Кирпичев: другие произведения.

Долы или тайны технологий

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние Истории на ПродаМане
Peклaмa
Оценка: 7.37*9  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Пока только текст. Картинки вставлю позже. С картинками можно посмотреть вот здесь http://knife-expert.ru/forum/index.php?topic=390.0

  
   Кровостоки, или долы - взгляд изнутри
  
  
  
  
   Тела из превратились в прах -
  Сквозь время нет парома,
  Но их душа живет в клинках...
  Моя там тоже дома.
  
  
  
  Я недолго размышлял над тем, с чего начать статью. Я начну ее с цитаты знаменитого американского мастера Джека Левина, взятой из его книги "Мезерикордия".
  http://knife-expert.ru/forum/index.php?topic=17.15
  
  Дело в том, что в самом начале книги, автор в нескольких строчках выразил то, над чем я тоже неоднократно задумывался:
  "На мой взгляд красивое изложение истории иногда являет из себя не совсем то, что она сама из себя представляет. Колоссальное количество важных подробностей иногда остается за кадром. По разным причинам. Иногда - потому, что подробности не вызывают эмоций у изучающих, иногда история оказывается неудобоваримой, не предлагает необходимых нам интриг. С удовольствием мы запоминаем только эффектную часть истории, хорошо окрашенную и сдобренную удовольствиями. Есть поговорка: если история хоть и правдивая, но скучная, то тем хуже для нее - она почти никого не интересует".
  
  Я уже писал о некоторых распространенных мифах, бытующих в среде любителей холодного оружия. Действительно, зачастую наши знания об истории основаны не на понимании прошлых реалий, а на представлении об этих реалиях. А представления эти нам порой навязывают люди, которые зачастую сами отталкиваются от мифов, или от искаженного (современного) восприятия былого.
  
  Как-то гуляя по столице, я зашел в Музей Отечественной войны 12 года, желая поглядеть на саблю Наполеона Бонапарта.
  
  
  Естественно, я обратил внимание и на обычное армейское оружие, представленное там довольно широко.
  
  Русское оружие и униформа
  
  Форма и оружие французской пехоты
  
  
  Как тут не привести еще одну цитату из уже упомянутой мной книги?
  
  "Короче, большой ошибкой было бы изучать историю оружия по музейным экспонатам, которые, хоть и красивы, но имели прямое отношение только к "парадам" и смотрелись на них прекрасно. К сожалению, музейные экспозиции и запасники в основном состоят и пополняются из того, что попало из коллекций именитых особ, а не из раскопок. И большинство посетителей музея равнодушно проходят мимо ржавых подков, шпор, полусгнивших ремней с металлическими пряжками и устремляются к шлемам с красивыми плюмажами".
  
  Имея, как и любой человек, свое, современное представление о промышленности, я никак не мог понять, как в то время,(17-18вв) мастера могли быстро изготавливать столько однотипного, стандартного оружия. Я уже не говорю о времени более раннем. Ведь рассматривая оружие из более ранних времен, мы сталкиваемся не с великим множеством различного рода образцов вооружения, а именно с однотипными его видами. Причем часто размеры клинков совпадают в миллиметрах по длине, и градус в градус в изгибе. Это позволяет современным историкам и коллекционерам классифицировать изделия, проводить их атрибуцию.
  Попытки стандартизировать вооружение, появилась, похоже, чуть ли с самим вооружением.
  
  
  Скифский акинак
  
  
   Нетрудно догадаться, для чего нужна однотипность оружия - чтобы легко и быстро обучать массы воинов. Причем "древнеримское ОТК" проверяло, говорят, не только форму, но и свойства своего вооружения, например копий-пилумов, которые изготавливали различные мастерские.
  
  Виды пилумов
  
  В общем, это присказка, а саму "сказку" нужно начать со стали, с ее качества и возможных свойств.
  
  Зачастую современный мастер, делая нож или саблю, не представляет с каким "сырьем" имел дело его предшественник - такой же оружейник. И даже если вы наблюдаете за работой мастера-реставратора, изготавливающего меч или нож "с нуля" - из крицы, вы все равно не получите полного представления об оружейном производстве времен не таких уж и далеких.
  
  Кузнецы 19 века
  
  "Один в поле не воин" - гласит известная поговорка. Один меч в бою погоды не сделает - можно перефразировать ее. Или как сказал когда-то французский маршал XVII в. Жак д'Эстамп дела Ферте: "Бог всегда на стороне больших батальонов".
  
   Именно с усвоения этих, вроде бы банальных истин, начинает зарождаться понимание того, что каждая "закорючка" на оружии для чего-то нужна (или была когда-то нужна). Это современный мастер, может резать без оглядки стандартные полосы качественно металла, не заботясь ни о чем - все доступно и относительно дешево. А главное - качественно.
  И если, как я писал в другой статье, для чего-то был нужен странный вырез на кукри, то нет сомнения, что разного вида долы тоже были жизненно необходимы.
  http://ivan-kirpichev.ru/?p=367
  Кстати, характерный вырез "чойл" или "чо" на кукри, каким бы странным это ни показалось читателю сейчас - тоже своеобразный дол.
  
  
  
  Форма и конструкция долов чрезвычайно многообразна. Можно встретить одинарные, двойные, тройные, симметричные и нет долы.
  
  Сложные долы на шашке
  На вопрос для чего мастеру это было нужно - делать на клинке такую деталь - обычно отвечают, что видимо для красоты. То есть, мастер, от любви к прекрасному, примитивными инструментами, тратя свое время, нарезал прямые канавки, считая их лучшим украшением клинка?
  
  Якутские кузнецы
  Такое утверждение кажется абсурдным, но сейчас дело обстоит именно так - эти "канавки" на ножах в наше время делаются только для красоты.
  
