Клюева Варвара : другие произведения.

Хиж-2018: 2-я группа. Оценки и критерии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Закончено.


   ХиЖ-2018 (2-я группа). Критерии и оценки.
  
   Критерии:
  
   1. Язык (1-5 баллов):
   5 - мастерское владение словом;
   4 - хороший, свободный и образный язык;
   3 - нормальный, не привлёк моего внимания;
   2 - не слишком грамотный, но и не особенно затрудняющий чтение;
   1 - неграмотный настолько, что невозможно продраться к смыслу.
  
   2. Идея (1-5 баллов):
   5 - новая, интересная и привлекательная для меня идея;
   4 - новый, интересный для меня разворот уже известной идеи;
   3 - идея для меня не нова, но ценна, достойна тиражирования;
   2 - а) затасканная идея; б) я не нашла или не поняла идеи;
   1 - идея рассказа глубоко мне неприятна, противоречит системе моих ценностей.
  
   3. Убедительность персонажей и антуража (1-4 балла):
   4 - верю безоговорочно;
   3 - верю с оговорками;
   2 - "картон" или непонятная мне внутрення логика мира/героев;
   1 - не верю.
  
   4. Индивидуальные "фишки" автора, которые я уловила и оценила (0-2 балла).
  
   Оценки:
  
   1. Князев В.А. "Физика и лирика"
   Язык - 3
   Идея - 2
   Убедительность персонажей - 2
   "Фишки" - 0.
   Итого: 7
   Конкурсная оценка - 4
  
   Как-то не складываются у меня отношения с произведениями Виктора Алексеевича. На ХиЖ-2016 не пошло его "Воскресенье", нынче ничего не поняла в "Физиках и лириках". Как будто мы из разных миров, где по умолчанию очевидны прямо противоположные вещи. Первым моим впечатлением от первых же строк было ощущение: автор или молод, или наивен. Помню, однажды читала рассказ от первого лица, где герой называл себя филологом, но писал при этом с ошибками. Примерно те же чувства вызывали у меня "философские проблемы" физики, названные автором. Я буду очень удивлена, если автор имеет какое-то отношение к физике. Физика, особенно современная (с начала XX века), открывает перед человеком бездны для философских размышлений. Взять хотя бы квантовую механику, опрокидывающую привычные представления о реальности, да и классическую аристотелеву логику, если уж на то пошло. Или теорию относительности, от которой, если вдуматься, едет крыша вкупе с привычными взглядами на пространство-время. На этом фоне озвученные ГГ "философские" вопросы выглядят детским лепетом. "Будут ли идти часы у космонавта на достаточном удалении от крупных материальных объектов?" О каких часах вообще идёт речь? Судя по ссылке на удалённость от материальных объектов, о маятниковых, песочных или водяных. Как вы представляете себе космонавта, запасшегося таким набором хронометров?
   Примерно то же ощущение вызывают сентенции Андрея, второго героя рассказа. Почему философия - образ жизни? Как проверить философские теории на практике, скажем, истинность пресловутого материализма или, напротив, солипсизма? Если бы это было возможно, чего бы люди ломали копья на протяжении тысячелетий? Но в этих материях я уже сама "чайник", критиковать не берусь. Просто недоуеваю и не верю.
  
   2.Левченко Т. "Правило левой руки"
   Язык - 3
   Идея - 4
   Убедительность - 3
   "Фишки" - 0
   Итого: 10
   Конкурсная оценка - 7
  
   Я переученная левша, поэтому хорошо себе представляю, что это такое - насильно изменённая "полушарность". Простанственный дебилизм, полная неспособность рисовать (говорят, рисовать можно научить даже обезьяну, но не переученного левшу), гениальность по части принятия неверных решений, зашкаливающая непрактичность и неприспособленность к быту. (В расшифровке одного из тестов про нас сказано: "У этих людей руки растут даже не из задницы, а вообще отдельно от тела"). Тем не менее, герой не показался мне понятным и родным. Видимо, переученные правши живут, исходя из какой-то другой логики - третьей. И эта чуждость сказалась на интересе к герою и его судьбе. Что называется, не зацепило.
  
   3.Женя Крич "Утро, день, вечер"
  
   Язык - 4;
   Идея - 4;
   Убедительность - 4;
   "Фишки" - 2
   Итого: 14
   Конкурсная оценка - 10
  
   Я читала этот рассказ в другой версии, более подробной. В ней он ещё более пронзителен, но и в этой - хорош. Хорош языком, убедительностью героев, силой эмоционального воздействия (сочувствие к героям по остроте сравнимо с прострелом), изобретательностью ирининой придумки (прикинув ситуацию на себя, я не смогла придумать более эффектного и эффективного средства убеждения меня в том, что история Костика - не бред), открытостью идеи (держу пари, что читатели не сойдутся во мнении, если спросить их, о чём этот рассказ) и личными фишками автора. Я про стихи и про смелое решение не объяснять причину "сбоя" в жизни Костика. Опять-таки можно спорить, что любителям "разжёванной пищи" это решение не понравится, хотя каждый волен придумать причину себе по вкусу. От "жизнь - запись на носителе, и Костику достался носитель с дефектом" до вариаций на тему философско-религиозых учений о реинкарнации. А я люблю, когда размышления над рассказом продолжаются долго после того, как рассказ прочитан.
  
