Semenoff: другие произведения.

Рецензия на фанфик Серой Зоны "Д_Д_Т"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Создай свою аудиокнигу за 3 000 р и заработай на ней
Уровень Шума. Интервью
Peклaмa


  
Самый умный парень на деревне
  
   Когда-то я весело глумился над фанфиками по Наруто (я это и сейчас постоянно делаю), но в какой-то момент стало очевидно, что если не дать пример того, как надо писать, то ничего хорошего по этой тематики на СИ никогда не появится. А "Йуные аффтары" так и будут писать всякую ерунду с Марти и Мери Сью. Тогда я Керром переписал "Я-кто?!". За данную работу мне не стыдно. Судя по тому, сколько от нас потом было заимствований в работах других авторов, понравилось не мне одному.
  
   Мы с Керром доказали - можно написать хороший, глубокий, интересный фанфик по Наруто и закрыть явные сюжетные дыры, оставленное Кишимото - были бы желание, талант и фантазия.
   Но речь сейчас не о нашей истории про попаданца в Ируку, а про то, что в любом деле иногда надо что-то сделать, дать какой-то толчок, пинок или хотя пример, чтобы все сдвинулось с мертвой точки. Поэтому здесь я напишу первую рецензию на фанфик по Наруто.
   Рассматривать будем "Дзюцу для трансгуманиста" авторства Серой Зоны.
   Давайте сразу определимся и не будем к этому возвращаться.
   Я здесь и далее пишу рецензию на конкретную работу, а не оцениваю автора, все его творчество и взгляды.
  
   Мне глубоко симпатичен трансгуманизм, его оптимизм, его направленность на развитие, на движение вперед, но мы в данной рецензии обсуждаем не его, а конкретный фанфик - "Дзюцу для трансгуманиста".
   Так что свои симпатии и антипатии я постараюсь оставить в стороне и быть максимально объективным.
  
   Ну что, поехали?
  
    []
  
  
   Произведение начинается с автобиографии героя, рассказанного википедией будущего.
   На ней мне придется остановиться подробнее.
  
   Начинается все с автобиографической справки из 2217 года:
   "ИЗ СОЛАРПЕДИИ, ПОСЛЕДНЯЯ ПРАВКА 2217 ГОД:
   Томминокер-21 (авт. Главный Герой. Он же - ГГ.) - писатель, журналист, один из деятелей трансгуманистического движения начала XXI века. Родился в 1970, при рождении получил имя Молотов Сергей Данилович. Изменил паспортное имя на псевдоним по собственному выбору в 2015 году. Умер и был крионирован в 2031, в возрасте 61 года. В 2079 году компания, обеспечивающая сохранение его мозга, разорилась. В соответствии с традиционной процедурой банкротства криогенных фирм, корабль с сохранёнными телами и мозгами клиентов был отправлен за орбиту Плутона, где сохранение низких температур не требует больших расходов. В 2101 в ходе Первой Солнечной Войны записи о точном курсе корабля были утеряны. Поисково-спасательные работы в течение всего 22 века не дали результата..."
   Если вчитаться, то становится смешно.
  
   Во-первых, справка абсолютно не похожа по формату на вики. Автору следовало бы не полениться, открыть википедию и посмотреть, как оформляются подобные вещи. Если человек писатель, то это будет отражено списком его произведений или хотя бы предложена ссылка на этот самый список. С другой стороны, такое пренебрежение писательской стороной личности героя вполне понятно. Как нам станет очевидно далее по фанфику, главный герой писатель и журналист только формально, но никогда таковым автором не задумывался, так что все становится на свои места. Серая Зона создал образ гика-физика с оборонного завода или из исследовательской лаборатории, но зачем-то обозвал его писателем и журналистом, которым тот, очевидно никогда не являлся и не мог являться в силу своего характера, привычек, демонстрируемых навыков и знаний. Профессия журналиста накладывает свой отпечаток. И на Томминокере его не видно. К слову, ГГ также ни разу не замечен за написанием статей, заметок, мемуаров или чего-то в этом духе.
  
