- Аркаим? Нет, Аркаим, Синашта - это гораздо южнее. Наша "страна городов" была обнаружена северо-восточнее. Раскопки продолжаются в течение шести лет.
(Пауза)
Удивительная культура, одна из самых древних высокоразвитых культур. Четвертое тысячелетие до нашей эры, представляешь? Времена, когда еще не оформилась шумерская цивилизация, времена первых египетских фараонов, времена становления цивилизации Хараппа в долине Инда... А тут... и где - граница тайги и тундры России!
В этой цивилизации обнаруживаются элементы культуры ариев (языковые параллели, керамика, религия) и, что более удивительно, она является более древней и более развитой, чем арийская. Кроме того, проводится четкая корреляция с древними культурами Междуречья: халфской, хассунской, самарранской, ранней убайдийской, которые отстоят на тысячи километров. Эти общие черты позволяют говорить о валбийском этносе как о возможных предках ариев, хотя миграция на юг и дальнейшая взаимная ассимиляция с менее развитыми племенами проблематична в условиях...
- В общем, это было до того, как у нас появились лапти, - перебил меня Андрей.
-...В общем, да, - после паузы ответил я. Он немного отрезвил меня. Действительно, к чему эти тонкости.
- Ты говори понятней. Я в веках и эрах разбираюсь так же, как ты в кататоническом ступоре.
- Хорошо. Самой ценной и удивительной находкой были шесть золотых пластин, тщательно обработанных, размерами 16 на 10 на 0,3 сантиметра. На них был письменный клинописный текст, который в дальнейшем получил название Текста Слияния.
Это мировая сенсация - письменность середины четвертого тысячелетия до нашей эры. До сих пор первыми письменными источниками считались пиктограммы конца четвертого тысячелетия до нашей эры, обнаруженные у подножия горного хребта Загрос - ранний шумерский период (удивительное совпадение), и они носили исключительно экономический характер - торговые операции с зерном, пивом, мелким рогатым скотом. А здесь - произведение, носящее художественную, историческую, естественнонаучную ценность. В Тексте говорится о правителях, формах религии, единицах исчисления, научных знаниях.
Это был единственный письменный источник. Ничего подобного более не найдено ни в одном из четырех городов, в которых проводились раскопки. Но о нем позднее.
Далее. Население городов вымерло. Все, целиком и сразу. Скелеты зрелых мужчин и женщин, стариков, детей находили на улице, на ложах, за столом, на страже у городских ворот. Никаких признаков насильственной смерти. Жуткая картина. Что-то подобное я видел на раскопках Трои. Но здесь то никакой вулканической активности в течение по крайней мере трехсот тысяч лет... Какой-то чудовищный и необъяснимый мор скосил целую цивилизацию! Антропологи, остеологи, медэксперты не смогли варифицировать причины смерти. И костяки - они почти все целые, даже животные не тронули. Непонятно.
Возможно, это было массовое религиозное самоубийство. На эту мысль наталкивают строки Текста: "Избранный народ Валба ушел, выполнив Слияние". Под Слиянием, видимо, понималось некое состояние души человека, к которому он должен всегда стремиться. Нечто вроде нирваны. Нужно отметить, что в Тексте усматривается довольно много параллелей с индуистской философией, с учением Дао китайцев и буддизмом. "Недействие и немышление ведут к Слиянию" - это же один из основополагающих принципов Дао! Все дело в том, что понимать под Слиянием.
Но я отвлекся.
Текст Слияния переводился два года лучшими историками, лингвистами, фонологами, криптофилологами и даже шифровальщиками спецслужб госбезопасности. Нам очень помогло то, что первая пластина Текста представляла собой словарь-букварь в виде аналоговой таблицы, в которой каждому символу языка тан соответствовала понятная пиктограмма. Этакий Розеттский камень. Например, нарисованной голове козы соответствовал напротив клинописный символ. Ненамного сложнее оказалось с глаголами, наречиями и прилагательными. Например: нарисованная чаша обозначала чашу, чаша и голова человека рядом - глагол "кушать", и так далее.
Письменность языка тан было смесью цельного и слогового типов. Известный вид письменности, представлявший определенную сложность при дешифровке. Например, изображение камня может быть связано с камнем. Однако, поскольку на языке тан слово "камень" -даш, то знак камня используется и для изображения звука "даш", а значение этого слога зависит от контекста, в котором он используется. Кажущаяся многовариантность перевода дает, однако, довольно четкую картину. Но для удобства мы составили несколько переводов: основной и три альтернативных.
Тан - мертвый язык, и его транслитерации, звучание условны и составлены на основе анализа аналоговых знаков более позднего шумерского, аккадского и других письменных языков. А такие языки были!
- Витя..., - видно было, что я заморочил Андрея.
- Я заканчиваю. Я хотел сказать... ты должен понять - цивилизация Валба - археологическая сенсация века, которая заставит пересмотреть всю дальнейшую историю человечества, пути миграции древних народов, заставит вспомнить и проверить легенды о Гиперборее, о...
- Я это понял. И очень рад за тебя. Вить, извини, я тебя предупреждал - у меня сейчас не очень много времени.
- Ты сказал - два часа.
- Да, и у тебя остался еще час. А если ты будешь продолжать в том же духе, мы до вечера не управимся. Я-то чем могу вам помочь? Я же говорил - археологии в мединституте не обучают. Если хочешь - давай встретимся в другой раз, когда у меня будет больше времени.
- Нет. Я действительно говорю много лишнего. Сейчас я прочитаю тебе основной вариант перевода Текста Слияния, - сказал я и торопливо продолжил, заметив тоскливое выражение на лице Андрея, - это совсем немного, и ты поймешь, в чем дело.
