Саксонская лютеранская община в Москве XVII в. и ее покровители в Западной Европе
Россия на протяжении почти всей своей истории имела взаимоотношения с Западными государствами, а значит и с иностранными подданными в России.
Историю немцев в России нельзя отделить от проблем Востока и Запада и проблем проникновения западной культуры в русское общество.
Вопрос изучение контакта России с Западом и с ее эмигрантами в Россию практически всегда представлял значительный интерес для исследователей. Однако в современной историографии нет ни одной полной работы, касающейся политики правительства России по отношению к иноземцам, проживающим в России, их взаимоотношению с обществом, тому религиозно-конфессиональному отбору, которое вело правительство по отношению к выходцам из Западной Европы.
В процессе становления абсолютизма и единовластия государю необходимо было иметь в стране силу независящую ни от одного сословия и равноудаленную от них. Нужна была та сила, которая была бы верна только государю, понимая сначала в его лице своего нанимателя, а затем и ту страну, в которой они служат. Для становления служилого сословия или дворянства необходимо было время, а в период этого времени роль опоры для государя выполняли наемники-поселенцы, ибо они были силой равноудаленной от всех слоев русского общества и при своей карьере не выдвигали за собой ни одну социальную группу общества, а значит не были связаны и с феодальной верхушкой, которая была довольно опасна для новой династии. Они служили непосредственно государю и были равнодушны к феодальным амбициям старого боярства и их потомкам.
На протяжении многовекового контакта России с Западной Европой в Россию идет почти постоянный наплыв граждан Западной Европы, в большинстве своем эмигрантов из стран лютеранского вероисповедания.
Притоку и оседанию в России способствовала существовавшая в стране религиозная терпимость к протестантам, во многом связанная с борьбой России с католической Польшей в период Смутного времени. Лютеране же в отличие от католиков не как не претендовали на перемену государственного православия и напрямую присягали русскому правительству, ибо "всякая власть от Б-га". Протестантам предоставлялась здесь религиозная свобода и право строить свои церкви. Путешествующий по России иностранец де ла Невилль отмечал, что "ни одно из вероисповеданий за исключением католического, не находит себе в Московии запрещения"
Государь понимал, что России необходимы западноевропейские новшества, все то лучшее, что бы дало России возможность для ее дальнейшего развития как страны равной Западноевропейским странам. При этом необходимо было ограничить русское общество от того негатива, который возможно смогли бы оказать "немцы" на русское общество. Приезжая в Россию европейцы несли много субъективного и неприемлемого для русских. Каждый европеец был носителем чужой религии, чужого образа жизни, быта и ментальности пагубного для российской действительности. Необходимо было проводить некую "селекцию" или отбор, беря от европейцев лучшее и ограждая их субъективность от влияния на российское общество. Каждый европеец был связан не только со своим народом, со своей религией, но и с той общиной единоверцев, которая окружала его в России. Власть стремилась оградить эти общины в специально отведенную для иноземцев Немецкую слободу, которая несла функцию некоего гетто для иноверцев.
Жившие в России протестанты имели контакт с той страной, выходцами которой они являлись. Благополучие граждан Западной Европы в России во многом зависело от их статуса на своей родине и расположения к ним тех или иных влиятельных людей. Почти у всех иностранных приходах России имелись свои западноевропейские покровители. Эти покровители, как правило, через своих ставленников в России видели свои цели, реализуемые через "немецкие" общины и их влиянии на российскую власть. Благополучие общины говорило о расположении государя к той или иной группе иноверцев, а значит и к стране, выходцами из которой они являлись.
Для того, чтобы лучше понять ту роль, которую играли иностранные подданные в России необходимо увидеть взаимоотношения российской власти с иностранными поданными со всех сторон. Жизнь иностранных поданных в России и их благополучие во многом зависела от тех условий жизни которые были бы для этого созданы. Иностранным подданным в России, исповедовавшим другую религию необходима была своя община, так или иначе связанная с той страной, выходцами из которой они являлись. У каждой этой общины был свой западноевропейский покровитель, старавшийся как можно больше сделать для своих единоверцев в России. Многие Западноевропейские государи, помогая той или иной общине, видели в ней некое посольство в иноверной стране, через которое они смогли бы общаться напрямую с российской власть.
