Я хочу построить дом. Давно. Очень давно. В 1985 г. меня мучили восьмиугольные дома. С большой печью в центре. Немец-идиот сказал - "надо строить грубу". Грубой оказалась теплая стенка - с лабиринтом дымохода. А потом я узнал, что китайцы (или корейцы) всегда строили печь-пол. И спали на нем. Те же лабиринты дымоходов, но под полом. А потом я хотел стать "dry masonry", и иметь только один молоток "вольного каменщика" для того, чтобы возвести самому огромный дом только молотком и искусством. А потом - я много еще чего хотел.
Но а все таки - что построить? Может стандартную советскую избу в сотнях тысяч повторенную по бесконечным унылым просторам северной страны? А может роскошный коттедж "оборотня в погонах"? Что я хочу? Дом для поросенка должен быть крепостью, а для человека - дом должен быть чем?
Я вместе с вами поброжу в лабиринтах виртуальных домов, и может быть и мои и ваши желания станут более определенны, и мы увидим что мы хотим - дом, как продолжение души, или дом, как оправа бриллианта в халате, или дом, как сад для многих детей и внуков, или ... ???
Поехали. И начнем все-таки с камня. Камень - это суть земли. Это главное в доме. И в самом первом, и в самом последнем.
Даже не знаю, как комментировать этот снимок - но это слияние камня и дома. Дом сам по себе, камень - так же. Но друг без друга невозможны.
А эти дома на Майорке - и есть камень, от скалы на которой стоят, до крыши.
А сколько веков стоят эти "сухие" каменные стены?
А здесь сейчас живкт люди, как и 1000 лет назад.
Но давайте по порядку. Кто же такие "вольные каменщики"? Dry Mason?
Вот такой романтический образ. Вольный каменщик XXI века. Он знает свое дело. И он знает, что оно правильно. И он знает, что он нужен. И он строит дом. Одним молотком. Как и 10 тысяч лет назад.
Как выглядел тот каменщик, который построил эти круглые дома-деревни в южном китае тысячи лет назад? И как он выглядит сейчас?
Может так? Не знаю. Пусть будет у каждого свой образ Каменотеса. И будет он уважаем, как Мастер, который умеет строить Дом.
Никаких чертежей мы не делаем, говорит Мастер. Дня два-три я осматриваю собранные камни. После этого я уже могу представить себе, как их положить. Потом мы начинаем кладку. Искусству кладки больших камней его научили устно. Знания передавались от поколения к поколению: он учился у своего отца, в основном, наблюдая за ним. Возводя стену, - говорит Авата, - нужно слушать камни: они знают, куда хотят лечь. Так всегда говорили мастера-умельцы гильдии Ано-сю. Если мы будем делать своё дело, как положено, следуя этому совету, наши стены никогда не упадут, даже при наводнении или землетрясении. Каменные стены, выложенные членами гильдии, пережили даже Великое хансинское землетрясение 1995 года, которое нанесло ужасающий урон другим строениям. "Люди живут несколько десятков лет, а хорошая каменная стена должна простоять века. Ясное дело, нам нельзя работать небрежно". Рабочий график Авата расписан на долгое время вперёд: он ремонтирует каменные стены по всей Японии.
Скальные глыбы и валуны служат опорой главной башне замка и удерживают высокие насыпные валы вокруг рвов. Гильдия Ано-сю знаменита каменными работами такого рода. Исику, каменщики этой гильдии, размещаются в Ано-но-сато в районе Оцу под названием Сакамото, префектура Сига. В течение веков работники гильдии воздвигали каменные стены, в том числе и стены таких известных замков как Адзути (возле Киото), Химэдзи (возле Кобэ) и Эдо (в центре Токио). Учёные даже считают, что ещё в VI веке они закладывали огромные валуны старинных захоронений. В письменных источниках гильдия впервые упоминается в конце периода Враждующих государств (т. е. в конце XVI века). В наше время продолжателем древних традиций гильдии является семья Авата из Сакамото. Авата Дзюндзи - 14-ый в длинной семейной династии мастеров укладки камней.
