Кое что мы по созданию миров мы уже обсуждали в разделе СОС. Самые интересные комментарии я отобрал и вывесил здесь:
85. ака Мых (ramivla@mail.ru) 2010/04/03 01:18 [удалить] [ответить]
Лично я, если вдруг буду писать роман в жанре фэнтези, то буду всё же действовать как всамделишный демиург - материки, континентальные плиты и их взаимодействия меж собой (какая встык, а какая и подныривает под), океаны, течения, температура, геотермальные зоны, биобаланс, полезные ископаемые, возраст возвышенностей, характер почв, растения и злаки, животные и их популяция, симбиоз их между собой, с природой и миграции, человек или существа, какие где и почему, как давно и откуда явились, что сделали и чем занимаются, как взаимодействуют меж собой и природой и т.д. и т.п.
Как при построении мира обойтись совсем без экономики? А то, что экономические отношения во многом определяют жизнь общества никто не задумывался, нет? Что государство на полматерика не в состоянии жить на доходы от пары золотых рудников. Что если некий темный властелин наколдует себе сто пудов золота он не сможет снарядить на него легионы тьмы, а только взвентит цены на все до небес. Что захудалый барон не в состоянии собрать армию в пару тысяч человек, потому что просто не сможет её содержать. Что в стране придерживающейся теории монетаризма за попытку вывезти из страны золота купца могут повесить на рее собственного корабля. Что средневековый ремесленник, будь он хоть триста раз лучший мастер не будет устанавливать цены как ему вздумается, потому что зависит от цеха. Продолжать можно ещё долго.
95. *Самсонова Юлия Викторовна
> > 94.Ирина
>Эт я товарищам, которые утверждают, что можно писать про фентези мир, который не учитывает экономику. Хотя если это будет фентези про каменный век, то наверное можно=)
Э, нет, товарищи, даже в каменном веке уже есть зачатки экономики. Систему обмена еще никто не отменял! :) Тем более там уже полным ходом идет одомашнивание скота и выплавка медной руды!
>Э, нет, товарищи, даже в каменном веке уже есть зачатки экономики. Систему обмена еще никто не отменял! :) Тем более там уже полным ходом идет одомашнивание скота и выплавка медной руды!
Да, но хочу уточнить, что экономика начинается там, где заканчивается натуральное хозяйство, то есть, когда отдельно взятая деревня что-то делает, но только для собственного пользования и ничего не покупает со стороны в экономические отношения она не вступает, а значит экономика будет не нужна.
100. Кусков Сергей Анатольевич (sergeykuskov@mail.ru) 2010/04/04 00:42 [удалить] [ответить]
Существует всего несколько действующих моделей экономики. Первобытное(натуральное) хозяйство, античное хозяйство(то же натуральное, но со специализацией одного товарного вида продукции), феодализм(то же самое натуральное, но иные принципы политического устройства, иная система эксплуатации), капиталистическое(товарное) и государственно-социалистическое. Также существует всего три формы политического устройства: монархия, олигархия и республика. Всё ,больше нет ничего и ничего иного придумать нельзя! И как бы не выворобушкивались авторы, описывая рай в средневековье, этого просто не может быть, потому, что нарушается устойчивость, система становится нестабильной! Без четкого механизма жесточайшей эксплуатации низов просто не будет средневековья! А значит будет либо Античность либо Новое Время(имперско-монархический путь развития или товарно-олигархический) И ни маги, ни драконы, ни пришельцы из космоса с новыми технологиями тут ничего не смогут поделать! То же касается и других моделей(формаций)
Помнится мне есть такая компьютерная игра "Цивилизация" Сида Мейера. Там есть генератор карт.
Со следующим комментарием ознакомится в обязательном порядке!