   Во-вторых, человек, выросший в СССР и меняющий в 45 лет свою фамилию на кличку Томминокер-21 либо идиот, либо медийный фрик, который жаждет хотя бы так немного заработать на своей скандальной известности.
  
   Но как мы видим далее по тексту, главный герой не первое и не второе. Здесь мы имеем изначально неверные данные о герое, если угодно, Out of Character (OOC) относительно заданных автором параметров героя.
   У всех героев есть предыстория, которая влияет на характер, привычки и многое другое. Автор задает эти параметры биографией ГГ, и сам же в последующих главах их злостно нарушает.
   Или просто небрежность, когда автору просто лень перечитать свой же текст и посмотреть, какие же у него все-таки были герои.
  
   В принципе, небрежность автора понятна и в какой-то мере оправданна. Сами подумайте: как ни старайся, как ни пиши умные и интересные книги, а у какого-нибудь Йуного Автора с отвратительным языком, убогим стилем, тупыми и пошлыми шутками, с отсутствием логики и сюжета все равно читателей будет больше. Потому что есть "Ногебатор". Пипл хавает. Правда, все же в основном не пипл, а школьники, но какая разница? Статистика посещений их не различает.
  
   В-третьих, то, что замороженные трупы не сожгли тут же в крематории, а отправили за орбиту Плутона - это вдвойне смешно, поскольку будь там хоть даже 2079 год, а отправка груза на орбиту явно удовольствие не из дешевых. Тем более в специально построенном космическом корабле. Банкрот бы его оплатить не смог.
   В 2101 была некая война, в ходе которой была утеряна информации о пачке замороженных трупов. Ну пусть так. Как можно в глубоко компьютеризированном общество потерять хоть какую-то важную информацию, я представляю слабо, но это авторское допущение. Пусть будет.
  
   А вот дальше следует совсем смешное. В-четвертых, кто-то целый век искал замороженные трупы. Зачем? И почему операция по розыску замороженных трупов называется спасательной?
   И раз уж они понадобилось, то почему не нашли? Это корабль, у него определенные (и немаленькие) размеры. У него есть электроника, он издает некие сигналы. Как его можно было упустить? Или люди будущего тупые?
   Как мы видим уже в следующем абзаце: да, тупые.
  
   "ГДЕ-ТО, КОГДА-ТО:
   "Сохранение стабильной орбиты невозможно. Инициализирована процедура посадки. Сигналы от наземных служб не получены. Сигналы от спутниковых систем навигации не получены. Инициализирован протокол автономной посадки. Производится выбор места".
  
   Это как вообще понимать?
   Все системы работают, несмотря на отсутствие ТО, подзарядке и прочего в течении 150 тыс. лет, все исправно подает сигналы. Но люди будущего искали его целый век и не нашли.
   Я не знаю, радоваться мне тому, что потомки смогли запилить такую вундервафлю, что 150 тыс. лет будет работать без ТО и подзарядки, или огорчаться тому, что при этом они идиоты.
   Далее супертехника падает, но не сгорает и даже не разбивается, ведь строили на совесть, как для войны. Зачем такой явно завышенный запас прочности космическому катафалку - не понятно.
  
   Потом раскаленный корабль падает в воды Антарктиды, но в нем не образовывается даже трещинки. Он абсолютно герметичен.
   А ничего такой гробик отгрохала компания-банкрот.
  
  
    []
  
   Кораблик вмещал в себя 200 замороженных тел плюс кучу оборудования. Он должен быть огромным. А чем больше объем, тем больше масса этого катафалка (при прочих равных) и тем сильнее сопротивление воздуха и тем больше шансов, что при экстремальных нагрузках в каком-то месте конструкция не выдержит и где-то даст трещину.
   Но чудо-корабль так и не треснул. Целых 150 тыс. лет, падение, перепады температуры и давления, соленые воды мирового океана - ничто не оставило даже трещины в космической гробнице. А еще за 150 тыс. лет земная кора успела порядочно обновиться и кораблик вынесло с глубин на поверхность при смещении литосферных плит.
   На минуточку; сдвиг плит создает чудовищную энергию и сопровождается такими же катаклизмами, но кораблику все нипочем. Не раздавило, не сломало, не оплавило.
   Ну и трупы, разумеется, не сгнили. Воздуха было мало, так что они мумифицировались. Еще одно удачное совпадение.
  
