Кий Степан Иванович : другие произведения.

Букварь по теории стоимости К.Маркса

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Для желающих понять в общих чертах ЧТО есть стоимость.


   БУКВАРЬ ПО ТЕОРИИ СТОИМОСТИ КАРЛА МАРКСА
  
   Марксизм верен - потому что неопровержим.
  
   Вводная "первоклассникам". В экономике есть множество конкретных отраслей. Например, производство автомобилей, холодильников, продуктов питания, медикаментов и т.д. Каждое производство имеет свою конкретную технологию: из чего делать, каким образом, какие затраты необходимы при этом и т.д. В итоге получают конкретный материальный продукт, имеющий определенную стоимость, которая выражена в цене. К.Маркс отвлекся от всех конкретных производств, т.е. от материальной стороны дела, и сосредоточился на изучении производства вещей (товаров) как стоимостей. То есть, зашел с нематериальной стороны процесса производства. Что такое стоимость? Из чего состоит? Откуда возникает? Во что превращается? Кому принадлежит? И т.д. На эти и другие вопросы классик нашел ответы (см. "Капитал"), которые обобщённо получили название теория стоимости. Её ответвлением является теория прибавочной стоимости. Кроме теорий существует закон стоимости. Эта троица входит в инструментарий политэкономии, которая изучает законы и процессы общественного производства. Для объективности необходимо отметить, что при разработке теории стоимости К.Маркс опирался на работы выдающихся буржуазных экономистов Адама Смита и Давида Рикардо.
   Так как классик изучал процесс производства товаров с нематериальной стороны (производство стоимостей), то общественное производство также пришлось представить как понятие. К. Маркс отмечает, что при "...анализе экономических форм нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заменить сила абстракции". ["Капитал". Соч., т. 23, с. 6]. (Подчеркнуто мной. С.К.).
   Если есть технология производства автомобилей, холодильников и т.д., то параллельно есть процесс производства стоимостей. (Это две стороны одной "медали" - общественного производства). Но первая сторона - материальный процесс, а вторая - экономический, нематериальный процесс. В первой технологии требуется гаечный ключ и отвёртка, а во втором процессе нужна "сила абстракции". Без сего нюанса осилить теорию стоимости точно не получится что в Европе, что в Африке.
   Предисловие. Уже при написании великий классик беспокоился о том, чтобы его теория была понятной. В "Предисловии к первому немецкому изданию первого тома "Капитала" К.Маркс отметил: "Что касается особенно анализа субстанции стоимости и величины стоимости, то я его сделал популярным, насколько это возможно". [Соч. т. 23, с. 5]. Видимо, сделал недостаточно популярным, ибо уже его соратники недопонимали его теорию (Маркс в этом упрекает Ф. Лассаля). Прошло много лет, о теории стоимости написано очень много, но и в наше время можно встретить различные её толкования и споры "интеллектуалов" в инете по этому поводу. Оправдались опасения классика по поводу понимания широкой публикой его теории. С целью облегчить понимание "неуловимой" стоимости и подготовлен данный Букварь. Небольшой, так сказать, ликбез для любознательных марксистов и немарксистов, ибо теория стоимости - она и в Африке теория стоимости.
   Актуальность подготовки материала вызвана еще и тем, что самостоятельно изучать теорию стоимости по "Капиталу" в 4-х томах сложно, а по Википедии - невозможно. Особенно молодому поколению, которое о марксистской политэкономии имеет смутное представление, так как получает буржуазное образование. В результате в головах образуется "винегрет" различных "экономикс", в том числе и обрывки знаний по теории стоимости. Поэтому Букварь в сжатой, насколько возможно, доступной форме содержит начала теории стоимости и раскрывает содержание ключевых понятий, применяемых классиком. Материал подготовлен с учетом того факта, что сейчас не ХIХ век, а ХХI.
   Использованы в первую очередь работы К.Маркса "К критике политической экономии" и "Капитал". В них классик изучает развитСе производство при капитализме со всеми присущими ему понятиями: товар, труд, меновая стоимость, закон стоимости, потребительная стоимость, прибавочная стоимость и т.д. В значениях понятий и взаимосвязях между ними разобраться не всегда удается даже экономисту, поэтому для облегчения понимания теории стоимости она будет рассмотрена в два этапа.
   Первый - дотоварное производство, т.е. непосредственно общественное производство потребительных стоимостей (предметов потребления). Непосредственное потому, что всё производилось сообща и распределялось внутри первобытного общества напрямую, без обмена. (При капитализме будет опосредованное общественное производство, так как производители разделены частной собственностью и связаны между собой косвенно, т.е. через обмен товаров). Дотоварному производству соответствует минимум понятий: труд-время, потребительная стоимость и стоимость. Уяснив значение этих понятий и их взаимосвязь на этом этапе производства, легче переходить к изучению обмена и товарного производства со всеми остальными экономическими понятиями (категориями). Их количество будет возрастать по мере приближения к капитализму, высшей ступени товарного производства.
   По теме. Дотоварное производство начинается с производства потребительных стоимостей (жизненных средств для себя). Это совпадает с тем временем, когда человечество переходило от простого собирательства (охота, рыбная ловля, плоды) к производительному этапу: изготовление орудий труда, пищи, жилища. С этого момента люди начинают отличать себя от животных, которые не производят орудий труда и вообще ничего не производят кроме самих себя. С этого момента истории начинается социальная эволюция человечества в дополнение к биологической
   В "Анти-Дюринге" читаем: "Однако товарное производство - вовсе не единственная форма общественного производства. В древнеиндийской общине и в южнославянской задруге продукты не превращаются в товары. Члены общ?ны объединены для производства непосредственно общественной связью, труд распределяется согласно обычаю и потребностям, и таким же образом распределяются продукты, поскольку они идут на потребление. Непосредственно общественное производство, как и прямое распределение, исключает всякий товарный обмен, следовательно, и превращение продуктов в товары (по крайней мере внутри общины), а значит и превращение их в стоимости". [Соч., т. 20, с. 320]. (Курсив классика. Подчеркнуто мной. С.К.).