3. Luke Vilent (lukevilent@gmail.com) 2010/05/04 13:32 [ответить]
В своём комментарии, вынесенном в текст темы, глубокоуважаемый ака Мых пишет:
'Лично я, если вдруг буду писать роман в жанре фэнтези, то буду всё же действовать как всамделишный демиург - материки, континентальные плиты и их взаимодействия меж собой (какая встык, а какая и подныривает под), океаны, течения, температура, геотермальные зоны, биобаланс, полезные ископаемые, возраст возвышенностей, характер почв, растения и злаки, животные и их популяция, симбиоз их между собой, с природой и миграции, человек или существа, какие где и почему, как давно и откуда явились, что сделали и чем занимаются, как взаимодействуют меж собой и природой и т.д. и т.п.'
От себя к комментарию ака Мыха хочу добавить следующее. Произведение в стиле фэнтези - это произведение, прежде всего, о людях, как бы они не выглядели и как бы не называли себя - эльфы, гномы, кентавры и т.п. А, поскольку люди - существа общественные, то и о подобных человеческим сообществах.
Некоторые могут сказать, что главное в романе, тем более фэнтезийном, - воображение, фантазия. Не спорю. Но, как мне кажется, художественное произведение подобно зданию, в котором знания выполняют роль фундамента. Согласитесь, не слишком много можно построить на одном квадратном метре, разбросанном по 2-3 сантиметра квадратных в радиусе 100 километров. Обычно такие фэнтезийные произведения не только не вписываются в наиболее распространённую в наше время палитру 'средневековья с эльфами', но и страдают от банального незнания матчасти (см. комментарий Сергея Кускова). Либо переизбытка магии.
Основная цель моего комментария - дать некоторый список литературы, которая бы давала основные знания о том, где, когда, как и чем жили люди. В основном это не конкретные книги, а серии книг - народов на земле ой как много. Этими книгами я пользовался сам и, как мне кажется, они весьма пригодились.
1. Лев Гумилёв 'Этоногенез и Биосфера Земли', или же её сокращённый вариант 'Конец и Вновь Начало'.
Как и любую иную историческую книгу, основной труд Льва Николаевича нельзя бесспорно принимать на веру. Однако, наряду с Артуром Тойнби, именно Гумилёв постарался по-научному взглянуть на историю не как на набор разрозненных фактов, а как на более-менее органичную систему. Если читать, к примеру, Перумова (коим я ни в коей мере не восхищаюсь, но который, всё-таки, является признанным автором), то у него следы влияния гумилёвской теории этногенеза заметны невооружённым глазом. 'Конец и Вновь Начало' - книга, раза в три тоньше 'Этногенеза...'. Она подаёт ту же идею, но более популярно и с юморком. Я посоветовал бы начинать с неё. В принципе, мне кажется, что все книги Льва Николаевича стоят того, чтобы их почитать. Держа в голове следующее: 'Это, чаще всего, - реконструкция. Всё могло быть совсем по-другому'. Тогда никакое общество 'Память' вам не страшно. Нам, 'конструкторам', и 'реконструкция' подойдёт как учебное пособие. Главное, что стоѝт она на очень внушительном фундаменте из фактов.
2. Серия 'Живая История: Повседневная Жизнь Человечества', издательство 'Молодая Гвардия'.
Наверное, самая познавательная серия из всех, что существуют сейчас на русском языке. Ядром её являются переводы французской серии с одноимённым названием ('La Vie Quotidienne'), которая выпускается издательством Hachette аж с 1938 года. Впрочем, отечественные авторы внесли и постоянно вносят в 'ПЖЧ' очень и очень весомый вклад. Можно назвать, к примеру, книгу М.В. Аниковича 'Повседневная Жизнь Охотников на Мамонтов' (к вопросу о Юлии Самсоновой о том, насколько непохожими могут быть два 'каменных века'), немалое количество книг, посвящённых русской истории, и уж совсем, на мой взгляд курьёзную и заставляющую испытывать гордость за свою Родину книгу Е.В. Глаголевой 'Повседневная Жизнь Королевских Мушкетёров' (французских, конечно же). В целом же, для любителей древности и средневековья серия ПЖЧ - настоящий рай. Алхимики, викинги, тамплиеры, средневековые кельты, пираты, папский двор... - это лишь для затравки эльфофилам. Кто-то может быть, сочтёт для себя интересными и такие книги, как 'Повседневная Жизнь Российского Спецназа' или 'Повседневная Жизнь Британского Парламента'.
