К.М. Один из самых интригующих вопросов человеческого бытия. Существует ли вообще такое понятие, как "смысл жизни"? Одни дают отрицательный ответ, другие утвердительно кивают головой. Но те, у кого он якобы есть, говорят не о нём, а об его иллюзии, которая возникает в пустоте жизни из-за необходимости жить для чего-то или ради кого-то. Индивид, отрицающий свой смысл, чаще всего склоняется в сторону гедонизма, так как осознаёт свою бессмысленность перед лицом могучего мирового бытия, как и существование любого биологического организма.
К.А. На мой субъективный взгляд, поиском смысла жизни развлекаются досужие мыслители, которые не заняты настоящим делом, а проще сказать - получающие свой хлеб насущный безо всяких усилий и обременённые избытком свободного времени. И, в то же время, задумываются над такими "бесконечными" вопросами натуры, не обделённые интеллектом, начитанные и чувствительные, желающие определить своё место в мире.
Этим высказыванием я хочу обидеть одних и похвалить других, и просто акцентирую внимание заинтересованного читателя на том, что людей таких очень мало, и именно они "ведут за собой" остальную часть человечества. Тот факт, что нас всех ведут куда-то, думаю, сомнения не вызывает, а вот в какую сторону - вперёд или назад - представляется не очень ясно.
А для того, чтобы правильно видеть и понимать происходящие в мире процессы, людям и дан ум от природы. Ведь "человек разумный" (как мы сами себя определили) должен хотя бы иногда задумываться над окружающей действительностью, анализировать её и делать выводы. Знаменитый наш соотечественник, академик Павлов И.П. высказался как-то в тему: "Нельзя представить себе ум существующим лишь для забавы". А нас почему-то в последнее время стараются уверить именно в этом предназначении.
И значит, размышления над смыслом жизни всё же не являются отвлечённым умствованием, а как раз и помогают нам разобраться в себе и в мире, который изначально относится к людям совершенно безразлично, и только сами люди делают собственную среду обитания враждебной по отношению к себе.
Так нужно ли искать его, пресловутый смысл жизни?
Послушаем моего собеседника:
К.М. Мы врываемся в мир слабыми и беззащитными без всякого смысла и определённой цели. Изначально за рождением каждого из нас не стоит никакой смысл, в соответствии с которым можно было бы строить свою жизнь в дальнейшем. Дети чувствуют всю бессмысленность происходящего, не осознавая того. Достигнув самостоятельности, индивид оказывается один на один с жестоким миром. Для чего ему жить? Что искать? К чему стремиться? Когда возникают подобные вопросы, то, конечно, ответы на них индивид отыскивает не сразу. Если вообще когда-нибудь находит их. Здесь возникает противоречие между человеком и окружающим его миром. Индивид не может найти себя в водовороте жизненных парадоксов, но должен. Иначе он разочаровывается в бытии, и бессмысленность убьёт его, задавит своей пустотой. Что-то, нечто такое, что предназначено только для него, просто обязано быть!
К.А. Позволю себе снова вклиниться:
Именно несправедливость окружающего мира заставляет человека противостоять этой несправедливости. И тут возможны два способа противостояния: первый - борьба за существование, за своё место под солнцем любыми способами, к чему нас "обязывает" сегодняшний капитализм с его главным лозунгом "Выживает сильнейший!"; второй - планомерная работа физическая и умственная, направленная на улучшение жизни для всех. В первом случае смысл жизни - выживание, что и приводит индивидуума к разочарованию в бытии, во втором - уменьшение несправедливости, что определяет цель пусть и недостижимую, но дающую возможность чувствовать себя нужным обществу.
