Кочетков Станислав Владимирович : другие произведения.

Как становятся казаками - К роли казачества в истории России

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Продолжение темы казачества и его роли в истории России

  Вот не идёт из ума казачья тема, не отпускает: вроде бы уже и всё сказал, что хотел, но то тут, то там вдруг аукнется, напомнит про себя. Как будто что-то не сказал, что-то не так акцентировал, что-то важное, сущностное в деталях спряталось. Уже устал от мыслью к ней возвращаться - так она "на бумагу" просится.
  
  Ну а если просится - значит, пойдём навстречу. Причём именно навстречу по отношению к первому тексту, посмотрим не сверху вниз, а снизу вверх, разберёмся, как именно так случается, что формируется казачество, что культура, Русский Мир сам, без всякого внимания на власть предержащих или даже вопреки им, генерирует собственное казачье расширение, "прирастает соседями".
  
  Просто где-то и когда-то, "в заповедных и дремучих страшных", может, и не муромских лесах, а (приазовских степях, придонских плавнях, приуральских лесах - нужное вписать, ненужное вычеркнуть), там, где проходят торговые и транспортные пути и коридоры, по которым туда-сюда носятся караваны торговцев и армии захватчиков, и где уже давно живут русские вместе с нерусскими, местными и пришлыми, вдруг начинает не тлеть, но разгораться "горячая точка". То есть "это уже почти война, но ещё не до конца совсем".
  
  Можно, конечно, плакаться, мол, "до Бога высоко, до царя далеко", да хоть бы и "в голове вава, во рту кака", всё равно "деньги Бабай унёс"! И вот против таких "Бабаев", "не дожидаясь милостей от природы" (а тем паче и от далёкой власти, естественно) поднимается-собирается новое русское поколение.
  
  Почему новое? Ведь отцы-деды, которые пришли на эту землю, вполне могли бы "подняться и уйти", это в их природе, в их возможностях. А для нового поколения уже эта земля - родная, другой такой родной - нет. Далее. Если пришлые отцы-деды видели другие этнические группы, другие отношения между людьми, другие этические нормы, то для нового поколения норма уже только это, потому нет классической боязни чужого, потому сосед другой культуры, другой веры, другой нации, когда живёт иначе, чем я, не "чудит, и может быть, опасно", а "живёт нормально" - естественно, до тех пор, пока не мешает нам, соседям своим, тоже нормально жить, но уже по нашим нормам.
  
  Почему русское? Да, наверное, именно потому, что русские - это народ, а не нация, это суперэтнос, способный вместить и вмещающий иные этносы и этнические группы, а потому внутри русского этноса не важен ни размер носа, ни разрез и цвет глаз, то есть это тот навес, под которым хоть и ветрено, прохладно и шумно жить, но так удобно спрятаться во время грозы и бури. Особенно, когда всю жизнь живёшь рядом и совсем русских не боишься.
  
  И вот только это новое поколение со "сдвинутым понятием нормы" (если судить по меркам монокультуры в местах поближе к власти) может стать казачеством. А может и не стать. И зависеть это будет только от того, что такого увлекательного, надёжного, прибыльного и защищённого оно сможет предложить соседям, предложить не только "местным ровесникам других культур, наций и вер", но и их родителям, "пришельцам" старших поколений.
  
  Что же предлагает новорождённое казачество своим соседям, когда они становятся казаками? Какими же такими уникальными чертами обладают эти молодые люди, чтобы увлечь, завлечь, вместить внутрь себя таких разных, опытных и умудрённых старцев родительских поколений?
  
  Прежде всего, конечно, коллективизм: взаимовыручка, взаимопомощь, "сам погибай, а товарища выручай" - это то, что происходит в любых нормальных (не либероидальных, а нормальных!) культурах в трудную минуту всегда. Чем же тогда коллективизм русской казачьей культуры оказывается предпочтительнее, скажем, чеченского или дагестанского коллективизма на Кавказе?
  
  Да именно тем, что в русский коллектив войдут и дагестанцы, и осетины, и чечены, и абхазцы, и мингрелы, и вообще, просто за счёт суперэтнической природы Русского Мира в нём будет больше "помощников", если тебе трудно. А вот если у тебя всё хорошо - то много больше нуждающихся в твоей помощи, "нахлебников на богатый кулацкий стол".
  
  Заметили первую характерную "минусовую" черту: казачий коллективизм "вычеркивает кулака и багатея". В Русском Мире нельзя быть "богаче всех", только "богаче вместе со всеми". Даже по отношению к другим, к "нищей наброди" не-казачьих соседей, "богатеют сразу Кругом".
  
