Кибальчич Фима : другие произведения.

Бд-21 Комментарии и впечатления

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

Это именно комментарии и впечатления с элементами литературного анализа, где есть что. Никакого детального разбора. По моему убеждению, разбор хорош как способ обучения начинающих или метод критиканства. Первое не интересно, второе бессмысленно. И вообще, если соблюдаются нормы культуры речи, художественного стиля изложения, единство формы и содержания - остальное всегда может оказаться чертой авторского стиля, а бесконечная шлифовка сделает текст красивым, но мертвым.

Лаевская Е.Г. "Будьте вы..."

История о разбитых надеждах и утраченных иллюзиях, написанная ярко и яростно. В центре повествование героиня, мир в призме ее эмоций и внутренний выбор в переломный момент. Состарившаяся и озлобленная Асоль переживает короткую вспышку надежды, за которой приходит окончательное понимание, что ее время ушло.

Прелесть рассказа в двойственности выбора: проклясть или благословить. Не смотря на правильно произнесенные слова, мысли о вечной надежде, в конце истории все-таки остается эмоциональный привкус проклятия "сволочи" и "вертихвостки". Словно камень, спрятанный за пазухой. Кажется, что мудрость героини разошлась с ее сердцем, и она заговаривает саму себя на надежду и веру в новое будущее, но верит ли?

Кикимора Болотная "Матушка"

Автор балансирует между двумя прочтениями истории: разоблаченная главным героем манипуляция или правда, которую Верес отринул то ли из-за упрямства, то ли из-за эгоистичной трусости. Эта неоднозначность - главная приманка читателя.

Жизненное, кстати, наблюдение: эмоциональное воздействие, угроза для жизни - частая и сильнейшая родительская манипуляция, поскольку одновременно и реальность, от которой не отмахнешься. И, боясь ошибиться, мы всегда выбираем - верить. А вот ГГ, несмотря на дополнительное социальное давление, не выбрал.

Литературное исполнение на высочайшем уровне, история сказочно-притчевая, жестко структурированная, и кажется мне однозначной в прочтении из-за громко горящего за себя поведения старосты. Он словно отыгрывает сценарий от одной расписанной сценки нагнетания до другой: от "даже не думай, сам знаешь кто сторожит..." через "не сдюжить, и ты никак боишься" к "никак дорогу позабыл" и до "идешь на дальние болота?". Автор методично вписал технологии манипуляции: от провокации до взятия на "слабо" и издевки.

Ситуация вокруг Вереса, на мой вкус, оставляет четкое послевкусие именно манипуляции, причем весьма мутной из-за активного участия в ней старосты. Зачем ему все это? Нет, не из-за матушки. Он как духовный отец-тест система проверяет нонешних человеков. Проверить станет ли Велес Иваном-дураком, что в далекое царство со змеем биться ходил. А он не стал. Другие нынче Иваны пошли, недоверчивые индивидуалисты, не герои. Или современные герои. Словно не в общине рождаются, а в мегаполисе.

Вебер А. "Не буди лежащего под холмом"

История про то, что надругательство над древними святынями ни к чему хорошему не приводит. Кости зашевелятся, храм осыплется, богач испугается, народ побежит, а дальше? Пойдет ли вспять история или вред удастся отмолить - так и остается не ясным. Вывод: если хочешь пощекотать нервы себе и окружающим можно и в старых костях покопаться. Так, для прикола, глядишь чо изменится, а можа и нет.

Кларк Е. "Барышня с нефритовым яйцом"

Интрига, понимай, как хошь. И на вопросы автор не отвечает. У меня главный: почему на конце сигнала SOS стоит буква Н? Надеюсь? Или Николай?

Выдвигаю предположение: статуэтка - это передатчик (фигурка - подставка, яйцо - транслятор). Стоит оказаться в зоне воздействия, как сразу обращаешься в дешифровальщика сигналов. Непонятно только, как сообщение должно дойти до целевого адресата, в силах которого послать спасательную экспедицию? Есть и другой вариант: желание писать фантастические рассказы - не творчество и даже не графомания, а непроизвольная дешифровка приходящих сообщений из будущего и параллельных миров.