Вторая пластина и часть остальных (кроме последней) значительно повреждены. Следы дефектов наталкивают на мысль об умышленном уничтожении знаков. Вот что уцелело на второй пластине:
"...выпить каменную чашу, полную слез вдов. Правителя Донна, которого принеси крылатые козы в месяц адан, отдали в жертву у Черного Камня в угоду людской алчности. Желтые ладони - листья спрятали [от] ищущих глаз капли крови, которые прорастут во время гроз серыми деревьями с огненными цветами. Вечная Земля впитала в себя кости умерших в огне детей, а тихая вода покрыла поля битв. Так ушла эпоха Солнцедержащего Донна, [длящегося] два сата, и пришло время земного наместника Валба Наммета."
"... в платье, сшитом из дубовых листьев и в головном уборе из гнезда филина.
"Я появилась потому, что пришло время. [Я] глиняный сосуд, полный мудрости Донна. Слушайте [меня], пейте из этого сосуда, [и] будет вам откровение, которое изменит этот мир" - такими были ее слова.
Она дарила любовь [своими] речами, древними, как гробницы Аннама и верными, как кремниевый нож, что уносит жизнь на Черном Камне. Одинаково страстно (?) слушали [ее] проповеди каменотесы, служители храма, воины и сатры, свободные и рабы, потому что ее правда была равной для всех и всем понятна.
Сатры отпускали на волю своих рабов, понимая тщету правления, скульпторы уходили из [своих] мастерских, зная о тщете искусства, воины теряли [cвое] оружие, осознав тщетность убийства.
К тому времени, когда в цветущий месяц фест собралась священная семерка и все семь Сыновей ее ходили [по] Валбу [и] проповедовали с [ней] правду таинства Слияния, терпению правителя Валба Хорха из рода Кашитас пришел конец. Он видел, как рушится его власть, как рушились стены Атара, когда 50 сатов назад Вечная Земля прогневалась на его правителя и стерла Атар [со своего] живота. Он видел причины этого в ее правде и приказал схватить своим верным слугам..."
Далее мало что уцелело на целой пластине. А отдельные слова, которые можно было прочитать - "Черный (Камень?)", "толпы", "ритуал", "справедливость", "воинов", мало что говорили о подробностях захвата Мары и ее Сыновей. Зато текст оставшихся трех пластин сохранился практически полностью. Содержание этих трех пластин и явилось причиной наших споров, вопросов и дальнейших поисков.
"Стали ждать, когда луч Солнца пройдет через щели серых камней ворот Круга Рамы священного города Потта и осветит поверхность Черного Камня. Когда это случилось, правитель Хорх из рода Кашитас произнес речь, полную ненависти. Он [был похож на] волка, которому связали пасть и держали за лапы. Он пытался разбудить в людях ярость и злобу, которых [в них] было достаточно. Люди кричали в ответ и трясли топорами, они сжимали в ответ кулаки и топали ногами, они бросали камнями в стоящих прямо Мару и Сыновей.
Настало время ответа, и Она заговорила.
Каждое Ее слово [было] слышно всем присутствующим, оно птичьим пером слетало с [ее] уст, теплом любви и понимания охватывало каждого.
И разжимались кулаки, и падало на землю оружие
[Ее] язык понимали сассы с предгорий, кочевые херды, черноволосые идуры, и атаки, и вунны.
И правитель Хорх из рода Кашитас молча стоял, обретая новое знание.
[Ее] слова нельзя было составить из букв и нельзя выбить на золоте, потому что [она] говорила мыслями и чувствами. [Она] повествовала о том, что мы [есть] и зачем. Почему мы живем так и как надо жить. Какой должна быть наша цель и как ее достичь.
Она повествовала о том, что мы - Бог Солнце, Мать Небо, Вечная Земля и люди - [одно] целое, и это целое - мысль, которая меняется во времени, каждый человек..."
Здесь несколько строчек читается фрагментарно. Привожу их дословно:
"... в себе. Ровное, как вода, неподвижная, как камень. Мысль-волна, на которой качается..." "Недействие и немышление ведут к Слиянию. Слияние произойдет, когда тело ваше станет Вечной Землей, Матерью Небом и Богом Солнцем, а мысль будет этим телом..."
"Я приду много раз - говорил Донн, и он пришел во мне, [а я] приду в Сыновьях, и первый Сын, Оммел , останется здесь сейчас, а остальные будут [приходить] тысячи сатов спустя. Прощайте.
Мара и семь Ее Сыновей - Эфас, Оммел, Зетера, Гатма, Ишес, Магамма, и Аб - сели вокруг Черного Камня, образовав круг-звезду и ушли, Слившись.
Я, Оммел, исполнил, с чем пришел [остался]: избранный народ Валба ушел, [выполнив] Слияние. Валб опустел. Священные города Потт, Ахем, Бинай, Урас посещают лишь степные ветра и дикие волки. В круг Рамы никогда больше не ступит нога человека, чтобы окропить Черный Камень кровью жертв.
Я оставляю потомкам саму тайну Слияния, записав ее скрытыми символами: если хватит разума их прочесть, хватит разума и воспользоваться.
Я уйду сегодня на закате.
Прощайте.
Записано со слов Оммела Исана из рода Ашаритов, Сына Мары Солнцедержащей мастером Баттимом Хашаром из рода Уриин."
- Вот она, тайна Слияния - на этих двух последних золотых пластинах, - я показал Андрею четыре цветных фотографии, - они исписаны с двух сторон знаками нового типа. Это был не новый язык, а символы - вовсе не буквы, как мы думали вначале. Дело в том, что этот текст написан знаками всего семи видов. Язык из семи букв? Нет. Это оказался код. Понимаешь? Его можно назвать семиричным. Двоичный код - два знака. А в этом каждую букву кодировало различное сочетание семи знаков.
Но все оказалось еще сложнее. Нам еще повезло, что текст двух пластин был закодирован на том же языке тан. Видишь ли, код оказался с тремя уровнями сложности. Долго рассказывать.
Это обширная информация. Ты видишь, вот эти тонкие полоски и есть цепочки символов. Необычайно тонкая работа, и мастер Баттим Хашар явно не имеет к ней никакого отношения. Клинописные символы первых четырех пластин - грубые крупные знаки. Одинаковые символы Слияния настолько идентичны друг другу, что это напоминает работу печатной машинки. Когда вывели ключ, наши программисты дешифровали весь текст. И вот это уже по твоей части.