  Нельзя забывать, что коллективный труд - он ведь разный! На каторге и на галерах труд ведь тоже не индивидуальный - как коллективный труд (хоть военный, хоть гражданский) сделать не вынужденно необходимым, а, наоборот, привлекательным?
  
  Казачество нашло свой способ - высокая эффективность коллективного труда. Если в отношении военных действий всё более-менее просто и наглядно, особенно в случае обороны (и представление о партизанских действиях тут нам в помощь), ведь при лучшем знании местных условий, чем у захватчиков, гораздо проще, результативнее и правильнее можно найти дело, эффективное применение любым разнообразным людским ресурсам.
  
  С экономикой - сложнее. Сложнее не только потому, что экономика зависит от географии, что естественно, но и потому, что нарождающееся казачество - очень недавнее, что в этой географии иные, другие, "местные" народы проживали давно и все свои экономические модели из местной географии вывели и применили. То есть, для того, чтобы местная экономическая модель стала эффективной, необходимо какое-то избыточное знание, дополнительное умение или уникальный навык, изначально местному населению неприсущие.
  
  И первую подсказку о сути такого навыка даёт опять война, вернее, военная история. Какое впечатление казаки произвели на парижан в 1814-м году? Что самое яркое о казаках запомнили и "помнят до сих пор"? Конечно же, "бистро", то есть казаки хотели всего "быстро, очень быстро". Вот эту "неожиданную быстроту" про казачье войско помнят все, встречавшие казачьи части в бою, от памяти Византийцев про Русов и вплоть до фашистов в Великой Отечественной. Они всегда появлялись из ниоткуда и пропадали в никуда, их ждали в одном месте, а они оказывались совсем в другом. А ведь в экономике если быстрее, то значит, прежде всего, проще, доступнее, рациональнее! И вот такой навык рационализации - он есть!
  
  Нашел случайно, нашел только намёками, но он есть. Коса ручная обычная, стандартная для второй половины 19 века и всего 20-го, как называлась? Литовка - то есть "указание на литовское (литвинское, белорусское) происхождение заложено в самом названии". А впервые массовое распространение и постоянное применение во второй половине 18 века она получила - тра-па-ба-баммм!!!! - на Дону, в области Войска Донского! А до этого косили серпами или совсем другими косами!
  
  Далее. Как называется по-русски шахта без крепи, которая не сильно глубокая (до 50 метров) и узкая (до полутора метров в диаметре), которая по добыче угля или руды, но примитивным ручным способом, где от одного вертикального штрека отходит несколько боковых забоев? И в Донбассе, и на Урале, и во всех местах добычи угля и руды, там, где хоть когда-то были казаки и казачьи Войска, одним и тем же словом, причём не термином, даже не словом "по подобию действия" (наша нынешняя донецкая "копанка" от "копать" имеет более позднее и украинское происхождение, не говоря про карьерный, а не вертикальный, характер добычи).
  
  Она называется "дудка"! Похожестью ли на музыкальный инструмент, боцманский свисток на корабле, - не знаю. Но! Но, кроме флота, сигналы в бою подавали не горном и не барабаном, а дудкой, сопилкой или волынкой - в Древнегреческой Спарте, древнерусских войсках (например, по свидетельству тех же византийских греков, в войсках Святослава Игоревича в болгарском походе), у древних шотландцев и... и во всех казачьих Войсках!
  
  Отвлечёмся от основной нитки нашего повествования, задумаемся на минуточку, что же получается: где-то, когда-то и кто-то изобрёл что-то умное, полезное. Допустим, в Белоруссии изобрели более эффективную косу. Ну или просто кто-то заметил, что если у глубокой ямы вертикальные края, а боковые отводы строго под 90 градусов, параллельно земле, то она много хуже осыпается, находиться в ней много безопаснее. В военном походе, в боевых условиях нужно увидеть эту косу или эту яму, запомнить, причем так хорошо запомнить, чтобы потом суметь воспроизвести, а много позже, в мирных условиях, вспомнить, сделать и правильно применить!
  
  Не так ли строились все рационализации в казачьем войске? И военные, и экономические? Быстрее, проще, надежней, доступнее, рациональнее - вот главные "полезности" вещи, вот главные цели казачьей рационализации. То есть перед массовым прагматизмом и удобством отступают в сторону исторические традиции, индивидуальная неповторимость и сложные технические изыски последних достижений: всё, что не просто, не надёжно, не удобно и не быстро - просто не интересует!
  