Не лишним будет упомянуть, что, поскольку жизнь личности неотделима от жизни общества, для ознакомления с историей может быть полезна серия 'Жизнь Замечательных Людей'. Лично я оттуда прочёл жизнеописание Кира Великого и очень много для себя узнал о жизни этой первой в истории по-настоящему многонациональной державе.
2. Серия 'Загадки Древних Цивилизаций', издательство 'Центрполиграф'.
Несмотря на эпатажное название, в серии 'ЗДЦ' вы не найдёте ни лемурийцев, ни загадочных пророчеств, ни третьего глаза. Эта серия посвящена древним народам и состоит в основном из переводов книг англоязычных историков. Подчёркиваю: историков. Так что там не будет слов типа 'этот народ в совершенстве владел телепатией', скорее уж 'от их древнего языка ничего не сохранилось, кроме топонимов и двух десятков коротких надписей'. Полиграфия у 'Центрполиграфа' хуже, чем у 'Молодой Гвардии', тиражи тоже, похоже, меньше. Это позволяет издательству печатать о темах, не столь, возможно, интересных для широкой публики, но зато редких и потому, своего рода, экзотичных. Вы не дождётесь сенсационных откровений о пиктах, даках или саамах - но много ли нам вообще о них известно? Да сколько мы, положа руку на сердце, знаем о тех же грузинах или армянах? Лично я, как оказалось, - почти ничего. А ведь это народы, прожившие свою, неповторимую историю, некоторые из них живут и сейчас. И наверняка в этих историях найдутся такие факты, которые могут послужить отличной основой для романа в стиле фэнтези. Ну, или, например, какой-нибудь народ станет прообразом фэнтезийной расы в Вашем произведении.
Главное отличие этой серии от 'ПЖЧ' в том, что 'ЗДЦ' - книги именно о целых народах, и здесь не будет историй профессиональных групп, таких, как средневековые рыцари, калифорнийские старатели или греческие боги.
Книги 'ЗДЦ' выгодно отличаются от 'ПЖЧ' ценой. Ещё один отрадный факт: около 20 книг из серии можно почитать бесплатно на ресурсе http://www.bibliotekar.ru/ . Жаль вот только на сайте иллюстраций нет.
3. Серия 'Быт, Религия и Культура', издательство то же.
Эта серия отличается от предыдущей тем, что рассказывает о более крупных и более известных народах. Вот только намного ли более известных? Ацтеки, германцы, Китай династии Хань. Лучше не спешить с ответом. Например, вы знаете, чтó древние индусы делали с использованной глиняной посудой? Или по какому принципу набирался народ на строительство Великой Китайской Стены? А там написано.
Часть книг также доступна на библиотеркаре.ру, часть можно скачать в .pdf формате.
4. Серия 'История Войн и Военного Искусства', издательство обратно 'Центрполиграф'
'В этом (возведении Здания) они (Ак) похожи на любое другое любое другое мыслящее существо, которое совершает необъяснимые поступки и выдумывает причины, как будто объясняющие их. Война - вот хороший пример. У моего вида найдётся великое множество доводов в пользу того, чтобы воевать, хоть ни один из них и не звучит убедительнее довода против войны. Все наши суждения о том, почему нам надо вести какую-либо конкретную войну ... в конце концов сводятся к одному: мы должны воевать, потому что мы должны'.
Урсула К. Ле Гуин, 'The Building' в кривом переводе Л. В.
