Клуб Начинающих Писателей : другие произведения.

S.O.S! Нечисть в мифологии народов мира

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Славянская мифология: вампир, польский вампир, русалка, коровья смерть

 
СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ
 
 
ВАМПИР
 
 
         
    
 
  Славянский вампир создал огромное количество слухов и панических настроений в Восточной и Западной Европе. Собственно, он и привлек внимание Запада к ожившим мертвецам и послужил прообразом современного мифа о вампире. Считается, что родиной европейского вампира являются Балканы. Позже он появился в России, Болгарии, Сербии, Чехии, Польше, Хорватии, Македонии, Герцеговине, Венгрии, Румынии и плавно перетек в центральную Европу из поверий славянских народов. Есть мнение, что первые упыри появились у славянских племен еще до седьмого века н.э. С введением христианства, началась конфронтация между старой и новой верой, вследствие чего появились истории о неупокоившихся, которые дошли на нас в комканном, несколько измененном в соответствии с представлениями о вампирах, виде. Существовало множество обозначений вампиров: обыри - старая форма обозначения вампира, упирина - сербо-харватский, упирби - украинский, упирь - белорусский, русский, упиор - польский, вупьи - кашубский, лампир - боснийский, вампир - болгарский. Вриколакос - греческий термин обозначения вампира, обозначает существо, ходящее в волчьих шкурах. В определение вампира входит также стригой - румынский вампир, мертвая ведьма.
          Славянский вампир не был уникальным символом зла, каким он стал в центральной Европе к началу ХХ века, и он сильно отличался от нынешнего популярного образа из романов и кино. Считалось, что это существо являлось продуктом неправильного образа жизни сообщества. Люди, погибшие насильственной смертью, могли стать вампирами, как и те из детей, которые были рождены вне брачных связей. Дети, родившиеся с зубами, дети некрещеные, также вызывали опасение. Дети же, умершие до крещения, становились устрелями - существами, питавшимися кровью скота. Таким образом, причин появления вампиров у славян было огромное количество и это нагнетало страх среди людей, порождая волны истерии в славянских общинах.
          Если умерший по каким-то причинам мог стать вампиром, в гроб к нему клали различные предметы, например ветви рябины, которые не позволяли мертвецу вставать из могилы. Иногда тело протыкали шипом, или колом из железа, боярышника, осины, или дуба. Считалось, что сначала вампир поедает свои собственные погребальные одежды, а потому, под подбородок трупу помещали деревянный брусок, и прибивали одежду по сторонам гроба.
         Необъяснимая смерть овец, или крупного рогатого скота приписывалась славянами к вампиру. Появление полтергейста, инкубба, или суккуба обозначало то, что человеку, который столкнулся с этими явлениями, суждено стать вампиром.
          Выявлялись вампиры на протяжении 40 дней после последней из смертей. Тело выкапывалось из могилы и обследовалось на наличие характерных для кровососа признаков. Считалось, что на нем будет минимум разложения, а изо рта и прочих отверстий в трупе должна течь кровь. Тело может быть раздутым как барабан, ногти могут продолжать расти. Тогда ему в сердце вбивали кол и отрубали голову. В некоторых случаях голову помещали между стопами тела до перезахоронения. В крайних случаях тело сжигалось в присутствии священника.
 
 
ПОЛЬСКИЙ ВАМПИР
 
 
       Польский вампир может относиться к вампирам славянского происхождения, но имеет ряд отличий. Польша, как страна, возникла из 20 славянских племен, изначально селившихся в долинах рек Одер и Висла. Христианство пришло в Польшу в начале 9-го века и в качестве католичества. Отсюда и различия.
         В Польше вампира обозначали как упиор - мужчина и упирецика - женщина. Вероятно эти слова были заимствованы из украинского языка в пятнадцатом веке. Иногда вампира обозначают как вьесчи и нетоп. Дети, родившиеся с большим сальником на голове, по польским представлениям, могли стать вьесчи, а те, кто рождался с двумя зубами, становились упиорем (или вупи). Вампиром ребенок мог не стать, если мембранный чепчик снимали, высушивали и перетирали в пыль (или сжигали) и кормили им (или его пеплом) ребенка, когда ему было семь лет.
         Красные лица и гиперактивность - признаки того, что в будущем человек мог стать вампиром. Среди кашубов ходила поговорка "Красный как вампир". Перед смертью будущий вампир отказывался от последних обрядов и священника. За телом подозреваемого начинали тщательно наблюдать и верили, что никогда по настоящему это существо не умирает. Тело могло сохранять свой цвет и затвердевать. Часто на лице и вокруг ногтей появлялись пятна крови. Также как и прочие вампиры у славян, польский неупокоившийся ел свою собственную одежду, после чего навещал родственников и пил их кровь. После посещения родственников шел в местную церковь и звонил в колокол. Те, кто услышал колокольный звон, должны были стать следующими жертвами вампира.
          Чтобы предотвратить появление вампира, в рот подозреваемому клали монету или распятие. На его пути клали такие препятствия как сеть, которую вампир обязан был развязать на узелки. Также в гроб могли положить мешочек с семенами мака, или песком, которые вампир должен пересчитать, прежде чем выйти из могилы. Дополнительно мак и песок разбрасывали по пути от могилы к дому. Если же все это не помогало, тело вынимали из могилы и вбивали в голову гвоздь. Чаще тело просто обезглавливали, а голову клали между стопами. Кровь, которая вытекала из вампира, давали его жертвам. Полагалось, что она приносила им выздоровление.
          В 1870-ом году в городе Нойшьатт-на-Реде, зажиточный горожанин Франц фон Поблоски умер от туберкулеза. Спустя две недели умер его сын. Другие родственники стали жаловаться на ночные кошмары. Вызвали местного знатока вампиров и вопреки возражениям местного священника, тело Поблоски выкопали из могилы, после его обезглавили. Знатока вампиров арестовали и приговорили к 4 месяцам тюремного заключения.
 