  Вот и вторая "минусовая" черта: пиетет перед простым, доступным, рациональным отрицает, отбрасывает как ненужное всё уникальное, сложное, несовершенное. И это несомненный тормоз научно-технического прогресса, ведь никогда ни одна вещь не создавалась сразу в таком совершенном и целостном виде, как вершины технического развития цивилизации, ведь для того, чтобы появилась благородная простота и гениальность АК-47 перед ним должен был быть долгий путь и с автоматом Томпсона, и с пулемётами Льюиса и Максима, и даже долгий-долгий путь от пращи и соразмерников Царь-Пушки до винтовки Мосина... А если из этой цепи исключать всё то, что не просто, не доступно и не рационально? Дотянется ли, доползёт прогресс до АК?
  
  Встречный вопрос: а что, мононациональный коллектив не может оказаться в обороне настолько же эффективным, как и казачье войско, или даже более эффективным? Или многонациональный, но не становящийся казачьим? Правильный ответ - конечно, может, и партизанское движение в Белоруссии во время Великой Отечественной - тому пример. Но отличие как раз в том, что это была Война, а не "тлеющая разгорающаяся горячая точка", тут был быстро пришедший враг, но не было поколения, выросшего "с понятием нормы как тления"; в результате Войны устанавливается Status Quo и все силы направлены на "сделать, как было до"; для казачьего Войска "до" было то же дерьмо, которое привело к войне, а потому нужно не "сделать, как было", а "сделать, чтобы стало невозможно быть как было".
  
  И вот эта направленность на новое, прокладывание путей в светлое будущее - меняет характер, отношение к действительности: вместо несомненного негатива к сегодняшней войне - отношение к ней как к норме или следствию из ущербной вчерашней нормы (другого-то выросшие казачьи новики и не видели!), вместо "пиетета перед светлым прошлым" - достаточно равнодушное, если не молчаливо-страдальческое отношение к дню вчерашнему, полная опрокинутость в будущее, оптимизм и романтизм ожидания, построения этого будущего. Даже если "казак помрёт", то будущее, хоть и поплачет из-за этого, но "всё равно будет хорошим" - как в народных казачьих песнях.
  
  Вот и третья "минусовая" черта новорождающегося казачества: уничижительно-равнодушное отношение или вообще неприятие своей до-казачьей истории, своего до-казачьего культурного наследия как того, что несёт непосредственную вину за нынешнюю войну. Тем самым, совершается традиционное русское "раскачивание лодки" и "повторение ошибок, но через одну граблю". Определённым противовесом этому выступает "направленность в светлое будущее", специфический казачий "исторический оптимизм", бесконечная вера в собственные силы и собственные возможности, наподобие инженерной фантастики романов Жюля Верна, но и его порядком модифицирует следующий элемент, который "на закуску" в этой картинке.
  
  "На закуску" эдаким "сладким перчиком" (как тайские карамельки из розы с перцем карри) - абсолютно-игровой характер отношения казака ко всему. Вот без такой игровой лёгкости, шутливой самоиронии, как объяснить и казачий фольклор, и то, что "атаман выбирается только на службу" (то есть, пока не сделает порученное дело), и в результате атаман между избраниями идёт рядовым в колонне или нанимается работником к богатому уряднику? Отсюда же и отсутствие специализации, и смежные профессии хоть в войне, хоть в мирном труде: если всё это игра, то нужно попытаться, попробовать поиграть и чёрными, и белыми, побыть и магом, и палладином, и гоблином, и драконом, да хоть бы нищим, воришкой и путаной, если это не противоречит собственным моральным устоям и казачьей присяге... Ведь неважно, кем и чем ты играешь, важно, что играешь вместе со своими, в своём кругу - в казачестве!
  
  И вот теперь поставим себя на место... Ну хотя бы на место "отца казака", то есть того, кто когда-то, пусть даже в глубоком детстве, вместе с родителями прибыл из каких-то мононациональных культурных мест в это, многонациональное, и начал жить рядом с русскими. Долго жить, может, трудно, может, богато, может бедно, легко и ухарски - не важно. Важно то, что детей родил, вырастил.
  
  И вот теперь дети "ушли к русским" и "играются в казаки".
  
  С одной стороны, "действительно играются", потому как иначе, чем игрой для повзрослевших детишек такое отношение к очень серьёзным вещам: будущему, заветам предков, делу своему, дому и материальному достатку в целом назвать нельзя.
  
