Команда Кочующие : другие произведения.

Озеро Шуть-Ер

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

   ОЗЕРО ШУТЬ-ЕР (МАРИЙ ЭЛ - КЕРЕБЕЛЯКСКИЕ ОЗЕРА)
  ________________________________________________________________________
  
  
   []
  
  
  Озеро Шуть-Ер является самым большим в Керебелякской озерной группе, находится в 2 км южнее ОЗЕРА КУЖ-ЕР.
  Его протяженность 1550 м при ширине в 250-300 м.
  Озеро имеет также асимметричные берега, причем высокий западный склон до 40 м. высотой, а на левом низменном склоне, с эоловым песчаным рельефом, имеются суффозионные воронки.
  
   []
  
  Котловина озера состоит из трех впадин, причем самая глубокая, средняя, имеет глубину 17 м, северная - 16 м и южная - 8 м. Наибольшие глубины впадин смещены к высокому западному склону.
  Прозрачность воды 6 м, причем подводные источники зафиксированы по температуре 6?C на глубине 16 м.
  На небольших глубинах в Шуть-Ере вода кажется темного цвета из-за просматривающихся донных осадков.
  
  Озеро Шуть-Ер: общая площадь 16,1 га.
  
   []
  
  Шуть-Ер, в отличие от ОЗЕРА КУЖ-ЕР имеет пониженное содержание аммиачных соединений в глубинной части озера, что также свидетельствует о меньших процессах гниения, чем в других озерах керебелякской группы.
  Шуть-ер имеет пониженную жесткость воды по сравнению с озерами Куж-ер и ЕРГЕШ-ЕР.
  Глубина Шуть-ера постепенно уменьшается в результате образования на дне осадка из мертвых организмов, эрозии берега, уменьшения подземного питания, количества осадков.
  Озера керебелякской группы находятся на стадии зарастания, из-за чего уменьшается их средняя ширина и длина.
  Самой чистой водой из озер керебелякской группы - является вода в озере Шуть-Ер.
  
   []
  
  
  Название озера произошло предположительно от марийских слов:
  Шуй - уголь;
  Шучь - сажа, копоть.
  Можно предполагать, что раньше в районе этого озера жгли древесный уголь для кузнечных нужд.
  Вероятно также, что такое название произошло от темной воды озера из-за черных донных осадков, поэтому название озера можно перевести как Сажевое или Угольное.
  
  
   []
  
  Окрестности озера Шуть-ер - широколиственный лес: липа, дуб, орешник, черемуха, небольшие скопления ольхи, осины и березы. Около озера густой чапыжник (кустарник).
  
  (РУЧЕЙ ВЫТЕКАЮЩИЙ ИЗ ОЗЕРА)
   []
  
  
  Озеро имеет подземное и родниковое питание.
  Из северной части озера вытекает ручей, который, протекая по местным болотам, впадает в речку Уба. Примечательно, что Уба считается одной из самых чистейших речек Марийского края, также писалось, что в этой речке до сих пор водится речной хариус. Название реки Уба произошло предположительно от марийского слова:
  - ува (уба) - что означает бурый, светло-бурый, вероятно по цвету дна речки из-за дерново-подзолистых лесных почв (как таковой буквы "Б" в марийском языке нет, вместо неё ставится буква "В", однако она читается как что-то среднее между В и Б).
  Или от марийских слов:
  - уа (уво) - ива, тальник, что указывает на деревья, обильно растущие в пойме этой речки.
  (РЕЧКА УБА)
   []
  
  
  Озеро находится в заповедной зоне ГПНП "Марий Чодра", поэтому доступ туда строго ограничен.
  От деревни Керебеляк к озеру ведет хорошая дорога (дорога на Красный Стекловар), эта дорога проходит мимо озера ЕРГЕШ-ЕРи поворачивает в заповедную зону, до озера примерно 7 км.
  Около озера водится много кабанов, их следы и порои в земле видны в лесу, по берегам и на полянах.
  Добраться до озера также можно со стороны РЕКИ ИЛЕТЬ, от лушмарских заливных лугов до деревни Керебеляк идет машинная дорога, которая является границей заповедной зоны. От этой дороги квартальная просека выводит на озеро.
  
   []
  
  
  По своему виду озеро очень живописно, особенно выделяется высокий берег у Керебелякского нагорья (местные называют восточную часть Керебелякского нагорья - Петушиная гора, а западную, что подступает к реке ЮШУТ - Катай-гора - обе эти горы очень фактурно и красиво наблюдаются и фотографируются с обрыва Шунгалдан Кленовой горы).
  В окрестностях озера очень тихо, на берегах две оборудованные стоянки, нигде нет мусора из-за малой посещаемости озер.
  Вокруг озера очень много грибов, особенно груздей и рыжиков, также есть белые грибы и моховики. Грибников в этих лесах почти нет, поэтому грибное богатство заповедника в целости и сохранности.
  
   []
  
  
  Шуть-ер также окружен сказаниями и легендами.
  Одно из таких сказаний поведал мне мой отец, который работал лесорубом в Мушмаринском лесхозе. Он по своей работе побывал в самых разных местах Марийского края, немного охотничал и рыбачил, собирал грибы, поэтому знал огромное количество всяких историй и легенд об этих местах...
  
