Аннотация: Если бы я был философом и искал бы Смысл жизни.
Если бы я был философом и искал бы Смысл жизни.
Первая же попытка поискать Смысл жизни приводит к "неожиданной" мысли. Само слово "поиск" означает, что этот Смысл уже существует. Но, согласитесь, для того, чтобы иметь Смысл, надо его "осмыслить", а для этого, в свою очередь, необходим Разум. Здесь вариантов немного. Их всего три: Создатель, инопланетяне и мы грешные. Других типов Разума, реальных или гипотетических, я не знаю.
Мы, вроде, никакого Смысла для себя пока не определяли. Иначе, каждый бы об этом знал. Зелёных человечков тоже никто не видел. Болтовня о них рождена в "произведениях" из серии "Воспоминания о будущем" фон Дэникена.
Проявления Создателя также представляют собой большую проблему.
Отсутствие реальных наблюдений приводит к тому, что верующие различного толка постоянно разрабатывают умозрительные доказательства существования Бога. Вербальных доказательств так много, что их пришлось классифицировать и систематизировать. Согласитесь, для доказательства существования дождя подобного совсем не требуется. Достаточно подождать некоторое время и - Федя под зонтом. Да и приводимые доказательства сами по себе слабоваты. Это не только я говорю, это многие говорили. Вспомните хотя бы беседу на Патриарших. Там было прямо сказано, что Кант разрушил все предыдущие доказательства и, как бы, в насмешку создал своё собственное. Которое, собственно, разрушается с такой же лёгкостью, с какой сам Кант разрушил доказательство Плутарха.
Обратите внимание, я не говорю о том, существует ли Создатель или нет, я говорю о том, что не существует его наблюдений.
Предварительный вывод. Отсутствие наблюдений Создателя ставит под сомнение наличие заранее определённого Смысла жизни. Однако, как говорят арифметики - такое утверждение необходимо, но не достаточно.
Дело в том, что несмотря на отсутствие проявлений, вероятность существования Высшего Разума всё-таки может оказаться не нулевой. И тогда вопрос о возможном создании им плана Смысла жизни приобретают некоторую актуальность.
В принципе, явление или объект может существовать, до поры ничем себя не проявляя регулярно. В таком случае, изучать его невозможно, но в нашем случае есть маленькая лазейка. Существуют утверждения гипотетических очевидцев, что проявления высшего разума всё-таки наблюдались. Редко и, в основном, давно. Такие свидетельства содержатся в святых книгах. Для нас, в первую очередь, в Библии. Меня интересует, что говорят эти свидетельства о наличии Смысла жизни. Как вы знаете, подобными исследованиями всю свою жизнь занимался Исаак Ньютон.
"Какая наглость!" - скажете вы. "Подвергать ревизии исследования самого Сэра Исаака Ньютона. Задумайтесь хотя бы, много ли Сэров среди Исааков, и, уж, тем более, Исааков среди Сэров! Что, как вы понимаете, совсем не одно и то же!".
Приходится делать ножкой - "Помилуйте! Даже и мысли нет о том, чтобы соревноваться с гением!".
Всё очень просто. Если вы помните со школы, то решением задачи является либо найденный ответ, либо доказательство того, что ответа не существует. Предположив, что ответ существует, Ньютон потратил на его поиск много лет и просто не успел исследовать вторую ветку решения. То есть попытаться доказать, что ответа не существует. Как раз этим я и собираюсь заняться.
Само выражение "Смысл жизни" говорит о том, что это явление уникальное и в своём роде единственное. Предположим, эта точка определена Создателем заранее и мы в неё обязательно должны попасть. Вариантов попадания, при этом, два. Первый. Путь, по которому мы идём, является единственным. Второй вариант. Путей много. Они в сумме напоминают "вязанку", так, как все выходят из одной точки - сегодняшнее состояние - и сходятся в одну точку - Смысл жизни.
Спешу сообщить, что ни первый, ни второй варианты, с точки зрения священных книг, не проходят.
Об этом прямо говорит известная фраза из Библии о свободе выбора человека: "Ты можешь сам для себя избрать, ибо это дано тебе" (Моисей 3:17). Само наличие выбора означает, что единственного пути не существует. Что касательно "вязанки" путей, то это тоже нереально. Никакого выбора тут нет, он подменён "псевдо выбором". Думаю, на такое мелкое лукавство Господь, по крайней мере, наш, не способен.
Одним словом, выбор, предоставленный нам, сам по себе исключает возможность наличия детерминированной "точки прибытия". То есть, точка, которую можно назвать Смыслом, есть, но не факт, что мы в неё прибудем.
Для наглядности. Отсутствие заранее предопределённых путей можно легко продемонстрировать всего лишь одной фразой из нашего светлого прошлого: "Граждане евреи, отъезжающие на ПМЖ в Израиль! Ваш поезд Москва-Воркута стоит на пятом пути!".