Методический инструментарий по организации отбора кадров на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы
Москва, 2014
Содержание
Введение
Введение
Современная государственная гражданская служба (далее - гражданская служба) должна быть открытой, конкурентоспособной и престижной, ориентированной на результативную деятельность государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие) по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Развитие системы гражданской службы тесно связано с внедрением новых принципов кадровой политики, предусматривающих, в том числе создание объективных и прозрачных механизмов отбора кандидатов на замещение должностей гражданской службы.
Международный опыт отбора кадров на гражданскую службу свидетельствует о том, что конкурсные процедуры как наиболее современные и демократичные выступают необходимым и обязательным условием формирования кадрового состава. В то же время объективность и прозрачность отбора должны быть обеспечены и при отборе без проведения конкурса.
На сегодняшний день остро стоит вопрос, связанный с обеспечением эффективности привлечения и отбора кадров на гражданскую службу. Действующая система конкурсного отбора требует совершенствования, используемые методы отбора нуждаются в дополнении и развитии.
Настоящий Методический инструментарий по организации отбора кадров на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы (далее - Методический инструментарий) разработан в целях реализации пункта 14 федеральной программы "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)", утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 261, подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", предусматривающего обеспечение правовой и методической поддержки осуществления отбора кандидатов на замещение вакантных должностей гражданской службы (далее - вакантных должностей), а также единообразного применения государственными органами кадровых технологий во взаимосвязи с положениями Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Методический инструментарий предназначен для использования руководителями и специалистами структурного подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров (далее - кадровые службы государственных органов) при проведении отбора кандидатов на гражданскую службу.
Применение государственными органами предлагаемых методов отбора кандидатов на замещение вакантных должностей позволит исключить нарушения конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе, обеспечить формирование профессионального кадрового состава на гражданской службе, включающего перспективных и высококвалифицированных специалистов, обладающих требуемыми для эффективного и результативного исполнения должностных обязанностей образованием, стажем (опытом) работы, профессиональными и личностными качествами.
Основные понятия и определения
В Методическом инструментарии используются следующие понятия.
Система отбора кадров - форма организации отбора, включающая комплекс мероприятий по привлечению и оценке кандидатов, которая в свою очередь предусматривает оценку их соответствия квалификационным требованиям к должностям гражданской службы (проверку представленных кандидатом документов, проведение тестирования на соответствие базовым квалификационным требованиям и оценку кандидата на соответствие функциональным и специальным квалификационным требованиям с использованием иных методов оценки) и оценку соответствия замещаемой должности на практике в ходе исполнения должностных обязанностей (испытание при поступлении на гражданскую службу, проводимое одновременно с адаптацией гражданского служащего).
Под привлечением кадров понимается система целенаправленных действий кадровых служб государственных органов по поиску и подбору граждан, готовых к поступлению на гражданскую службу и обладающих, по предварительной оценке, необходимыми знаниями, навыками и профессиональными качествами, а также по продвижению гражданских служащих на вышестоящие и иные должности гражданской службы в данном или ином государственном органе.
Отбор кадров - оценка кандидата в целях установления его соответствия квалификационным требованиям и проверки наличия необходимых для замещения вакантной должности профессиональных и личностных качеств.
Квалификационные требования к должностям гражданской службы - требования к уровню и направлению подготовки (специальности) и при необходимости специализации профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и навыкам, необходимым для замещения должностей гражданской службы.
Система квалификационных требований - уровни квалификационных требований: базовые, функциональные и специальные квалификационные требования, выстраиваемые по принципу дедукции ("от общего к частному").
Базовые квалификационные требования - общие требования к уровню профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажа (опыта) работы по специальности, направлению подготовки, знанию государственного языка Российской Федерации - русского языка, правовым знаниям, включая Конституцию Российской Федерации, законодательство о гражданской службе, законодательство о противодействии коррупции, знаниям и навыкам в области документооборота и делопроизводства, знаниям и навыкам в области информационно-коммуникационных технологий, отражающие минимальный уровень квалификационных требований, соответствие которому необходимо для замещения должностей гражданской службы.
