Ко Александр Анатольевич : другие произведения.

Творческие влечения...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Автобиографический очерк ТВОРЧЕСКИЕ ВЛЕЧЕНИЯ... - авторство: Максимова Евгения Георгиевна (набор текста и техническая редакция - А.Ко). ...50 лет назад на первом курсе радиофака Харьковского политехнического института я по разнарядке попала в студенческий хор (сто двадцать человек!). И очень скоро стала фанаткой этого искусства, бросив танцевальный кружок. С тех пор, где бы я ни работала, искала возможность организовать хор, чтобы было, где петь...

  ТВОРЧЕСКИЕ ВЛЕЧЕНИЯ...
  
  Евгения Максимова
  
  
  А наши годы всё скользят,
  Как птицы осени, летящие на юг.
  Нас не оставили друзья,
  Но как редеет этот круг...
  
  Юрий Визбор
  
  
  50 лет назад на первом курсе радиофака Харьковского политехнического института я по разнарядке попала в студенческий хор (сто двадцать человек!). И очень скоро стала фанаткой этого искусства, бросив танцевальный кружок. С тех пор, где бы я ни работала, искала возможность организовать хор, чтобы было, где петь... Мой муж относился к этому увлечению с пониманием, хотя часть домашних дел ложилась на него.
  
   По приезду в Киев (работа в НИИ "Сатурн") в научной библиотеке КГУ (Киевский госуниверситет) я увидела афишу Капеллы Академии Наук с приглашением участвовать. Тотчас побежала на репетицию и "приклеилась" к этому коллективу. Искала на работе желающих попробовать себя в этом хоре. Но не всех устраивали вечерние репетиции и жесткие требования руководителя Валентина Александровича Мальцева. Около 20 человек из НИИ "Сатурн" прошли школу хорового пения в капелле Академии Наук, а остались немногие: Володя Микалюк, Миша Гордийчук, две Наташи - Прошлякова и Марковская, Лида Бондарчук.
   Одно время в капелле на стажировке работали два студента консерватории. Один из них мне очень понравился. Пошла в партком "Сатурна" (а куда еще можно было пойти?) и предложила организовать концерт к 30-летию Победы. А что для этого нужно? - спросил Альберт Иванович Политихин (он был в то время секретарем парткома). Ставка младшего лаборанта - 60 рублей. Ставку мне дали, а вот подразделение, которое бы согласилось иметь "подснежника" (получающего деньги, но не выполняющего работу для них) пришлось искать самой. Выручила чудная женщина Галина Ивановна Завацкая - начальник ОТД.
   Прошедшие школу у В. А. Мальцева, стали костяком нового коллектива. Руководитель с самого начала взялся работать над академическим звучанием. Первый концерт состоялся в новом здании столовой 8 мая 1975 года; репертуар соответствовал моменту. Так родился "Хор з Микiльскої Борщагiвки, керiвник Микола Борщ"! В этом концерте солировал красивейший, мягкий, душевний баритон Сергея Афанасьевича Груши.
  У нас было много талантливых людей не только в науке и технике. В разное время в концертах пели соло Владимир Максименко, Александр Михалевич, Сергей Шистеров, Анна и Оксана Иванченки, Татьяна Хвацевас. Всех покоряла красотой голоса и задушевным исполнением несравненная Эсмеральда Андреевна Дрыкина, зажигала темпераметром и частушками на злобу дня уникальная исполнительница Антонина Егоровна Матвиенкова, очень нравилась лирическая Людмила Зеленская. Мне просто жаль тех, кто не слышал прекрасное трио Надежды Леонтюк, Людмилы и Владимира Гуренко, которое смело можно сравнивать с лучшими современными эстрадными исполнителями. Солист Пётр Химич имел такой сильный и красивый голос, что на всех смотрах и конкурсах занимал первые места.
  
   После первого выступления хора мне предложили в профкоме очень ответственную должность председателя культкомиссии. Согласившись, я им добавила хлопот! И себе тоже...
  
   Захотела часть хористов петь народную музыку - нашли баяниста, организовали ансамбль Шарварок. Первым руководителем был Евгений Лебедев, а позже Петр Песоцкий. В репертуаре народные песни и современные, грустные и веселые. Каждый участник освоил игру на каком-то из народных инструментов (свистульки, трещётки, бугай и т.п.). Ансамбль мог давать полный концерт часа на полтора-два.
   Частью хора был молодёжный ансамбль с соответствующим репертуаром под руководством Елены Барановской.
   Одно время по просьбе трудящихся даже работал танцевальный коллектив (закопёрщиком была неуёмная Валентина Булаш).
  Как-то обратились ко мне ребята с просьбой приобрести аппаратуру для создания ВИА, входивших в то время в моду. Аппаратурой профком обеспечил, но я поставила условие участия их в хоре. Так хор приобрел несколько дефицитных мужских голосов. Руководитель ВИА Юрий Лисовский.
  Был у нас и духовой оркестр, основу которого составляли работники завода, а руководили студенты консерватории.
  
