Кий Степан Иванович : другие произведения.

Букварь по марксизму

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Для желающих получить хотя бы самое общее представление ЧТО есть марксизм


  
   0x01 graphic
  
   Б У К В А Р Ь П О М А Р К С И З М У
  
   (по работам К.Маркса и Ф.Энгельса)
  

Марксизм верен - потому что неопровержим!

  
   Букварь подготовлен для всех думающих читателей, а особенно молодых "левых", которым интересно узнать ЧТО есть марксизм, откуда появился, как им можно пользоваться при достижении своих целей и не только революционных. Марксизм - не религия, не сборник революционных наставлений или догматических правил, как об этом сочиняют буржуазные прислужники. Это - мировоззрение (точка зрения) на окружающий мир, которое формируется у человека под влиянием знаний, усвоенных при изучении работ классиков марксизма. Именно мировоззрение на основе усвоенных знаний, а не обращения в веру. Таблицу умножения ведь знают, а не верят в неё.
   Актуальность составления "Букваря по марксизму" обусловлена тем, что при капитализме в школах и институтах марксистскую философию, как предмет, не преподают. А если и рассказывают о ней, то в негативном и извращенном свете. Кроме того, множество интернет-изданий публикует самые различные толкования марксизма, которые перекручивают и затушевывают изначальный смысл принципов марксистской философии.
   "Букварь по марксизму" рассчитан как на сторонников, так и противников марксизма. В первую очередь на молодое поколение "левых и правых чайников", интересующихся марксизмом и испытующим определенные трудности при чтении длинных работ классиков марксизма. Самостоятельно выделить и адекватно понять ключевые принципы марксизма в этих работах достаточно сложно. Поэтому в сжатой и насколько возможно доступной форме они изложены в Букваре. Марксизм не придуман из пустоты, не является умозрительной теорией с потолка, а имеет свои, проверенные временем, фундаментальные предпосылки. В области неживой природы - это закон сохранения и превращения энергии. В области живой природы - это эволюционная теория развития Ч.Дарвина. В области философии - это законы и принципы диалектики классической немецкой философии в первую очередь Г.Гегеля. (Для краткости изложения развитие философии от Древней Греции до ХIХ века опущено).
  