И то и другое мы проходили, вот только второй вариант наш народ не смог развивать и сдался, потому что для продолжения во главе общества нужны личности настоящие, а не думающие только о личном благополучии. Видимость заботы о благе для всех была сделана мастерски, но на самом деле произошла и продолжается скрытая насильственная подмена ценностей. Смогла она состояться лишь на подготовленной "почве" - выросли поколения, не знающие войны и нужды, привыкшие получать бесплатно тот самый необходимый и достаточный минимум, с которого можно было стартовать дальше самостоятельно и добиваться большего. Возобладало обыкновенное желание обладать всем и сейчас, пусть и за счёт других. А эти "другие" (сиречь "мы"), которых теперь большинство, и остались у разбитого корыта, то есть без смысла жизни, так как борьба за существование цель слишком примитивная и унижает человека до положения животного. Тогда становится понятным и проводимый курс отупления населения - меньше думаешь, крепче спишь, и никакого смысла жизни искать не надо, ведь главное: "Не тормози!.. Возьми от жизни всё!.. Ты этого достоин (достойна)!.."
Вывод, на мой взгляд, напрашивается один: настоящим смысл жизни может быть только для всех людей, но никак не для каждого индивидуально. Человек - существо коллективное, и сплачивает людей только общее дело. Толпа одиночек, какие бы отдельные цели и смыслы они себе не выдумывали, просто не выживет.
Что косвенно и подтверждают дальнейшие рассуждения моего собеседника:
К.М. Начинаются отчаянные поиски, в ходе которых создаются иллюзии смысла жизни, в том числе и знаменитая "семейная иллюзия": построить дом - посадить дерево - воспитать ребёнка. В данном случае семейная формула счастья вытекает из шопенгауэровской воли к жизни, которая скрашивает нам жизнь и представляет мир не в таком уж унылом, жалком свете. Гонимый волей, находясь под её сильным давлением, ослеплённый вихрем жизни индивид вынужденно принимает половое влечение за тот самый смысл жизни, к которому он бессознательно-осознанно стремился с начала игры гормонов. Пытаясь завладеть разумом, воля, таким образом, "помогает" обрести каждому свой персональный смысл и укрепиться в заблуждениях, порождаемых иллюзиями, которые в свою очередь появляются в результате влияния воли к жизни. Но воля - не смысл потому, что не является им и не может им быть. Это ложное мнение. На самом деле она лишь усиливает бессмысленность происходящего.
В итоге индивид оказывается скованным тремя основными иллюзиями и отдаётся им:
1) иллюзией "прекрасности" жизни;
2) иллюзией земного счастья;
3) иллюзией смысла жизни.
Эти иллюзии сопровождают большинство людей на протяжении всей жизни. Вся эта тройка находится в неразрывной связи, потому как каждое последующее звено вытекает из предшествующего. Рассмотрим действие этого механизма подробней и каждой отдельной иллюзии, основываясь на вышеуказанной их последовательности.
Воля психически воздействует на разум, вовлекая в своё "тёмное" дело физиологию, которая находится у неё в подчинении, тем самым, крепко удерживая индивида в узде. Отсюда рождается первая иллюзия с вытекающим из неё заблуждением, которое она порождает. Т.е. индивид начинает считать жизнь как таковую прекрасной потому, что в ней присутствуют маленькие радости в основном именно физиологического характера, забывая при этом, что они ничтожно малы на фоне одолевающих его проблем и обладают быстротечной, перманентной сутью. По их окончании вновь наступают серые будни, и становится ещё хуже от невозможности продления радостей. Но от переживаемого удовольствия настолько хорошо, что оно остаётся в памяти ярким впечатлением, затмевая унылость жизни.
В результате, впечатление неизбежно тянет за собой другую иллюзию, к которой приходит индивид. Она содержит своё заблуждение, возникающее следующим образом. Когда индивид вследствие физиологического процесса испытывает счастливый миг, он ошибочно приходит к заключению о том, что жизнь является одним общим благом, состоящим из меньших благ. На самом деле маленькие блага разрознены как в пространстве, так и во времени, поэтому не образуют единого целого. Основное же место в жизни индивида занимает нескончаемый поток страданий (проблем), образуемых одну большую, общую проблему.