   4. Ветнемилк К.Е. "Меня зовут Док"
  
   Язык: 4
   Идея: 4
   Убедительность: 4
   "Фишки": 1
   Итого: 13
   Конкурсная оценка - 9
  
   Симпатичный рассказ. Автор сам признаётся, что навеян он (рассказ) Уиндемом и Булычёвым. Ну, от "Дня Триффидов" я нашла там только ходячие условно-разумные растения и атмосферу озлобленности человечества в условиях борьбы за выживание (похоже, обречённую на поражение). От "Посёлка", как мне кажется, в "Доке" гораздо больше. Для меня эта обнщость - безусловный плюс. "Посёлок", по-моему, один из лучших романов Булычёва (которого я вообще нежно люблю) - сильный, удивительно достоверный, тонкий, многозвучный. В нём оптимизм Булычёва приобретает силу правды, потому что читателю не предлагают розовые очки, люди показаны без прикрас - противоречивые, сомневающиеся, живущие не только головой, но и чувствами, отнюдь не всегда благородными. Но нет никаких сомнений в том, что они достойны жить, и хочется верить, что всё у героев получится. Похожие чувства вызывает и рассказ Ветнемилка. Да, гуманизм, вопреки происхождению слова, не слишком-то свойствнен гомо сапиенс en masse. Но во все времена находятся представители вида, оправдывающие его существование с точки зрения этого самого гуманизма. И да, идея рассказа не нова,но достойна повторения. Надежда человечества - то самое меньшинство, которое "шагает не в ногу". А фишка - "былёнененький он зел" :)
  
   5. Молотов Владимир "Рой, Лиля и последний инженер"
   Язык - 2
   Идея - 2
   Убедительность - 2
   Фишки - 0
   Итого: 6
   Конкурсная оценка - 3
   Возможно, что низкая оценка этому рассказу - результат моей ущербности. Нет, насчёт языка я не сомневаюсь: он нехорош. Глаз то и дело спотыкался на стилистических изысках типа "кудряшки поблёскивали с рыжеватым оттенком", "искрящаяся улыбка" и ошибках типа "не плач". Но вот идеи я просто не нашла, хотя, не исключаю, что она в рассказе есть. И 2 балла за убедительность вполне может объясняться моей технической безграмотностью. Не поняла я, каким образом Радмиру удалось справиться с Роем, погубившим всю планету. Микроботов затянуло в воронку и сожгло? А они горят? Тогда почему Рой не уничтожили раньше? И даже если горят и не додумались, не весь же Рой затянуло? Остальные обогнули посёлок и улетели? Но это же не значит, что они не вернутся, когда у селян выгорит всё топливо? Или что в посёлок не прилетят другие микроботы? Или значит? В общем, если что, простите, автор.
  
   6. Борисова Елена "Здесь, за миллиард"
  
   Я прочла этот рассказ на сон грядущий и долго не могла уснуть: пыталась придумать, как бы сказать о своём впечатлении, чтобы не ранить автора. Унялась, лишь поняв, что это невозможно. Невозможно даже просто оценить рассказ по приведённым выше критериям, потому что в них по умолчанию заложено, что авторы, замахнувшиеся на фантастику, уж чем-чем, а фантазией не обделены. Авторы же, замахнувшиеся на фантастику НАУЧНУЮ, должны иметь хоть какое-то представление о современной научной (физической, биологической, психологической и пр.) картине мира. Ну хотя бы знать, что материя и вещество - не синонимы, что электромагнитное поле, например, - тоже материя. Или о том, что психика неразрывно связана с телесностью. Я уже не говорю о том, что человек, взявшийся писать, должен обладать мало-мальским чувством языка. Если не на уровне знания, то хотя бы на уровне инстинкта понимать, что на траекторию нельзя взгромоздиться, что слово плотский ("книжн., устар. и церк. прил. к плоть в 1 знач.") скверно сочетается со словом проблема, что старику Дарвину вряд ли снилась поступь науки, далеко она шагнула в своих исследованиях или нет, и что после предложения о Дарвине и науке крайне неуместно выглядит предложение "Это вам не из обезьяны - в человека".
   Конкурсная оценка - 1.
   Простите, Елена Владимировна.
  
   7. Воинская Надежда "Экзамен"
   Язык - 1
   Идея - 2
   Достоверность - 1
   Фишки - 1
   Итого: 5
   Конкурсная оценка - 2
   Ещё один текст-катастрофа, но у этого автора хотя бы с фантазией нет проблем. Что позволяет использовать для оценки рассказа выбранные критерии. Собственно, буйная фантазия и есть личная авторская фишка, которую я оценила.
  