 
РУСАЛКА
 
         
    
 
  Русалки - обитательницы вод и источников воды, особенно непроточных - озер, стариц, прудов, тихих рек и болот. В честь русалок происходили празднества, которые позже совпали с днем Троицы.
          Русалки, это души усопших, погибших неестественной смертью, самоубийц, девушек утопившихся от неразделенной любви. Они еще не совсем потеряны для живых, ибо могут возвратиться к людям в течение первых четырех лет после своей смерти, но произойдет это только после того как кто-то из людей подарит им крест. Среди русалок есть старшие, которые бранят младших, не сумевших затащить под воду ни одного человека. Каждое лето русалки выходят на землю и живут на ветвях деревьев, выбирая для этого березы. Именно потому в деревнях и повелось завивать березки, чтобы задобрить водяниц. Считается, что для русалок луна светит ярче обычного и в лунном свете русалки водят хороводы и играют между собой.
          Бывает, что русалка полюбит парня, но ей дозволяется выходить на свидание к нему всего на два часа в сутки.
         Когда на морозе трескается лед, люди говорили, что русалки бьются о него, горюя о ранней своей смерти.
          Очень походят на русалок мавки - дети - мертворожденные, умершие без крещения или убитые матерями. Считается, что таких детей русалки уносят к себе и превращают их в мавок. Мавки, как и русалки, мстительны. Они мстят людям за свою смерть. По поздним поверьям, мавки могут обращаться в ангелов, если на них плеснуть святой водой и произнести: 'Крещу тебя во имя Отца, Сына и Святого Духа'.
          Вообще водяниц в славянской мифологии очень много. То и жительницы протоков, и жительницы болот, и озер, и ручьев. Когда-то все они воплощались в божествах, подобных берегиням, просватанным невестам, умершим до свадьбы. Как и русалки, берегини это души девушек, умерших неестественной смертью. На Русальной, или Троицкой неделе берегини выходят из-под земли, спускаются с небес, расчесывают свои длинные косы. Как и русалки, они водят хороводы, заманивают к себе парней, качаются на березах. А потом возвращаются на тот свет.
 
 
 
КОРОВЬЯ СМЕРТЬ
 
  Коровья Смерть - существо, которое несет гибель всему крестьянскому стаду, живет в народном воображении и сегодня. Обычно появляется в деревнях и селах в виде женщины, редко в виде какого-то животного черного цвета. Иногда ее видят в облике коровьего скелета.
  Коровья Смерть никогда не приходит в село сама. Ее обязательно кто-то подвозит, или же ее призывают ведьмы и колдуны. Чтобы узнать ведьму, которая занесла Коровью Смерть, добывают трением живой огонь: на камень кладут сухие ветви, или полено и начинают тереть о него канатом, пока не появляется огонь. Через него и должны прыгать все женщины в селении. Та которая откажется - ведьма.
  Для борьбы с Коровьей Смертью женщины производят по осени обряд опахивания. Корни самого обряда, возможно уходят куда-то в глубину веков, во времена матриархата. Перед его началом, "повещалки" извещают баб о том, что в скором времени должен состояться обряд и созывают их на его свершение. Те, которые соглашаются, умывают руки, вытирая их полотенцем, принесенным повещалкою. Мужики в обряде не участвуют, чтобы избежать беды. Во время самого обряда они укрываются в домах. И не дай Бог кому из них вздумается выйти за околицу. Могут забить насмерть, как святотатца.
  В полночь повещалка в надетой поверх шубы рубахе выходит к околице и начинает бить в сковороду. На шум собираются женщины с серпами, или ухватами, а то и с косами и дубинами. Скотину запирают, собак держат на привязи. Повещалку запрягают в соху и производится шествие вокруг селения. Зажигается огонь на лучинах и повещалка три раза обходит с сохою селение. При этом производят как можно больше шума и произносятся заклинания.
  В некоторых областях, во время обряда, встречая какое-либо животное вдали от селения, женщины убивают его, полагая, что под его видом скрывается злой дух, укрывающийся от людского взора. В других случаях, лишних, невесть откуда появившихся животных в селении, убивают и сжигают, чтобы избавить себя от напасти. Так было в Нижегородской губернии вплоть до 19-го века. Всякого человека, повстречавшегося у селения во время опахивания, женщины стараются прогнать подальше. Считается, что в этот день по селу ходит покровитель скота, св. Власий.
  Другим способом изгнания Коровьей Смерти является перегон скота через ров или тоннель, вырытый в земле. В некоторых губерниях злой дух изгоняется тканьем холста, вытканного в один день.
 
 
Киндеев Алексей Григорьевич
 
  Полезные ссылки:
 
  Славянская и древнерусская мифология
  Мифологическая энциклопедия
  Бестиарий
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"