   Теперь более подробно. Начнем с определения. Марксистская философия, кратко марксизм - это диалектико-материалистическое мировоззрение, т.е. система взглядов на объективную реальность (развитие природы, общества, мышления). Это мировоззрение возникло к середине XIX века в противоположность метафизическому (не диалектическому) мировоззрению средневековья, как следствие накопления человечеством научных знаний в области естественных и точных наук, человеческой истории и философии. Иными словами, количество знаний, накопленного человечеством к этому времени, т.е. к эпохе капитализма, привело к появлению качественно иного диалектико-материалистического мировоззрения в развитии человеческой мысли.
   (Марксизм не мог возникнуть в средние века, как и теория относительности А. Эйнштейна. Только с возникновением и развитием капитализма возник и марксизм. В средние века господствовала метафизика как мировоззрение о неизменяемости мира, вещей и их свойств).
   Собственно термин "марксизм" связан с именем Карла Маркса (1818-1883 г.г.), который со своим близким другом и соратником Фридрихом Энгельсом (1820-1895 г.г.) смогли проанализировать и обобщить достижения человеческой мысли к тому времени и сформулировать принципиально новые взгляды на развитие природы, человеческого общества, мышление, сознание и поведение человека.
   Марксистская философия, кратко марксизм (система взглядов в виде принципов - положений) заключается в следующем:
   1. Объективная реальность (материя) движется-существует вечно во времени и бесконечно в пространстве, независимо от воли и сознания человека в пространственно-временной неразрывности.
   2. Формы движения-существования материи (объективной реальности) безграничны, неисчерпаемы во времени и пространстве, взаимосвязаны и взаимообусловлены.
   3. Движение (перемещение, изменение, развитие) - неотъемлемое свойство (атрибут) объективной реальности, способ её существования.
   4. Развитие понимается, рассматривается в виде процесса раздвоения единого (предмета, явления, мысли) на противоположности, как следствие внутреннего противоречия между отживающим и новым, зарождающимся.
   5. Объективная реальность (материя) не уничтожима и не сотворима, никуда не исчезает, ниоткуда не появляется, а лишь преобразуется из одной формы в другую, от простой к сложной, от низшей к высшей согласно трем законам диалектики:
  -- борьба и единство (взаимопроникновение) противоположностей, (выявляет источник развития);
  -- переход количества в качество и обратно, (показывает механизм развития);
  -- отрицание отрицания, (указывает направление и результат развития);
   Все три закона действуют взаимосвязано.
   6. Объективная реальность (материя) - первична, а сознание (дух), мышление - вторичны, производны, так как сознание (мышление) не может появиться раньше своего материального носителя (мозга). Человек в свою очередь есть продукт, порождение природы. Каковы его материальные (природные и социальные) условия существования, таков он сам и его сознание (мышление), ибо оно определяется жизнью человека.
   Примечание. Последовательность перечисленных принципов особого значения не имеет, ибо от перемены мест слагаемых суть марксизма не меняется, но принципиально важно придерживаться их в совокупности. Традиционно это называют "диалектическим материализмом", ("диаматом") т.е. это - соединение материализма и диалектики, две стороны одной медали. Кроме того, есть материализм наивный, античный, вульгарный, метафизический, антропологический и т.п., которые не соединены с диалектикой. Так же есть "исторический материализм" ("истмат"), как вторая неотъемлемая часть марксизма, в которой, с позиции диамата рассматривается история развития человечества, как неотъемлемая часть природы.
   Пояснение. Материю, как таковую, никто, никогда не видел. Так же, как никто не видел "плод", "фрукт" как таковой. Все видят конкретный предмет: вишню, грушу, яблоко и т.д. Бесконечная совокупность конкретных предметов составляет (образует) объективную реальность. "Материя" - это обобщающий, предельно широкий философский термин (категория) для обозначения окружающей человека объективной реальности. Человек может видеть только отдельные конкретные предметы, виды материи, или регистрировать приборами, ибо, например, элементарные частицы, электромагнитные поля не видны обычным глазом, но существуют.
   Основные формы движения-существования материи: механическое перемещение, химические реакции, элементарные частицы, электромагнитные поля, социальная форма движения - человеческая история, движение в абстрактной (логической) форме - мышление. Это высшая форма движения. Чем выше форма движения, тем менее заметно это движение. Каждая форма движения имеет своего носителя.
   (Читать полностью Ф.Энгельс "Диалектика природы", Соч., т.20, с.с.339-626.)
  
   ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ МАРКСИЗМА
   XVII - XVIII века. Медленно, как корабль из густого тумана, Европа выходила из мрака религиозного средневековья, где даже наука была смиренной служанкой церкви. В европейских странах произошли буржуазные революции. Феодализм потерпел поражение от нарождавшейся буржуазии, которая пришла к власти. Ускорился рост экономики, для развития промышленности требовались научные знания. В первую очередь начали развиваться механика, химия, физика, математика, астрономия, но в общественном сознании еще господствовала точка зрения о неизменяемости природы, т.е. всегда были эти же материки, горы, реки, леса, растения и животные Богом данные от века. Если что-то исчезало, то новое появлялось таким же, т.е. движение понимали как МЕХАНИЧЕСКОЕ замещение одного другим без процесса развития и изменения. Господствовал метафизический (не диалектический) взгляд на окружающий людей мир, как и на самого человека.
  
   Успехи в изучении неживой природы.
   Первым ударом колокола, возвещавшим о появлении нового взгляда на природу явилась книга немецкого философа-идеалиста Иммануила Канта (1724-1804 г.г.) "Всеобщая естественная история и теория неба", появившаяся в 1755 году. В ней была сформулирована гипотеза о происхождении Солнца и планет из пылевидной туманности. Солнечная система неожиданно предстала как развившаяся во времени, а не неизменная как считали до этого. Спустя несколько десятилетий французский астроном и математик Пьер Лаплас (1749-1827 г.г.) независимо от И.Канта математически подтвердил возникновение Солнечной системы из туманности. Стало ясно: вселенная, и Земля в том числе, - изменчивы во времени.
   В физике и химии были свои достижения. Русский естествоиспытатель М.В.Ломоносов (1711-1765 г.г.) одним из первых сформулировал принцип сохранения вещества и энергии: "если где-то чего убудет, то в другом месте столько же и прибудет". В 1845 году немецкий естествоиспытатель Ю.Р.Майер (1814-1878 г.г.) сформулировал закон сохранения и превращения энергии: "Любая форма движения способна и вынуждена при определенных для каждого случая условиях превращаться, прямо или косвенно, в любую другую форму движения". Отсюда уже следовал ОБЩЕФИЛОСОФСКИЙ вывод о не уничтожимости и не сотворимости материи (объективной реальности), никуда не исчезающей и ниоткуда не появляющейся, но вечно существующей во времени и бесконечно в пространстве независимо от человека.
  