   Потом меняются литосферные плиты и климат, и корабль выносит куда-то очень далеко от бесконечных льдов. И вот однажды Таюя, случайно споткнувшись о выступ на земле, нашла его, рассказала, а после этого непонятной находкой заинтересовались Кабуто и Орочимару, и понеслась...
   Уважаемые читатели, данная история очевидным образом писалась как гимн науке и ее достижениям, но c моей точки зрения (я никоим образом не претендую на истину в последней инстанции) это гимн бесконечным авторским роялям.
  
   Эти симфонические оркестры не заканчиваются на первой главе. Они присутствуют в каждой на протяжении всего фанфика. Я, как читатель, от них очень устал к концу книги.
   Я раздражен тем, что фанфик, ставящий своей целью научный подход и логику периодически их игнорирует. Ну и здравый смысл в придачу.
   Зачем подкидывать своему герою больше трудностей чем он вынесет? Разумеется, затем, чтобы потом очередное невероятное стечение обстоятельств (в народе называемое авторский рояль) помогло ему победить.
  
    []
  
   Возможно, что автор не мог обойтись без этих роялей, потому что в данной фанфике плохо с логикой персонажей. ГГ ведет себя не так, как должен вести исходя из биографии. И не только с ГГ такие проблемы, другие персонажи тоже постоянно меняются, как радужная пленка на луже в ветреную погоду. Ведут себя не так, как вели в манге (это было бы простительно, альтернативная вселенная все-таки), и не так, как они охарактеризованы автором и главным героем и даже не так, как они вели себя буквально пару глав назад. Это происходит постоянно и раздражает. Получается какое-то мелкое шулерства для демиурга, который создает правила игры и сам их постоянно нарушает.
   "И что самое смешное, я ведь с ним отчасти согласен. Я вполне могу понять тех, кто в него верит, как в бога. Орыч действительно велик во всех отношениях. Один из первых трансгуманистов своего мира! Умён, силён, отважен, целиком посвятил себя саморазвитию, да и другим помогает продвинуться к совершенству - всё весьма благородно. Единственный недостаток - жесток и трупы складывает штабелями на пути к своим целям".
  
   Ладно, это авторский мир и авторский Белый Змей. Я признаю за автором право сделать Своего Орочимару, но зачем после такой характеристики уже в следующих главах делать из него неуравновешенного психопата, а в середине фанфика создавать нечто совершенно иное: адекватное и договороспособное, чуть ли не доверчивое, способное взять и позволить какому-то древнему недоразумению говорить за себя, такого умного?
   Я всегда положительно относился к развитию и эволюции персонажей. Но именно к развитию характеров, а не к их изнасилованию, когда по авторской воле, без особых причин негодяи перековываются в героев и наоборот. Хотя, по правде сказать, Кишимото этим тоже постоянно грешит, так что это можно простить.
  
   Я искренне советую автору разобраться, наконец, со своими персонажами. Решить какие они, какая у них главные черты характера, чем они руководствуются и чего добиваются.
   Кроме того, хорошо прописанные герои должны иметь индивидуальность и вызывать какие-то чувства, а с главным героем читатель зачастую соотносит себя самого. А я вот не знаю, как можно сопереживать тому же Томминокеру. Он какой-то инопланетянин, непостижимый для нормального среднестатистического человека.
  
   Некая ирония заключается еще и в том, то как "Йуные аффтары" вопреки здравому смыслу и оригиналу подгоняют под своего ГГ магическую систему, чтобы он побыстрее стал полу или просто богом, так и Серая Зона подгоняет все техники мира шиноби под своего разъяснение их работы с точки зрения физики.
  