   8. Корсак Дмитрий "Снова в игре?"
   Язык - 3
   Идея - 4
   Достоверность - 4
   Фишки - 2
   Итого: 13
   Конкурсная оценка - 9
   У меня есть некоторые сомнения по поводу четвёрки за идею. С одной стороны, здесь действительно "новый, интересный для меня разворот уже известной идеи", с другой - идей я увидела больше одной. Представление о нашем мире как об игровой программе не ново, но унылость и техногенность мира как следствие его покинутости геймерами - оригинальный выверт. Как и населённость таких миров - нашего, в частности - ботами. Надолго подвесила меня мысль о том, что я со своим холерическим темпераментом, нефункциональными душевными метаниями и праздными фантазиями - бот. Да ладно я, личность в мировых масштабах незначительная и неинтересная, а вот, скажем, Пабло Неруда или Джина Лоллобриджида? Таким же продолжительным был мой транс в размышлениях о сочетании неукротимой творческой фантазии с неограниченными возможностями и последствиях такого сочетания для окружающих. А ещё - мысленная полемика с автором насчёт гениальности дизайнера, придумавшего кота. А ещё... словом, есть ещё и ещё. И вот, думаю я, не маловато ли четвёрки за такой фейерверк пусть не революционных, но очевидно зацепивших меня идей? Я ещё подумаю, ага.
   Фишки тоже интересные. Не знаю уж, лично авторские они или лично мои. Скажем, побывал ли автор в ступоре, в который должен был впасть его незадачливый мягкосердечный герой, поняв, что его необдуманный поступок, обошедшийся целой планете в череду катастроф, расценивается не как преступление, а как триумфальный успех? Какой конфликт чувств, какая душевная драма, а? И, что ценно, нарисованная единственным словом.
  
   9. Голованова Наталья "Чтобы все были здоровы"
   Язык - 3
   Идея - 3
   Убедительность - 2
   Фишки - 1
   Итого: 9
   Конкурсная оценка - 6
   Незамысловатая добрая сказка, милый пустячок, что тут скажешь? Читалось легко, послевкусие приятное, но в памяти наверняка не задержится. Из персонажей уже сейчас, через полчаса после прочтения, хорошо помню только Бабулина. О чём рассказ? Не знаю. Наверное, о пользе народной медицины, не потерявшей актуальности даже в век продвинутых медицинских технологий - даже для медиков, и о том, как в очередной раз победила дружба. Оценённая фишка - авиационный керосин в приложении к огнедышащему дракону. Не как способ нагнести напряжение, а как решение двойной проблемы.
  
   10. Махавкин Анатолий "Это всё Серёга!"
   Язык - 2
   Идея - 2
   Убедительность - 4
   Фишки - 2
   Итого: 10
   Конкурсная оценка - 7
  
   Ещё один милый пустячок и, пожалуй, тоже сказка - не такая добрая, как предыдущая, но весёлая. Не слишком грамотный язык - это главным образом про пунктуацию. Ну, и пара неловких конструкций имеется. Можно было бы не придираться, конечно, но как тогда воздать по справедливости тем, у кого с пунктуацией и ловкостью конструкций всё в порядке? Идеи не нашла, но для чисто развелекательной байки это нормально. Зато развлеклась от души. И с запоминанием персонажей никаких проблем не возникло. Один прапорщик Храпов чего стоит! Не говоря о придурковатых гвардии сержантах. По духу - весёлому и авантюрному, с лёгким привкусом нелепости и шутовства - рассказец напоминает вещицы Енё Рейто типа "Алмазный берег", "Невидимый легион", "Золотой автомобиль", "Аванпост" - про приключения разных недоумков и шустрых малых во французском Иностранном легионе. Классный, к слову, автор. Не менее смешной, чем Шекли и Адамс. Правда, не фантаст.
  
   11. Запольская Нина "Муравьи, муравьи"
   Слишком умный для меня рассказ. Или, другими словами, я для него слишком глупа. Не могу оценить по своим критериям. Язык хорош. Атмосфера зловещая, хоть причина этой зловещести и не вполне ясна. Вариантов можно набросать, но, судя по несхожести наших мыслительных ходов, вряд ли хоть один из моих вариантов совпадёт с подразумеваемым авторским. Антураж... тоже туманный, но при всём при том убедительный. Персонажи - аналогично. Верю. Но как оценить идею, если ничего не поняла? В общем, оценку ставлю навскидку. И рада бы судить "не выше сапога", да что поделаешь, если оценить нужно портрет целиком.
   Оценка - 12
   Конкурсная оценка - 8
  
