Казимиров Евгений Дмитриевич : другие произведения.

Альтернатива "Малому типовому набору"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В каждой шутке есть доля шутки

  
  Я отважился на этот спорный эксперимент, увидев в черновиках своих текстов ВСЕ перечисленные в оригинале "Малого типового набора" Алексея Свиридова и Александра Бирюкова http://magister.msk.ru/library/sf/swira006.htm штампы. Пусть и начинающему, но мне стало стыдно. В длительных попытках отринуть стандартные приемы и создать что-то свое, я понял, что все оригинальное создано другими давно и капитально. Что же теперь, отказаться от своих потугов? Опустить руки, вылить чернила, сломать стило?... Но ведь душа чего-то просит,... а вокруг все так серо! Вот тогда я и отчаялся на данное извращение.
  Теперь, имея перед глазами не обрывочную критику, а упорядоченное изложение, скажите мне: а на фига писать подобное? И на фига покупать и читать такую книгу? Вам судить... Если не прав - от града тапок обещаю не уворачиваться. Саму схему Набора я не тронул, так как она диктуется устоявшимися и не критикуемыми правилами жанра.
  А может, это - рождение новой формы в литературе? Фэнтэзи-реализм?!
  
  
  $ 1. Общие принципы
  Пассивно действующий главный герой, далее - ГГ ( склочник и извращенец, возможно, бесполый, жертва ядерной мутации или уролога-халтурщика), предмет любви главного героя (может быть и гастрономический интерес. А что - сожрать любимую девушку/юношу? Чем не новаторство?), не вполне адекватный покровитель главного героя, заклятые товарищи, ненужные соратники, временные союзники. Так же в команде ГГ необходим представитель малосимпатичного нацменьшинства. Противодействующую сторону должны представлять: злодей 1-го типа (упоминаемый, но практически незадействованный), главный злодей 2-го типа (безразличный к ГГ, но своими гнусными делишками невольно мешающий ему), предатель и/или шпион (глупый доброжелатель, который хуже врага), темная сила (при определенной изворотливости автора под это стихийное бедствие можно подставить и врага), представители темных народностей (добрые, но простые, как чернозем, убить для них, что сто грамм пропустить), неживописные природные условия (пустыня, скалы, безводье, бескормица), продажная шкура (типичный представитель местной интеллигенции). Представитель малосимпатичного нацменьшинства - ограниченный, ехидный, любящий погреть руки на чужой беде. В качестве обстановки действия использованы крупные города и прочие населенные пункты, данные с большей детализацией (чтобы труднее неопытным бумагомарателям, не утруждающимся серфом по Интернету). Опять же, настойчиво избегая заветной мечты каждого горожанина, не имеющего дачи, - зеленой пасторали. Время года - постоянная хмарь, грязь, мокрый снег, прорывы канализации.
  
  $ 2 Действующие лица
  
  2.1 Положительные действующие лица
  
  2.1.1 Главный герой.
  Главный герой немолод, некрасив, дряхл. Оружием и приемами рукопашной не владеет, однако в драку все время лезет по причине отвратительного характера. Воспитанием и систематическим образованием не испорчен, но по умолчанию щедро наделен сверхъестественными способностями, в которых, правду сказать, ни черта не смыслит. Невежлив и несдержан, матершинник, подвержен впаданию в запои. Внутренние монологи пронизаны желчным сарказмом, ненавистью к себе, истерией. Нахватавшись верхушек самообразования, лезет в любой спор, хотя с логикой не дружит. Женоненавистник, но при случае не против прижать молодку/старушку/малолетку, пользуясь незаслуженно высоким статусом. У женщин ответной симпатии по понятным причинам не вызывает.
  При этом, чтобы ГГ не был отвратно скучен, автор время от времени заставляет его проявлять сильные качества - тот то начинает заниматься зарядкой, то изучает изящные искусства, то бросает пить и курить, иногда проявляет такт к женщинам, храбрость до безумия, подозрительные трудолюбие и альтруизм, вещает неожиданно умные вещи и даже перестает спорить с идиотскими советами Наставника-покровителя, а также охотно пожинает сладкие плоды ранее ненамеренно совершенных удачных поступков. Езды верхом не признает в принципе, часто и много ходит пешком, иногда, правда, разъезжает в телеге или на лыжах/коньках/санках/танках. Страдает гастритом и панкреатитом, портит воздух, кашляет, жалуется на головные боли, пытаясь вызвать жалость окружающих, чем только раздражает их. Не выбирая средств, рвется из грязи в князи, но, как и любой неудачник, только погружается в грязь еще глубже.
  
