Каунатор Яков : другие произведения.

Откровения зрителя-обывателя

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Когда б вы знали, из какого сора
  Растут стихи, не ведая стыда,
  Как желтый одуванчик у забора,
  Как лопухи и лебеда.
  Анна Ахматова
  
  "В каком году - неведомо, в каком краю - незнамо..." Так обычно начинается зачин в сказках. Да у нас-то не сказка, а самая натуральная быль, называемая "голимая правда". Вот только с годом - как в сказке. Ну неведомо мне! Давно это было. Может 40 лет назад, может и все 50. За давностью лет и не вспомню в каком году. Но помню: БЫЛО!
  По молодости лет учился я в институте, сейчас стыдно признаться - в педагогическом. А тогда педагогический был в почёте. Даже конкурс был при поступлении. А по окончании оного - почёт Вам и уважение: в сельской местности несмотря на ваш юный возраст - только по имени-отчеству обращались.
  Дааа, так вот, предложили нам студиозам подискутировать на тему: ты за какой фильм: за "Гори, гори, моя звезда..." А.Митты или за "Начало" Глеба Панфилова?
  А вы за какой? Вот оно! Вот и пришёл вам карачун, потому что самая большая проблема в жизни человека - проблема ВЫБОРА. А выбор у тебя один: ИЛИ - ИЛИ. И третьего фильма тебе не предложили...
  
  Мне же - только дай подискутировать! "Шашки - наголо!" - и вперёд доказывать преподавателю, что кроме двух, у меня ещё одна, третья в мозгах извилина. Я сходу:
  - Фильм "Гори, гори, моя звезда" - фильм всех времён и народов!
  Преподаватель даже и не поморщился.
   - Обоснуй, - говорит.
  А для меня это проще пареной репы. Потому как во мне убеждения не просто горели, а полыхали. И выдал я эти свои убеждения, фильмом "Гори, гори, моя звезда..." подтверждённые:
   - Красота спасёт мир! Искусство революции принадлежит массам!(убеждение это я вынес из имени героя фильма - Искремаса)
  С того диспута много времени прошло. Нет, убеждения, конечно же, во мне остались... Тлеют где-то...
  Зря я, зря я встрял в эту дискуссию. Скажите мне, кто бы из нынешнего времени стал бы сравнивать в здравом уме эти два фильма, когда один - чистой воды экшн, а другой - мелодрама с элементами фэнтези? Но ведь времена-то были доисторические, примитивные. Представляете, у них "Преступление и наказание" Достоевского называлось просто - роман! Когда это явно "Ужасы, криминал". И "Война и мир" Тостого - тоже роман! А ведь это же "Триллер, исторический"!
  Даааа, так вот, возвращаясь к диспуту. Вот после моих убедительных доводов преподаватель стал морщиться, как от зубной боли. А у него, как оказалось, тоже - убеждения.
  И рассказывает он нам идею, замысел режиссёрский в фильме "Начало"...
  
  
  И фильм "Гори, гори, моя звезда...", и фильм "Начало" вышли почти одновременно. Самое начало 70-ых годов прошлого века(!!!- как быстро время летит! И юность моя - уже - "Прошлого века"!!!)
  Кто ещё помнит её, ту свою юность, помнит, какой надеждой жили мы в 60ые- начало 70-ых... Оттепель. Только оттепель была на излёте. И фильмы эти были едва ли не последними отзвуками той Оттепели.
  Картина(давайте всё же хорошее кино называть картиной, ведь это тоже - отпечаток Художника) "Начало" - это рассказ о Паше Строгановой. Ткачиха в провинциальном городке, свободное время - художественная самодеятельность и яркая роль Бабы Яги. И бытовуха, конечно же. По молодости лет - влюбилась, как и полагается в мелодраме(так нынче определили жанр картины) неудачно.Несчастная любовь едва не привела к суициду.
  И вот на фоне этой бытовухи, несчастной любовью, происходит с Пашей Строгановой самое главное. Человеку, случайному человеку, кинорежиссёру, который увидел её в "яркой роли", достаточно было чуть-чуть поскрести её оболочку и увидеть в ней то, что зовётся ИСКРОЙ БОЖЬЕЙ - Талант. Из провинциальной замухрышки, ткачихи Паши Строгановой родилась ЖАННА Д"АРК...
  В каждом человеке есть искра божья, есть талант. Надо всего лишь поскрести оболочку и из Петьки Криворукого вдруг выглянет талантливый художник, а из Машки Поливановой - оперная певица...
  
