Кеваева Мария Николаевна : другие произведения.

Проект Идеальная Школа

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Какой должна быть идеальная школа? Этот вопрос занимает умы многих. Каждый год система школьного образования испытывает на себе многочисленные нововведения, однако результат все равно кажется далеким от совершенства. Эта книга ни в коей мере не является очередным сводом реформ, это - мечта, сугубо личный взгляд преподавателя на то, каким в идеале должен выглядеть учебный процесс. Возможно, кому-то изложенные идеи покажутся наивными, а может быть, определенные моменты давно пора претворить в жизнь.

  Оглавление
  1 сентября
  Новые впечатления
  Дискуссия в учительской
  Гороскоп предупреждает
  Йога и светская этика
  Когда класс захватили пираты
  Осенний марафон
  Первые каникулы
  Сплошные огорчения
  Новый год
  Муки творчества
  Свобода выбора
  Ветер перемен
  Последний рывок
  
   
  
  Вступление
  
  Школа... сколько переживаний и трепетных воспоминаний связано с этим словом. Торжественная линейка, первый класс, первая двойка, первая любовь, выпускной вальс... К сожалению, в последнее время в школе накопилось столько проблем, что дети и родители ждут ее больше со страхом, чем с радостным предвкушением. Проблемы с питанием, учебниками, нехватка времени, обязательная учебная программа, которая подходит не всем - все это вызывает недовольство как со стороны родителей, так и учителей. Эта книга - мечта о далеком (а возможно, и недалеком) будущем, когда школа будет устроена по-другому. Возможно, многие идеи покажутся наивными и невозможными. А может быть, ее прочитает человек, который сможет хоть малую часть воплотить в жизнь.
  
  
   
  Глава первая
  1 сентября
  
  Ромка сжимал в руках букет пышных белых хризантем. Капли воды стекали со стеблей, так, что приходилось держать руку вытянутой, чтобы не закапать новенький костюм. Пышная шуршащая упаковка топорщилась во все стороны, шуршала в такт шагам, и Ромка нарочно старался наступать так, чтобы шуршало погромче, и пушистые цветы при каждом шаге раскачивались все сильнее и сильнее...
  - Не балуйся, - прикрикнула на него мать, поправляя на ходу ремешок от сумки. - Дай-ка сюда, а то до школы одни ветки голые донесем.
  Зойка, Ромкина сестренка, так и прыснула, держа мать за руку. Пушистая белая кофточка, русые кудряшки под пышным бантом - прямо ангелочек с розовыми щечками. Вот только из-за нее они и опаздывали - вон, даже воду с цветов вытереть не успели, так торопились.
  - Кто у меня опять все сережки растащил? - возмущалась утром мать, держа в руках свои серьги - четыре штуки, и все разные. - Зойка!
  Зойка же безмятежно посапывала на своей двухъярусной кровати. А когда мать все же умудрилась ее оттуда стащить, раскапризничалась. Потом они еще полчаса искали Ромкин галстук-бабочку - только вчера купили, а Зойка уже умудрилась его стащить и куда-то запрятать. Вот так, вечно она все портит. А ведь сегодня его, Ромкин день. Шутка ли, первый раз человек в школу идет!
  - Ну, я пошел, мам, - Костя, Ромкин старший брат, торопливо допил чай и выскочил в прихожую. По Зойкиным воплям он понял, что из дома они сегодня выйдут не скоро, потому и решил заблаговременно слинять. Счастливый! - завистливо подумал Ромка.
  - Куда? Мы же вместе идем! - загремела мать, но Кости уже и след простыл.
  - Нет, ты это видел? - возмущенно повернулась мать к отцу.
  - Пусть идет, - невозмутимо отозвался тот, проверяя старенькую видеокамеру. - Его девочки заждались...
  Ромка неодобрительно смотрел на вертевшуюся перед зеркалом сестру. Так до него никогда очередь не дойдет. А ведь его тоже надо одеть, обуть, причесать. Потом не забыть позавтракать - не пойдешь же в школу на голодный желудок.
  В общем, пока они наконец-то собрались, до линейки оставалось минут десять, так что пришлось устроить небольшую спринтерскую пробежку. По дороге из одного подъезда выскочила какая-то мама с дочкой и присоединилась к ним.
  - Тоже опаздываете? - радостно спросила женщина. Отчего они задержались, было очевидно - у девчонки половина головы была заплетена в замысловатую спиральную косу, а на другую, видимо, времени уже не хватило, так что был просто закрученный хвостик, кое-как прикрытый бантом.
  - Да уж, задержались, - недовольно отозвалась Ромкина мать, поглядывая на часы. - Того и гляди начнется без нас. С первого дня в прогульщики запишут.
  - Не запишут, - успокаивающе произнес отец. Он один в их семье никогда не терял присутствия духа. - Там сейчас речи будут говорить, пока выступления кончатся, пока что... Так что в школу попадешь обязательно, - ободряюще похлопал он Ромку по плечу.
  Наконец за поворотом показалось белое трехэтажное здание - точнее, не одно здание, а целый учебный городок располагался за высокой резной изгородью. Среди служебных зданий - бассейн, оранжерея, ателье, пищеблок и проч. - выделялись три учебных корпуса. В одном из них учился Костя и иже с ним, то есть, все старшее звено. Во втором корпусе размещалось буйное среднее звено - даже сейчас, в первый день учебы, оттуда уже слышались крики и шум борьбы, опять подростки что-то не поделили. Сам Ромка с родителями направлялись к третьему зданию, самому новому.
  - Вот, Ромка, твое пристанище на ближайшие три года, а то и четыре, - обреченно вздохнув, сказала мать.
  - Страшно?
  Чего же тут бояться, подумал мальчик, с интересом рассматривая огромную толпу. Первый раз в школу - настоящее событие, которое никак нельзя пропустить, поэтому с каждым ребенком пришли сегодня и мамы, и папы, а с некоторыми даже и дедушки с бабушками. Более того, даже взрослые старались одеться сегодня в тон школьной форме, хотя это было и необязательно, и теперь перед глазами мелькали всевозможные оттенки синего и серого: однотонные, в клеточку, в полосочку, особенно много в этом году было ромбиков, причем не обычных, а с буковками, отчего ребенок был похож на ходячий букварь.
  - Наконец-то научились нормальную форму шить, - услышал Ромка знакомый голос тети Светы, соседки. Ее дочки-близняшки, одна с розовыми бантами, другая с голубыми розанами в волосах, стояли рядом в одинаковых серых платьицах в черный и белый горошек.
  - И не говорите, - поддакнула ей другая женщина. - Я-то помню, как несколько лет назад моей старшей форму заказали - жилетка на два размера больше, а в юбку я сама хотела нарядиться, прийти в класс, показать, во что наших детей одевают.
  - И цвет был ужасный - темно-бордовый, безвкусица полная. А сейчас удобно - записались в школу, тут же у них в ателье все и купили, где надо - подшили, подогнали, полный порядок.