Проблемы являются непрерывными по своей сути, т.к. наполняют жизнь индивида сиюсекундно, каждый момент "сейчас". Вместе с тем им свойственна дробность, как и удовольствиям по объёму, виду и качеству, хоть и не такая растянутая. Вообще страдания и удовольствия связаны именно посредством их взаимодробности потому, что когда удовольствие прерывает страдание, страдание затем обязательно прервёт удовольствие. Однако у страданий есть одно существенное преимущество: благодаря непрерывности они, как кирпичи, складываются в "Великое Страдание Бытия", в чём проявляется их сила в сравнении с удовольствиями. У последних непрерывность отсутствует, им присуща лишь дробность и, какого бы объёма, вида или качества ни было удовольствие, оно не сможет стать "Великим Наслаждением Бытия", т.к., прежде всего, отсутствует связность между удовольствиями. Ведь основное время индивида поглощают страдания-проблемы. К тому же при постоянных удовольствиях возникает скука, которая рано или поздно заставит искать смысл. Кстати именно в различии этих трёх категорий у страданий и заключено основное разнообразие жизни; подобные различия удовольствий жизненного разнообразия не составляют по причине своей мимолётности и нечастого проявления. Конечно, и удовольствие и проблема могут "держаться" во времени относительно долго, но это их порядка не меняет; ведь каким бы долгим ни было удовольствие, рано или поздно за него придётся отстрадать. Однако это вовсе не означает, что даже после самого сильного страдания нам обязательно гарантирована хоть малейшая отдушина. Причём, чем продолжительней удовольствие, тем крепче затем может "ударит" страдание, что отнюдь не означает обратного. Таким образом, удовольствия наносят удары по звеньям Страдания, создавая мелкие бреши в цепи, которые, впрочем, не наносят Ему никакого существенного урона вследствие своей незначительности для цепи.
Несмотря на всё вышесказанное, индивид приближается к последней иллюзии. Он рассуждает следующим образом: раз счастье (т.е. удовольствие) испытано, значит, оно есть, затерянное среди маленьких благ и предназначенное ему, конкретному индивиду. Так в череде страданий выхватывается определённое маленькое счастье, которое предпочтительней других, и персонифицируется в своё собственное, особое качество. Это качество возносит персонификат над всеми прочими маленькими счастьями, создавая призрак "Великого Счастья Бытия", который если не одолеет, то, по крайней мере, уменьшит Великое Страдание. Ведь каждый стремится к уменьшению страданий-проблем. Возникает ощущение предназначения к Счастью, сопричастности к жизни и начинается счастьеискательство, превращаясь в стремление, навеянное волей. Смысл жизни, таким образом, найден и заключается в том, чтобы отыскать своё Счастье. А найдя, жить ради Него. Т.е. ради детей, карьеры, простого наслаждения и т.д. Однако счастье прямиком выходит из несчастья (страдания) потому, что индивиду становится хорошо только после плохого, т.к. появляется возможность сравнения - "что лучше, предпочтительней". Следовательно, то, что воспринимается как счастье, является, по сути, не-счастьем, берущем начало в воле; и смысл заключается в проявлениях страданий, о чём говорил Шопенгауэр ещё в XIX столетии. Именно таким образом рождается вышеуказанная формула "семейного счастья", свойственная основной части населения земли, превращаемая разумом в смысл существования наряду с цивилизационными целями. Т.е. стремление продолжать род.
Тут следует говорить, скорей, о цели, нежели о смысле. Это её индивид ошибочно полагает за осмысленность своего бытия, не замечая самоподмены понятий. Цель каждой жизни в стремлении к самой себе через страдание, свойственное природной среде, а значит, присуще животным и людям. У человека, помимо неё, существует ещё "цивилизованная" цель, к которой, наряду с естественной, он стремится, обусловленный цивилизацией. Однако - и в этом ещё одно отличие homo sapiens от животного мира - человек способен к отрицанию естественной цели, что выражается, например, в суициде или нежелании оставлять после себя потомков. В этом случае остаётся вторая (цивилизационная) цель, которая сводится, в основном, к самоутверждению индивида в социуме.