Я сделал паузу.
- Тайна Слияния представляет собой сложную систему аутотренинга. Мы пытались ее как-то проанализировать. Но для нас она - филькина грамота. Очень мало знакомых ассоциаций. Ты послушай только, - я вытащил из папки один лист и зачитал, - "вначале живот твой будет биться в такт сердцу, потом чрево твое и шея, печень и голова, руки и ноги. Тогда все тело будет колыхаться с сердцем, как... (непонятный термин) на ветру". Или вот: "...возьми свою селезенку и увидь, как умирает в ней грязная кровь, открой новым своим умением сосуды..." Или вот еще: "и...(непонятный термин) будет литься быстрее в твоей голове, и связи между знаниями в ней упрочнятся, и увидишь с закрытыми глазами больше, чем птица асан в ясный день видит с высоты". И далее все в таком же духе. Всего - 38 стандартных печатных листа. Есть, конечно, кое-какие понятные вещи. Например, вначале описывается стадийность всего процесса. Нужно пройти четыре фазы для достижения Слияния, причем первая начинается с многодневного нахождения в темноте. Все остальное - сумятица, в которой трудно усмотреть какую-либо стройную систему.
Я вздохнул, откинулся в кресле и изучающе посмотрел на Андрея.
- Теперь ты понимаешь, что я хочу от тебя? Возьмешься? Мне нужна критическая рецензия, научная статья, в общем, взгляд профессионала-психиатра и психолога, каким являешься ты.
Андрей увечено читал печатные страницы из моей папки.
- Ну так как?
- А? - Оторвался он от текста. Потом взгляд его стал осмысленным. Андрей стучал указательным пальцем по страницам, медленно приговаривая, - лю-бо-пыт-нень-ко. Ну конечно, конечно берусь. Это потрясающе! Я обо всем. Как в приключенческом романе.
- Я в тебе и не сомневался. Ты автоматически включаешься в нашу исследовательскую группу, ставишься на довольствие и все такое. Касательно этой рецензии... Обрати внимание на такие стороны. Во-первых, нас интересует, действительно ли "Текст Слияния" является системой аутотренинга, или преподавание новой религии, или ее законами, или учебник по анатомии, еще чего-нибудь. Во-вторых, является ли такая система действенной или это просто художественная проза. И, наконец, ее возможная практическая ценность.
Не думаю, что эта работа займет у тебя много времени - всего 38 листов.
- Не беспокойся. Сделаю все, что смогу. Ты меня по-настоящему заинтересовал.
Совершенно секретно
Тема "Слияние".
Документ N 018
(Фрагмент).
Дневник Бурманова А. Ю.
Никогда бы не подумал о себе, что буду писать дневники. Никогда не чувствовал тяги к графоманству и всегда подобную практику считал излишним самокопанием, хотя, надо признать, советовал некоторым из своих пациентов вести дневники, чтобы привести в порядок мысли. Об этом говорил, по-моему, Артур Конан-Дойл: "Тайное может стать явным, если изложить его на бумагу", или что-то вроде этого.
Я решил писать дневник на второй день своего знакомства с Текстом Слияния. Слишком много идей, мыслей и догадок. Хотелось бы привести их в подобие системы.
Времени на изучение Текстом уйдет гораздо больше, чем думалось вначале, я уже сейчас это понял. Гораздо, гораздо больше. Речь должна идти не о докладе, не о научном докладе, а о серьезном исследовании, возможно, книге.
Содержимое двух последних пластин - удивительный текст. Мне часто приходило в голову, что это могло быть подделкой. Во-первых, потрясающе глубокое знание анатомии и физиологии человека. Пять с половиной тысяч лет! Тогда просто не могло быть таких знаний. Ферментативная функция печени, энзимная деятельность головного мозга, иммунная активность червеобразного отростка - в Тексте Слияния вскользь упоминается как о фактах, давно известных и бесспорных. О некоторых из этих данных стало известно лишь во второй половине двадцатого века!
А некоторые утверждения Текста парадоксальны, необычны, и, возможно, говорят о знаниях, которые мы еще получим.
Чего стоят, например, описания психосоматической коррекции биополя (!) человека, или возможность резонирования электрических потенциалов головного мозга с геофизическим окружением (окружающей средой).
Допускаю мысль, что мои интерпретации Текста надуманны и оспоримы. Но они укладываются в довольно стройную систему и подчиняются строгой логике, которая предполагает верность моих объяснений.
Я думаю, Виктор обратился по адресу. Это работа именно для такого специалиста, как я. Здесь оказались необходимы знания анатомии, психологии, суггестии, психиатрии и, наверное, философии.
Во-вторых - стиль написания Текста. Здесь даже не пахнет ничем потусторонним. Никаких богов, никаких заклинаний. Просто описание методики Слияния. Это, наверное, тоже должно быть удивительным для четвертого тысячелетия до нашей эры, когда, как я понимаю, еще молились камням, деревьям и духам огня (необходима консультация Виктора).
Но, как я уже говорил, знания анатомии и физиологии предполагают однозначное толкование данных. Как еще, например, объяснить слова "... в печени, где суть крови разлагается, делаясь желтой, выделяется в кишку, окрашивая испражнения..." как не знание функции печени разлагать гемоглобин крови (одна из основных функций крови - снабжение тканей и органов кислородом, которую выполняет гемоглобин - "суть крови") до билирубина, а затем стеркобилина, имеющего желтый цвет и выделять его в кишечник, где он окрашивает кал?
Витя категорически настаивает на правильной датировке Текста Слияния. Определение возраста пластин проводилось тремя независимыми лабораториями, которые имели лишь образцы материала и находились в разных институтах. Исключена также возможность позднего написания Текста на более древних пластинах. Метод микрослойного датирования с помощью изотопа углерода позволил с достаточной степенью точности (+ - 250 лет) определить одновременность создания пластин и написания на них Текста.
