Одной из главных целей НОЯБРЬСКОГО ПОХОДА - было посещение природного комплекса - КАРМАН-КУРЫК.
Так получилось, что заезжали мы на КАРМАН-КУРЫК не со стороны Моркинского шоссе (от Абдаево), а со стороны ЧАВАЙННУРА и АРИНО . В итоге, мы сами не ожидали, что перед нами откроется такая потрясающая панорама и вид на гору МАЛЫЙ КАРМАН-КУРЫК (ОДО-КУРЫК).
ОДО-КУРЫК В ЧИСТОМ ПОЛЕ
Можно даже добавить, что вид на БОЛЬШОЙ КАРМАН-КУРЫК от деревни Абдаево не такой впечатляющий, не такой рельефный и не такой выразительный как на МАЛЫЙ КАРМАН-КУРЫК со стороны Арино.
В связи с этим случился небольшой курьёз, так как мы заранее не знали, что есть МАЛЫЙ и БОЛЬШОЙ КАРМАН-КУРЫК , поэтому, когда обнаружили 2 горы - то сперва не смогли правильно сориентироваться, и отправились в поход на Малую гору.
Тем не менее, мы не мало не пожалели о нашем путешествии, так как с ОДО-КУРЫК во все стороны открывались красивейшие виды и панорамы на окрестные места. Гора словно самой Природой специально была установлена в этом месте, как естественная крепость или как сторожевой холм для наблюдения за неприятелем (что впоследствии и подтвердилось).
(ВИД НА МАЛЫЙ КАРМАН-КУРЫК С БОЛЬШОГО)
Самое интересное про гору мы узнали позднее, оказывается, она овеяна легендами и преданиями, тем более, что тут раньше водились марийские ведьмы - Овды, и судя по историческим справкам - племена одо-мари (предки современных удмуртов).
Но всё по порядку:
как видно из сохранившихся исторических источников, эти места в X веке (и ранее) были заселены вотяками (удмуртами или, как их называли марийцы, одо - марий), которых было немало в нынешнем Моркинском р-не, и также в стороне города Арска (Татарстан). Во время заселения мари левобережья Волги и движения их от древнего Хлынова (Вятки) в восточном направлении вотяки были принуждены освободить для мари и Моркинский район. Памятниками их пребывания здесь осталось село Арино и гора Одо-Курык, а также деревня Абдаево - Одасола (то есть, с марийского, село, где жили Одо). Ранее в Абдаево даже была сельхозартель под названием 'ОВДАНУР'. Местным жителям (д. Абдаево - Одасола) также хорошо известна легенда, где Овда прокляла жителей деревни Посянур, которая потом полностью вымерла и прекратила существование (про это будет в статье Цирульникова в Большом Карман-Курыке).
Вотяки по-другому назывались арскими людьми, отсюда и город Арск и окрестные горы Большой и Малый (Одо) Карман-Курык, которые служили крепостью и временными укрытиями во время столкновения мари с вотяками (ныне гора Карман Курык взята под охрану государства). А позднее сами мари использовали эти горы (и карстовые пещеры в них) для защиты своих земель как от татар, так и от русских войск.
(ВИД НА БОЛЬШОЙ КАРМАН-КУРЫК С МАЛОГО - ВИДНО КАРСТОВОЕ ОЗЕРЦО)
Интересен тот факт, что на территории Арского и Балтасинского районов РТ до сих пор сохранились географические названия с корнем - "АР" (кроме Арска), также связанные с удмуртами (одо-мари), например, Арбаш, Арняш, Арбор, Кшкар, Утар, Арняк и т.д. А также очень много географических названий явно финно-угорского происхождения: Пшенгер, Кинер, Нуринер, Шишенер, Пукшинер, Тюнтер, Кушкет, Мокша, Шеленгур, которые доказывают тот факт, что раньше эта территория была заселена мари и вотяками.
