Клин Владимир: другие произведения.

Страницы музыкальной истории Магнитки. Начало (30-40 гг.)

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:

Конкурсы: Киберпанк Попаданцы. 10000р участнику!

Конкурсы романов на Author.Today
Женские Истории на ПродаМан
Рeклaмa
 Ваша оценка:

  Далекие тридцатые... Из Москвы в строющуюся Магнитку приезжают энтузиасты-музыканты. Ко времени открытия музыкального училища в 1938-39 гг. проделана огромная подготовительная работа многих людей, и, в первую очередь, Л. А. Авербух, которую командировал на ударную стройку Б. Л. Яворский, один из основоположников советского музыкознания.
  В 1930 году в ТЮЗе работает М. Блантер. В 1931 году начинает работу профессиональный оркестр цирка. В Магнитогорск приезжает бригада музыкантов из Московской консерватории, среди них Р. Фелициант, скрипач, позже директор симфонического оркестра Ташкентской консерватории, Шапиро - виолончелист, позже артист оркестра Московского радио; открывается школа для "подготовки кадров руководителей самодеятельным искусством" при ГорОНО.
  В 1933 году на 70 тыс. населения работает 20 клубов; созданы хор металлургов по управлением Лященко и народный оркестр Клуба горняков /рук. Батраков/. В этом же году открыт звуковой кинотеатр "Магнит", и при нем работает профессиональный оркестр.
  В 1934 году в театре начинает работать третий профессиональный оркестр, открывается Детская музыкальная Школа (первый директор В. Каминский - студент теоретико-композиторского факультета Московской консерватории; прервал учебу, чтобы выполнить задание комсомола в строящейся Магнитке; погиб под Москвой во время Великой отечественной войны).
  Первыми педагогами ДМШ были, как правило, молодые музыканты с консерваторским образованием, в большинстве своем связавшие свою судьбу с Магниткой - Л. Д. Нестеров, З. Н. Нестерова, Ф. П. Фоменко, чуть позже - М. М. Новикова, В. А. Дехтерев, А. Л. Сулержицкий, В. И. Ветошкин, О. А. Ивановская - большинство из них москвичи, ученики Б. Яворского.
  А. Л. Сулержицкий - сын Л. А. Сулержицкого, режисскра МХАТа - погиб на полях Великой отечественной. С 1936 по 1941 гг он работал преподавателем класса фортепиано, был концертирующим пианистом, руководил самодеятельным оперным коллективом Центрального клуба строителей.
  В 1935 году открыта оперная студия.
  В 1936 году начинают работу курсы взрослых при ДМШ.
  В 1937 году открыта профессиональная опера, в ДМШ создан учебный симфонический оркестр.
  В октябре 1938 года в Магнитогорск приезжает выпускник Московской консерватории С. Г. Эйдинов.
  К концу 1938 года в Магнитогорске фактически работает музыкальное училище (курсы взрослых при ДМШ по программе училища) под руководством Л. А. Авербух, хор металлургов под руководством Бражника, духовые оркестры С. Г. Киселева и П. В. Киселева, рабочая опера в клубе строителей, другие профессиональные и самодеятельные музыкальные коллективы.
  Из письма начальник управления по делам искуссв СНК РСФСР И. Беспалова председателю Совета Народных комиссаров РСФСР т. Булганину Н. А.: "Магнитогорские организации настаивают на открытии Музыкального училища в своем городе на базе музыкальной школы и вечерних курсов взрослых при ней. Контингент учащихся, помещение и педагогические кадры имеются..." (21 августа 1938 г.)
  Из Постановления Љ43 Президиума Челябинского облисполкома от 15 октября 1933 года: "Учитывая ходатайство Магнитогорских организаций (горкома ВКП(б) и Госсовета) об открытии музыкального училища в Магнитогорске и принимая во внимание, что вновь организуемое училище обеспечено помещением, музыкальными инструментами и педагогическими кадрами... Президиум постановляет..."
  Первым директором училища с 1938 по 1941 гг. был Поляков М. И.
  Из объяснительной записки к годовому отчету Магнитогорского музыкального училища (ММУ) за 1939 год: "Выполнение количества учащихся на 1 января 1940 года выражается - 72 человека; отсев - 15 человек. В том числе 8 - призваны в ряды РККА, 2 - умерло, 4 - исключены за плохую успеваемость и посещаемость, 1 - переехала в другой город. Большинство студентов, принятых в музыкальное училище являются учащимися бывших вечерних курсов..."
  А в Челябинске "...музучилище открылось в 1935 году и до 1938 года руководствовалось врагом народа Голосовым, который довел училище до развала. Училище ютилось в плохом, непрспособленном помещении. Квалифицированные педагоги изживались, в частности благодаря Голосову уехали из Челябинска скрипач Гинсбург и виолончелист Ленкин. Преподавание велось с явным расчетом на снижение музыкальной культуры. Такие дисциплины, как например, теория музыки, находившиеся в руках самого Голосова, трактовались в извращенном виде..." (из отчета о работе учебных заведений по делам искусств при СНК РСФСР за 1939 г.)
  О первых музыкантах Магнитки можно сказать так: они были воспитаны в традициях бескорыстия русской интеллигенции, они любили искусство и свой народ. И меньше всего заботились о личной выгоде и личном благе... Опыт тридцатых во многом поучителен, атмосфера 30-х в скупых, щемящих строчках свидетелей:
  "...Я очень хорошо помню этот вечер января 1937 года, когда мы с В.А. Дехтеревым закончили прослушивание чуть ли не трехсот человек, подавших заявление на курсы... Что мы будем с ними делать?
  Очень трогательно было выступление баяниста Вани Сивухина, поступившего на курсы из отдаленного села неграмотным в буквальном смысле слова - не умел читать. Он выступил в концерте с двумя классическими вещами: Пассакалия Генделя и Полонез Чайковского из оперы "Евгений Онегин". Слушая Сивухина, я открыто плакала обильными слезами от радости, обиды и усталости: все очень нелегко давалось, но в то же время и знала... как много можно сделать в области культуры, если трудиться не по стандарту...
  Не могу удержаться, чтобы не рассказать, как в одном очень хорошем письме слушатель сообщил о громадном музыкальном впечатлении, которое уже три дня владеет им и его женой, а в конце приписка, что в благодарность за громадное впечатление от исполнения хора - он непременно достанет С.Б. так необходимые здесь... галоши." (Л. А. Авербух, из письма С. Г. Эйдинову 28.05.64.)
  "Весной 1937 года... в день праздника Комбината Детмузшкола исполняла монтаж... Дирижировал Дехтерев. У одного из солистов был очень хороший мягкий голос. Когда он запел свою песню, я увидела из-за рояля, что многие слушатели встают с мест, а когда зазвучал развернутый хоровой финал - почти весь зал стоял, неистово аплодировал; многие махали флажками и кричали: "Да здравствуют наши дети!" (Л. А. Авербух, из письма С. Г. Эйдинову 14.06.62.)
  