  Долы на современных ножах
  И теперь нам естественно предположить, что и в древности дело обстояло именно так.
  
   Однако будучи мастером, который своими руками отковал не одну сотню клинков из самостоятельно сваренной стали, скажу, что в древности все обстояло гораздо сложнее.
  
  Клинки из булатной стали
  
  Чтобы прочувствовать древнюю технологию, нужно поставить себя в те же условия, в которых существовал мастер тех времен. Только вот "спектакля" с реконструкцией варки металла "по древнему" способу недостаточно.
  
  Реставраторы на кузнечном фестивале
  
   Нужно попытаться прожить на этом металле, то есть, прокормить себя хотя бы пару-другую лет, изготавливая металлические изделия "с нуля" именно этим способом.
  Вот после этого начинает приходить понимание ценности каждого куска угля, каждого обрезка металла, и каждой свободной минуты.
  
  Но вернемся к долам.
  
  Я уже рассматривал некоторые варианты их появления на тех или иных ножах, поэтому не буду повторяться. Но скажу, хотя это может и показаться кому-то странным, что именно мастеру каждый дол был для чего-то нужен. То есть, назначение дола расположенного у ребра жесткости кинжала - одно, а у обуха длинного ножа или сабли - другое. А широкий дол - это вообще нечто третье.
  
  Долы на венецианской скъявоне
  
  Более того - мастера придумывали всевозможные сочетания разного вида долов для того, чтобы...
  А вот об этом чтобы и пойдет речь дальше.
  
  Наивно полагать, что древние воины, подобно "киношным" героям, сами ковали себе мечи в свободное от набегов время. Чтобы выжить в то время, воину нужно было в совершенстве знать свое ремесло, и отвлекаться на изучение не менее сложного кузнечного мастерства он не мог.
  Конечно, как и любой солдат сегодня, воин того времени должен быть уметь чинить оружие или что-то изготавливать сам. Однако разделение труда закончилась еще до наступления нашей эры, и не стоит думать, что между боями выжившие бойцы, истекая кровью, приходили к кузнецу с просьбой немного усовершенствовать их оружие. (Победители естественно не приходили. Зачем?)
  Тогда как же развивалось и совершенствовалось вооружение? Какие такие причины заставляли оружейников искать новые формы, материалы и технологии?
  
  Ответ до банальности прост - а те же причины, что и сегодня: честолюбие, конкуренция, желание заработать.
  Даже не углубляясь в историю, а только скользнув по ней взглядом, мы вдруг обнаруживаем огромное количество конкурирующих школ, цехов, мастерских, городов и даже государств, свято хранящих свои технологические секреты.
  Внутри же этих сообществ существовало соперничество между мастерами. Многим известна легенда о соперничестве двух знаменитых японских мастерах Масамуне и Муромасе. Возможно это только легенда, но легенды редко возникают на пустом месте. В доказательство можно привести другой пример взятый из средневековых исландских преданий. В сборнике " Эдда", легендарного кузнеца Веланда на соревнование вызывает придворный оружейник - соперничество налицо. Это значит, у оружейников есть мотивы улучшать свои изделия.
  
  Не стоит забывать и о государственных заказах - это самая важная часть заработков древних оружейников. Дело в том, что производство оружия и торговля им всегда контролировалось государством. Существовал и госзаказ, и побороться за него пытались многие мастерские.
  
  Иногда заказы были очень большими и чтобы справиться с ними, мастерские сами нанимали субподрядчиков - то есть, отдавали часть заказа в другие мастерские. Так на оружии могло появиться и два разных клейма.
  Например, в 1670 годы военный секретарь Франции, маркиз Лувуа заключил контракт с мануфактурами Золингена на изготовление шпаг, по цене не превышающей 100 су за штуку. Но заказ был таким большим, что немецкие мастера часть заказа отдали испанцам, и те ставили на шпаги свои клейма.
  
  Шпага французская, офицерская. Начало 19 в
  
  Как это не похоже на привычные, милые сказки про одиноких, мудрых деревенских кузнецов, в перерывах между медитациями кующих мечи-кладенцы. Но что поделать - когда начинаешь жить производством клинков, сразу перестаешь быть романтиком.
  
   Чтобы обратить на себя внимание и подтвердить качество своего изделия, соперничающие мастерские или мастера-оружейники наносили на него клейма, или делали надписи.
  Итальянский юрист 17 века Бартоло ди Сассоферато в своем трактате "О знаках и гербах" писал: "Существуют и некие знаки ремесла, которыми в основном обозначают высокое качество ремесла, как мы видим это в клеймах (insignia), которые ставят на шпагах и мечах, и в этом случае все, кто находится в одной мастерской (statio), могут использовать этот знак, так как глава этой мастерской отвечает за эти изделия"
  
  В собрании Музея Московского кремля имеются мечи с такими знаками. Один из них - меч каролингской эпохи с надписью ULFBEHRT. Имя этого кузнеца, а скорее мастерской, как утверждают, встречается на каждом третьем мече того времени. В области среднего Рейна тогда было налажено массовое производство оружия. Эта мастерская славилась качеством оружия и просуществовала около трехсот лет.
  
  Меч. Нижний Рейн, XI в. Музеи Московского Кремля. Деталь
  Некоторые ученые-историки считают, что не менее 80% изученных ими клинков раннего средневековья имеют клейма. А на тех клинках, на которых клейма не были обнаружено, они, скорее всего, полностью разрушились под действием коррозии или их уже нельзя восстановить.
  
  То есть, как уже видно, в качестве своих изделий производители были заинтересованы не меньше чем те, кто этим оружием пользовался. А улучшать качество можно было или, изменяя формы, или улучшая сталь. Однако эти два фактора очень тесно связаны между собой - из плохой стали не сделаешь то, что хочешь. Например, в 16 веке качество сырья для стали на Руси упало до такой степени, что железо считалось хорошим, если его можно было согнуть в обруч для бочки - плохое просто ломалось. Сабельные клинки или полосу для них в это время большей частью завозили из-за рубежа. Да и много позже сабельные клинки российской кавалерии не отличались высоким качеством.
  