  2.1.2 Предмет любви Главного героя
  ПЛ ГГ некрасива, с обвисшей грудью, плохой кожей, запахом изо рта, редкими волосами. Есть пунктик - любит деньги. Изредка упоминаемая вначале, появляется около середины сюжета на время, необходимое для рождения в ГГ Настоящей Ненависти, неохотно платит за его покровительство телом. Маячит рядом с ГГ до финала, несмотря на вражеские происки, из нудности и скаредности, периодически обделывая на стороне какие-то темные делишки, и навлекая тем самым на ГГ новые неприятности.
  
  2.1.3 Верный Спутник Главного героя
  Верный, хотя и нежеланный, спутник ГГ - его сестра/теща/соседка по коммуналке/бывшая однокласница, здоровенная бабища, склонная к садизму и совращению мальчиков. Однако она, в житейском смысле, значительно умнее и предприимчивее ГГ. Всячески издевается над ГГ в моменты его слабостей, порою и сама впадает в депрессию и истерику, ухудшая положение героя в и без того сложные моменты жизни, что и заставляет ГГ проявлять вопреки своему мерзкому характеру лучшие качества, хотя бы из инстинкта самосохранения. У ВС нет более важных дел, чем обустройство личной жизни за счет ГГ, хотя ВС обладает способностью создавать ГГ ощущение незаменимого помощника и защитника. У ВС тоже есть предмет любви, его желательно ввести в сборку действующих лиц. При случае предмет любви ВС попадая в затруднительное положение ссучивается и сливает и ВС и ГГ, обеспечивая им массу неприятностей.
  
  2.1.4 Соратники Главного Героя.
  Соратники Главного героя независимо от пола тупы, зловредны, стары, мелки, уродливы. Если не все, то в большинстве. Вводятся главным образом для того, чтобы несмотря ни на что выжить и тем самым продемонстрировать читателю полный идиотизм описываемых событий. Могут иметь чины от нищего до короля, причем простолюдины в массе своей оказываются более живучими и способными устроиться в жизни, чем все остальные.
  
  2.1.5 Наставник-покровитель Главного героя
  НП молод, высок, строен, мускулист и красив. По профессии - маг и врачеватель, по сути - шарлатан и отравитель с неявной сексуальной ориентацией. Недалек умом, но житейски хитер, отчасти способен к гипнозу. С первого взгляда внушает уважение, кажется, все знает, но не все говорит, ограничиваясь туманными намеками, от которых собеседнику становится смешно и противно. Позднее ГГ понимает, что туманом НП скрывает свое невежество и ничтожество. Одет всегда по моде, чисто выбрит, пострижен и причесан. Свое положение при дворе готов продать тому, кто больше заплатит. Чтобы казаться всемогущим, или близким к этому, постоянно встревает поперек ГГ, мотивируя это предначертанием судьбы. Курирует ГГ с момента появления того в мире/утверждения при дворе/с детства, пытаясь обучать его языкам, ремеслам, заклинаниями, восточным единоборствам и умению вести себя в обществе, хотя сам, признаться, в этом ни черта не смыслит. Для автора НП - лишний геморрой, крайне неудобная фигура, не понятно даже, на кой черт ее вводить в сюжет. Этот халтурщик ставит автора перед необходимостью объяснять и делать логичными многие выверты сюжета, так как действия НП порой запутывают все до полных непоняток. Используя ГГ как средство для достижения личных корыстных целей, НП выступает в роли оракула в общении с потусторонними силами, делает мелкие гадости соратникам ГГ и благоговеет перед ВС. По окончании сюжета исчезает в неизвестном направлении в поисках теплого места/сытого времени/богатой страны/благоприятного измерения. С ним вместе исчезает ВС, бросив ГГ, наконец-то переставая полоскать ему мозги, но и заставляя его надеяться только на собственные силы.
  
