Кирлан Александр : другие произведения.

Смерть по-тибетски

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Начало страшной сказки

  ***
  У большинства людей первый шаг к вере ущербен. Про Бога вспоминают от отчаяния, или в надежде на защиту. Редкий человек становится верующим из благодарности. Но мне посчастливилось встретиться с таким человеком. Его отличала скромность. Нет, не болезненная стеснительность, а настоящее, неподдельное смирение. В конце девяностых господин Петрашевский открыл небольшую фирму и благодаря дефолту быстро разбогател. Любой другой человек на его месте оценил бы это, как доказательство собственной исключительности, вследствие которой ему теперь позволено то, что не позволено простому смертному. А господин Петрашевский призадумался, и трезво рассудил, что его успех не стал следствием незаурядного ума или коммерческой жилки, которых у него нет. В случайность господин Петрашевский тоже не верил. Он твердо знал, что любое явление имеет конкретную причину, даже если ее не всегда можно определить. Следовательно, внезапно свалившееся ему на плечи богатство, когда более умные и проницательные люди теряют последние сбережения, является авансом от высших сил за некую будущую работу, которую он непременно должен исполнить.
  Разумеется, такие мысли не приходят в голову кому попало. Если человек стремился к удовольствиям и развлечениям, то ему некогда думать о высоких материях, Хотя когда-нибудь, наверное, и хотелось. Но господин Петрашевский одевался скромно, жил просто, роскошь презирал. А если такое поведение вам покажется странным, то попробуйте сформулировать: почему этого хотите вы? Без мещанских атрибутов успеха жизнь выглядит скучной, бесцельной и неудачной. Это духовная пустота, которая подобно урчащему пустому желудку, алчно требует наполнения событиями, объектами и вещами.
  У Петрашевского был друг по фамилии Каждан - тоже весьма образованный человек. Гриша Каждан любил насмехаться над символами христианства. Поскольку Гриша был бабником-сердцеедом, то самой смешной догмой для него было непорочное зачатие. Господин Петрашевский мало интересовался этой темой. Ему христианские символы казались скорее эзотерическими, чем биологическими. Но раз пошла такая мода - понимать все буквально, то господин Петрашевский однажды с досадой возразил другу: нельзя называть невозможным то, что стало возможным в наши дни.
  Гриша Каждан задумался.
  -То, что стало привычным сейчас, было совершенно исключено тогда.
  -А инопланетяне смогли бы это сделать... тогда? - поинтересовался господин Петрашевский.
  Гриша Каждан представил такую картину и захохотал.
  -Смогли бы.
  -Тогда почему ты думаешь, будто инопланетянам доступно то, чего никакому богу нипочем не осилить? - удивился господин Петрашевский.
  Гриша Каждан ехидно прищурился.
  -Как атеист не устаю удивляться, к каким логическим эквилибристикам прибегают верующие, чтобы оправдать непорочное зачатие. Здравый смысл, вооруженный наукой, легко разоблачает досадные ляпы священных текстов. Откуда взялись библейские семь дней творения? Чем они лучше слонов или черепах, на которых держится земля? На фундаменте сказочных сюжетов и вырастает вполне логичное сомнение в адекватном толковании антропоморфной фигуры Бога. Вера христианина в то, что Иисус ходил по воде, по самой сути иррациональна.
  Господин Петрашевский развел руками.
  -Согласен, я такого не видел, и никто из моих друзей или родственников не видел. Однако, триста лет назад никто не видел, чтобы железные птицы летали по воздуху а железные повозки ездили без лошадей. Ты возразишь: никаких чудес, просто люди открыли новые законы природы и воспользовались ими. Именно поэтому я отвечу: человек, который идет по воде, противоречит лишь известным мне законам природы, а не всем возможным законам природы вообще. Мне неизвестно, какие бывают еще, и непонятно, откуда твоя уверенность, будто недавно открыты последние?