  Сабля в ножнах. Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля, 1640-е гг. Серебро, сталь булатная, дерево, ковка, золочение, насечка
  
  Это сейчас мы по ряду причин, представляем древнюю сталь, как сталь, схожую с современной. Причины эти просты - мы не только не сталкиваемся с плохой сталью, но и не пытаемся что-то из нее получить.
   Теперь, благодаря Голливуду, древние клинки кажутся нам обладающими просто чудесными свойствами, даже по современным меркам. Однако - это совсем не так. Сталь тех времен в массе своей была очень плохая. Мало того что загрязненная, так еще и неоднородная.
  
  Приведу пример. Даже в довольно поздние времена, случались вот такие казусы, как описанный в бумагах чиновника особых поручений при генерал-губернаторе Восточной Сибири, М. С. Корсакова Описывается казнь китайцами 24 монгол на Угре.
   "...Рубка голов продолжалась с четверть часа, причем палачи кричали, шумели и производили какой-то шипящий звук: жа-жа-жа и уо-уо-уо и т. п. Крика преступников не было слышно, ибо они были так плотно привязаны, что не могли кричать.
   Мне после рассказывали наши русские, которые ездили вместе со мной, что секиры и топоры палачей ступились после отсечения нескольких голов, и что потом не могли отрубить головы с двух и трех ударов, так что последние несчастные должны были вынести до 10 ударов.
   Палач с каким-то ожесточением начал наносить удары топором по шее. Преступник, не издавая звука, только страшными конвульсиями давал знать о теплящейся еще искре жизни в его существе. Но прекратились и эти предсмертные движения, и с девятым ударом отлетела последняя 24-я голова..."
  
  Корсаков Михаил Семенович
  
   Вывод о качестве той стали, если еще учесть, что топоров было несколько, сделать не сложно.
  Однако эффективность оружия повышалось не только за счет самого сырья, но и за счет его форм и размеров. Мастера искали и обкатывали новые, еще не использовавшиеся ранее формы оружия, и если в каких-то условиях оно было более эффективно чем имеющееся - то оружие "шло в серию".
  
  Индийское оружие.Музей. Мехрангарх. Индия.
  
  
  Кто вблизи видел древнюю малоуглеродистую крицу или изделие, из нее откованное, может быть замечал, что коррозия этой стали несколько не похожа на коррозию современной. По этому признаку можно отличить древнее изделие от искусственно состаренного - все дело в загрязненности древней стали и ее неоднородности.
  (Я попозже добавлю сюда фотографии. К сожалению, к моменту написания статьи не успел их сделать).
  
  Если в 18 веке при выборе оружия предлагалось на него подышать, чтобы по неравномерно сходящему туманному пятну выявить неоднородности состава то, что говорить о веке десятом или пятом?
  
  Когда-то, в советские времена, по причине нехватки качественной инструментальной стали, народ изготавливал зубила из обрезков арматуры. А для армирования железобетонных и сварных конструкций шла арматура из различных марок низкоуглеродистой стали, и частенько из марки Ст5сп или 35ГС. Тот кто знает что такое прокаливаемость и закаливаемость стали, глядя на марку этих сталей видит, что с закалкой на высокую твердость деталей из таких сталей могут возникнуть проблемы. И они возникали - если зубило закаливалось, а потом обдиралось на наждаке и затачивалось - то оно быстро тупилось - при заточке снимался закаленный слой стали, так как сталь прокаливалась не на всю глубину.
  
  Строительная арматура
  Значит, что и меч, изготовленный из низкоуглеродистой стали, мог иметь недостаточную жесткость, даже если подвергался закалке.
  Подтверждение мы легко найдем в древнем эпосе.
  Например, в средневековой саге о Кьяртане Олафсоне говорится: "Он рубил с огромной силой, но меч его не годился. Ему то и дело приходилось наступать на него ногой, чтобы выпрямить, пока он не получил смертельную рану".
  
  Если задать себе вопрос, почему же гнулся меч от удара, то долго искать ответ не придется.
  Ответ прост как тот древний меч: в стали не хватало углерода - меч был железным.
  Сталь начинает принимать закалку, имея в своем составе около 0,3% С. Сталь с углеродом в 0,2% практически не закаливается.
  Это значит, что у массивного меча из низкоуглеродистой стали, в лучшем случае могла закалиться только режущая кромка, ведь углеродистая сталь с содержанием углерода в 0,3 или в 0,35 % имеет не только низкую закаливаемость, но и невысокую прокаливаемость.
  Здесь и начинаются рождаться легенды о способах закалки, многократно повышающие твердость стали.
  В это время дол, уменьшающий сечение клинка, мог служить "ребром жесткости наоборот". Металл внутри дола закаливался и увеличивал жесткость клинка, уменьшая при этом его вес.
  
  Только развитие металлургии - это непрерывный процесс. Быстро шло время, печи росли, содержание углерода в стали увеличивалось, и возникла совершенно другая проблема - повышенная хрупкость закаленной стали, ведь вредные примеси из нее при тех технологиях почти не удалялись.
  
  Европейские металлурги в средние века
  Теперь в сварных клинках мягким (железным) стали делать дол.
  При увеличении углерода в стали больше 0,8 %, твердость стали после закалки повышается незначительно, поэтому придумывать какие-то "хитромудрые" рецепты для закалки меча на 45 HRC - не нужно. Действительно, откуда взяться причинам для появления мифов, в которых говориться о тайных рецептах откармливания черных козлов, используемых в качестве закалочной среды, если сталь и так легко закаливается и прокаливается?
  