Рассказ растревожил, уже сутки ищу статуэтку передатчик...

Васильева Т.Н. "Лунное зеркало"

Лунная попаданка в сельском антураже, загадочная петля времени. В чем смысл лунных перевертышах? На мой взгляд, подсказка в самой героини. Очень литературный персонаж. Безответная простушка, объект насмешек. Убогая, босоногая, юродивая. Чистая душа, которая чужую боль через себя пропускает. Она и защита деревни (смертей стало меньше) и мерило человеческой нравственности (по тому, кто как к ней относятся), возможно, и сила, эту нравственность формирующая. Как там говорит Марфа? Такие нечёсаные так и лезут? Устала одна спасительница и ее напарник, на смену им новые приходят. Вот и живут не слишком благодарные люди из века в век под защитой лунных юродивых странников. Попаданцы они или святые покровители, кто их поймет?

Ковешников С.В. "Трудно быть багом"

Автор, как и всегда, густо засадил огород. Росткам так тесно, что неплохо бы кое-что повыдергивать для вызревания оставшихся. Ну да ладно, мутантам в фантастике самое место.))

Зло летит сквозь вселенную, и другая жизнь для него всего лишь информационный носитель. Можно очистить и переписать. Загрузить новое сознание почти механически, пробив яйцекладом. Надежно, проверено, отработанно.

Герой - ошибка, накопившаяся за миллионы лет пути, дефект зациклившейся на себе и избегающей перезагрузок цивилизации. Герой-ошибка осознает себя как альтернативный искин и целенаправленно разрушает устаревшего прародителя. В системе, настроенной на уничтожение жизни, убийственным багом может стать только любовь к этой жизни. Вечный христианский мем. Такое новое всегда несет революцию. Навернет систему, прости господи, и данные не сохранятся.

Трудно быть багом, приносить в жертву себя и соратников, вести в шипастом венчике алчущую крови и любви ближнего толпу. Экстаз от убийства и суицида, жестокость в экспоненте, точка вечного выживания и обновления.

Аллюзии, вечные общечеловеческие смыслы во вселенских масштабах и субъквантовых технологиях. И текст такой же - емкий информационный носитель с заархивированными и отточенными до совершенства картинками, эмоциями, мыслями. Еще бы мозги работали как считывающие устройства, я бы сказала - однозначная победа.

Помимо Блока и Стругацких крепко повеяло Ханну Раяниеми.

К автору вопрос: с позиции вселенной герой все-таки баг или фича?

Львова Л.А. "Приду за тобой"

Мистическая история о детях, их мечтах, родителях и силе любви. Одни, не оглядываясь и не страшась, бегут за котиками, кроликами, вверх по радуге. Другие думают о себе, своих потерях, расчетливо стараются их восполнить за чужой счет, выкупить у Харона душу чужой жертвой. Как далеко каждый из них готов пойти, чтобы получить желаемое, в какой момент любовь обращается бесчеловечностью, и какая сила помогает вернуть утраченное.

Причины ухода детей за призрачный порог лежат не в мистическом, а реальном мире. А пройти сквозь преграду и вернуться может только чистота, любовь и забота о других.

Akela "Букинисты"

Знания, позволяющие заглянуть за грань реальности, всегда таят неизъяснимое очарование. Алхимик, иллюминат, ведьма - это не вопрос веры в потустороннее, а возможность знать и управлять. И самая сакральная форма знаний - книга. Та самая, сгоревшая в далеких веках, ушедшая на дно в трюме корабля, хранимая в тайных библиотеках. Объект самого сладострастного культа.

Чем мы готовы пожертвовать ради книги и знаний? Взойти на костер? Интересно, Адсон позволил бы себя сжечь за спасение второго том "Поэтики" Аристотеля?