  Затем господин Петрашевский спросил: почему реальность кажется Грише незыблемой? Только оттого, что Каждан ее видит, слышат и чувствует? Но во сне люди тоже видят, слышат и чувствуют разные предметы, хотя проснувшись не станут утверждать, будто эти предметы действительно существовали. Бенедикт Спиноза сказал: "я мыслю, следовательно - существую" вовсе не для того, чтобы прославить могущество интеллекта, как думают материалисты. На самом деле Спиноза пришел к выводу, что ни про какой чувственный опыт нельзя утверждать, будто он до конца объективен. И лишь в одном существовании человек до конца уверен - в существовании своего сознания.
  Гриша рассердился.
  -А мне претят слова "раб божий" или "смиренная паства", само собой заложенное в них утверждение, что человек есть скот. - вызывающе ответил Каждан. -Вот оно, изначальное предназначение религии - рабство. Нет, не кандалы и бичи надсмотрщиков, не тюрьмы и каторги, но удавка на мысли и мечты. Выхолащивание, подрезание крылышек - самое мерзкое из дел. А потому, почтеннейший господин Петрашевский, что если верить христианской мифологии, то в аду сейчас варятся Гагарин, Курчатов, Жуков, Лавочкин, и прочие талантищи. Если парни вроде меня попадают в ад, то силы, называющие себя светлыми, свой будущий апокалипсис проиграли уже сейчас.
  -Как романтично. - рассмеялся господин Петрашевский. -Кстати, Гагарин был верующим, поэтому вычеркни его из списка талантищей.
  -Чем докажешь?
  Господин Петрашевский прочел ему короткую лекцию на тему: "неизвестный Гагарин".
  -Непременно проверю твои слова. - пригрозил Гриша Каждан. -Если вас, мракобесов, не проверять, то вы из каждого знаменитого человека сделаете себе союзника.
  -Нет, не из каждого, только из самых знаменитых. Коперник, Бруно, Ньютон, Пастер, Мендель, Эйнштейн, Дарвин, Павлов, Бор, Планк и Гейзенберг были верующими, хоть и не ортодоксами.
  -Вот видишь: не ортодоксами.
  -Кроме Дмитрия Ивановича Менделеева.
  -Да ну, не верю, тьфу на тебя. - захохотал Гриша.
  -Материализм сосредоточен на мелочах, в этом его предназначение. А успешная революция в фундаментальных мировоззренческих теориях поневоле требует другого уровня мышления, за что наградой бывает озарение, подобное периодической таблице химических элементов, которую Менделеев увидел во сне. Почему в бога верят физики-теоретики? Потому что ты заучил бездумно, как попугай, про "дуализм волны и частицы", а они его осознали. Сегодня элементарные частицы материи - скорее форма существования энергии, ее локальные минимумы. Кто-то из физиков даже назвал частицы: "пенными барашками на гребне электромагнитных волн". Тебе кажется, будто все бесконечно материально. Хотя на самом деле материальный мир подобен радиопередаче в узком диапазоне длинны и частоты электромагнитных колебаний. И если твое сознание расширит наблюдаемый диапазон, то ему открывается совершенно другая реальность.
  -Изыди, Сатана. - отмахнулся от мракобеса Каждан.
  Вот какие интересные дискуссии вели два друга на шашлыках за бутылкой водки. Но это было давно. В те дни, когда я еще не мог к ним присоединиться, изучая синологию в городе Санкт-Петербург и не догадываясь о том, какие удивительные события ждут нас всех впереди.
  ***
  Синология - это изучение наследия великой китайской культуры. При взгляде на китайцев, которые торгуют на русских рынках, обыватель может подумать о них превратно. Однако для меня китайцы являются избранным народом. Это единственная из наций, которая за пять тысячелетий сохранила неизменной древнюю духовную самобытность, пережила все вражеские нашествия и катаклизмы, а этнически - в тысячу раз перевыполнила библейский завет "плодитесь и размножайтесь", оставив хвастливых иудеев далеко позади.
  В особенности меня волновала тибетская книга мертвых, по-тибетски - "Бардо Тхёдол". К сожалению, Тибет только географически является частью Китая. Поэтому официальный Пекин подозрительно относится к исследователям культуры Тибета. Вдруг они втайне поддерживают тибетских сепаратистов? Но личная дружба с некоторыми влиятельными людьми в китайском посольстве помогала мне преодолевать подозрительность.
