Если бы я был теологом, я задался бы вопросом: существовал ли Сатана во время первобытно-общинного строя? То есть, когда люди жили небольшими группками. А если его там не было, то когда и откуда он взялся?
Для начала мне придётся заняться изменениями окружающей среды. Очень уж важный момент. Обычно, в такие моменты все появления-исчезновения и происходят.
Во время вышеупомянутого первобытнообщинного строя пища, добытая сегодня, сегодня же, в основном, и съедалась. Неожиданно, десяток тысяч лет назад человек, занявшись скотоводством и земледелием, впервые за время своего существования получил избыток пищи. А вместе с ним и головную боль. Дело в том, что любой избыток необходимо как-то хранить. Забегая вперёд хочу сказать, что большинство наших проблем связано именно с этим фактом.
Как вы считаете, что должно произойти, узнай об избытке пищи хоть ближние, а хоть и дальние соседи? Угадали! Должна произойти экспроприация! Появились первые классовые враги. И не надо в “Капитал” лазить за определением. Ваш классовый враг это тот, у которого есть что-то, чего нет у вас. И наоборот. Чем желаннее это “что-то”, тем сильнее классовая ненависть. Пришлось нашим новоявленным бизнесменам, помимо созидательного труда, всерьёз заняться сбережением бережно сбережённого, что, в конце концов, оказалось не менее хлопотным, чем создание этого самого сберегаемого.
Самый разумный способ - огородиться высокой стеной и оттуда поплёвывать на головы осаждающих. Способ прекрасный, но дорогой. Во-первых, стоимость стены, как таковой. Во-вторых, поплёвывать со стены, конечно, хорошо, но иногда надо и постреливать. Выясняется, что чем длиннее стена, тем больше усилий надо прикладывать для её обороны. Вплоть до того, что необходимо помахивать, когда льёшь расплавленную смолу на головы осаждающих. И совсем не по их просьбе - это вам не партер театра! Везде своя тактика, брат!
Приходится стену укорачивать, и тем самым, не желая того, уменьшать площадь для проживания защитников накопленного.
Вот вам и кардинальное изменение среды обитания! Какие там ледники или глобальные потепления! Вам никогда не попадался в литературе образ, что переселение в города, явилось исходом из Рая? Вольный народец, проживавший ранее небольшими группами в шикарной дачной местности, внезапно попадает в тесный муравейник, где находятся ещё несколько сотен, а то и тысяч непонятно кого. Почему непонятно кого? А вот почему.
Миллионы лет жизнь напоминала прозрачные сферы, центром которых было “Я”. Внутренний круг - 5-7 кровных родственников, носителей одного с “Я” генома. Ближний круг - ещё 15-20 членов племени. Может быть дальние родственники, а может и не родственники вовсе, но всё-таки свои. Ну и Внешний круг - все остальные.
Длительное время в нас формировались эмоции, определяющие отношение к этим трём группам. И если за родного можно было пожертвовать жизнью, а с ближним необходимо было сотрудничать, то дальний - это совсем другое дело. Практически всегда это был враг, которого хорошо бы ликвидировать, а ещё лучше ликвидировать и съесть. Не пропадать же добру!
Попал наш несчастный предок прямиком с дачного участка в коммуналку, где на очень скромной площади он должен был сосуществовать и с родными, и с ближними и, я не побоюсь этого слова, с полностью чужими.
Внезапно выяснилась пикантная подробность. Если, сформированные миллионами лет, природные отношения к родному и к ближнему не требовали никакого пересмотра, а наоборот поощрялись со стороны городского начальства, то естественное, то есть эволюционно правильное отношение к чужому, подвергалось самому строгому гонению. Сами подумайте, если всех жителей за пределами нашего квартала мы будем считать чужими со всеми вытекающими гастрономическими последствиями, а те в свою очередь будут чувствовать и делать то же самое с нами, то город наш долго не протянет. Сами понимаете, хранители общака допустить подобного не могли.
Таким образом, некоторые из наших природных эмоций внезапно становятся опасными для самого существования новых условий жизни.
Определились те эмоции, которые прелестно оберегали нас в лесу, но, работая в тесноте поселения городского типа, мешают поддержанию порядка в социальном общежитии. И при этом не снижают выживаемость потомства! То есть, не подвергаются очистительному воздействию со стороны естественного отбора! (К этому утверждению я вернусь буквально в следующей заметке).
Пришлось, не надеясь на матушку природу, бороться самим. Тут, само собой, в дело пошло всё - и уголовный кодекс, и мораль, и религиозные заповеди. Однако, в первую очередь необходимо было определить причины печальных событий. Имейте в виду, что ни про инстинкты, ни про эмоции никто ничего в те времена не знал. Тем не менее, изворотливый ум тогдашней гоминиды, в лице городской администрации, быстро нашёл выход.
Во-первых, создали понятие греха, как простого, так и Смертного. Во-вторых, нашли его источник. В самом деле, не считать же слабого человека источником такого события как Смертный Грех! Не по Сеньке шапка! Тут кто-нибудь побрутальнее нужен. И на сцене, в облаке серы, совершенно естественным образом появляется Нечистый. Ах, если бы он знал, какие человеческие грехи взгромоздят на его плечи, то вряд ли взялся бы за эту роль в нашей пьесе.
Тем не менее, надо отдать должное предкам. Согласитесь, дьявол - исключительно удобный персонаж! На него можно списать всё, включая собственное несовершенство!