- Потому что штаны носят и вино пьют неразбавленное.
- И верхом ездят! - засмеялся Гермес.
- Ну, верхом мы тоже ездим.
- А научили нас этому - скифы! И плуг у нас от них, и ярмо...
- Вот именно, - заметила Евфросина.
- ...и секира, и чаша. Двузубый корабельный якорь, трут для разведения огня - всё они. И Артемида бегает в скифских сапожках со шнуровкой, потому что носиться по голым скалам в сандалиях - глупое занятие. А хлебушек, позволь спросить, мы чей кушаем, а? Оливками, милая моя, сыт не будешь.
- Это ты-то хлебушек ешь? - воскликнула Евфросина. - Побойся Зевса, сердечный!.. А скифы - всё равно варвары. И городов у них нет - сплошные пашни.
- Города у них есть - один Гелон чего стоит! Сто пятьдесят стадий городских стен! А площадь - пять Афин поместится! Просто они в свою страну чужаков не пускают, потому как никому не доверяют.
- Вот я и говорю - варвары, - вздохнула Евфросина.
Ну что ты с ней будешь делать! Вздорные бабы - эти хариты... Харить их некому....
Самому - что ли - подсуетиться?..
На следующий день он принёс им подарки: Аглае - изящную бронзовую вазу, Евфросине - золотой флакон для духов, Талии - тонкий конопляный пеплос. Девушки пришли в восторг. Долго разглядывали вещицы, примеривали пеплос, вроде даже менялись подарками, загадочно посматривая на Гермеса, а, когда, наконец, к ним вернулась способность внимать сказанному, глашатай промолвил:
- А какие у них сливки и сливочное масло! - воскликнул Гермес.
- А что это такое? - спросила Талия, несколько раз обернувшись вокруг собственной оси, - пеплос надулся парусом.
- А какая вкусная рыба водится в Меотийском болоте! - бескостная, жирная... А икра у неё - у-у-у! - пальчики оближешь! А бани? Какие у них бани!
- Баня? А с чем её едят?
- Не едят, а купаются! - И он с воодушевлением стал рассказывать им о банях, о парилке, о том, как скифы хлещут друг друга вениками и вопят от удовольствия.
О банном деле в то время эллины понятия не имели - они узнали о них значительно позже, от римлян. У них же и переняли. А до тех пор мылись редко из-за дефицита пресной воды - лишь четыре реки не пересыхают в Греции летом, и потому местные жители мазались оливковым маслом и яростно скребли кожу, собирая грязь тёмными катышками...
- А жилища они устанавливают на высоких колёсных повозках [1], запрягают две или три пары быков...
- А зачем?
- Так скиты же - скитальцы. Раскатывают по родным угодьям - мир познают...
- А женщины у них красивые? - спросила Евфросина.
- Слов нет - такие красавицы, - плотоядно улыбнулся Гермес и долго потом рассказывал о сарафанах и кокошниках, в которых щеголяют скифские женщины, о затейливых причёсках и изящных украшениях...
Скифы не были единым народом. Это была общность, взращённая средой обитания. Так сегодняшние граждане великой страны образуют единое народонаселение, называемое "россияне".
От них, скифов, тянется невидимая цепочка - к нам. Братом Скифа называет Славена "Велесова Книга". Основным прародителем славян - по "скифской линии" - она же называет Ария.
У скифов-урусов всегда было лучшее в мире оружие. Способы обработки железа скифы освоили в совершенстве. Эсхил называл "страной железных руд" Скифию и Кавказ.
От Урала до Боспора, от Балтики до Вавилона совершали они свои головокружительные походы.
Красноречие скифов вошло в поговорку - греческую, разумеется.
Предполагают, что учению о реинкарнации научил Пифагора скиф Абарис.
У скифов было развитое понятие о чести. Ничего они не ставили выше дружбы.