К чему я собственно? При всем легком, приятном, атмосферном, пронизанным загадочностью чтении не хватает остроты и высоты выбранной темы. Осталось впечатление, что Ванда стремится к новой жизни и награде, а восстановление великой книги - всего лишь побочный эффект ее желания стать ведьмой. Нет в ней духа истинного букиниста. Недозревшая ведьма - это не Джордано Бруно и даже не Фауст. Но, возможно, их тень лежит на повествователе.

K. Marso "Винил"

Жил-был мальчик по имени Т.Т.Тедди. Со своей весьма особенной мамой. Он присматривал за ней. Или это она за ним? Впрочем, не важно. Двое вели странную жизнь, сотканную из разговоров, магазинов, еды, дурных привычек, танцев, поломок и виниловых пластинок. Просто мама была старым, заглюченным роботом и Т.Т.Тедди, возможно, тоже. Но они нуждались друг в друге.

Тот особенный тип текста, который вырастает не на основе идеи, сюжета или фандопа. Он, как видения на изнанке дремлющего сознания, весь соткан из фрагментов прошлого: бестолковых разговоров, неловких ситуаций, музыки, просмотренных фильмов и прочитанных книг. Он в чем-то рваный, бессвязный, нелепый, корни его жизни настолько глубоки, что ощущаются лишь интуитивно. Его невозможно понять или объяснить, только почувствовать, вспомнить и окунуться, как в музыку на виниле. Блестяще, что тут скажешь.

Возин А.А. "Садовник"

История о селекционере цветов зла и мора. Тема эпидемий не слишком нова или оригинальна, вся прелесть истории в образе главного персонажа. Он получился объемным, по большому счету очень спорным, но при том цельным и притягательным. Он - человек, достаточно тонко чувствующий, не чуждый эмоциям, способный к поэтическому выражению мыслей. Он - расчетливый ученый, выверяющий каждое свое действие, умеющий скрываться и идти до конца. Он - дьявольское отродье пожирающее энергию боли, страданий, мыслей и знаний поколений. Герой - частый теперь случай обольстительного зла, а, возможно, именно человек. Каков он есть, по своей сути. Мы сами себе садовники апокалипсиса.

Ковалевская А.В. "Отдать нани"

История яркая, сразу и с головой погружает в незнакомый мир, что сначала дезориентирует. Чтобы уложилось пришлось читать два раза и медленно. Но оставляет странное, смешанное впечатление. Если смотреть в целом, на сюжет, идею и образы, то она о внутренней силе, способности жертвовать собой ради спасения другого. Один герой идет до конца, не смотря на сомнения, страх перед злодеем, риск погибнуть. Другой отдает долг жизни, боясь умирать и теряя возможность разоблачить и наказать преступника. Но ценностный и драматический посыл несколько теряется, даже отступает на второй план. Выглядит как повод для описания функциональных свойств и методов использования нанитов. Автор пишет о них много и подробно. Будто для лучшей запоминаемости пользовательскую инструкцию разложили в сюжете. Не исключаю, что это только мое впечатление.

После чтения подумалось, как все же легко фандопы НФ смыкаются с фэнтази: один маг отдает силу другому, а сам слабеет, а тут нани... Закон Кларка: 'Любая достаточно развитая технология неотличима от магии' в действии

Сазанов П. Флинт К. 'Иллюминаты', одним загребом Sonny P. Хёттоко и о том, о сём

В общем мир - рояль, исторгающий нечто малосвязное, сумбурное, местами идеологическое, к тому же малоинтересная механистическая штука. Поэтому стоит забить на разбор его по элементам, а раскинуть нейронную сеть и ловить флюиды. Тусить. Современный такой способ жизни и просвещения. Развлекуха, реклама, потребление, стиль, рэп, праздники, прививки, запрещенные вещества и пр. Хаваешь калейдоскоп и просто впадаешь дрейф понятий и тел. Клочки реального врастают в фантастику, автор то пишет рассказ, то синопсис сценария. Не столь важно. Текст все равно часть сознания читающего, поэтому даже в пустое слово он предсказуемо вложит смысл. Почему нет, в голове и так полно хлама, вещичкой больше, вещичкой меньше. Герои в бесконечной движухе, думают, что что-то там узнают, меняют, заводят отношения, ловят волну. В конце концов и она теряет свежесть, но все равно прикалывает. И такая, казалось бы, вечная иллюминация внезапно кончается. Алес.