Функциональные квалификационные требования - требования к направлению подготовки (специальности) профессионального образования, стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Функциональные квалификационные требования устанавливаются по направлениям деятельности, осуществляемым в государственном органе, специализациям по указанным направлениям, категориям и группам должностей гражданской службы.
Специальные квалификационные требования - включаемые в должностной регламент гражданского служащего детализированные требования к уровню и направлению подготовки (специальности), а также при необходимости специализации профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей по конкретной должности гражданской службы.
Направление деятельности - деятельность, осуществляемая в государственном органе в соответствии с его целями, задачами, конкретными полномочиями и функциями, устанавливаемыми в положении о государственном органе и иных нормативных правовых актах, в соответствии с которыми гражданские служащие исполняют должностные обязанности.
Специализация по направлению деятельности - поднаправление деятельности внутри направления деятельности, осуществляемого в государственном органе, в соответствии с которым гражданские служащие исполняют должностные обязанности.
Профиль должности - документ, содержащий цели, задачи и ключевые обязанности по должности, специальные квалификационные требования, предъявляемые к должности, а также иную информацию. На основе профиля должности составляется должностной регламент.
Профессиональное образование- вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности.
Уровень профессионального образования - завершенный цикл профессионального образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.
Уровнями профессионального образования являются:
среднее профессиональное образование;
высшее образование - бакалавриат;
высшее образование - специалитет, магистратура;
высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
Дополнительное профессиональное образование - профессиональное образование, направленное на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды и осуществляемое посредством реализации дополнительных профессиональных образовательных программ в форме повышения квалификации, профессиональной переподготовки.
Специальность - совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач.
Специализация по направлению подготовки - профессиональная область, определяемая образовательной организацией, для применения совокупности знаний, навыков и умений в которой ориентировано получение лицом профессионального образования в соответствии с отдельной специальностью.
Квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.
Стаж (опыт) работы по специальности, направлению подготовки- периоды трудовой деятельности после получения документа об образовании и квалификации, в течение которых применялись и совершенствовались знания и навыки в рамках конкретной специальности (направления подготовки), которую в соответствии с должностным регламентом должен иметь претендующий на замещение должности гражданской службы гражданин Российской Федерации (гражданский служащий).
Профессиональные знания - совокупность правовых и иных знаний, необходимых для эффективного и результативного исполнения должностных обязанностей.
Профессиональные навыки- навыки, связанные со способностью применения профессиональных знаний при исполнении должностных обязанностей.
Профессиональное качество - проявляемая в поведении гражданского служащего характеристика, отражающая единство его стремлений, способностей, знаний, навыков и личностных качеств, необходимых для эффективного и результативного исполнения должностных обязанностей.
Личностное качество - индивидуальные особенности личности, включающие в себя жизненные ценности и установки индивидуума, тип темперамента, мотивацию и личные цели, динамические свойства нервной системы, психотип личности. Совокупность личностных качеств гражданского служащего проявляется в профессиональной служебной деятельности через профессиональные качества.
Общие профессиональные качества - профессиональные качества, необходимые для замещения должностей гражданской службы всех категорий и групп.
Прикладные профессиональные качества - профессиональные качества, необходимые для эффективного и результативного исполнения должностных обязанностей в зависимости от функциональных особенностей должностей гражданской службы.
Управленческие профессиональные качества - профессиональные качества, необходимые для замещения должностей гражданской службы категорий и групп, в должностные обязанности по которым входит эффективная организация и планирование собственной деятельности и деятельности гражданских служащих, находящихся в линейном или функциональном подчинении, и в целом структурного подразделения (государственного органа) или проектной группы, а также контроль хода исполнения документов и проектов для достижения задач и целей структурного подразделения (государственного органа) или проектной группы.
1. Общие положения
Настоящий Методический инструментарий подготовлен на основе положений регламентирующего прохождение гражданской службы законодательства Российской Федерации, включающего следующие нормативные правовые акты:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации";
- Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ);
- Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" (далее - Указ N 112);
- Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 110 "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации" (далее - Указ N 110);
- Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению".
Подсистемой отбора кадров понимается форма организации отбора, включающая согласно приводимой ниже схеме комплекс мероприятий по привлечению и оценке кандидатов.