Дабы проверить это утверждение персидский царь Дарий Первый привёл в Скифию 700-тысячное войско [2].
Скифы, отступая, поджигали степь.
Дарий упорно следовал за ними, но, когда кончились съестные припасы, вынужден был повернуть обратно. Вот тут-то они и налетели на него, как саранча на житное поле. Дарий бежал к Дунаю, бросая по пути обозы и воинские подразделения.
Скифы вышли к реке раньше его. И предложили они вассальным Дарию эллинам разрушить переправу. "А дальше дело за нами, - сказали скифы. - Обещаем: Дарий найдёт гибель в наших степях". Эллины подумали, посовещались - и отказались.
Если греки - свободные люди, решили скифы, то нет людей трусливее их, а, если они рабы, то нет рабов преданнее своему хозяину...
Не знаю, читал ли Геродота великий одноглазый полководец, и если не читал, то тактика эта кочевала в его генах до поры до времени, пока не пришли в Скифию новые завоеватели со стойким запахом французского одеколона...
Некоторое время спустя, скифы решили посетить Персию - с ответным визитом. А для того, чтобы он был удачным, пригласили спартанцев поучаствовать в этой назидательной акции. И даже в Спарту прибыли, дабы обговорить с царём Клеоменом детали предстоящей компании. Выпили за успех совместных действий - дело, однако, далее не пошло: царь Клеомен оказался слабаком и, хоть и пил разбавленное до неприличия вино, уже в ходе переговоров свалился в белой горячке, а затем и вовсе тронулся рассудком.
"Не-е-е, такие союзники нам не нужны, - решили скифские послы. - Они даже пить не умеют, какой от них прок?"
С тех пор и гуляет по нашим просторам такая пословица: что скифу забава, то греку смерть.
...Победа скифов над персами, безусловно, воодушевила греков [3], которые, тем не менее, ни за что бы не признались в этом.
И ещё: Фермопилы - это, конечно же, здорово и, тем не менее, Ксеркс взял и разграбил Афины.
А через девять месяцев ещё раз.
Больше персы никогда не вторгались в материковую Грецию, ибо там было нечего взять...
Через двести лет Александр Македонский тоже попытался было проверить скифов на прочность. Армия его полководца Зопириона пошла проверенным маршрутом - и больше о ней ничего не слышали.
Да, легко войти в Скифию, выйти из неё невозможно...
Население мира делилось на эллинов и варваров.
То, что эллины и есть варвары, понаехавшие в Элладу из Азии, в расчет не принималось, хотя: "до соединения с эллинами племя пеласгов, пока оно было варварским, так никогда и не стало значительной народностью". По мнению Геродота "Эллины отличались большим по сравнению с варварами благоразумием и свободой от глупых суеверий"...
Кто же такие - варвары?
Вот, например, фракийцы.
Фракийки целомудрия не хранят, легко вступают в беспорядочные связи, а, выйдя замуж, становятся верными супругами...
Татуировка на теле у фракийцев считается признаком благородства...
Человек, проводящий время в праздности, пользуется большим почётом. К земледельцам они испытывают величайшее презрение...
Больше всех богов почитают Гермеса и клянутся только им...
Ну, какие же фракийцы варвары, скажете вы. Они так похожи на нас - сегодняшних.
Геродот считал иначе. Он и не предполагал, что цивилизация через две с половиной тысячи лет развития придёт именно к этому состоянию общества.
Стоило ли огород городить?
А вот образ жизни других народов.
"У каждого насамона обычно много жён и все они общие. Когда насамон женится в первый раз, молодая женщина должна по очереди совокупиться со всеми гостями на свадьбе, и каждый гость даёт ей подарок, принесённый из дома".
Прелестный обычай, не правда ли? И мнится мне, что всё ещё впереди...
"Насамоны хоронят покойников в сидячем положении". Как давно это было - в далёкие доисламские времена.
