Кириченко Юрий Николаевич : другие произведения.

Здравоохранение России первого десятилетия 21-го века

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Политика в области здравоохранения отличается крайней сложностью, так как она включает в себя необходимость принимать решения юридического и административного характера, как на национальном уровне, так и на уровне регионов, в том числе больниц и медицинских ассоциаций, на уровне непосредственного предоставления медицинских услуг.


   Политика здравоохранения в России первого десятилетия 21-го века.
  
  
   Вступление России в 21- век, как новой формы государственности после распада СССР, сопровождалось ощущением всеобщего подъёма, социального оптимизма, что находило выражение как в официальных документах, так и в настроениях населения. Надежды на лучшее не обошли стороной и научные публикации. С этой точки зрения начало 21-го века можно рассматривать, как самое плодовитое время на разного рода прогнозы. А по тому, как преображались рассматриваемые в них сценарии развития событий, можно проследить, как радужные ожидания менялись на свою противоположность - разочарования. Но в отношении здоровья населения, в отличии от других областей хозяйствования, нарастание пессимистических настроений исследователей не успевало за реальным развитием событий. Так, ни в одном из опубликованных прогнозов 80-х и даже первой половины 90-х годов 20 века, кроме вариантов сценария массовых вооружённых социальных протестов на большей части территории страны, не рассматривалась возможность ухудшения здоровья и снижения продолжительности жизни населения до уровней, которые стали реальностью во второй половине 90-х годов. И уж совсем немногие могли предполагать, что это может стать реальностью для России, вступившей в 21-й век, на долгие годы.
   Несмотря на многочисленные исследования проблем здоровья и смертности населения в конце 20-го столетия как российскими, так и зарубежными исследователями, можно сказать, что угроза значительного падения продолжительности жизни населения, увеличение инвалидности среди детей и взрослого населения трудоспособного возраста, и долгосрочность этой тенденции были, мягко говоря, недооценены. Этому в немалой степени способствовало наличие в политике двух точек зрения. Сторонники точки зрения, что резкие сдвиги смертности середины 90-х годов являются возвратной волной проводимой антиалкогольной кампании, рассчитывали на возвращение к эволюционному тренду смертности и отрицали необходимость специальных мер, компенсирующих воздействие кризисных факторов на здоровье населения. Сторонники же точки зрения, что рост смертности непосредственно связан с проводимыми социально-экономическими реформами, оказались заложниками столь политизированного взгляда на сложные интернациональные процессы, не способными предложить объясняющую концепцию, а следовательно, и программу действий в отношении продолжающегося в новом 21-м веке роста смертности на фоне некоторого экономического оживления в стране после 1998 года. Данное положение явилось одной из главенствующих причин отсутствия адекватной политики в сфере охраны здоровья и сокращения смертности в России начала 21-го века.
   Здесь необходимо отметить, что формы политического обеспечения функционирования здравоохранения существуют на всех уровнях социально-экономической иерархии и являются результатом некоего компромисса между исполнительной и законодательной ветвями власти с общественными организациями, медиками-профессионалами и лицами, действующими частным образом. Именно поэтому политика в области здравоохранения отличается крайней сложностью, так как она включает в себя необходимость принимать решения юридического и административного характера, как на национальном уровне, так и на уровне регионов, в том числе больниц и медицинских ассоциаций, на уровне непосредственного предоставления медицинских услуг. В результате перед руководителями, определяющих социальную политику, встаёт вопрос, что имеет большую ценность: строительство новой больницы или ещё одной школы, поддержка местной службы здравоохранения или обеспечение жильём большего числа нуждающихся, или увеличением числа коек в стационаре? Таким образом лица, принимающие решения, неизбежно участвуют в процессе сопоставления потребностей с наличием ресурсов при определении, какие социальные проблемы являются наиболее приоритетными, в то время как исследователи технологий социальной политики стремятся анализировать этот процесс и влиять на него путём выработки соответствующих рекомендаций.
   Подход к здравоохранению, как политической системе, позволяет исследовать такие аспекты, как власть, контроль за деятельностью здравоохранения и определять, в чьих интересах им манипулируют. До какой степени наличие особых интересов, будь то интересы специалистов-медиков или интересы политиков, связанных с медициной, является определяющим при выявлении приоритетов развития здравоохранения, при получении льгот или юридической защиты, а также может помешать процессу предоставления медицинских услуг социально слабозащищённым слоям населения в соответствии с их собственными нуждами и потребностями. К сожалению, в отечественной социологии медицины этим вопросам уделяется ещё недостаточное внимание.
   До сих пор правительство не сформировало своего собственного отношения к проблеме обеспечения здоровья нации. В настоящее время можно говорить только об условном направлении политических действий в контексте модернизации социальной системы в целом (и, здравоохранения, в частности), основными принципами которой являются: ее функционирование в условиях рыночного хозяйства и усиление индивидуальной ответственности граждан за собственное обеспечение.
  