   12. Ремегальс Светлана "Охотники за сокровищами"
   Язык - 3
   Идея - 2
   Убедительность - 4
   Фишки - 0
   Итого: 9
   Конкурсная оценка - 6.
   Написано неплохо, но не совсем понятно - для чего? Во всяком случае, я не поняла, какое действие по замыслу автора должен был оказать на меня рассказ. Оборотень и загрызенный хозяин Цирка Ужасов вроде бы подразумевают, что напугать. Но для ужастика атмосфера рассказе недостаточно зловеща, и нет героя, за которого можно было бы испугаться. К тому же обстоятельная, с многочисленными объяснениями и уточнениями, манера письма как будто не предполагает, что автор ставила перед собой такую задачу. (К слову, эта обстоятельность иной раз вредит пониманию. Вот пример: "Место, где можно увидеть много удивительных вещей, и поверьте, всё, чему вы станете свидетелями, каким бы чудовищным оно ни казалось, чистая правда. Так - хотя путь действительно у каждого был свой - сюда попали, среди прочих, Ганци и Арлер". Как - так?) Название рассказа вроде бы намекает на авантюрную историю. Но, если Ганци и можно отнести к авантюристам, то только к авантюристам поневоле. Не охотился он ни за какими сокровищами. Даже не слишком алкал денег, чтобы избавиться от цирковой кабалы. Во всяком случае, не настолько сильно, чтобы кидаться в объятия немолодой поклонницы. Подвернулся ему удобный случай, он и свистнул деньги, причём не все, а только необходимую для осовобождения сумму. И Арлер за богатством не охотился, тоже воспользовался подвернувшейся возможностью. Нет, развлекать похождениями авантюристов нас явно не собирались.
   Может быть, подразумевалось, что мы посочувствуем оборотню - стареющей женщине, чьё нешуточное чувство к молодцу Ганци было бессовестно поругано? Но для этого нас недостаточно близко с ней познакомили.
   Короче, теряюсь я.
  
   13. Сычев Константин "Прорыв"
   Язык - 2
   Идея - 5
   Убедительность - 3
   Фишки - 2
   Итого: 12
   Конкурсная оценка - 8
  
   Такая идея открытия, точнее, создания параллельных миров и перемещения туда мне ещё не попадалась. Техническая сторона вопроса - плавка граней между измерениями при температуре горения гелия - меня не очень заинтересовала, а вот идея формирования зеркальной вселенной, вбирающей в себя богатство внутреннего мира того, кто первым ступает на мост между реальностями, весьма и весьма приглянулась. Сколько возможностей тут заложено - вах!
   Второй раз испытываю некоторое чувство вины, оценивая язык на два балла всего лишь за пунктационные ошибки, которые легко убираются лёгкой корректорской правкой. И второй раз напоминаю себе, что надо же как-то отдать должное тем, кто достаточно уважает наш рабочий инструмент, чтобы не засорять его ошибками, хотя бы и пунктуационными. А их в тексте много.
   Один балл за убедительность сняла потому, что не почувствовала в ГГ адреналинового маньяка. Ни намёка. Вполне владеющий собой, хладнокровный, логично мыслящий и чувствующий (звучит как оксюморон, но чувства тоже бывают логичными: скажем, на нас орут - мы закономерно злимся), аутентичный молодой человек. А ведь адреналиновая зависимость ничуть не менее заметна, чем любая другая. Зависимые люди всегда играют в игры (в берновском понимании слова).
   Фишки я оценила :) И узнаваемое, ненавистное мне хамское поведение "слуг народа", и убожество мужского представления о рае, и злорадно оставленное с носом саранчу-человечество.
  
   14. Филиппова Екатерина "Маета"
   Язык - 4
   Идея - 3
   Убедительность - 4
   Фишки - 2
   Итого: 14
   Конкурсная оценка - 10
   Рассказ мне понравился. Понравились сказочная неспешность овествования, уютный быт внеземного поселения, симпатичные детальки,отличающие флору и фауну планету от земной ("котячья" шерсть, годная на пряжу, шелест гусениц-тонкопрядов за стенкой,синие ножки и красные шляпки местных "чайных" опят, синеющие по осени леса), дружелюбие планеты по отношению к новым жителям, наивная основательность размышений малыша, глазами которого нам показывают этот мир. Понравилась идея, оспаривающая достоинства прогресса, к мысли о безусловном позитиве которого нас приучают с докритичного возраста. Первой вещью, познакомившей меня с доводами гармоничного сосуществования со своей средой обитания, безо всех этих технических достижений и прочих "человек не может ждать милостей от природы, взять их - наша задача", была фантастическая повесть "Пан Сатирус" Р. Уормсера. Рассуждения шимпанзе Мема, удивлявшегося, с чего это человечество гордится своим обыкновением пилить сук, на котором сидит, поразили меня тогда, в мои пятнадцать, своей здравостью и справедливостью. С тех пор я прочитала достаточно фантастики, но идея "прогресс - это здорово, правильно, хорошо" по-прежнему тотально господствует и поддерживается авторами с неуёмным энтузиазмом. Я рада, что Екатерина Леонидовна внесла диссонанс в этот дружный хор.
  