Цивилизационная цель может проистекать как из Страдания (помощь малоимущим из сострадания), так и из удовольствия (желанием поделиться с другим каким-либо благом). В этом заключено различие между двумя целями. Естественная цель возникает только из цепи страданий-проблем; для неё наслаждение является лишь поводом, а причиной - страдание (боль душевная или физическая). Однако цели могут совпадать и разниться. При совпадении целей со стороны двух и более индивидов происходит столкновение интересов, которые в случае невозможности их мирного разрешения ведут к конфликтам.
Есть сторонники существования смысла жизни, утверждающие, что будто тот просто теряется в суматохе самой жизни. В опровержение такого мнения можно привести пример людей средневековья. Их жизнь являла собой размеренное существование без сумасшедшего темпа работы и с наличием вполне достаточного времени поразмыслить над бытиём. Но, как известно, даже в таком социальном укладе, какой был в средних веках, люди, тем не менее, не знали своего предназначения. Видимо, приверженцы вышеупомянутой теории полагают смысл жизни не только реально существующим, но и врождённым с момента зачатия. Однако каждый индивид приходит в мир tabula rasa, не зная смысла и цели прихода. Отсюда делается элементарный вывод, что смысла жизни, всё же, нет. Эта маска, за которой скрывается бессмысленность.
Отчасти доказательством его несуществования может служить тот факт, что человек вышел из природы, как и любой другой представитель флоры и фауны Земли. А в творениях природы, как известно, искать смысл бесполезно, потому что бессмысленно. Всё то, что создано природой, следует воспринимать как настоящую данность. Всякое биологическое существо, как и человек, не имеет понятия о том, в чём заключён смысл его первородной данности. Но кроме homo sapiens, более никто о нём не задумывается. Именно здесь кроется разгадка. Всё дело в интеллекте. Человеку свойственно задавать вопросы в связи с развитым интеллектом, который и начинает первым осмысливать реальность, ища в ней высший смысл. Когда это происходит, за интеллектом следует сам индивид. Он, отдельно от других, ищет свой ответ и находит свою субъективную иллюзию. При этом параллельно происходил поиск универсального критерия определения смысла жизни.
Однако такой критерий или подобный ему отсутствует. Покров тайны, окружающий пресловутый смысл жизни - пустой орех, у которого видно только скорлупу, а не содержание. Но в содержании и находится ответ; он в самой иллюзии, т.е. в скорлупе, представляя собой одно только лишь понятие. Нельзя найти то, что было когда-то кем-то выдумано и принято за правду, а в некоторых случаях даже за истину. Эти бесплодные потуги можно сравнить с ловлей тумана руками: кажется, что он есть, а пытаешься ухватить - ничего. Из чего можно сделать следующее заключение, отвечая на поставленный в названии вопрос: смысла жизни нет; реальна только цель, которую индивид ставит перед собой и пытается достичь, стремясь к ней иногда всей жизнью. Она не является аналогом смысла жизни и её заменителем, т.к. она есть независимая соломинка, за которую хватается индивид, чтобы удержаться в этом мире. Смысл жизни в её цели, которую ставит для себя индивид, в достижении мечты.
К.А. Что ж, вполне логичный вывод. Однако, думаю, не законченный и не до конца продуманный.
Смыслом жизни может служить лишь цель недостижимая. Иначе, достигнув цели, человек тут же лишается смысла дальнейшего существования.
Смыслом жизни не может быть цель материальная. Подтверждение этого тезиса мы наблюдаем в сегодняшнем крахе демократической идеологии, которая направляет мир к самоуничтожению. Ложь и тотальный контроль свели на нет все идеализированные демократические ценности только потому, что во главу поставлена материальная цель, защищаемая "священным" правом частной собственности.