   Депопуляция, как следствие отсутствия адекватной политики в сфере охраны здоровья и сокращения смертности в России начала 21-го века.
  
   Неизбежным откликом на деградирующее состояние общества явилось ухудшение состояния здоровья населения, продолжительности жизни и численности граждан Российской Федерации начала 21-го века. Современная демографическая ситуация в значительной степени обусловлена социально-экономическими процессами происходившими в конце 20-го столетия. Так, с 1992 года, отмечается стабильное сокращение численности населения из-за превышения уровня смертности над уровнем рождаемости (естественная убыль населения). К 2010 году в России ежегодно умирали более 2 млн. человек, а рождалось 1,2 - 1,5 млн. детей. Следствием этого стало то, что численность населения страны уменьшилась на 8,5 млн. человек. По данным социологов, лишь половина россиян доживает до пенсионного возраста (особенно это касается мужской части населения страны); средняя продолжительность жизни сократилась до 58 лет. Третья часть подростков страдает умственной отсталостью психическими расстройствами; более 40% лиц мужского и около 20% женского пола страдают алкоголизмом.
   По показателю ожидаемой продолжительности жизни населения, особенно мужчин, Россия всё больше отстаёт от экономически развитых стран. Так, в 2007 году ожидаемая продолжительность жизни составила в среднем 66,7 года, в том числе среди мужчин 60,6 лет, а среди женщин - 73,1 года. Значительный разрыв данного показателя между мужским и женским населением, составляющий 12,5 лет обу­словлен высокими показателями смертности среди мужчин всех возрастных групп (с наибольшим показателем "сверхсмертности" в возрасте от 24 до 34 лет, когда показатель смертности мужчин превышает тот же показатель среди женщин в 4-4,5 раза).
   Сегодня Россия стоит на 135 месте в мировом рейтинге по ожидаемой продолжительности жизни у мужчин и на 100 месте - у женщин. Основной причиной низкой продолжительности жизни населения является высокая смертность граждан трудоспособного возраста. В основном (около 80%), это касается мужчин. Смертность от заболеваний сердечно-сосудистой системы составляет 55% смертности от всех причин, что в 3-4 раза выше, чем в развитых европейских странах.
   Среди других причин смертности в трудоспособном возрасте значительную долю (более 30%) составляют внешние, управляемые, причины - отравления (в том числе недоброкачественной алкогольной продукцией), самоубийства, бытовые убийства, дорожно-транспортные происшествия и прочие несчастные случаи.
   Уровень смертности обусловлен высоким уровнем заболеваемости населения, распространённостью алкоголизма, наркомании и табакокурения не только среди взрослого мужского населения, но и среди женщин, подростков и даже детей школьного возраста. И всё это происходит на фоне недостаточно развитых форм досуга таких, как физическая культура, спорт, туризм, способствующих ведению здорового образа жизни.
   Особую остроту приобрела проблема низкой рождаемости и высокой инвалидизации населения.
   Показатели рождаемости являются не только демографическими, но и важнейшими медико-социальными критериями жизнеспособности и воспроизводства населения. Статистикой определена величина среднего уровня рождаемости в пределах от 15 до 25‰. При величине данного показателя ниже 15‰ - рождаемость оценивается как низкий уровень, а при величине показателя выше 25 ‰ - как высокий уровень.
   Динамика показателя рождаемости в России свидетельствует, что за период прошедшего столетия пройден путь от нерегулируемой рождаемости в начале века до внутрисемейного регулирования числа рождений во второй половине 20 века. Так, если 1900 году показатель рождаемости составлял 49,5‰, то в 1913 году он снизился до 45,5‰, а к 1940 году - сократился до 31,2‰. Но наиболее интенсивное снижение показателя рождаемости отмечалось после 1945 года. Так, в 1969 году рождаемость в России составляла 17‰, в 1989 году - 14,6‰, а концу 90-х годов рождаемость по стране достигла критических пределов и в 1999 году составляла всего 8,3‰ (табл.1).