   15. Муравская Ирина "Витамины"
   Язык - 1
   Идея - 3
   Убедительность - 2
   Фишки - 1
   Итого: 7
   Конкурсная оценка - 4.
   Единица за язык в данном случае - это не столько про безграмотность, сколько про мои трудности с продиранием к смыслу. Про диалог с внутренним голосом, оформленный в виде прямой речи, про такие вот пассажи:
   "они убьют не задумываясь, очнись, и не так быстро, как ты..." (очнись не так быстро, как ты?)
   "- Ты защитила детей! - ответил ей голос.
     Ком в горле не давал проронить ни слова". (Кому ком не давал проронить ни слова? Голосу?)
   "Оценили, блин! Ну да, конечно, привычки! Да зачем они вообще клеятся к людям! А вот зачем, чтобы в нужный момент подсказать: "А вот смотри, какая я у тебя хорошая!" Да и ты тоже хороша!" (Вообще ничего не поняла. Кто оценил? Кто клеится к людям? Кто хороший?)
   Попадаются и просто стилистические огрехи с неудачными конструкциями: "ощутила его пошлую ухмылку", "нервно вспылил голос", "все вещи в рюкзаках всегда были наготове", "чуть не убили на квартире", "Маша ругалась на все", "Кто разработал эту незаметную мелочь в витамины?!"
   Всё это не смертельно, но тексту требуется основательная редактура.
   Идея вторична. По-моему, тему борьбы героя-одиночки с недобросовестными фармацевтическими компаниями начал в 60-х годах прошлого века американский сериал, по мотивам которого создан оскароносный "Беглец" с Гаррисоном Фордом. На ту же тему - роман А.Хейли "Сильнодействующее лекарство", написанный в 80-х. Более того, у Хейли тоже фигурирует препарат, предписываемый беременным против токсикоза и вызывающий мутации у плода.
   Убедительность - ну, это субъективное. Мне не очень поверилось в героиню - стрелка и бывшую спортсменку - которая в экстремальной ситуации демонстрирует признаки шизофрении. Не очень поверилось в бегство с детьми, не создавшими перепуганной до паники мамочке никаких проблем. В детей, до такой степени незаметных, что автору даже удалось скрыть от нас их количество и возраст. (Или я что-то пропустила?) Совсем не поверилось в набожную старушку-тёзку с аналогичным прошлым.
   Но при всём при том рассказ мне скорее понравился, чем нет. Понравился хэппиэнд и своеобразная жанровая эклектичность - соединение триллера, мистики и сказки. Эту эклектичность я и посчитала авторской "фишкой".
  
   16. Гарридо Аше "Свет нового дня"
   Язык - 4
   Идея - 2
   Убедительность - 2
   Фишки - 0
   Итого: 8
   Конкурсная оценка - 5
   Оценка, наверное, несправедливая. Это тот случай, когда читательское восприятие совершенно не совпадает с авторским. Рассказ явно написан опытной рукой, чувствуется, что автор выписывает свою реальность с любовью, если не сказать - с любованием, и выписывает умело, не жалея красочных определений. Но, на мой взгляд, описания получились избыточными, язык - вязковатым и, как бы это сказать... усыпляющим. Подозреваю, что это написано эстетом и для эстетов, а я не эстет, никогда не была им и даже притвориться не могу. Идеи я не нашла, если не считать очевидного и тривиального "любовь побеждает всё". Герои для меня не ожили, "фишек" у автора хватает, но все они не для меня. Сорри.
  
   17. Калинин Александр "Роботехническая революция"
   Язык - 2
   Идея - 5
   Убедительность - 2
   Фишки - 2
   Итого: 11
   Конкурсная оценка - 7
   Я не знаток современной фантастики, поэтому не в курсе, насколько нова идея Александра вообще, но для меня она, безусловно, нова. Роботы, отказывающиеся работать, чтобы не нарушать первый закон роботехники - очень остроумно. Вообще, хорошее чувство юмора, на мой взгляд, главная фишка автора. Ответить на кучу вопросов, чтобы тебя идентифицировали как человека и позволили управлять роботом, и получить в результате рекомендацию нанять уборщиком человека - это зачётно. Я смеялась вслух. Плакаты митингующих роботов вызвали улыбку. Решение проблемы безработицы путём уничтожения миллиарда безработных - отличный образец сарказма. Решения Карела и (в финале) Кондратия изящны и остроумны. Хорошо.
   Язык - да, не слишком. С орфографией-то и пунктуацией нормально (только "несмотря" в словосочетании "несмотря на пожилой возраст" пишется слитно), а вот со стилистикой... "Сам лез в глотку" - настолько не ассоциируется с вкусным, что я не сразу поняла, что речь идёт об ужине. Вот ещё несколько примеров стилистически неудачных конструкций: "добрался через эту кутерьму домой", "став непроходимой скалой", "распространил среди роботов анализ", "впал в анализ", "устраиваться на учёбу", "к нам нет отбоя от желающих".
   Убедительность... Ну, не очень. Не хочу аргументировать, чтобы отзыв на рассказ, который мне понравился, не стал похож на ругательный. Тем более, что убедительность - чисто субъективная штука.
  