Меня также беспокоила правильность перевода. Смущали Витины слова "адаптированный перевод", "односторонние транслитерации", "возможное значение слова". Учитывая этот самый "адаптированный перевод", а также альтернативный перевод, данный в неясных местах в квадратных скобках и дословный перевод в круглых скобках, я пришел к выводу о правильности переданного смысла основной части Текста Слияния. Во многих местах, однако, было дано, как выяснилось впоследствии, неправильное толкование терминов и оборотов. Например, дословный перевод: "... слабое делать головы для того, чтобы сначала зрением поднять себя по частям и крепко держать в руках...". Адаптированный перевод этой фразы, сделанный группой Вити Меншикова, звучал так: "... слабые попытки мысленно собрать себя по частям и крепко держать в руках...". Альтернативный перевод (который по сути своей состоит в замене одного смысла омонима на другой смысл): "... легкие мысли, направленные на то, чтобы собрать себя воедино и контролировать...". И, наконец, то, что получилось у меня, когда я уже стал вникать в красоту Слияния и мысленно экстраполировал эту фразу: "... слабая (электрическая?) деятельность головного мозга, позволяющая обретенным внутренним зрением собрать части тела (органы, ткани, их функции) в целое и постоянно их контролировать".
В некоторых случаях неверный перевод играл существенную роль и менял суть того, что изначально было заложено в Тексте. Кроме того, я устранял явные логические несуразности, допущенные, видимо, при переводе (я далек от мысли, что их допустил автор). Используя ко всему прочему некоторые домыслы о порядке расположения формул тренинга, я получил еще один, свой, вариант перевода Текста.
Постепенно заполнялись пустующие места ("непонятный термин"), становились понятными странные обороты речи и смысл того, что хотел донести до нас Оммел, этот гипотетический автор Текста Слияния.
Несколько слов об авторе. Несомненно, это мужчина. По складу характера скорее сангвиник, обладает разносторонними глубокими знаниями (даже по теперешним меркам), и пытается простыми, понятными для всех, кто умеет говорить, словами, передать суть этих знаний. У него отменный художественный вкус, несомненные способности к литературному творчеству и, возможно, ораторскому искусству. Он целеустремленный и уверенный в себе человек. Лидер. Возраст 40-50 лет.
Что же собой представляет Текст Слияния? Да, действительно, это методика самовнушения. Она во многом схожа с традиционными методиками аутогенной тренировки, суггестивного внушения, известными со времен древних йогов, китайской медитативной практики.
Ее цель - обрести Слияние. Насколько я понимаю, это означает некое состояние, когда не существует для обретшего ничего материального, это некий новый уровень существования сознания. Об этом говориться вскользь и туманно. Подразумевается, что в процессе Слияния приобретаются новые знания и все станет ясно. Действительно, очень напоминает индуистскую нирвану. Обычные люди теряют горести, исчезают беды, болезни (а с ними, кстати, и все радости жизни). Человек в результате становиться ни много ни мало Богом (в некоторых местах Текста пишется "частью Бога", но разницы между этими двумя утверждениями не делается).
Для того, чтобы достичь Слияния, необходимо пройти четыре этапа.
Время прохождения каждого этапа не указано, видимо, оно индивидуально.
Коротко о содержании этапов.
Первый этап состоял из отдыха и созерцания. Обычный на первый взгляд тренинг расслабления. Но:около недели нужно провести в полной темноте, при этом первые два-три дня вообще ничего не делать. Лежать, не двигаться, не есть (разрешается только пить воду). В последующие дни заниматься "поисками своего тела": сосредоточение внимания на частях тела, затем на окружающем пространстве. Целью первого этапа является обретение "пространственного я" (мой термин), "зрения летучей мыши (дословный перевод), и умения расслабляться.
Второй этап заключался в умении накапливать силы. Целью этого этапа является "нахождение тела". Обучение уже не обязательно проводить в темноте, ибо прошедший этап способен сосредоточиться в любой обстановке. Практически это умение концентрироваться на каждом органе, системе организма в отдельности, а в последующем - в целом, что позволяет осуществлять постоянный и абсолютный контроль над своим организмом. Отличительная черта именно этой методики аутотренинга - подчинение организма РИТМУ. Каждый орган работает ритмично, сказано в Тексте. Но у каждого органа свой ритм, и не смотря на то, что их работа подчинена деятельности мозга, командные импульсы из головного мозга неосознанны, поэтому следует их подчинить ОСОЗНАННОМУ контролю. Для этого сначала нужно очень долго слушать ритм своего сердца, пока не осознаешь, что какая-то часть твоего мозга не бьется с ним в унисон. Эта часть твоего сознания и отвечает за ритм, за правильную работу сердца. Этим маленьким командиром впоследствии можно оперировать - менять частоту, силу сердечных сокращений и даже заставить его остановиться. Затем, таким же образом - дыхание, периодичность работы печени, поджелудочной железы и так далее. Все это подчиняется единому и контролируемому ритму. Этот процесс родил во мне аналогию: за пюпитром стоит глухой и слепой дирижер и делает, допустим, зарядку. Не подозревая, что вокруг него сидит сотня музыкантов и ловит каждое его движение. В результате - какофония. Наконец, дирижер достает затычки из ушей, снимает темные очки и берется за оркестр. Вскоре все они, четко подчиняясь взмахам рук, мощно и громко играют "Болеро" Равеля.
Согласно Тексту, тело приобретает удивительные свойства: кожа может "видеть" (!), легкие не дышать и др.
Третий этап заключается в "открытии мира". Цель - научиться "пользоваться телом".
Оказывается, все в нашем мире также имеет РИТМ: другой человек, животное, стол, дом, пространство и время. Автор, видимо, вкладывает в понятие "ритм" нечто большее, чем понимаем под этим словом мы. Ритм есть способ существования материи, ни больше, ни меньше. И этот способ обусловлен свойствами дискретных составляющих материи, насколько я понял.
Используя умение обращать свое тело в единый ритм можно научиться ощущать этот ритм в интересуемом предмете, явлении, а затем подчинять этот ритм ритму своего тела.