Таблица 1.

   Динамика показателей рождаемости по России в 1987-2000 годах
   (по данным Госкомстата).
  
   Год        Показатель рождаемости на      Год         Показатель рождаемости на
   1000 человек населения                        1000 человек населения
  
   1987                  17,1                              1994                     9,6
   1988                  16,0                              1995                     9,3
   1989                  14,6                              1996                     8,9
   1990                  13,4                              1997                     8,6
   1991                  12,1                              1998                     8,8
   1992                  10,8                              1999                     8,3
   1993                    9,4                              2000                     8,7
  
   После 12-летнего периода резкого снижения числа рождений, за который оно сократилось более чем в двое (с 2500 тысяч в 1987 году до 1215 тысяч в 1999 году), последовал период умеренного роста и к 2007 году число родившихся возросло до 1602 тысяч детей. Несмотря на это, современные параметры рождаемости в два раза меньше, чем требуется для замещения поколений (в 2007 году смертность преобладала над рождаемостью на 400 тысяч человек).
   Характер рождаемости в России определяется прежде всего массовым распространением малодетности (1-2 ребёнка в семье), сближением параметров рождаемости городского и сельского населения, откладыванием рождения первого ребёнка, ростом внебрачной рождаемости. Кроме того, на рождаемость отрицательно влияют низкий денежный доход большинства семей, отсутствие должных жилищных условий, современная структура семьи (ориентированность на малодетность, увеличение неполных семей), тяжёлый физический труд значительной части работающих женщин (около 15%), не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам условия труда, низкий уровень репродуктивного здоровья, высокое число прерываний беременности. Такие уровень и характер рождаемости не способствуют сохранению демографического потенциала страны и ведёт к демографическому старению населения. Так, если в 1992 году численности женского населения в возрасте старше 55 лет и мужчин в возрасте старше 60 лет, составляла 19,3% всего населения, то в 2006 году этот показатель составил 20,4%.
   Превалирование смертности над рождаемостью создали своего рода феномен под названием "Российский демографический крест", когда смертность превышает рождаемость. Данное положение характеризует вымирание нации. И если не предпринять в срочном порядке экстренных мер, то население страны к 2050 году будет составлять не более 103 млн. человек.
   Инвалидность определяется состоянием здоровья населения, которое на фоне катастрофической демографической ситуации, обусловленной социально-экономической обстановкой общества и агрессивными условиями окружающей среды, в последние годы имеет отчетливую тенденцию к ухудшению.
   Увеличение контингента инвалидов ожидается и в будущие годы. Спрогнозировать общее количество инвалидов в будущем, можно по сложившемуся темпу прироста, который отражает тенденции последних лет. Если за основу расчета взять темп прироста числа инвалидов в 1999г, который равен 3,44%, то общее число инвалидов в Российской Федерации в 2015г составит 15,4 млн. человек. Однако это самый низкий показатель темпа прироста, и он может сохраниться лишь в случае улучшения социально-экономического положения в стране. Это самый благоприятный прогноз роста общего контингента инвалидов. Но при сохранении неблагополучной ситуации, которая складывается сейчас в России, самым вероятным по экспертным оценкам является прогноз, за основу расчета в котором взят средний темп прироста за 1995-1999 гг, отражающий сложившуюся тенденцию за 5 лет после принятия Закона "О социальной защите инвалидов в РФ" и равный 6,4%. Логически это самый обоснованный показатель. При расчете по этому темпу прироста общий контингент инвалидов в Российской Федерации в 2015г составит 24,2 млн. человек. Это самый неблагоприятный прогноз численности инвалидов к 2015 году.
Расчет прогноза инвалидности по различным методикам показывает, что общий контингент инвалидов составит в 2010г. 13,2 млн. человек, в 2015г 15,3 млн., приток инвалидов в возрасте старше 16 лет будет колебаться в пределах 1-1,8 млн. человек.
   Коррупция, как один из основополагающих факторов, влияющих
на политическое обеспечение функционирования здравоохранения.