У гинданов женщины носят на лодыжке кольца. Каждый раз после совокупления с мужчиной женщина надевает такое кольцо. Женщина, у которой их больше, считается лучшей. Кольца пользовались повышенным спросом.
Авсеи совокупляются сообща, подобно скоту. "Если у женщины родится крепкий ребенок, то спустя три месяца мужчины собираются вместе, и тот, на кого он похож, считается его отцом".
У массагетов иные обычаи: "Если кто доживёт до глубокой старости, то все родственники собираются и закалывают старика, а мясо варят вместе с мясом других жертвенных животных и поедают".
Вот такой своеобразный общепит. А мы зачем-то строим дома престарелых... пенсионную реформу планируем...
И совсем уж фантастическая особенность у индийцев. Цвет кожи у них такой же, как у эфиопов. "Так же и семя, которым они оплодотворяют женщин, не белое, как у остальных народов, а чёрное, под цвет кожи".
Эбеновое.
Ближайшими соседями греков были лидийцы или этруски, как их назовут позже. Да, да, те самые этруски, прекрасные мореходы и первопроходцы.
Лидийцы - народ воинственный и предприимчивый, во многом, по уверению Геродота, похожий на эллинов. Они первыми стали чеканить золотые и серебряные монеты и первыми занялись мелочной торговлей.
Покорив все мыслимые и немыслимые племена, включая азиатских греков, лидийцы обрели могущество. Имя царя Креза, одно из немногих древнейших имён, которое до сих на слуху у каждого образованного человека. Но всему приходит конец. Когда лидийцев в свою очередь покорили персы, новоявленные этруски сели на корабли и расселились по всей Средиземноморской луже.
Крез купил всё, что можно было купить и даже Дельфийский оракул. Он подарил каждому дельфийцу два золотых статера. За это ему было предоставлено право первым вопрошать оракул. Его освободили от пошлин и налогов, а каждый лидиец получил право гражданства в Дельфах на вечные времена.
Геродот с упоением рассказывает, как один из семи мудрецов - Солон приехал в Сарды к Крезу и поучал его: "Человек - лишь игралище случая". Между тем, исследователи утверждают, что они никогда не встречались. Такая встреча вообще не могла состояться. Зачем же она понадобилась Геродоту?
А только для того, чтобы принизить Креза в глазах прогрессивной общественности. Дело в том, что в богатые Сарды толпами съезжались эллинские мудрецы. Ну, как стерпеть такое патриотическому сердцу историка?
Крез, кстати сказать, был не так уж и глуп, и на протяжении всей своей Истории Геродот вопреки всякой логике подтверждает это. А куда денешься, если пленивший Креза Кир не расставался с ним ни на минуту?
У царя мидян Астиага была дочь - Мандана. То ещё - имечко! Сложносочинённое - по мидийским законам орфографии. И вот как-то раз Астангу приснилось, "что дочь его испустила столь огромное количество мочи, что затопила столицу и всю Азию".
Когда Астиаг выдал дочь замуж за перса по имени Камбис, он увидел другой сюрреалистический сон: "из чрева дочери выросла виноградная лоза и разрослась затем по всей Азии".
Так было предсказано рождение Кира.
Дельфийский оракул тоже предрекал его рождение, но Крез пророчества не отгадал. Вслед за оракулом Геродот называет Кира мулом, так как происходил он от матери - мидянки и отца - перса.
Прелестное название!
Геродот и не предполагал, что мулы заполонят весь мир людской и даже наши отечественные пенаты...
До воцарения Кира персы, по уверению Геродота, были по натуре своей непокорны и бедны. Вечное сочетание - нищий и потому - гордый.
Обычаи у них такие:
"Наибольшим почётом у персов пользуются ближайшие соседи, затем более отдалённые. Менее же всего в почёте у персов народы, наиболее от них отдалённые".
"У них не было случаев убиения родного отца или матери. Нет для них ничего более позорного, как лгать и делать долги".