   Достижения в изучении живой природы.
   В 1759 году немецкий естествоиспытатель Каспар Вольф (1733-1794 г.г.) опубликовал свою работу "Теория зарождения", в которой опроверг учение о ПРЕД-образовании взрослого организма в зародышевой клетке. (Тогда считали, что человек зарождается полностью сформировавшимся как взрослая особь, но микроскопических размеров, а потом просто МЕХАНИЧЕСКИ вырастал). И сформулировал теорию НОВО-образования (эпигинеза), т.е. поэтапного развития животного организма. Позже была открыта клетка, как первокирпичик развития, из которой все вырастало в животном и растительном мире. В 1839 году немецкий биолог Теодор Шванн (1810-1882 г.г.) сформулировал клеточную теорию строения организмов.
   В это же время возникает геология, палеонтология, которые стали предоставлять факты об исчезнувших животных и растениях, существовавших ранее на Земле. До сознания мыслящих людей стало доходить понимание того, что раньше Земля была другая, растения и животные были другими. Теория постоянства видов потерпела крах. Стала формироваться теория изменчивости видов как следствие их приспособляемости к изменениям земных условий существования. Количество научных фактов, подтверждавших изменчивость, непостоянство живой природы, увеличивалось с каждым десятилетием.
   Точку в этом вопросе поставил Ч.Дарвин (1809-1882 г.г.). В 1859 году была опубликована его фундаментальная работа "Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь", которую К.Маркс охарактеризовал как естественнонаучную основу марксизма. А чуть позже в 1871 году выходит в свет еще одна работа Ч.Дарвина "Происхождение человека и половой отбор", в которой было доказано родство человека с обезьянами.
  
   Эволюционная теория развития Дарвина доказала закономерность происхождения видов всего живого на Земле путем естественного отбора, разрушила миф о создании человека Богом, выдержала проверку временем и поныне является одним из незыблемых естественнонаучных оснований марксизма в области живой природы. В области неживой природы аналогичным основанием является закон сохранения и превращения энергии.
  
   Заключение. Были и другие научные успехи в изучении как живой, так и неживой природы, не упомянутые здесь из-за ограниченного объема Букваря. Но все они лишь подтверждали картину всеобщей и вечной изменчивости природы как живой, так и неживой. Мир (объективную реальность) теперь понимали материалистически: как вечный, взаимосвязанный, противоречивый и независимый от воли и сознания человека процесс развития и изменений. С метафизическим (не диалектическим) мировоззрением на природу как живую, так и неживую было покончено. Оставалось найти и доказать существование материалистических философских законов, согласно которым все вокруг движется, изменяется, развивается. Эта задача была решена классиками марксизма. После этого с позиции диалектико-материалистического мировоззрения была рассмотрена история развития человечества.
   (См. полностью "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии". Ф.Энгельс, Соч., т. 21, с.с. 269-317).
  
  
   ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАРКСИЗМА
   К середине XIX века философия в буржуазной Европе была представлена в следующем виде: французским утопическим социализмом, немецкой классической философией и английской буржуазной политэкономией. Последняя билась над загадкой возникновения прибавочной стоимости, французские социалисты-утописты пытались построить социализм в пределах одной фабрики, а господствовавшая в Германии идеалистическая философия Гегеля подвергалась критике с материалистических позиций Людвигом Фейербахом (1804-1872 г.г.).
   После переработки всего этого идеалистического "наследства" К.Марксом и Ф.Энгельсом получилось следующее: идеалистическая диалектика Гегеля превратилась в материалистическую, была раскрыта тайна возникновения прибавочной стоимости после переработки Марксом английской классической политэкономии, а утопический социализм стал научным после применения к нему закона о смене общественно-экономических формаций и теории происхождения прибавочной стоимости.
  