  Сталь даже при содержании углерода около 0,6 % закаливается и без "мочи рыжих мальчиков", и без "откормленных нубийцев", в холодной воде насквозь в достаточно большом сечении.
  С увеличением углерода в стали, пришло время изобрести зонную закалку, чтобы не ломать клинок при маломальском сильном ударе.
  
  Линия закалки - хамон
  
  Никто, надеюсь, не думает, что зонную закалку изобрели могучие воины? Так почему же бытует мнение, что дол на некоторых клинках не технологическая необходимость, а некий сакральный или декоративный элемент? Неужели в мастерской, у которой такой большой заказ, что нужно часть его, скрепя сердце, отдать "на сторону", мастера будут на дешевых клинках нарезать долы для красоты?
  Говоря "мастера", я имел ввиду - "под руководством мастеров", ведь нарезка долов это работа не мастера, и даже не подмастерья - это работа учеников.
  Пишут, что именно ученики и нарезали долы на японских клинках, если того требовал заказчик. Хотя наличие дол на японском оружии нехарактерно.
  Технологии и оружие в Японии развивались медленно, а вот традиции были сильны - дол как эффективный элемент, увеличивающий боевые возможности оружия, японцам не пригодился.
  Зато он пригодился европейцам, в данный момент я говорю о широком доле, ведь
  долы теперь так же разнообразны, как и само холодное оружие.
  
  Рыцарь и ландскнехт.Альбрехт Дюрер
  Появившись еще на бронзовых клинках, долы то исчезали, то появлялись вновь, уже порой в новом качестве.
  Часто говорят, что дол служит для увеличения жесткости клинка. Это не так, даже совсем наоборот - дол немного уменьшает жесткость клинка. Жесткость - или усилие, требуемое для поперечной деформации клинка, увеличивает ребро жесткости (кстати, тоже одно из замечательных изобретений оружейников).
  
  А вот то, что дол уменьшает вес клинка - совершенно точно.
  Для наглядности - несколько фотографий.
  Я взял полосу стали длиной в 30 см и взвесил ее. Весы показали 240г.
  
  Тогда я зажал полосу в тиски, и сделал небольшое приспособление - положил на полосу ограничитель-сигнализатор (при изгибании полосы на определенный угол, ограничитель падает, что позволяет точно определить нужный момент для фиксации показаний электронных весов, используемых в качестве динамометра).
  
  Усилие, которое мне потребовалось, чтобы загнуть полосу на определенный угол, оказалось чуть больше 10 кг.
  
  После этого, я на этой же полосе проточил долы.
  Полоса потеряла в весе 60 г
  
  Усилие, которое потребовалось, чтобы отогнуть ее на тот же угол, как и в предыдущем опыте - чуть меньше 10 кг, а именно 965 г.
  
  То есть, мы немного потеряли в жесткости, но уменьшили при этом вес полосы.
  После этого, "потерянные" 60 грамм я закрепил на одном из концов полосы, и нашел центр ее тяжести. Он сместился почти на треть от центра полосы.
  
  Ничего не потеряв, мы, нарезав дол, увеличили управляемость "клинка", сместив его центр тяжести ближе к рукояти.
  Японская катана хорошее оружие, но это, по сути, тяжелый двуручный меч, которым удобно рубить.
  Изобретя долы, оружейники позволили воину и рубить, и колоть одной рукой, тем самым дав толчок к появлению на свет привычного нам искусства фехтования.
  
  Иллюстрация из трактата Джузеппе Радаелли о фехтовании на саблях
  
  
  Именно с появлением долов стал возможен прорыв в воинском деле, который быстро изменил старую политическую карту мира.
  
  Однако, я не верю, что некие воины когда-то пришли к некоему мастеру-оружейнику и сказали: "Дядя, мы устали, сделай нам на мече долы".
  На самом деле от прежних форм устали сами мастера.
  
  Почему? Попробую объяснить, хотя это и сам легко поймет любой человек, который попробует отковать клинок с ярко выраженной гранью посередине, а не вырезать его полосы, как это делается сейчас в подавляющем большинстве случаев.
  
  
  При ковке клинка ромбического или даже линзовидного сечения, при оттяжке
  лезвия, его зачастую закручивает как пропеллер в результате течения металла в определенных направлениях.
  Направления эти задает сам кузнец, который держит заготовку за хвостовик и бьет по ней молотком.На фото совсем короткая и не толстая полоса - чем толще она окажется, тем больше может быть выражен "пропеллер".
  
  Скручивание заготовки при оттяжке краев
  
  Чтобы клинок не скручивало, кузнецу придется после прохождения молотком по одной стороне клинка, переворачивать заготовку, взяв ее за другую сторону и проковывать в таком положении - а это неудобно. Не слишком удобно наносить удары и "от себя" - по другой стороне клинка, то есть, оттягивая сразу две стороны, чтобы клинок вышел ровным, и его потом не пришлось долго ровнять - "раскручивать". Для облегчения работы можно применять различного рода подкладки, или иметь помощника-молотобойца стоящего с другой стороны наковальни.
  
  Но не стоит забывать, что речь идет о времени, когда и инструмента приличного не было. То есть, никакой "другой стороны наковальни" не существовало. Ковалось все примерно так, как совсем недавно это делали деревенские непальские кузнецы, на камне или металлическом бруске и почти на холодную.
  
  
  Оттяжка лезвия инструмента на примитивной наковаленке
  
  У кузнецов уходило очень много времени не только на оттяжку, но потом еще и на выравнивание. А теперь представьте, что у вас заказ в пару сотен мечей...
  Поэтому никто и не кует сейчас по старым технологиям - долго, и мастерства требуется больше, а риск испортить заготовку даже на начальном этапе - увеличивается.
  
