Клеандрова Ирина Александровна: другие произведения.

Истории Средиземья: Стихи (внеконкурс)

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Peклaмa
 Ваша оценка:

  
  
  

ИСТОРИИ СРЕДИЗЕМЬЯ: СТИХИ

  

(внеконкурс, 5/5)

  
  
  
   Список работ, рассмотренных в обзоре:
  
   1. Никитин Д.Н. Хоббитская пыхтелка под нос
   2. Лавриненко О.А. На Карадрас.
   3. Лавриненко О.А. Тирион
   4. Клеандрова И.А. Серые Гавани
   5. Маленькая С. "Из окна повеяло дождем..."
  
  
  
  
  
  
  1. Никитин Д.Н. Хоббитская пыхтелка под нос
  
   На волке сером как-то орк
   Верхом заехал в темный лог,
   А в логе том с предавних пор
   Пристанище нашел балрог.
  
   Дальнейший ясен разговор,
   Случился между ними спор,
   Один схватился за топор,
   Другой, не разбирая ног,
   Бежал... Тот бег был очень скор.
  
   Но кто кого?
   Бежал ли орк?
   А, может, струсил сам балрог?
   Опять же, с кем остался волк?
  
   1990.
  
   Очень задорная пыхтелка, понравился четкий маршевый ритм и звонкие рифмы. Не очень понятно, что балрог - подземный огненный демон - делал в логе: лог - это небольшая сухая долина, а по канону балгорам "запрещено выходить под своды небес с тех пор, как Фионвэ, сын Манвэ, обрушил Тангородрим". Но это вряд ли имеет значение, так как на доскональное следование канону и высокую художественную ценность работа не претендует: ее цель - развеселить читателя, не посягая на его мозги, и со своей задачей она справляется на отлично. Дух Средиземья присутствует, хотя и в несколько ироническом ключе.
  
  
  
  
  
  
  2. Лавриненко О.А. На Карадрас.
  
   Зима закуталась в метель
   Чужими данную руками,
   Но где-то там найдется дверь
   Между седыми валунами.
  
   И заметает Карадрас,
   И жар разбужен уж старинный,
   И продолжается рассказ,
   Как в старь, неторопливо длинный.
  
   Стучится в сердце тишина,
   Но глухо отдаются звуки,
   И поглощает глубина
   На жезле сомкнутые руки.
  
   Приятное стихотворение, хотя и не лишенное недочетов: "руками-валунами" и "старинный-длинный" - не очень хорошие рифмы, с точки зрения канонов матчасти, "метель-дверь" - совсем не рифма. Также не могу приветствовать авторские находки: точку в названии, инверсию "чужими данную", разбуженного ужа, пропущенную после "метели" запятую и мелочь из орфографии ("встарь", "неторопливо-длинный"). По семантической части особых замечаний нет, кроме "Но где-то там найдется дверь между седыми валунами" (информационная избыточность, "где-то" уточнено дальше по тексту) и "Стучится в сердце тишина, но глухо отдаются звуки" (если тишина, какие могут быть звуки?). К миру Средиземья текст привязан лишь указанием географического объекта, а все остальное с равной долей вероятности может относиться к каждой пятой книге, стоящей на полке в магазине: таинственный враг (иначе смысл затевать квест?), зачарованные врата, руки на посохе - все это шаблонные маркеры фэнтези. Со времен Профессора прошло немало лет, и они не пошли жанру на пользу. Духа, присущего именно творчеству Толкиена, в тексте не чувствуется, хотя как произведение ФиФ он в целом удался.
   Все сказанное выше не имеет целью показать конкретные недочеты, просто иллюстрирует "взгляд со стороны": если читатель начинает цепляться и к тому, и к этому, в 99 случаях из 100 это означает, что над текстом еще надо работать. Когда у читателя катарсис, он уже ни к чему не цепляется, сидит счастливый и просветленный, и нет ему дела ни до авторских ляпов, ни до канона.
  
  
  
  
  
  
  3. Лавриненко О.А. Тирион
  
   Вот он берег в жемчугах,
   Вот сиреневые волны,
   Вот и крылья на ногах,
   Вот и танцев светлых штормы.
  
   Ближе, ближе купола.
   Вот горит светоч на башне,
   Где - то там колокола,
   Звон такой же, как вчерашний.
  
   Полыхает Тирион
   Не земным, а звездным светом.
   Только я проснусь, а он...
   Станет песней недопетой.
  
   Это стихотворение показалось гораздо удачнее предыдущего, оно легче, ярче и лаконичнее, даже немного "взрослее", быть может. Если судить по дате размещения, между первой и второй работой пропасть глубиной в год - автор растет, и это хорошо: когда автор прекращает расти, он прекращается как автор. Под "легкостью", конечно же, имеется в виду не бездумная легковесность, а некая особенная эфирность и воздушность, присущая только птицам, гелиевым шарам - и хорошей поэзии. С легким сердцем ставлю этой работе высокую оценку и надеюсь, что автор еще не раз всех нас порадует.
   Дух Средиземья виден как наяву. Из недочетов - запятая перед "берегом", свЕточ, дефис в "где-то" и тире перед "там", неточные рифмы "волны-штормы" и "светом-недопетой". При первом чтении оно не особо бросается в глаза, выписываю исключительно ради того, чтобы на авторской странице висело поменьше текстов с ошибками.
  
