Этот обзор - скорее всего отзывы читателя, а не писателя. Поэтому, немаловажную роль в оценке конкурсных произведений для меня будет играть субъективность - нра/не нра, зашло-не зашло.
1. Skier "Особый гость"
Рассказ можно определить как фанфик по "Солярису".
Довольно смело, на мой взгляд, так как сложно в таком аспекте что-то придумать, чтобы "ах, как заинтересовать читателя".
Если бы не пространное описание восстановления станции (ну лишковато же!), то можно было бы поставить жирный плюс. Хотя рассказ стал бы много меньше по объему.
Самое ценное здесь - финал. Я, честно признаюсь, уже хотела кричать:"SOS", потому как долго не могла понять последние абзацы. Прочла их несколько раз!
Я не буду спойлерить, но думаю, что поняла, что случилось с Кельвином, и почему в финале герой просит инспектора остаться. И мне интересно, что выскажут другие читатели.
Резюме: психологическая драма в жанре фантастики с оригинальным финалом-загадкой.
2. Акрит Д. "Длинные тени забытых грехов"
Интересное решение казалось бы заюзанного сюжета о потерях и находках на жизненном пути. Автором разумно использованы особенности гигантской планеты Сатурн, людские встречи и расставания.
Мне не совсем понятно, если куклы висели в безвоздушном пространстве, то как они могли передвигаться? Да ещё покупать маски?
Несколько смутило превращении друга в подругу, хотя, с другой стороны - тут как раз и есть изюминка фантэлемента - куклы же не люди, без масок они абсолютно все одинаковы.
Опять же, откуда тогда рассуждения о том, что представляют собой люди? Хотя, честно - мне понравилось противопоставление мнений героев о людях, за это автору большой плюс.
Резюме: психологическая драма в жанре фантастики.
3. Глумова Я. "Забери мой страх"
Автор утверждает, что это мистика. Но мистика здесь как бы лёгким флером, намёком просто двумя словами маленькой девочки.
Остальное - психоделия. То есть, внутренние переживания ГГ.
Касательно Алисы. Людей, умеющих чувствовать беду, не так уж и мало. А отводить страхи - могут немногие, это интересно, но тоже не такая уж и редкость.
Здесь зависит от читателя. Автор прекрасно владеет словом, рассказ действует на нервы, вызывает мысли, заставляет задуматься. Это - если верить в Алису и ее чудотворения по забору страхов.
Но есть и другие читатели - которые могут посчитать, что Алиса все просто придумала. Она очень хотела, чтобы Отец ничего не боялся. Отец изменился, девочка решила, что это её заслуга. В финале ГГ спокойно плывет по морю - тоже Алиса забрала ее страхи? А может, нет? Монстры то никуда не делись. И что это за монстры, кстати?
Мне не хватило подтверждений Алисиных способностей, то есть, не раскрыта техника ее "забора страхов". А ведь это не так просто! Забирая чужие страхи, что она с ними делает? Как они на нее влияют? Это же чужой страх, чужая боль! А девчушке хоть бы "хны".
Резюме: психоделическая мелодрама с элементами мистики.
4. Захарчук Е.Н. "Планета Самоубийц"
Брр... Автор, нельзя так начинать рассказ! С ходу всякие кошмарные описания. Честно, если бы не конкурс, дальше первых двух абзацев читать бы не стала. Вообще рассказ психологически очень тяжёлый для восприятия.
Но не могу не отметить - поверх ужаса смерти в сюжете показано торжество жизни. неприязнь к рассказу, что возникла вначале, слегка растворяется в этом необычном торжестве.
Резюме: психологическая драма с элементами фантастики и хоррора.
5. Звонарев С. "Событие"
Серьезный рассказ с элементами научной фантастики. Сюжет донельзя актуальный с учётом текущих в мире событий. В общем, не дай то Бог.
Мне понравилось спокойствие главных героев - они, рискуя жизнью, стараются сохранить для человечества свидетельства произошедшей катастрофы.
Всё отлично, жаль, немного суховато. Нет, правда, ну не верю я, чтобы мужчина и женщина в такой ситуации не занялись бы любовью перед уходом в небытие. Ну автор! Они же любили друг друга!
В остальном - сложно оценить их решение, но был ли у них другой выход? Вряд ли.
Ещё меня смутило название рассказа. Как-то слишком обыденно для поданного сюжета.
Резюме: психологическая драма с элементами научной фантастики.
6. М.Г. "Секрет третьего пирожка"
Признаюсь честно: я не увидела фантэлемент. И на то есть серьезные причины.
Рассказ написан в стиле лёгкой иронии, путаницу создают ещё и почти одинаковые имена преподавателей, что тоже как бы намекает на юмор.
Но главное в другом. Никто, кроме двух девушек, не обратил внимание на появление физика. То есть, была механика вместо физики, а сейчас все же будет физика - и что? Не особо удивило это и преподавателей.
Для меня удивление "откуда ещё два часа?" прозвучало иначе:"За что нам ещё два часа?"
Такое ощущение, что автору то все ясно понятно в его задумке, а вот читателю - увы. Возможно, это сложновато лично мне? Не знаю... но в итоге фантастика звучит только в словах начальства.