  - Привет, Ром! - хлопнул кто-то мальчика по спине. Димка, друг, как негр загорелый после лета.
  - Здорово, Диман, - ну наконец хоть какой-то позитив за все утро. - Как в Турцию съездил?
  - Да нормально, - небрежно отозвался Димка, вытаскивая из кармана айфон. - Вчера вечером приехали, думали, опоздаем. Сейчас я тебе фотки покажу...
  - А отец твой где?
  - Его с утра на работу вызвали. Обещал к концу линейки прийти.
  - Это что за безобразие? - прогремел над ухом властный голос. Мальчишки аж присели от неожиданности. Суровая тетка в очках склонилась над ними с высоты своего двухметрового роста плюс восьмисантиметровые каблуки, не сводя испепеляющего взгляда с Димкиного телефона.
  - Айфоны, планшеты и прочие ваши гаджеты в школу носить запрещается! Или хотите, чтобы вас через металлоискатель прогоняли? - она оглянулась по сторонам, ища глазами его родителей.
  - Давайте, я его заберу, - поспешила на выручку Ромкина мама. Забрав телефон у насупившегося Димки, она положила его во внутренний карман сумки и застегнула молнию.
  - Так-то надежней будет, - улыбнулась она строгой тетке, и со вздохом закатила глаза, когда та растворилась в толпе.
  - Все равно завтра же все пронесут телефоны, могли бы хоть праздник детям не портить!
  - Это кто? - спросил Ромка.
  - По ходу завуч какой-нибудь, - Димка, похоже, не мог смириться с утратой айфона. - Вы только, теть Наташ, не потеряйте его, а то у меня там все фотки с поездки.
  - Не переживай, - заверила его мать. - Глядите, мальчишки, сейчас каратэ будут показывать.
  На площадку перед крыльцом высыпала группа ребят в белой форме с черными поясами. Издавая воинственные возгласы, они принялись лупить руками и ногами по деревянным дощечкам, только щепки во все стороны летели.
  - Может, и вас туда запишем, - толкнула мать Ромку в бок. - Говорят, сейчас нужно обязательно в какую-нибудь секцию ходить, а то и не одну...
  За каратистами выпорхнули девочки в воздушных шифоновых платьях, исполняя невесомый танец не то осенних листьев, не то каких-то диковинных птиц. Аплодировали им все, даже те, у кого руки были заняты букетами. А потом на крыльцо вразвалку вышел парень в надвинутой на глаза черной кепке и принялся пританцовывать, бубня в микрофон: "Здравствуй школа, мы скучали, попасть в тебя мы так мечтали..."
  - Это еще что за скинхед? - возмущенно сказала Наталья. - Ничего лучшего не нашли детям показать?
  - Так это рэп из школьного ансамбля, - проворковала вынырнувшая откуда-то женщина, с которой они вместе в школу бежали. - Новая политика школы - вместо старых заезженных песен детки сами сочиняют, и сами же исполняют.
  - По мне, так старые песни лучше, - вмешалась чья-то бабушка. - Цензуры на них нет, сегодня же сыну жалобу продиктую на сайт, пусть меняют эту свою политику.
  Впрочем, долго бормотать парню в кепке не дали. Где-то на середине песни музыку заглушили, и на крыльцо под резанувшие слух фанфары вышла директриса школы.
  - Уважаемые учащиеся и их родители! Мы рады приветствовать вас в этот замечательный осенний день, который носит гордое название - День знаний!
  Сделав паузу, директриса зааплодировала, приглашая всех присоединиться к ней. Одна рука у Ромки была занята букетом, так что он аплодировал свободной, причем, не вынимая из кармана пиджака.
  - Костюмчик на ней хороший, - шепнула мама отцу. - Неужели в школьном ателье такое шьют?
  На нос Ромке упала большая капля. Мальчик поднял голову. Прямо над площадкой сгустились серьезного вида тучи. А зонтик-то они и забыли. Долго еще им здесь стоять?
  - Мам, я в туалет хочу, - неожиданно подала голос Зойка. Мать опешила.
  - Доча, давай еще немного потерпи, посмотрим, как Ромка в школу зайдет, и cходим, ладно?
  - Но ведь я же описаюсь! - во всеуслышание заявила Зойка, практически перекрыв голос директора. На них зашикали, кто-то хихикнул. Мать покраснела, не зная, куда деться.
  - Мы сейчас, - пробормотала она, пробираясь с Зойкой назад сквозь толпу.
  Директриса между тем начала читать стихи, потом с речью выступила завуч - та самая сердитая тетка в очках. Что она говорила, Ромка плохо слышал, девчонки впереди него то и дело перешептывались, будто другого времени для их секретов не нашлось, но при последней фразе насторожились все.
  - В этом году, - зычно провозгласила завуч, - наша школа принимает участие в международной программе стажировок. Лучшие ученики со всех классов поедут на неделю за границу...
  - Слыхал? - торжествующе прошептал Димка. - Вот бы вместе куда-нибудь махнуть, без родителей!..
  - Размечтался, - прервал его радужные мечты подошедший отец. Поправив солнечные очки, шутливо щелкнул сына по затылку, приветливо кивнул Ромке.
  - Как жизнь молодая, Роман? Хорошо летом отдохнул?
  - Да ничего. В Крым съездили... - но Димкин отец уже отвернулся, мало интересуясь Ромкиным рассказом. Похоже, телефонный звонок для него был гораздо важнее. Димка сочувственно пожал плечами. Что скажешь, с отцом особо не поразговариваешь. Зато крупный бизнесмен, ездит на крутом внедорожнике, постоянно в заграничных командировках, оттуда Димке дорогущие игрушки привозит
  - А теперь наших дорогих первоклассников приглашает к началу учебы первый звонок! - выкрикнула директриса, и на крыльцо снова выбежали дети-листья. Каждый держал в руке колокольчик, так что звон от них получился приличный, некоторые даже уши демонстративно прикрыли. Вся эта разноцветная ватага с вихрем пробежала по периметру площадки, у впереди стоящих даже упаковка на букетах зашуршала. Миг - и дети уже скрылись в дверях школы.
  - Вот чтобы так и год учебный пролетел, незаметно - вжик, и уже каникулы! - смеясь, сказал кто-то. Снова грянула музыка, все засобирались, в последний раз поправляя воротнички и бантики, спрашивая, точно ли взял с собой пенал, тетрадку, дневник. Ромка почувствовал, как у него предательски засосало под ложечкой.
  - А вот и мы! - еле протолкалась к ним мама. В этот момент Ромка даже Зойке был рад. Всех учащихся попросили выстроиться в шеренгу парами. И вот...
  - В школу приглашаются ученики первого "А" класса!
  Ромка чуть не споткнулся - то ли слишком быстро они пошли, то ли ноги затекли от долгого стояния. Когда взбирался на крыльцо, в голове промелькнула мысль, что родители остались далеко позади. Он хотел было обернуться, но боялся отстать от остальных. А вот Димка не побоялся. Не сразу нашел в пестрой толпе фигуру отца - тот демонстративно вытянул вверх руки без телефона, улыбнулся и подбадривающе помахал сыну. На душе у Димки сразу полегчало, и он вместе со всеми переступил порог школы.
  