Основными принципами системы отбора кадров являются:
- реализации конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе;
- обеспечение законности, соблюдение и реализация требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с поступлением на гражданскую службу;
- единый подход к определению требований к кандидатам, претендующим на замещение должностей гражданской службы;
- равный доступ кандидатов на замещение должностей гражданской службы в соответствии с их знаниями, навыками и профессиональными качествами;
- объективность и всесторонняя оценка знаний, навыков и профессиональных качеств кандидатов, претендующих на замещение должностей гражданской службы, сопоставимость результатов оценки;
- привлечение на гражданскую службу граждан (гражданских служащих), обладающих, по предварительной оценке, необходимыми для замещения вакантной должности знаниями, навыками и профессиональными качествами;
- открытость и доступность информации о привлечении кадров на гражданскую службу;
- экономическая обоснованность используемых мероприятий по отбору кадров на гражданскую службу.
Отбор кадров может осуществляться по следующим направлениям:
- отбор кандидатов на замещение вакантных должностей по конкурсу;
- отбор кандидатов на замещение вакантных должностей без проведения конкурса.
Порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности (далее - конкурс) установлен Указом N 112. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.
Согласно статье 21 Федерального закона N 79-ФЗ на гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие установленным квалификационным требованиям.
Квалификационные требования, предъявляемые к должностям гражданской службы, определены статьей 12, а также подпунктом 1 пункта 2 статьи 47 Федерального закона N 79-ФЗ. Исходя из совокупности данных норм Федерального закона N 79-ФЗ, в число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят следующие требования:
к уровню профессионального образования;
стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки;
к уровню и характеру профессиональных знаний и навыков, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
Методический инструментарий разработан в развитие положений указанных статей Федерального закона N 79-ФЗ и содержит рекомендации по разработке в государственном органе системы квалификационных требований к должностям гражданской службы, включающей следующие уровни квалификационных требований:
- базовые квалификационные требования;
- функциональные квалификационные требования;
- специальные квалификационные требования.
Назначение на должность гражданской службы кандидата, не соответствующего квалификационным требованиям, или без соблюдения ограничений, установленных статьей 16 Федерального закона N 79-ФЗ, является нарушением законодательства Российской Федерации о гражданской службе. Во избежание таких нарушений оценка кандидата на соответствие квалификационным требованиям при назначении на должности гражданской службы является обязательной, в том числе при организации отбора кандидатов на замещение вакантной должности без проведения конкурса.
В целях обеспечения системного подхода при реализации вышеназванных мероприятий руководителям государственных органов следует организовать работу на принципах управления персоналом (HR-менеджмента). В частности, определить структурное подразделение (назначить ответственных должностных лиц) в рамках кадровой службы государственного органа, в обязанность которого войдет проведение мероприятий по привлечению и оценке кандидатов, а также ведению внутренней базы кадров и внедрению технологий, содержащихся в настоящем Методическом инструментарии.
2. Привлечение кандидатов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы
2.1. Основные подходы
Привлечение кандидатов на замещение вакантных должностей должно осуществляться сотрудниками кадровых служб государственных органов, ответственными за данную работу, посредством применения процедуры внутреннего и внешнего привлечения.
Внешнее привлечение кандидатов может осуществляться по следующим направлениям:
- мониторинг федеральной государственной информационной системы "Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров" (http://gossluzhba.gov.ru/) (далее - Портал) с целью выявления специалистов, готовых поступить на гражданскую службу;
- анализ результатов конкурсов и конкурсов на включение в кадровый резерв государственного органа (проведение, сбор и анализ информации о результатах конкурсов, проведенных государственными органами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления);
- работа с образовательными организациями в целях раннего выявления подходящих кандидатов на замещение вакантных должностей (в том числе в соответствии с частью 7 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предоставление возможности прохождения практики студентов образовательных организаций высшего образования в государственных органах, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и профессиональных качеств в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью);
- работа с кадровыми службами иных государственных органов с целью выявления гражданских служащих, готовых перейти на гражданскую службу в иной государственный орган, в том числе в случаях замещения ими сокращаемых должностей гражданской службы в государственном органе или должностей гражданской службы в упраздняемом государственном органе в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 г. N 822 "Об утверждении Правил предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах";
- работа с организациями любых форм собственности с целью привлечения подходящих кандидатов для участия в конкурсе;
- работа с государственной службой занятости населения, а также базами вакансий в сети Интернет в целях поиска (привлечения) подходящих кандидатов на замещение должностей гражданской службы.