   Но при этом не нужно забывать, что автор честно пытается залатать многочисленные дыры Кишимото и создать непротиворечивую систему того, как работают техники шиноби. Иногда читать это очень интересно.
  
   А местами сова, натягиваемая на глобус, громко трещит.
   Если Эдо Тенсей вечный, то почему тогда Второй не наклепал пару батальонов вечных высокоуровневых шиноби и не покорил весь обитаемый мир?
   Если Каварими телепортация, и Шуншин телепортация, то что такого особенного в Хирайшине, в такой же телепортации?
   Если шиноби может превращаться во что угодно и это не иллюзия, то почему никто этим толком не пользуется? Ведь есть много способов применить такую читерскую способность.
   Можно долго перечислять косяки ДДТ, они есть и в магической системе, и в описании социального устройства общества, и еще много в чем.
   Но это все детали, углубившись в которые, я пока так и не сказал об основной идее фанфика.
  
   Весь смысл ДДТ заключается в том, что в мире шиноби появляется человек (поднятый техникой Эдо Тенсей труп) из очень далеко прошлого и, образно выражаясь, учит всех справлять малую нужду стоя и мимо штанов.
  
   Они же там все дебилы, хоть и герой периодически неубедительно заявляет обратное -не иначе как от бесконечной душевной доброты. Тупые аборигены построили свою цивилизацию, но не владеют научным мышлением. Вот Томминокер-21 владеет, а они нет. Все, что открыли и исследовали Орочимару и Кабуто - не считается. То, что у них там есть пусть примитивные, но все же ЭВМ - не считается. И Второй Хокаге, тоже наизобретавший много всего, тоже не считается. И все, кто творил до него - тоже всего добились методом тыка. А дальше, как в сказке - к этому непонятному чудику-трансгуманисту тянутся люди и смиренно выслушивают его благоглупости и прожекты.
   Те самые люди, которые описаны жесткими прагматиками, которые все делают исключительно ради достижения сиюминутного результата.
  
   И он не подводит! Лечит Кимимаро (наш попаданец он не только писатель и журналист, но и физик, оружейник, химик, математик, инженер, экономист, психолог, разведчик, программист, переводчик, геймер, он еще и генетик, а также врач!), находит способ восстановить Орочимару руки, запечатанные Шинигами, решает проблемы Джиробо.
  
   При этом он часто предлагает очевидные решения, до которых без проблем могли бы додуматься хоть Орочимару, хоть Кабуто.
   И эти прагматики, увидев результаты, почему-то не оживили другие трупы, увидев полезность Томминокера. По-хорошему, успехи ГГ стоило бы разделить на десять трупов-специалистов. Но даже для них это были бы очень крутые результаты.
  
   Хорошо, что в этой истории продвигается культ знаний и эрудиции, но плохо то, что местами это выглядит хорошо, а местами крайне неубедительно. Какую бы фантазию не описывал автор-фантаст, читателя должен увидеть ее и поверить, что так все и было. Погрузиться в описываемую реальность, сопереживать героям. Лично у меня не возникло ни сопереживания героям, ни какого-то эффекта погружения в мир, описанный в ДДТ. На мой взгляд, мир прописан крайне странно и мне кажется, что поверить в реальность такого невозможно, потому что отовсюду торчат рваная бумага декораций и слышатся голоса грузчиков, подтаскивающих новый реквизит.
  
   Что еще не понравилось: часто складывалось такое впечатление, что автор пытается доказать, насколько он юберменш, потому что у него есть научное мышление, и насколько всех вокруг унтерменши, потому что в своем средневековье не обладают такими знаниями.
   Также, как средний "Йуный аффтар" одаривает тоннами способностей и сил своего героя, также Серая Зона одаривает своего героями самыми разными навыками и знаниями, большинства из которых у него быть не должно, что ясно следует из справки в самом начале фика.
   Там написано, что это журналист и писатель, а не человек-оркестр, который, судя по описанному в фанфике, легко заткнул бы за пояс нескольким научно-исследовательских институтов, что он несколько раз и делал, кстати сказать.
  