  
   
  Глава вторая
  Новые впечатления
  
  - Давайте, ребята, проходите, не задерживайтесь! - раздавался по всему коридору зычный голос строгой тетеньки в очках.
  - Слушай, а чего она нами командует? Где наша классная? - потихоньку спросил Ромка.
  - Не знаю, - так же тихо ответил Димка. - Может, она классная и есть?
  Ответить Ромка не успел. Тетка смерила их таким взглядом, что всю дорогу мальчишки не то что шептаться, смотреть друг на друга не осмеливались. На первом этаже было темновато, может, просто электричество экономят. Обувь гулко звучала по бетонному полу, повсюду чувствовался запах краски, на стенах красовались деревянные панно - на одном жар-птица с резным золоченым хвостом, на другом просто цветы, что было на третьем, Ромка разглядеть не успел. Прошли мимо раздевалок, пока что закрытых, потом мимо лифта со скучающей вахтершей в синем халатике, а потом все увидели большой-пребольшой куст. Не пальма, и не лимон - эти он бы узнал, они у мамы на подоконнике росли, а нечто густо-зеленое, с висюльками, как у винограда, но крепким стволом, который уходил прямо в потолок, и дальше в дыру на второй этаж!
  - А кто его в клетку запер? - пискнула какая-то девчушка. Цветок и вправду рос, окруженный резной железной оградой, выкрашенной в черный цвет.
  - Никто не запирал. Просто так он целее будет, - отозвалась завуч, и повела всех по лестнице на второй этаж. Там было намного светлее, стены уже не деревом отделаны, а выкрашены в бледно-голубой цвет, а на ощупь - Ромка умудрился на ходу провести по шершавой стене рукой - будто пастой зубной намазаны, и ладонь стала тоже синей, попробовал вытереть о штаны - только форму перепачкал.
  - Остановились!
  Завуч выстроила всех в шеренгу по парам, и еще подправила, чтобы как по линейке стояли. Вдоль стены до самого конца коридора виднелись запертые двери. Одна, две, три... Ромка насчитал целых десять штук. Мимо прошла другая группа первоклашек с учительницей. С трудом удерживая в руке охапку букетов, та открыла дверь и впустила всех в класс. Какая-то маленькая группа, человек десять, не больше. Хотя, их класс тоже маленький. С ним и Димкой будет всего двенадцать.
  - А теперь, - тетка понизила голос. Нарочно, чтобы перестали шептаться две сестренки-близняшки в одинаковых платьях. - Заходим в класс. Не толкаемся и сразу садимся на места!
  Их первый в жизни класс... Первое, что сразу бросилось в глаза - обилие зелени. Вся задняя стена класса была заставлена высокими подставками со всевозможными пальмами, папоротниками, каллами и еще какими-то цветами, для которых Ромка и названия не знал. А посередине всего этого великолепия, как в джунглях, поблескивал большой освещенный аквариум с разноцветными рыбками!.. Головы всех ребят так и повернулись к нему, и на какой-то миг они напрочь забыли, для чего сюда пришли.
  - Проходим, проходим, не толпимся! - вывел их из транса резкий голос завуча. Только сейчас дети заметили, что за учительским столом стоит незнакомая девушка. Молоденькая, глаза серые, испуганные, и без конца одергивает полы синего пиджака. Волнуется. Еще бы, по ней сразу видно - в первый раз в классе, совсем как они.
  Остальное, в принципе, такое же, как брат рассказывал. Парты стоят не как в старых школах, рядами, а полукругом. И сидеть им теперь придется не по двое, а по одиночке.
  Кто-то толкнул Ромку в бок. Димка. Устроился за соседней партой, чтобы хоть так быть поближе к другу. Димка глазами указал на потолок - прямо над их головами на кронштейне висел аппарат и тихонечко жужжал, а от него на белую доску - Ромка уже знал, что правильно она называется интерактивная - проектировалась картинка: яркие осенние листья и надпись: "С днем знаний!"
  - Well, shall we start? (Ну что, начнем?) - неожиданно заговорила учительница. Класс мгновенно притих. Все перестали копошиться в портфелях, и теперь настала их очередь смотреть на учительницу широко раскрытыми глазами. Англичанка? Настоящая?
  - Don`t be afraid, I won`t bite (Не пугайтесь, я не кусаюсь).
  Ну все. Ромка в отчаянии посмотрел на друга.
  - Что-нибудь понимаешь? - прошептал он. Димка в ответ покачал головой. Вот так. Все лето ходили в английский клуб, и на тебе.
  - Да вы не переживайте, ребят, - учительница рассмеялась. - По-русски я тоже умею.
  Все выдохнули. Вот это другой разговор!
  - Только особенно не расслабляйтесь! - раздался позади голос вредной тетки. Она оказывается, никуда не ушла, а так и осталась стоять среди пальм.
  - Дарья Викторовна, может, присядете? Там стул в углу стоит - робко спросила молоденькая учительница.
  - No, thank you (Спасибо, не стоит), - завуч еле заметно улыбнулась. - В углу я успела настояться, в детстве.
  Все сдержанно засмеялись. Однако Дарья Викторовна уже сменила улыбку на свою обычную бесстрастную маску и строго оглядела класс. - Первую четверть вам сделаем поблажку, а потом переходим только на английский. И не забывайте, как вам повезло - иметь такого преподавателя!
   И, блеснув очками, вышла. У всех неосознанно вырвался вздох облегчения. Дети повернулись к преподавательнице.
  - Кто это был?
  - Почему она такая злая?
  - Она всегда у нас будет вести, да? - посыпались вопросы.
  - Silence, please! - подняла руку учительница, и потом, уже тише, добавила: Будете галдеть, она вернется, понятно?
  Конечно они поняли. И когда в классе воцарилась полная тишина, урок начался.
  - Меня зовут Мария Анатольевна, - представилась учительница, по-английски конечно. Но уж эту фразу любой уважающий себя человек знал назубок. - Я буду вашим классным руководителем. И сейчас я бы хотела с вами получше познакомиться.
  Она раскрыла красный классный журнал и взяла со стола блестящую ручку.
  - Тот, чью фамилию я назову, встает и говорит: "Здесь". Понятно?
  Кажется, Ромка начал привыкать к английской речи. Правда, это было так непривычно. Прямо чувствуешь, как извилины в голове шевелятся, настраиваясь на новый лад.
  - Бобикова Оксана!
  Поднялась толстушка с огромными голубыми глазами и толстой косой. Ромка посмотрел на нее сочувственно. Не повезло девчонке. Задразнят. И за конопушки, и за рыжие волосы, еще и толстой в придачу обзовут. Да и фамилия у нее такая, соответствующая... Вон уже один пацан с краю прыснул в кулак. На перемене начнется...
  - Державин Роман!
  Ромка даже не узнал сначала своей фамилии, так отвлекся, переживая за рыженькую соседку. Второпях зацепился за парту и чуть не опрокинул шаткий столик.
  Дети рассмеялись. Ромка покраснел. Собирая съехавшие с парты учебники, клял себя за неуклюжесть. Так опозориться в первый же день!
  Но Мария Анатольевна не рассердилась. Только спросила: "Are you Ok?", на что мальчик лишь смог утвердительно кивнуть головой. Английские слова вертелись где-то на самом кончике языка, но выходить наружу категорически отказывались.
  В классе было поровну мальчиков и девочек. У девочек имена как имена: две Иры (условились, что одну будут звать просто Ирой, а другую Риной), Оксана, Аня и две близняшки, Света и Марина. А вот мальчики словно сговорились: Доброслав, Святослав, Ярослав и Игорь. Прямо, "Песнь о вещем Олеге" в современной аранжировке.
  - Ну, а теперь, начнем урок, - учительница села за стол к монитору, щелкнула мышкой, и на доске появился танцующий смайлик в кроссовках. Все засмеялись.
  - Он вам поможет расслабиться, а то вы все какие-то напряженные, - улыбнулась Мария Анатольевна. - А теперь я попрошу каждого из вас рассказать немного о себе. Как вас зовут, кто ваши родители, где вы живете, чем любите заниматься - все, что захотите. А план на доске вам поможет - и на экране высветились фразы с пропусками "My name is.... I `ve got a dad, a mom, a sister" и т.д.
  - Чтобы было еще интересней, - продолжала учительница, раздавая всем цветные листочки тонкого картона, -нарисуйте то, с чем или кем вы себя ассоциируете. Это может быть герой мультфильма, животное, даже растение.
  Класс застыл, переваривая услышанное. Ручки у всех повисли над злосчастным листком бумаги, не решаясь сделать первую линию. С кем вы себя ассоциируете... До сегодняшнего дня Ромка об этом и не задумывался. Живет он и живет на свете. Родители, футбол, стрелялки с Димкой - вот, в принципе, и все. Ну, еще можно бездомного котенка упомянуть, которого они с сестрой притащили домой. Правда, теперь это уже здоровый наглый котище, от которого пух летает по всей квартире, но все равно. Может, его нарисовать?
  - Давайте вам помогу, - не выдержала учительница, глядя на их мучения. Вытащив из папки листок, где был изображен серебристый конь с огромными крыльями, она вытянула его вперед, чтобы все могли рассмотреть.
  - Итак, меня зовут Мария Анатольевна, я родилась в Москве и совсем недавно переехала сюда. У меня есть мама, я ее очень люблю, и еще две старшие сестры. Я люблю рисовать, читать, смотреть фильмы. А еще я веду блог, и поэтому мой талисман - это пегас.
  Она говорила четко, выговаривая каждое слово, и указкой водила по фразам, которые использовала.
  - Кто знает, что символизирует собой пегас? - спросила она в конце. Все лихорадочно соображали, но ничего путного придумать не могли.
  - Это компания такая... По путешествиям, - пискнула Рина. Тихоня такая, в кудряшках, а вместо бантов пушистые цветы из капрона.