  2.1.6 Представитель Малосимпатичного Нацменьшинства
  Одна из ненужнейших фигур. Но без нее произведение будет слишком уж правильным и незаштампованным. На ПНН, с упором на юмор, испытываются все мелкие гадости и нелепости, в которые в дальнейшем, в полном масштабе, необходимо загнать ГГ. ПНН характеризуется высоким ростом, неуживчивым характером, стоическим образом жизни и умением испортить взаимоотношениями со всеми, с кем сведет судьба. Что короля-императора того же Бармалиона, что Черного Властелина Темных Сил ПНН без стеснения посылает подальше, при этом, правда, блюдя этикет и вежливость. Речь ПНН, тормозная со спотыканием на согласных и растягиванием и удвоением гласных, очень раздражает остальных персонажей, уснащена черным юмором и богохульством. Боевых действиях избегает, труслив, но будучи зажат в угол, способен на яростное сопротивление. Из похода возвращается ненавидимым соратниками, правительством объявляется в розыск.
  
  2.2 Отрицательные действующие лица
  
  2.2.1 Злодей 1-го типа.
  Появляется с появлением ГГ и исчезает за ненадобностью после его отбытия в иной мир. Иногда принимает практическое участие в сюжете, но неявно для героев, персонажи поминают его затейливыми нехорошими фразами, как основную причину своих неудач. До непосредственной борьбы с героем снисходит потому, что просто такой уж вот он гад. НП может растерянно возвестить, что вот, мол, таких заморочек раньше никогда не наблюдалось, рассказать о мирной и жирной жизни в прошлом. Этим роль Злодея-1 и ограничивается.
  
  2.2.2 Главный Злодей 2-го типа.
  Основной противник ГГ. Имени и узнаваемого облика не имеет, герои про него первое время не догадываются, а потом, не зная как обозвать и опознать, величают: "Это дерьмо...". Абсолютно безыдеен и с позиций человеческой логики непостижим: ни деньги, ни власть, ни женщины его не интересуют. Он даже не пьет! По ходу сюжета, после того, как ГГ одерживает над ним очередную победу, читатель начинает догадываться, что ГЗ - втуне пассивный мазохист, маг-халтурщик, рыночный фокусник, давний приятель НП, непонятно почему они до сих пор не в одной камере. Жилище себе ГЗ подыскивает в живописной местности, но погоду в этом районе портит до полной слякоти. Рассматривает всех, включая своих приближенных, как потенциальных активных садо-мазо партнеров. В победе над ГГ не уверен, да и не понимает, зачем это нужно. ГГ не боится, но считает "протии-и-ивным". Немногочисленные высказывания отмечены бабской истерией и перемежаются мерзким хихиканьем. Будучи побежден, ГЗ пытается подлизаться к ГГ, после отказа без шума и пыли незаметно растворяется. Погода резко улучшается, индексы на биржах растут, замок злодея достается ГГ, но в состоянии, требующем нехилого капитального ремонта, а прислужники приносят новому хозяину присягу, празднуя избавление от грязных притязаний.
  
  2.2.3 Темные Силы (Силы тьмы)
  ГЗ не помогают, несмотря на его мольбы, так как имеют настолько древнее происхождения, что уже непонятны сами себе. Вместе с тем, не отказывают себе в удовольствии зло подшутить как над светлыми персонажами, так и над ГЗ и даже над Злодеем 1-го типа, подчеркивая, что древнее и могущественнее его. Несколько рассеивают общую скуку обстановки. Внешне выглядят как рыночные торговцы, продажные женщины, дорожная стража, муниципальные чиновники, работники сферы обслуживания. Имена, может, и имеют, но в тексте именуются как: "этот козел...", "дешевая шлюха...", "грязный взяточник..." и тому подобное.
  