Это я к тому, что войны в человеческом сообществе играют слишком большую роль. Так что вряд ли в Вашем фэнтези рассказе удастся избежать описания хотя бы небольшой, а битвы. Да и много ли найдётся желающих воздержаться? Тек, кому захочется устроить себе ликбез по поводу того, чем и как велись войны в ту или иную эпоху, найдут для себя в этой серии немало полезного. Как вам, например, многозарядные арбалеты ('Книга арбалета')? Или деревянный 'меч' с 'лезвием' из акульих зубов ('Книга мечей')? Последняя книга, кстати, является классическим популярным трудом, написанным уже почти полтора столетия назад. Она интересна ещё и тем, что автор не стесняется высказывать своё, 'викторианское' мнение по таким вопросам, как, например, преимущество гребцов перед паровыми машинами или экономическая оправданность 'левитации'. Осадную технику и огнестрельное оружие в этой серии также не обошли стороной. Есть книги, отдельно посвящённые вооружению европейских или восточных воинов - стоит почитать хотя бы ради того, чтобы мифриловые доспехи на эльфе выглядели правдоподобно.
И, между прочим, кольчуга Фродо - это не миф. На Кавказе делали стальные кольчуги, которые в свёрнутом виде умещались в зажатой руке и при этом могли остановить пулю. А Вы говорите, мифрил-мифрил...
Опять же, библиотекарь.ру предоставляет электронные версии.
5. Энциколопедия 'Исчезнувшие Цивилизации' издательство 'Терра'
Недостатки всех предыдущих серий в том, что в них слишком мало иллюстраций. Серия 'Исчезнувшие Цивилизации' - переводы книг серии 'Lost Civilizations' издательства Time-Life. Распространявшиеся вместе с серией документальных фильмов, книги из сериии 'Потерянные Цивилизации' пестрят иллюстрациями - нет ни одной страницы без фотографии какого-нибудь артефакта. Ну, и, конечно, текст тоже на высоте. Всё-таки каждый раздел книги (их там в среднем по пять в каждой) писался специалистом в данной области. Африканские и южноамериканские скульптуры, не уступающие по точности передачи человеческих черт греческим. Техника плавления платины, неизвестная европейцам, но вовсю используемая не знающими колеса индейцами. И фото, фото, фото. Мы до сих пор с дедом иногда 'ругаемся' из-за того, что он не купил 3-4 книги из 16 вышедших на русском языке - я тогда ещё не понимал их значения.
К несчастью, во время кризиса 1998 года издательство 'Терра' приказало долго жить, выпуск книг прекратился, и теперь печатный вариант можно достать разве что у букинистов. И те продадут с большой неохотой. Слишком уж книги хорошие. Некоторые из них можно также скачать с торрентов в .pdf формате. Кроме того, есть возможность найти и фильмы, по крайней мере, на английском.
6. Серия 'Wissen' издательство 'C.H.Beck'
Чтобы порекомендовать эту серию, мне пришлось набраться наглости. Но, волею судеб именно она является для меня сейчас основным источником информации по истории и культуре. Проблема в том, что серия это не русскоязычная. И ведь ладно бы она была ещё на английском - аглицку мову у нас много кто разумеет. Ак ведь нет - немецкая. Однако, при этом её называют 'единственной в своём роде' ('Einzigartig'). И, на мой взгляд, совершенно заслуженно.
О чём она, эта серия тоненьких брошюрок, по 120+10 страниц каждая. Как и следует ожидать из названия (das Wissen - нем. знание) - обо всём. И про народы, и про города, и о биологии, и о технике. Есть и биографии, и история культуры. Есть и 'Теория относительности', и 'Болезнь Паркинсона', и 'Дзен', и 'Шёлковый Путь'. Кстати есть и 'Русская История' и 'Православное Христианство'. Короче, чего только нет! (Я знаю, чего нет! 'Птерозавров' и 'Истории Индустриализации'! Пока нет.) Информация предельно концентрирована, но, при этом, подачу материала ни в коей мере нельзя назвать сухой.