Такие постмодернистские тексты широко загребают. Темы там любви, ненависти, инопланетного вторжения или генной мутации разве что повод, на деле все всегда сводится к ажно целому концепту мира и человека. В этом смысле 'Иллюминаты' на одной борозде с 'Хёттоко', только в последнем ракурс другой и посадка не в партере, а на ярусе. Мир столь же беспорядочен и бессмысленен, только теперь никаких праздничных приколов и яркой мишуры потребления, а сплошь убогость, серость и депрессивное раблезиансво (пардон за оксюморон). Вечное топливо людей-скотов: жратва, кровь, секс, наркотики, золото... рок-н-ролл в виде стрёмной кантилены (плотское и мифологическое доминирует, тогда как у 'Иллюминатов' ментальные игры в песочнице маскультуры). И нам (т.е. людям) в убогости и грязи привычно и неплохо живется. Вот только ГГ постоянно кривится. Но его потуги помочь, вразумить, сберечь золотонесущий пупок никому не интересны. Уж не знаю, как богом или багом, но быть даже не прогрессором, а просто адекватным чуваком - то еще испытание. Проще уж хёттоко - застыть над всем безобразием, обернув себя в себя. Побег во внутреннюю монголию.)

Быков в какой-то давней заметке о Пелевине, писал, что разбирать его, все равно что тянуть кончик шнурка от бантика. Бантика нет, а в руках веревка. Машешь ей, а все кривятся - не то принес. Пелевин ладно, он как чувак вполне конъюнктурный всегда играется крупными, хорошо узнаваемыми фишками мифологемами, достаточно быть адекватным и чуток образованным, чтобы почувствовать себя во вполне знакомой струе хе-хе коллективного, мать его за ногу, бессознательного и даже что-то понять. Но сейчас, на фоне топорщащихся на тебя со всех сторон продуктов глобальной массовой культуры, знаков второго, третьего порядка, смешения всего и вся, вписывания новых смыслов в старые структуры, жизнь и искусство со скандалом расторгли брак. Постмодернистские тексты стали какой-то литературой узкого круга: вот здесь я в теме и меня вшторило, а здесь нет - и пошло мимо. С другой стороны, чем меньше автор верит в возможность аутентично воспроизводить мир, чем дальше отходит от означаемого, чем более вторичные его знаки, тем больше у читателя развязаны руки. Я так поняла и все.

Белых В. Оригинал

По просьбе автора, поэтому более развернутый анализ. История от лица повествователя, значимые вехи биографии и мировоззрение будущего 'Адама'. И фрагмент из жизни 'Евы'. ГГ руководствуется в жизни здравым смыслом, стремится к знаниям, не слишком вписывается в нравы и интересы деградирующего большинства, чем старше становится, тем больше отдаляется от социума. Постепенно у него формируется глубокий аналитический склад и способность предугадывать события, в том числе мистическим образом. Ева - здоровая, сильная и нравственная. Оба героя - очень рациональны, не подвержены влиянию окружения и живут внутренним миром. К финалу становится понятно, что они - лучшее, что создало человечество для будущего. Именно такие люди продолжат жизнь человечества, покоряя глубины космоса. В изолированных сообществах.

Идея очень даже интересная: попытка создать нового положительного героя и увидеть, что ростки будущего пробиваются даже среде сплошных патологий.))

Главная проблема рассказа в стиле. В одной стороны, наукообразность изложения вроде соотносится с образом героя. Он методичен, ко всему подходит, как к объекту научного анализа, за людьми и действиями сразу видит категории и понятия. Но в результате в рассказе не хватает образов и картинок, эмоций и живости, зато чрезмерная выспренность повествования. Текст от этого становится скучен, герой выглядит унылым, в его устах даже 'бешенные гонки' и 'банджи-прыжки' звучат, как картон.