   Не секрет, что 90-е годы прошлого столетия, это период активного социального и экономического реформирования, который сопровождался широкой криминализацией разных сфер общественной жизни. История ярко демонстрирует, что преступность увеличивается или уменьшается в зависимости от состояния общества, его социальной, экономической, политической стабильности или нестабильности. Пройдя через какие-либо социальные потрясения, общество приходит к нормальному, спокойному существованию лишь переживая значительный всплеск преступности. Поэтому преступность определяют как параметр, демонстрирующий рассогласование социального механизма. В 90-е годы в процессы криминализации были вовлечены широкие слои населения, которые, с одной стороны, в условиях правовой и экономической незащищённости со стороны государства вынуждены были прибегать к противоправным действиям для реализации своих жизненных интересов, а с другой - становились заложниками криминализации не только экономики, но и всей общественной жизни, оказываясь жертвами беззакония, финансовых афер, вымогательства и других преступлений.
   Всё это в целом формирует противоречивую картину: с одной стороны, значительная часть населения вовлечена в незаконные криминальные схемы удовлетворения своих прав и достижения интересов (от 15 до 55% опрошенных в социологических исследованиях давали взятки за решение проблем в сфере образования, здравоохранения и других сферах, в то время как 17- 35% сами принимали разного рода плату за оказываемые услуги). С другой стороны, участие в противоправных действиях по большей части являлось вынужденным, навязанным сложившимися "правилами игры", что у подавляющего большинства населения (до 90% опрошенных) вызывает негативное отношение к криминализации общества. Это отношение характерно для людей с любым уровнем образования и в любом возрасте. Вообще российские жители демонстрируют крайне низкую удовлетворённость жизнью в целом и её отдельными аспектами в частности: около 50% опрошенных не удовлетворены своей квартирой, 51% - здоровьем, 41% - работой, 54% - жизнью в целом. Хуже всего то, что население не только негативно оценивает сегодняшнюю ситуацию, но не чувствует уверенности в завтрашнем дне: более двух третей опрошенных придерживаются этой точки зрения и лишь около 20% испытывают уверенность в своём будущем.
   Действительно, очень трудно понять, почему уже более 17 лет страна живёт в идеологическом вакууме, так как никто не может внятно и осмысленно сказать - какая в государстве общественно-экономическая формация? Почему по форме как-бы капитализм, но почти всегда "бюджетнососущий", а исполнители в подавляющем большинстве криминальные элементы и, как результат, практически разворовывание национальных богатств, чудовищная коррупция, охватившая почти все сферы экономической и политической жизни государства, а не основополагающие принципы капитализма: "Lasser faier" ("Не вмешивайтесь"), конкуренция, ориентация на безудержный рост производства? Почему валютное содержание рубля в мире практически не меняется, в то время как в России ежегодно на 12% меняется товарное наполнение любых валют, которое почему-то красиво называется инфляцией, а не банальным повышением цен монополистов играющих в рынок? Почему этот процесс, несмотря на негативную реакцию общества, прогрессирует при постоянном увеличении штатов и должностных окладов раздутого чиновничьего аппарата, создавая предпосылки для усиления распространения коррупции, тем самым всё больше подрывая доверие общества к государственным институтам? И всё это происходит на фоне нищенских заработных плат бюджетникам при постоянном росте цен на продукты питания и лекарственных средств, не поспевающим за незначительным повышением заработных плат и пенсий.
   В настоящее время под коррупцией подразумевается нечестное отношение должностного лица к своим функциональным обязанностям. Ключевым признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом и относятся к категории преступлений против государственной власти.
   По мнению Президента РФ Медведева Д.А., коррупция является системной проблемой, отражается на имидже государства, подрывает доверие граждан к власти и угрожает национальной безопасности России.
   Причины коррупции заключаются в том, что производство любых благ требует расхода определённых ресурсов компенсируемых средствами, полученными от потребителей этих благ.
   Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, врач, учитель, экзаменатор и т.д.). главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли, связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором - риск разоблачения и наказания.
   Коррупцию можно классифицировать по многим критериям: по типам взаимодействующих субъектов (граждане и мелкие служащие, фирмы и чиновники, нация и политическое руководство); по типу выгоды (получение прибыли или уменьшение расходов); по направленности (внутренняя и внешняя); по способу взаимодействия субъектов, степени централизации и т.д.
По типу взаимодействующих субъектов различают бытовую, деловую и коррупцию верховной власти. Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В неё входят различные подарки от граждан, а также услуги должностному лицу и членам его семьи. К этой категории также относится "кумовство" (непотизм).
Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса (например: в случае хозяйственного спора, стороны могут заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу).
   Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.
   Распространение коррупции среди чиновников приводит к тому, что в ней оказываются заинтересованными и подчинённые, и начальники. Данная система достаточно устойчива и этим обеспечивает стабильность коррупционной деятельности. На практике подчинённые делят взятки не только с начальством, но и между собой. Конечным итогом является формирование специфических для коррупции внутренних рынков и экономических механизмов. В частности, возникают позиции с особенно высокими нелегальными доходами. Борьба между чиновниками за такие позиции формирует внутренний "рынок труда". По мере развития коррупции происходит некая централизация рынка, начиная с уровня отдельных ведомств, когда чиновники вырабатывают тарифы за принятие конкретных решений, чтобы снизить внутреннюю конкуренцию за каждую взятку и повысить общий доход. Поддержка стабильности нелегальных финансовых потоков требует административных и законодательных мер, нацеленных на повышение экономической выгоды от коррупции и на снижение правовых и социальных рисков. Что касается области обогащения, то одним из основных путей коррупционного обогащения для бюрократии, в особенности для верховной политической элиты, являются государственные расходы (инвестиционные проекты, государственные закупки). Среди других областей, наиболее прибыльных в плане коррупции, можно выделить следующие: внебюджетные счета, создаваемые с легитимной целью (пенсионные, дорожные и др. фонды); налоговые льготы; продажа сырьевых товаров по ценам ниже рыночных; районирование (поскольку оно влияет на стоимость земли); добыча природных ресурсов; продажа государственных активов (в особенности приватизация государственных предприятий); предоставление монопольной власти к определённому виду коммерческой деятельности (в особенности экспортно-импортной деятельности); контроль над теневой экономикой и нелегальным бизнесом (вымогательство, защита от преследования, уничтожение конкурентов и пр.); назначение на ответственные посты в органах власти.
   В современной России, согласно оценкам фонда ИНДЕМ, величина объёма рынка коррупции в деловой сфере в период с 2001 по 2007 гг. составила около 316 млрд. долларов США. По оценкам международных экспертов и российских специалистов до 50% реально получаемой прибыли в добывающих отраслях промышленности и привлекаемых в Россию инвестиций идёт не на развитие экономики, а тратится на подкуп должностных лиц. Эксперты Мирового банка полагают, что за выдачу лицензий на тот или иной вид деятельности идёт от 3 до 10% предполагаемого дохода, а завышение должностными лицами стоимости общественных работ или оборудования составляет от 20 до 100% их действительной стоимости. В целом потери от коррупции в экономике России составляют от 20 до 40% , т.е. суммарный ущерб, причиняемый отечественной экономике коррупцией, доходит от 20 до 40 млрд. долларов в год, что сопоставимо с годовым бюджетом России в 2000 году.
   К сферам деятельности коррупции в России причастны и медицинские организации, производящие по завышенным ценам закупки оборудования и лекарств, выдачу не соответствующих действительности медицинских заключений, приоритетное обслуживание одних граждан за счёт других.
   Что касается вреда, приносимого коррупцией, то она вызывает: неэффективное распределение и расходование государственных средств и ресурсов; неэффективность коррупционных финансовых потоков, с точки зрения экономики страны; потери налогов, когда налоговые органы присваивают себе часть налогов; потери времени из-за чинимых препятствий и снижение эффективности работы госаппарата в целом; разорение частных предпринимателей; снижение инвестиций в производство, что приводит к замедлению экономического роста; понижение качества общественного сервиса; неэффективное использование способностей инвалидов, когда вместо производства материальных благ они теряют время на непродуктивный поиск ренты; рост социального неравенства; усиление организованной преступности - банды превращаются в мафию и, наконец, ущерб политической легитимности власти.
   Если же говорить об оценки уровня коррупции в мире, то можно условно все страны разделить на две большие категории - те, которые успешно справляются с этой проблемой и те, для которых коррупция представляет неразрешимую проблему.
