничтожно мало.
Хоть закон и берег годочка, но многие из них побаивались полностью полагаться на этот воровской "Табель о рангах". Теоретически можно было загреметь в штрафбат за "неуставные отношения".
Вчерашние деревенские пацаны, придя на корабль, попадали в знакомую со школы иерархическую колхозную систему и просто терпеливо ждали, когда наступит их час и можно будет отыграться за свой позор на свежеприбывших "духах".
Прослуживши полгода, "дух" превращался в нечто без названия. Кто по-старинному называл таких моряков салагами, кто по-солдатски черпаками или на флотско-украинский манер чумичками. Точнее, это были уже слегка "оборзевшие духи". Им по-прежнему было "не положено" ходить в увольнения, сидеть в кубрике в присутствии годочка, иметь свою собственную ложку. Но эти люди уже все знали о корабле, по крайней мере, в объеме знаний годочков, чтобы на любой вопрос был сразу ответ. Они уже умели "шхериться" и могли иногда отдыхать от отеческой опеки. Но они еще не могли никем командовать. Даже настоящими новыми "духами". Не положено еще!
После года службы годочки уже не приставали. Начиналась нормальная служба. Уже можно было иногда исподтишка попробовать отправить духа на поиски чего-нибудь тебе нужного. Но от работы и распорядка еще никто не освобождал. Надо было работать много и хорошо, чтобы годочки были довольны. Увольнения полагались только в составе группы, отправлявшейся в культпоход.
"Полторашники!" Это самые борзые люди. Наконец-то их место заняли молодые! Закон уже позволяет командовать "духами" и иногда ходить в увольнения. Полторашная прокладка между духами и годочками ведет себя как самостийная республика, живущая якобы по своим уложениям, но в счастливых снах видящая как через полгода перейдет в касту подгодочков и осторожно примерит на себя годковскую пурпурную тогу.
"Подгодочки", те, кто прослужил два года, но еще не дотянул до двух-с-половиной, это пока еще бесправные лентяи. Работать уже не хочется, а закон на подгодочков, в плане освобождения от службы, не распространяется. Приходится иногда напрягаться и ждать еще полгода.
"Годочки" или "годки". Этим все положено. Выше них никого. К несчастью, срок неограниченной власти над людскими душами короток. Всего каких-то шесть месяцев. Насладиться не успел, а уже превратился в "гражданского" и поехал в родной колхоз убирать говно из под коров.
***
Такая вот далеко не полная схема деления экипажа на касты. Иногда можно узнать, что подгодочку уже положено носить гюйс торчком с заглаженными стрелками, но набивать каблуки для увеличения роста еще пока не положено. И еще много того, что изобретательный молодой ум придумывает, чтобы как-нибудь подчеркнуть свою значимость и выгодно оттенить себя на фоне своих меньшеслужащих коллег.
Наибольшее удивление в этой ситуации вызывает то, что по закону "годковщины" жили по сути дела мальчишки от 18 до 21 года. И эти охламоны в 20 лет считали себя намного старше тех, кому было 19 и позволяли себе издеваться над ними на том лишь основании, что "меня били и я буду". А младшие сносили все молча, так как законом были повязаны не только рядовые и мичманы, но, порой даже, и офицеры.
Нередко бывало, что офицер, получивший от отчаявшегося "духа" тихую жалобу, приказывал тому же годочку-мучителю разобраться с жертвой и решить проблему. Побитая жертва забывала о жалобах и уходила в себя на полгода в ожидании смены состава экипажа и перехода на следующую ступень в годковской иерархии.
----------
Годковщина - морской аналог дедовщины - неуставные взаимоотношения, в основе которых лежит деление по сроку службы.
Тамбур - переходное помещение, как правило между верхней палубой и внутренними помещениями.
Переборка - перегородка, стенка между помещениями и отсеками.
Гальюн - туалет.
Шхериться - прятаться, скрываться.
Гюйс - форменный синий воротник с тремя белыми полосками по контуру.