  - Ну, нет, - рассмеялась учительница. - Пегас - это символ вдохновения, поэтому без него невозможно научиться хорошо писать.
  - А вы писатель? - оживились все.
  - Сказали же - она блог ведет, - зашипел Димка.
  - Верно, Дима. До писателя я еще не доросла, - грустно заметила учительница и поправила волосы. Совсем как мама, вдруг подумалось Ромке.
  - Ну, а теперь, попробуйте сами!
  Да, после примера все стало намного проще и понятней. Ромка, склонившись почти к самой бумаге, пытался изобразить Дарт Вейдера. Ну и пусть, что он на Темной стороне, зато с ним играть интересней, у него оружия полно и целая армия клонов. А у повстанцев ничего, только мечи лазерные. Заглянув к Димке, мальчик увидел, что тот раскрашивает какого-то рыцаря из Варкрафт. Правильно, Димка этой игрой грезил. Ночью разбуди, он на полном серьезе будет уверять, что прилетел с планеты Варкрафт, и у него на Земле особая миссия. Небольшое помешательство, как любил говорить Ромкин брат.
  - Мария Анатольевна, - поднял руку один из мальчиков. Как его зовут, не успел запомнить: Доброслав или Святослав? Уши у него смешно оттопыриваются. - А если я себя ни с кем не ассоциирую, что делать?
  - Тогда, придется рисовать свой портрет, Святослав, - предположила учительница. Лицо у пацана вытянулось, но рисовать он все-таки начал.
  В общем, худо-бедно, но справились все. Мальчики, естественно, все как на подбор были героями, воинами и роботами. Тот, что руку поднимал. нарисовал супермена, чем вызвал бурю смеха: уж больно он сам тощий был, на супермена никак не тянет. У девочек разнообразия было больше: пара диснеевских принцесс, котенок и один пегас - то ли не поняла задания, то ли тоже, как учительница, творческая личность. Особенно интересно получилось у близняшек, которые показали совершенно разные рисунки. Одна, Света, нарисовала радужного пони, а другая протянула кактус. Да так хорошо нарисованный - каждая иголка на своем месте.
  - Марина, а ты почему кактус нарисовала? - растерялась учительница. - Ты у нас что, колючая и вредная?
  Девочка смутилась, насупилась, и как ни старалась Мария Анатольевна, больше не смогла из нее ни слова вытащить.
  Потом играли в загадки - на экране высветились картинки с животными, и нужно было одно из них описать, а остальные слушали и пытались догадаться, о ком идет речь. Животных Ромка еще с детского сада помнил - да они совсем простые были: собака там, кошка, тигр. А вот прилагательные, чтобы их описать, забыл. Но у Марии Анатольевны все было продумано: она перелистнула слайд, и на нем оказался список слов с переводом. А чтобы лучше запомнились, начали кидать друг другу мячик. Поймал - называй слово, потом передавай дальше. Правда, вместо мячика был смешной гномик - брелок, наверное, мягкий на ощупь, с синей мордочкой и белым колпачком.
  В общем, урок получился интересным. Все даже вздрогнули, когда в коридоре пронзительно зазвенел звонок.
  - Ну вот, ваш первый в жизни школьный урок подошел к концу, - сказала Мария Анатольевна. - Понравилось?
  - Да!
  - Вопросы есть?
  - А когда в столовую пойдем? - спросил толстый Ярослав. Все засмеялись.
  - В столовую пойдем после второго урока. А сейчас будет небольшой сюрприз.
  В коридоре раздался странный скрип, и в дверях показалась полная женщина в белом колпаке и фартуке. Перед собой она толкала груженую доверху тележку, на которой чего только не было: румяные пирожки, пирожные с посыпкой, разноцветные столбики-упаковки печенья, множество бутылочек с соком....
  - Вау, совсем как в Гарри Поттере! - восхитился Димка.
  - Сладкое королевство-экспресс! А взрывательная резинка есть? - в шутку поинтересовался кто-то из ребят.
  - В каждом классе одно и то же, - вздохнула женщина. - Что-нибудь, кроме своего Гарри Поттера, читаете? - она осторожно переехала через невысокий порог, чтобы не расплескать чай. - Так, господа баловники, в очередь встаем, не толкаемся, девочки вперед. Каждый берет по два пирожка. Или пирожных. Любых. Только два, не больше, - приговаривала она, следя, чтобы дети не баловались с едой. - И напиток выбираем.
  - Ребята, кушаем в классе, в коридор с едой не выходить, - предупредила Мария Анатольевна, выбирая себе школьное пирожное и стакан вишневого сока.
  - А это что, бесплатно? - спросил мальчик со странными волосами - у корней темные, а сверху светлые, да еще не ровно, а отдельными прядями закрашены.
  - Два бесплатно, платить надо, если больше захочешь взять, - отозвалась женщина. Ромка набрался смелости и выбрал бледно-зеленый стакан, к которому остальные боялись прикоснуться.
  - Огуречный сок? - шутливо спросил Блондин, как его Ромка про себя окрестил.
  - Нет, - попробовал Ромка и поморщился. - Мятный чай.
  Надо было выбрать клубничный кисель, как все нормальные дети. Или апельсиновый сок.
  - Давай поменяемся, - мальчишка протянул ему свой стакан с компотом. - Я люблю мяту. Меня, кстати, Игорем зовут.
  - Я Роман, а это Диман.
  - Что-то я тебя в нашем дворе никогда не видел, - заметил Димка.
  -А мы только позавчера приехали.
  - Откуда?
  - Из Томска. Папа здесь новую работу нашел, - объяснил Игорь. - Вот мы и переехали. Классная у вас школа, у нас таких нет.
  - А какие у вас?
  - Обычные. Старые парты, доски зеленые. И учатся все в одном здании, только в две смены.
  - Ты по-английски хорошо говоришь, - заметил Ромка. - Прямо как по-русски.
  - Я еще испанский немножко знаю. У меня мама переводчик.
  - Так-так, я подозреваю, нас неспроста в этот класс записали, - глубокомысленно произнес Димка.
  - Почему?
  - Сам подумай - все английский знают. Ни одного нет, кто вообще ничего не понимает.
  - Кроме нее, - кивнул Игорь на Ромкину соседку. Рыженькая Оксана и правда говорила плохо, и большую часть урока сидела, хлопая глазами. Марии Анатольевне без конца приходилось ей все заново объяснять.
  - Слушай, можно я на твое место сяду? - спросил Игорь. Оксана смутилась, покраснела и молча замотала головой. Потом села, сложив руки на парте, и опустила голову вниз. Странная какая-то.
  Переубедить ее Игорь не успел - в класс вошла старенькая преподавательница по природоведению - единственный урок, во время которого Роман чуть не уснул. Что в их городе растет, как называется, клены, дубы, ясени - ему это было не интересно. Да и учительница ему не понравилась - кожа сморщенная, пахнет от нее каким-то мылом, и еще постоянно рукой проводит по уголкам губ, будто рот после еды вытирает. Противно. Поэтому Ромка как никогда обрадовался звонку.
  - Строимся, идем в столовую! - объявила Мария Анатольевна. - И чтобы мне все сегодня съели!
  Серая несъедобная каша и склизкая рыба - вот что рассказывали родители о своих школьных обедах. Теперь же дети ошарашенно смотрели на свои подносы: маленькая глубокая миска супа, в другой тарелке - рис с курицей и тут же ложка винегрета, на третье - только компот.
  - А почему так мало? - возмутился кто-то. Порции и вправду казались скудными. Жалко им, что ли?
  - Чтобы кусков не оставалось, - сердито отозвалась женщина в белом фартуке, ставя посередине стола тарелку с горячим порезанным хлебом. - В прошлом году собака у сторожа поправилась на десять кило, как бочка потом ходила. Ешьте с хлебом, сытнее будет.
  - Все, дети, у вас двадцать минут, потом никуда не уходим, так же строимся и идем наверх.
  - Мария Анатольевна, а вы сами что не едите?
  - Я на диете, - ага, вот почему она такая худенькая. Только зачем ей диета? Скоро и так ветром унесет.
  Дети тоже ели кое-как. Суп - через силу выхлебали три ложки, и отодвинули, поковырялись в каше, потом принялись рассматривать курицу.
  - У меня и есть-то нечего, - возмущался Святослав, тот самый, с растопыренными ушами, - одни кости!
  - Давай сюда, - Рина по-деловому протянула ему салфетку.
  - Зачем?
  - Я собаке своей домой отнесу. И вы все, складывайте мне свои остатки!
  Учительница только головой могла покачать.
  - Риночка, солнышко, но ведь это же неприлично...
  - Почему? - удивилась девочка, деловито складывая салфетку, которая как нарочно, рвалась по всем углам. - Мария Анатольевна, у вас есть пакетик?
  Один только Ромка не отвлекался. После бабушкиных обедов эта мелочь была ему нипочем. Димка тоже не отставал, но у него были свои планы.
  - Мария Анатольевна, я все.
  - Молодец, жди остальных.
  -Так я в туалет хочу, - Димка толкнул под столом Ромку ногой, сделал выразительные глаза: мол, не понимаешь, что ли?
  - Хорошо, туалет здесь же, напротив дверей.
  Димка тяжело вздохнул, но из-за стола вышел. Ромка непонимающе уставился на друга, когда тот вернулся.
  - Не повезло, - прошептал тот.
  - Да что такое?
  - До начала урока еще минут десять, успели бы с тобой на лифте прокатиться.
  Ага, прокатиться, куда там. К лифту их и на пушечный выстрел не подпустили. Вахтерша так махала руками у них перед лицом, будто за веревочной перегородкой открывалась дверь в хранилище под грифом "совершенно секретно". На подмогу пришел охранник, и друзьям пришлось уносить ноги, а то еще потащат к директору в первый же день учебы.
  - Нет, вот зачем лифт, если им не разрешают пользоваться, а? - задыхаясь от бега, спросил Димка, когда они догоняли остальных.
  - Как зачем? Пирожки развозить.
   