До сих пор старожилы близлежащей деревни Малонмаш могут показать (а могут и не показать) место, где по преданиям находится древнее захоронение удмуртов, вероятно, это было и поселение одо-мари. Место это считается нечистым (или проклятым), и местные мари туда стараются не ходить. Впрочем, в этих местах есть и другие древние поселения, например, на краю деревни Чевернур находится "Ярамари селище" - памятник археологии (7-8 км. от горы) - племена ярамари жили в тех местах почти тысячу лет назад. Местные жители, от греха подальше, также стараются и не поминать Овду, чтобы не навлечь на себя беды и болезни.
Высота горы достигает 200 метров над уровнем моря. Здесь располагается южная часть Вятского Увала, который пересекает весь Марийский край.
Марийско-Вятский Увал начинается в Кировской области, проходит в меридиональном направлении по РМЭ и заканчивается в Татарской республике. Наибольшее развитие он получил в Моркинском р-не (гора Чукша) - его длина здесь около 130 км, ширина до 40 км, наибольшая высота 284 м над ур. моря. Речные долины, прорезающие вал, глубоко врезаны и в некоторых местах напоминают горные ущелья.
В южном направлении Увал понижается и распадается на отдельные широкие возвышенности - Керебелякскую, Кленовогорскую и др.
Породы казанского яруса - известняки, доломиты, мергели, песчаники, серые глины и гипс - отличаются большей пористостью и стойкостью к процессам размыва, чем пласты татарского яруса. Поэтому казанский ярус создает более расчлененный рельеф, с крутыми склонами и карстовыми образованиями (провальные формы рельефа), что особенно типично для поднятий Марийско-Вятского вала: Каменной горы, Катай-горы, Б. и М. Карман-Курык, Кленовой горы и др.
Татарский ярус состоит из пестроцветных мергелей (природной смеси глины, извести, песчаников): бурых, вишнево-красных, зеленовато-серых глин, песков и конгломератов. В нижней части яруса также встречаются прослои известняков, доломитов и гипса. В измененном виде породы татарского яруса принимают участие в почвообразовании как материнские и подстилающие породы. Однако главным субстратом почв послужили отложения четвертичного периода. Четвертичные отложения чаще всего - продукты деятельности ледниковых вод. Они представлены мелко- и среднезернистыми песками, иногда переслаиваются глинистыми песками. Хребтовая часть Марийско-Вятского вала (выше 200 м) не покрывалась ледниковыми водами. Поэтому здесь получили развитие отложения коренных пород - элювиальные (оставшиеся на месте продукты выветривания) и делювиальные (наносы талых и ливневых вод) - покровные структурные глины и суглинки.
(ВИД НА КОРКАТОВО И ЮЛЕСОЛУ)
Дополнительно следует сказать, что камень для строительства фундамента и основания Арийской церкви возили именно от горы Одо-Курык (которая расположена в 3 км. от Арино).
Таким образом, мари, которые заняли земли нынешнего района в период между XI и XIII веками, вытеснив отсюда вотяков, являются в настоящее время самыми древними и коренными жителями района.
(МАРИЙСКИЕ ПРОСТОРЫ)
Теперь про легенды Одо-Курык, как известно, в мифологии мари - одо-мари были связаны с народом овды", именно Овду сопоставляли с удмуртами.
Под названием "Чуваша арская" - в русских летописях (по названию Арского княжества удмуртов, разгромленного татарами) фигурируют удмурты, что на Ветке или Ветьке (т.е. удмуртский этноним Вятка).
Также известно, что южные и Арские удмурты с древности хорошо владели татарским языком. Отсюда можно предположить, что одо-мари - потомки некогда более многочисленного древне-удмуртского населения, участвовавшего в формировании Волжской Булгарии и булгаро-чувашского этноса.
Одо-мари считаются особенными, "другим народом" - "людьми, потомками овды", что выводится также из корня "оды". Кроме слов "овда" (и "Одо") корень "одэ" обозначает "удмурт" и входит, например, в состав тоншаевского топонима Оденер - "удмуртская речка" или "речка овд".