  Это всё - предисловие, зачин.
  Только что вышел на экраны картина Кирилла Плетнёва "Жги!" Мне симпатичен это актёр, наверное поэтом иногда приглядываюсь к его ролям. А тут - режиссёрский дебют! Меня всегда радуют хорошие достижения людей, мне симпатичных. И отношусь к их достиженям ревниво.
  
  Из отзывов на картину "Жги!":
  
  "Разглядывая постеры "Жги!" и изучая трейлер картины, можно предположить, что дебютировавший в режиссуре известный актер Кирилл Плетнев снял нечто вроде недавнего голливудского мультфильма "Зверопой". Однако у "Жги!" мало общего с обычными историями об участии любителей в музыкальных конкурсах. Вместо того чтобы поскорее вывести героиню на сцену, картина лишь в самом конце повествования переносит Алевтину в Москву и не уделяет почти никакого внимания состязанию женщины с другими конкурсантами. Телевизионное шоу в "Жги!" - не суть повествования, а лишь завязка для тюремной драмы, и все важные события в фильме разворачиваются за решеткой или в городке, где живут надзиратели." Борис Иванов
  
  "Симпатичная маленькая девочка по прозвищу Ромашка чисто и проникновенно поет на сцене актового зала женской колонии "Старинные часы" Аллы Пугачевой. Аккомпанирующая ей бабушка внезапно умирает прямо во время выступления. Трагическое событие становится для Ромашки серьезным психологическим испытанием, заставляя сложить лепестки, закрыться в себе и почти завять, между делом заглушив и природные порывы к проявлениям женственности. Прошло много лет, теперь Ромашка - Алевтина Петровна Романова, суровая надсмотрщица все в том же исправительном учреждении - орет на подопечных командирским голосом, не пользуется косметикой и в служебной форме не сильно отличается от мужика" Дмитрий Котов - о режиссерском дебюте Кирилла Плетнёва
  
  "Всё в этом фильме настроено на то, чтобы найти отклик у любительниц криминальных мелодрам, целевой аудитории популярных сегодня вокальных телешоу и даже поклонников истории перевоплощения "мымры" Людмилы Калугиной из "Служебного романа".
  
  :Фокус дебютной полнометражки Кирилла Плетнёва, выступившего здесь и режиссёром, и сценаристом, заключается в том, что под мишурой вдохновенных репетиций и комичных столкновений сурового быта режимного учреждения и творческих порывов его обитательниц, окрылённых нагрянувшей в гости мечтой, скрывается отнюдь не мюзикл, и не ромком, а махровая социальная драма, если не сказать трагедия. И дело даже не в неизжитом наследии 90-х в виде вертухайского беспредела, непролазной грязище поселковых улиц и выцветшего советского обрамления единственного очага культуры в этой обители скорби. А в матёром патриархальном укладе, словно болото затягивающем любое проявление женской независимости, будь то природный талант или занесённые судебными ветрами ростки чуждой здесь свободы. Ну, чем иначе объяснить такую закономерность, что российская женщина, словно героиня так неоднозначно именуемой по-русски оперы Пуччини, запеть в полную силу может лишь от полной безысходности, выбирая между унылым существованием твари дрожащей или обречённым на неудачу бунтом право (на бумаге) имеющей?"
  