  Тем временем, далеко-далеко от Санкт-Петербурга, в священном тибетском городе Лхаса после многолетних трудов внезапно достиг просветления второй человек, сыгравший в моей судьбе роковую роль. Это был влиятельный пожилой лама по имени Кази Дава-Самдуп.
  Однажды лама Кази Дава-Самдуп услышал, будто буддийская доктрина трикайи происходит от христианской троицы. Лама с любопытством изучил христианские сочинения на эту тему и заявил, что христианство - упрощенный буддизм. Кази Дава-Самдуп предположил, что буддийские миссионеры, направленные Ашокой в Сирию, оказали глубокое влияние на умы, и Христос, будучи бодхисатвой, был несомненно знаком с нравственными принципами буддизма, о чем свидетельствует нагорная проповедь.
  Удивительно, насколько непоследовательными в собственных убеждениях бывают просвещенные люди. Зачем искать посредников между Иисусом и Буддой тому, кто имеет представление о сверх-сознании? Каждый пророк в состоянии сверх-сознания постигает одинаковые истины, которые искажаются лишь после соприкосновения с разными культурами. Мистика - основа любого культа. Религия лишь переводит на язык бытового уровня все, что непосредственно переживается и открывается мистиком. Для чего выдумывать сказки о миссионерах, которые словно муравьи бегают по земле взад-вперед, разнося эзотерические доктрины? Кто из простых людей в состоянии их понять? А если человек уже обладает сверх-сознанием, тогда зачем ему посредники?
  Получив от ламы Кази приглашение посетить научную конференцию посвященную влиянию буддизма на христианство, я отправил в Лхасу дерзкое письмо с возражениями. В ответ господин Кази пошутил, что его мысль, вероятно, тоже исказилась, соприкоснувшись с моей культурой, а по существу он со мною согласен и "ждет не дождется, когда же я вышлю им к ужину дюжину новых и сладких калош..." Короче: критика приветствуется. Приглашение не только осталось в силе, но даже дополнилось щедрыми льготами. Ну, на таких условиях даже бодхисатва отправился бы в Тибет.
  Русская делегация летела в Тибет через Пекин. После приземления в тибетском аэропорту Гонгкар, где нам навязали китайского переводчика по фамилии Шеньдун, мы еще целый час добиралась до Лхасы на микроавтобусе, поэтому к вечеру отупели от усталости. Бдительный товарищ Шеньдун попытался завести разговор о тибетских сепаратистах, от которых следует держаться подальше, поскольку все они практически террористы, наподобие чеченских. Но переводчику никто не верил, поскольку ближайшими террористами были отнюдь не тибетцы, а наоборот - непальские коммунисты, желающие превратить свое королевство в Народную Республику Непал.
  Катюша Аркадьева, аспирантка из Санкт-Петербурга, заявила, что у нее уже второй визит в Тибет, и задремала, свернувшись в кресле, пока ее бородатый шеф, Эдуард Артурович, сосредоточено уничтожал остатки общей провизии. Экстрасенсу из Воронежа вздумалось попробовать местного ячменного пива в аэропорту, после чего экстрасенса едва не потеряли в толпе. Теперь он храпел, вытянув длинные ноги в проход между сиденьями. Только священник из Ярославля с любопытством сверлил взглядом ночное высокогорье сквозь немытое окно. Я покосился на батюшку и снисходительно улыбнулся.
  -Впервые в Китае, Семен Петрович?
  -Покушать дороговато у них. - сухо отозвался священник. Мне показалось, Семен Петрович привык, чтобы его называли батюшкой. Но ведь при всем моем уважении к православному культу, он только на службе батюшка, а не везде.
  -В Тибете цены дешевле. - успокоил я. -В восточном Китае туристу приходится тратить по пятьдесят долларов в день, а на западе легко уложиться в двадцать пять. Смело питайтесь в заведениях для местных жителей. Здесь отлично готовят, не отравят и не накормят собакой. Зато дороги в горах ужасные. На транспорте экономить опасно. Рекомендую использовать только рейсовые автобусы.
  -Спасибо.