Исходя из состояния исследованности проблемы "Иностранные подданные в России" и ее научно-практической ценности, основной целью данной статья является изучение понимания причин отношения к выходцам из стран Западной Европы русского правительства. Это видно во взаимоотношениях иноземцев и российской власти на примере саксонской лютеранской общины в Москве и их покровителей в Западной Европе. Благодаря этому будет легче понять политику правительства к иноземцам и их роль в России.
Во второй половине XVI в. в Немецкой слободе в Москве уже имелось три иноземные церкви- две лютеранские и одна реформатская. Реформатская община называлась голландской и возглавлялась пастором И. Кравинкелем. Разрешение царя на постройку кирхи давалось в каждом отдельном случае и не могло быть возведено в правило. Часто это зависело от расположения к кирхе того или иного покровителя.
В 1652 г. Алексей Михайлович официально даровал право строительство кирхи кальвинистскому пастору Иоганну Кравинкелю на Земляном валу. По ходатайству саксонского курфюрста Иоганна Георга I в Москве была образована самостоятельная саксонская община. Одна из лютеранских общин, руководимая пастором Фадемрехтом, носила название Старо-Немецкой общины или Купеческой, а позже св. Михаила. Вторая община в главе с пастором И. Якоби именовалась Новой или Ново-Немецкой или Офицерской, а впоследствии саксонской общиной Св. Петра и Павла . В 1658 г. на средства полковника Николая Баумана, ставшего главой церковного совета Новой лютеранской офицерской общины в общину был приглашен пастор из Тюрингии Фокерот. По лютеранскому закону в общине или приходе управляющую роль играл ее руководитель, который имел право назначать пасторов. В дальнейшем расположение Николая Баумана к Фокероту изменилось, и на его место был призван бывший полковник Иоганн Готфрид Грегори. Грегори был выходцем из Марзебурга (Марбурга) из семьи врача, в молодости состоял в шведской, а потом в польской военной службе. Благосклонное отношение царя Алексея Михайловича к протестантам привело в 1658 г. Грегори в Москву., где он устроился учителем в лютеранском приходе пастора Фадемрехта. Влиятельный в кругу московских протестантов, генерал Бауман сделался покровителем Грегори и настаивал на принятии им места пастора. Грегори по настоянию Баумана удалось получить разрешение на поездку в Саксонию с целью найма мастеров и военных для русского престола. Там, в Саксонии Грегори занялся и другой целью, а именно поиском покровителей для саксонской (Новой) общины в Москве, там же он был и ординирован (посвящен в пасторы) в присутствии курфюрста Саксонии в Дрездане Иоганна Георга II. Таким образом, с мая 1668 г. И.Г. Грегори стал вторым пастором немецкой аугсбургско-евангелической офицерской общины в третьей лютеранской церкви Ново-Немецкой слободы. Ввиду распрей между Грегори и старыми пасторами, для него была устроена Бауманом особая кирха. При ней Грегори открыл училище как для детей лютеранского, так и православного вероисповедания, а в виде школьного подспорья создал домашний театр, на котором разыгрывались "мистерии" его сочинений. Об этих "мистериях" узнал А.С. Матвеев, мечтавший тогда об устройстве придворного театра, и благодаря этому ближнему боярину царь Алексей Михайлович "указал иноземцу, магистру Ягану Готфриду учинить комедию и на комедии действовать из Библии книгу Эсфирь и для того действа устроить хоромину"
Вскоре по доносу пастор был обвинен в том, что он якобы сбежал из солдатской роты в Саксонии и был приговорен по суду к лишению всех прав и привилегий. Центральным пунктом обвинения было то, что Грегори на одном из б-гослужений 31 мая 1668 г. произнес имя царя Алексея Михайловича после имен германских государей, а русских людей называл бесчестными варварами . Однако следствие оправдало пастора.
Покровители саксонской общины в Москве были найдены. Грегори добился поддержки Иоанна Георга II, герцога Эрнста Благочестивого и маркграфа Баденского Вильгельма I.
Постоянные и щедрые пособия московской саксонской общине предоставлял герцог Эрнст Благочестивый. На средства, полученные из Саксонии, в Москве была основана школа для детей лютеран. К 1670 г. школа при Офицерской церкви, благодаря герцогу Эрнсту Благочестивому, школа бесплатно принимала детей без различия происхождения , сословия и вероисповедания.