   ("Чайникам". (дотоварный этап). Вырастил человек курицу (потребительную стоимость) и съел сам. В этом случае её стоимость (затраты труда) неизвестна, хотя она есть, ибо труд на выращивание курицы был затрачен. (товарный этап). А если курицу вынести на рынок, как товар, то стоимость затраченного труда и выяснится, проявится в цене, за которую покупатели будут торговать курицу у продавца. Проявится двойственность курицы как товара (как меновой стоимости): стоимость, выраженная в цене и потребительный вид. Внимание: стоимость и цена - не одно и то же. Последняя лишь выражает стоимость и бывает выше или ниже её в зависимости от спроса).
   Произведенные в общ?не продукты не превращались в стоимост?, но из этого факта не следует, что она не создавалась, отсутствовала, ибо затраты труда-времени на производство продуктов были. Стоимость образовывалась, но она находилась в тени, так как при производстве потребительных стоимостей (предметов потребления) в первую очередь учитываются потребительные свойства продуктов. При обмене и товарном производстве эти понятия меняются местами: первостепенной станет стоимость (меновая стоимость), величина затрат на её производство, т.е. будущая цена. На этапе дотоварного производства продукты уже имеют двойственный характер: потребительные свойства и затраты труда (стоимость). Но эта двойственность никак не проявляется, скрыта, ибо продукты производятся для себя. Но при возникновении обмена двойственный характер продукта (товара) проявляет себя. Начнет свое действие и закон стоимости, который детерминирует обмен товаров на основе равных затрат труда и времени на их производство.
   Далее. До производительного этапа потребительные стоимости (предметы потребления) просто собирались и потреблялись общ?ной в почти готовом виде. В "Капитале" читаем: "Вещь может быть потребительной стоимостью и не быть стоимостью. Так бывает, когда её полезность для человека не опосредована трудом. Таковы: воздух, девственные земли, естественные луга, дикорастущий лес и т.д. Вещь может быть полезной и быть продуктом человеческого труда, но не быть товаром. Тот, кто продуктом своего труда удовлетворяет свою собственную потребность, создает потребительную стоимость, но не товар. Чтобы произвести товар, он должен произвести не просто потребительную стоимость, но потребительную стоимость для других, общественную потребительную стоимость". [Соч. т. 23, с. 49]. (Выделено мной. С.К.).
   Но не просто создать для других, но и передать продукт (товар) другим посредством обмена. Отдаваемая крестьянами десятина в пользу церкви не была товаром.
   Резюмируем. В общ?не производство потребительных стоимостей (предметов потребления) опосредовано трудом, т.е. затратами физических и духовных сил. Философски выражаясь, производство опосредовано движением, а точнее, переносом движения (энергии) от человека на предмет труда.
   Уточнение. Без труда (движения) создать потребительную стоимость (вещь) невозможно, т.е. её возникновение однозначно говорит о затратах труда-времени. Поэтому применение выражения "трудовая стоимость", "трудовая теория стоимости" т.п., является тавтологией. Аналогично состряпать: "мокрая вода", "масляное масло" "золотое золото" и т.д. Например, у В.И. Ленина читаем: "Классическая политическая экономия до Маркса сложилась в Англии - самой развитой капиталистической стране. Адам Смит и Давид Рикардо, исследуя экономический строй, положили начало трудовой теории стоимости. Маркс продолжал их дело. Он строго обосновал и последовательно развил эту теорию". [ПСС., т. 23, с. 45]. (Курсив Ленина. С.К.)
   Видно, что вождь пролетариата приписывает Марксу развитие трудовой теории стоимости в то время, как классик разработал теорию стоимости. В "Предметном указателе ко второму изданию К.Маркса и Ф.Энгельса" на с. 365-369 понятие "стоимость" перечислено с различными факторами, но тавтология "трудовая стоимость" отсутствует.
   Далее. Производство человеком потребительных стоимостей (предметов потребления) требовало, с одной стороны, определенного знания и умения, а с другой стороны, затрат труда и времени. Процесс производства происходит в неразрывном единстве труда-движения и времени. Такой взгляд следует из принципа диалектического материализма, который гласит: объективная реальность вечно движется-существует в пространственно-временной неразрывности. Работающий человек вместе со своими предметами и средствами труда является частью объективной реальности, т.е. всё, что он делает, происходит в нерасторжимом единстве труда и времени. Невозможно отделить затраты труда от затрат времени, которое является единственным его количественным измерителем. (В экономике есть показатель нормирования труда: человеко/часы (дни), которым определяется-рассчитывается трудоемкость изготовления различных деталей, проведения видов работ и т.д.).
   Соотношение затрат труда-времени и возможной полезности является ключевым моментом при принятии решения о производстве потребительной стоимости (вещи). Каменный топор бессмысленно делать целый год, но обрабатывать алмаз - смысл есть. Отсюда следовал поиск оптимального сочетания затраты/целесообразность производства, который закономерно привел к возникновению понятия "общественно необходимое время". В общ?не этот фактор действовал объективно через накопление опыта производства потребительных стоимостей. Он помогал определять оптимальное сочетание затрат времени-труда и целесообразность их изготовления. То есть, неосознанно проявлялся закон стоимости, согласно которому стоимость производства (создания) предмета потребления определяется затратами общественно необходимого времени-труда. (Конкуренции еще не было).
   В "Капитале" читаем положение: "Общественно необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда". [Соч., т.23, с. 47]. (Выделено мной. С.К.).
   При капиталистическом производстве общественно необходимое время при производстве товаров детерминируется конкуренцией, которая является проявлением закона стоимости. У К.Маркса читаем: "Очень важно не упускать из виду того обстоятельства, что стоимость вещи определяется не тем временем, в течение которого она была произведена, а минимумом времени, в течение которого она может быть произведена, и этот минимум устанавливается конкуренцией". ["Нищета философии". Соч., т. 4, с. 99]. (Курсив классика. Подчеркнуто мной. С.К.).
   Таким образом, минимизация времени производства ведет адекватно к минимизации затрат, в том числе и сил (энергии) человека, а значит и снижению стоимости продукта по закону стоимости. "Всякое новое изобретение, позволяющее производить в один час то, что производилось прежде в два часа, обесценивает все однородные продукты, имеющиеся на рынке. Конкуренция вынуждает производителя продавать продукт двух часов не дороже продукта одного часа. Она осуществляет закон, (стоимости, С.К.) по которому относительная стоимость продукта определяется рабочим временем, необходимым для его производства". [Там же. т. 4, с. 98-99]. (Выделено мной С.К.).