  Глава третья
  Дискуссия в учительской
  
  Все-таки три урока на первый раз - это многовато, даже после всех тренингов, на которые они с Димкой ходили. И хотя преподаватель оказался интересным - историк, Николай Павлович, вел хорошо, увлекательно им все рассказывал про жизнь древних людей, даже видео показывал, - но все равно, когда прозвенел звонок, дикого возгласа радости не мог сдержать никто.
  - Тихо, звонок для учителя прозвенел! - посадила их на места Мария Анатольевна.
  - Ну что, граждане, -произнес историк, опершись на портфель и задумчиво осматривая класс. - Задание записывать смысла не имеет, - все найдете в своем АСУ РСО.
  - Про электронное расписание мы с вашими родителями подробно говорили, - подхватила учительница. - А теперь все спокойненько встаем и строимся.
  Естественно, построились все у аквариума, на который у них так и не было особого времени полюбоваться.
  - Это золотая рыбка, я знаю. А это телескоп, - тыкали дети пальцами. Особенно все восхищались кораллами - ну и пусть, что они пластмассовые, зато под лампой слегка светились, и выглядели прямо сказочно. Рыбкам, наверняка, тоже нравились - они без конца к ним подплывали и как будто обнюхивали.
  - Может, покормить их? А то уже конец дня, - предложил кто-то. Рядом с аквариумом стояла деревянная шкатулка с узором на крышке. Когда ее открыли, по всему классу разнесся резкий запах рыбного корма. Все зафукали, зажали носы, а Ира опрометью бросилась в другой конец класса.
  - Ты чего? - спросили ее.
  - А у меня аллергия на корм, - ответила она, закрывая лицо руками.
  - Ребята, без меня больше шкатулку не открывайте. Давайте-ка я ее вообще спрячу. Все собрались?
  - Нет, Ярослав в туалете застрял, - со смехом сказал кто-то. Игорь уже стоял возле заветной двери среди пальм, подвывая: Ты скоро там?
  - Неудобно придумали, - туалет прямо в кабинете делать, - заметила незнакомая учительница, заглядывая в класс. - Маш, вы все никак не выйдете?
  - Да вот, задержались, - развела руками их преподавательница.
  - А у меня ребенок посреди урока захотел, но вдруг понял, что другим все будет слышно.
  - И как?
  - Ну, как - со слезами терпел до конца урока. Они ведь уже не маленькие, стесняются.
  Наконец-то они вышли - как полагается, небольшими группами, а не сплошным ревущим стадом. У крыльца первоклашек уже ждали родители. Накрапывал мелкий дождик, от которого все умудрились спрятаться под навесом, гроздьями облепив перила. В этой толпе Ромка не сразу заметил отца - он вынырнул из ниоткуда, прикрываясь от дождя каким-то журналом.
  - А мама где?
  - Пошла с Зойкой в магазин, подарок бабушке выбирать. У нее же день рождения сегодня, не забыл?
  Ромка помнил. Рисунок для бабули был уже давным-давно готов и лежал у него на шкафу, на самой верхней полке, чтобы Зойка не дотянулась.
  - Да, Диман, чуть не забыл, - отец вытащил из кармана телефон. Тот самый, который у Димки чуть завуч не конфисковала.
  - А мой папа не приезжал? - Димка явно был расстроен, хоть и старался виду не подавать.
  - Звонил. Передавал, что на работе задерживается, будет к вечеру.
  Димка молча кивнул головой. Его отец всегда так обещал - буду к вечеру, завтра сходим в зоопарк, на выходных обязательно поедем за город. Но в действительности чаще всего Димка оставался дома один, не считая тети Клавы, домохозяйки. Димкина мать умерла с год назад, и отец с тех пор так и не женился.
  - Погодите, мать велела ваше задание записать, - отец расстегнул портмоне и зашарил в карманах в поисках карандаша. - Сами ведь ничего не записали, на уроках ушами хлопали?
  - Так ведь теперь все в интернете можно узнать, - вмешалась чья-то мама. - И оценки, и задание, и расписание собраний.
  - Ну, теперь труба вам, пацаны. Больше двоек не скроешь, - подмигнул им отец.
  - Так теперь и оценок нет, - мама оказалась на редкость досужей. К счастью, не из их класса. За руку она держала худенькую девочку с длинными локонами и поджатыми губками. Эта отличницей будет, сразу видно.
  - Теперь, говорят, вместо двоек и пятерок будут ошибками мерять, - затараторила женщина, не отставая от ни на шаг. - Много ошибок - проходи программу заново, ноль ошибок - молодец...
  - Слыхали? Полный ноль - значит, молодец, - отец заторопился их к машине, чтобы оторваться от назойливой мамаши. - Ну, а по впечатлениям, что больше всего запомнилось?
  - Тележка с едой! - в один голос сказали мальчишки, и засмеялись.
  Потихоньку все разошлись, и школьный двор опустел, только надписи на асфальте напоминали об утренней линейке.
  - Все-таки, лучшее в празднике - это ожидание праздника, - вздохнула директриса, глядя в окно.
  Преподаватели устраивались в учительской. Кто-то заполнял журналы, кто-то делился с коллегами впечатлениями за прошедший день.
  - Кольских Вова за год так и не изменился, - жаловалась одна. - Представьте: я объясняю, а он вскочил и начал возле парты лезгинку отплясывать. Я ему замечание делаю - он пять минут тихо посидит и опять начинает.
  - Это какой класс?
  - Второй "Б".
  - Ничего себе, что же с ним дальше будет?
  - И ведь знает, паразит, материал лучше всех в классе, не придерешься.
  - Надежда Николаевна, предлагаю для особо трудных учеников специальную доску в учительской завести, - поправила очки преподавательница из начальной школы. Голос у нее был зычный, все даже вздрогнули от неожиданности.
  - Доску позора? - не поняла директриса.
  - Наподобие того. С фотографиями. И конвертики под каждой. Недоволен учеником - пиши записку, клади в конверт. А в конце недели подсчет. Превысил число конфликтов - шагом марш из школы!
  - Так у нас ни одного ученика не останется.
  - А иначе в новой школе начнутся старые проблемы - с произволом учащихся и травлей преподавателей!..
  - Подумаем, - согласилась директриса, делая пометку в ежедневнике.
  - У меня ученица кактус нарисовала, - тихонько поделилась с коллегами Мария Анатольевна. - Я им задала нарисовать, с чем они себя ассоциируют, и она такое выдала. Что бы это значило?
  - Колючка она внутри, вот что означает, - уверенно ответила Серафима Андреевна, завуч по воспитательной работе. - Значит, родители требуют от нее одного, а ей хочется бегать, прыгать, с мальчишками драться.
  - Непривычно без подарков, - зевнула немка. - Раньше, бывало, целые стопки коробок конфет домой приносили, и цветы охапками, а сейчас - пустенько и грустненько...
  - Насчет подарков даже речи быть не может, - строго отозвалась директриса. - Узнаю, будут у вас неприятности.
  - Помню, как в прошлом году родители кого-то аж за воротами школы подловили и насильно поздравили, - усмехнулась немка. - Кто хочет, тот найдет способ.
  В учительскую вошла расстроенная преподавательница в персиковой вязаной шали.
  - Надежда Николаевна, очень много жалоб на туалеты, - она потрясла в воздухе телефоном. - Мне уже пятеро звонили. Дети успели домой дойти, все рассказали - и что все слышно на уроке, и что очередь большая. Родители требуют принять меры.
  - Примем, - невозмутимо ответила Надежда Николаевна. Ну вот, очередное нововведение себя не оправдало.
  - Кого ждем-то еще? - спросила Дарья Викторовна (та, что нагнала страху на первый "А"), - все уже на месте или старших ждем?
  - Мы здесь, - отдуваясь, вплыла круглая женщина. Именно вплыла, а не вошла, потому что двигалась она, покачиваясь при каждом шаге из стороны в сторону, будто лодка у причала. За ней показалась группа учителей,
  - Без нас не начинаете?
  - Присаживайтесь, - директриса отошла от окна и села за стол. - Только вас и ждем.
  Подождав, пока все окончательно рассядутся, она улыбнулась. Хотела по профессиональному, а получилось по-настоящему, тепло. Или это солнечный луч скользнул по лицу?
  - Всех вас, дорогие учителя, поздравляю с новым учебным годом. Для кого-то первым, а для кого-то...
  - Не будем уточнять, каким по счету, - закончила за нее преподавательница природоведения. Раздался взрыв смеха.
  - В этом году нас с вами ожидает ряд новшеств. С какими-то из них вы уже столкнулись и даже успели в них разочароваться, - директриса указала на преподавательницу с телефоном. - Туалеты в каждом кабинете теперь будем использовать для хозяйственных нужд, чтобы не носить ведра с водой через всю рекреацию.