  В настоящее время мастера иногда даже долы штампуют в оправках, извратив весь смысл этой операции - раздачи металла в ширину. У них металл течет в длину. После этого лезвие формируется на абразивном круге - то есть, вытачивается.
  Ничего общего со старыми технологиями в такой работе нет - "кованый" меч в данном случае, пусть он по качеству и превосходит древние образцы, лишь муляж старинной работы.
  
  
  Мы очень часто представляем наших предков богобоязненными и запуганными, а поэтому готовыми тратить свое время на нанесение ритуальных узоров, проточек, выемок на клинки, или какие другие предметы.
  Это совершенно не так, и чем больше я вникаю в историю, тем больше нахожу подтверждений этому.
  Как-то в Андреапольском краеведческом музее мне попался на глаза железный крест с маковки давно разрушенной церкви.
  Он меня заинтересовал тем, что при изготовлении этого креста мастер использовал, наверное, все известные в то время технологии обработки металла кроме одной - опиловки или обработки напильником.
  
  Крест был сделан так небрежно, что я невольно удивился - все же работа шла на "храм Божий". Однако, мастер, прошивая металл, не удосужился затем обработать края ни у одного отверстия. Рваные острые края металла прямо так и бросались в глаза. Чтобы их убрать, нужно было просто ударить зубилом или прошивнем с другой стороны. Время это заняло бы совсем немного, но кузнец не стал этого делать, руководствуясь, наверное, тем, что высоко - невидно. Никакой тебе оказывается богобоязни: "И так сойдет".
  (Фото позже)
  
  Еще одно небольшое отступление для того, чтобы читатель, наконец, выбросил из головы сказки про "кующиеся месяцами и полирующиеся годами" клинки. Почти все оружие делалось по принципу: "как можно быстрее, как можно больше". Без этого было не вооружить те "большие батальоны", на стороне которых Бог.
  
  Разделение труда закончилось до нашей эры. Те, кто делал луки - не пилил доски для них. Те, кто ковал мечи - не тянул полосу. Полосой торговали с давних пор, а торговля железом на государственном уровне существовала еще во времена древнего Египта.
  Еще в середине второго тысячелетия до нашей эры царь хеттов Хаттусили III писал египетскому фараону Рамзесу II
  "Железа осталось немного, его запасы непрерывно сокращаются и новых поступлений ожидать нельзя до конца уборки урожая. Но и после этого нужно время, чтобы кузнецы справились со своим делом".
  
  Голова статуи Рамсеса II в Луксорском Храме. Египет
  
  А в первом тысячелетии до нашей эры, уже существовала госприемка. Во дворце Ассирийского царя Саргона II в Дур-Шаррукине был обнаружен склад стандартных железных криц.
  
  
  Древнее изображение Саргона II
  
  То, какое внимание государства уделяли производству оружия, свидетельствует и такой факт.
  В Древнем Риме все работники в государственных мастерских считались на военной службе и подчинялись установленному распорядку. Кузнецы-оружейники не могли уволиться со службы по собственному желанию до окончания срока службы. Но зато потом, они пользовались всеми теми правами, что и заслуженные воины.
  
  В кодексе Теодосиана (Феодосия) написано
   " Кузнецам-оружейникам на руке выжигается клеймо, то есть видный всем знак того же типа, что и знак, который выжигают рекрутам, чтобы по нему можно было узнавать тех, кто уклоняется от кузнечных работ в государственных мастерских, и привлечь к ним укрывающихся таковых или их детей, а также тех, кто обманным путем или хитростью поступил на другие работы, чтобы вернуть их по закону".
  
  Феодосий II
  
  
  Чтобы полосу металла не так скручивало при оттяжке лезвия, на ней можно нарезать... дол. Чем и занимались подмастерья, рабы и прочий неквалифицированный трудовой элемент того времени. Вспомните школу и ваш первый инструмент на уроке труда - напильник.
  
  Может показаться странным - нарезка дола на полосе, ведь мы привыкли считать, что дол нарезали на готовом клинке.
  Все верно, даже в относительно поздние времена долы нарезали на клинке перед закалкой. Во-первых - это намного легче чем делать на закаленном, а во-вторых - дол снижает возможность коробления стали. Откованные клинки для многочисленной армии нужно было закаливать. А клинки из той древней неоднородной стали ужасно "вело" при закалке.
  При закалке металл меняет объем - он расширяется. Причем расширяется неодинаково во всех направлениях. Например, куб стремиться принять форму шара, а полоса больше увеличивается в ширину, чем в длину.
  
   Нарезанный дол играет роль демпфера - за его счет не происходит такого большого коробления металла. А при разнородной стали закалить клинок так чтобы он остался прямым - это самая важная и ответственная работа - недаром столько мифов придумали про закалку.
  
  Часто роль демпферов выполняли узкие долы, идущие вдоль центрального ребра меча или кинжала - сужаясь при закалке, они не давали клинку изогнуться, тем более что короблению способствует и разная скорость остывания металла, а при ромбическом сечении она велика.
  
  Долы на кинжале
  
  Не возникает ли здесь некоего противоречия, ведь мастерам известно, что деталь сложного сечения закалить труднее, чем деталь более простой формы? Не возникает, если вспомнить о каком времени и металле мы говорим.
  Полосу для мечей или сабель в те далекие времена чаще всего получали или цементированием (науглероживанием поверхности), или наваркой стальных обкладок в различных сочетаниях (ламинирование), или наваркой лезвия. Были и другие способы, но не будем рассматривать единичные образцы дорогого оружия дошедшего до нас (смотрите начало статьи).
  