Значит, смысл жизни может быть только в недостижимом духовном совершенстве и совершенствовании. Именно потому, что человек является существом разумным, он и может обрести смысл жизни лишь в области разума. И в этом заключении нет ничего общего с религиозными поисками, которые уже одним своим противопоставлением друг другу различных вероисповеданий дискредитировали себя полностью.
"Нет ничего в мире примитивнее, чем алчность, как нет ничего проще истины, что смысл жизни есть доброта", - так сказал один сибирский бродяга, нашедший смысл жизни только в самом конце своего пути. Конечно, он не имел в виду какую-то абстрактную доброту, а говорил о доброте созидания, так как нормальный человек не может довольствоваться отвлечёнными от жизни понятиями. Никакая духовность невозможна без материального поддержания жизни, а значит без труда. И труд здесь лишь средство в стремлении к цели.
Ещё недавно этой аксиомой жила целая страна, и отзвуки её можно было встретить в литературе:
"Работа есть устранение всеобщего зла. В этом есть высший смысл, не измеряемый деньгами и должностью", - так сказал настоящий человек, геолог и писатель Олег Куваев, "Территория".
И напоследок, чтобы подтвердить примером из жизни все вышеприведённые "теоретические изыскания", предлагаю вниманию читателей один исторический документ:
"Москва, Кремль, товарищу Сталину
От Героя Советского Союза
подполковника государственной безопасности
Орловского Кирилла Прокофьевича
Заявление
Дорогой товарищ Сталин!
Разрешите на несколько минут задержать Ваше внимание, высказать Вам свои мысли, чувства и стремления.
Родился я в 1895 году в дер. Мышковичи Кировского района Могилевской области в семье крестьянина-середняка.
До 1915 года работал и учился на своем сельском хозяйстве, в деревне Мышковичи.
С 1915 - 1918 г. служил в царской армии в качестве командира саперного взвода.
С 1918 по 1925 год работал в тылу немецких оккупантов, белополяков и белолитовцев в качестве командира партизанских отрядов и диверсионных групп. Одновременно четыре месяца воевал на Западном фронте против белополяков, два месяца - против войск генерала Юденича и восемь месяцев учился в Москве на 1-х Московских пехотных курсах командного состава.
С 1925 по 1930 год учился в Москве в Комвузе народов Запада.
С 1930 по 1936 г. работал в спецгруппе НКВД СССР по подбору и подготовке диверсионно-партизанских кадров на случай войны с немецко-фашистскими захватчиками в Белоруссии.
1936 год работал на строительстве канала Москва - Волга в качестве начальника стройучастка.
Весь 1937 год был в командировке в Испании, где воевал в тылу фашистских войск в качестве командира диверсионно-партизанской группы.
1939 - 1940 годы работал и учился в Чкаловском сельхозинституте.
1941 год находился в спецкомандировке в Западном Китае, откуда по личной просьбе был отозван и направлен в глубокий тыл немецких захватчиков в качестве командира разведывательно-диверсионной группы.
Таким образом, с 1918 по 1943 год мне посчастливилось 8 лет работать в тылу врагов СССР в качестве командира партизанских отрядов и диверсионных групп, нелегально переходить линию фронта и государственную границу свыше 70 раз, выполнять правительственные задания, убивать сотни отъявленных врагов Советского Союза как в военное, так и в мирное время, за что Правительство СССР наградило меня двумя орденами Ленина, медалью "Золотая Звезда" и орденом Трудового Красного Знамени. Член ВКП(б) с 1918 года. Партийных взысканий не имею.
Ночью 17 февраля 1943 года агентурная разведка мне принесла сведения, что 17/II-43 г. по одной из дорог Барановичской области на подводах будут проезжать Вильгельм Кубе (Генеральный комиссар Белоруссии), Фридрих Фенс (комиссар трех областей Белоруссии), обергруппенфюрер Захариус, 10 офицеров и 40 - 50 их охранников.