  По привычке употребляя старославянские выражения, Семен Петрович объяснил, что не собирается путешествовать по горам, да и на конференцию попал случайно. Просто китайское посольство в Москве не выдает визу на посещение Лхасы для группы менее пяти человек. Батюшка оказался пятым.
  -Из Москвы в Пекин летел рядом с Гришей. - понизив голос, сообщил Семен Петрович и выразительно кивнул в сторону спящего экстрасенса. -Эх, Гриша-Гриша, чуть с ума меня не свел разговорами, нехорошо. Не приведи Господь, если все здесь такие, заранее домой хочется, чем скорее тем лучше.
  -О чем же вам Гриша рассказал? - заинтересовался я.
  -Его фамилия Каждан. Это загадочный человек. Утверждает, будто еще недавно был убежденным атеистом и циником, но в результате какого-то трагического события вдруг уверовал.
  -Что в нем загадочного?
  -А как же! Воинствующий атеист стал мистиком.
  -Типичное превращение. Человека определяет не конфессия, а уровень ума. Болельщики "Спартака" ничем не отличаются от фанатов "Динамо", хотя при встрече могут убить друг друга.
  -Год назад в Катманду к Грише подсел в ресторанчике лама, который оказался махатмой, и за бесплатный обед раскрыл Грише тайну происхождения вселенной. А потом повез Гришу к монахиням, заниматься тантрическим сексом.
  Мы украдкой посмеялись над экстрасенсом.
  -Как вижу, вы светский человек, Семен Петрович. Нормально, что к вам по имени-отчеству?
  -Непривычно. - священник пожал плечами. -Семь лет назад принял сан.
  -Раньше чем занимались?
  -Ядерной физикой.
  Я невольно присвистнул.
  -Бомбу делали, батюшка?
  Семен Петрович махнул рукой.
  -Ну что вы. Тогда б на волю меня нипочем не отпустили. Так себе, теоретик.
  -На волю, это как?
  -Тошно стало жить в суете мирской. Смысла не видел.
  -А теперь?
  Семен Петрович вздохнул.
  -Некстати запамятовал. Как Вас зовут?
  -Бронислав Иванович Кузнецов.
  -Вы человек верующий?
  -Скорее сочувствующий, ведь по профессии я синолог.
  -Разве это взаимосвязано?
  -Чем больше изучаешь китайскую культуру, тем меньше испытываешь интерес к догматическим культам.
  -Например, к православию? - нахмурился Семен Петрович.
  -К любой религии, которая считает себя самой правильной.
  -Так ведь каждая вера нуждается в самоутверждении.
  Я не успел ответить, потому что в разговор вмешалась Катюша Аркадьева. Катюша была убежденным теософом образца девятнадцатого столетия. Она еще в самолете приставала к деликатному батюшке, а теперь решила окончательно добить конкурента.
  -Извините, если помешала. - ядовито усмехнулась Катюша. -Но согласно христианской религии Бог послал сына на землю, чтобы принести в жертву. Кого после подобной жестокости может заинтересовать Бог-садист?
  Семен Петрович растерянно обернулся. Катюша Аркадьева блестяще сочетала высшее образование с врожденной глупостью. Я замолчал, гадая, как бедный батюшка вывернется из мертвой хватки дамской теософии, бессмысленной и беспощадной.
  -Согласно христианскому учению, Иисус добровольно пожертвовал собой, поскольку един с Отцом Небесным, милая барышня. - ответил священник.
  Катюша не смутилась.
  -Вы занимаетесь подтасовкой фактов. Если отец с сыном едины, тогда и по характеру они них должны быть похожи. Однако, ветхозаветный Бог всегда негодовал, когда его не слушались. Впрочем, когда его слушались, Бог тоже негодовал. Простите, но в Ветхом завете вообще не заметно никакой любви Бога к людям. Подбросьте цитатку, где Бог признается людям в любви? А еще буду благодарна, если расскажите, когда ветхозаветный Бог творил добро, особенно неевреям.
  Семен Петрович всплеснул руками и с надеждой взглянул на жующего Эдуарда Артуровича, сообразив, что начальник невоспитанной барышни обязан иметь на нее влияние.