  В самодеятельности участвовали только энтузиасты, которые искренне любили то, чем занимались. Мы много выступали у себя в цехах и конференцзале, на дружественных предприятиях, участвовали в районных, городских и отраслевых конкурсах.
  
  Руководство нас поддерживало. Юрий Николаевич Соловьёв, отвечая в НПО за кадры, помогал в работе с руководителями подразделений, которые не любили отпускать своих сотрудников на наши мероприятия. Лев Гассанович Гассанов как-то сказал своим новым коллегам из Квазара, что эта женщина могла меня убедить в том, что, если я не разрешу выделить автобус для художественного коллектива, то "Сатурн" развалится!....
  
  Один раз в год в конце мая, когда нет ещё наплыва отдыхающих, мы устраивали недельную поездку для участников самодеятельности в Крым. Там мы облюбовали турбазу под Алуштой. За это время, кроме ежедневных утренних репетиций, редких экскурсий и попыток купаний в холодной воде, мы давали три концерта (на турбазе, в воинской части, в санатории), каждый вечер проводили дискотеку для всех отдыхающих. Обязательным был и праздник День Нептуна. Но главное, в пятницу вечером для своего коллектива делали капустник, в котором участвовали все! В поездку мы брали нашего верного фоторепортёра Тамару Гайдамакину, с помощью которой мы потом выпускали многометровые стенды с фотографиями и стихами.
  Возвращаясь домой утром в воскресенье, мы гладили костюмы и спешили в центр города, где участвовали в праздновании Дня Киева - сначала в сводном хоре, а затем на площадке, которую для нас выделяли на Крещатике. Кроме хора, выступали и чтецы, и солисты, и ансамбли. Могли профессионально вести программу Олег Данильцов, Лия Тимофеева, Наталья Марковская. Украинские байки замечательно исполняли Валентина Каминская и Лидия Бондарчук.
  Иногда прохожу по Крещатику и вспоминаю: вот под этой аркой мы пели, вот здесь для нас построили сцену; на ступенях перед Горсоветом мы тоже выступали...
  
  Нам вместе было интересно. После совместной поездки с нами в город Глухов на празднование 10-летия опытного завода председатель профкома Николай Николаевич Дрозденко удивлённо отметил, что нам действительно интересно не пить, а петь!..
  
  В городе наши коллективы знали и ценили. Далеко не каждый самодеятельный хор имел концерт на сцене Колонного зала филармонии; только он из пяти киевских хоров выдержал недельный марафон (по две репетиции в день) и участвовал в прямой трансляции концерта из Дворца Украина на XIV Республиканском съезде профсоюзов!
  Много наград получили наши коллективы и солисты на конкурсах разных уровней. Но особенно мы гордимся полученным званием Народной академической капеллы.
  
  На родном предприятии новогодние и другие праздничные концерты становились неординарными событиями. В этом большая заслуга и наших поэтов Галины Пискуновой, Татьяны Островской, Владимира Гуренко, Леонида Гуменюка, Николая Кончица, Надежды Красножён. В постановке ряда концертов принимал участие Юрий Павлович Бовсуновский.
  
  Когда случилась трагедия в Чернобыле, мы 2 июля 1986 года ездили агитбригадой подбодрить ликвидаторов аварии, живших в палатках у села Ораное. А двумя месяцами раньше 2 мая Народная академическая капелла "Элегия" выступала с большой праздничной программой на площадке перед кинотеатром Лейпциг в Киеве под сильным ветром со стороны горящего Чернобыля. 5 мая пели в сводном хоре олимпийский гимн на Крещатике при открытии Велогонки мира, а 9 мая демонстрировали спокойствие в Киеве для иностранных гостей, выступая возле стелы Дружба народов.
  Зимой 1986 года мы дали несколько концертов для жителей в посёлках Горностайполь и Дитятки, граничащих с запретной радиоактивной зоной.
  
  За 20-летний период с нами работали прекрасные музыканты.
  Первый руководитель хора Николай Борщ, окончив консерваторию, уехал в г.Нежин учить студентов музучилища, но ещё пару лет ездил электричкой к нам на репетиции, пока не стал начальником городского отдела культуры. Сейчас он преподаёт в Черниговском музыкальном училище.
  В разное время у нас работали Елена Барановская - преподаёт в Детской музыкальной академии; Юлия Бережинская - уехала из страны; Виктор Степурко - известный композитор; Алла Шейко - руководит хором мальчиков; Виктория Лобода - преподаёт в Академии им. Драгоманова, руководит ансамблем "Пролiсок"; Александр Голобородько - дирижёр Харьковской оперы; Андрей Козачёк - зам.гл.дирижёра Государственной капеллы бандуристов.
  
  Когда не стало Великого Союза, кружки художественной самодеятельности уже не работали, мы собрались в последний раз на сцене "Сатурна", чтобы поздравить ветеранов войны с 50-летием Победы. А уже после концерта мы остались на сцене и попели для себя в последний раз...
  
  Мы продолжаем общаться, всегда рады случайным встречам.
  
  Мы умели отдыхать и работать! И этим счастливы!!!
  
  
   27 января 2003 г.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  E-mail: saalex@ukr.net
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"