  - А что это за люди сегодня приезжали с целой машиной баннеров? - подала голос завхоз.
  - Какие баннеры? - подняла брови Дарья Викторовна.
  - Целая куча баннеров лежит у охранника. Зеленые такие, что написано, не знаю, мы на всякий случай разворачивать не стали.
  - Правильно сделали. что не стали, - успокоила их директриса. - Это наши спонсоры чудят. Мало им, что налоги благодаря нам не платят, так еще и саморекламу себе хотят устроить.
  - Хитрые какие!
  - Завтра им все вернем, сегодня уже некогда. Теперь о приятном. Как детям понравилась тележка с пирожками?
  - Ой, очень понравилась! - подхватили учителя. - Нарасхват!
  - Но это не значит, что дети должны постоянно питаться перекусами, как в самолете, - строго заметила Алла Аароновна, школьный врач.
  - Конечно нет, - поддержала её директриса. - Просто это лучше, чем дети будут бегать на переменах в буфет, толкаться в очереди, чтобы купить себе эту несчастную булочку...
  - А потом еще куски за ними подбираем по всем этажам, - добавила персиковая шаль.
  - Только не едят они эти супы. Совсем не едят...
  - А давайте им покажем, что происходит с желудком, если не есть как следует, - предложила врач. - Сразу есть начнут.
  - Зато спать не будут, - пошутил историк.
  - Не едят - как хотят, наше дело - предложить. - Надежда Николаевна перелистнула страничку в ежедневнике. - А теперь профильные классы. Как там дети выдержали целый урок английского?
  - Вроде нормально, - поднялась Мария Анатольевна. - Кроме одной девочки, слабовата, или стесняется еще.
  - Может, ей на наши курсы походить?
  - Предложу обязательно. А так все хорошо, понимают, даже отвечают, про себя рассказывают.
  - Вот и замечательно, - директриса явно была довольна. - Все-таки не забывайте, что в этом году у нас поездка разыгрывается, ориентируйтесь, чтобы из вашего класса обязательно детки прошли.
  - У меня вопрос только, - тут Мария Анатольевна заметно смутилась, - а обязательно классному руководителю присутствовать на всех занятиях? Многих преподавателей это отвлекает.
  - Меня лично ничего не отвлекает, - воскликнула учительница по природоведению. - А вас? - обратилась она к историку.
  - Все равно во всех кабинетах камеры установлены, можно присматривать за детьми дистанционно, - продолжала англичанка.
  - Камеры это одно, - возразила директриса, - а личный контроль - другое. Вдруг возникнет внештатная ситуация, и вы не успеете до класса добежать?
  - Надежда Николаевна, а число уроков так и не меняется? - с надеждой спросил кто-то.
  - Все остается по-прежнему, согласно указу министерства, - ответила за директора Дарья Викторовна. - У младшего звена первая четверть по три урока, дальше по четыре, среднее звено - пять уроков, старшее - шесть, не считая подготовки к экзаменам и стажировки.
  - Это же безобразие! - возмутилась химичка. - Чему можно научить детей при таком количестве часов?
  - Большой упор придется делать на домашние задания, - согласилась директриса. - А чтобы нагрузка не легла на плечи родителей, мы с вами уже обсуждали видео уроки.
  - Сегодня после собрания можно будет пройти в кабинет и сделать запись, кто готов, - вставил слово преподаватель информатики.
  - Но ведь это просто смешно! - природоведение оглядела всех с таким видом, будто говорила: вы что здесь, совсем ничего не понимаете?
  - Видеоуроки - это слишком ответственно. Тут взрослых пинком надо заставлять что-то делать, а вы хотите, чтобы дети...
  - А мы воспитываем новое поколение детей, которых пинать не нужно, - подала голос завуч по воспитательной работе. - Да, наивно, согласна. Но вы со своей стороны, сделайте эти видео интересными, чтобы они с удовольствием их смотрели, как кино - и проблема решена.
  -Так есть уже готовые программы - по "Культуре", например...
  -Вот и берите их за образец. Но составить нужно с учетом вашей конкретной учебной программы.
  - Хорошо, будем считать, что вопрос решен. А теперь для вас хорошая новость, - Надежда Николаевна обменялась взглядом с завхозом. Та поднялась и одернула блузку.
  - В общем, граждане, решили мы от пропусков отказаться, - решительно произнесла она. - Все равно дети ими почти не пользуются, проходят сквозь вертушку толпой, а что до посторонних, то их мы дальше первого этажа не пустим.
  - А если родители?
  - Охраннику скажут, он по телефону с преподавателем свяжется. Телефоны всегда носить при себе. Заряженные, - строго добавила завхоз, обводя всех не терпящим возражений взглядом. - А то как в прошлом году...
  - Тогда и про замены, будьте добры, уведомляйте нас по телефону, а не вывешивайте объявление от руки в конце рабочего дня, - пожаловалась немка. Из всех преподавателей она была самой требовательной, хотя никогда не жаловалась по пустякам и высказывала то, о чем остальные говорить открыто боялись. - Кто-то ушел домой и не посмотрел, а наутро приходишь ко второму уроку - у тебя, оказывается, первым была замена.
  - Будут вам замены, - заверила Дарья Викторовна. - А взамен... надо же, как в рифму получилось - замен - взамен... давайте одеваться соответственно своему статусу. - Она нашла среди преподавателей историка и смерила его выразительным взглядом поверх очков. - Я конечно не стилист, но все-таки сочетать деловой пиджак с джинсами, это, простите...
  - Понял, - не моргнув глазом парировал историк. - Завтра приду в смокинге.
  - Следующий момент - прически у дам, - на этот раз под взглядом сжалась молоденькая учительница, с длинными блестящими волосами до пояса.
  - Давайте мы все будем ходить как в бане. А на нас глядя и ученицы себя русалками вообразят, - сухо продолжала завуч. - В интернете сейчас достаточно ссылок, соорудите себе что-нибудь из вашей красоты.
  - Вы уж так близко к сердцу все не принимайте, - вмешалась директриса. - Просто как мы можем требовать от учеников носить форму, если сами за своим внешним видом не следим?
  - Знаете, когда руководству не хочется заниматься прямыми обязанностями, оно начинает критиковать внешний вид, - бойкий громкий голос Алены Игоревны создал эффект разорвавшейся бомбы. Все преподаватели в недоумении обернулись на нее, а той хоть бы что. Откинувшись на спинку стула, она переводила пристальный взгляд с директора на завуча.
  - Вы какие нашли обязанности имеете в виду? - директриса изо всех сил старалась сохранять самообладание, хоть и давалось это с трудом. Преподаватель из Алены был первоклассный, к любому ребенку могла найти подход, будь то двоечник со стажем или круглый отличник - все бегали за ней гурьбой. Но в остальном беда. Как в том фильме - девушка с характером.
  - Например, вопрос с парковкой для преподавателей, - поддержала Алену немка. - Раз не разрешаете нам парковаться на территории школы, так обеспечьте нам нормальную парковку за ее пределами.
  - Данный вопрос в данный момент решается, - невозмутимо парировала завуч. Долгие годы работы сделали из нее неприступную крепость, когда дело касалось любого рода разборок.
  - Так же, как и с расписанием? - не унималась Алена. - Я же слезно вас просила, в субботу мне поставить выходной, у меня ребенок маленький!..
  - Всем здравствуйте! - в открытые двери учительской влетела девушка в форме старшеклассников.
  - Вам кто разрешил.... А, это ты, Галочка, - пропела круглая женщина.
  - Мама, - девушка подбежала к директрисе и обняла ее за плечи. - Можно с тобой поговорить, срочно?
  - Доча, у меня совещание, - попыталась отговориться та.
  - Да ладно вам, Надежда Николаевна, сегодня же праздник, и основные вопросы мы уже решили, - круглая женщина с трудом поднялась из-за стола, незаметно делая выразительные жесты коллегам. Впрочем, это было не в первый раз, поэтому все и так начали собираться.
  - Ну, что за спешка такая? - спросила директриса, когда дверь в учительскую закрылась.
  Галя, переводя дыхание, села напротив, и директриса невольно ей залюбовалась. Красавица растет. Ростом уже выше отца, коса в руку толщиной, лицо чистое, не измазанное косметикой, если не считать тонального крема вокруг глаз - круги, бабкино наследство, ничто не помогает. а так хорошая девочка получилась, главное - послушная.
  - У меня для тебя две новости, - Галя так и сияла глазами. - Мама, я замуж выхожу!
   