В это время при мне было только 12 человек моих бойцов, вооруженных одним ручным пулеметом, семью автоматами и тремя винтовками. Днем на открытой местности, на дороге, напасть на противника было довольно рискованно, но и пропустить крупную фашистскую гадину было не в моей натуре, а поэтому еще до рассвета к самой дороге я подвел своих бойцов в белых маскировочных халатах, цепью положил и замаскировал их в снеговых ямах в 20 метрах от той дороги, по которой должен был проезжать противник.
Двенадцать часов в снеговых ямах мне с товарищами пришлось лежать и терпеливо выжидать...
В шесть часов вечера из-за бугра показался транспорт противника и когда подводы поравнялись с нашей цепью, по моему сигналу был открыт наш автоматно-пулеметный огонь, в результате которого были убиты Фридрих Фенс, 8 офицеров, Захариус и более 30 охранников.
Мои товарищи спокойно забрали все фашистское оружие, документы, сняли с них лучшую одежду и организованно ушли в лес, на свою базу.
С нашей стороны жертв не было. В этом бою я был тяжело ранен и контужен, в результате чего у меня были ампутированы правая рука по плечо, на левой - 4 пальца и поврежден слуховой нерв на 50 - 60%. Там же, в лесах Барановичской области, я физически окреп и в августе 1943 года радиограммой был вызван в Москву.
Благодаря Народному комиссару государственной безопасности товарищу Меркулову и начальнику 4-го Управления товарищу Судоплатову материально я живу очень хорошо. Морально - плохо.
Партия Ленина - Сталина воспитала меня упорно трудиться на пользу любимой Родины; мои физические недостатки (потеря рук и глухота) не позволяют мне работать на прежней работе, но встает вопрос: все ли я отдал для Родины и партии Ленина - Сталина?
К моральному удовлетворению я глубоко убежден в том, что у меня имеется достаточно физических сил, опыта и знания для того, чтобы еще принести пользу в мирном труде.
Одновременно с разведывательно-диверсионной и партизанской работой я уделял возможное время работе над сельскохозяйственной литературой.
С 1930 по 1936 год по роду своей основной работы я каждый день бывал в колхозах Белоруссии, основательно присмотрелся к этому делу и полюбил его.
Свое пребывание в Чкаловском сельскохозяйственном институте, а также Московскую сельскохозяйственную выставку я использовал до дна в получении такого количества знаний, которое может обеспечить организацию образцового колхоза.
Если бы Правительство СССР отпустило кредит в размере 2.175 тысяч рублей в отоваренном выражении и 125 тысяч рублей в денежном выражении, то я бы на моей родине, в деревне Мышковичи Кировского р-на Могилевской области, в колхозе "Красный партизан" до 1950 года добился бы следующих показателей:
1. От ста фуражных коров (в 1950 г.) смогу достигнуть удоя молока не меньше восьми тысяч килограммов на каждую фуражную корову, одновременно смогу с каждым годом повышать живой вес молочно-племенной фермы, улучшать экстерьер, а также повышать % жирности молока.
2. Сеять не меньше семидесяти гектаров льна и в 1950 г. получить не меньше 20 центнеров льна-волокна с каждого гектара.
3. Сеять 160 гектаров зерновых культур (рожь, овес, ячмень) и в 1950 году получить не меньше 60 центнеров с каждого гектара при условии, если даже в июне - июле месяцах этого года не будет ни одного дождя. Если же будут проходить дожди, то урожай будет не 60 центнеров с одного га, а 70 - 80 центнеров.
4. Колхозными силами в 1950 году будет посажен на сто га плодовый сад по всем агротехническим правилам, которые выработала агротехническая наука.
5. К 1948 году на территории колхоза будут организованы три снегозадержательные полосы, на которых будет посажено не менее 30.000 декоративных деревьев.
6. К 1950 году будет не менее ста семей пчелоферма.