  2.2.4 Прислужники Главного Злодея
  Прислужников у ГЗ быть не может в принципе, ведь и отдельные личности, и целые народы в нашем произведении по определению светлы и добры. Среди местных жителей почти не встречаются люди с патологиями психики, физиологии, поведения, которые здравым умом понять просто невозможно. А если и встречаются, то местная медицина их долго и упорно лечит в психбольницах, на крайняк изолируя в подземных тюрьмах. А как же ж? Здоровье нации дороже благополучия отдельных, пусть даже и многочисленных, ее представителей. Поэтому ГЗ если и сможет завербовать кого-то, то исключительно на добровольных началах, играя на чувствах обостренной справедливости и патриотизма. Конечно, он попытается унижать своих прихвостней на каждом шагу, породить в их светлых душах комплекс неуверенности в собственных силах и мазохизма, но это ненадолго. Ведь здоровое общество мигом выхватил из лап ГЗ своих заблудших членов,... и пристроит их в дурдом строгого режима. Для внешнего вида таких моральных уродов характерны длинные ноги, стройная спина, ясные глаза, голливудская улыбка, ухоженные волосы, прямой нос, чарующий голос, смелый открытый взгляд. Имена у них все больше гламурные и певучие. Общаются они с окружающим миром исключительно на языке классической литературы, добавляя эротичные придыхания и благостные улыбки. Отсутствие каннибализма и склонности к беспробудному пьянству, изощренной жестокости и тупой страсти к наживе подчеркивают высокий моральный облик. Ну и что еще там придет в голову - добавить по вкусу. В большинстве своем такие люди непроходимо умны, и проявляют неуместные находчивость и упорство в драках и подстраиваемых ГГ и его Соратникам кознях исключительно из чувства ответственности за порученное дело. Если ГЗ удается таки натравить одни светлые народы на другие, то бои идут минимальное время, достаточное для уничтожения двадцати-тридцати процентов населения, а потом спонтанно затухают, и к удовольствию обеих сторон признаются досадным случайным инцидентом. При этом ГГ и уцелевших Соратников во избежание последующих инцидентов стараются закрыть в тюрьму или психушку. ГЗ объявляют в розыск, но по понятным причинам не находят.
  
  2.2.5 Шпион и/или предатель.
  Образ, создаваемый любовно и ответственно, на крайний случай, при полном отсутствии фантазии, может дублировать любого героя положительного ряда, даже ГГ. Истинную сущность свою не скрывает вначале, бравируя своим положением, в финале же, наоборот, старается остаться незаметным, чтобы не огрести от ГГ и оставшихся в живых Соратников надлежащую долю восхвалений и благодарности. Его облик по ходу действия меняется, приобретая несколько характерных отпечатков. К внешности своей относится с подлинным пофигизмом, агентуру врага не замечает в принципе, на идеалы Светлого дела прилюдно плюет и чихает, за что и получает соответственно. Будучи разоблачен продолжает нагло мелькать на глазах, манкируя действия из-за угла и прочую скрытую деятельность, даже после разгрома ГЗ, ежели его таки удастся разгромить (хотя, по соображениям упорядочивания сюжетных событий его лучше зверски пытать и убить).
  
  2.2.6 Продажная шкура.
  В принципе этот тот же шпион/предатель, но более крупный и более декоративно-гламурный. Чаще всего - элемент высокоинтеллектуального общества, служащий ГЗ из стремления к чистоте нации и обиды за государство, по месту своего салона/клуба. Внешние данные подобны описанным в 2.2.4, а также добавляется гармоничное тело и приятное отношение к собеседнику. Манера разговора аналогична манере разговора любого дипломата, служителя муз, психотерапевта. Приносит огромный, ни с чем не сравнимый вред, потому что не разоблачается и не нейтрализуется до финала сюжета, что изрядно раздражает читателя и порождает у него маниакальное желание попристальнее вглядываться в окружающих.
  
  $ 3 Сборочные единицы и монтажные конструкции сюжета
  
  3.0 Мир
  Всякая фэнтези кончается созданием своего Мира, если конечно вы с этого не начали. Карту можно не создавать вообще, или представить в очень общем виде, типа - тройка кривых линий и десяток топонимов. Все равно мир совершенно не похож на Землю, в географии вы не разбираетесь, и жизнь в каменистой пустыне без воды и еды считаете вполне комфортной. Чертовщина внаглую сдирается с любой компьютерной игрушки, а если получается чересчур умно и непонятно, придумайте что-нибудь несложное, вроде Черного ветра, Живой стены, Убийственного песка. Чтобы не мудрить особо, персонажам не фига рассусоливать на досуге о параллельных пространствах, связанных мирах, древних временах и т.д., а лучше дать все это предельно сжато, разом, в Прологе, чтобы читатель не считал, что вы умничаете или наматываете страницы.
  
  3.1 Стартовая ситуация
  ГГ, еще не знающий от том, что он герой, мыкается в описанной с пятого на десятое сложной насыщенной приключениями жизни, чрезвычайно заинтересовавшей читателя, но вы быстренько свертываете предварительный период, намекая, что об этом будет в следующей книге. НП (если забыли - Наставник-Покровитель) тянет резину и наводит тень на плетень, старается не слишком информировать ГГ обо всем ужасе ситуации с увяданием мира, он не настолько глуп, чтобы не понять, что в этом случае нормальный ГГ постарается свинтить куда-нибудь подальше от авторского замысла, восклицая: "Да на хрена мне этот гемморой!". ВС (Верный Спутник) тоже без особого желания входит в долю с Героем. ВС отлично просекает обстановку, но его подводит вредность характера (а как же? Такая возможность поизмываться над беззащитным ГГ).
  