К примеру, из книги 'Кельты' можно узнать, почему галлы были прототипом не только эльфов, но и, в не меньшей, гномов. Включающая в себя не только высшие достижения Средневековья, вроде готических соборов и механических часов, но и базис цивилизации: выращивание злаков, виноделие, кузнечное ремесло, книгопечатание - 'Техника Средневековья' на пару с 'Друидами' могла бы стать настольной книгой эльфофила.
Главное достоинство серии - информация подаётся в различных масштабах. Взять, к примеру, такую тему, как Древний Рим. Есть книга, посвящённая Римской Империи. Есть - Римской республике. Есть история города Рим от основания до наших дней. Есть история Limes - пограничных стен империи. Есть биография Цезаря и есть Искусство Рима. Короче говоря, можно, своего рода, сначала посмотреть на всё с высоты птичьего полёта, а потом разглядеть каждую отдельную тему в деталях.
Но, ещё раз, увы. Книги выходят пока только на немецком. Кроме того, для российского потребителя цена их, даже если покупать электронную версию, будет грубо выражаясь мягко говоря.
Надо сказать, что подобные книги выходили в Советском Союзе. Правда, они не были объединены в какую-либо серию, но зато в них, как и в серии 'Wissen' можно было прочесть буквально обо всём. К несчастью, сейчас подобных серий-ассорти на русском языке я не видел.
Есть ещё отдельные книги, которые можно было бы порекомендовать: к примеру, во многом устаревшая, но в целом до сих пор актуальная книга Мирослава Стингла 'Индейцы без Томагавков', или весьма спорный, но богатый интереснейшими фактами по истории Египта и Месопотамии труд Девида Рола 'Генезис Цивилизации'. Всех уже и не упомнишь. Да и главное в этом деле - принцип. Как сказано в Коране: 'Ищи знание, будь оно хоть в Китае!' Хоть и не мусульманин, я не могу не согласиться с этим призывом.
С Уважением,
Люк
7. Luke Vilent (lukevilent@gmail.com) 2010/05/05 22:22 [удалить] [ответить]
Да, хочу добавить к своему комменту. Память держит только хорошее. Попробовал я переичитаь книги из "ЗДЦ", и понял, что забыл указать на два их существенных их недостатка.
1. Многие книги сильно устарели. Некоторые из них были написаны ещё в середине ХХ века, а с тех пор появилось много новых данных. Но этот недостаток не так существеннен, как второй.
2. Нередко книга, написанная хорошим английским языком, загублена переводчиками, которые в предмете, что называется, ни в зуб ногой. Ну нельзя, к примеру, употреблять термин "немецкий народ" по отношению к германским племенам, жившим во времена Римской Империи ("Балты"). Иногда создаётся впечатление, что перевод делала старая программа-переводчик, а не человек.
Но, в целом, я всё же рекомендую эти книги. Во-первых, в них описаны реальные исторические механизмы. И, если писать фентези без сильной привязки к истории Древнего Мира, эти механизмы пригодятся. Кроме того, окончательно загубить вкладываемый автором смысл переводчикам всё же не удалось. Если читать внимательно и с некоторой базой знаний, можно понять, что к чему.
Это радиопрограммы с Дмитрием Добрыниным на Радио России.
Часто вечерами в радиошоу "8 нота", "Прицел", "Высокое напряжение" слышу совершенно потрясающие программы о мистических личностях, мифических мирах и различных фантастических сюжетах.
Например не далее как вчера была программа о Короле Артуре, где в том числе упоминался ряд книг, посвященных этой легенде. Авторитетно могу заявить о том, что простые энциклопедии не содержат многих материалов, которые используются в программах. Часто, рассказывая о музыкальных произведениях (различные направления тяжёлого рока), Дмитрий углубляется не только в историю создания, но так-же и в сами легенды.