  -Неужели вы с ней согласны?
  Эдуард Артурович на секунду отвлекся от еды и лаконично объявил:
  -Не согласен.
  После чего спокойно вернулся к ужину. Семен Петрович напрасно ждал продолжения. Оно последовало со стороны Катюши Аркадьевой.
  -Монотеизм несёт в себе оправдание захватническим войнам, теориям превосходства, насилия. Посмотрите, кто твердит о любви и добре? Алчные жрецы, которые даже в христианстве разделились и враждуют между собой. Тогда чего ждать от разных монотеистических религий? Война между ними неизбежна, потому что нетерпимость лежит в основе этих религий. В Коране недвусмысленно призывают убивать тех, кто не чтит святое писание. В Ветхом Завете захват Палестины считается святым делом. Зачем нам такой Бог? Кто соединил Ветхий и Новый Завет? Как можно из этого создать одну религию? Что за глумление над собственным Богом?
  Микроавтобус въехал в длинный тоннель под скалой. Глаза неистовой аспирантки растворились в темноте. Семен Петрович отвернулся. Кажется, он немного обиделся на меня за нейтралитет. Ну и зря. Спорить с Катюшей бессмысленно, как с реактивным минометом, названным в ее честь. К счастью, миномет замолчал. Зато вновь загудел басок ее шефа, Эдуарда Артуровича:
  -Господа, рассуждать о высоких материях прилично только за деньги по долгу службы в специально отведенных местах, например на будущей конференции.
  Гриша проснулся и недовольно заворочался в кресле.
  -Эй, православные, нельзя ли потише?
  Православные спохватились и успокоились. Все-таки не на родине, а в чужой стране. Вот и китайский переводчик, сидящий рядом с водителем, начал испуганно улыбаться, озираясь через плечо. Возможно, здесь не принято скандалить во имя высшей истины? Только Семен Петрович, будто обиженный ребенок, никак не мог переварить критику и потихоньку шептал мне в ухо:
  -Так вы говорите, барышня - теософ? Печально. Теософ, немного зная обо всем, ни в чем не разбирается досконально. Теософы - дилетанты. Отсюда и культ личности, а вслед за ним - великая пирамида, возня очередного генералиссимуса с оловянными фигурками Иисуса, Магомета, Будды и прочими богами-пророками, которая в теософской голове осмысливается как великая эзотерическая конструкция, над которой гордо сияет архитекторское око разума.
  ***
  Когда мы добрались до отеля, лама Кази Дава-Сампдуп встретил нас лично.
  Отель "Тибет" расположен в Лхасе на высоте три тысячи шестьсот метров над уровнем моря. Место хорошее - рукой подать до сада драгоценных камней и десять минут езды до священного города. Есть бизнес-центр, химчистка, поликлиника, этажи для некурящих. Вероятно, господину Кази было интересно взглянуть на меня, а попутчики достались ему в нагрузку. Нас усадили за столиком ресторана "Эвергрин" и накормили традиционной едой. Товарищ Шеньдун нахально пристроился рядом, хотя почти ничего не ел, а только следил: не заговорит ли кто о тибетском сепаратизме?
  В Тибете считается разумным летом употреблять белую пищу из молочных продуктов, а зимой - красную, мясную. Поэтому, вместо вожделенных бараньих сосисок я увидел на тарелке пшеничные блины, пару кусочков сыра, воздушные булочки, экзотические фрукты и вновь крепкое ячменное пиво, которое здесь упрямо называют вином. Конечно, глупо было рассчитывать на угощение из языка яка, но с каких это пор баранина в Лхасе стала деликатесом? Надеюсь, мне удалось скрыть разочарование.
  -Здравствуйте, господин Кази Дава-Самдуп. - обратился я к ламе по-тибетски.
  -Здравствуйте, господин Кузнецов. - ответил лама, тоже на родном языке. -С огромным удовольствием прочитал вашу книгу об иранском происхождении религии бон. Доказательства неопровержимы.
  Я опустил глаза.
  -Не преувеличивайте мои способности. Просто доскональное знание тибетского языка мне позволило тщательней, чем предыдущим исследователям, изучить труды Таранатхи, биографию Шернаба из книги "Зермиг", а также трактат под названием "Праздник наслаждения подробным изложением хронологии учения пучка из пяти растений, рассеивающий сомнения".