Можно ли научиться искусству каменщика, Dry Mason Art? Работа каменщика - разгадывание головоломок в камне. И это трудная и долгая работа. Если вы решили построить что-то быстро, на скорую руку, то это занятие - не для вас. Даже самая простая стеночка для защиты участка (от эррозии, или от соседей...) обернется работой длинной в год.
Такая стенка построена без раствора, только сухие камни, и "глаз художника", чтобы найти тот единственный камень, который подходит к уже положенному, если убрать с него все лишнее. И начинает работать молоток. Каменщик берет камень за камнем, берет и ложит обратно, пока не найдет то, что нужно. Ударит несколько раз молотком, отсечет выступы и положит камень на камень, которые сольются вместе на долгие годы. Еще один образ человека, именуемого Dry Stone Mason.
Для того, чтобы сделать эту стенку, он перетащил, обтесал и уложил 41 тонну камней. Каждый камень весит 15-20 фунтов. Его инструменты - молоток каменщика для "ювелирной" работы и 16-фунтовый молот для придания камням нужной формы. Вместо раствора он использовал маленькие пластинки камня, заполняющие щели между плитами. Он обработал для этой стены 200 тысяч кусков камня. И каждый камень для него - головоломка, которую надо разрешить.
Dry Stone Masonry - очень древнее искусство. Подобные каменные стены в виде террас на склонах гор строили китайцы 10 тысяч лет назад. 8 тысяч лет назад, после последнего ледникового периода, древние британцы строили себе каменные убежища из тщательно подобранных и подогнанных друг к другу камней. Бурный расцвет у вольных каменщиков был и в 18-19 веках в Новом Свете, где на бесконечных пустынных просторах прерий после первых дощатых поселений первопроходцев Dry Stone Masons строили стены, дома, мельницы, дамбы, мосты, защитные стенки и железнодорожные станции. Строили только из камня. Без цемента, или извести или какого-нибудь другого раствора.
И сегодня этот "сухой" каменный мост в супер-технологичной Америке работает и пропускает комфортабельные поезда, как и 200 лет назад - первые паровозы Великой Западной Железной Дороги.
Однако эпоха "сухого камня" со временем ушла в прошлое. Как и искусство вольного каменщика - перекочевало в книги. А на место аристократов Dry Mason"s пришли рабочие с раствором и кирпичом. А "масоны" ушли в книги, в прошлое, и еще - в "масоны". Но это чуть другая история. Позже.
Камень, которым строили "масоны", имеет возраст 350 миллионов лет. Все природные катаклизмы пережил этот камень за 350 миллионов лет. И переживет их в последующие 350. Смена зимы и лета, дня и ночи, ветер и дождь, лед в трещинах и корни деревьев - все это пыталось разрушить камень, но не разрушило. Поэтому дом из такого камня - построен на века. И каменщик вольный - масон - как волшебник, творящий вечность. Кирпич - а, не будем о нем. Кто то считал наверное, на сколько лет надо сделать его долговечность, и как будет экономически выгодно делать эти кирпичи, может на 50, может меньше. Но не в этом дело. А скорей - в Магии настоящего Камня. В нем есть сила, и тепло, и энергия. Камни говорят, с ними общаются. А кто общается с кирпичом?
Каменщик делает всего лишь несколько проектов в год. Может быть пять, может быть меньше. Они говорят, что деньги - это не самая важная вещь. Мастерство каменщика - это не укладка кирпичей, это much more painstaking.
В Новый Свет приехали ирландские и шотландские масоны-каменотесы, которые оставили после себя бесчисленные творения в камне, стоящие и по сей день, и их искусству надо учиться, на этих вечных шедеврах. Новые каменщики обожают свою профессию. Они говорят, что любят запах камня - запах самой Земли, ощущают его прикосновения к своим ладоням - и это для них главное. И стена, оставшаяся стоять на долгие века - это часть Каменщика. Вечный памятник его живой душе.
Ну что ж, давайте и мы попробуем сложить свою Стену. Хотя бы такую.