   Палаш в ножнах
  Иран. Первая половина XVII в.
  Булат, дерево, нефрит, золото, драгоценные камни
  Ковка, насечка, инкрустация, чернь
  
  Учтите еще, что при этом даже поверхностные слои металла содержали в себе разное количество углерода. Рафинированная же сталь была очень дорога.
  Нарезая неширокие долы на клинке имеющим малоуглеродистую сердцевину, а таких клинков в определенные времена было, наверное, большинство, мастера как бы рассекали его на углеродистые доли - на поверхность клинка внутри дол выходили внутренние малоуглеродистые слои. При закалке сталь, расширяясь, как бы скользила по вязкой низкоуглеродистой сердцевине, и коробления не происходило, так как углеродистые слои не соприкасались.
  Поэтому мы и видим столько разнообразных дол - результат изысканий мастеров оружейников. Одинарные, двойные, тройные долы - наверное, мастера тел лет спорили между собой и искали наиболее оптимальные варианты, облегчающие закалку клинка.
  Но и такие ухищрения часто не спасали.
  По рецептам 18 века клинок после отпуска, пока он горячий, следовало выровнять на пне деревянным молотком. Такой примерно рецепт дает и П.П. Аносов в своей работе о булатах.
  
  Аносов Павел Петрович
  
  Многие историки как-то не обращают внимания на то, что меч, или какое другое орудие из стали может быть испорчено на любом этапе операции по его изготовлению.
   Причем, начиная даже не с ковки, а с поиска глины для тигля, если речь идет о тигельной стали.
  
  Закалка же - одна из последних и, может быть, одна из самых сложных операций при изготовлении не только древнего меча, но и любого другого оружия, инструмента или детали.
  В литературе можно найти упоминание об одном японском мастере, работавшим в Китае. Клинки армейских катан делали подручные китайцы, а он только их закаливал, предварительно выгнав всех из мастерской.
  
  В жизнеописаниях другого известного японского мастера Масамуне, сообщается, что однажды его приемный сын помогал отцу в кузне, и сунул руку в бадью с водой, в которой Масамуне закаливал клинки. Ученик, возможно, хотел узнать ее температуру, но за попытку посягательства на тайну, немедленно поплатился - отец тут же отрубил ему руку.
  
  Японцы, используя в своих мечах разные сорта, не дошли до массового использования дол - японские мастера пошли другим путем - они стали применять зонную закалку, которая не так изгибает клинок за счет того, что мягкий обух гасил напряжения, возникающие при расширении металла лезвия. Зонной закалкой они убивали "сразу двух зайцев" - сохраняли прочность клинка при высокой твердости лезвия и избегали коробления.
  
  Катана. Музей
  
  Но даже на клинке из гомогенной углеродистой стали, узкие неглубокие долы уменьшают напряжение, возникающие при закалке. Ведь после погружения клинка в закалочную среду поверхность клинка охлаждается быстрее всего и именно в ней в первый момент возникают самые большие напряжения.
  
  Вы пробовали ровнять клинок с ребром и плоский клинок?
  Клинок с ребром выпрямить гораздо труднее. А вот если убрать ребро и оставить на его месте дол, то при этом, не особо потеряв в жесткости клинка (а при достаточном содержании углерода в стали это вообще не имеет значение), мы уменьшим не только время, потраченное на изготовления клинка (труд подмастерья не считается за труд), но и сэкономим металл.
  
  Если с широким долом и узкими долами вдоль ребра - более менее понятно, то стоит, наверное, приступить и к таинственному долу у обуха. Это шедевр инженерной мысли древних мастеров без всякого преувеличения. Изобретение дола у обуха клинка, равносильно другим великим технологическим открытиям человечества.
  Однако, глядя с позиций современного горожанина на древний клинок, сложно понять необходимость тех или иных элементов, присутствующих на нем.
  Вернемся к кукри. Я уже писал о том, для чего был нужен вырез "чо" на клинке в первое время. Но только в первое время. Затем качество стали немного улучшилось, кукри начали делать массово и из привозного сырья - вот в этот момент на нем появляется дол у обуха.
  
  Кукри с долом
  
  В это время кукри стали делать по другой технологии, о которой расскажу ниже.
  В настоящее время технологическая необходимость нарезать этот дол отпала, и из-за недопонимания причин появления его на клинке, дол стали называть сакральным элементом - он стал символизировать "меч Шивы" и "придавать кукри силу". В общем, как и якутский нож, кукри снабдили красивой легендой.
  
  
  Вернемся к ковке.
  Почему современные кузнецы ее избегают, ведь из той полосы, из которой можно выточить один клинок, ковкой можно сделать два такого же размера?
  
  Сложенные вместе два "клина", образуют "целую" полоску
  
  Я не ошибся - именно избегают, потому что, придав куску полосы стали силуэт ножа, они чаще всего спуски вытачивают.
  Дело в том, что при ковке метал "течет", и вследствие этого заготовка изменяет свою форму. Раздавая, "расплюскивая" металл в той части полосы, где предполагается лезвие, мы естественно увеличиваем длину ее нижней части, а верхняя, при этом, остается прежнего размера. Из-за этого клинок изгибается дугой. Чем тоньше мы оттягиваем лезвие, тем сильнее изгиб полосы.
  
  Теперь проще вырезать нож из полосы - потому что металл дешев, а технологии резания сейчас очень развиты.
  А что будет, если попытаться отковать полосу с уже нарезанным (прокованным) долом?
  Взгляните на фото.
  Заметно, что при одинаковой толщине оттянутого лезвия, изгиб полосы с долом чуть меньше - так получилось за счет уменьшения ширины самого дола вследствие течения металла.
  
  Полосы с немного оттянутой кромкой
  
   На большом длинном клинке разница в изгибе будет еще существенней. Конечно, клинок с долом ковать проще, однако, разница в изгибе все же не так значительна, чтобы из-за нее мучиться с вырезанием дола на полосе перед расковкой.
  Так откуда же появился дол у обуха?
  Чтобы ответить на этот вопрос придется обратиться к истории.
  
