Трисмегист : другие произведения.

Любительский театр

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мемуары.

  Актерское мастерство сводится к контролю актера над телом, голосом и мыслями. Его тело должно быть послушным, как у спортсмена или танцовщика. Поэтому лучше всего, если актер умеет танцевать. Голос актера должен быть развитым, как у певца. Полезно распеваться перед репетицией, хотя в театре предпочитают более специфические упражнения. Но самое главное - это контроль над мыслями. Если актер, перед тем как сказать реплику, будет думать о следующей сцене, или о девушке, которая сидит в третьем ряду, то произнесет реплику неубедительно. Важно, чтобы актер заставил себя думать, как персонаж, научился играть не только словами, но и мыслями, и перед тем, как пригласить, допустим, хозяев к столу, подумал про себя: "а барин-то нынче сердит, как бы его не прогневить, тем более что конюха с утра уже выпороли". И лишь произнеся подобную фразу мысленно, пресловутая реплика "кушать подано" будет произнесена актером вслух так, как надо.
  
  Основа телесного перевоплощения - в правильной позе. Надо выбрать несколько поз, характерных для персонажа, и вжиться в них, как в свои.
  
  Основа душевного перевоплощения - взгляд. "Глаза есть зеркало души" (с) Если приглядеться к лицам талантливых актеров во время работы, то можно заметить: их глаза в точности соответствуют роли, а у неудачливых актеров глаза живут какой-то независимой жизнью. Поэтому начинающему актеру важнее всего научиться контролировать выражение глаз, а остальная мимика приложится сама собой. Это достигается банальной концентрацией внимания на глазах. Управление взглядом поможет вызвать соответствующее ему состояние души, поскольку они взаимосвязаны, как намагниченность вращающейся рамки и электрический ток: первое всегда вызывает другое и наоборот.
  
  Любая мизансцена подобна танцу. Каждый актер должен твердо знать свое место на сцене, чтобы, во-первых не мешать другим актерам, а во-вторых - максимально выразительно донести до зрителя смысл и красоту мизансцены. Ведь от выбора положения актеров на сцене зависит многое, если не все.
  
  Теперь о режиссуре. Хороший режиссер способен заставить более-менее сносно играть на сцене кого угодно. Плохой режиссер вечно будет жаловаться на нехватку таланта у актеров. Хотя, если вдуматься, каждый живой человек - прирожденный артист, гениально играющий самого себя. Чтобы сделать из человека актера, надо всего лишь его убедить, что между "им" и "не им" лежит очень тонкая грань. Человек искренне воображает, будто его "я" незыблемо, а оно лишь сумма множества сил, страстей и душ. Наше тело и условия существования, подобно невидимой линзе, фокусируют мировую душу в определенный человеческий характер, хотя эта мировая душа изначально распределена равномерно, как солнечный свет. Поэтому стоит усилить в себе одну из страстей, и наше "я" начнет воспринимать себя по-другому.
  
  Для преодоления "комплексов" и "зажимов" во время работы над ролью я предлагаю актеру покривляться, поиздеваться над ролью, над режиссером, над жизнью вообще и над самим собой. Ведь когда актер валяет так дурака, он расслабляется и интуитивно определяет образ, который ему наиболее подходит сейчас. Однако, после расслабления важно поскорее вернуть актера в рабочее состояние, чтобы не закрепить у него привычку кривляться на сцене. Это лишь технический прием, а не стиль игры.
  
  Ну а еще не грех взять на вооружение принцип формирования условного рефлекса. Если десять раз повторить одно и то же, то в одиннадцатый раз получится так, как надо. Можно десять раз прогнать мизансцену на максимальной скорости, не тормозя, причем актер должен понимать, что даже если он сыграет роль идеально в восьмой раз, за ним все равно последует девятый, поскольку применяется технический прием, а не ловля удачного дубля. Даже опытный боксер вынужден колотить по груше много часов, хотя каждый его удар давно сильнее, чем у обычного человека.
  
  Недопустимо, чтобы актеры долго ждали роли, сидели в запасе. Это унизительно. Каждый актер непременно должен иметь более-менее приличную роль в какой-нибудь пьесе или миниатюре.
  
  Плох режиссер, которому нечего сказать людям. Каждый хороший режиссер - немного маньяк, фантазер, медиум и миссионер. У него должна быть в душе какая-то философия или сверх-задача, помимо благопристойной премьеры "Гамлета" или "Дяди Вани". Иначе его постановки будут похожи друг на друга. Все, за что бы ни взялся "пустой внутри" режиссер, выйдет вроде бы правильно и гладко - не придерешься, но скучно и стандартно. А настоящее искусство - всегда "неформат", но вовремя и удачно. Отлично зная про это, некоторые режиссеры годами маскируются под безумцев, фантазеров, медиумов и миссионеров, изобретая самые причудливые сценические формы. Однако, красивая форма никогда не скроет отсутствие содержания. Искусство есть пища для души. А еда на блюде либо есть, либо нет, даже когда блюдо из золота. Каждому приятней поесть из красивой посуды. Но никто долго не проживет, если ему всегда будут подавать на стол одну посуду без еды.
  
  И, наконец, лучший учитель - премьера. Нельзя затягивать репетиции до бесконечности. Это приводит к скуке и подрывает дисциплину. Даже сырой материал лучше поскорее вытащить на сцену, чем наблюдать, как постепенно скисает актер, которому он уже до смерти надоел. Актеры приходят в театр не для того, чтобы вечно прятаться в темном чулане, а для того чтобы блистать своим талантом перед восхищенной публикой. К тому же, чем чаще актеры попадают в боевые условия, тем лучше начинают понимать, чего им не хватило во время учебы в "тылу". А без постоянных выступлений актеры похожи на кое-как обученных солдат, еще не нюхавших пороху - вроде бы научились воевать, но даже от случайного выстрела коленки дрожат.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"