Келль Лев Сергеевич : другие произведения.

Мотивация бытия. 3. Путь разума.

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


  
   Мотивация бытия. 3. Путь Разума.
   Л.С.Келль
  
  
   Более высокие формы организации материи и системы состоят и включают в себя более низшие формы и системы. При этом более высокие формы и системы не только включают в себя более низшие формы и системы, но и стабилизирует их.
   Так, химические системы, включая в состав атомов и молекул элементарные частицы, стабилизируют их в пространстве и во времени.
   Аналогично биологические системы стабилизируют включаемые в их состав химические системы. "С общепланетарной точки зрения жизнь следует рассматривать как способ стабилизации существующих на планете геохимических циклов" (Еськов 1999).
   К сожалению, следует отметить, что социальные системы ещё далеко не всегда стабилизируют биологические. Иногда действие социальных систем на биологические бывает прямо противоположным. Не указывает ли это на то, что наше социальное общество является лишь переходным этапом от биологической к более высокой форме существования материи. Как в своё время коацерванты явились переходным этапом от химической к биологической форме существования материи.
   Так что же представляет из себя человек и социальная система, в которой он существует и развивается?
   С одной стороны "только человек сам обеспечил себе окружающие условия, расширил кормовую базу с помощью огня и создания разумных запасов и тем смог освободиться от внешней среды настолько, чтобы наблюдать, осмысливать и подчинять себе мир своей планеты. Тем самым он стал на пороге высшей свободы человеческого общества, которое должно окончательно сбросить гнет среды, лежащий на живой клетке, наверное уже 2-3 миллиарда лет с момента зарождения протожизни". (Ефремов 1972)
   При этом его "внешняя архаичность совмещается с высоким уровнем физиологической организации, энергетики и гомеостазиса, способным к несению огромной нагрузки - мозга". (Ефремов 1972)
   Однако есть существенное препятствие для преодоления "порога высшей свободы человеческого общества, которое должно окончательно сбросить гнёт среды, лежащий на живой клетке". Этим препятствием является человеческий организм, жестко лимитированный запасами свободной энергии, подверженный болезням, старению и, в конечном итоге, физической смерти.
   Будет ли это препятствие преодолено путём совершенствования человеческого организма? Или будут найдены внеорганизменные источники энергии для человеческого Разума и развитие пойдёт по пути создания коллективного - планетарного Разума. Второй вариант представляется более вероятным. Ведь известно, что любая более высокая форма организации материи возникает в результате объединения нескольких материальных носителей более низкого уровня организации материи. В частности, атомы и молекулы (химическая форма организации материи) возникают при объединении определённого количества элементарных частиц (материальных носителей физической формы организации материи). Живые клетки (биологическая форма организации материи) возникают при объединении определённого количества молекул и атомов (материальных носителей химической формы организации материи). При этом живые клетки приобретают молекулярные механизмы передачи информации, при воспроизведении себе подобных. Результатом объединения и специализации живых клеток является возникновения и развитие мозга - появление Разума. Процесс передачи информации выходит за рамки внутриорганизменного молекулярного уровня. Отсюда, наиболее вероятным является предположение, что и планетарный Разум может возникать путём объединения определённого количества единиц индивидуального Разума, обладающих положительным созидательным вектором. Данному уровню организации материи должны соответствовать и принципиально новые механизмы передачи информации.
   И, наконец, можно предположить, что человек сохранится неизменным, как ступень на пути развития (самоорганизации) материи к более высшим формам её существования?
   Следует отметить, что при переходе к более высоким уровням (ступеням) организации материи, наряду с возникновением качественно новых свойств, происходит и утрата каких-то свойств. Например, химическая форма, по сравнению с физической, устойчива в более узких интервалах условий окружающей среды и достигает своего развития и разнообразия лишь на планетах. Для биологической формы это интервал ещё значительно уже, плюс к этому необходим постоянный приток энергии для поддержания низкой энтропии и высокого информационного содержания. (Горбачёв 2003).
   Причём, даже в процессе эволюционного развития живых существ, при переходе на более высокую ступень эволюционного развития, организмы "расплачиваются" за это утратой каких-либо свойств.
   Например, одноклеточные организмы практически бессмертны. При благоприятных условиях клетка живёт бесконечно, удваивая свою биомассу путём деления, каждые несколько часов. Многоклеточные организмы, более высокая ступень эволюционного развития, утрачивают своё бессмертие.
   Один из крупнейших эволюционных скачков - возникновение позвоночных животных. При этом практически полностью теряется способность к регенерации утраченных органов или частей организма.