  Глава четвертая
  Гороскоп предупреждает
  
  - Скажите пожалуйста, сколько Вам полных лет?
  Еще чего, подумала директриса, но все-таки заставила себя улыбнуться и с невинным видом соврать:
  - Тридцать восемь.
  - Хорошо, - девушка что-то пометила на полях анкеты. - Это ваш контактный телефон, а вот это - ваш фактический адрес, верно? - обвела она две строчки.
  - Все правильно, - устало ответила Надежда Николаевна. Ей уже порядком надоел весь этот балаган, но надо было пройти все до конца. Ради дочери...
  - Замуж, значит, собралась? - медленно произнесла она, пытаясь переварить услышанное. Боже, помоги, не дай превратиться в злобную свекровь, которая готова вцепиться в лицо будущему зятю. Хотя сейчас именно этого ей и хотелось сделать больше всего.
  - И кто же он?
  - Костя. Ну. Державин, из параллельного класса.
  Костю директриса помнила, а как же. Хороший мальчик, симпатичный, математикой увлекается, плаванием. Но одно дело - радоваться за талантливого ученика, и совсем другое, когда он навязывается в близкие родственники.
  - А вторая новость? - решила сменить тему Надежда Николаевна.
  - Так ты не против? - просияла Галя. - Здорово, я так и знала, что ты меня поддержишь!
  - Ну, во-первых, я еще ничего не обещала. - Директор медленно встала и подошла к окну. Зря она мужа отучила курить, ей бы сейчас самой сигарета не помешала, хоть с мыслями собраться. - Во-вторых, еще посмотрим, что папа на это скажет.
  - А в-третьих я и сама знаю - перебила ее дочь. - Вы еще маленькие, работы у вас нет, жилья своего тоже. Только работу я себе уже нашла!
  - И кто же тебя взял, без высшего образования? На рынке будешь торговать?
  - Представь себе, нет!
  Галина раздраженно расстегнула сумку и бросила на стол смятый лист бумаги.
  - Читай. Секретарь-переводчик. Без опыта работы, и зарплата хорошая.
  -Да, зарплата действительно хорошая, - Надежда Николаевна внимательно изучила вакансию. - Даже слишком. У нас преподаватели меньше получают, а тут сразу двадцать пять в месяц, и это без опыта.
  - Я сегодня там уже была, - Галина внутренне торжествовала, что удалось убедить мать, но все равно сделала для виду обиженный тон. - Правда, трудоустройство неофициальное, и на полную ставку они меня взять не могут, пока школу не кончу. Но зато чисто офисная работа. Сначала брать не хотели, но потом я им показала свой сертификат по английскому...
  - Не отдала, надеюсь?
  - Нет, только ксерокопию. У них сразу ко мне отношение изменилось. Завтра стажировка начинается. И, мам, - она смутилась, - там за литературу надо пятьсот рублей заплатить, в залог. А они потом вернут, когда я на работу поступлю...
  - ... Надежда Николаевна, вы произвели на нас очень благоприятное впечатление, - девушка мило улыбнулась. - Мы сообщим вам о своем решении сегодня вечером. Часиков в десять удобно будет принять звонок?
  - Да, конечно.
  - Если все пройдет хорошо, то мы пригласим вас на стажировку. Стажировка длится неделю. Также вам нужно будет внести залог в пятьсот рублей за предоставленную литературу и диски.
  - А как насчет трудоустройства?
  - Поскольку у нас компания частная, то и трудоустройство идет на контрактной основе. У вас еще есть ко мне вопросы?
  - Нет, все понятно, - Надежду Николаевну так и подмывало спросить: девушка, сколько же вам платят, за то, что вы так хорошо людей дурачите? И в то же время разыгрался спортивный интерес: что дальше?
  Она вышла в коридор - мимо длинной очереди таких же наивных безработных, - и поскорее на улицу, на свежий воздух. В сумке завибрировал телефон. Звонят из школы.
  - Алло, Надежда Николаевна? - раздался в трубке знакомый голос Дарьи Викторовны. - У нас тут небольшое ЧП.
  - Что еще случилось?
  - Да ничего особенного, просто Лиза Горелова...
  О, да. Лизу директриса хорошо помнила, а как же. Изнеженное сокровище с хроническими рецидивами звездной болезни. Непонятно было, зачем ей школа - разве только красоваться перед другими ученицами своими наращенными ресницами в стразах. С ней первой пришлось вести разъяснительную беседу по поводу макияжа.
  - Поймите, мы вовсе не хотим, чтобы вы ходили все бледные и с кругами под глазами, - оправдывалась директриса, когда Лизе поставили ультиматум - либо смывай свою красную помаду, либо в школу с родителями. Она, к слову, выбрала второе, и теперь рядом с ней тряслась от негодования ее мать - эксцентричная особа, между прочим, с таким же вульгарным макияжем.
  - Вы используйте розовый блеск, бежевые тени... И еще, Лиза - твои серьги...не слишком они у тебя длинные? И что это за ногти, как с вечеринки вампиров?
  - Нам ваши советы нам не нужны, если нужно, мы обратимся к стилисту, - выжала из себя Лизина мать. По всему было видно, что она благотворит свою доченьку и готовую за нее стоять горой. - А чтобы ребенка не допускали к занятиям из-за губной помады, это...просто неслыханно!
  Она тогда еще и жалобу написала в министерство. Сто двадцать пятую по счету. И вообще, про Лизину мать шутили, что она только Президенту еще не жаловалась. И вот опять...
  - Нет, ты мне объясни - у тебя на выполнение задания был целый урок. Все ребята сдали, а ты нет. Почему? - слышался с записи голос преподавательницы русского языка и литературы, Татьяны Петровны.
  Лиза с вызывающим видом подала - почти швырнула - ей измятый листок бумаги с редкими пометками.
  - Я все сделала, - как ни в чем не бывало сказала она.
  Татьяна Петровна поправила очки - группа поддержки Лизы в это время язвительно хихикнула, - и взглянула на листок.
  - И что это?
  - Сами видите - задание.
  - Я задавала упражнение 35, причем в конце продолжить сочинением про себя. А это - ребята, это похоже на выполненное задание? - она показала работу всему классу.
  - Все Лизы, мне надоело твое поведение. Ставлю за урок "неудовлетворительно", я тебя предупреждала.
  - Во-первых, не надо на меня орать, - голос Лизы заметно крепчал. - А во-вторых, не имеете права.
  - Да что ты говоришь, значит, не имею?
  -Да, не имеете! - чувствуя поддержку одноклассников, девушка постепенно перешла на крик. - Сейчас бальная система. И вас сюда поставили учить, а не издеваться над учеником и позорить его перед всем классом.
  - А ты сама себя сейчас не позоришь? - тихо спросила Татьяна Петровна. Вот тебе и новая школа. Дети-то остались прежними. А самое ужасное - весь класс предательски молчал, избегая смотреть преподавательнице в глаза. Только тихоня-отличница Аня бросала сочувственные взгляды, но от этого было мало утешения.
  - Лиза, собери пожалуйста учебники, и пройдем со мной к директору, - стараясь казаться спокойной, произнесла учительница.
  - Никуда я не пойду. Весь этот беспредел, - Лиза повернулась к видеокамере, - записывается. Вот мама вернется из Италии, и мы с вами разберемся...
  - Нет, вы слышали? - Татьяна Петровна указала рукой на видеозапись. - Какова? Мама у нее в Италии. Тут на свою зарплату в Сочи не можешь съездить, а они... И смотрит, смотрит-то как! Она королева, а все остальные вокруг - мусор!
  - Ну, это вы преувеличиваете, - осторожно возразила Надежда Николаевна.
  - Я преувеличиваю? - возмущению русички не было предела. - Да ее родители могут спокойно позволить ей учиться за границей. Не устраивает преподаватель - пожалуйста, езжай себе в частный пансион где-нибудь в Швейцарии. Нет, все хотят бесплатно, за счет государства. Так извольте уважать преподавателей, раз в школу пришли!
  - Татьяна Петровна, я, конечно, все понимаю, и целиком на вашей стороне, но мы не можем, не имеем права их отчислять.
  - Хамства по отношению к учителю вам недостаточно?
  -Недостаточно. Чтобы ее отчислить, она должна быть круглой двоечницей, прогульщицей, курящей, нужно собрать подписи всех ее преподавателей, а у нее, как я понимаю, конфликты преимущественно с вами.
  - Потому что всем остальным преподавателям наплевать, - голос у Татьяны Петровны дрожал и прерывался, было видно, что она с трудом сдерживает слезы. - Им лишь бы урок отсидеть - стаж идет, и ладно. А я так не могу. Я душой болею за свое дело. Двадцать лет в школе, знаете ли, не шутка. И если вы за нее, то мне здесь делать нечего.
  Она с трудом поднялась и протянула директрисе лист бумаги.
  - Вот заявление о моем увольнении.
  - Татьяна Петровна...
  - И не спорьте, не надо меня уговаривать, я все решила. Дети сейчас другие, не то, что раньше. Грамотные, языки учат. Вот только уважения к людям с каждым годом все меньше.
  Русичка направилась к выходу, знаком остановив порывавшуюся что-то сказать директрису.
  - Не надо. Я давно подозревала, что мне уходить пора. Да и сын меня уговаривает на пенсию выйти, буду внука воспитывать. Может, хоть из него что получится.
  Надежда Николаевна раздраженно шла по коридору. День сегодня был на редкость неудачный, не ошибся гороскоп. Как там было: расположение звезд по-прежнему неблагоприятно, судьба словно испытывает вас на прочность. Да, и похоже, не только ее. Жаль Татьяну Петровну, хороший педагог, со стажем, но что поделаешь.
  Директриса заметила незапертую дверь в учительской и рассердилась еще больше. Специально велела сделать каждому преподавателю ключи, чтобы не оставляли кабинет открытым, но все равно чуть ли не каждый день приходилось своих же коллег воспитывать.
  Надежда Николаевна рванула на себя дверь и наткнулась на испуганный взгляд Марии Анатольевны.
  - Что это вы так припозднились? - стараясь не звучать раздраженной, поинтересовалась директриса.
  - Да вот, строчу для себя планы уроков, - улыбнулась англичанка. - Хоть и не нужно больше, а перед камерой не хочется опозориться. Вот и продумываешь каждое слово...
  Да, раньше сильно мучили этими планами, вспомнить страшно. Поэтому многие вздохнули, когда планирование отменили. Зачем - все и так на камеру фиксируется. Словно ЕГЭ каждый урок...
  - А все-таки, хорошо, что камеры ввели, - воскликнула Мария Анатольевна. - Первое время непривычно, зато теперь все конфликты можно урегулировать. А раньше, мама рассказывала, просто мучение: учитель говорит одно, ученик - другое, а родители с директором не знают, кому верить. Сейчас намного проще стало, правда?
  - Шли бы вы домой, Мария Анатольевна, - устало улыбнулась директриса. Господи, как же она устала! До выходных оставался еще один день. А может, взять отгул? Все-таки, она же директор. Но нет, нельзя, а то за ней и остальные распустятся. По конфликту в день - это норма. Прожили тихо-мирно - подарок судьбы, на который, впрочем, рассчитывать не приходится. И пусть она не получила, как мечтала в детстве, бархатного пони, и живет в двухкомнатной квартире, а не трехэтажном особняке, жизнь, в общем-то, удалась...
  - Сочиняешь? - спросил муж, включая в комнате свет. Надежда Николаевна отложила блокнот и потянулась. Она планировала в эти выходные расслабиться, может, сходить куда-нибудь с семьей, так нет. На "работе" задали писать сочинение. Тема - моя идеальная жизнь. Смешно.
  - Нет, не смешно, - настаивала женщина с трибуны. По ее тону было понятно: собрались тут неудачники, неудивительно, что без работы сидят. - Над Биллом Гейтсом тоже смеялись, когда он писал в школе: хочу выходить в белом костюме на балкон своего мраморного особняка и смотреть на ранчо, где бегают белые лошади. А теперь? Есть у него и ранчо, и белые лошади!
  Люди в зале недоверчиво переглядывались и улыбались, но похоже, верить никто не собирался.
  - Или вот, - женщина вытащила из папки лист бумаги. - Одна женщина в прошлом году тоже писала это сочинение. И неосторожно выразилась: хочу жить где-нибудь в тихом месте. И что вы думаете? В тот же год получила квартиру - с видом на кладбище!..
  - О, да у нас тут имперские планы, - поразился муж, заглядывая в блокнот. Но Надежда Николаевна тут же перевернула его написанным вниз -нечего травмировать мужу психику своими нереализованными мечтами.
  - Вот, Сергей, пройду стажировку и буду торговать китайскими товарами на раскладушке.
  - Так ведь вакансия вроде офис-менеджера?
  - Да у них там вакансий хоть пруд пруди.
  В коридоре хлопнула дверь - Галя вернулась.
  - Компания чем только не занимается, - продолжала Надежда Николаевна, - оптовые продажи, и тут же туризм, автозапчасти. Набирают всех, от библиотекарей до грузчиков.
  - Мам, да хватит тебе, я уже нашла в интернете, что это мошенники, - виновато сказала Галя. Ага, значит, интернету она поверила, а родной матери нет.
  - Забила их адрес, а там целый форум с жалобами. Я еще две вакансии проверила - тоже они, только по другим адресам.
  - Ну что же, можно сказать, что мы за пятьсот рублей купили тебе небольшой жизненный опыт, - согласилась директриса. Галка вытаращила глаза: Тебе их так и не вернули?
  - С милицией может и вернули бы, - Надежда Николаевна вырвала из блокнота страницы и порвала их. - Только я больше не хочу с ними связываться.
  - Деньги отработаешь, - добавил отец, делая свое фирменное "суровое" лицо. - Целый месяц будешь мыть посуду, готовить, никакого кино и мороженого. И чтобы ни одной тройки домой не принесла!
  - Ну, пааап, - донеслось из Галиной комнаты, - когда у меня тройки были?
   