   18. Градов Игорь "Ведьма"
   Язык - 3
   Идея - 3
   Убедительность - 3
   Фишки - 0
   Итого: 9
   Конкурсная оценка - 6
   Неплохой рассказ, но, на мой взгляд, невыразительный. Затрудняюсь определить - почему. Вроде бы и тема (спасение жертвы, приговорённой к мучительной смерти в награду за добрые дела) из тех, что не оставляют меня равнодушными, и драма героя, теряющего одного за другим друзей-единомышленников и не могущего ничего изменить, должна вызывать сопереживание, а вот поди ж ты, не зацепил рассказ. Может быть, дело в его краткости, может быть, подвела композиция. Если бы меня познакомили с героями, с Питером или Мартой, ближе и не в последней четверти короткого рассказа, вероятно, сцена суда произвела бы на меня большее впечатление, и сопереживания Питеру, обречённому терять друзей, отказывающихся приспособиться к осредневековившемуся миру, было бы больше. Я понимаю, что при другом построении сюжета затруднительно было бы устроить читателю сюрприз, "поворот", как говорят сценаристы. Но, честно говоря, и при нынешней композиции с сюрпризом получилось не очень. Чего-то в таком роде я и ожидала.
  
   19.Чехин Сергей "Дети ветра"
   Язык - 3
   Идея - 3
   Убедительность - 4
   Фишки - 1
   Итого: 11
   Конкурсная оценка - 8
   Рассказ во многом перекликается с "Трудно быть богом". И с предыдущим рассказом. Даже есть упоминание о сожжении ведьм на площадях вопли черни - том самом сожжении, которое чуть было не состоялось в "Ведьме" Игоря Градова. Но "Дети ветра" по объёму почти втрое больше, что это сказалось и на антуражности, и на убедительности рассказа. Познакомившись с миром аборигенов, первым пунктом Устава разведки дальнего космоса, внутренним миром ГГ, я сопереживала Рамин и Семёну гораздо легче и охотнее, чем Питеру и Марте. И конфликт Питера с капитаном приняла близко к сердцу, и спасению аборигенов порадовалась от души, а заодно - выведению аборигенской цивилизации из тупика.
   Язык неплох, но в паре мест глаз споткнулся. Словосочетание "испытывал странный сплав азарта и возбуждения", например, звучит двусмысленно, потому что "испытывать сплав" больше наводит на мысль о металлургии, чем о психологии. Кроме того, есть ли что-нибудь странное в сочетании азарта и возбуждения? Мне как раз видится странным азарт без возбуждения. Или вот это: "наслаждаясь трепещущим каскадом". Думаю, не нужно пояснять, чем оно нехорошо. Ещё в паре мест перепутаны "не" и "ни". "Ни на миг не прервал", "сколь бы долго и усердно ни вдалбливалось". И ещё есть одна техническая, так сказать, непонятка. Если девушка упала с утёса, отшатнувшись, то рана у неё должна бы быть на затылке, нет? Не успела бы она в полёте перевернуться, потому что утёс был невысок. А рана оказалась на лбу. Ну да, мелочь, не спорю.
   Оценённая фишка: минус на минус даёт плюс. Если бы Семён не нарушил - вполне намеренно и сознательно - первый пункт Устава во второй раз, то первое нарушение - нечаянное и непредумышленное - привело бы именно к тому результату, который Устав призван был исключить.
  
   20. Буренчева Наталья "Вектор надежды"
   Язык - 3
   Идея - 3
   Убедительность - 3
   Фишки - 1
   Итого: 10
   Конкурсная оценка - 7
  
   Над оценкой за язык я думала. С одной стороны, "не слишком грамотный" про текст вроде не скажешь, с другой, "нормальный, не привлёк моего внимания" - это неправда. Привлёк. У меня создалось впечатление, что автор в попытке индивидуализировать (прошу прощения за неловкое слово) стиль перегнула палку с оригинальными находками. Некоторые из них выбивают из русла и ввергают в раздумья не по существу. Скажем, что такое дрожащий стук и можно ли стучать дрожаще? Может ли поцелуй вспыхивать молнией? Или не молнией, чем-нибудь ещё? Если бы подобные изыски ввергали меня в транс на протяжении всего рассказа, я без колебаний поставила бы 2. К счастью, где-то на второй странице я перестала отвлекаться на посторонние размышления. Увлеклась сюжетом. Или, может быть, Наталья увлеклась и перестала заботиться об оригинальности.
   Идея (как я её восприняла): никогда не сдавайся. Да, совсем не новая, но заслуживающая.
   Убедительность. Ну, некоторые переживания, желания и мысли героини показались мне странными. Скажем, терзания по поводу невозможности завести других детей - взамен трагически погибших. С другой стороны, я никогда (тьфу-тьфу-тьфу!) не была в её положении, кто знает, какими желаниями защищалась бы моя психика от разрушения после такой катастрофы.
   Фишка - Чак. Как это по-мужски: удрать с тонущего корабля, добраться до какой-нибудь райской гавани, но при этом считать себя главным пострадавшим лицом и предъявлять претензии к тем, кто остался тонуть... Нет, я не хочу сказать, что все мужчины таковы, но женщинам такой стереотип поведения, по-моему, не свойственен.
  
