Кирлан Александр : другие произведения.

Семь дней творения

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Пример гностического эксперимента

  Существует старинный психологический тест Роршаха. На бумаге делают чернильную кляксу и предлагают ответить, что получилось. Материалиста можно сравнить с человеком, который всегда отвечает одинаково: получилось чернильное пятно.
  
  Христианская гностика подразумевает: текст имеет значение лишь для человека, готового его понимать. Профан с отвращением отшвырнет даже литературный шедевр. Мне сказали: только ребенок поверит в библейскую сказку про семь дней творения. Но не объяснили, почему Книга Бытия должна непременно оказаться сказкой? Приведу пример того, как мистик читает священные тексты.
  
  "Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водой." Небо, земля и вода, если понимать буквально, уже сотворены. "И сказал Бог, да будет свет. И стал свет." Хотя нет ни солнца, ни звезд. "И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один."
  
  "И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь, и она отделил воду, которая под твердью, от той, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй." Вновь возникает небо, которое якобы уже было сотворено.
  
  "И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место и да появится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо." Опять создается земля, которую уже сотворили.
  
  Если Книга Бытия типичная сказка, тогда зачем городить противоречия уже на первой странице? Какой сказочник напишет: "вначале волк проглотил красную шапочку, а потом напал на нее и съел"? Материалист, радостно потирая руки, поставит диагноз: противоречивый текст, не имеющий смысла. Но мистики не верят в случайность. Этот текст настолько сильно повлиял на человечество, что никак не может оказаться ничтожным.
  
  Почему небо и земля оказались сотворенными два раза подряд? Из-за неточности перевода. Люди всегда называли "землей" свою планету целиком, включая океаны. А "небом" издревле называлось все, что выше земли - атмосфера и космос. Не случайно другие планеты до сих пор считаются "небесными телами".
  
  Поэтому автор Книги Бытия представлял первобытное состояние мира как вселенское противостояние бытия и небытия. Бескрайняя вода наполняла всю материальную вселенную, а границу между первобытной водой и первобытной бездной определял Святой Дух. В мистике важным качеством воды, помимо текучести, считается способность создавать отражение. Абсолют - это причина всего сущего, которая сама не является следствием чего-нибудь. Поэтому Абсолют не имеет никакой изначальной формы, качества или эго, хотя бесконечно отражается в своих творениях. В дальневосточной символике Абсолют подобен хлопку одной ладони. Не будучи конкретно ничем, Дао из небытия при встрече с бытием вызывает существование всего. Бытие - не вторая ладонь, а звук хлопка. Святой дух над поверхностью первобытной воды - образ первобытного сознания.
  
  Затем возник свет. Материалист спросит: где был источник света? Ведь не было ни солнца ни звезд. Мистики считают, что идея явления возникает раньше его осуществления на физическом плане. Поэтому можно сравнить библейский свет с архетипом энергии в чистом виде. Ведь обсуждается недоступная для обычного восприятия форма сотворенного мира, который не обязательно везде должен быть таким, каким его видим мы. Энергия возникает как разность потенциалов, а что может различаться более, чем бытие и небытие? Хотя даже в привычном мире тьма отделена от света на конкретное расстояние. Расстояние приблизительно составляет триста тысяч километров в секунду. Это скорость опережения любого материального объекта световой волной, независимо от того, с какой скоростью сам материальный объект перемещается вслед за ней.
  
  Во второй день творения небесная твердь разделила первобытную воду на земную и атмосферную. Не буду лукавить - древнему автору атмосфера казалась ограниченной хрустальною крышей, за которой плескалась небесная вода, во время дождя падающая вниз. Ведь здравый смысл подсказывал - иначе небесной воде никак не удержаться на небе. Вот за что люблю здравый смысл. Египтянам атмосферная вода представлялась в образе небесного Нила, по которому на барке с востока на запад ежедневно проплывал ослепительный Ра в ладье миллионов лет.
  
  Но в первой главе Книги Бытия есть и более удивительный факт: отсчет дней начался раньше, чем было сотворено само время. Это случилось на четвертый день: "...И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов."
  
   Люблю порадовать материалиста. Представляю, с каким восторгом он окончательно захлопнет Книгу Бытия. А мистик подобен археологу. Если древний пророк записал откровение доступными для него словами, то это не означает, что потомок нипочем не докопается до первоначального смысла. Скорее всего, дни творения нельзя считать днями, или даже периодами в несколько миллиардов лет.
  
   В египетской мифологии важное место занимает Энеида - гелиопольская девятка богов. В иудейской каббале, которая напоминает египетскую мифологию, есть древо Сефирот. Обе геометрические структуры идентичны и поделены на семь уровней. Эти сферы соответствуют семи уровням существования. Скорее всего, число семь возникло случайно, в связи с количеством известных тогда небесных тел, включая Солнце, которые вращались в небе Земли. Древнеегипетские зиккураты имели семь ступеней. Пирамида Джосера сохранила лишь шесть ступеней, хотя наверху стоял обелиск. Пирамиды майя имели девять террас. На дальнем востоке иногда насчитывали восемь небес, иногда десять. Но важно другое: семь уровней существования вполне могли быть прообразом семи дней творения.
  