  В годы войны в Магнитогорске работают 7 профессиональных музыкальных коллективов. Сразу после войны образуются самодеятельные хоры доменщиков, мартеновцев, народная опера, народная оперетта, народный оркестр металлургов под управлением Минина И.Г., эстрадный оркестр летчика-фронтовика Павлютина.
  Образование профессионального хорового коллектива в Магнитке не было случайным. С одной стороны, в городе успешно работали два коллектива, ставшие базой для будущей капеллы. Это хор металлургов И.В. Марьяскина и филармонический вокальный ансамбль О.А.Ивановской. С другой стороны, в годы войны в хоровом жанре образуются наряду с Магнитогорской Свердловская капелла, Уральский народный хор, Челябинский народный хор. (Можно добавить факты открытия академических и народных хоров, новых консерваторий и в других регионах страны - хоры Свешникова, Юрлова, Кубанский казачий хор, Алмаатинская консерватория и т.д.)
  Вокальный ансамбль О. А. Ивановской начал работать весной 1943 года, в основном обслуживал госпитали, воинские части, цеха комбината. Израиль Борисович Марьяскин - эвакуированный из Днепропетровска хормейстер - работал с самодеятельными хорами Магнитки с 1942 по 1947 гг. В его коллективе, ставшем базой для капеллы, занимались одновременно от 300 до 500 хористов. О высоком профессиональном уровне хора металлургов военной поры говорит и то, что с вокальной группой занимался профессор Одесской консерватории Урбан. Очевидцы помнят блестящие постановки Марьяскиным двух опер: "Запорожец за Дунаем" и "Фауст". Эвакуированные специалисты из Киева, Москвы, Ленинграда и других городов продолжали славные традиции ушедших на фронт магнитогорских музыкантов. С. Г. Эйдинов в это время занимался в основном симфоническим оркестром. Его организаторские и творческие способности проявились также в театре, муз.школе и муз.училище, где он начал работать директором с 1942 года. Известно, что педагогический состав закрытого с 1941 по 1942 гг училища работал на самоокупаемости.
  В 1945 году свои первые концерты дала Магнитогорская государственная хоровая капелла под руководством С.Г.Эйдинова...
 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на LitNet.com  
  В.Старский ""Академия" Трансформация 3" (ЛитРПГ) | | О.Герр "Защитник" (Любовное фэнтези) | | M.O. "Мгновения до бури. Выбор Леди" (Боевое фэнтези) | | В.Кощеев "Тау Мара-02. Контролер" (Боевая фантастика) | | В.Кощеев "Злой Орк 2" (ЛитРПГ) | | Д.Владимиров "Киллхантер 2: Цель - превосходство" (Постапокалипсис) | | Д.Коуст, "Как легко и быстро сбежать от принца" (Любовное фэнтези) | | Р.Цуканов "Серый кукловод. Часть 2" (Антиутопия) | | Т.Серганова "Обрученные зверем 2" (Любовное фэнтези) | | Д.Гримм "Ареал X" (Антиутопия) | |

Хиты на ProdaMan.ru Ведьма и ее мужчины. Лариса ЧайкаПодари мне чешуйку. Гаврилова АннаПерерождение. Чередий ГалинаТитул не помеха. Сезон 1. Olie-Отборные невесты для Властелина. Эрато НуарИЗГНАННЫЕ. Сезон 1. Ульяна Соболева��Застрявшие во времени��. Анетта ПолитоваБез чувств. Наталья ( Zzika)Волчий лог. Сезон 1. Две судьбы. Делия РоссиНа грани. Настасья Карпинская
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "То,что делает меня" И.Шевченко "Осторожно,женское фэнтези!" С.Лысак "Характерник" Д.Смекалин "Лишний на Земле лишних" С.Давыдов "Один из Рода" В.Неклюдов "Дорогами миров" С.Бакшеев "Формула убийства" Т.Сотер "Птица в клетке" Б.Кригер "В бездне"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"