Это чертовски интересно! Можно между делом, почерпнуть массу идей и сюжетных линий для фэнтези. А музыка, даёт совершенно другое восприятие, настроение для погружения в сказочные миры.
Были передачи о вампирах, дьяволе, эльфах... И много-много разных посвящений мифическим персонажам. Тексты песен, расшифрованные Дмитрием, открывают иногда совершенно другие стороны различных легенд и эпосов.
Вобщем, рекомендую. Он ещё даёт пару адресов сайтов в программе. Я думаю, что даже не любителям тяжёлой музыки радиопрограммы будут черезвычайно полезны.
14. Luke Vilent (lukevilent@gmail.com) 2010/05/07 12:46 [удалить] [ответить]
Каменный век не напрасно разделяют на палеолит, мезолит и неолит. Это три эпохи, в корне различающиеся количестовом известных людям технолгоий, и, соотвественно, внутренняя экономика племён менялась радикально.
Не знаю точно, чем отличался палеолит от мезолита (надо в Вики посмотреть), но вот "неолитическая революция" - это перход от охоты и собирательства к одомашниванию скота и/или земледелию. Происходило это, ясный пень, не всегда, не везде и не сразу. Но различия существенны. К примеру, возьмём двух возможных героев фэнтези из каменного века, но одного мезолитического, а другого - неолитического.
1. Первый парень у нас - охотник. Он живёт в маленьком полукочевом племени - человек 15 от силы. Они странствуют по довольно обширной территории в поисках пищи. Поэтому он хорошо знает "географию" в пределах 20-50-100 километров. Дальше начинаются владения других племён. Пища у них каждый раз разная. Вот, вчера они убили здорового бугозавра, и мяса хватит на несколько дней. Позавчера нашли гнезно улюлей. А с неделю назад девушки набрали зёрен травы мумука, и они сварили похлёбку в кожаном "котелке". А что племя ело между этими днями? Как что - ничего, конечно же. Раз на раз не приходится. Ещё у них есть племя-близнец. Все женщины племени героя спят с мужчинами племени-близнеца и наоборот. А внутри - ни-ни, табу, духи покарают! Ну ладно, завтра вставать рано, а то стадо бугозавров уходит, и надо идти за ними.
Ну ладно, завтра вставать. А то бугозавры уходят
Теперь его потомок, пару тысяч лет спустя.
2. Каждое утро, если не зима, герой вместе с другими мужчинами племени идёт работать. Их мумучное поле находится недалеко от посёлка, на склоне бугра. Что за бугром - шаман его знает. Вернее, шаман говорил, что там бугозавры сами пашут землю. Любопытно, как это у них получается держать копалку копытами? А отцу героя на это начхать. Да и вообще, всем в племени, кроме самого героя, начхать. И никто сходить посмотреть не хочет. Да некогда просто: копать, сеять, жать, молотить - кто это будет делать, бугозавры? Как это что он ел вчера? Еду, конечно. Как какую? Еда - это варёная мумука. А яйца улюлей - это лакомство. Про мясо их вообще и говорить нечего. О, кстати, Тростинка сейчас пойдёт кормить улюлей. Герой с Тростинкой скоро начнут жить вместе. Шаман сказал, что можно, все деды и бабки у них разные.
Не слишком-то эти два героя похожи, не правда ли? И это без учёта торговли. А ведь есть, наверное, ещё потомок-кочевник, живущий совсем другой жизнью. И тоже в каменном веке.
>Натуробмен был даже в конце 1990-х у нас на Донбассе. Только им и выживали.
Натуробмен много где был. В Древнем Египте валюты не знали - сплошной натуробмен. А, всё-таки бронзовый век, как-никак. Кельтские вожди иногда вводили у себя монетную систему лишь для того, чтобы понравиться римлянам. Ну а сам я настоятельно рекомендую своей семье запасаться водкой - мало ли что, пригодится в качестве "валюты".