   Далее. Когда общ?на начала перерабатывать продукты природы под свои потребности, т.е. из собирательного труд превращался в производительный, то он раздвоился внутри себя. Проявился принцип диалектики, который гласит: сутью эволюции является раздвоение единого (явления, мысли, предмета) на противоположности. С одной стороны труда, требовалось определенное умение и навыки сделать каменный топор (потребительную стоимость), т.е. конкретная специализация. А с другой стороны - нужны затраты физических сил и времени, т.е. необходимы усилия, перенос движения, труд вообще. Этот двусторонний характер труда был доказан К.Марксом, а зарождаться двойственность труда начала еще на стадии собирательства. (Рыбалка состоит из двух сторон: умения, знаний ловли рыбы и затрат сил на это занятие). По мере совершенствования, усложнения процесса труда происходило и его внутреннее раздвоение, которое достигает максимума при капитализме одновременно с разделением труда. У К. Маркса эта двусторонность труда получила название конкретный и абстрактный труд. Об этом ниже.
   Далее. В общ?не на производство потребительных стоимостей (предметов потребления) тратились труд и время. Другими словами, в предметах овеществлялся труд, объективировались силы человека (физические, духовные) и время. У К. Маркса читаем: "Потребительные стоимости суть непосредственно жизненные средства. Но в свою очередь сами эти жизненные средства суть продукты общественной жизни, результат затраченной человеческой жизненной силы - овеществленный труд". [т. 13, с. 15]. (Курсив классика. Выделено мной. С.К.).
   Здесь есть необходимость прояснить суть понятия "жизненные силы" (рабочая сила), которые становятся овеществленным трудом (предметом). У Ф.Энгельса в "Диалектике природы" читаем: "Представление о силе возникает у нас само собой благодаря тому, что в своем собственном теле мы обладаем средствами переносить движение. Средства эти могут, в известных границах, быть приведены в действие нашей волей; в особенности это относится к мускулам рук, с помощью которых мы производим механические перемещения, движения других тел, поднимаем, носим, кидаем, ударяем и т.д., получая таким путем определенные полезные эффекты. Кажется, что движение здесь порождается, а не переносится, и это вызывает представление, будто сила вообще порождает движение. Только теперь физиологически доказано, что мускульная сила является тоже лишь переносом движения". [Соч. т.20, с. 598]. (Курсив классика. Выделено мной).
   Резюмируем. Силы (физические и духовные) человека есть способность переносить движение, которое содержится в человеке как энергия. Она образуется, аккумулируется в человеке из поступающей пищи, которая кроме потребительных свойств имеет и энергетическую составляющую, исчисляемую в килокалориях (килоджоулях). Эта энергия в процессе труда, посредством движений человека, переносится на создаваемую вещь - потребительную стоимость и материализуется (овеществляется в каменном топоре). Если человек просто идет, то энергия расходуется на перемещение человека в пространстве, поддержание жизненный функций.
   У классика читаем: "Однако труд не только потребляется, но вместе с тем переходит из формы деятельности в форму предмета, покоя, фиксируется в предмете, материализуется; совершая изменения в предмете, труд изменяет свой собственный вид и превращается из деятельности в бытие. Концом процесса производства является продукт, в котором сырье оказывается связанным с трудом...". [Соч. т. 46, ч.I, с. 252]. (Курсив классика, подчеркнуто мной. С.К.).
   Резюмируем. В продукте овеществляются не именно труд (форма деятельности), как определяет классик. Выражаясь точнее, материализуется посредством переноса движения (труда), энергия, содержащаяся в человеке. Именно она образует стоимость продуктов (товаров), материализуясь в них. Этот материальный процесс, в виде понятия, получил у классика название "абстрактный, общечеловеческий труд".
   Далее. Из школьного курса физики все знают, если даже больше ничего не знают, закон превращения и сохранения энергии. "Теперь уже не нужно проповедовать как нечто новое, что количество движения (так называемой энергии) не изменяется, когда оно из кинетической энергии (так называемой механической силы) превращается в электричество, теплоту, потенциальную энергию положения и т.д., и обратно;". [Ф. Энгельс, "Анти-Дюринг". Соч., т. 20, с. 13]. (Подчеркнуто мной. С.К.)
   Откуда она в человеке возникает? Потребляемые человеком продукты, кроме пищевых свойств, имеют энергетическую составляющую, исчисляемую в килокалориях (килоджоулях). Это показатель, показывающий количество килокалорий на 100 грамм, можно найти на упаковках продуктов, которые мы покупаем в магазинах. "При полном распаде в организме 1 г белков и 1 г углеводов выделяется по 4 ккал (16,747 кДж) энергии, 1 г жиров 9 ккал (37,681 кДж)..."* и т.д. В среднем в сутки человеку для нормальной деятельности требуется около 2800-3200 килокалорий в зависимости от возраста, пола и профессии. Но на тяжелых физических работах (землекопы, шахтеры) - нужно до 4300 килокалорий в сутки*. Не имеет значения исходная пища: то ли красная икра с белым хлебом, то ли картошка с макаронами, но суммарно в организм должно поступать около 2800-3200 килокалорий в сутки. (О пищевом составе отдельно).
   Поступившая и накопившаяся в человеке энергия расходуется на жизненные функции, а при труде посредством движения мышц, переносится на предмет труда, где и материализуется (овеществляется). В данном процессе проявляется принцип диалектического материализма: материя-движение ниоткуда не появляется и никуда не исчезает, а лишь переходит из одной формы в другую. Поступившая материальная пища, распавшись до молекулярного уровня, преобразуется в различные клетки человека и в энергию. Она в виде тепла выделяется при обменных процессах в организме. При труде, переносе движения на предмет труда, энергия снова материализуется в вещи, (потребительной стоимости), а также расходуется на нагревание тела человека. Стало быть, человек является преобразователем объективной реальности из одной формы (пищи) в другую (вещь).
   Резюмируем. Стоимость вообще - материализованная, овеществлённая через перенос движения, энергия (физические и духовные силы) человека.
   Стоимость потребительная - овеществлённые в предмете (товаре) общественно необходимые затраты абстрактного труда, переноса движения (физических и духовных сил).
