Кизеева Людмила Владимировна : другие произведения.

"Маленькие открытия: играйте с ребёнком в Сказку", Часть 3

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Напечатана в журнале "Красиво Сказано". Ссылка: wellwritten.ru

   Это поможет юному человеку вырасти успешным.
   Данная статья посвящена идее развития ребёнка при помощи игры в "Сказку".
  
   Основные мысли изложены в её первой и второй частях. Но продолжим наш рассказ.
   Для первых попыток я могу порекомендовать сказки: народную - "Теремок" или "Кто сказал "мяу"?" В.Г. Сутеева.
  
   В "Теремке" удобно импровизировать и менять количество героев - в нём запросто могут участвовать сразу 10 человек. В связи с чем в сказке (наряду с традиционными персонажами) у вас появятся, например: Белочка-стрелочка, Птичка-невеличка, Петушок - золотой гребешок; Ёжик - ни головы, ни ножек.
   Каждый из детей выбирает себе персонаж по вкусу. Стандартной версии стоит придерживаться только формально.
  
   Если вы захотите сделать что-нибудь подобное у себя в группе, то список имён легко продолжить: Сорока-белобока, Собачка-нюхачка, Кошка - глаза как плошки, Кукушка-подружка, Уточка-шуточка; а также: Цыплятки-ребятки, Сова - большие глаза, Мушка-цокотушка и т.д. Кстати, медведя предлагаю именовать: Мишка-братишка, чтобы он не выпадал из общего ряда - для ребёнка это бывает важно даже психологически.
   Дети способны запомнить всю последовательность - выходить, правильно соблюдая свою очередь, и отвечать на вопрос: "Кто в теремочке живёт?" - тоже по своей очереди. Такое упражнение здорово развивает память (если детей много), к тому же - это весело!
  
   И ещё один аспект. Дети разные: в наше время немало ребят смелых и шумных; а есть, наоборот, застенчивые и тихие; бывает разный уровень развития; надо помнить и об особых детях. Для всех можно найти образы, соответствующие их стилю и увлечениям, а можно аккуратно эти образы менять, предлагая потихонечку что-то новое.
   Что касается особых детей, то для них создаются театральные кружки в соответствующих реабилитационных центрах. Но полезнее всего для такого ребёнка всё-таки игра с обычными детьми, но только в том случае, если группа способна принять этого человечка бережно и доброжелательно. Данный вопрос всегда надо решать очень осторожно и индивидуально...
  
   Если же ребёнку понравится новая роль, то он способен применить эту модель и в жизни - это дети, они учатся и ещё довольно легко поддаются изменениям (в отличие от взрослых).
   В связи с чем хочу рассказать об одном мальчике. У него были явные признаки гиперактивности. Но это было бы ничего, главное то, что все вокруг считали его хулиганом: мальчишки с ним дрались, девочки - плакали...
  
   В сказках он всегда выбирал отрицательные роли: те, где надо было ломать или пугать. Собственно, таким он являлся нам и в жизни. В "Теремке" он играл Медведя, в сказке "Кто сказал "мяу"?" - большого Пса, выскочившего из будки.
   С одной стороны - это всех устраивало, т. к. проблема, кто будет играть злодея, оказывалась заведомо решенной. Но, с другой точки зрения, такой подход вряд ли приносил пользу. И я рискнула изменить ситуацию - стала предлагать нашему "хулигану" совсем другие короткие роли. И, вы знаете, ему вдруг понравилось!
  
   Это повлияло и на его поведение вне занятий: он стал, не скажу , что спокойнее, но в значительной степени доброжелательнее к другим людям. Получилась... коррекция поведения, хотя, такой задачи я, по сути, перед собой и не ставила. Напомню, что в данном случае метод направлен на развитие ребёнка.
   Конечно, приёмы эти все не новы, но они помогут вам лучше понять своего маленького человечка, обращая внимание на то, какие роли он выбирает. А ему - самого себя и других людей (детей). Ещё раз повторюсь, через эти роли можно работать и с ситуацией, предлагая малышу что-то новое.
  
   Должен ли этим заниматься исключительно педагог-психолог? Думаю, нет - если быть внимательными и доброжелательными к детям, не давать развиваться конфликтам, то всё будет хорошо. Особенно, если вы сами в юности занимались в каких-либо кружках (даже в танцевальном или пели в хоре...), выступали на утренниках, то, скорее всего, проводить такие игры с детьми вам будет достаточно просто.
  
   Старайтесь также аккуратно выбирать "сказочный" материал. Например, избегайте сказок с насилием, таких как: "Колобок", "Волк и семеро козлят", "Красная Шапочка", "Мальчик-с-пальчик" и др. - для детского спектакля они точно НЕ подойдут.
   Сказка "Колобок" может быть хороша, скажем, для игры с мамой (описано в тексте первой части статьи) или для кукольного спектакля, но она НЕ годится, когда роли исполняют сами дети!
  
   Помните и о том, что вы имеете право самостоятельно менять ход событий в сказке: так, появившиеся внезапно дедушка и бабушка способны заставить Лису промахнуться - и Колобок укатится дальше...
   Если не решаетесь проводить описанные занятия сами, то попросите помочь вам в этом вопросе воспитателей детского сада - у них ведь есть соответствующее образование и опыт.
  
   Итак, играйте с детьми в "Сказку", меняйте для них роли - и они будут увереннее чувствовать себя в жизни, лучше понимая себя и других людей, им станет легче выражать свои мысли; улучшатся: память, речь, внимание, мышление, воображение, координация движений...
  
   Желаю вам больших успехов!
   Несколько позже под заголовком "Маленькие открытия" мы сможем поговорить о сказках, играх, разминках, музыке, рисовании и других детских (и взрослых) делах.
  
  Автор: Кизеева Людмила.
  Статья напечатана в журнале "Красиво Сказано", ссылка: wellwritten.ru
  Информация указана по правилам журнала "Красиво Сказано".
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"