  3.2 Дороги и тропы
  Хождение по дорогам и тропам должно отнимать у ГГ минимум времени времени. Не фига болтаться попусту, когда стынут великие дела. ГГ хорошо устроен уже по попадании, жирно жрет, сладко спит, чаще не в одиночестве, имеет достаточно денег на карманные расходы, а в уголке могучего мозга отметочку о двух-трех огромных кладах древних, на всякие непредвиденные расходы. На природу, интерьеры и архитектурные изыски ему наплевать. Ведь дороги весьма удобны для создания впечатления о глубине истории и географии Мира, но это автору ни к чему, так как все непонятки описаны еще в Прологе. А использование путешествий в качестве движущей силы от эпизода к эпизоду, только делает путанным повествование как для читателя, так собственно и для самого автора. Уж лучше все приключения расположить в пределах двух трамвайных остановок.
  
  3.3 Подлости и приключения
  Подлости происходят исходя из склочности характера и ГГ и окружающих, а ГЗ пытается на узкой площадке устроить приключения и прочие аттракционы. В качестве подлостей можно рассматривать неоднозначные в теневой стороне дружеские отношения между Соратниками, угрожающие благополучию ГГ, незапланированные примирения светлых народов, мистические извраты с неожиданным исходом, близким к благополучному. Приключения происходят в борьбе с коммунальными службами, бездушными чиновниками, не разобравшимися сразу, что ГГ несет потенциальную угрозу их существованию, гарантийными мастерскими, ФАС и военкоматом. После приключений возможна естественная убыль числа Соратников от нервных и сердечно-сосудистых заболеваний, а после подлостей, за счет широкого общественного резонанса, - увеличение контингента других наивных искателей приключений.
  
  3.4 Настоящая Ненависть
  НН приходит (проявляется) чуть позже середины сюжета. ГГ плотно стыкуется с ПЛ (Предметом Любви), и хоть бы это было посреди наслаждения грандиозным запоем, решает, что пора завязывать. НН взрастает быстро, как чирей подмышкой. Проявляется НН в совместном брожении по магазинам, в основном - одежным и ювелирным, в косых и молчаливых взглядах, скрежете зубовном и крайне часто - в громких непечатных выражениях, переходящих в мордобой, подразумевающий под собой отвратительные характеры ГГ и ПЛ. НН неистребима, убивает душу и действует в неподходящую минуту хуже запора. ГЗ (Главный Злодей) и одурманенные его чарами светлые приспешники тоже НН не лишены, что рождает в них стойкость, так необходимую в борьбе за темное будущее.
  
  3.5 Победа
  Победа над ГЗ возможна, и даже - обязательна. ГГ знает об этом с самого начала, иначе, на кой он в этом мире, и вообще, на кой автор взялся писать эту ересь. Победа над ГЗ вызывает всякие флюктуации: прорыв городской канализации, массовые распродажи паленой водки, падеж свиней и птичий грипп. Недвижимость, принадлежащая ГЗ, в какой-то мере самопроизвольно приукрашается, обои, там, окраска, но замена окон и дверей, выравнивание стен и устранение протечек на потолках все же требуется. Сам ГЗ маскируется под гинеколога районной поликлиники и, трудолюбиво искажая магический лик плодов своих пациенток, тишком ждет новых колебаний мировой энергии. Порабощенные народы облегченно вздыхают и, свободные от мелких козней ГЗ, развязывают очередную мировую войну. ГГ предлагает себя в качестве главнокомандующего очевидному победителю, но у того своих кандидатов хоть отбавляй. Кандидаты грызутся между собой, из-за чего война очевидным победителем проигрывается, а со временем постепенно затухает в связи с исчерпанием людских и материальных ресурсов. Расстроенный ГГ отправляется обратно в свой мир/отыскивает ПЛ (Предмет Любви) и тихо спивается с нею в провинции/отыскивает ГЗ (Злодея) и предлагает ему дать просраться всем этим козлам. Читателя это живо интересует, учитывая, что намек на новую книгу им был дан еще в Прологе.
  И поэтому нечего испытывать терпение, история должна завершаться не далее чем через три страницы, а в идеале - через три строки (в этом я с автором Набора согласен целиком и полностью).
  
  

2011


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"