Внутреннее привлечение кадров может осуществляться по следующим направлениям:
- работа с кадровым резервом государственного органа;
- анализ итогов аттестации гражданских служащих;
- мониторинг профессиональной служебной деятельности гражданских служащих;
- результаты регулярной текущей оценки профессиональной служебной деятельности гражданских служащих;
- учет рекомендаций гражданских служащих, работающих в государственных органах.
Привлечение кандидатов на должности гражданской службы также может осуществляться по иным направлениям, не противоречащим действующему законодательству.
Привлечение кадров должно производиться кадровыми службами государственных органов на систематической основе вне зависимости от наличия вакантных должностей в государственном органе.
Привлечение кадров является основой здоровой конкуренции на этапе оценки кадров, а также важной составляющей итогового результата - замещения вакантных должностей квалифицированными специалистами.
На этапе привлечения кадров кадровым службам рекомендуется обращать внимание на кандидатов, имеющих качественное резюме, прошедших тестирование на соответствие базовым квалификационным требованиям на Портале, а также имеющих опыт работы по специальности (направлению деятельности), которая соответствует квалификационным требованиям к вакантной должности.
Вместе с тем привлечение кадров кадровыми службами государственных органов должно проводиться совместно (по согласованию) со структурными подразделениями государственных органов, в которых замещается вакантная должность. Руководители структурных подразделений государственных органов должны четко описать круг знаний, навыков и профессиональных качеств, требуемых при замещении вакантных должностей, исходя из профиля должности.
Кроме того, при принятии решения о проведении конкурса (отбора без проведения конкурса) кадровая служба государственного органа совместно со структурными подразделениями государственных органов, в которых замещаются вакантные должности, должна определить наиболее оптимальные методы оценки кандидатов на соответствие вакантным должностям, которые будут использоваться при проведении конкурса (отбора без проведения конкурса), разработать и отобрать задания для каждого метода оценки с учетом квалификационных требований к должностям гражданской службы.
При принятии решения о проведении конкурса (отбора без проведения конкурса), а также после определения используемых методов оценки и разработки заданий кадровая служба государственного органа одновременно на официальном сайте государственного органа в сети Интернет, а также на Портале (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2011 г. N 149 "О федеральной государственной информационной системе "Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров") размещает объявление о приеме документов для участия в конкурсе (отборе без проведения конкурса), а также иную информацию в соответствии с Указом N 112.
Объявление о приеме документов и информация об отборе могут также публиковаться в периодическом печатном издании.
2.2. Использование информационно-коммуникационных технологий, в том числе федеральной государственной информационной системы "Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров"
Размещение актуальных сведений о вакантных должностях государственных органов, о проводимых конкурсах и конкурсах на включение в кадровый резерв государственных органов в рамках "единой точки доступа" позволяет реализовать принцип равного доступа граждан к гражданской службе, установленный пунктом 4 статьи 32 Конституции Российской Федерации и закрепленный в Федеральном законе N 79-ФЗ.
В настоящее время такой информационной площадкой, используемой государственными органами, является Портал. Порядок работы с Порталом определен соответствующим Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2011 г. N 149.
Основными реализованными к настоящему времени функциями Портала являются информирование граждан о вакантных должностях и формирование единой базы сведений о кандидатах.
В то же время существующая нормативная база позволяет государственным органам использовать Портал не только в качестве механизма привлечения, но и отбора кандидатов на замещение вакантных должностей.