"Ощущение" ритма предмета дается в дословном переводе четырьмя словами: "вещь", "чувство", "себе", пространство" [место], а в дальнейшем используется одно слово, помеченное Виктором "непонятный термин". Поскольку в нашем языке такого термина нет, я позволил себе придумать его - опространствление, дабы в дальнейшем было удобнее пользоваться этим неологизмом. Несмотря на аляповатость, оно, я думаю, лучше дает представление об этом процессе. Впоследствии человек ощущает интересуемый объект сразу, целиком, его место в пространстве, времени, его отношение к самому человеку. Во время опространствления возникает некая связь между этим предметом и человеком, которая также обозначается в тексте "непонятный термин", как и умение воздействовать своим телом на предмет. Потом я опишу в основном труде эту тонкость.
В результате человек приобретает способность менять окружающий мир по желанию тела (здесь - физическая оболочка + сознание) и изменять тело к окружающему миру, "существующему и несуществующему". (!?)
И, наконец, четвертый этап - собственно Слияние.
Эта часть текста полна "непонятными терминами" и прочими трудностями перевода. Цель - "избавление от тела" и "слияние" [присоединение, становление частью... и целым]. Заключается в осмыслении приобретенных умений и знаний.
Логично появляется новая способность (снова "непонятный термин"), состоящая по сути в приобретении "надсознания". Современные парапсихологи изъездили это слово, а вот что под этим понимал Оммел, мне не совсем понятно. По-видимому, оно должно существовать параллельно, совместно и независимо от обычного сознания.
Существование тела теряет смысл.
Совершенно секретно.
Тема "Слияние".
Документ N 020.
Телефонный разговор Бур-
манова А. Ю. с Меншико-
вым В. В. (со слов Менши-
ва В. В.)
- Алло, Витя, ты?
- Да.
- Это Андрей Бурманов.
- Привет.
- Здорово. Ты меня не потерял?
- Я как раз сегодня собирался тебе позвонить. Как продвигаются дела?
- Витя, ты не представляешь, насколько все оказалось сложнее. Критический обзор по объему должен быть как минимум книгой, понимаешь, как минимум. На этих двух пластинах бездна информации - анатомия, физеология, биохимия, биофизика...
- Подожди, ты что, нашел что-нибудь между строк?
- Да, можно сказать и так. Мне еще нужно поработать с лингвистами, но... В общем, я скорректировал ваш перевод.
- Андрей, наши специалисты...
- Вить, долго рассказывать. Короче: это действительно система аутотренинга. Ты правильно сделал, что обратился ко мне. Она очень необычная и самая древняя из всех мне известных систем. Ее действие...
- Нам надо встретиться, Андрей.
Пауза.
- Витя, я тебе что звонил-то. Неделю-другую меня не будет дома. Видишь ли, я решил проверить практически действенность этой системы. Мне необходимо уединение.
- Я думаю, нам все же нужно вначале встретиться, обговорить...
- я уже подготовил краткий отчет о Тексте. В нем не хватает как раз этой малости - практического значения. Через две недели все будет готово. Если хочешь, я сделаю доклад. Две недели - не срок, а? Если, конечно, тема у вас не горит.
- Ну, хорошо, договорились.
Совершенно секретно.
Тема "Слияние".
Документ N 018.
Дневник Бурманова А. Ю.
(Выдержка).
Мне, конечно, некуда было ехать, и я нашел простой выход - остался дома. Закупил кучу продуктов, обзвонил друзей, сказав, что уезжаю на две недели, закрыл одеялами все окна, даже залепил пластилином дверной глазок, отключил радио, телефон и выкрутил пробки в счетчике.
О первых четырех днях можно писать много, а можно не писать ничего. Что будет тяжело, я понял уже через два часа бодрствования в темноте. Мелкие неприятности буквально подстерегали меня на каждом шагу: постоянные столкновения с острыми углами стульев, столов, дивана и косяков покрыли синяками мои ноги и плечи, постоянные поиски нужных вещей вслепую, готовить с завязанными глазами (горящая газовая плита - единственный источник света) - в конце концов я перешел на сухой паек. Наконец - ужасающее одиночество. Все это поначалу сильно раздражало, я сотни раз ругал себя за это мальчишество. Мне казалось, что я занимаюсь полной чушью. На вторые сутки я чуть не бросил свой эксперимент. Даже не знаю, что меня удержало. Наверное, все же любопытство. Потом стало легче. Я стал довольно спокойно перемещаться по квартире, не опасаясь за свои коленки, и с каждым часом мои перемещения по квартире становились все более уверенными.
С пятого дня своего добровольного заключения мне стали сниться странные сны.
Необычность их была в натуральности, они были яркими, как сама действительность. И еще: я чувствовал границы этих снов.
Вначале человек засыпает, потом просыпается и вспоминает свой сон - ведь так происходит обычно. Я же начинал видеть сны внезапно, внезапно они и прекращались, словно выключался телевизор. И лишь необычность происходящего делало их снами. В психиатрии так описываются гипногогические и гипнопомпические галлюцинации. Они характерны для некоторых психических расстройств, но встречаются и в норме. Для меня они были необычны, ибо переживал их в первый раз, но я не сомневался в твердости своего рассудка. Поэтому эти сны только обостряли во мне живой интерес исследователя, наблюдателя и аналитика.
Сны редко носят связный характер. Обычно, когда человек вспоминает свой сон, он добавляет в него логики. Мои же сны имели упорядоченную форму рассказа, притчи. Я был действующим лицом и участником, одновременно сторонним критиком. Я переживал все происходящее, и это делало меня не только зрителем - мне нравились эти яркие цветные картины. Думаю, если бы я обладал художественным словом, то мог бы записывать и издавать их.
Эти сны вызывали во мне жгучий профессиональный интерес. Я провел много времени, детализируя сюжет, ассоциируя образы, пытаясь выявить природу переживаний, порождающих такие видения. Получалась ерунда. Будто это были чужие сны.