   Сюжет сотворения мира за неделю ни разу не повторяется в мифологии других народов. Мистика считает любой религиозный текст попыткой рассказать обычными словами про эзотерическое открытие человека, достигшего состояния просветления. Состояние просветления едино и неделимо по религиозным или национальным признакам. Оно даже не зависит от эпохи, в которой живет пророк. Поэтому чем больше совпадений можно найти в чужой мифологии, тем понятнее откровение. В клинописной библиотеке царя Ассурбанипала сохранилось семь табличек о сотворении мира, которые называют Энума-Элиш. Этот рассказ тоже начинается с состояния, в котором вселенная была бесформенна и пуста. В Энума-Элиш Мурдук побеждает хаос и устанавливает порядок. Оба повествования рассказывают о сотворении луны, звезд, растительного мира, животных и человека. Сотворение человека описано на шестой табличке в вавилонском повествовании. Однако, в Энума-Элиш нет никакой аллегории, связывающей сотворение мира с количеством дней недели. Зато количество глиняных табличек Энума-Элиш соответствует числу уровней вавилонских зиккуратов.
  
   Для иудеев лунная неделя священна, поскольку мистически повторяет семь дней творения. Хотя древние могли вначале сравнить каждый день с определенным уровнем существования, а впоследствии сформулировать откровение так, чтобы мистерия стала выглядеть, как причина. Но это только предположение.
  
   Что означают уровни существования? Образно говоря, это поэтапное "сгущение" мира до материального уровня, причем каждый низший уровень считается проекцией, развитием и порождением высшего. Однако, не в том смысле, будто процесс "сгущения" когда-то происходил во времени, а перманентная энергетически-дискретная структура вселенной. Как человеку, знакомому с квантовой теорией, мне это импонирует.
  
   Замена семи дней творения на семь уровней существования окончательно сближает Книгу Бытия с иудейской и древнеегипетской мистикой. Поскольку эманации Энеиды для меня понятнее сфер Сефирот, проследим Энеиду.
  
   Первому уровню существования соответствует триединый бог Хепри-Ра-Атум, породивший Шу и Тефнут (мужской космический свет и женская влажная тьма). Мужское и женское соотносятся в мистике как ноумен и феномен. Первое определяет образ существования второго, хотя каждая пара противоположностей возникает одновременно.
  
   Второму уровню существования соответствуют Нут и Геб (небо и земля).
  
   Третьему уровню существования соответствует Осирис - источник жизни и плодородия. Материалисту покажется странным, что растительная жизнь в Книге Бытия предваряет сотворение времени, солнца и звезд. Меня это тоже озадачило. Неужели архетип растительной жизни энергетически глубже, чем уровень существования времени?
  
   С другой стороны, время напрасно считалось свойством ума, а не объективной реальностью. Согласно Книге Бытия, оно реально, начиная с четвертого уровня. Четвертому уровню существования у египтян соответствуют богиня Нефтида и убивающий Сет. Четвертый уровень порождает не только время, но и пространство. Ноумен первобытного мира во времени воплощается как бесчисленное множество разных феноменальных миров. Это превращение подобно внезапному отражению идеального объекта в паре кривых зеркал, расположенных одно напротив другого, отчего каждое следующее отражение искажает предыдущее.
  
   Пятый уровень существования - царство Исиды. По Книге Бытия здесь впервые возникают обособленные души, в первую очередь у водяных и воздушных тварей.
  
   Шестой уровень существования соответствует Хору - последнему из богов и архетипу идеального человека. Архетип - это ноумен любого предмета или существа определенного вида, поскольку в мистике материя считается производной от энергетического идеала.
  
   Но самым парадоксальным уровнем существования является седьмой "день" творения. "...И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех Дел своих, которые делал..."
  
   Согласно представлениям каббалистов, на седьмом уровне существования непосредственного божественного присутствия нет. Материальный мир разъединен на отдельные фрагменты, элементарные частицы, отчего единое-неделимое не способно материально существовать. Таким образом, материалисты абсолютно правы, когда не находят бога нигде вокруг. Седьмой уровень подобен решету, ниже которого остается то, что удалено от божественного присутствия. Непосредственное божественное присутствие - не от мира сего, хотя энергетически и духовно его предваряет. Поэтому Абсолют воплощает в материальном мире лишь отдельные качества.
  
   Материалист считает физический уровень единственно возможным состоянием мира, в пределах которого непременно должна скрываться и первопричина существования. Мистик считает физический план последним, движущие силы которого порождаются высшим уровнем. Поэтому фундамент физических законов вселенной никогда не будет открыт в категориях материального мира.
  
   То, что Вы прочитали, называется эзотерикой. Эзотерикой является не секретное знание, а труднодоступное знание. Трудность доступа к эзотерическому познанию заключается не в исчезновении мистических текстов, а в индивидуальной способности к интерпретации того, что встречается на каждом шагу.
  
   Но если Вам показалось, будто Вы поняли больше других, никогда не переписывайте священный текст своими словами. Книги откровения для того и священны, чтобы исключить редактирование. Ведь они просвещают нас не буквальными фразами, а путем возбуждения интуитивного мышления, связанного со сверх-сознанием. Не навязывайте другим свое мнение. Возникшее осознание - индивидуальный источник силы, который не всегда подходит другому человеку. Следующий мистик, читая старое откровение, откроет другие оттенки эзотерического познания. Безусловна одна наука. Мистика всегда субъективна.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"