   Далее. Для проверки правильности выводов образуем отрицательное понятие. Для этого поставим вопрос: что есть НЕ - стоимость??? Ответ очевиден. Это не проявившиеся силы человека, не работающий человек, отсутствие переноса движения. У К.Маркса читаем: "Единственное, что отлично от овеществленного труда, есть труд неовеществленный, но находящийся еще в процессе овеществления, труд как субъективность. Другими словами, овеществленный труд, т.е. труд, наличествующий в пространстве, может быть противопоставлен труду, протекающему во времени, также и в качестве прошлого труда. Поскольку труд должен здесь наличествовать как труд, протекающий во времени, как живой труд, он может наличествовать лишь в качестве живого субъекта, в котором он существует как способность, как возможность; следовательно, он может наличествовать лишь в качестве рабочего. [Соч., т.46, ч.I, с. 222]. (Курсив классика. Подчеркнуто мной. С.К.).
   Вывод. НЕ-стоимость - это не проявившаяся, потенциальная сила (труд) человека, отсутствие переноса движения-энергии на предмет труда. Если посмотреть со стороны формальной логики, то понятия "стоимость" и "не стоимость" являются двумя видовыми противоречащими понятиями, у которых отсутствуют общие признаки. Общим для них родовым понятием будет категория "движение-энергия". Почему??? Потому что эта категория состоит из двух видовых понятий: "проявившаяся энергия-движение", т.е. стоимость и "не проявившаяся энергия-движение", т.е. не стоимость. Эти видовые понятия полностью исчерпывают объем родового понятия "энергия-движение".
   Не изучавшим логику поясню таким образом: понятие "брак" означает союз мужчины и женщины. "Брак" является базисным понятием, состоящим из двух противоположных элементов: "мужчина" и "женщина". Этими элементами полностью исчерпывается объем понятия "брак". "Мужчина" и "женщина" - одна человеческая сущность на высшей стадии своего различия. Прочие союзы различных индивидов, не тождественные этому понятию, не являются браком и человеческой сущностью. Именно так! Применение формальной логики помогает выстраивать аргументацию, неразрушимую для оппонентов.
   Далее. Стоимость имеет несколько этапов своего движения. Первый - нулевой, до начала процесса труда, когда она существует в теле человека потенциально, т.е. "в себе", как непроявившиеся физические и духовные силы человека (неовеществлённый труд, потенциальная энергия).
   Второй этап - начался процесс труда (перенос движения), проявление сил (энергии) человека. На этом этапе создание стоимости (потребительной стоимости) может пойти двумя путями: чаще всего материальным, а в некоторых случаях нематериальным (сфера услуг, духовное производство).
   1) Проявившись в форме труда (переноса движения), энергия материализуется в продукте (потребительной стоимости), товаре.
   2) Проявившись как деятельность (перенос движения), минуя вещную форму, энергия может сразу обретать вид всеобщего эквивалента стоимости - деньги.
   У К. Маркса читаем: "Примитивное воззрение, согласно которому прибавочная стоимость непременно должна быть выражена в каком-нибудь материальном продукте, встречается еще у А.Смита. Актеры являются производительными работниками не потому, что они производят спектакль, а потому, что они увеличивают богатство своего хозяина. Но какого рода труд имеет место, стало быть, в какой форме материализуется, - это для рассматриваемого отношения совершенно безразлично". [Соч. т. 46, ч.I, с.285] (Курсив классика. Подчеркнуто мной. В данном месте под рассматриваемым отношением классик имеет в виду возникновение прибавочной стоимости. С.К.)
   Общепонятный пример - парикмахерские услуги. В результате труда парикмахера (переноса движения) стоимость проявится сразу в своём всеобщем эквиваленте - деньги (энергия в скрытой форме). Стало быть, энергия, через труд-движение парикмахера, минуя вещную форму, сразу проявляется во всеобщем эквиваленте стоимости - деньгах, которые парикмахер получил за создание потребительной стоимости (прически). Понятно, что цена прически в Европе и в Африке будет разной, но суть движения стоимости от этого не изменится, ибо она создается абстрактным трудом парикмахера (переносом движения-энергии). Конкретным трудом парикмахера (умением, квалификацией) создается собственно прическа.
   Далее. Здесь следует отметить, что некоторых "марксистов" ставит в тупик столь парадоксальный вираж неуловимой стоимости. Их догматическое мышление понимает созданную (образованную) стоимость исключительно как нечто материально-физическое, которое можно пощупать. Поэтому "свистят" на уровне А.Смита: "Товар - это овеществленный мертвый, прошлый труд, в то время как услуга - живой труд. При продаже услуги продается не вещь, а рабочая сила работника, оказывающего услугу (или часть рабочей силы совокупного работника предприятия, оказывающего услугу). При продаже услуги не существует вещи, меняющей владельца. Поэтому услуга как таковая не имеет стоимости, хотя и имеет цену, определяемую стоимостью рабочей силы и затратами постоянного капитала". [http://www.esperanto.mv.ru/wiki/%D0%..]. (Курсив в тексте. С.К.)
   Если напомнить "марксистам", что цена есть денежное выражение стоимости, то утверждение "услуга не имеет стоимости, хотя и имеет цену" следует отнести к "интеллектуальному" шедевру толкователей стоимости.
   Дальнейший путь стоимости зависит от статуса парикмахера: наемный работник или частное лицо (предприниматель). В первом случае, стоимость (прибавочная) присваивается капиталистом, а во втором случае - парикмахером. У К. Маркса читаем: "{Но предположим, что никакого капитала не существует и что рабочий сам присваивает себе свой прибавочный труд, избыток созданных им стоимостей над стоимостями, потребленными им. Лишь при этом положении вещей можно было бы сказать, что труд такого рабочего действительно производителен, т.е. создает новые стоимости.}". [Там же, т.26, ч. 1, с. 134]. (Подчеркнуто мной. С.К.)
   Следовательно, парикмахером стоимость создаётся всегда, поскольку были затраты труда, перенос движения, но её дальнейший путь, в смысле присвоения, различен и зависит от его социального статуса.