  -Даже не знала, как хорошо вы изучили китайский, Бронислав Иванович! - внезапно заговорила по-английски Катюша Аркадьева. Вероятно, девушке захотелось отличиться.
  -Это тибетский язык. - поправил ее товарищ Шеньдун и склонил голову, изображая восточный поклон.
  Глаза аспирантки Аркадьевой неестественно заблестели.
  -Вау! Тибет, гора Кайлаш, волшебная страна Шамбала!
  Стало заметно, что Катюша чуть-чуть опьянела. Неудивительно, если учесть, как мало мы съели и как много выпили. Тибетское пиво крепче русского. Кази Дава-Самдуп улыбнулся.
  -Господин Кузнецов доказал, что в основу легенды легли реальные события времен династии Ахеменидов, а волшебная страна Олмо - просто древний Элам. - объяснил лама по-английски.
  -Олмо - тибетское название Шамбалы. - уточнил китайский переводчик.
  Когда смысл сказанного дошел до аспирантки Аркадьевой, она сморщилась и попыталась вспомнить, что думала по этому поводу гениальный теософ Блаватская, но безуспешно, поскольку мадам Блаватской и в голову не приходили настолько пошлые мысли. Тогда Катюша засмеялась и возразила:
  -Ну, это еще доказать нужно!
  Возразила совершенно некстати, поскольку моя книга и была доказательством.
  Экстрасенс Гриша, с трудом понимающий английскую речь, тоже решил вставить слово.
  -Никто не отыщет Шамбалу, оставаясь в обычном мире. - заявил Гриша по-русски. -Шамбала открывается лишь человеку с повышенным уровнем сознания. При другом уровне сознания реальность выглядит иначе. Поэтому Шамбала всегда вокруг нас, просто мы не замечаем ее.
  Лама Кази с любопытством прислушался.
  -Олмо где?
  Товарищ Шеньдун попытался Гришину ересь перевести. Отхлебнув изрядную порцию тибетского пива, я остановил переводчика взглядом и с раздражением обернулся к Грише. Решив жестоко наказать дилетанта, которого злая судьба сделала моим попутчиком, я бегло заговорил по-английски, небрежно вставляя в монолог длинные тибетские фразы. Гриша заморгал и робко пошевелил губами, подготавливая достойный ответ. Однако за долгие годы практики у меня сложилась привычка к длинным докладам без подготовки. Фундаментальная наука - это вам не тантрический секс!
  Я подробно рассказал Грише, что легенда о Шамбале напрямую связана с религией бон. А родина религии бон, вопреки устаревшей версии Стейна, вовсе не тибетская страна Шаншун, а древний Иран. Таково же было мнение самих бонцев, ошибочно отвергнутое учеными. Глубоко укоренившейся традицией не следует пренебрегать, даже если на первый взгляд она выглядит фантастичной. Разобравшись в сложной семантике географических названий, я неопровержимо доказал, что Олмо - в действительности древний Элам. Сольный город Барпосогьярд оказался иранским Парсогардом, который более известен под греческим названием - Персополь. Городок Янпачан, место рождения бонского пророка Шенраба - это Анчан, родовое гнездо династии Ахеменидов. В стране Мэд можно идентифицировать Мидию, в крепости Дана - столицу Мидии, Экбатаны. Абадара оказалась Бактрией, берег хадов - страной хетов, а Хос - городом Сузы. Аналогично были идентифицированы Вавилон, Египет, Ассирия, Согдиана и Бактрия. Согдиана, которую тибетцы называли Сэнге-Гьяб-Нол, на карте тибетско-шаншунского словаря выделена особо, поскольку именно отсюда религия бон проникла первоначально в Шаншун, откуда позднее попала в Тибет.
  Пораженные соотечественники выслушали стихийное выступление молча, практически не перебивая. Только лама Кази задал несколько вопросов по существу. Когда я закончил, возникла неловкая пауза. Эдуард Артурович почесал бороду и весело посмотрел на Гришу. Гриша с Катей мрачно уткнулись в тарелки с едой. Из них бы вышла хорошая супружеская пара.