7. До 1950 года будут построены следующие постройки:
1) сарай для М-П фермы ? 1 - 810 кв. м;
2) сарай для М-П фермы ? 2 - 810 кв. м;
3) сарай для скотомолодняка ? 1 - 620 кв. м;
4) сарай для скотомолодняка ? 2 - 620 кв. м;
5) сарай-конюшня для 40 лошадей - 800 кв. м;
6) зернохранилище на 950 тонн зерна;
7) навес для хранения сельскохозяйственных машин, инвентаря и минерального
удобрения - 950 кв. м;
8) электростанция, при ней же мельница и лесопилка - 300 кв. м;
9) механическая и столярная мастерские - 320 кв. м;
10) гараж на 7 автомашин;
11) бензохранилище на 100 тонн горючего и смазочного;
12) хлебопекарня - 75 кв. м;
13) баня - 98 кв. м;
14) клуб с радиоустановкой на 400 человеко-мест;
15) домик для детского сада - 180 кв. м;
16) рига для хранения снопов и соломы, мякины - 750 кв. м;
17) рига ? 2 - 750 кв. м;
18) хранилище для корнеплодов - 180 кв. м;
19) хранилище для корнеплодов ? 2 - 180 кв. м;
20) силосные ямы с кирпичной облицовкой стенок и дна вместимостью 450 кубометров силоса;
21) хранилище для зимовки пчел - 130 кв. м;
22) силами колхозников и за счет колхозников будет построен поселок на 200 квартир, каждая квартира будет состоять из 2 комнат, кухни, уборной и небольшого сарая для скота и птицы колхозника. Поселок будет представлять из себя тип благоустроенного, культурного, утопающего в плодовых и декоративных деревьях поселка;
23) артезианских колодцев - 6 штук.
Должен сказать, что валовой доход колхоза "Красный партизан" Кировского района Могилевской области в 1940 году составлял только 167 тысяч рублей.
По моему расчету, этот же колхоз в 1950 году может добиться валового дохода не менее трех миллионов рублей.
Одновременно с организационно-хозяйственной работой у меня найдутся время и досуг для такого поднятия идейно-политического уровня своих членов колхоза, который позволит создать крепкие партийную и комсомольскую организации в колхозе из наиболее политически грамотных, культурных и преданных партии Ленина - Сталина людей.
Прежде чем написать Вам это заявление и взять на себя эти обязательства, я много раз всесторонне обдумав, тщательно взвесив каждый шаг, каждую деталь этой работы, пришел к глубокому убеждению, что вышеупомянутую работу я выполню на славу нашей любимой Родины и что это хозяйство будет показательным хозяйством для колхозников Белоруссии. Поэтому прошу Вашего указания, товарищ Сталин, о посылке меня на эту работу и предоставлении просимого мною кредита.
Если по данному заявлению возникнут вопросы, прошу вызвать меня для объяснения.
Герой Советского Союза подполковник государственной безопасности Орловский
6 июля 1944 г."
Остаётся только добавить, что Кирилл Прокофьевич сделал всё, о чём написал. Подтверждение подлинности этого архивного документа, как и конкретные факты выполнения поставленных задач, можно отыскать в Интернете.
Не правда ли, этот пример цели и смысла жизни настоящего человека несколько отличается от того, что нам рассказывают сегодняшние историки и борцы за демократию.
Но один невыясненный вопрос, касающийся темы разговора, всё же остался, и я попробую сейчас на него ответить:
Смог бы товарищ Орловский переделать столько добрых дел один (не говоря уж о полученных им физических увечьях, несовместимых, вроде бы, с возможность дальнейшей работы)?
Ответ вы знаете: - Нет.
Хоть и были поставлены им перед собой цели материальные - но не для "себя любимого", а для окружающих людей. И достигались они совместным трудом людьми, которые о смысле своей жизни, наверное, совсем и не задумывались, а лишь желали жить по-человечески. А вот достижение этих целей автором письма и придавало смысл всей его жизни.
Значит, и нам пора отбросить иллюзии и заняться настоящими делами. Не так ли, читатель?!