   21. Странник Дарья "Ссыкун Уродович и физика"
   Язык - 3
   Идея - 2
   Убедительность - 1
   Фишки - 0
   Итого: 6
   Конкурсная оценка - 3.
   Я не отношусь к котопоклонникам и высказываться по поводу этого рассказа воздержусь. Сами знаете, чем нынче чревато оскорбление чувств верующих.
  
   22. Ко Артем "Истории метро"
   Язык - 1
   Идея - 2
   Убедительность - 3
   Фишки - 0
   Итого: 6
   Конкурсная оценка - 3
  
   Судя по языку и композиции, "Истории метро" - один из первых писательских опытов автора, причём автора, не закончившего школу. Или закончившего, но не русскую, потому что сдать экзамен по русскому языку с такой орфографией и пунктуацией нереально. Тем не менее всё не так безнадёжно, с фантазией и логикой у автора проблем нет, а значит, есть шанс, что со временем ошибки уйдут, опыт придёт, и читатели оценят. Особенно, если автор будет больше читать бумажных книг. Изданных до 90-го года, ну, или издательствами с хорошей репутацией - из тех, что не жалеют денег на редакторов и корректоров.
  
   23. Маугли Д. "Андроиды здесь больше не живут"
   Язык - 3
   Идея - 2
   Убедительность - 3
   Фишки - 0
   Итого: 8
   Конкурсная оценка - 5
   Не сомневаюсь, что найдутся читатели, которые оценят этот рассказ высоко. Но мне он, что называется, не показался. Для того, чтобы объяснить почему, мне пришлось бы долго и навязчиво излагать свои взгляды на темы бессмертия и материнства, а это никому (и в первую очередь - недооценённому мной автору) не интересно. Не говоря уже о том, что взгляды мои спорны и, в отличие от взглядов автора, общественно неодобряемы. Поэтому я не стану объясняться, а попрошу у автора прощения и пожелаю ему (ей) удачи с другими читателями из "журейской" группы.
  
   24. Костенко Олег "Врата из цифр"
   Язык - 2
   Идея - 2
   Убедительность - 2
   Фишки - 0
   Итого: 6
   Конкурсная оценка - 3
   Я бы не назвала "Врата из цифр" рассказом. Скорее, это зарисовка. Руководитель некой научной группы, выполняющей расчёты на квантовом компьютере, приглашает знакомого "квантового" физика взглянуть на странный эффект, сопровождающий процесс вычислений в определённого вида задачах. Физик наблюдает эффект, выдвигает гипотезу, и в ходе её проверки вычислители открывают "врата" в параллельный мир, попутно впуская в свой огнедышащего дракона. Я не поняла, к чему это написано. Ради научной идеи? Едва ли, ведь нам не объяснили принцип работы квантовых компьютеров и, соответственно, открытия врат. Ради того, чтобы мы пережили эмоциональное напряжение и посочувствовали персонажам? Тоже вряд ли. Герои остались для нас едва намеченными эскизами с подписями: "Борис Заплёткин, невысокий крепыш в очках, отвечает за управляющий электронный блок", "Мария Брульке, стройная блондинка приятной наружности, отвечает за квантовую запутанность и изолированность кубитов". И так далее. Некоторым персонажам, включая ГГ, даже намёка на описание внешнего вида не досталось, не говоря уже о внутреннем мире. С какой стати читатель будет им сопереживать? Может быть, предполагалось, что мы будем волноваться за мир, в котором появилась огнеопасная рептилия? Тоже сомнительно. Толком мы про рептилию узнать ничего не успеваем, автор на её появлении опускает занавес, но вряд ли она настолько неуничтожима, что с ней не справится хорошо оснащённое армейское формирование. Даже современное, не говоря уже об армии будущего.
  