  Семен Петрович задумчиво потер лоб и пробормотал по-русски:
  -Но персидские цари чтили Заратустру, который считается монотеистом.
  -Глупости, Заратустра был убежденным язычником. - ляпнула наугад аспирантка Аркадьева.
  Семен Петрович умоляюще взглянул на меня. Я поспешил вмешаться:
  -От Кира до Дария персидские цари следовали учению Шенраба. И лишь во времена царя Ксеркса, по примеру иудеев, пытались запретить многобожие.
  -После чего дела пошли все хуже и хуже. - злорадно отметила Катюша.
  -Возмутительный бред. - рассердился Семен Петрович.
  Я обернулся к господину Кази и объяснил по-тибетски:
  -Вы будете смеяться, но эти люди тоже ничего не слышали про персидскую религиозную реформу.
  Дава-Самдуп оживленно затряс головой.
  -Шестой век до новой эры был богат на пророков. - сказал лама по-английски. -В Индии прославился Будда, в Китае - Лао Цзы, в Греции Пифагор, в Иудее Эзра, а в Иране возглавил восстание и ненадолго захватил царский трон маг по имени Гаумата. Причем, все эти почтенные люди жили одновременно и теоретически могли даже встречаться. Теперь еще Шенраб.
  -А Заратустра? - напомнил Семен Петрович.
  -Здесь его называют Шенраб. - ответил лама.
  -Что он говорит? - обернувшись к китайскому переводчику, не выдержал Гриша.
  Товарищ Шеньдун перевел экстрасенсу смысл сказанного. Семен Петрович с удовольствием пригубил новую кружечку местного пива.
  -Концы с концами у вас не сходится, господа теософы. - торжественно заявил батюшка. -Чуть не поверил, чуть не поддался искушению. Ан, нет! Предположим, Заратустра действительно родился при царе Кире, а не в далекой древности. Однако, как сей мыслитель мог исповедовать единобожие и язычество одновременно? Вот вы, Бенидикт, утверждаете: Шенраб проповедник языческой религии бон. А господин лама выдает Шенраба за монотеиста Заратустру. Дурака из меня делаете?
  Все-таки русские совсем не умеют пить. Неправда, будто бы за границей пьют меньше. Просто нормальные люди хорошенько закусывают. Например, мне легко удалось сохранить ясность мысли, а батюшка пил не закусывая.
  -Восточные легенды недвусмысленно связывают жизнь Заратустры с эпохой династии Ахеменидов. И только европейцы почему-то надеются отправить пророка в глухую древность. Угадайте, кому лучше знать? - усмехнулся я. -Необыкновенная мудрость Заратустры и твердая уверенность в истине, а также совершенные чудеса, убедили царя Дария Гистаспа принять новое учение, что стало важнейшим событием его царствования. В день принятия Дарием нового учения Заратустра посадил кипарис, как символ новой веры.
  -Монотеистической веры? - настойчиво допытывался батюшка.
  Я почувствовал приступ тошноты.
  -Монотеизм - абстрактный философский лозунг, Семен Петрович. В реальности никакого монотеизма не существует. Прежде чем обвинять Заратустру, пересчитайте православных ангелов и святых. В Египте на стенах коптских церквей ангелы до сих пор красуются с головами соколов и тельцов.
  Потеряв бдительность, язычница Катя улыбалась и кивала, неумело кокетничая с китайским переводчиком.
  -А для меня давно не секрет, что мировые религии можно выстроить в таблицу, наподобие периодической системы химических элементов. - осмелел Гриша. -Эй, товарищ Шеньдун, переведи-ка мои слова товарищу Кази!
  Я постучал себя кулаком по лбу, потом по столу, чтобы Семен Петрович понял, насколько он глуп.
  -Подумать только, еще в шестом веке до нашей эры, аж страшно вспомнить когда, родился мудрец, который постиг: все религии сводятся к одному явлению, которое объединяет их все. Но даже в двадцать первом веке православный физик упрямо не понимает древнего мудреца!