   Идеальная память, огромные знания, непонятно откуда взявшиеся практические навыки, гениальные озарения на заказ, ну и скорость работы не подкачала. Там, где целый НИИ будет биться над задачей годами, Томминокер справится за пару месяцев.
  
   Не, "нуачо"? Он же не спит.
  
   Видимо, это же позволило ему стать другом всем вокруг. Никто не смог устоять перед няшным ходячим трупом, который не спит.
  
   []
  
   Нельзя нравиться всем, если ты не слиток золота.
   И это также недостоверно, как и открытия за пару месяцев в разных областях, как и знания во всех областях. Да, конечно, можно выучить что угодно. Вопрос только во времени, в талантах и в силе воли. Если тебе что-то неинтересно, то изучать данную область науки ты будешь, постоянно заставляя и пересиливая себя.
  
   Сила воли и сила духа должны быть огромными, и герой постоянно должен их демонстрировать. Этого не происходит.
  
   Сильные духом люди, увы, многих раздражают, потому что "тупые, упертые, неуступчивые, не умеют договариваться и все время гнут свою линию". И с друзьями у них обычно небогато. Есть, но мало. А здесь очередная малоправдоподобная аномалия.
   Прекрасно, что в этом фанфике продвигаются идеи гуманизма, но плохо то, что в комплекте с ними идут идеи конформизма и потакания злу. Томминокер охотно дает знания и оружия не кому-то, а Орочимару - Менгеле того мира. Чудовищу, которые все эти знания приложит для того, что стать сильнее. И если Орочимару достиг бы своей цели, то порабощенный мир ждала бы судьба концентрационного лагеря при лаборатории Орочимару. Поставщик рабской силы и подопытных, и не более того. Змеиный саннин в манге никогда не собирался делиться с кем-то своей силой. Он эгоист по своей природе и волнуют его только собственные цели. Сколько народа сдохнет ради их достижения - Змея никогда не волновало. Это как если бы Р. Оппенгеймер настойчиво предлагал Гитлеру ядерную бомбу.
   Но Томминокера это не беспокоит. Он уверен, что разберется в секретах мироздания и сможет построить новый, лучший мир...
  
   Кстати, а почему он так думает? И кто ему позволит это сделать?
   А строить дивный новый мир ему помогут разные плохиши, под воздействием всего лишь логики и аргументов перековавшиеся в положительных персонажей.
   В этом плане данная история кажется безнадежно романтичной, идеалистичной наивной и смешной.
  
   []
  
   Но ведь давно известно, что все достоинства есть продолжения недостатков, и наоборот.
   Именно в перечислению достоинств данной работы мы и перешли. На фоне тупого хомячества и желания всех нагнуть учет чужих интересов и желание изменить мир к лучшему выглядит как глоток воды в пустыне или свежего воздуха в смраде помойки.
   Для меня это самый большой плюс данного произведения.
  
   То, что он побуждает знать то, как устроен мир - еще один очень весомый плюс. Однако современный мир не только физическими формулами описывается, там есть место биологии, экономике, медицине, праву и гуманитарным наукам, с которыми, похоже, автор не особо дружит.
   Но с физикой, на мой дилетантский взгляд, там все хорошо, и это еще один несомненный плюс.
  
   Еще один несомненный и немаловажный плюс - это характер и принципы ГГ. Томминокер хороший человек, не вызывает отвращения или неприязни и про него приятно читать. На фоне всяких мерзопакостных уродов из стандартных фанфиков трансгуманист из прошлого сильно выделяется в лучшую сторону.
   Кроме того, крайне оригинально выбран персонаж - труп из прошлого под техникой Эдо Тенсей.
  
