Ныне умерший Понтифик Иоанн Павел II в свое время высказал одно из "Правил жизни" в числе нескольких других. Они опубликованы на сайте http://esquire.ru/wil/john-paul-ii
Звучит оно так:
"Не следует просить у Бога больше того, что можешь сделать сам."
Аналогом такого правила может быть и давно известное: "На Бога надейся, но сам не плошай", "Береженого Бог бережет" и другие.
И вроде бы все правильно и временем отполировано, и жизнью доказано.
Если относить эти правила и поговорки к обыкновенному народному творчеству, то все так и есть. Но эти же слова, произнесенные Понтификом, приобретают второй и достаточно странный смысл.
Самая "главная" молитва, обращаемая к Богу, это молитва о спасении души - Господи помилуй! Мы просим Бога спасти наши души, помиловать их грешных.
Конечно, можно стараться при жизни вести себя праведно и надеяться на спасение души, но окончательное-то решение этого вопроса за Богом. Человек всегда будет лишь в роли просителя за свою душу.
А здесь получается, что Понтифик советует не просить Бога о спасении? Типа, спасемся сами? Постимся, не воруем, живем праведно, а большего и не надо? То есть заранее уже считаем себя спасенными, а Божье мнение и не интересует?
Очень странно.
И многие другие молитвы о ниспослании здоровья близким, о спасении душ умершим родственникам, о долголетии... Разве мы вольны планировать и выполнять все это?
Как говорил Воланд в романе Булгакова: "человек ... вообще не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер". Я думаю мало кто решится поспорить с мудрым писателем.
Вот и выходит, что либо Иоанну Павлу II это высказывание приписали, либо вырвали из контекста и переврали, либо Понтифик в Бога не верил.
Хотя, у католиков Папа - наместник Бога и сам почти "полубог" и, если такое им сказано с этой точки зрения, тогда все сходится. Просто Папа не хочет излишне утруждать коллегу по цеху и предпочитает полагаться на свои силы.
Я в такие глупости не верю и думаю, что все-таки высказывание переврали и растиражировали люди не слишком утруждающие себя размышлениями над сутью того, что они приписывают другим.