   Начнем с диалектики - методологической основы марксизма. Диалектика - наука о ВСЕОБЩИХ законах всякого движения объективной реальности (изменения, развития, преобразования) в природе, в обществе, в человеческом сознании и мышлении. Это - закон отрицания отрицания, закон перехода количественных изменений в качественные и обратно, закон борьбы и единства (взаимопроникновения) противоположностей. Все три закона действуют взаимосвязано, неуклонно и не остановимо, как не останавливаясь течёт время. Образно говоря, диалектика для философии - то же что таблица умножения для обыденной жизни. На любых языках и континентах, при любых условиях и обстоятельствах она действует (проявляется) независимо от воли и сознания человека.
   Для тех кто впервые слышит об этих законах очень кратко поясню их проявление некоторыми примерами. Смена поколений в растительном, животном (человеческом) мире - проявление закона отрицание отрицания. Новое поколение отрицает уходящее. При этом что-то наследуется, а что-то исчезает с уходящим поколением. Самопроизвольная реакция деления урана (взрыв), возникающая при достижении им критической массы - проявление закона перехода количественных изменений в качественные. Превращение воды в пар при нагревании - этот же закон. Закон борьбы и единства противоположностей проявляется в любом предмете, явлении как разнонаправленные тенденции: устойчивость и изменчивость во времени. Устойчивость всегда относительна, а изменчивость - абсолютна, вечна. Эти две тенденции (устойчивость и изменчивость) едины и одновременно противоположны как два полюса магнита, как левая и правая стороны. Правители и народ, писатели и читатели, артисты и зрители, хозяин и работники, родители и дети, преподаватели и студенты - это проявление закона единства и борьбы противоположностей.
   Так как диалектика - наука о всеобщих законах любого движения (изменения, преобразования, развития), то и оперирует диалектика предельно широкими понятиями - категориями. В частности: материя, движение, сознание (дух), пространство и время, случайность и необходимость, форма и содержание, причина и следствие и т.д. Эти категории нельзя увидеть или пощупать. Можно только силой абстракции представить их в своём мышлении, т.е. требуется иметь очень широкое абстрактное мышление чтобы без особых затруднений оперировать столь широкими понятиями - категориями. Чтобы представить себе "необъятность" категорий диалектики пусть читатели попробуют ответить (для себя) на такие вопросы: "Что есть количество?", "Что такое количество?", "Что есть качество?", "Что есть случайность?", "Что есть закономерность?", "Что есть сущность?", "Что есть причина?" и т.д.
   При изучении объективной реальности, диалектика, оперируя категориями, исходит из принципов-положений материализма и в частности:
  -- мир (материальный и нематериальный) рассматривается, понимается как вечно существующий во времени и бесконечно в пространстве, в непрерывном закономерном движении, изменении и развитии, независимо от воли и сознания человека;
  -- объективная реальность (материя) - первична, а дух, сознание (мышление) - вторичны, производны, так как сознание не может появиться раньше своего материального носителя (мозга);
  -- развитие понимается как процесс раздвоения единого (предмета, явления, мысли) на противоположности, движение от количественных изменений к качественным;
  -- внутренние противоречия рассматриваются как источник, движущая сила развития, содержанием которого является борьба между отживающим и новым, зарождающимся;
  
   Познавательное (гносеологическое) значение категорий состоит в том, что благодаря их пониманию единичные вещи, предметы, явления начинают восприниматься как проявление всеобщего, т.е. за деревьями человек учиться видеть лес (суть происходящего). Усвоение (понимание) категорий в ходе индивидуального развития человека - необходимое условие для формирования у него способности к теоретическому мышлению.
   В наиболее совершенном варианте (идеалистической версии) диалектику разработал немецкий философ, объективный идеалист Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 г.г.). "...он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития". (Соч. т. 20, с. 23).
   Исходя из идеалистического положения о том, что "Дух" ("Идея"), существовали раньше объективной реальности (материи) Гегель создавал диалектику как науку о саморазвитии понятия, существующего неизвестно где и неизвестно сколько времени, а природа лишь перестраивается, преобразуется вслед за саморазвитием этого понятия, являясь его недоразвитым проявлением. И законы этого саморазвития (отрицание отрицания, переход количества в качество и обратно, борьба и единство (взаимопроникновение) противоположностей) Гегель разрабатывал как законы мышления, а не выводил законы из материального мира и человеческой истории.
   Ошибка вполне объяснимая, ибо к его времени закон сохранения и превращения энергии ещё не был окончательно сформулирован, а эволюционная теория развития ещё не была доказана Дарвином. Описанный Гегелем теоретический путь, которым движется саморазвитие понятия получил у него название "метод восхождения от абстрактного к конкретному". То есть, движение от самого абстрактного (минимального, скудного, фрагментарного) знания о чем-либо до конкретного (полного, всеобъемлющего во всех деталях) знания об изучаемом предмете. Метод восхождения от абстрактного (скудного) знания к знанию конкретному (многогранному) есть лишь способ (путь), каким идёт наше познание окружающего мира вообще и конкретного предмета в частности.
  