М.Г.Атаманов, этнолог и лингвист, исследователь родовой мифологии и миграций удмуртов считает этнотопонимы на "одо" яркими и ценными свидетельствами заселения всей территории к востоку от Ветлуги древнеудмуртскими племенами до начала II тыс. н.э. В местах, маркированных подобными топонимами, т.е. и на территории современного Моркинского района (и других районов), происходили первые контакты и военные столкновения древних мари и удмуртов.
Например, археологические памятники по реке Пижма, (у которой находится, кстати, селение ОДОшнур), относят к культуре удмуртов племенного объединения Калмез. Сюда, к западным рубежам расселения удмуртов (места племенного объединения Ватка), теснимые волнами переселений гуннов и пр. тюркских, угорских и самодийских племён Западной Сибири, удмурты-калмезы приходят к III в. н.э., а затем, спустя столетия и войны с марийцами, вытесняются ими за Вятку. С тех далёких времён, быть может, и ведут свои начала представления о жителях Одошнура как о странном, чуждом "народе овд".
Овды в фольклоре мари - древний лесной народ, зооантропоморфные существа, по основным сюжетам поверий, быличек и сказок, имеющие много общего с тюркскими албастами и алмысами, славянскими лобастами, русалками, русалиями и т.д.
Овды имеют свою культуру (земляные дома, одежду, быт, обычаи), понятный марийцам язык, магические способности, связаны с хтоническим - в природе (обрывы рек, земля и подземные пространства, лесная чаща) и в своём облике (длинноволосы, волосаты, грудасты, могут быть когтисты, "неправильность" - вывернутые ступни, прозрачная грудь и пр.), взаимодействуют с людьми (брачные связи с людьми, пристрастие кататься на хозяйских лошадях и пр.), но считаются стоящими на более низком уровне культуры - "ир енг", дикими людьми.
(ТУТ ЛЁЖКА ЛИСИЦЫ, КОТОРАЯ ДВАЖДЫ НА ВСТРЕЧАЛАСЬ НА ГОРЕ)
"Народ Овда" - полумифический аборигенный народ, обитавший в эпоху раннего средневековья на территории между Волгой и Вяткой, занятой позднее марийцами (совпадение ареалов обитания народа одо "удмурт" и бытования преданий об Овде позволили Акцорину (1967) сделать вывод об их идентичности). Непривычный для мари образ жизни народа Овда способствовал его мифологизации, в результате чего он приобрел многие черты, характерные для нечистой силы. Так, Овда обитают в местах, традиционно связанных с нечистой силой (Овда самих часто называют нечистый, кереметь): в пещерах на возвышенности, под горой, в овраге, в старом дереве (ср. кереметь), под мельницей (ср. вяд ия), в лесу (ср. таргылтыш).
(КАРСТОВЫЕ ПРОВАЛЫ ОДО-КУРЫК)
Вернемся к Карман-Курык. Гора Малый Карман-Курык - была естественной крепостью, крутые обрывистые склоны, каменистые выступы, хороший обзор на все стороны. С трех сторон гору окружают овраги и карстовые провалы. А с востока от горы находится маленькое провальное озерцо. Считается, что именно тут и находилась вотякская крепость, что по-марийски и есть - КАРМАН. А потом этим укреплением пользовались и сами мари. На фото видно, что эта гора - идеальна для постройки укреплений, тем более, что и строительный материал под рукой.
(ЮЖНЫЕ СКЛОНЫ ГОРЫ)
Гора Большой Карман-Курык - более пологая и протяженная, там невозможно было построить достаточно надежное укрепление, чтобы к нему нельзя было подкрасться незаметно. Зато на Большом Карман-Курыке есть карстовые пещерки, где вотяки и мари прятались в случае нападения врагов, которых за последнее тысячелетие тут было немало. Следует указать, что совсем недалеко проходила известная Алатская дорога, по которой перемещались пешие и конные отряды завоевателей, а то и просто разбойники, которые могли запросто напасть на местные селения.