   25. Стасибрынза "Космическая Медицина"
   Язык - 3
   Идея - 4
   Убедительность - 2
   Фишки - 1
   Итого: 10
   Конкурсная оценка - 7
   Не в рамках отзыва, а просто так, ради "поболтать": я уже много лет вынашиваю замысел фантастического рассказа, в котором чиновники исчезают. Просто исчезают, безо всяких катастроф. Как у Б. Окуждавы: "...однажды встану, а дураков нету, улетели все". И всякий раз, когда я этот замысел обдумываю, прихожу к выводу, что либо скудна моя фантазия, либо фантазия - вообще не тот инструмент, посредством которого можно получить представление о рае. (Недаром же описание рая не удалось ни одной религии).
   К чему это я? А вот к чему. Мысль о том, что чиновники не совсем люди/совсем не люди, для меня не нова. Не помню точно, додумалась ли я до неё сама или почерпнула из литературы, но в литературе она мне встречалась. И о том, что существа эти враждебны всему человеческому. Но вот о том, что программа, поддерживающая функционирование этих роботов, запущена людьми - жертвами этой самой программы - в полном соответствии с их чаяниями, мне до сих пор читать не доводилось.
   Фишка автора - смешные шутки. Особенно порадовали варианты ответов в опросниках. /В частности те, которые начинаются словами "мирно угрожая оружием". :)
   Жаль, что идеи, как человечеству выпутаться из подстроенной себе же ловушки, автор не предложил. :(
  
   26. Богданов Борис "Парамошка"
   Язык - 4
   Идея - 2
   Убедительность - 4
   Фишки - 1
   Итого: 11
   Конкурсная оценка - 8
   Весьма хорошо написанный рассказ с убедительным миром, достоверным ГГ и другими персонажами. Оценённая фишка - парафлора и парафауна с характерными магическими способностями-особенностями. Смутила идея. Либо я её не поняла, либо... как бы это выразиться, чтобы не обидеть сильный пол? Нет, пожалуй, не буду выражаться. Остановимся на том, что идеи я не поняла.
  
   27.Григорьев Геннадий "Функция дьявола"
   Язык - 2
   Идея - 3
   Убедительность - 3
   Фишки - 0
   Итого: 8
   Конкурсная оценка - 5.
   Автор в комментариях сетует, что многие его сказку понимают неправильно. Действительно, чего это они? Чего здесь можно не понять? Ну, подумаешь, область применения квантовой механики немного э... расширена. Так ведь не кем-нибудь расширена, самим дьяволом! Ах, дьявол - этот как раз про неправильное понимание? Ну-у... тогда не знаю. Можно попробовать немного укрупнить, так сказать, намёк. Скажем, добавить в название греческую буковку пси - перед словом "функция".
   Что касается нуля за "фишки". Не подумайте, что у автора их нет. Или - что я их не заметила. Или - что не оценила. Просто не все оценила положительно. А в сумме получился как раз ноль. Простая арифметика.
  
   28. Горбачев Олег "Downgrade"
   Язык - 2
   Идея - 5
   Убедительность - 3
   Фишки - 1
   Итого: 11
   Конкурсная оценка - 7
   Двойственное впечатление от рассказа. С одной стороны, новая (по крайней мере, для меня) идея - разум как предмет торговли. И шевеление мыслей в процессе чтения наблюдалось. Скажем, на тему "Что есть разум?" Благословение, эволюционное преимущество для его носителей или, напротив, проклятие, вредная мутация, приводящая к гибели не только вид носителя, но и другие высшие формы жизни, имевшие несчастье зародиться на той же планете?
   С другой стороны, впечатление рассказ произвёл неприятное. Сразу и не скажешь почему. Может быть, мне не очень поверилось в благополучный исход схватки ГГ и тех, кого он навербует в свою армию, с неофашистами? Или в самого главного героя - девятнадцатилетнего рыцаря без страха и упрёка, ежемесячно теряющего разум не меньше, чем на трое суток, но сохраняющего ясность мысли и самообладание, чтобы спорить на равных с отнюдь не глупым стариком? Или в неофашистов, настолько алчных и безбашенных, что не побоялись превратить собственную планету в джунгли с миллиардом неразумных хищных тварей? Сколько же их, если вечной молодости и новых технологий, вырученных за продажу разума восьмидесяти процентов населения планеты, не хватило на всех, и понадобилось откачивать разум у жалких остатков?
   Что касается языка. Рассказ настоятельно нуждается в вычитке. Вот только те ошибки-описки, которые я пометила при беглом чтении:
   "Осмотрелся в зеркало"
   "единицы девушек"
   "куда едите"
   "ученные"
   "бродило масса"
   "право слова"
   "зачем... едите"
   "почему... тянуться"
   "чтобы вы не говорили"
   "судя потому"
   "к нам на встречу"
   "за Антоном... не соскучился".
   Это не говоря о запятых.
  
  
   29. Корр Эрих "О беседах умных магов"
   Язык - 1
   Идея - 2
   Убедительность - 1
   Фишки - 1
   Итого: 5
   Конкурсная оценка - 2.
   Думаю, я уже достаточно обидела автора оценкой. От комментариев, пожалуй, воздержусь.
  
   На сём заканчиваю. Авторам, получившим десятки-девятки, желаю пройти в финал. И восьмёрки. :) Удачи!
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"