  Как мы сейчас представляем старинную кузню? По мнению многих, это стоящее на отшибе некое шаткое сооружение без стен, где угрюмый и нелюдимый "Будулай" кует непонятно что, непонятно зачем.
  На самом деле, даже в небольшой деревне кузня стояло недалеко за околицей. Это нужно было для удобства подъезда телег для их ремонта, привода лошадей для подковки, и чтобы рядом оставалось много места где могло бы собраться большое количество народа - в кузню шли местные жители с заказами и инструментами для починки.
  Возле кузни всегда крутилась детвора, потому что пристроить "мальца" в кузню подмастерьем считалось делом выгодным.
  Что делали подмастерья в кузне кроме того как качали мехи? А то, что и мы когда-то на уроках труда - точили и шлифовали кузнечные изделия.
  Любая кузня с древних времен - это небольшой цех. В античных городах производство оружия было, наверное, единственным организованным производством.
  
  Рисунок с античной вазы
  
  В кузнях тех времен работали десятки, а иногда и сотни рабов и наемных рабочих. Часто этих рабов даже обучали кузнечному ремеслу.
  Когда идет война - оружие становится "дороже денег". У древнегреческого комедиографа Аристофана в его комедии "Мир", есть эпизод, когда после получения известий о долгожданном мире все радуются - только оружейники не радуются.
  
  Аристофан
  
  Война это двигатель оружейного дела, двигатель технологий, а история человечества - это история войн. Для ведения боевых действий нужно много оружия.
  К сожалению, такие понятия как "одноразовость " и массовость" давно и окончательно выпали из сознания части историков изучающей древнее оружие. А все дело в том, что они его изучают по музейным экспонатам.
  Повторю приведенную в самом начале цитату из книги Джека Левина: "Короче, большой ошибкой было бы изучать историю оружия по музейным экспонатам, которые, хоть и красивы, но имели прямое отношение только к "парадам" и смотрелись на них прекрасно..."
  
  Дешевый меч (сабля) мог делаться, и чаще всего делался по совершенно другим технологиям, чем дорогой. Потому что "одноразовость" меча определялось не только условиями эксплуатации (после хорошей битвы мечи того времени часто можно было даже не пытаться чинить. Например, в 18 веке при выборе оружия, тем, кто участвует в боевых стычках, советовали покупать сабли пошире. Потому что после пары боев и соответственно переточки они превращались в "узкие перышки").
  В то время (да и сейчас тоже) ничего нельзя было поделать и с "одноразовостью" воина. Делать дорогое оружие для новобранцев или ополчения - тех, значительная часть которых останется на поле боя - смысла не имело.
  Например, в конце ВМВ немцы экономили на всем. Даже винтовки для ополчения они стали делать почти одноразовыми. Так в 1944 году на свет появилась самозарядная винтовка народного ополчения VG 1-5.
  
  Фольксштурмгевер 1.5 (VG 1.5, Volkssturmgewehr 1.5)
  
   Оружие после битвы конечно можно было собрать - и его обязательно собирали, только вот за кем останется это "поле битвы" предсказать никто не мог.
   То есть, говоря об оружии, следует навсегда забыть сказки про "одиноких, умелых мастерах". Такие мастера, конечно, существовали, но в единичных экземплярах, и если что-то и делали, то только для знати и в очень небольших количествах.
  Экономическая политика мастерских, с времен древнеегипетских не претерпела изменений: "больше, быстрее, и как можно дешевле" - вот залог их выживания. Я это проверил, и теперь прекрасно понимаю, почему английские кузнецы в начале 18 столетия не брали тигельную сталь Бенджамина Хантсмена. Поверьте, я бы ее тоже не взял.
  
  Тигельная сталь в слитках и кованые из нее заготовки для клинков
  
  В оружейных мастерских кузнец или мастер выполнял только ту работу, которая требовала высокой квалификации. Всё так, как было, например, у мастеров-художников - ученики расписывали на картинах детали, наносили фон и т.п.
  А теперь представьте что кузнец (владелец мастерской) получил заказ на тысячу сабель? (вполне себе небольшой заказ, с учетом того, что те сабли были почти одноразовые)
  
  Как отковать быстро тысячу одинаковых сабель?
  Тысячу сабель проще отковать из полосы. И кузнец чтобы оковать 1000 сабель, делал заказ на полосу в другую мастерскую или даже за рубеж. Например, в 16 веке на Руси полосу для сабель иногда покупали в Швеции.
  Казалось бы - все просто - бери полосу и куй из нее саблю или меч. Только вот при оттяжке лезвия, полоса стали начинает изгибаться, стремясь принять форму серпа, и выровнять ее можно только на начальном этапе ковки, пока лезвие еще довольно толстое.
  
  Чтобы выпрямить полосу с оттянутым лезвием, если полоса изогнулась при ковке, нужно "раздать" обух.
  
  Я взял полосу и оттянул лезвие - полоса изогнулась.
  
  Затем я раздал обух .
  Проще, если вы делаете кукри, эти две операции совмещать - расковывать полосу на "лепесток".
  А потом согнул ее парой ударов молотком и сделал "кукри"
  
  
  
  Выгнутую серпом полосу можно аккуратно выправить "на горячую", но при массовом производстве, где найти сотню горнов место и топливо для них? Да и все равно править изогнутую серпом полосу можно только до определенного предела.
  Чтобы сабля получилась нужного размера и изгиба, при такой технологии ковки необходима большая сноровка, иначе у кузнеца всегда будет получаться нечто вроде шамшира.
  