Правители Саксонии - курфюрст Иоганн Георг II и герцог Христиан, позже саксонский герцог Эрнст, посылали в Москву грамоты, ходатайствуя перед царем за лютеран, покровительствовали единоверцам, которые жили в России.
Иноземцы выезжали на службу в Россию "государево имя", "на вечную службу", либо "на время" - на оговоренный срок. Однако, приехав в Московское государство, иноземец оказывался полностью во власти русского правительства. Условия заключенного с ним договора выполнялись ровно в той мере, в какой они соответствовали интересам властей. Наиболее явно это обнаруживается в вопросе о продолжительности службы иноземцев государю московскому. Редкий иностранный путешественник, писавший о положении "немцев" в России XVII века, не отмечал "коварства" русских властей по отношению к служилым иноземцам. Пожалуй, красноречивей всех высказался на этот счет австриец Августин Мейерберг: "Царь жестоко издевается над условиями, которыми они обеспечили себе увольнение на родину, после определенного срока службы, положившись на них, точно на Ариаднину нить: одного он останавливает щедростью, другого просьбами, третьего повышением, даже, если ему угодно, ссылкою в излучистые закоулки безвыходных трущоб; проповедает всем о неприличии увольнения от службы для военных людей в такое время, когда война в самом разгаре или когда ее опасаются". Въехавший служить царю на несколько лет иностранец, если "служба его государю годна", мог быть задержан в России на десятилетия, а то и пожизненно. Попытки иностранных монархов заступаться за своих подданных, как правило, успеха не имели. Анонимный участник английского посольства 1663-64 гг. в своем сочинении приводил в пример служившего в России оружейного мастера Каспара Кальтгоффе (Кальтофа), который был вынужден остаться в Москве, несмотря на просьбы английского короля и вмешательство посла. Из дневника Гордона нам известно, что Кальтгоффе не был отпущен из России и в 1667 году вопреки неоднократным письменным ходатайствам за него Карла II Стюарта.
С требованием отпустить за рубеж генерала-поручика Николая Баумана (выехал в Россию 1657 г.) к царю Алексею Михайловичу дважды тщетно в 1663 и 1665 годах обращался датский король Фридрих III. Бауман получил отставку и возможность покинуть Россию в 1671 году, уже при короле Христиане V, и лишь после того как уверил русские власти, что не в состоянии нести службу из-за старости и болезни.
В 1683 году генерал-лейтенант Патрик Гордон, имея при себе письмо от английского короля, обратился к В. В. Голицыну с просьбой об отставке, однако тут же был вынужден взять ее назад под угрозой опалы и разжалования в прапорщики. Ходатайства иностранных монархов за своих подданных русские власти воспринимали с плохо скрываемым раздражением. Английский врач Самуил Коллинс приводит слова А. Л. Ордина-Нащокина: "Нам кажется странно, зачем часто присылаются особенные королевские письма с просьбами за частных лиц, как будто наш царь не довольно печется как об русских, так и об иностранцах. Редко другие государи обращаются к нам с такими просьбами, кроме датского, у которого они, как слышно, дешевы".
Иностранцы, въехавшие в Московское государство "на вечную службу или на государево имя", не могли быть уверены, что служба их действительно продлится "вечно" или не будет прервана раньше срока, если договор заключался "на время". В течении XVII века, в связи с окончанием боевых действий и заключением мира или с целью экономии средств, в России неоднократно проводились масштабные сокращения офицерского состава из иноземцев. В 1666 году с русской службы было уволено много "немецких" офицеров. Около сотни из них намеревались присоединиться к Патрику Гордону, направлявшемуся в Англию. 27 марта 1682 года царь Федор Алексеевич издал указ о сокращении численности иноземных генералов и офицеров, которым выплачивалось государственное жалование, в связи с заключением мира с Крымским ханством. Иностранцам-военным был предоставлен выбор: жить в Москве "на своих проторех" либо ехать на родину. Иностранным ювелирам дворцовых мастерских могло быть отказано от государевой службы "для того, что их мастерства людей в русской земле умножилось". Иноземец мог быть уволен и вовсе без объявления причин. Так в 1644 году иностранному медику Валентину Билсу было сказано, что "но государеву указу ему в докторах быть не велено", а сам он волен, приискать себе иную службу или "ехать за море куда похочет".
