Аннотация: Без использования терминологии объясняются самые простые правила для начинающих поэтов.
Эта статья появилась лишь благодаря моему учителю, объяснившему азы стихосложения простым, доступным языком.
Важно! Сразу оговорюсь: все эти правила в поэзии нарушаются, мало того,
для некоторых видов стихосложения они вообще неприемлемы, но... "Что позволено Юпитеру - не позволено быку".
Когда Ваши стихи перерастут уровень "новичок" - тогда и будете нарушать. Со знанием дела!
Примеры буду брать из лежащего на столе томика стихотворений
Блока.
Количество слогов в рифмующихся строках должно быть одинаковым.
Да, поначалу просто считаем, со временем привыкнем чувствовать.
Летун отпущен на свободу. (9)
Качнув две лопасти свои, (8)
Как чудище морское в воду, (9)
Скользнул в воздушные струи. (8) "Авиатор"
Прим: предлоги без гласных (в, с, к) за отдельный слог не считаются, зато даже одна гласная без
согласной в конце слова может изменить всю картину:
Весной - слово из двух слогов (вес-ной)
Весною - слово из трёх слогов (вес-но-ю)
Я не буду загружать вас теорией про метры, стопы и размеры, если будет интересно, это есть в любом
учебнике стихосложения, по-простому правило для новичков звучит так:
ударные слоги должны чередоваться с безударными, и совпадать в рифмующихся
строках.
В кабаках, в переулках, в извивах - - / - - / - - / -
В электрическом сне наяву - - / - - / - - /
Я искал бесконечно красивых - - / - - / - - / -
И бессмертно влюблённых в молву. - - / - - / - - /
Безударные слоги обозначены знаком "тире", ударные - косой чертой (слэшем).
В некоторых словах ударными могут быть и два слога (интонационно вы это почувствуете) или не быть не
одного (слова как бы "проглатываются").
Теперь, при желании, вы разберётесь со всеми этими ямбами и хореями!
Глагольные рифмы, рифмы с однокоренными словами следует использовать очень
осторожно и осмысленно. Их, как, впрочем, и просто банальных рифм (коза-гроза, глаз-алмаз) лучше избегать,
хоть это и очень трудно, они-то как раз первыми и лезут на ум.
Вот и всё для начала.
Упражнение напоследок: тренируйтесь писать быстро, экспромтом, слышать ударения и количество слогов,
это приходит со временем, не ждите Музу, учитесь на "отходах". Берите простое четверостишье и
трансформируйте его на все лады!
Пример:
Город спит, окутан мглою,
Чуть мерцают фонари...
Там, далёко за Невою
Вижу отблески зари.
И начинаем тренироваться: пишем всякую отсебятину, соблюдая размер и рифму:
Я пойду, мосты минуя
Эти отблески ловя
Вспоминая поцелуи
И напевы соловья.
И т.д.
(Пусть экспромты не претендуют на художественность, но чувствовать размер и ритм вы научитесь, заодно и с
рифмами поднатореете)
Удач!