   (Всем понятный пример. Знакомятся парень и девушка. Знания о друг друге скудны, абстрактны, поверхностны. Повстречались, поженились, появились дети и через несколько лет они предстают друг перед другом во всей своей конкретности ума, характеров, привычек и т.д. Теоретический путь узнавания друг друга шел путём от абстрактного фрагментарного знания к конкретному во всех деталях.)
   Именно метод восхождения от абстрактного к конкретному был применён К.Марксом при изучении капиталистического способа производства и потом изложен в "Капитале". За отправную точку была взята самая абстрактная простейшая экономическая категория "стоимость" вообще, которую Маркс определил как овеществлённый в каком-либо предмете (продукте) общественно необходимый человеческий труд. Затем он проследил путь развития "стоимости" через все докапиталистические формации и в капитализме получил всё многообразие стоимостей: меновую, прибавочную, потребительную, абсолютную и т.д.
   Классики марксизма устранили "перевернутость", т.е. идеалистический характер гегелевской диалектики доказав, что первоначально движется, развивается материальный мир, а за ним и человеческие понятия (представления) формируются, изменяются и т.д. Гегелевской идее порождения конкретного предмета мыслью К.Маркс противопоставил материалистический принцип воспроизведения (отражения) объективной реальности (предметов) в мыслях в виде представлений и понятий.
   (См.полностью Ф.Энгельс, т.20, "Анти-Дюринг", гл. ХII, Диалектика, с.с. 122-146 и др.).
  
   Познавательное (гносеологическое) значение законов диалектики для человека можно выразить примерно так: Знание немногих важных принципов - освобождает нас от знания множества мелких фактов. Знание законов диалектики (как и таблицы умножения), умение видеть их проявление и учитывать его в теоретической и практической деятельности принципиально повышает уровень развития личности.
   На этом можно закончить краткое знакомство с первой частью марксизма - диалектическим материализмом. Упомяну вкратце и о второй части, т.е. принципах исторического материализма, следуя которым можно получить адекватное знание (представление) о человеческой истории как социальной форме движения (объективной реальности) Итак:
   1.Производство материальных благ (пища-одежда-жилище) для удовлетворения первичных физических потребностей - базис (первооснова) развития-прогресса любого общества от первобытного до пост-капиталистического (социалистического).
   2.Борьба за возрастающие материальные интересы, удовлетворение потребностей является движущей силой человеческой истории, борьбой личностей (групп, слоев, классов, государств). Экономические интересы двигают жизнью народов.
   3.Естественноисторическая закономерность смены общественно-экономических формаций (ОЭФ): первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, пост-капиталистическая (социалистическая) в связи с изменением способа производства материальных благ.
   4.Жизнь (бытие), социально-экономико-природные условия существования человека, определяют (формируют) его сознание, а не сознание определяет жизнь.
   (Пример от классика: "Потребитель не более свободен, чем производитель. Его мнение основывается на его средствах и его потребностях. И те и другие определяются его общественным положением, которое зависит, в свою очередь, от организации общества в целом. Конечно, и рабочий, покупающий картошку, и содержанка, покупающая кружева, оба следует своему собственному мнению. (т.е. своему сознательному выбору С.К.). Но различие их мнений объясняется различием положения, занимаемого ими в обществе, а это различное положение в обществе является продуктом организации общества". [К.Маркс, "Нищета философии". Соч., т.4, с. 80.] (Выделено мной. С.К.).)
   5.Человек (человеческая сущность) - есть совокупность всех общественных отношений, в которых он формируется (социализируется) от рождения до совершеннолетия. Исключительно в обществе возможно развитие его задатков и способностей, только в обществе он становится личностью. При формировании за пределами человеческого общества, он остается на уровне развития маугли, т.е. биологическим индивидом. (Собака вырастет собакой и без собачьего окружения, а человек - нет).
   6.Человеческая практика (предметно-чувственная деятельность) - есть критерий истины всех планов и замыслов.
  