Более того, ГГ склонен к дидактизму, кажется бесчувственным, слабо способным к любви (отключенные регистраторы - как высшая форма чувств), с долей социальной патологии. Не знаю, возможно, автор так и задумывал, хотел написать об унылом и малосимпатичном герое будущего. Но, поскольку, мышление такого героя и определяет текст от первого лица, то стиль тоже становится скучным и малосимпатичным, а следом и весь рассказ. Для меня так и не прояснилось, автор на стороне "нового Адама" или нет.

Для наглядности наблюдений возьму начальный куска текста (весь разбирать - не мое):

В школьные годы Александер Атлас от своих приятелей ничем особенным не отличался: ни ростом, ни сложением, ни достижениями в учебе . Общества сверстников не избегал , но душой компании не был , и успехом у девочек не пользовался - возможно, из-за отсутствия ярких черт, которые привлекали бы внимание на фоне одноклассников. (отрицаниями не стоит злоупотреблять, а у вас они повсюду, отрицания воспринимаются мозгом человека как отсутствие информации, текст проходит мимо, ищите другую форму описать героя как среднестатистического)

Следуя краткой манере имен мальчишек (что за краткая манера? - может краткие имена. манера кратко именовать? )

В компании они проводили время обыкновенно: чаще всего, собравшись вместе (избыточность - раз "в компании", значит, "собравшись вместе", а "обыкновенно" и "чаще всего рядом" - утяжеляют), подавляли функции нервной системы, сообща вводя (получается синхронно вводили) в организм некоторое количество химических соединений, как правило на основе этилового спирта. Избранный метод (метод - это не "что", а "как", значит, указывает на слово 'сообща' и подчёркивает, что вводили все-таки синхронно) приводил к неизбежному отравлению,

Спустя годы, Лекс задумался над эволюционным смыслом - чего ради молодые самцы его биологического вида состязаются в нарушении своих мыслительных процессов и причинении ущерба клеткам мозга. Вероятно, несмотря на уменьшение детской смертности продолжал работу неумолимый закон естественного отбора: менее приспособленной части мужской популяции, краткой днями и пресыщенной печалями ("молодые самцы" ассоциируются с "краткими днями и пресыщенностью печалями"? более чем странно, или вы имели ввиду не часть мужской популяции, а всю мужскую популяцию?), суждено было выйти из игры досрочно.

Курить он так и не начал, мотоцикла не купил (опять нулевая информация и такого много, занятия героя вообще какие-то абстрактные, он словно ничем не занимается).

Студенты были родом из разных мест и происходили из самых различных социальных слоев, но имели сходные ориентиры и придерживались ряда непротиворечащих друг другу мнений (помимо тавтологии предложение вообще странное: сходные ориентиры в чем? мнения о чем? тогда уж жизненные ориентиры и ценности - это хотя бы понятно по смыслу, но весьма странно по сути; когда у вас не просто разные социальные слои - а "самые различные" - полное сходство сомнительно).

Учиться было непросто, но большинство облегчало себе жизнь, обмениваясь материалами, собранными из учебных работ ( во-первых, не выделен запятыми деепричастный оборот, во-вторых, учебными работами традиционно называют работы студентов, которые обучаются, рефераты там и т.п,, возможно, "обмениваясь учебными материалами, собранными студентами прошлых лет"?) прошлых лет.

Такой подход Лексу не нравился, он часами просиживал за книгами и архивами (ошибка управления, нельзя за архивами просиживать, в архивах).

В кафе ему иногда встречались симпатичные девушки, и всякий раз Лекс вставал в тупик: отчего в разговорах с ними вечно всплывают одинаковые темы. И почему очередная собеседница не только признается в тех же интересах, что имела его партнерша парой недель раньше, но и отвечает похожими репликами. (какие темы? какие интересы? какие реплики? здесь пустая информационная ячейка, нужна хоть какая-то конкретизация, иначе у читателя в голове ничего кроме картона не останется).