  Глава пятая
  Йога и светская этика
  
  Вдох... выдох... мышцы расслабляются, воздух пронизывает все тело, до последней клеточки... я счастлива, я чувствую себя умиротворенной... я могу дарить добро... детям со мной хорошо и спокойно... они всегда рады меня видеть...
  - Доброе утро, любимая!
  Ольга, не открывая глаз, улыбнулась, когда муж чмокнул ее в щеку.
  - Медитируешь с утра пораньше? Для урока или для себя?
  - И то, и другое. - Ольга вела физкультуру. Сегодня по расписанию была йога. Хорошо, что не танцы - после вчерашних шести уроков аэробики подряд даже у нее все тело ныло. Про детей и говорить нечего. Хорошо, что физкультуру всегда последней ставят - до дома еще можно как-то доползти, но идти после нее еще на какой-нибудь урок, это жестоко.
  - Кофе?
  - Нет, лучше воды с лимоном выпью, - Ольга с трудом поднялась на ноги. Да уж, сегодня лучше воздержаться от прогулок по лестницам.
  - А ты только что с пробежки? И меня с собой не взял?
  Муж удивленно поднял бровь.
  - Тебе школьной нагрузки мало?
  - А я бы не бегала - хотела тебя проверить, сдашь ли ты нормативы.
  Хорошо, хоть в школе их отменили. Не все дети могут отжиматься по тридцать раз, бегать стометровку, подтягиваться. А вот выполнять упражнения под музыку - что может быть лучше для сидячего образа жизни? В старших классах еще и танцы ввели...
  - Ты только посмотри на них, - подружка толкнула Галю в бок, указывая на парочку парней. Напевая мелодию, они лихо отплясывали ча-ча-ча под одобрительные возгласы одноклассников.
  - Совет да любовь, - крикнул кто-то, на что один из парней выразительно покрутил шутнику пальцем у виска, не прерывая танца.
  - Может, и мы станцуем? - кто-то обнял Галю со спины. Девушка уже готова была развернуться и хорошенько вмазать учебником - с мальчишками она не церемонилась, но это был Костя собственной улыбчивой персоной.
  - А может быть, займемся йогой? - шепнул он.
  - Дурак, - покраснела Галя.
  - Говорила с родителями?
  - А ты?
  - Увиливаешь от ответа. Значит, дело плохо, - он деланно вздохнул и закатил к небу глаза.
  - Вы еще слишком молодые, у вас вся жизнь впереди, еще сто раз передумаете... - передразнил он.
  - Державин!
  Завуч Дарья Викторовна буравила молодых людей сквозь очки. Нет, в один прекрасный день она в них лазером стрелять начнет, это точно.
  - Танцуй к директору. Живо, в ритме вальса.
  Галя с тревогой смотрела им вслед. Можно было бы пойти следом, но тут прозвенел звонок и девочки побежали строиться.
  - Опять сегодня без пары? - пошутила одна, но Галя только досадливо отмахнулась.
  Надежда Николаевна обсуждала по телефону поставку нового оборудования для химической лаборатории. Разговор был не очень удачным, поэтому, когда вошел Державин, директриса уже была не в духе.
  - Пропал, - подумал про себя Костя, и вежливо кашлянул.
  - А, Державин. Проходи, садись, - перед Надеждой Николаевной возникла синяя папка с настоящим досье: фотографии, начиная с первого класса, копии грамот, сертификатов. Папка выглядела внушительно.
  - Ничего себе, наборчик, - присвистнул муж, когда она решила поговорить с ним о "будущем зяте", как она называла теперь Костю.
  - Говоришь, в математике хорошо соображает? - задумчиво перебирал бумаги муж. - И по-английски шпрехает?
  - Еще как шпрехает, - устало откинулась в кресле директриса. - Ну что, возьмешь его к себе стажером?
  - Ну, хватила. - Сергей по привычке полез в карман, за сигаретами, вспомнил, что бросил, и досадливо взъерошил волосы.
  - Ему ведь еще два года строевую подготовку проходить.
  - Да, но это не как раньше, в армию всем двором провожали. Считай, что еще два года дополнительно поучится. Пункт здесь же, недалеко от нас, между прочим. Будет днем на тренировки ходить, а вечером - к тебе.
  - Замотается парень. Ему бы после учебы домой, родителям помогать, а ты хочешь, чтобы он в моем офисе батрачил.
  - Кстати, о родителях, - Надежда Николаевна приподнялась и поправила у мужа галстук. - Надо будущих родственников в гости пригласить, что скажешь?..
  - Что скажешь, Костя? - директриса ждала ответа. Молодой человек озадаченно обдумывал предложение.
  - Спасибо, конечно. Только, почему я? Это из-за Гали, верно?
  - Галя, конечно, тут свою роль сыграла, - не стала отпираться Надежда Николаевна. - Но можешь считать это как деловое предложение от школы, первый шаг в твоей будущей карьере. Считай, что раньше всех начнешь проходить практику, вот и все.
  - Даже не знаю... Я и сам в состоянии себе работу найти.
  Да уж, подумала директриса, вспомнив Галину "работу".
  - Сейчас половина вакансий в сети непроверенные, еще попадешь к мошенникам. Не торопись, обсуди еще раз дома с родителями, хорошо?
  - Ок, - Костя как в тумане вышел из кабинета. - До свидания, - опомнившись, крикнул он уже из приемной. После него в двери показалось встревоженное лицо секретарши.
  - Надежда Николаевна, к вам тут пришли...
  - Кто? - Не хватало еще, чтобы Лизина мать из своей Италии вернулась. Директрисе сейчас было не до споров. Но в кабинет вошла незнакомая мама. Раз незнакомая, значит, новенькая. За ней по пятам следовали две девочки в одинаковой сиреневой форме. Одна постарше, а младшая, ну вылитая Наталья Варлей - стрижка-каре и огромные карие глаза.
  - Мы к вам с претензией, - мама нерешительно опустилась на стул. Молодая еще, лет тридцати, не больше. Одета аккуратно, только уж очень строго.
  - Нас возмутило введение нового предмета - светской этики.
  Конечно, кто бы сомневался. Предмет ввели еще пару лет назад, и сразу родители подняли шум. Писали в министерство, однако предмет так и не отменили. Самое интересное, что до сих пор никто толком не знал, как его преподавать. Даже учебников не было. Поэтому решено было намешать в него понемногу историю разных религий и азы философии.
  - Понимаете, в старой школе у нас такого предмета не было. А теперь вот, перешли - и на тебе, прямо с четвертого класса. - Мама притянула к себе старшую. - Они еще маленькие для такого, могут неправильно понять, будут потом проблемы.
  - Вы же знаете, что отменить урок мы никак не можем. И к тому же, вот вы сама верующая?
  - Конечно, - мама посерьезнела, девочки тоже насторожились, - у нас очень верующая православная семья.
  - Хорошо, значит, с основами православия вы и сами своих детей ознакомите. А как насчет других религий? Их обсуждение присутствует в семье?
  - Нет. Мы считаем, что это грешно - интересоваться Кораном или буддизмом.
  - То есть, люди с другими убеждениями для вас еретики - вы этому детей учите?
  - Нет, конечно... Да и дело не в этом, - женщина раздраженно отбросила прядь со лба. - Дело в преподавателе. Когда у вас последний урок был? - обратилась она к дочери. - Вчера? Так вот, вчера он на уроке пошутил: странно, что на первых иконах Богоматерь изображали с младенцем, хотя никакого младенца у нее к тому времени уже не было! А Сергея Радонежского вообще назвал... бомжом! Как вам такое богохульство?
  Ну, историк, молодец. Нашел тему для шуток, - недовольно подумала директриса, а вслух сказала:
  - Я вас абсолютно поддерживаю, и пусть ваших девочек это не смущает - иконы не обязательно писались с натуры. Я сама человек не просвещенный, но знаю, что есть иконы Троицы - еще из Ветхого завета, а еще Страшного суда, который, естественно, художники вживую не видели. А с преподавателем я поговорю, больше он так шутить не будет.
  - Вы меня неправильно поняли, - мама заговорила тихо, и это прозвучало более зловеще, чем если бы она начала кричать. - Мы требуем, чтобы этого преподавателя отстранили от уроков в нашем классе. И не я одна - вот, - вытащила она из сумочки сложенный лист бумаги, - восемь человек из двенадцати меня поддерживают.
  - Что ж, это серьезный довод, - Надежда Николаевна внимательно ознакомилась с подписями. - Мы постараемся найти достойную замену.
  - Очень на это надеюсь, а пока ни моя дочь, ни другие дети к этому преподавателю ходить не будут.
  - Дочки у вас красивые, младшая прямо как француженка, - решила сменить тему директриса.
  - Французский мы с детства с бабушкой учим, - мама улыбнулась и поправила девочке воротничок на платье. - А с прошлого года начали изучать английский, и вы знаете, не идет никак.
  - Может, просто больше практики нужно?
  - Поэтому-то мы и пришли. У вас же есть класс с английским уклоном? первый "А", кажется? Мы бы хотели туда перейти.
  - Но группа уже сформирована...
  - Есть же дети, которые оказались слабоватыми или передумали там учиться?
  Надежда Николаевна вспомнила про слабенькую ученицу, о которой упоминала англичанка.
  - Думаю, эту проблему мы легко решим, а за преподавателя еще раз извините.
  После их ухода директриса еще долго не могла успокоиться. Один преподаватель уволился, теперь еще второго требуют убрать.
  - Надежда Николаевна, вы заняты? - заглянула в дверь Алена.
  - Нет, заходите, - только бы не с жалобой, обреченно подумала директриса.
  - Мы тут подумали насчет дня учителя, как все устроить...
  А, вот это другое дело, хоть отвлечься. И Надежда Николаевна с удовольствием раскрыла папку со множеством цветных стикеров - сразу видно, кипел творческий процесс.
  С улицы донесся назойливый непрекращающийся шум - будто бензопила или что-то в этом роде. Из окна учительской все было не только отлично слышно, но и видно.
  - Смотрите, как Василий новую парковку вылизывает, - Серафима Андреевна с улыбкой указала во двор, где дворник самозабвенно собирал сухие листья - и не какой-нибудь метлой, а специальным пылесосом. Тот страшно шумел, но похоже, Василия это нисколько не смущало.
  - Может, тоже пойти дворником устроиться? - полушутя-полусерьезно заметила немка. - Работа на свежем воздухе, и зарплата выше, чем здесь.
  - Да уж, теперь двоечников не постращаешь, что в будущем они только дворниками устроятся. Для них это мечта, - пошутила преподавательница в неизменной персиковой шали.
  - Вам, молодым, все мало. Вот мы в свое время семь тысяч по ставке получали, - заметила Серафима Андреевна. - А теперь?
  - Еще и доплачивают тем, у кого научная степень, - персиковая шаль покосилась на историка.
  - Так чего ты возмущаешься? Иди в аспирантуру. Она теперь для всех бесплатная, и по времени удобно, как раз по вечерам, после уроков.
  - Очень надо, - учительница передернула под шалью плечами. - У меня семья, двое пацанов, когда я ими буду заниматься? Вот подрастут, тогда и подумаю.
  - Подрастут - еще больше хлопот будет, - возразила химичка. - Хорошо хоть, теперь в боевые точки не отправляют. Так, не армия, а институт спортивной подготовки. Утром на занятия, вечером домой.
  - Надежда Николаевна, чего к вам наши... Листопадные приходили? - озабоченно спросила Серафима Андреевна.
  - Религию обсуждали, - ответила директриса, наградив историка выразительным взглядом.
  - Вот, я же говорила! - Алена Игоревна всплеснула руками. На все она реагировала бурно, шумно. - Нельзя лезть в личное пространство ребенка. Вера - это сокровенное!
  - Так ведь урок не по вере, а скорее, по философии, - возразила ей математичка. - Дети сейчас много путешествуют, должны учиться толерантности...
  - Тогда уж и сексологию надо вводить, - язвительно заметила немка. - Толерантность к секс-меньшинствам и прочее.
  - Все, граждане, рабочий день окончен, - вмешалась Надежда Николаевна. Не хватало еще дебатов в учительской. - А вас я попрошу остаться, - шутливо добавила она историку. - Всем остальным приятно отдохнуть, и до завтра! Конец ознакомительного фрагмента Полностью книга доступна на Ridero:https://ridero.ru/books/proekt_idealnaya_shkola/

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"