Достаточно "чистыми" в отношении коррупции странами, входящими в первую двадцатку по рейтингу коррумпированности, сформировавшими на государственном уровне антикоррупционную стратегию, относятся Финляндия, Дания, Новая Зеландия, Исландия, Сингапур, Швеция, Канада, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Австралия, Швейцария, Великобритания, Австрия, Израиль, США, Чили, Ирландия, Германия и Япония. В этих странах коррупция осознаётся правительствами, как серьёзная проблема национальной безопасности, при этом коррупция рассматривается как внешняя и внутренняя угроза. Поэтому усилия по ограничению коррупции в этих странах масштабны и, как правило, институцированны. Например, система борьбы с коррупцией в Нидерландах включает следующие ключевые процедурные и институциональные мероприятия: систему мониторинга возможных точек возникновения коррупционных действий в государственных и общественных организациях со строгим контролем за деятельностью лиц, находящихся в этих точках; систему подбора лиц на должности, опасные с точки зрения коррупции; систему наказаний за коррупционные действия, при этом основной мерой является запрещение работать в государственных организациях с потерей всех социальных льгот, которые предоставляет государственная служба; систему поощрений позитивных действий должностных лиц, направленную на то, чтобы чиновнику было выгодно работать эффективно как в материальном, так и в моральном плане, а вести себя честно; систему государственной безопасности по борьбе с коррупцией специальной полицией обладающей значительными полномочиями по выявлению случаев коррупции.
   В Израиле антикоррупционная атмосфера обеспечивается, наряду с аналогичными мерами применяемыми в Нидерландах, системой "определённого дублирования мониторинга" за возможными коррупционными действиями. Он осуществляется правительственными организациями и специальными подразделениями полиции, ведомством государственного контролёра, обладающего независимостью от Министерств и государственных ведомств, а также общественными организациями типа "Ведомства за чистоту Правительства". Эти организации исследуют возможные коррупционные точки, а в случае их обнаружения информируют органы расследования, причём, полученная информация должна в обязательном порядке доводиться до сведения общественности.
Именно поэтому в Израиле, в силу значительных социальных льгот для чиновников и безжалостного их наказания в случае обнаружения коррупции, низовая коррупция практически отсутствует. Доведённых до суда коррупционных преступлений не более 5% и, тем не менее, репутация человека, замешанного в коррупционном скандале, крайне нежелательна. Аналогичная ситуация по отношению к коррупции и в Ирландии.
   В США в ряду должностных преступлений, связанных с выборами и политической деятельностью, предусматривается ответственность кандидатов на какие-либо выборные должности, которые в обмен на поддержку своей кандидатуры обещают кому бы то ни было назначение на публичную или частную должность, или получение работы по найму. Ответственность наступает и для тех, кто в период проведения политической кампании обещает работу по найму или иную выгоду за участие в политической деятельности, выступление "за", или "против" кандидата. Расследованием уголовных дел в отношении высших должностных лиц занимается независимый Прокурор, назначаемый специальным подразделением Окружного федерального суда в Вашингтоне. Более того, комитеты Конгресса США имеют право расследования фактов правонарушения, совершаемых Президентом и высшими должностными лицами.
   Дело в том, что в этих странах государство построено в результате длительной борьбы за общественное равноправие и поэтому государственный чиновник, уличённый в коррупции, рассматривается, с точки зрения морали, как враг народа. Российская же Конституция устранила всякий парламентский контроль за исполнительной и судебной властью. Именно поэтому Российская коррупция носит системный характер, а её возможности заложены на законодательном уровне. Это открывает возможности, даже если чиновник и будет уличён в коррупции, для переквалификации совершённого правонарушения в более мягкую категорию (например, из уголовного в административное или гражданское дело) либо вообще прекращать дело, т.к. многие нормы Права позволяют исполнительной и судебной власти выбирать между мягкой и жёсткой мерами наказания. Причём, чем больше разница между верхним и нижним пределами наказания, тем большую взятку придется заплатить лицу, уличённому в той же коррупции.
   Распространение коррупции в России и, по существу, нежелание вести борьбу с ней на государственном уровне развитых капиталистических стран, неспособность (как показывает 17-и летняя практика), за редким исключением, создать конкурентноспособную экономику, попытки вносить в управление элементы феодализма и компрадорский характер современной российской буржуазии и, как следствие, нищета, страх, неуверенность в завтрашнем дне огромной массы людей, определяет основное влияние на рост патологии в стране и на низкое политическое обеспечение функционирования системы здравоохранения в целом.
  
2011 год.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"