   Так выглядит ситуация со стороны производителя-парикмахера. Со стороны потребителей парикмахерских услуг положение выглядит иначе. Капиталист пришел постричься и заплатил из своего кошелька, т.е. из своих доходов. В данном случае труд парикмахера для капиталиста не является производительным, ибо не ему достается создаваемая стоимость, и, естественно, нет увеличения капитала. Для капиталиста-потребителя это лишь простое обращение, обмен своего дохода (денег), т.е. овеществленного труда на живой труд-услугу парикмахера.
   Труд домашнего повара у капиталиста - непроизводительный труд с точки зрения капиталиста, ибо его труд он оплачивает из своих доходов, т.е. обменивает деньги (овеществленный труд) на живой труд повара. Работа этого же повара в ресторане - производительный труд, ибо создает прибавочную стоимость хозяину заведения. Поэтому один и тот же труд можно считать как производительным, так и непроизводительным смотря с какой стороны анализировать. Но со стороны образования стоимости - она создается всегда, так как есть перенос движения (энергии) от повара на приготовленную пищу. Поэтому его труд, с точки зрения создания стоимости, всегда является производительным.
   Труд прислуги, в том числе и государственных служащих от короля до судебного исполнителя, находится вне общественного производства и в материале не освещается. В Букваре теория стоимости рассматривается исключительно со стороны её производителей.
   И ещё. Некоторых толкователей теории стоимости озадачивает невидимость, "неуловимость" стоимости. Когда физическое тело двигается с большой скоростью в пространстве, его кинетическая энергия также не видна и неощутима. Она проявится в виде взрыва при столкновении тела с препятствием, т.е. при переходе энергии движения в мощность взрыва, при трансформации одной формы движения в другую. "Энергию", "движение", "стоимость", "материю", "плод", "абстрактный труд" и т.п. понятия как таковые, никто, никогда не видел. Человек может лишь увидеть их конкретные проявления, из которых абстрагированы эти понятия (категории). "Но ведь нам говорят, что мы не знаем также и того, что такое материя и движение! Разумеется, не знаем, ибо материю как таковую и движение как таковое никто еще не видел и не испытал каким-нибудь иным чувственным образом; люди имеют дело только с различными реально существующими веществами и формами движения. Вещество, материя есть не что иное, как совокупность веществ, из которой абстрагировано это понятие; движение как таковое есть не что иное, как совокупность всех чувственно воспринимаемых форм движения". [Ф. Энгельс., "Диалектика природы". Соч., т. 20, с. 550]. (Подчеркнуто мной. С.К.).
   Аналогично из N-совокупности конкретных видов труда (профессий) образовано понятие "абстрактный труд", т.е. общечеловеческий труд, деятельность вообще (перенос движения). По-современному выражаясь, это среднестатистический труд, среднестатистического (абстрактного) работника со среднестатистической зарплатой.
   Можно увидеть вишню, яблоко, грушу, но невозможно увидеть плод вообще, как таковой, ибо это абстракция, понятие, образованное из этих конкретных фруктов. Единственным признаком (свойством), которым обладают перечисленные выше и аналогичные понятия (категории) является "быть мыслимым". У них нет формы, размера, цвета или иных конкретных признаков. Сам процесс абстрагирования (образования понятий) то же является формой движения, её высшей, логической формой. (Низшая форма движения - механические перемещения). В "Нищете философии" К. Маркса читаем: "Как посредством абстракции мы превращаем всякую вещь в логическую категорию, точно так же стоит нам только отвлечься от всяких отличительных признаков различных родов движения, чтобы прийти к движению в абстрактном виде, к чисто формальному движению, к чисто логической формуле движения". [К.Маркс, соч. т. 4, с. 131]. (Выделено мной.)
   Резюмируем. "Стоимость", (как термин), есть абстрактное понятие, с помощью которого мы объясняем (отражаем) материальное перемещение энергии-движения. Из продуктов она поступает в человека, затем путем переноса движения (труда) снова материализуется в вещи (товаре) в полном соответствии с законом сохранения и превращения энергии.
   Читаем у классика: "Стоимость товаров тем отличается от вдовицы Куикли, что не знаешь, как за нее взяться. В прямую противоположность чувственно грубой предметности товарных тел, в стоимость не входит ни одного атома вещества природы. Вы можете и ощупывать и разглядывать каждый отдельный товар, делать с ним чтС вам угодно, он как стоимость остается неуловимым". ["Капитал". Соч., т. 23, с. 56]. (Выделено мной. С.К.).
   Неуловимая в том смысле, что стоимость нельзя пощупать или попробовать на зуб. Уловима она только мысленно при помощи абстрактного мышления, если, конечно, этот нюанс имеется в наличии.
   Зайдем в супермаркет. Лежащие на полках товары (меновые стоимости) предстают перед потребителем двумя сторонами. Товар как стоимость - это цена на этикетке, (денежная форма стоимости) - неуловимая сторона для "марксистов". И стоимость в форме товара - это цвет, форма, вкус, запах и другие потребительные свойства - видимая (натуральная) её сторона.
   Данная двойственность товаров является следствием двусторонности самого труда. Он состоит из абстрактного (энергозатраты, перенос движения) и конкретного труда (знания, квалификация, способности). Разность зарплат обоснована именно различием в конкретном сложном труде (по профессиям), хотя килокалории тратятся работниками примерно одинаково. Человек состоит из двух половинок: материальной (тело) и духовной (интеллектуально-психологической). Каждая из половинок производит свою долю: интеллектуально-психологическая - конкретный, сложный труд, а тело - абстрактный труд, переносит движение (энергию), воплощая (материализуя) её в вещь (товар). Именно так!!!
   Резюмируем рассмотрение дотоварного этапа. (Исторически - это до образования рабовладельческих государств). Об этом общинном виде производства и распределения языком политэкономии можно сказать следующее:
   - производятся только потребительные стоимости (предметы потребления) путем овеществления труда, переноса движения-энергии;
   - создаваемая потребительная стоимость является проявившимися силами (трудом), переносом движения-энергии человека;
   - стоимость создаётся (образу?ется), но не проявляется ввиду прямого распределения предметов потребления (потребительных стоимостей), т.е. отсутствует обмен;
   - производство опосредовано трудом-временем, т.е. затратами физических и духовных сил, переносом движения-энергии от человека на предмет труда;
   - целесообразность производства потребительных стоимостей (предметов потребления) определяется общественно необходимым временем и затратами труда (переноса движения-энергии);
   - труд имеет двусторонний характер, т.е. состоит из знаний и умения (конкретный труд), и затрат сил (килокалорий), абстрактный труд.
   Истоки всех двойственностей находятся в продуктах питания, т.е. в природе. Они имеют как пищевые свойства, так и энергетическую составляющую.
   Проанализированные выше понятия дотоварного этапа достигнут своего полного развития при капиталистическом производстве.
   Далее. Жизнь не стоит на месте, и человечество шагнуло к обмену. Его зарождение, как предпосылки товарного производства, начинается с того момента истории, когда производство продуктов потребления (потребительных стоимостей) эволюционировало настолько, что общ?на не могла употребить всё производимое. Следовательно, в племенах начали образовываться излишки, т.е. прибавочный продукт в натуральной форме.
   Читаем в "Анти-Дюринге": "Все развитие человеческого общества после стадии животной дикости начинается с того дня, как труд семьи стал создавать бСльше продуктов, чем было необходимо для ее поддержания, с того дня как часть труда могла уже затрачиваться на производство не одних только жизненных средств, но и средств производства. Избыток продукта труда над издержками поддержания труда и образование, и накопление из этого избытка общественного производственного и резервного фонда - все это было и остается основой всякого общественного, политического и умственного прогресса". [ Соч. т. 20, с. 199]. (Подчеркнуто мной. С.К.)
   Образование излишков и зарождение обмена свидетельствовало о начале разделения производства и потребления в полном соответствии с принципом диалектики. Он гласит: сутью развития является раздвоение единого (явления, мысли, предмета) на противоположности. Если раньше производство и потребление совпадало в одном субъекте (племя произвело - само употребило), то возникновение обмена показывает раздвоение на производителя и потребителя в другом племени. Племена поделились на земледельцев и скотоводов - первое общественное разделение труда, как предпосылка развития обмена.
   Излишки стимулировали зарождение двух процессов в первобытном обществе: накопление и обмен. Одновременно с последним возникли такие понятия как "меновая стоимость" и её выражение - "цена". Понятно, что не в деньгах, которых еще не было, но понятие такое появилось вместе с обменом. Если вещь производилась для себя, то это - потребительная стоимость. Если производилась для обмена, то она превращалась в товар (меновую стоимость).
   У К.Маркса читаем: "В действительности процесс обмена товаров возникает первоначально не внутри первобытных общин, а там, где они кончаются, на их границах, в тех немногих пунктах, где они соприкасаются с другими общинами. Здесь начинается меновая торговля и отсюда она проникает во внутрь общины, на которую она действует разлагающим образом". [Соч., т. 13, с. 37]. (Выделено мной. С.К.).
   Разделение труда и накопление излишков привело в дальнейшем к социальному расслоению общ?ны и возникновению частной собственности, а обмен стимулировал товарное производство по закону возрастающих потребностей. Нас интересует обмен потребительными стоимостями: "каменный топор" на "деревянную дубину", которые теперь стали товарами (меновыми стоимостями). Кроме излишков, как предпосылки обмена, необходимы еще два условия: предмет обмена должен обладать потребительной ценностью для другой стороны обмена и соблюдение эквивалентности обмена.
   В "Анти-Дюринге" читаем: "Поскольку они (продукты, С.К.) обладают потребительной стоимостью также и для других людей, постольку они могут вообще вступать в обмен; поскольку же в них заключен общечеловеческий труд, простая затрата человеческой рабочей силы (энергии, С.К.) постольку они в процессе обмена могут быть сравнимы друг с другом, признаваемы равными или неравными, сообразно заключающемуся в каждом из них количеству этого труда". ["Анти-Дюринг". Соч., т. 20, с. 318]. (Подчеркнуто мной. С.К.).
   Резюмируем. Для осуществления обмена потребительная стоимость (товар) должна быть излишком в племени-производителе, удовлетворять какую-либо потребность другой стороны обмена и быть равной по затратам труда с обмениваемым продуктом. Начинает проявлять себя закон стоимости, который "...означает, что продукты равных количеств общественного труда обмениваются друг на друга". ["Анти-Дюринг". Соч., т. 20, с. 324]. (Подчеркнуто мной. С.К.)
   Здесь нужно уточнить термин "общественный труд". Он означает абстрактный общечеловеческий труд (перенос движения-энергии), в результате чего образуется стоимость (овеществленный труд). Создание каменного топора состоит из двух сторон труда: знаний и умения его делать (конкретный труд) и затрат труда (энергии) на это занятие (абстрактный труд). Закон стоимости регулирует затраты именно абстрактного (общественного) труда, т.е. детерминирует минимальные затраты труда (переноса движения) на создание стоимости (продукта).
   Далее. Обмен прошел несколько этапов от случайных актов до всеобщего при капитализме. Экономическим результатом этого стало выделение стоимости в отдельную форму в виде денег, как всеобщего эквивалента. Классик в "Капитале" описывает четыре этапа развития форм стоимости при обмене. В результате получилась отделившаяся от всех товаров всеобщая (нематериальная) форма стоимости - деньги. Всеобщей материальной формой стоимости является золото. Развитие форм:
   А. Случайная (простая) форма стоимости. (каменный топор = дубине)
   В. Развернутая форма стоимости. (скот = многим товарам)
   С. Всеобщая форма стоимости. (некий общий экв-нт = множеству товаров)
   D. Денежная форма стоимости. (золото/деньги = множеству товаров)
   Ограниченность Букваря не позволяет детально изложить все этапы развития форм стоимости до формирования всеобщего эквивалента в виде денег. Поэтому кратко суть этого развития, которое хорошо видно на таком примере. В Древнем Риме пСдати в большинстве платили натурой, а при капитализме платят налоги только деньгами, всеобщим эквивалентом стоимости. Эволюция товарно-денежных отношений шла более 3000 лет.
   Вернемся к курице, которую человек торгует на рынке. Предположим, продал, т.е. обменял на деньги, языком политэкономии. От курицы отделилась стоимость и оказалась в кошельке продавца в форме денег, как её эквивалент, а курицу (потребительную стоимость) унес покупатель. Курица, как товар, разделилась: на стоимость (деньги) и тушку (натуру). Все просто и понятно, когда уже есть деньги. А когда их еще не изобрели???
   На рынке рядом человек продавал сало и предложил обменять (совершить бартер): кусок сала на курицу. (Денег нет). Каждый участник обмена задумается: по какому критерию сравнить товары (меновые стоимости), чтобы не прогадать при обмене. После размышлений найдут какой-нибудь знакомый обоим критерий, к которому приравняют сало и курицу. Например, грамм золота или килограмм соли. Внимание: сравнивают предметы обмена не между собой, а приравнивают к чему-то третьему, которое будет равнС обмениваемым товарам (меновым стоимостям). "Если две величины порознь равны третьей, то они равны между собой" - читаем на стр. 38 в "Анти-Дюринге". Этим третьим, типа критерия, является труд, который был затрачен на выращивание курицы и сала. Не конкретный, а именно абстрактный труд, (энергия-движение), которая создает стоимость товаров (курицы и сала).
   Таким образом, при сравнении двух материальных товаров (меновых стоимостей) выявляется третья, нематериальная участница обмена, равная им обоим. Это - стоимость (затраты труда). Так как она невидима и неуловима (это ж понятие), то люди придумали ей материальную оболочку, вещный эквивалент. Практика обменов подсказала. У К.Маркса читаем: "В самой примитивной меновой торговле, когда два товара обмениваются один на другой, каждый товар сперва приравнивается к какому-либо знаку, выражающему его меновую стоимость (т.е. воплощенный труд. С.К.); так, например, у некоторых негров западноафриканского побережья каждый товар = N брускам железа. Один товар равен 1 бруску; другой равен 2 брускам. В таком соотношении они и обмениваются. Товары сначала мысленно и словесно превращаются в бруски, прежде чем они обмениваются друг на друга. Они оцениваются, прежде чем они обмениваются...". [Соч., т. 46, ч.I, с. 84]
   Здесь же классик ссылается на французского экономиста Шарля Ганиля, которого цитирует: "С первых шагов цивилизации люди устанавливали меновую стоимость продуктов своего труда не путем сравнения с продуктами, в том или ином случае предложенными в обмен, а путем их сравнения с некоторым предпочитаемым всеми продуктом". [ Там же. с. 84, в сноске]. (Курсив Ганиля. Подчеркнуто мной. С.К.).
   Это предпочтение определялось знанием всеми того количества труда-времени, которое затрачивалось на производство данного продукта-эквивалента. То есть, речь идет о материальном предмете, признаваемым всеми как эквивалент стоимости, к которому приравниваются, по затратам труда, обмениваемые товары. (Никто не будет обмениваться в ущерб себе). Таким образом, труд, как нематериальный критерий для приравнивания товаров, обрел материальную оболочку для выполнения своей функции эквивалента. Принуждение сторон обмена к сравнению продуктов (товаров) по затратам труда-времени есть проявление закона стоимости. Он подталкивает товаровладельцев к эквивалентному обмену, т.е. обмену равными количествами труда.
   Первоначально при обмене функцию материального эквивалента затрат труда (в зависимости от местности) выполняли скот, шкуры, рабы, соль, а позднее серебро-золото как самые долговечные формы стоимости. Конечным пунктом развития эквивалента стоимости стала её денежная (нематериальная) форма - деньги. Их социальными накопителями были ростовщики и банкиры. Выраженная в этой форме стоимость окончательно отделилась от натурального мира товаров и получила независимое существование. Образно говоря, в кошельке у каждого индивида лежит всеобщий эквивалент стоимости (сгусток овеществленной энергии-труда), которую можно обменять на любой товар, услугу, деятельность и т.д. Деньги - это политэкономическая связь индивида (через обмен) с обществом при капитализме в отличие от феодализма, где господствовала личная связь (зависимость).
   Резюмируем возникновение-развитие обмена и товарного производства. Об этом этапе можно сказать следующее:
   - производятся товары (меновые стоимости);
   - существует понятие "цена", как выражение меновой стоимости;
   - возник материальный эквивалент стоимости;
   - возникла денежная форма стоимости, как всеобщий эквивалент;
   - проявляется закон стоимости как регулятор обмена и производства.
   Доля производства товаров и обмена были небольшими, так как натуральное хозяйство господствовало вплоть до капитализма. Только с его утверждением натуральный способ производства ушел в историю. Восторжествовал абсолютный принцип буржуазии: производство товаров (меновых стоимостей) в постоянно возрастающих размерах.
   Далее. Об абстрактном (общечеловеческом) труде цивилизации. Как упоминалось выше, данное понятие образовано из множества конкретных видов труда (профессий). По-современному выражаясь это среднестатистический труд. Ему будет соответствовать и среднестатистический уровень энергозатрат в килокалориях (килоджоулях). (Типа средняя температура по больнице).
   К. Маркс применяет аналогичный термин. В "Капитале" читаем: "Труд, овеществленный в стоимости, есть труд среднего общественного качества, т.е. проявление средней рабочей силы. Но средняя величина есть всегда средняя многих различных индивидуальных величин одного и того же вида. В каждой отрасли промышленности индивидуальный рабочий, Петр или Павел, более или менее отклоняется от среднего рабочего". [Соч., т. 23, с. 334]. (Подчеркнуто мной. С.К.)
   Выше упоминалось, что средние энергетические затраты человека для жизнедеятельности составляют 2800-3200 килокалорий в (11724 - 13398 килоджоулей) в сутки в зависимости от пола, возраста и профессии. Для простоты рассуждений округленно предположим затраты 3000 килокалорий в сутки для среднестатистического, т.е. планетарного индивида. Если будет меньше, то это приведет к постепенному истощению и смерти. Но и больше организм не истратит, ибо размеры и деятельность человека определяют пределы энергопотребления в виде пищи. Стало быть, пределы переноса движения (энергии) вообще и на предмет труда в частности. Зная цену продуктовой корзины в данной стране, легко посчитать, сколько стоят эти 3000 килокалорий, т.е. цену переноса движения-труда индивидом (создаваемой стоимости).