Кир в своих многочисленных походах возил кипяченую воду в серебряных сосудах.
Вот такие были эти варвары.
Когда персы победили лидийцев, Крез, спасая свой народ от истребления, сказал Киру:
"Повели лидийцам обучать своих детей игре на кифаре и заниматься мелочной торговлей. И ты увидишь, царь, как скоро они из мужей обратятся в женщин, так что тебе никогда уже не надо будет страшиться восстания".
Кир внял доводам Креза и сделал его главным советником.
А потом началась война персов с греками. Приближение врага греки встречали сменой общественного устройства: вводили элементы демократии, считая, что за свое кровное греки будут драться лучше, но факт остаётся фактом: эллинская тирания казалась персам опаснее представительной власти.
А что, собственно говоря, дала Эллада Персии?
По уверению Геродота, персы более других народов склонны к заимствованию чужеземных обычаев: они носят мидийскую одежду, считая её красивее своей, а на войну надевают египетские доспехи. С удовольствием предаются всевозможным наслаждениям по мере знакомства с ними. И всё же - что они заимствовали у эллинов? Любовное общение с мальчиками, утверждает Геродот.
Славное приобретение, хотя и спорное - кто у кого. Надо бы поинтересоваться у персов.
На южном побережье Внутренней лужи, в Ливии, живут египтяне.
Ни в чём они, вроде бы, не походят на греков.
Судите сами.
Мочатся женщины стоя, а мужчины сидя...
Носят льняные свежевыстиранные одежды...
Половые части обрезают ради чистоты, предпочитая опрятность красоте.
Каждые три дня жрицы сбривают волосы на своём теле, чтобы при богослужении у них не появились вши и другие паразиты. И потому - "нигде не встретишь так мало лысых людей как в Египте".
"Свинью египтяне считают нечистым животным. И если кто-нибудь, проходя мимо, коснётся свиньи, то сразу же идёт к реке и в одежде, которая на нём, погружается в воду"
А вот козёл, по уверению Геродота, животное священное: "В бытность мою в этом округе произошло удивительное событие: козёл открыто сошёлся с женщиной. И об этом стало известно всем".
Конечно, если - открыто. Представляю, сколько зевак сбежалось посмотреть на это зрелище.
"Козла они чтят. Козёл и Пан называется по-египетски одинаково - Мендес".
- Совсем обнаглели эти козлы!
- Да ты что - ослеп? Приглядись повнимательней, это же Мендес!
Изучение образа жизни египтян повергло Геродота в шок: оказывается все имена эллинских богов - египетского происхождения. И не только они - "даже щит и шлем эллины заимствовали из Египта".
И всенародные празднества египтян очень похожи на эллинские. "Одни женщины трещат в трещотки, другие издеваются над зеваками, третьи пляшут, четвертые стоят и задирают подолы своей одежды" - нате вам.
Весело!
Очень похожи народные гуляния. Вот только "вместо фаллосов они придумали носить другой символ - куклы-статуэтки в локоть величиной, приводимые в действие с помощью шнурков. Эти статуэтки носят по селениям, причём член почти такой же величины, как и всё тело куклы".
И ещё:
"Египтяне первыми ввели обычай не общаться с женщинами в храмах и не вступать в святилища, не совершив омовения после сношения". Первыми стали учить о бессмертии человеческой души. "Когда умирает тело, душа переходит в другое существо, как раз рождающееся в этот момент. Пройдя через тела всех земных и морских животных и птиц, она снова вселяется в тело новорождённого ребёнка. Круговращение души в природе продолжается три тысячи лет".
Узнаете учение орфиков?
А какие у них законы!
"Амасис... издал вот какое постановление: каждый египтянин должен был ежегодно объявлять правителю округа свой доход. А кто этого не сделает и не сможет указать никаких законных доходов, тому грозила смертная казнь. Афинянин Солон перенял из Египта этот закон и ввёл его в Афинах. И поныне он там сохранился как самый превосходный на земле порядок".