Для работников кадровых служб федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, государственных корпораций и организаций (участников информационного взаимодействия) Портал реализует следующие возможности:
- доступ к актуальной новостной, справочно-методической и нормативно-правовой информации в сфере государственной службы, в том числе материалам по организации кадровой работы на гражданской службе;
- получение разъяснений по методологическим и нормативно-правовым вопросам кадровой работы на гражданской службе;
- размещение в установленном порядке сведений об актуальных вакантных должностях, а также конкурсах на включение в кадровый резерв и результатах проведения соответствующих конкурсов (замещения должностей);
- поиск кандидатов на замещение вакантных должностей и участие в конкурсах на включение в кадровый резерв;
- взаимодействие с кандидатами по вопросам участия в конкурсах, информация о которых размещена на Портале, и конкурсов на включение в кадровый резерв;
- размещение в установленном порядке сведений о лицах, рекомендуемых для включения в федеральный резерв управленческих кадров (выдвиженцев);
- мониторинг актуальной базы федерального резерва управленческих кадров.
Для граждан Российской Федерации Портал предоставляет:
- актуальную информацию о системе государственной службы Российской Федерации (в частности, о порядке поступления на гражданскую службу и ее прохождении);
- актуальную информацию о вакантных должностях и конкурсах на включение в кадровый резерв государственных органов, а также результатах проведения конкурсов на замещение вакантных должностей и на включение в кадровый резерв;
- возможность предоставить сведения о себе в кадровые службы государственных органов для предварительной оценки возможности участия в конкурсе (отборе без проведения конкурса).
С точки зрения кандидата поступление на гражданскую службу с использованием информационных технологий предполагает два основных действия.
Первоедействие
Кандидат проводит самооценку на предмет соответствия базовым квалификационным требованиям.
В настоящее время на Портале осуществлена возможность прохождения дистанционного тестирования на предмет определения соответствия и готовности кандидата к замещению вакантной должности.
- сформировать понимание о гражданской службе как об особом направлении профессиональной деятельности;
- определить готовность (наличие необходимых знаний) к прохождению гражданской службы;
- выявить области знаний, требующие дополнительной проработки.
Результаты дистанционного тестирования при принятии решения о допуске кандидата к участию в конкурсе (отборе без проведения конкурса) носят рекомендательный характер в силу отсутствия соответствующих положений в законодательстве Российской Федерации о гражданской службе, однако могут иметь серьезный вспомогательный характер, так как позволяют частично избежать подачи документов от большого количества некомпетентных кандидатов.
Универсальность процедуры дистанционной оценки кандидатов и относительная объективность ее результатов обеспечивается сформированной Минтрудом России единой базой тестовых заданий, используемых в рамках Портала.
Второедействие
Кандидат формирует электронное портфолио документов, необходимых для участия в конкурсе, и прикрепляет его к вакантной должности, размещенной на Портале.
3. Виды отбора
3.1. Отбор кандидатов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы по конкурсу
Конкурс является неотъемлемой процедурой при реализации конституционного права граждан на равный доступ к гражданской службе, позволяет государственным органам реализовывать принципы открытости, объективности и эффективности отбора, выступает основным механизмом привлечения кандидатов на замещение вакантных должностей, а также позволяет сформировать эффективный кадровый резерв.
Основной задачей проведения конкурса является снижение субъективного фактора при обеспечении равного доступа граждан к гражданской службе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона N 79-ФЗ конкурс заключается в оценке профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности, их соответствия квалификационным требованиям к этой должности.
Этапы подготовки и проведения конкурса.
Подготовительный этап включает следующие процедуры:
--
Принятие решения о проведении конкурса и формирование конкурсной комиссии:
- выявление вакансий, требующих заполнения;
- принятие решения о замещении вакансий по конкурсу или без проведения конкурса;
- определение состава членов конкурсной комиссии от государственного органа (представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из кадровой службы государственного органа, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором замещается вакантная должность по конкурсу));
- определение состава независимых экспертов, включая представителей общественного совета, образованного при государственном органе (при наличии);
- определение методов оценки кандидатов, которые будут использоваться при проведении конкурса;
- разработка заданий по каждому методу оценки;
- утверждение разработанных заданий на заседании конкурсной комиссии;
- определение сроков проведения конкурса (продолжительностью не более 45-50 дней).