  
  В этих откликах на картину "Жги!" я напрасно пытался отыскать взгляд человека творческого, наделённого воображением. Кто-то смачно шлёпнул печатью: "Мелодрама!", кто-то разнообразил эту печать словом "тюремная". Кто-то обозвал "Мызыкальной мелодрамой"...
  Первые кадры картины: девочка Ромашка исполняет "шлягер" Пугачёвой "Старинные часы". Аккомпаниаторша, бабушка Ромашки внезапно умирает прямо за пианино. И все критики в один голос: "Умирает бабушка Ромашки и жизнь её изменилась".
  Господа! Это не "бабушка умирает"! Смерть бабушки - это смерть одной эпохи, эпохи девочки Ромашки. Вы хотя бы прислушались к словам песни?
  "ЖИЗНЬ НЕВОЗМОЖНО ПОВЕРНУТЬ НАЗАД И ВРЕМЯ НИ НА МИГ НЕ ОСТАНОВИШЬ!"
  Эпоха Ромашки закончилась. И пришло другое время - время старшего надзирателя Алевтины Романовой.
  Кстати, к тем же "кинокритикам": кто-нибудь обратил внимание где исполняла песню Ромашка и где происходят события в новой жизни Прапорщика Романовой? Зона.
  "Жги" - конечно же не мелодрама, ни тюремная, ни музыкальная. Это картина о Паше Строгановой, поставленной в другое время и в другие условия. "Жги!" - это то же "Начало", только уже в веке 21-ом, во втором его десятилетии. Это картина о творческом начале в человеке и о преодолении самой себя. К счастью, к счастью, нашёлся человек, который соскоблил вохровскую форму прапорщика Романовой, за которой пряталась ИСКРА БОЖЬЯ - ТАЛАНТ.
  В картине "Жги!" есть многое, что напоминает мне "Начало". Помните эпизод, когда Паше Строгановой всё никак не удавалось войти в образ Жанны Д"Арк и истерику режиссёра? Да ведь и в "Жги!" Алевтине не удаётся войти в образ, и Маша закатывает истерику. В "Начале" - режиссёр требует пилу, чтобы отрезать Паше руку, которая "мешает", в "Жги!" Маша заставляет Алевтину содрать форму и напяливает на неё балахон с ангельскими крылышками. "Элемент комедии, комический приём" - из откликов кинокритиков. Да не комический это приём... Это аллегория, вознестись над этим бытом, подняться над собою, той - прошлой! И как-то проглядели критики символичные кадры, когда ария Тоски возносится к небу над провинциальными пейзажами, над семейным бытом с вечно жрущим мужем...
  Странный, странный выбор режиссёра для музыкального сопровождения... Ария Тоски из оперы Пуччини...
  И крамольная мысль закрадывается в голову: а может, Плетнёв по молодости(ему нет и 40) и неопытности хотел сказать "Красота спасёт мир!"?
  И кажется, что именно оно - высокое искусство способно поднять человека, возвысить его, призывает его к преодолению самого себя... Кстати, кто заметил, кто обратил внимание на мужа Алевтины в тот миг, когда она поёт арию? Его, вечно жрущего, казалось бы, пустого человечка - проняло.
  Более 100 лет назад русский писатель Глеб Успенский в рассказе "Выпрямила" отправил своего героя, сельского учителя, в Париж, на встречу с Венерой Милосской.
  ""Я стоял перед ней, смотрел на нее и непрестанно спрашивал самого себя: "Что такое со мной случилось?" Я спрашивал себя об этом с первого момента, как только увидел статую, потому что с этого же момента я почувствовал, что со мною случилась большая радость... Что-то, чего я понять не мог, дунуло в глубину моего скомканного, искалеченного, измученного существа и выпрямило меня... и наполнило расширившую грудь, весь выросший организм свежестью и светом". Глеб Успенский, "Выпрямила"
  Ария Тоски выпрямила Алевтину.
  В каждом человеке живёт - иногда в сонном состоянии, иногда в полудрёме - импульс Творчества, ведь человек по природе своей - Творец.
  
  Конечно же, соглашусь с критиками: это и мелодрама, и тюремная, и музыкальная(кстати, кадры с конкурса, когда безголосая попса высокомерно обращается к Алевтине)))
  
  Это всё - о Времени, о нас с вами...
  
  КИРИЛЛ ВЛАДИМИРОВИЧ, ЖГИ!!!! И удачи Вам!
  (Кстати, да ведь режиссёр картину-то поставил о себе! Провинциал, в котором импульс проснулся)
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"