  шамшир
  
   ( У начинающего кузнеца даже небольшие ножи всегда разные по форме, если он пытается оттянуть лезвие, поэтому сейчас так любят ножи вырезать из полосы.)
  Чтобы сабли получались одинаковыми, кузнецу достаточно посадить своих подмастерьев за нарезку дол, а учеников отправить оттягивать лезвия. Сам же кузнец в таком случае может идти в кабак "пить горькую" - при нарезке дол надобность в высокой квалификации кузнеца отпадает. То есть, можно нанять любое количество низко квалифицированных работников, и они быстро сделают 1000 сабель "один в один". Как? Сейчас объясню.
  
  
  Возьмем две одинаковые полосы стали, на одной нарежем дол, а другую оставим как есть.
  Попробуем оттянуть лезвие. Я оттянул "лезвие" этих полос до примерно одинаковой толщины.
  
  Да, не стоит забывать, что древние мастера предпочитали мягкий металл - твердому. Такое предпочтение сохранялось вплоть до 18 века и даже дольше. Дело в том, что ковка часто проходила почти "на холодную" по причине красноломкости стали, и по причине недостатка угля для работы. В средние века в Европе для нужд промышленности извели почти весь лес, а африканское раннее производство стали "загнулось" именно из-за этого. А где взять древесный уголь степняку?
  Уголь расходовали очень экономно, достаточно взглянуть на традиционные приемы, используемые деревенскими непальскими кузнецами - они скорее не нагревают металл для ковочных температур, а отжигают его.
  
  Деревенские непальские кузнецы за работой
  
  Я тоже полосы оттягивал на холодную. На фотографии видно, что деформированные участки лезвия блестят - это значит, что они не подвергались воздействию жара.
  
  Вообще-то, при изготовлении клинка ковкой, очень остро стоит вопрос сохранение нужной формы. Дело в том, что чтобы выровнять клинок с уже оттянутым лезвием приходится раздавать обух -то есть делать клин по плоскостям и клин по обуху - как я уже писал выше.
  Если где-то ударить чуть посильнее, то обух может потерять свою правильную форму - где-то он будет толще, где-то тоньше. Такой клинок не будет работать "правильно", он будет изгибаться не плавно, а в наиболее тонких местах обуха, а они при ошибке могут оказаться и у рукояти. И исправить это почти невозможно.
  
  Как изготовить тысячу сабель, если в мастерской есть только один опытный кузнец?
  Понятно, для чего нужно было стандартное оружие, непонятно, как его делали, если даже достаточно опытный кузнец, при ковке из одинаковой полосы двух клинков для ножей с оттянутым лезвием не всегда может сделать их одинаковыми?
  
  Я уже писал в статье про кукри, что непальцы изобрели "чойл", чтобы выгнуть свой клинок.
  
  А затем стали нарезать дол, для той же самой операции. Дол служит для придания клинку необходимой формы после проковки полосы.
  
  Клинок с долом легко и без проблем можно выгнуть в любую сторону, и придать выгнутой полосе обратный изгиб без "забивания" уже оттянутого лезвия. Это почти невозможно на полосе без дола - она будет собираться гармошкой, а при разглаживании "гармошки" принимать изогнутое положение. А вот что получится, если мы попытаемся согнуть полосу "на холодную".
  
  Попытка согнуть полосу стали привела к образованию гармошки, и если эту гармошку выпрямить, то полоса примет свою почти первоначальную форму.
  Клинок с долом можно выгнуть почти без труда, за несколько ударов в любую сторону.
  
  Демонстрационные заготовки с долом и без
  
  
  Те же самые заготовки. Одну я выпрямил, а другу изогнул еще больше.
  Все операции делались "на холодную".
  
  
  
  
  Чтобы сделать тысячу сабель не нужно кузнецам-оружейникам работать день и ночь. Подмастерья нарезали долы на полосе, ученики оттягивали лезвие - сам дол тут служил разметкой, определяющей место для ударов молота. Еще кто-то выпрямлял клинки, сверяясь с деревянным шаблоном. То есть "таинственный" дол у обуха клинка служил для придания оружию нужной формы.
  После этого заготовки подвергались небольшой обработке напильниками и шли к мастеру для закалки - для самой ответственной операции, которая и делала из кованой полосы оружие.
  В оружии много тайн, и все их не разгадать, работая только в тиши кабинетов и музеев. Да и обладая самой современной мастерской, не увидеть то, что скрыто уже в ушедших веках.
  Только соприкасаясь с "живой" историей, только примерив на себя "старую одежду", можно увидеть частичку того, что скрыто за туманом времени.
  
  На маковке у церкви нет креста -
  Давно заброшен этот Божий храм,
  Из брешей в стенах смотрит пустота,
  И сквозняки поют молитвы там.
  
  Давно забыт здесь колокольный звон,
  Здесь лишь весной вода звенит в ручьях,
  И полчища непуганых ворон
  Добычу караулят на полях.
  
  Как жаль, что нет во времени щелей,
  И в прошлое сквозь них не заглянуть.
  И не исправить промелькнувших дней,
  И ничего, что было, не вернуть.
  
  Рождается с зарей и гаснет свет...
  Мы затеряемся в бегущих временах.
  Креста давно на этой церкви нет,
  Но почему-то слезы на глазах...
  
  
  
Оценка: 7.37*9  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com В.Пылаев "Видящий-4. Путь домой"(ЛитРПГ) Б.лев "Призраки Эхо"(Антиутопия) А.Ардова "Брак по-драконьи. Новый Год в академии магии"(Любовное фэнтези) М.Тайгер "Выжившие"(Постапокалипсис) Н.Александр "Контакт"(Научная фантастика) Н.Любимка "Алая печать"(Боевое фэнтези) С.Казакова "Своенравная добыча"(Любовное фэнтези) Wisinkala "Я есть игра! #4 "Ни сегодня! Ни завтра! Никогда!""(Киберпанк) Д.Сугралинов "Мета-Игра. Пробуждение"(ЛитРПГ) Е.Мэйз "Воровка снов"(Киберпанк)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"