В государственном органе допускается образование нескольких конкурсных комиссий для различных категорий и групп должностей гражданской службы. Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.
--
Подготовка объявления о приеме документов для участия в конкурсе, содержащего следующую информацию:
наименование вакантной должности гражданской службы и основные обязанности по ней в соответствии с должностным регламентом;
квалификационные требования, предъявляемые к претенденту на замещение вакантной должности (в том числе функциональные и специальные);
условия прохождения гражданской службы (с указанием размера денежного содержания по должности гражданской службы);
место, время и срок приема документов, подлежащих представлению в соответствии с пунктом 7 Положения, утвержденного Указом N 112;
перечень методов оценки, которые будут применяться по каждой вакантной должности гражданской службы при проведении конкурса;
тематику заданий по каждому из методов оценки (темы рефератов, эссе, тестов и т.д.);
предполагаемую дату проведения конкурса;
место и порядок проведения конкурса;
другие информационные материалы.
--
Размещение объявления о приеме документов для участия в конкурсе на официальном сайте государственного органа в сети Интернет, на Портале, а также при необходимости не менее чем в одном периодическом печатном издании.
--
Прием и анализ документов включают:
- прием документов от кандидатов в электронном виде с использованием сервисов Портала;
- прием документов от кандидатов, лично подавших необходимый пакет документов в бумажном виде;
- анализ полученных документов, направление запросов (в случае необходимости) в уполномоченные органы для подтверждения подлинности полученных сведений;
- распределение представленных кандидатами заявок по методам оценки;
- возможный отказ в допуске к участию в конкурсе кандидатам в соответствии с законодательством Российской Федерации (неполный комплект документов, ложные сведения, иные установленные основания).
--
Направление кандидатам извещения о дате, времени и месте проведения конкурса.
Руководитель структурного подразделения, в котором замещается вакантная должность, организует проведение предварительного собеседования с кандидатами. В случае невозможности присутствия кандидата на предварительном собеседовании оно должно быть организовано в день проведения конкурса.
На заседании конкурсной комиссии руководитель структурного подразделения сможет высказать мнение в пользу того или иного кандидата, которое будет учтено при вынесении решения конкурсной комиссией.
Этап проведения конкурса состоит из следующих процедур.
--
Кадровая служба государственного органа организует:
- тестирование кандидатов, допущенных к участию в конкурсе, на соответствие базовым квалификационным требованиям;
- оценку кандидатов.
Члены конкурсной комиссии могут присутствовать при тестировании и оценке кандидатов.
Результаты тестирования и результаты оценки прикрепляются к заявке кандидата и передаются конкурсной комиссии.
--
Оценка кандидатов конкурсной комиссией.
Конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов с учетом результатов проведения тестирования и оценки кадровой службой государственного органа.
Членам конкурсной комиссии рекомендуется также оценивать кандидатов на соответствие функциональным квалификационным требованиям, которые дифференцируются в зависимости от направлений профессиональной служебной деятельности и специализаций по направлениям профессиональной служебной деятельности, а также категорий и групп должностей (в том числе на основе профилей должностей):
- требования к профилю среднего профессионального образования и к уровню и профилю высшего образования, включая дополнительное профессиональное образование;
- требования к стажу (опыту) работы, содержащие требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) и стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки;
- наличие или отсутствие необходимых профессиональных знаний и навыков;
- требования к профессиональным качествам.
При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований к вакантной должности и других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством Российской Федерации о гражданской службе.
По итогам конкурса каждый член конкурсной комиссии выставляет кандидату соответствующий балл, который заносится в конкурсный бюллетень с краткой мотивировкой, обосновывающей решение о соответствующей оценке.
Баллы, выставленные всеми членами конкурсной комиссии, суммируются, и победителем конкурса признается кандидат, набравший наибольшее количество баллов.
При необходимости конкурсной комиссией может быть принято решение об установлении минимального количества баллов, недостижение которого может являться основанием для невозможности определения победителя конкурса. В этом случае минимальный проходной балл должен содержаться в объявлении о приеме документов для участия в конкурсе.
В Приложении N 1 к настоящему Методическому инструментарию приводится типовая Методика проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в государственном органе, разработанная с учетом применения новых методов отбора кадров.