  
  
  
  
  
  4. Клеандрова И.А. Серые Гавани
  
   Горечь сумрачных волн. И туман. Не серебряный - серый.
   Тени брошенных стен, полинявших созвездий слюда.
   Гавань тонет в дыму. В угли - память, надежда и вера.
   Ты не спишь, Корабел, провожая свой мир в никуда.
  
   Это вовсе не слезы - а просто качается небо.
   Это берег знакомый течет, словно воск или ртуть.
   Aiya, Эра Людей! Дети Звезд превращаются в небыль...
   Впиться пальцами в борт. И разок, через силу - вдохнуть.
  
   Словно выцвели краски, оставив палитру страданья:
   Сажа, пепел, графит и белесый, надломленный лед.
   Мой неведомый брат, что Митлонду придумал названье -
   Ты предвидел тот день, на который назначен Исход?
  
   Сердце, ты помолчи. Не кричи, захлебнувшись тревогой.
   Слишком поздно. Всему. На часах Средиземья - закат.
   Рядом - вечная жизнь. Вечный свет за недолгой дорогой...
   Земли вечной весны...
   - Корабел, почему ты не рад?
  
   Глупый. Вечную жизнь ты равняешь с агонией вечной?
   В свете вечной весны не цветение видишь, а тлен?
   Это ересь, Кирдан. Воле Эру не должно перечить.
   Или это Мелькор в новом теле поднялся с колен?
  
   - Нет, Отец. Я не он - и, признаться, немного жалею.
   Все уже на местах, и крадется рассвет, словно вор...
   Распустив паруса, изогнув лебединые шеи,
   Унося волшебство, корабли отплывут в Валинор...
  
   Этим землям уже не услышать эльфийских напевов,
   Сонным высям не видеть драконьих полетов и драк.
   Волны шепчут "прощай", солью слез прожигая до нервов.
   Враг, ты тоже не спишь, зябко кутаясь в пламень и мрак?
  
   - Я не враг тебе, эльф. Потому отзываться не буду.
   Помолчу в унисон, боль и горечь по-братски деля.
   Это меньше любви, и совсем не похоже на чудо...
   Я - как ты, мореход. Я всегда начинаю с нуля.
  
   Расцветает восход, стало явью туманное "завтра".
   В Валинор, Край Блаженства, стрелою летят корабли...
   ...Прав был ветер ночной - подождет Заокраинный Запад!
   Впереди Океан древней Арды - и юной Земли.
  
   Насчет сего творения можно сказать много разного и познавательного, но, думаю, коллеги справятся с этим ответственным делом лучше.
  
  
  
  
  
  
  5. Маленькая С. "Из окна повеяло дождем..."
  
   Из окна повеяло дождем,
   Я профессора читаю снова,
   И цветет зеленый Шир передо мной,
   Гэндальф Серый учит жизни Фродо.
  
   Длань Врага, ужасна и сурова,
   Снова тянется с Востока на Закат,
   И твердыни падают до срока,
   И опять никто не виноват.
  
   По дорогам и тропинкам Среднеземья
   Вновь идут Хранители Кольца.
   Впереди их ожидает гибель,
   Впрочем, не она для них страшна.
  
   Страшно потерять свободу
   И попасть под тяжкий гнет Врага,
   Исполнять чужую злую волю
   И надежды на спасенье не видать.
  
   Ради этого идут Хранители
   Через тысячи и тысячи преград -
   Чтобы Шир мог зеленеть, как прежде,
   И родных чтоб не коснулась тень Врага.
  
   Очень понравилось первое четверостишие. Оно создает удивительно светлое, сказочное настроение: кажется, в окно вот-вот влетит дракон, а в дверь постучит добрый дедушка Гэндальф. Это настроение навеяно прихотливым ритмом первого картрена, который здесь проходит по графе "авторская находка". К сожалению, уже к "твердыням" волшебство развеивается и очарование сходит на нет: чтобы научиться качественно ломать, сначала надо выучиться строить - это справедливо не только в поэзии.
   Самая слабая работа в подборке. Пожалуй, на этом стоит сказать "стоп" и сделать паузу: автору предстоит изучить матчасть и перечитать целую гору классики, а потом, по желанию, вернуться к диалогу. Воображение уже есть, любовь к сказке - тоже, при наличии времени и желания работать все остальное обязательно приложится.
  
  
  
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com В.Касс "Избранница последнего из темных"(Любовное фэнтези) Д.Соул "Семь грехов лорда Кроули"(Любовное фэнтези) Д.Сугралинов "Дисгардиум 4. Призыв Нергала"(ЛитРПГ) Е.Рэеллин "Команда"(Киберпанк) М.Юрий "Небесный Трон 2"(Уся (Wuxia)) М.Юрий "Небесный Трон 1"(Уся (Wuxia)) А.Кочеровский "Баланс Темного"(ЛитРПГ) В.Бец "Забирая жизни"(Постапокалипсис) Д.Сугралинов "Дисгардиум. Угроза А-класса"(ЛитРПГ) А.Вильде "Эрион"(Постапокалипсис)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Батлер "Бегемоты здесь не водятся" М.Николаев "Профессионалы" С.Лыжина "Принцесса Иляна"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"