   Покорение организмами суши, также крупнейший эволюционный скачок - утрачивается возможность дышать в воде.
   Возникновение теплокровных животных c постоянной температурой тела - утрачивается возможность к глубокому, длительному анабиозу.
   И, наконец, возникновение Разума - появление речи и вербального (словесного) механизма мышления. Но и за этот крупнейший эволюционный скачок пришлось заплатить немалую цену:
   - это потребовало значительного увеличения объема мозга и его энергопотребления, что легло тяжелым бременем на организм Homo sapiens.
   - человек, из-за происходящего в его голове постоянного внутреннего монолога, стал значительно менее чутко, чем наши "братья меньшие" воспринимать окружающий мир. Вспомним, как кошки и собаки чувствуют приближение землетрясений и других стихийных бедствий, мы же этого лишены.
   - зафиксированное с детства в нашей голове словесное описание мира держит наше сознание в узких рамках общепринятых в обществе понятий и суждений. Это описание мира постоянно поддерживается с помощью непрерывного внутреннего монолога. Когда мы хотим найти какие-то принципиально новые решения, расширить своё миропонимание, эти устоявшиеся понятия и суждения могут мешать нам.
   Преодолеть эти негативные последствия возможно путём периодического "выключения" своего внутреннего монолога.
   С древнейших времён люди использовали методики прекращения внутреннего монолога. В древней Индии данная методика (медитация) известна из письменных источников - Вед, относящихся примерно к 1500 году до н. э. Краеугольным камнем учения древних мексиканских магов также является методика остановки внутреннего диалога - "Всякий раз, когда мы прекращаем внутренний разговор, мир становится таким, каким он есть на самом деле" (Кастанеда 1991).
   Эти методики позволяют:
   - на время прекращение внутреннего монолога резко снизить энергопотребление мозга, что в свою очередь даёт возможность достигать релаксации организма сопоставимого с полноценным сном
   - более чутко и полно воспринимать окружающий мир
   - находить неординарные решения и расширять своё миропонимание
   - достигать (согласно существующим учениям) состояния осознания Бытия (нирваны, изменённого сознания, второго внимания)
   - получать эффективное лечебное воздействие - различные приемы вызывания с лечебной целью управляемых состояний изменённого сознания присутствуют в культурах почти всех народов и во всех религиях (Архангельский 2000).
   Данный эффект может быть объяснён раскрепощением нашего сознания (ослаблением действия "стереотипов", "щитов") при остановке внутреннего монолога. Высвобождением потенциала творческой деятельности мозга, ослаблением системы детекции ошибок. Зоны мозга с речевой функции переходят на функцию восприятия. "Меняя состояние сознания, как бы помещаешь человека в другой мир, с большим или меньшим разнообразием явлений, чаще всего при сохранении основных позиций "реального" (для человеческой популяции) мира. Человек начинает слышать, обонять, видеть, ощущать то, что было закрыто для него ранее и чаще всего, если специально не поддерживать этого, закроется для него потом. И также чаще всего во благо - для обычного человека". Наверное, нельзя также отрицать возможность взаимодействия нашего сознания с внешними источниками при ослаблении действия "стереотипов", "щитов". "Что, если не стадионный волшебник ведёт диалог с мыслями собеседника" (Бехтерева 1994).
   После возврата в обычное состояние мышления, найденные неординарные решения и воспринятая информация, закрепляются в сознании с помощью внутреннего монолога.
   В науке, искусстве и иной творческой деятельности применение данных методов может давать свои неоценимые результаты.
   При дальнейшем развитие человека, он, опираясь на силу Разума, возможно, вернёт себе и другие свойства, утраченные живой материей, при её развитии от протожизни до Homo sapiens.А именно: возможность длительного анабиоза, возможность дышать в воде, способность к регенерации органов и, наконец, бессмертие. Только тогда будет окончательно сброшен гнёт среды, лежащей на живой клетке с момента её происхождения.
   Истинный прогресс человеческого Разума возможен в первую очередь путём самосовершенствования. Самое сложное и интересное с чем мы имеем дело в этом мире - это наш Разум. И если мы хотим лучшей жизни, мы должны в первую очередь изменить сами себя.
  
   1. Архангельский А.Е. Общая психопатология, Санкт-Петербург, Учебное пособие. 2000г., 159с.
   2. Бехтерева Н. П. О мозге человека, Санкт-Петербург, Нотабене. 1994 г., 244 с.
   3. Горбачёв В.В. Концепции современного естествознания. Оникс 21 век. 2003 г.,592 с.   http://www.hi-edu.ru/x-books/xbook079/01/index.html
   4. Еськов К.Ю. История земли и жизни на ней. М. Мирос. 1999г. http://www.evolution.atheism.ru/
   5. Ефремов И.А. Космос и палеонтология. Сборник научной фантастики. М. Знание, 1972г., с. 111-125.
   6. Кастанеда К. Дверь в иные миры. Книга 2 Особая реальность. СПб, "Васильевский остров", 1991 г., с.282.
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"