Пересказав как-то вслух содержание одного сна, я посмеялся над тем, как глупо это звучало: дяденька глубокомысленно разговаривает с фруктами. Однако, пока я спал и видел это, происходящее было для меня настоящим переживанием, откровением, чудом.
Характер снов постепенно менялся - они постепенно становились более приземленными по содержанию. Например, мне снилось, что я сплю (?), или что я завтракаю и думаю о чем-то. Я перестал чувствовать границы сна. Обыденность содержания, а также их натуральность приводила к тому, что я не всегда мог отделить реальность от снов.
Это сильно беспокоило меня, и только тщательный анализ происходящего помогал мне точно сказать себе - это я видел во сне.
Появление этих видений совпало, наверное, не случайно, с началом тренинга согласно Тексту Слияния. Три раза в день по часу я твердил формулы первой фазы Текста: "мои глаза - моя голова - мои руки...", "мой мозг растет и заполняет изнутри все тело, как белок с желтком заполняет изнутри скорлупу яйца...", и в первый же день я увидел этот сон.
С О Н N 1.
Он лежал в объятии буйных, мягких нежно- зеленых трав, которые источали тысячи едва уловимых запахов. Мелкие букашки бегали по одежде, иногда перебираясь на кисти рук, шею и лицо. Тогда он лениво поднимал руку и щелчком сбивал их. На небо больно было смотреть - такое оно было яркое, чистое и бездонное - осеннее. Оно било в глаза через сеть яблоневых ветвей.
Он просто моргнул (кожа верхних век вместе с ресницами, как отсекающие ворота, рухнули вниз, а навстречу им, вверх и к переносице вознеслись нижние веки с ресницами, и ниже середины глаза они сокрушительно встретились).
Когда глаза были снова открыты, он ощутил перемену. Была тишина. Тиш-ш-шина. Неполная. И совсем близко у его глаз (в трех метрах), давя на них своей язвительно желтизной, висело ЯБЛОКО.
У него была гладкая-гладкая кожица и маленькие зеленые точки на ней. Оно было таким спелым, что было готово разорваться от переполнявших его соков. Он сосредоточился и услышал, как эти соки движутся внутри Яблока, треща и свистя. Оно было спелым (старым), думающим.
Он не удивился, увидев себя внезапно в этом месте. "Я мыслю" - думал он.
И тут раздался тихий, а затем все громче и громче - треск, какой бывает, когда падает огромное старое дерево. Только этот был гораздо громче и с каким-то щелканьем. Звук треска становился все громче и выше и вдруг оборвался со стоном.
Он присмотрелся к Яблоку и понял: оно сорвалось с ветки и начало свой глубокомысленный, длинный-длинный и медленный-медленный путь к земле. Рядом с Яблоком летели, мелко вращаясь, крохотные чешуйки, частицы сломанной плодоножки. Желтое Яблоко пролетело всего три сантиметра и ударилось о первую ветвь. Раздался гул, который очень долго затухал, и одновременно им были услышаны первые слова Яблока:
"Для чего я?"
Он совсем не удивился, услышав Яблоко, он был к этому готов - ведь он мыслил.
"Об этом знает только Бог", - подумав, ответил он.
Его слова звучали в тишине, и каждая буква гремела, как удар грома.
"Почему об этом не знаешь ТЫ? Ведь ты мыслишь".
"Я несовершенен, и любой мой ответ может быть ложью".
"Ты несовершенен, и любой твой ответ может быть правдой. Для чего я?"
"Твое существование необходимо, и оно разумно, ибо ты существуешь".
В этот момент снова раздался удар и затем мерный затухающий гул - Яблоко ударилось о вторую ветвь. Оно ударилось боком, поэтому начало вращаться. Некоторое время оно летело в тишине, размышляя. Потом он пригляделся и прочитал в бликах на боках Яблока новый вопрос: "Значит, я было не всегда?"
"Конечно, - ответил он, - все имеет начало".
Последние его слова потонули в нарастающем пульсирующем свисте, который был так громок, что закладывало уши. Опустив глаза, он увидел прямо у своих ног каменную статую, изображавшую человека. Верхняя часть головы идола, выше бровей, была горизонтально усечена. И из нее вырывалось вверх бело-оранжевое пламя. Оно било с такой силой, что вся статуя дрожала, и дрожала земля вокруг нее, свист становился тоньше и выше, вибрация и дрожь нарастали, возникло ощущение неминуемости, и в тот момент, когда свист перестал восприниматься его ухом, раздался оглушительный взрыв, и статуя разлетелась миллионом мраморных кусков.
"Кроме одного, - спокойно продолжал он, когда гул эха от взрыва еще доносился, - но я не могу этого воспринять".
"Ты сказал о Боге, - говорило Яблоко, - выходит, он разумен?"
Он помолчал перед тем, как ответить, обдумывая слова.
"Да, - наконец ответил он, - ведь порядок - это разум, а хаос не может создать порядка, ибо он неразумен".
Радость наполнила его сердце, потому что сказанная фраза четко проявилась на снежном листе его сознания - это были слова, которые так долго мучили его, изнемогая от невозможности построить из себя такое совершенное предложение, полное тайного смысла. Он постарел на сто лет, осознав этот смысл. Он постарел разумом. Стареть разумом - значит копить мудрость.
Эту спокойную радость, эту удовлетворенность сменил какой-то беспричинный дискомфорт. ОН попытался определить причину своего беспокойства и вскоре понял: это был физический дискомфорт. МНЕ было неудобно лежать и болела голова. Не открывая глаз, я поднял руку, потрогал свой лоб. Он был мокрый и холодный. Подушка была жесткой и неудобной.
Подушка?