Есть предания, что предки одо-мари были Овды - великаны (их называли кугу калык "большой народ", или кужу е (енг) "высокий человек", кужу чапан "большестопый"). Таких великанов мари называют ещё онарами (Онар - великан, с марийского). Были они огромного роста и необычайной силы. Такой великан мог за раз съесть воз хлебов, гору блинов и пирогов, и ещё закусить жаренным оленем. На свою ладонь великан мог поставить человека вместе с лошадью, рукой легко вырывал трехсотлетний дуб. Реки он легко перешагивал, а озера между ног пропускал, на речушки и ручьи совсем не глядел. Ещё в незапамятные времена один из таких великанов шёл среди дремучих лесов на восток. И вот, решил Овда разуться и передохнуть в этих краях. Там, где Овда-великан вытряхнул левый лапоть, где было мало земли - появился Малый Карман-Курык, а там, где Овда-великан вытряхнул правый лапоть, где было больше земли и разный мусор - появился Большой Карман-Курык с валунами и камнями. Отдыхая, великан ударил могучим кулаком о землю - появилось озеро, где забили подземные ключи, откуда он напился воды, а из озерца потом потекла речка Малонмаш.
(ДЕРЕВНЯ МАЛАМАШ И АРИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВДАЛИ)
На берегу речушки позднее возникла деревенька МАЛАМАШ (МУНАЛМАШ), а над ней высится гора Малый Карман Курык. Речушка Малонмаш протекает по территории ГПНП "Марий Чодры", где впадает в речку Уба (правый приток Илети).
(ДЕРЕВНЯ МАЛАНМАШ)
Сама деревня Маламаш расположена в 4 км от центра сельсовета, д. Коркатово.
В 1858 г. в околотке Маламаш проживали около двухсот человек в 44 дворах. Согласно преданию, населенный пункт образован выходцами из д. Кукшнур. Люди, спасаясь от болезни, расселились по окрестным местам. Название деревни в переводе с марийского языка означает "искал и нашел".
До Октябрьской революции занимались кустарным промыслом, смолокурением, возили в г. Казань древесный уголь, но основным занятием были земледелие и животноводство.
(ВИД С ГОРЫ НА ОЛЫКЪЯЛ)
С юга от горы лежит деревня ОЛЫКЪЯЛ (ОЛОКЪЯЛ).
Вокруг деревни имелись обширные луга, что в переводе на марийский язык означает "олык", отсюда и название.
Деревня возникла в начале XVIII века. Ее основателем является Абахтин Сергей, а затем на это место пришли жители близлежащей д. Шали Касай и Самутка. В 1748 году в населенном пункте насчитывалось 29 душ мужского пола. В 1834 году в деревне имелось 24 хозяйства, проживали около двухсот человек. Около селения находился овраг, удобных водоемов не было. Крестьяне занимались земледелием, скотоводством, охотой, корчевали деревья, увеличивая посевные площади. В летнее время жители заготавливали сено на зиму для домашних животных, посещали молельную рощу. Жилища, в которых жили крестьяне, представляли собой маленькие домики, крытые соломой, имелись бани, отапливаемые "по-черному".
В 1917 году в деревне работала мелочная лавка С. Васильева. В 1924 году в д. Олыкъял Аринского сельсовета проживали 375 человек. В 1929 году крестьяне организовали колхоз "Поэтнур", первым председателем которого избрали поэта Н.С. Мухина. Хозяйство имело свою ферму, конюшню, склады, зерноток. Основную работу выполняли на лошадях. Дом председателя колхоза стал пунктом ликвидации безграмотности в деревне. Наибольшего расцвета деревня достигла в 30-40 годы XX века, в то время в ней проживали более 300 человек.
В 1990 г. открыт дом-музей народного поэта Н.С. Мухина.