3.2. Отбор кандидатов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы без проведения конкурса
3.2.1. Формирование кадрового резерва государственного органа
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 60 Федерального закона N 79-ФЗ одним из приоритетных направлений формирования кадрового состава гражданской службы является формирование кадрового резерва по результатам конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа и его эффективное использование.
Согласно положениям статьи 64 Федерального закона N 79-ФЗ (в ред. Федерального закона от 7 июня 2013 г. N 116-ФЗ) для замещения вакантных должностей из числа гражданских служащих (граждан) формируются федеральный кадровый резерв, кадровый резерв субъекта Российской Федерации, кадровый резерв федерального государственного органа и кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации.
Кадровый резерв федерального государственного органа и кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации (далее - кадровый резерв государственного органа) формируются соответствующим представителем нанимателя.
В соответствии с частью 6 статьи 64 Федерального закона N 79-ФЗ включение в кадровый резерв государственного органа производится:
1) граждан - по результатам конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа;
2) граждан - по результатам конкурса на замещение вакантной должности с их согласия;
3) гражданских служащих при замещении вакантной должности в порядке должностного роста - по результатам конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа;
4) гражданских служащих при замещении вакантной должности в порядке должностного роста - по результатам конкурса на замещение вакантной должности с согласия указанных гражданских служащих;
5) гражданских служащих при замещении вакантной должности в порядке должностного роста - по результатам аттестации с согласия указанных гражданских служащих;
6) гражданских служащих, увольняемых с гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы либо упразднением государственного органа - по решению представителя нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, либо государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, с согласия указанных гражданских служащих;
7) гражданских служащих с их согласия, увольняемых с гражданской службы в соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона N 79-ФЗ по следующим основаниям:
- призыв гражданского служащего на военную службу или направление его на альтернативную гражданскую службу;
- восстановление на службе гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность гражданской службы, по решению суда;
- избрание или назначение гражданского служащего на государственную должность, за исключением случая, когда в соответствии с указами Президента Российской Федерации заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры могут замещать должности полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, на муниципальную должность либо избранием гражданского служащего на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
- наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению отношений, связанных с гражданской службой (военных действий, катастрофы, стихийного бедствия, крупной аварии, эпидемии и других чрезвычайных обстоятельств), если данное обстоятельство признано чрезвычайным решением Президента Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;
- исполнение гражданским служащим государственных обязанностей в случаях, установленных федеральным законом.
Включение в кадровый резерв государственного органа гражданских служащих, указанных выше в пунктах 6 и 7, производится при замещении вакантных должностей той же группы должностей гражданской службы, к которой относится последняя замещаемая гражданским служащим должность гражданской службы.
При этом законодательством Российской Федерации не запрещено включение гражданского служащего в кадровый резерв государственного органа с указанием конкретной должности гражданского служащего.
Конкурс на включение в кадровый резерв государственного органа проводится конкурсной комиссией государственного органа по аналогии с процедурой проведения конкурса на замещение вакантной должности.
Назначение гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, на вакантную должность осуществляется с его согласия по решению представителя нанимателя в пределах группы в рамках всего государственного органа. Одновременно, рекомендуется учитывать функциональную группу, которая определяется исходя из функциональных квалификационных требований.
Проведение конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа имеет целью сформировать группу профессионалов по направлению, что позволит оперативно назначить подготовленного кандидата на должности. В случае, когда должность необходимо заместить в кратчайшие сроки, кадровый резерв становится незаменимым механизмом замещения вакантных должностей.
3.2.2. Иные варианты организации замещения вакантных должностей государственной гражданской службы без проведения конкурса
Перечень вариантов организации замещения вакантных должностей без проведения конкурса установлен положениями Федерального закона N 79-ФЗ и включает следующие:
1. Назначение на замещаемые на определенный срок полномочий должности категорий "руководители" и "помощники (советники)".
2. При заключении срочного служебного контракта.
3. При назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях:
- невозможности исполнения должностных обязанностей по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;
- предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность в государственном органе или должность в упраздняемом государственном органе;