   Пояснение. В отличие от принципов диамата, которые можно располагать (называть) почти в любой последовательности, (важно ничего не упустить), в принципах истмата имеется головной, определяющий содержание остальных. Это - способ производства материальных благ в обществе: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, пост-капиталистический (социалистический). Поэтому способ производства стоит первым в иерархии принципов (положений) исторического материализма.
   За ним - принцип борьбы за возрастающие материальные интересы (по закону возрастающих потребностей), как движущая сила человеческой истории. Потом стоит принцип естественноисторической закономерности смены ОЭФ в связи с изменением способа производства. Завершают иерархию принципы, касающиеся человека, его сознания и практической деятельности. Это, конечно, не означает, что сознание (мышление) никак не влияет на жизнедеятельность человека, не связано с производством, но оно вторично, хотя, естественно, может в свою очередь влиять и весьма активно на жизнь (производство), т.е. находится с последним во взаимозависимом противоречивом (диалектическом) единстве. Более детальное описание исторического материализма можно найти во второй части материала.
  
   В заключение приведу очень любопытное и где-то даже парадоксальное высказывание о марксизме пожизненного антикоммуниста и ярого борца с Советским Союзом Збигнева Бжезинского. Ещё в 1971 году он отметил в своей книге "Между двух эпох: роль Америки в технотронную эру": "Марксизм представляет собой новый, исключительно важный этап в становлении человеческого мировоззрения. Марксизм означает победу активно относящегося к внешнему миру человека над пассивным, созерцательным человеком и в то же время победу разума над верой... марксизм ставит на первое место систематическое и строго научное изучение действительности, так же, как и руководство действием, вытекающим из этого изучения". (См. газету "2000", 2008 г., С4, М.Михайленко, статья "Холодная война" Збигнева Бжезинского").
   Слова З.Бжезинского лишний раз подтверждают истинность известного 11-го тезиса К.Маркса о Л.Фейербахе: "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его".
   "Die Philosophen haben die Welt nur verschieden interpretirt, es kommt darauf an sie zu verДndern". [Соч., т. 3, с. 4, 5]. (Курсив классика).
  
   Еще читаем у классика: "Для диалектической философии (т.е. марксизма, С.К.) нет ничего раз навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. Она сама является лишь простым отражением этого процесса в мыслящем мозгу. У нее, правда, есть и консервативная сторона: каждая данная ступень развития познания и общественных отношений оправдывается ею для своего времени и своих условий, но не больше. Консерватизм этого способа понимания относителен, его революционный характер абсолютен - вот единственное абсолютное, признаваемое диалектической философией". [Ф.Энгельс. Соч., т. 21, с. 276]. (Выделено мной. С.К.)
   В завершение желаю как противникам, так и сторонникам марксизма, а особенно молодым "левым" успехов в понимании того ЧТО такое марксизм, когда возник, из каких частей состоит и как им пользоваться. Для изучения марксизма в полном объеме, набравшись терпения, следует обращаться непосредственно к работам К.Маркса и Ф.Энгельса. В "Букваре по марксизму" в очень сжатой, насколько возможно простой форме, сделана попытка дать думающим читателям представление о марксистской философии. На идеальное изложение материал не претендует. Успехов в познании марксизма. "Учиться, учиться и учиться" - завещал молодежи вождь пролетариата В.И.Ленин.
  
   P.S. Возможные вопросы и замечания по "Букварю" можно направить по адресу: Cttepan_kyi@mail.ru. Спасибо.
   Опубликовано 13.12.14 г. здесь: http://novsoc.ru/s-kiy-bukvar-po-marksizmu/
  
   Кий Степан Иванович
  
  
  
  
  
  
  
  

13

  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"