Да, я лежал на кровати. Мелькнуло смутное воспоминание, что я лежал на чем-то другом. С головой творилось непонятное. Я ощущал себя очень необычно. Было такое впечатление, будто кто-то крутил меня за ноги, кровь перелилась в голову, и казалось, что меня могут вот-вот выпустить, и тогда я улечу вверх, в черную пустоту. Это ощущение было таким сильным, что я в испуге схватился за спинку кровати, пытаясь оттолкнуться вниз, к ногам. Я пытался убедить себя, что это мне только кажется, никуда я не улечу, и скоро все пройдет, но ничего не мог с собой поделать и не отпускал спинки кровати, вцепившись в нее со всей своей силы. Потом это невероятное ощущение стало медленно исчезать и сменяться новым: в полной темноте, и с открытыми, и с закрытыми глазами я видел мятую поверхность наволочки на подушке. Эта поверхность становилась полем, огромной серой пустыней, покрытой бесчисленными мелкими складками. И вот эти складки мучительно... давили на меня. Уродливые, они все время копошились, менялись и порождали во мне такое чудовищное отвращение, неприятие... Это очень трудно передать словами... Я весь измучился, вертелся на кровати, но это видение постоянно было у меня перед глазами, я никак не мог избавиться от него. Это продолжалось бесконечно долго.
Я очень устал, обессилел, но при этом у меня не возникало желания встать, включить свет. Постепенно, медленно, это болезненное восприятие стало утихать, и я снова незаметно погрузился в тяжелый сон.
С О Н N 2
Он лежал в объятии буйных, мягких нежно-зеленых трав, которые источали тысячи едва уловимых запахов. Трава была усыпана миллионами крошечных бриллиантов, самые крупные из которых были размерами с глаз мыши.
Это была роса.
Любое его движение приносило сотню мелких ласковых уколов - это капли росы, рожденные в заоблачном холоде касались горячего тела, как касается летящий тополиный пух спящей глади озера.
Глаза его были закрыты, но зрачки, направленные вверх, видели через красные веки летящее Яблоко, а каменные сомкнутые уста отвечали Яблоку. Раздавшийся глухой удар и последовавший после него волнообразный стихающий гул возвестили о том, что Яблоко ударилось о третью ветвь.
Вот оно, Яблоко: теперь оно летит, вращаясь в противоположную сторону. До него дошла фраза, составленная из образов, как пирамида, составленная из камней, и эта фраза поразила его:
"Я знаю, кто ты".
И напугала. Он чувствовал, что это так, что оно знает. И знание это было огромным, и мозг его не был готов к этому знанию.
"Ты мучился и будешь мучиться, ибо рождаешься, - сказало Яблоко, - ты рождаешься второй раз и тебе еще предстоит рождаться много раз".
Оно летело, со свистом рассекая воздух, свист этот нарастал - оно приближалось к земле. Раздался страшный удар, когда оно ударилось о четвертую ветвь. Удар был сильнее трех предыдущих, потому что оно приближалось к земле. Гул долго не стихал, ветки принялись медленно и многозначительно качаться - махать своим скелетом и своей кожей. Яблоко продолжало излучать мысли - слова - образы, и они становились все громче, яснее:
"В этом мире все движется, усложняясь. Это главное свойство всего".
Свист летящего Яблока уже резал уши, и когда оно ударилось о пятую ветвь, скорость его была такова, что гладкая кожица в светлых пятнышках разорвалась, и во все стороны брызнули мельчайшие облачно-белые капли сока, а гул от этого удара соединился с затихающим шумом от четвертого удара.
Простые до невероятной сложности мысли резали ножом глаза, уши, мозг своей силой:
"Ты тоже движешься, усложняясь. И будешь так двигаться, рождаясь и обретая нового себя, вместе с камнем и солнцем..." - успело произнести Яблоко, и тут же ударилось о шестую ветвь. Гул, свист, грохот стали такими, что дрожала земля и вибрировал воздух, а слова Яблока стало плохо слышны от этого страшного шума.
"...пока не сольетесь все, и тогда, - едва донеслось до него, скорчившегося, сморщенного и жалкого, - и тогда..."
Яблоко приближалось к седьмой ветви.
"...и тогда..."
Зажмурившись, он ждал, что будет дальше. Оно уже летело со стола, но я резко выбросил руку и схватил яблоко, прежде чем оно успело упасть на пол. Я взял нож и аккуратно разрезал его на четыре части. Вдохнув воздух, я почувствовал влажный аромат яблока, откусил и медленно разжевал сладко-кислую мякоть. Я ощущал зубами и языком, как лопаются миллионы клеток, выбрасывая струями сок. Потом сделал глоток прохладного молока. Все еще держа стакан в руке, я вышел на балкон и посмотрел на серое утро. Был густой туман, и не было видно дальше трех домов, стоявших напротив в ряд. И еще - такая странность - необычная тишина для семи часов утра. Воздух из-за тумана был густой, и казалось, что мое тело висит неподвижно в аквариуме с мутной водой.
Я сделал шаг к перилам балкона, протянув руку и желая облокотиться на них, но полсекунды спустя я с ужасом понял, что моя левая рука ни обо что не опирается, и мое тело проваливается в бездну. Ноги еще стояли на балконе, но вся верхняя часть тела по инерции неумолимо падала вперед, и никакой преграды перед ней не было. Я рефлекторно изогнулся назад, резко взмахнул руками, не находя опоры, и тут мои глаза увидели пропасть двенадцати этажей. С этого мгновенья все стало происходить медленно, затягивая эту чудовищную пытку страхом высоты и делая ее невыносимой. Мое дыхание остановилось на вдохе, сердце било с такой силой, что казалось - все сосуды сейчас лопнут, и густая масляная кровь хлынет из меня в стороны. Мое тело продолжало опрокидываться, лицо теперь было на уровне балкона - я видел медленно проплывающую вверх бетонную плиту с мелкими цветными камушками, вкрапленными в серый цемент. Рядом с моим лицом летел, вращаясь, стакан, и из него вылетало молоко, образуя фантастическую белую сеть, делясь на крупные и мелкие белые шарики.
Сознание и тело были скованы диким, животным ужасом бесконечного падения. Затем, вдруг - все убыстрилось до ненормальной скорости: далекий асфальт двора мгновенно приблизился. Это было, как удар кулаком в лицо.
Я открыл глаза. Я тяжело дышал, и сердце билось, гоняя кровь, как финиширующий наездник - свою лошадь. Перед глазами был стол и раскрытый томик Лескова. Я тупо смотрел на страницы, медленно приходя в себя. Тело меня слушалось.