  Мне стало жаль беднягу Шенраба. Я спрятал лицо в ладонях. Казалось, сам великий Шенраб молча сидит напротив, грустный и бородатый, внешне похожий на Эдуарда Артуровича, и слушает, как про него бессовестно сплетничают потомки. Да разве одни потомки? Современники тоже обижали Шенраба. Даже великий Кир, основатель персидской империи, упрямо допытывался: ну кто же все-таки прав - мидийские маги или ханаанские иудеи? Как будто смысл духовного озарения можно выразить однозначно. Вот и расписывались за Шенраба впоследствии всякие проходимцы - практически матом, черт бы их всех побрал. А вдруг я открою сейчас глаза, и воочию увижу Шенраба? Интересно, о чем Шенраб захочет мне рассказать? Неужели вспомнит, как принимал иудейские святыни из рук царя Кира, возвращая пророку Эзре? Ой, не случайно царь царей позволил богоборцам вернуться в Иерусалим. Но разве добродушный Шенраб рушил капища дивов или запрещал небесные похороны?
  Когда-нибудь видели небесные похороны? Вряд ли увидите. Небесные похороны - обычная церемония в Тибете, но иностранцам не разрешают присутствовать. Все гости Тибета обязаны уважать эту традицию и держаться подальше от похоронных процессий. Процессии направляются на вершины безлюдных гор, где покойника оставляют на съедение хищным птицам. А прежде считалось, будто людей пожирают горные дивы. Неудивительно, что царь Ксеркс не хотел ублажать демонов человечиной.
  -Очень хочу увидеть небесные похороны, Кази. - внезапно признался я, с надеждой приподняв тяжелую голову.
  Товарищ Шеньдун перевел мою просьбу с русского на китайский. На всякий случай, я повторил ее по-тибетски:
  -Очень хочу увидеть небесные похороны, Кази.
  Кази Дава-Самдуп заглянул мне в глаза.
  -Как вы догадались?
  -О чем? - удивился я.
  -Вам кто-нибудь объяснил, что будет дальше?
  -Не понимаю.
  Лама Кази и товарищ Шеньдун многозначительно переглянулись.
  -Удивительное совпадение. - сказал лама. -Как вы себя чувствуете, господин Кузнецов?
  -Чувствую необыкновенную легкость во всем теле, а что?
  -Скоро увидите небесные похороны. - пообещал лама Кази.
  -А можно принять участие в церемонии?
  -Обещаю главную роль.
  -Какую?
  -Роль покойного, господин Кузнецов.
  Китайский переводчик любезно повторил его предложение по-русски, чтобы стало понятно: я не ослышался. У соотечественников вытянулись лица. Семен Петрович перекрестился.
  -Глупая шутка. - буркнул Гриша.
  -Нас отравили? - испугалась аспирантка Аркадьева.
  -Да, тибетские террористы. - кивнул товарищ Шеньдун, а лама Кази печально развел руками.
  После зловещей паузы Эдуард Артурович с грохотом отодвинулся назад вместе с креслом, схватился за горло, высунул язык и захрипел, закатив глаза. Китайский переводчик и лама Кази затряслись от смеха.
  -Хорошее чувство юмора. - похвалил Эдуарда Артуровича переводчик.
  -Мы говорили не про настоящую смерть, а про аттракцион для туристов. - объяснил лама Кази.
  -Ну знаете ли! - взвизгнула Катюша. -Ведь нельзя же так!
  Пора. Товарищ Шеньдун подлил порцию русской водки в ее опустевшую чашечку.
  -Грешно шутить такими вещами, как смертный час. - вздрогнул Семен Петрович.
  -Это часть нашей древней культуры. - лама Кази беззаботно пожал плечами. -Важнейшим искусством для тибетца является смерть. Готовимся к ней заранее. Самое интересное занятие здесь, в горах. Ведь жизнь простого человека трудна, однообразна и лишена развлечений. Туристы часто спрашивают про небесные похороны, однако посторонним настоящую церемонию видеть нельзя. Зато теперь ее можно увидеть на экране и почувствовать себя мертвым.
  -Во как! - заговорщицки подмигнул мне Эдуард Артурович.
  ***
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"