Прибывшими в Московское государство иноземцами власти располагали по своему произволу, мало считаясь" условиями, заключенными при въезде. Очевидно правительство не слишком опасалось, что таким образом отобьет у иноземцев желание служить в России. Западная Европа XVII века в избытке поставляла наемников, готовых предложить свои услуги московскому государю.
Оказавшийся в России иноземец мог быть потребован властями "в службу" независимо от его желания. Государеву службу могли попытаться навязать и проживавшим в России западноевропейским купцам. В 1684 году части торговых иноземцев, жившим в Архангельске и Холмогорах на своих дворах, было предложено "быть у великого государя в вечном холопстве и всякие службы служить как иноземцы гость Томас Келдерман и другие".
Поступивший на службу иноземец мог принять российское подданство, связанное с крещением в православие. Русские власти , как светские, так и духовные не только не препятствовали переходу иноземцев в православие , но и всячески сопутствовали этому.
"Новокрещен" приобретал покровителей в лице крестных отца и матери, кроме того, появлялась возможность упрочить свое положение через выгодный брак, породнившись со знатным или состоятельным русским семейством.
Завершающим шагом в деле изоляции "еретиков-немцев" от православного населения было создание Новой немецкой, или Новой иноземской слободы. Указ об отводе земель под Новую иноземскую слободу последовал 4 октября 1652 года. Олеарий так описывал переселение выходцев из Западной Европы: "Был отдан строгий приказ кто из немцев хочет перекрестится по русскому обряду , пусть остается жить в городе, но кто отказывается поступить так , тот обязан в течении короткого времени вместе с жилищем своим выбраться из города за Покровские ворота на Кукуй"
Таким образом иностранные подданные приехавшие в Россию имели неразрывную связь со своей страной и верой через те общины, которые служили объединением людей единоверцев. Для лютеранство община имеет огромное значение, ибо она выбирает старосту общины, пастора, ведает финансами и связями с властью. Община для лютеран не только приход, она самоуправляемая церковная единица, заменяющая во многом государство. Община могла помочь своим членам и финансово и духовно и предоставить им работу и многое другое. От благополучия общины во многом завесило благополучие ее членов. Неудивительно, почему вопрос финансирования и покровительства общин приходов имел такое важное значение для жизни иноверцев в России. Для покровителей общины, финансируемые ими были своего рода форпостом на чужой территории, способом сплотить людей своей веры в поддержке себя как за рубежом, так и в России.
Взамен финансирования покровители получали возможность контроля самоуправляющихся приходов, возможность диалога с властью страны в которой находился приход и способ поставить под зависимость членов финансируемого прихода. Покровитель мог получать много сведений от пастора и старосты прихода, влиять на выбор старосты, на отношения власти с членами финансируемой общины.
Саксонская община в Москве была крупнейшим лютеранским центром, находившаяся вопреки правилам не в Немецкой слободе, а в Китай городе. Это давало возможность более близкого диалога с православным обществом и властью, возможностью видеть происходящее в центре Москвы, недалеко от государева двора, что было необходимо для многих иноземных государей или людей связанных с ними.
Список литературы:
1. Ковригина В.А. Школа Немецкой слободы в Москве в кон. 17 века М. 1980 г.
2. Котошихин Г.О. Россия в царствование Алексея Михайловича М., 1906
3. Малышев В.Н. Генерал-фельдмаршал и генерал-адмирал граф Ф.А.Головин СПб 1904 г.
4. Масса И. : Краткое известие о Московии в нач. 17 века М. 1937 г.
5. Робинсон А.Н Русская демократическая сатира 17 в М.1954 г.
6. Снегирев В.Л. Московские слободы 14-18 вв 1864 г
7. Орленко С.П. Выходцы из Западной Европы в России 17 в. М.,2004 г.
8. Нечаев В.В. Иноземческие слободы в Москве 16-17 вв М. 1910 г
9. Чернов А.В. Вооруженные силы Русского государства в 15- 17 вв М.1954 г.