Странный сон. Странные переживания. Былое напряжение понемногу растворялось в окружающей тишине. Я сидел, невидяще уставившись в окно, и вместо мыслей в голове висела серая мгла. Было слышно, как в соседней комнате тикали часы, а за окном шумел порывами холодный ветер. Так прошло много времени. А потом я как-то случайно уловил - или мне это только показалось - что ветер за окном, его порывы, стали звучать с какой-то закономерностью, в каком-то неуловимом порядке, а затем мне показалось, что это бьет не ветер, а мое сердце, и с ним колышется все мое тело, но очень-очень медленно, и я пульсирую, двигаясь на месте, как колышется планктон в волне. Потом пришло странное восприятие. Всю окружающую меня комнату я воспринял сразу. Я видел одновременно каждую мелочь, со всех сторон. Маленький гвоздь в стене позади меня, на котором раньше висела румынская расписная тарелка, был просто огромным. Он заполнял все мое сознание, когда я думал о нем. Я видел мельчайшие царапины на поверхности серого металла, и грязь, которая забилась в них. Более того, он был частью моего тела, как рука или нога. Такими были все вещи в этой комнате. Не двигаясь, я ощущал каждую из них всеми своими пятью чувствами. И это приносило мне... отвращение, какое-то страшно гадкое чувство, от которого тошнило. Все, что здесь находилось, было мне необъяснимо чуждо, мерзко и противно, и необходимость быть здесь приносила ужасные муки. Все мои чувства были обострены. Я слышал, как создается шум настенных часов в соседней комнате из сотен мелких звуков - удара маятника, шума расправляющейся пружины, шума трения шестерен друг о друга... Я слышал многократное эхо от падения капель воды в умывальник из крана на кухне, я слышал, как шумит сохнувший в хлебнице сегодняшний хлеб, я слышал десятки и сотни других звуков, которые наполняли комнату и приходили извне. Голова гудела от переполнявших ее звуков, запахов, цветов... Потом все это сменило другое. Я подумал...Даже не подумал, а изменился... Меня не стало. Было что-то, похожее на ощущение, что кто-то думает моими мыслями, я был чем-то бесконечным и светлым и почувствовал чье-то чужое... удивление.
Это длилось сотую долю секунды, а в следующее мгновение все схлынуло, как уходящая с берега волна, и я обнаружил себя, как и прежде, на кровати, с открытыми глазами, всматривающимися в черноту затемненной квартиры.
* * *
Я понял, что могу ЭТО делать, на девятый день своего житья в темноте.
Поначалу я долго думал, что это очередной яркий сон - видение, но когда он не проходил целые сутки, убедился, что это действительность.
Я ВИДЕЛ В ТЕМНОТЕ!
Тщательно проанализировав это явление, я понял, что эта способность реально существует.
Во-первых, в квартире по-прежнему были тщательно закупорены окна и двери, я проверил.
Во-вторых, я мог совершенно свободно писать, читать, чего бы никогда не смог сделать раньше, в темноте.
В-третьих, я мог делать это с закрытыми глазами так же хорошо, как и с открытыми.
И в-четвертых, это было совершенно необыкновенное зрение. Я видел одновременно все вокруг - что находится передо мной, по бокам и сзади меня. Такое ощущение, что у меня не два, а целый десяток глаз, расположенных на голове по окружности. Это очень трудно описать словами, слишком необычные ощущения. Я видел весь объем комнаты, в которой находился, совершенно четко представлял нахождение своего тела в нем, каждой части тела в отдельности. И это как-то стимулировало появление потрясающей координации движений - например, я мог легко жонглировать четырьмя предметами, втыкать столовый нож в деревянный косяк двери, коих способностей никогда ранее у себя не обнаруживал.
Все окружающее представлялось освещенным неярким серым светом, предметы были раскрашены в какие-то неестественные цвета, но я видел каждую трещину в крышке стола, хорошо различал узор складок на ладони.
Поначалу некоторое время я даже думал, что медленно, но верно схожу с ума (штамп - чокнутый психиатр). Много размышлял над физеологией такого зрения. Родопсин сетчатки в принципе не может обеспечить это. Ни этой потрясающей детализации, ни этого объема. Это что-то совершенно новое. И совершенно необъяснимое.
Для меня это было настоящим ЧУДОМ.
Радость открытия и восторг - вот чувства, которые переполняли меня, когда я понял, что действительно МОГУ.
Я понял и окончательно уверился в том, что Текст Слияния представляет собой не обычный документ, это нечто гораздо большее, чем исторический или научный трактат.
Что же тогда представляет собой Слияние?
Я весь буквально чесался от любопытства, мне хотелось как можно быстрее заняться дальнейшим освоение Текста.
И я принялся за дело.
Совершенно секретно.
Тема "Слияние".
Документ N 041.
Показания Бурманова М. Ю.
(Выдержка).
- Какой Миша, какой Миша! Брат твой старший, вот какой!
Поскрипел в замке, дверь открыл.
- Заходи быстрей.
- Ну ты даешь, Андрюха. Здорово.
Тут только я увидел его. Андрей был весь какой-то возбужденный, волосы торчком, футболка мятая, на глазах - черные очки.
В квартире было очень темно, все окна завешаны одеялами, едва чего видно через небольшие щели.
Андрюха быстро закрыл за мной дверь.
- Здравствуй, - говорит.
Пожали руки.
Все у него в квартире было по-старому, как и четыре месяца назад, когда я у него был в последний раз, и тоже проездом. Вокруг порядок. Андрюха у нас аккуратный. Клад, а не жених. Не понимаю, как он это все время с женщинами не мог сойтись. Меня, например, жена никак не может научить рубашку нормально повесить... Да, конечно, о деле.
В квартире было темно. Как я говорил, все окна занавешены одеялами, покрывалом с дивана, скатертью. Света едва-едва хватало, чтобы не сесть мимо стула. А вдобавок он - в солнцезащитных очках. Я ему: