Кирлан Александр : другие произведения.

Осознанная необходимость

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 2.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Проблема выбора

  Почему человека оскорбляет определение "раб божий"?
  Наверное, в качестве хозяина ему представляется небритый, одетый в растянутое трико, сосед по подъезду, который лупит плеткой ни в чем не повинного раба, заставляя мыть заплеванные полы. И даже если Вы сами гораздо больше похожи на "небритого соседа", чем этот гипотетический хозяин, то все равно обидно.
  Ведь каждому известно: "мы не рабы, рабы не мы". Хотя из той же пачки лозунгов можно достать другой: "свобода - есть осознанная необходимость". Один лозунг запомнили, второй почему-то забыли. Ходят слухи, будто такое определение свободы выдумал Карл Маркс. Нет, я встречал его у более древних авторов.
  У обычного человека понятие личной свободы прежде всего связано со свободой выбора. Например, узник в концлагере никак не может назвать себя свободным. Не является свободным и народ под властью тирана. Несвободному многое нельзя, а свободному многое можно. Вероятно, соотношение между тем, чего можно и чего нельзя, должно определить степень свободы. Поэтому либеральный материалист определит личную свободу - как свободу выбора, и успокоится.
  Но свобода выбора всегда ограничена препятствиями, не зависящими от воли человека. Свобода выбора никогда не бывает полной. Не только общество, но даже случайная травма способна в любой момент серьезно ограничить свободу выбора.
  Разве свобода выбора - это все, что необходимо человеку?
  Если человек имеет свободу выбора, но побежден вредными рефлексами, то он бессилен перед ними. Например, у алкоголика или наркомана есть свобода выбора, но нет свободы воли. Такие люди, не будучи жертвами насилия, фактически - рабы своих страстей. Это крайняя степень рабства. Не только наркотики, но и менее опасные пороки серьезно ограничивают свободу воли. Например - зависть, уныние, похоть, лень, гордыня, трусость, честолюбие. Сплошь и рядом человек, задумав одно, под влиянием животной прихоти делает совершенно другое.
  Однако, даже имея свободу выбора и свободу воли, необходимо как-то определить: что следует выбрать? Какая часть сознания способна это сделать? Безусловно, интеллект или интуиция имеют решающее значение, хотя гарантии не дают. Кто из нас не ошибался в расчетах? Иногда свободный выбор превращается в настолько ужасную ошибку, что лучше было бы не иметь свободы выбора. Например, опасно менять традиции. Если правило проверено веками, оно не может быть совершенно бесполезным.
  
  А существует ли способ всегда безошибочно выбирать наиболее правильный путь в лабиринте всевозможных поступков?
  
  У китайских мудрецов есть понятие о Дао. Это несуществующий в материальном мире источник всех вещей, что-то наподобие энергетического архетипа вселенной. Одновременно, Дао является мистическим путем мудреца и неким загадочным чувством. Не случайно даосы употребляют термин "овладеть Дао".
  Мистики считают, что предметы существуют отдельно друг от друга лишь в материальном мире, а за пределами корпускулярного диапазона все едино. Индивидуальное сознание мистики сравнивают с элементарной частицей, которая не перестает оставаться волной, хотя в материальном диапазоне существования проявляется как корпускула. Повышая уровень сознания различными упражнениями, человек якобы способен осознать себя не корпускулой, а первичной волной - загадочным архетипом бесчисленных эго всех существ во вселенной.
  Есть несколько последовательных уровней расширения собственного эго, благодаря которым мистик приближается к полному отражению Абсолюта. Любовь, сочувствие или совесть считаются признаками сознания, способного преобразиться в волну.
  Овладев Дао, мистик перестает беспокоиться и ошибаться. Он всегда выбирает правильный путь, поскольку сам превращается в часть пути. Но происходит удивительная вещь: у мистика исчезает свобода выбора, поскольку его моментальный выбор всегда предопределен. Жизнь такого мудреца можно сравнить с бесконечным танцем Шивы. Его поступками управляет не интеллект и даже не интуиция, а всепроникающее чувство единства вселенной. Его свобода - осознанная необходимость.
  О таком состоянии сознания есть представление во всех религиях. Суфии называют его фана, японцы - сатори, индусы - нирвана, христиане - святость. Было бы глупо призывать всех людей к просветлению. Состояние абсолютного счастья доступно не всем.
  Но мне бы хотелось, чтобы профаны перестали смеяться над вещами, которые недопонимают. Например, над словосочетанием "раб божий". Бог - не отдельная от личности воля, а светлая часть любой человеческой души, покоряясь которой мы отождествляемся с вечностью, мудростью и с наилучшим, что в нас можно найти.
Оценка: 2.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"