  С другой стороны, сколько ты не рви душу и сердце, ни надувай щёки и не рви глотку в крике - ничего у тебя толком и не выходит-то, ибо война, ибо её призрак витает повсюду и заглядывает во все уголки души твоей из-за твоей же спины, ибо всё то, что было твёрдо и надежно, как камень, вдруг стало призрачно и зыбко, как туман на песке, и верить никому нельзя, и ничего не скопить и не спланировать, и опускаются руки и давит, щемит грудь от набегающей на глаза скупой мужской слезы - а этим переросткам всё нипочём!
  
  Они знают то, что ты знаешь, видят то, что ты видишь, переживают то, что ты переживаешь, но не плачут, а смеются, не бегут спрятаться, а прячутся, чтоб воевать, не дрожат, сидя в схроне, но все вместе, быстро, скопом собрались - быстро дело сделали, доход поделили - и опять мутят, мудрят что-то на диво простое и эффективное! И, самое главное, никогда не падают духом, всё время хотят жить!
  
  Как поступишь ты, зрелый, умудрённый и ответственный хозяин, отец семейства, профессионал и специалист в своей области - убежишь, отвернёшься от молодёжи глупой, неразумной? Но ведь некуда бежать, не к кому отвернуться?! Да и от кого - от сыновей своих отвернёшься?!
  
  Или будешь ходить следом, смотреть, качать головой, пытаться вразумить, подсказать, поправить, уберечь от ошибки, переспорить, сделать лучше - а подспудно сам перенимать принципы, нормы, взгляды? Кто кого научит уму-разуму, если у тебя не выходит, а у них - детей твоих - получается много лучше?
  
  А потом, когда пойдут враги и запылают жилища, будь ты хоть 375-е воплощение боттхисатвы из рода боттхисатв, если наглый и мерзкий враг будет угрожать жизни твоей жены и твоих дочерей, а сын твой встанет на его пути с оружием - вспомнишь ли ты про карму и непротивление злу насилием или встанешь рядом с ним? Подставишь другую щёку или будешь резать, рвать голыми руками, зубами грязную глотку мерзкого насильника, врага и выродка?
  
  И когда сядешь в болоте, в камышах, в снегу в засаде, когда просидишь неподвижно по горло в грязи, холодной воде или ледяном крошеве полный световой день, но дождёшься-таки врагов, будь ты хоть Шейх уль Ислам в зелёной чалме, свисающей до пояса - не выпьешь ли ты мерзкий вонючий самогон со свиным салом, чтоб согреться, чтобы руки сильнее, прочнее, вернее, точнее разили врага? Чтоб ни одна тварь не ушла без расплаты, чтоб ни одна слезинка невинных не осталась неотмщённой?
  
  И когда, после победы, похоронив своих павших, всё войско твоё, казачье, вернётся домой, в казачий стан, и все русские пойдут в храм, вознести хвалу своему Богу, Богу Православному, даже если ты веруешь в Будду, Магомета или Яхве - неужели ты покинешь их, детей своих друзей, своих детей, побратимов оружию, по борьбе,по общей беде и общей победе, не пойдёшь вместе с ними? Даже если потом будешь отдельно молиться и замаливать грех свой перед своим Богом - хватит ли у тебя совести покинуть свой, Казачий Круг, перед лицом Высших Сил?
  
  И через 2-3-5 лет, даже если ты носишь длинный стеганый ватный халат, сандалии и пять тысяч мелких косичек вокруг иссиня-чёрного выбритого темечка, а не сапоги, шаровары с лампасами и не папаху и черкеску с газырями, даже если ты плохо говоришь по-русски и путаешься, забываешь, какой рукой креститься и в какую сторону, если все твои восемнадцать жён ссорятся до сорванных голосов, выдранных волос и расцарапанных щёк, ссорятся и ревнуют, споря, кого из них ты поведешь в русский Храм венчаться, и поведешь ли вообще - вот если тебе вдруг плюнут в душу оскорблением, что ты не настоящий русский Казак твоего родного Войска - спустишь ли ты, отпустишь ли мерзавца живым, не покаранным, не извинившимся, не взявшим свои слова обратно? Даже если русский Бог учил прощать оскорбивших тебя?
  
  ......
  
  
  Так вот внутри Русского Мира формируется Казачий Круг - ворота в Русь. И существование Казачьего Круга позволяет Руси гораздо спокойнее, гораздо менее болезненно переносить пограничные проблемы с соседями - казачество просто купирует нарыв, опухоль, весь организм целиком о нём может просто не знать, не видеть, не ощущать болезни...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"