   Пусть сюжет зеркально похож на любой другой у Йуных аффторов - набрать как можно больше знаний, влияния, друзей и переделать под себя весь мир, но зато есть оригинальные ходы. Например, главный герой - это избранный из пророчества. А нет, не то.
   А если серьезно, то по-настоящему оригинально то, что Томминокер-21 - персонаж из манги мира Наруто, в котором, в свою очередь, Томино - фантазия из любимого комикса призывных жаб. Двойное попадание.
  
   Персонаж попадает в выдуманный его современником мир, чтобы узнать, что в этом выдуманном мире его самого кто-то придумал и написал про него мангу.
   Поскольку речь идет о фанфике на мангу Наруто, то отдельно стоит упомянуть описания битв, драк и боев. Хотя погодите, их же нет...
  
   Точнее, есть. Но ровно один бой. Очень хороший, интересный, подробный, с большим количеством участников. Но он один. И разумеется, там хорошие парни тоже не победили бы без ГГ, который научил героев, что перед дефекацией надо снимать шаровары.
   " Идея была по сути крайне проста - даже странно, что никто не додумался до этого до моего появления. Гендзюцу - это не только способ введения противника в заблуждение. Это, в первую очередь - прямая связь "мозг-мозг". Причём универсальная, позволяющая передавать изображения, звуки, ощущения, запахи - что угодно! При этом затраты чакры (если реципиент не сопротивляется) совершенно ничтожны!"
  
   А что тут странного? В первый раз что ли? Перефразируя известный анекдот про лорда Генри, дворецкого Бэрримора и гей-парад под окном. Дебилы, сэр!
   Все военные специалисты нашей планеты на протяжени всей истории пытались решить проблему связи и управления войсками, шли на всевозможные уловки и ухищрения, а тут у тупых шиноби по рукой готовая идеальная система и разумеется, они не додумались ею воспользоваться.
   Что там еще чудесного? РСЗО Катюша, сделанная на коленке, которая бьет не по квадратам, а куда надо и уничтожает ровно тех противников, с которыми ГГ и его команда не справятся, но при этом, разумеется, не убивают всех или не убивает их до конца - а то скучно будет. Не зрелищно.
  
   Саске, который видит весь бой и не только на равных бьется с Итачи, но и при этом управляет боем семи других шиноби.
Субъективно: мир ДДТ ужат до размеров Деревни Звука (тоже, кстати, толком не описанной), а все прочие локации существуют в как бы в другой реальности, так как происходящее в Отогакуре мало влияет на ту же Коноху и ход канона.
   Стиль и язык фанфика хорошие, особенно на фоне всего остального творчества по Наруто на самиздате.
  
   Очень часто читателей раздражают неуместные заклепки, когда очередной автор в ущерб повествованию зацикливается на деталях кораблей, техники, оружия, заклинаний или еще чего-нибудь. В ДДТ это происходит постоянно, но довольно оригинально - на физических законах и проводимых главным героем опытах. Читать их или пропускать - решайте сами.
   Стоит ли читать?
  
   Плюсы и минусы я перечислил: местами занудно, местами язвительно, но как мне кажется, в целом верно. В конце концов, то, что вам не понравилось или вызывает смертную скуку, всегда можно пропустить неинтересный фрагмент или забросить эту историю. Но я рекомендую прочитать до конца. Оно того стоит.
  


Популярное на LitNet.com Ю.Резник "Семь"(Киберпанк) М.Бюте "Другой мир 3 •белая ворона•"(Боевое фэнтези) О.Обская "Безупречная невеста, или Страшный сон проректора"(Любовное фэнтези) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) Е.Кариди "Сопровождающий"(Антиутопия) Э.Моргот "Злодейский путь!.. [том 7-8]"(Уся (Wuxia)) Д.Сугралинов "Дисгардиум 2. Инициал Спящих"(ЛитРПГ) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик) А.Рябиченко "Капитан "Ночной насмешницы""(Боевое фэнтези) Т.Ильясов "Знамение. Начало"(Постапокалипсис)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"