И - о, ужас!
"Варварами египтяне называют всех, кто не говорит на их языке".
Более того:
"Египтяне избегают заимствовать эллинские традиции. Они вообще не желают перенимать никаких обычаев ни от какого народа".
Как перенести такое аранжированному сердцу эллина? Записать несколько случаев, которые умерят сердечную боль. Ну, например:
"Тела жён знатных людей отдают бальзамировать не сразу после кончины, точно так же как и тела красивых и уважаемых женщин. Их передают бальзамировщикам только через три или четыре дня. Так поступают для того, чтобы бальзамировщики не совокуплялись с ними. Говорят, был случай, что один из них совокупился со свежим трупом женщины и был пойман по доносу товарища".
Или такую историю:
"Хеопс, в конце концов, дошёл до такого нечестия, что, нуждаясь в деньгах, отправил собственную дочь в публичный дом и приказал ей добыть некоторое количество денег, - сколько именно жрецы не говорили. Дочь выполнила отцовское повеление, но задумала и себе самой поставить памятник: каждого своего посетителя она просила подарить ей камушек для сооружения гробницы. Из этих-то камушков и построена средняя из трёх великих пирамид".
Когда будете взирать на среднюю пирамиду в замечательной триаде, вспомните рассказ Геродота и прикиньте, каких трудов стоило дочери фараона это исполинское сооружение.
Севернее ализонов живут скифы-земледельцы. Я уже рассказывал о них. Приведу ещё несколько интересных фактов из книги любознательного историка: оказывается, скифы сеют зерно не для собственного пропитания, а на продажу. И поставляют хлебушек в Элладу. Мало, видите ли, в Греции, пахотной земли, да и сами греки предпочитают праздный образ жизни, занимаясь философией и наукой.
Многочисленные греческие колонии обосновались на Чёрном море - по соседству со скифами - для покупки и экспорта знаменитого скифского хлеба.
Египет и Скифия кормили античный мир...
Крепко держатся скифы своих обычаев, "суровой каре подвергая тех, кто заимствует чужие". Обычаи у скифов, между тем, замечательные.
"Добывают молоко скифы так: берут костяные трубки вроде свирелей, вставляют во влагалище кобылиц, а затем вдувают туда воздух; при этом один дует, а другой выдаивает лошадок", образуя стилизованный музыкальный инструмент вкупе со сладострастным млекоизъявлением, по сравнению с которым шотландская волынка просто - тьфу!
Нет, нравятся мне скифы кисти Геродота. Так и хочется, чтобы они оказались нашими предками.
А раз хочется, значит, будут, ибо творим историю мы - пишущие.
Геродот - великолепный мастер слова, реминисценций, коротких вставных новелл, баек и сказочек. Что только стоит его рассказ об Аристее - Вечном жиде и времени, когда сами евреи ещё не поднимались на шаткие подмостки Истории. Или detective novel о Прекрасной Елене, прочтя которую озадаченно чешешь в затылке и недоумённо спрашиваешь: а кого, собственно говоря, искали в Трое доблестные эллины?
Его История - это сплошные авторские отступления. Канва повествования расплывчата, словно размыта. А ещё он - прародитель "потока сознания". Именно он, а не жалкие подражатели двадцатого века, создал этот литературный метод. Уберите в Истории знаки препинания, и вы, безусловно, согласитесь с моим утверждением.
"О богах все люди знают одинаково мало" - писал Геродот.
Ровно столько, сколько о самих себе, добавлю я. И эта зависимость - что бы ни писали умные, ну очень умные люди - и есть божий промысел.
1. Своеобразный трейлер Древнего Мира.
2. У Наполеона было 600 тысяч.
3. У страха глаза велики: греки утверждали, что войско Ксеркса состояло пять миллионов человек. На самом деле их было в сто раз меньше.