   Средний рабочий день составляет 8 часов, т.е. треть суточных энергетических затрат приходится на работу или в среднем 1000 килокалорий (4187 килоджоулей). Именно это количество энергии через движение может быть перенесено-истрачено на предмет труда, материализовано (овеществлено) в нем. Следовательно, среднестатистическое количество материализованной энергии-движения за рабочее время всегда постоянно. В полном соответствии с законом сохранения и превращения энергии (движения) человек не может создать стоимость (перенести движения-энергии) больше, чем 1000 килокалорий в течение рабочего дня. Именно этим обстоятельством объясняется тот факт, что перепроизводства стоимости при капиталистических кризисах не бывает по определению. Всегда случается перепроизводство товаров (потребительных стоимостей), которые производятся конкретным трудом. Почему? Происходит это ввиду роста производительности труда, а не увеличения энергозатрат работника. Работник делал 10 единиц продукции в день. При помощи станка производит - 50 единиц продукции (товаров) за 8 час. Энергозатраты (килокалорий) на единицу продукции уменьшаются, т.е. снижается стоимость, но количество затраченной энергии (абстрактного труда) за рабочий день остается постоянным - 1000 килокалорий.
   Эти усредненные энергозатраты К.Маркс называет абстрактно-всеобщий, общечеловеческий труд, хотя о килокалориях классик не пишет, а лишь о затрате мышц, нервов, мозга и т.д. В "Капитале" читаем: "Всякий труд есть, с одной стороны, расходование человеческой рабочей силы в физиологическом смысле, - и в этом своем качестве одинакового, или абстрактно человеческого, труд образует стоимость товаров". [Соч., т. 23, с. 55]. (Подчеркнуто мной. С.К.).
   Вывод. Труд является переносом энергии в виде движения (целесообразной деятельностью), поэтому именно она и образует стоимость продуктов (товаров), овеществляясь в них. Материальной субстанцией понятия "абстрактный труд" являются средние энергозатраты работника, перенос движения (силы). К.Маркс применял понятия "труд", "деятельность", "рабочая сила", не углубляясь до философской категории "перенос движения-энергии", ибо "Капитал" - политэкономический труд. Поэтому получилось, что стоимость товаров создается общественно необходимым абстрактным (общечеловеческим) трудом. Но субстанцией этого понятия является реальный (не мифический) перенос движения-энергии от человека на предмет труда. Именно так!!!
   Словарь - толмач.
   Закон стоимости - независимый от воли и сознания людей закон общественного производства. Он гласит: во-первых, стоимость какого-либо продукта (товара) определяется затратами общественно необходимого абстрактного труда, (переносом движения-энергии). Во-вторых, обмен товарами (меновыми стоимостями) осуществляется на основе равных, эквивалентных затрат общественного (абстрактного) труда на их производство.
   Субстанцией экономического закона стоимости является природный закон превращения и сохранения энергии, переноса движения. Обмен, обращение товаров (меновых стоимостей) есть движение форм материи (энергии), которая никуда не исчезает, а лишь изменяет конкретный вид: сырье - потребительная стоимость - товар - деньги - продукт и т.д.
   Максимально закон стоимости проявляется при капитализме, ибо всё производится для обмена (продажи). У классика читаем: "Так как эти (капиталистические производители, С.К.) противостоят друг другу лишь как товаровладельцы, причем каждый старается продать свой товар возможно дороже (и в регулировании самого производства действуют, как кажется, исключительно по своему произволу), то внутренний закон пробивает себе дорогу лишь через посредство их конкуренции, их взаимного давления друг на друга, благодаря которому взаимно уничтожаются отклонения.
   Лишь как внутренний закон, противостоящий отдельным агентам, как слепой закон природы выступает здесь закон стоимости и прокладывает путь общественному равновесию производства среди его случайных колебаний". ["Капитал". Соч., т. 25, ч.II, с. 452-453]. (Подчеркнуто мной. С.К.).
   Возможно ли нарушение закона стоимости, нарушение равновесия? Да, возможно. Многочисленные случаи обмана потребителей при покупках-продажах товаров - это нарушение закона стоимости. Языком политэкономии: происходит неэквивалентный обмен стоимостями (деньги - товар).
   Аналогичная ситуация при труде работника у капиталиста. Предположим зарплата работника N-долларов в день. Рабочий день длится 8 часов. Свою зарплату работник отработал капиталисту за первый час работы. То есть, обменял стоимость своей рабочей силы в течение часа на зарплату N-долларов. На этой части рабочего дня произошел равный (эквивалентный) обмен стоимостями, т.е. стоимость живого труда = полученной зарплате (меновой стоимости). Остальные семь часов рабочего дня не оплачиваются капиталистом, т.е. неэквивалентно обмениваются в нарушении закона стоимости. По-другому это называется эксплуатация труда капиталом, т.е. присвоение неоплаченного труда (прибавочной стоимости) без обмена, дАром. Именно так! (Просто как дважды два!). Отсюда и постоянно увеличивающийся разрыв между имущими и неимущими.
   В повседневной жизни закон стоимости проявляется бессознательно в поведении потребителей, которые бегут приобрести нужную вещь на распродажах, задёшево. Языком политэкономии: совершить неэквивалентный обмен в свою максимальную выгоду. ("Халява" - сэр!)
   Пока все.
   *Популярно о питании. Под редакцией заслуженного деятеля науки УССР, профессора, доктора мед. наук А.И. Столмаковой и кандидата мед. наук И.О.Мартынюка. Киев, из-во "Здоровья", 1989, с. 8, 11. ISBN 5-311-00362-6.
  
   P.S. Букварь не претендует на полное освещение теории стоимости великого классика. Она многогранна и лишь часть политэкономии, которая изучает законы общественного производства. Но ставилась задача создать терпеливым и любознательным подготовительную площадку для регулярного изучения политэкономии по работам К.Маркса. Поэтому Букварь рассчитан на постоянное использование. Только политэкономия, а не буржуйские "экономикс" позволяет понять суть общественного производства вообще и капиталистического в частности. Для получивших буржуазное образование потребуется время, чтобы освоиться с терминами марксистской политэкономии. Длинные цитаты обусловлены желанием минимизировать мои мысли, ибо лучше классиков сказать невозможно. Замечания или вопросы можно направить по адресу: Cttepan_kyi@mail.ru. Ответ будет дан.
   Опубликовано здесь: 10.08.2014, http://russmir.info/eko/5765-bukvar-po-teorii-stoimosti-karla-marksa.html
   Кий Степан Иванович
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

23

  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"