И ещё маленькое замечание: мне показалось странной характеристика физика как "симпатяшка", но "с тяжёлым взглядом". Не могу такое представить.
Резюме: Ироническая комедия из студенческой жизни с недораскрытым фантэлементом.
7. Ремельгаc С. "Гербарий"
Ах, какая атмосфера! От ожидания неизвестного в начале до мурашек в финале. Да, рассказ красив, стильно написан, за это автору респект.
Однако автор зачем-то лишает читателя возможности испытать, испить эту атмосферу в полном объеме, заранее предупредив о "винтажном хорроре" в аннотации. Зачем, автор?!
Читатель предупрежден, а значит, ему уже не страшно. Но это полбеды.
К сожалению, история, которая отражена в сюжете, для читателя остаётся абсолютной загадкой. Создаётся впечатление, что конкурсный рассказ вырван из чего-то большего.
Читателю даны лишь несколько намеков: выпавший из энциклопедии сухой стебелёк да загадочная мистическая женщина. Ни слова о том, как они связаны, кто она, какие за ней грехи, за что ее нужно убить как злобное явление?
Обидно!
Резюме: Драма с элементами мистики и хоррора.
8. Шмидт Е. "Может быть..."
С самого начала у меня возникли вопросы.
Ната проводит опрос по поводу Москвы 2147 года. А после интересуется программой как там оказаться? Вот честно, не верю! Ну кто же из этих господ опросников купится на такого рода программу?
Второе не верю: молодой человек попадает в параллельный мир и спокойненько пьет кофе, заваривая его самостоятельно? А потом только начинает осматриваться? И спрашивает, где берут продукты? А воду для кофе он где взял то? Кто ему доставил? Зерна у них в карманах носят, это удобно? Ну, автор?!
Плюс ему же рассказывали, какая она, Ната! А значит не могли не сказать, какой год в этом параллельном мире. И уж точно не могли не рассказать про сам этот мир. Иначе чушь получается.
Ещё замечание - Ната ведёт себя с ним не как журналистка, а как недалекая девчонка - подозревает как вора, а сама долго умывается, раздумывая о случившемся. И стиль разговора такой... Девчаче-подростковый.
Ну и ещё логические нестыковки удивили:
"Каждый параллельный мир отстоит от другого в пространственно-временном континууме" - как с этим сочетается фраза про то, что перемещение во времени невозможно?
"Наши миры почти идентичны" ... "ой, а где вы продукты берёте?".
И финал - взялись за руки - и втроём упараллелили в другой мир. А этот мир - да плевать на всех с высокой колокольни? А подумать?
Идея то хороша, не буду спорить, но вот исполнение, простите, ну очень наивное.
Резюме: романтическая комедия с элементами фантастики.
9. 10 Шумилина В. "Начало"
А хорошо!
Вроде скромно, но захватывает с самого начала. Хорошая крепкая атмосферная обстановка, читатель активно вовлечён в "борьбу миров". Реально переживаешь за команду.
Автору респект за обыгрывание интересной современной, можно сказать, популярной темы - создание и развитие Искусственного Интеллекта.
А главное - торжество человечества над ИИ. Вот таким я вижу основной смысл и идею рассказа. Наверное, было бы ещё более захватывающим подробное описание действий "людей", но даже так, как дано автором, сюжет вполне раскрывает смысл задуманного.
Резюме: РПГ-киберпанк с элементами научной фантастики.
10. Шагманов Р.К. "Добрых дел Мастер"
Рассказ с глубоким смыслом. Можно сказать - сказка для взрослых. Не в плане каких-то запретных для детей мыслей, а в связи с поставленным автором перед читателями вопросом. Прав ли Мастер?
Здесь немного поясню. Перед нами супружеская пара (кстати, почему бездетная?), Где муж - Добрых Дел Мастер. А значит и жена должна быть такая же - добрая. Но мы видим Марину издерганной, ворчливой, нервной. 40 лет общей жизни. Что же превратило женщину в такую злюку? Отсутствие детей? Меня вот этот момент очень насторожил. Мастер заставлял ее силой быть не самой собой? Погладить по щеке - и снова Добрый Мастер? И Марина как лист шелковая?
А ведь Мастер далеко не добрый! Гробик то он заранее вытачивать начал. Значит, в душе уже свила клубок неприязнь к Марине, возможно усталость от такой совместной жизни.
Гробик решил исход. Прав ли Мастер?
Если говорить о человечестве в целом, то прав. Интересная и верная мысль высказана в рассказе - Мастер не может и не должен таить зло и ненависть. Иначе исчезнет Добро.
Но вот незадача - не исчезнут ли способности Мастера во время вынужденного сна? И какой вырастет та, которую выбрал он на смену Марине? И какой станет их совместная жизнь?
Ведь Марину то он тоже сам выбирал! Так что же произошло?
Автором отлично решен вопрос "Что делать?", но нет ответа на "Кто виноват?".
Это, собственно, не критика, а скорее мои размышления - рассказ достаточно хорош, но далеко не прост.
Резюме: взрослая сказка с глубоким философским уклоном.