В самом деле, в моменты близости благоразумнее было ограничиться стандартными словами: персональные регистраторы обоих партнеров фиксировали каждый звук (с регистраторами так и осталось мутно, зачем они? Большой Брат наблюдает, или?), и сигналы следовало давать четко без двусмысленностей (какие сигналы без двусмысленностей? слова давать?). На вечеринках среди шума и гвалта, в комнатах, где от дыма впору было вешать топор, и студенты горстями гребли разные таблетки, некурящему Лексу не слишком хотелось расширять сознание (получается, что именно в этих местах не хотелось, а так - вполне...).

В итоге: есть речевые ошибки, логические и смысловые неувязки, проседает конкретика и образность, слишком много понятий, есть пропущенные запятые, попалась орфографическая ошибка. Текст требует серьезной доработки. И автору следует задуматься, какое впечатление герой должен произвести на читателя и как.

Звонарев С. За холстом

Мальчиковый рассказ, прям так и видно, как мужская половина авторов вырисовывает десятки. Как девочка позволю себе прокатиться по нему.

Перед героем поставлена производственная задача. Он, увлеченный специалист своего дела, ныряет в него с головой и риском для жизни. Огребает последствия, но неравнодушные коллеги помогают встать на путь выздоровления. Стройный, точный в каждом слове стиль изложения, классическая научная фантастика, отражающая ценности научного познания мира. Скрупулезно исследовательское отношение в фандопу. Вот только нет в нем 'внепроцедурного' смысла повествования, что ли?

В текстах такого плана традиционно предполагается мысль, идея, мораль. А она здесь ускользает. Многие знания - многие печали? - да нет, расширенное сознание не изменило героя внутренне, просто привело к проблемам, с которыми он вполне позитивно и успешно борется. О сгубившем любопытстве? - тоже нет: и фирме плюс, и герою в жизненную копилку. С другой стороны, что придираться в самом деле. Хорошая история c драматично и детально описанным фандопом. Стремись к знаниям, преодолевай трудности - будет и тебе хорошо, и твоему начальнику, и производственному процессу, а коллеги, если что, подсобят по мере сил.)

Ремельгас С. Храмовый вор

По содержанию рассказ мне показался очень и очень интересным. О рискованном ментальном путешествии-исследовании. И о том, что мы всегда можем что-то изменить, если будем действовать, вот только... Герой, отправляясь в другой мир, оказывается в ловушке: он не может влиять на события, только наблюдать и рискует погибнуть. Вот уж, действительно, готовность отдать жизнь за науку и впечатления. В своем последнем путешествии ГГ под влиянием эмоций, сочувствуя местным-носителям, пытается-таки вмешаться. Торопит храмового вора Теу, толкает на действия, и тот действует. Вот только выбор этого действия остается не за ГГ. Понукаемый Теу отталкивает сестру, и, похоже, оставляет себя и путешественника во времени под ударом.

Навеяло Тютчева:

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, -

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать...

В общем, сочетание идеи и фандопа - прям очхор. А вот повествование спотыкало. Игры в определение рода города - ну очень неестественно. Странно выглядят рассуждения ГГ о том, что он знает, что произойдет, поскольку посмотрел много художественных фильмов на Земле. Как ученому пришла в голову абсурдная мысль, что земные фильмы - пособие для действий на неизвестной планете, которая даже не совсем людьми населена? А местный житель - охотник, собравшийся управлять богами, впадает в ступор от воздетого меча статуи. Его сестра, названная даже более сильной и находчивой, в ужасе только от вида от идола, к которой сама решительно направлялась. Впечатление, что местные незнакомы с реалиями в отличие от свеженького гостя с Земли. Их надуманный ужас и не менее надуманные знания ГГ - являются катализатором ключевых действий.

В итоге на мой взгляд: идея - прекрасная, драма развязки хромает на четыре ноги, стиль хорош и гипнотически скрадывает странности интриги.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"