   []
  Дело было в 50-х годах прошлого века.
  Объявилась в керебелякских лесах волчья стая.
  А леса тогда были в тех краях - настоящая глухомань! Тайга шла до Кировской области. Машин и прочей техники у людей было мало, поэтому в лес ходили пешком. В лесах было много зверья и дичи, а про грибы и говорить нечего.
  Так вот, эта волчья стая не давала покоя местным жителям. То скотину завалят, то курятник разорят - пошла беда по окрестным деревням.
  Наступила весна, всем казалось, что голодное для волков время пройдет и стая сама по себе распадется, однако стая по-прежнему разбойничала. Местные охотники не раз пытались сделать на неё облаву, но волки как будто чуяли опасность, и легко уходили от засады.
  После нескольких неудачных попыток бывалые охотники стали говорить, что во всем виноват вожак стаи - это был седой матёрый волчище, как его прозвали по-марийски: ошпире.
  Он наперёд предвидел любые опасности и ловушки, будто обладал человеческим разумом.
  Более того, среди некоторых охотников поползли и такие слухи, что этот белый волк - настоящий оборотень, так как его не брали ни картечь, ни пуля. А тот, кто видел его хищный взгляд, уже опасался в одиночку пытаться найти волчье логово. Суеверный ужас охватил тех, кто по работе или по делам имел отношение к лесу.
  
  
  А тем временем волчья ватага лютовала в округе. Деревенские жители уже боялись выгонять на пастбище скотину - одних коров, считай, пропало с десяток. А корова в деревне - настоящая кормилица, без неё - голод.
  Особенно ненавидели волки своих дальних собратьев - собак, при любом удобном случае они в клочья изгрызали попавшегося к ним пса, словно мстя собачьему роду за давнее предательство - переход на службу к человеку. Нередко по утрам в деревне находили у собачьей конуры обрывок веревки и клочья кровавой шерсти с костями - ночью тут побывали серые разбойники.
  Совсем не стало житья местным жителям. Тогда решили позвать со всего района охотников и егерей, собрать деревенских мужиков, чтобы сделать на волков крупную облаву.
  Времена же были советские - атеистические, в оборотней да колдунов никто не верил. Всем казалось, что с такой силой уничтожить стаю будет легко. А среди егерей был один охотник по имени Степан, был он родом с Урала, и не раз от тамошних стариков слышал истории про волков-оборотней. Он-то по-настоящему понимал, как сложно будет перехитрить волков.
  
  За 2 два дня до облавы съездил он в Петьялы, где действовала почти единственная в округе церковь, да и ту несколько раз пытались закрыть и разорить. Там нашел он священника, который освятил ему ружьё и патроны, а также благословил его на предстоящее дело.
  В день облавы в лесах собралось много народу, стрелки плотно обложили то место, где находилось логово, а деревенский люд с колотушками и криком стал гнать волков на засаду со всех сторон.
  Случилось Степану оказаться прямо у того места, через которое волки и побежали от загонщиков. Сперва увидел он молодую волчицу - одним выстрелом уложил её, справа и слева также послышались выстрелы и крики.
  И вдруг в чаще мелькнуло что-то белое, и прямо на него выскочил вожак стаи. На мгновенье пересеклись они взглядами - Степан выстрелил подряд из обоих стволов - волк остановился на мгновенье. В это время охотник успел зарядить ружьё освящённой пулей, и когда седой волк уже готовился прыгнуть на него - успел один раз выстрелить прямо в волчью голову...
  
  
   []
  
  
  Трудно описать, что произошло на глазах у изумленного стрелка. Волчище упал на землю и стал реветь страшным человеческим голосом, кровь ручьём потекла из звериной морды, а оскаленная пасть изрыгала такие проклятия и хулы, что и видавший виды охотник, остолбенел и не мог еще раз перезарядить оружие.
  Вдруг волк огромными лапами как будто стал сдирать лохматую шкуру со своей головы, мать честная, под ней показалась человеческое обличие...
  У Степана померкло в глазах от этого видения, грудь словно сдавило тисками, и он без сил опустился на землю...
  Очнулся он только тогда, когда к нему подбежали его товарищи, которые, видимо, услыхали выстрелы и страшный рев с этого места.
  Однако сам охотник долго не мог прийти в себя и рассказать про то, что с ним случилось.
  Облава в тот день действительно была удачной, охотники перебили почти всю стая, только седого вожака никто не мог найти - он, словно сквозь землю провалился.
  Каждому удачному стрелку по случаю трофея была выдана премия, а в деревне их всех славно угостили.
  Только Степана не радовал трофей и деньги - перед глазами у него всё стояло то чудовищное зрелище превращения зверя в человека...
  
  Через несколько дней он постепенно пришёл в себя, но неожиданно от одного деревенского мужика, который участвовал в загоне, услыхал следующую историю. Тот мужик рассказал ему, что когда послышались выстрелы, все деревенские остановились и стали стучать и кричать ещё сильнее. Вдруг неожиданно из чащи леса, со стороны засады, прямо на них вышел старик, он был очень странно по-старинному одет, весь был седой как лунь, а на голове виднелась струйка крови, которая была прикрыта небольшой повязкой.
  Народ было подумал, что это случайный прохожий, которого зацепило шальной пулей, захотели к нему подойти, чтобы помочь, но тот старик так свирепо по-звериному поглядел на них, что у всех отпала охота общаться с ним. Старик словно тень прошел мимо загонщиков и исчез в таёжной гуще...
  Правда всё это или нет - никто не знал, только того белого волка в местных лесах никто больше не видел. Стая волчья была уничтожена, а местный скот уже никто не тревожил.
  
  Сам Степан больше ни дня не проработал егерем, хотя и был на хорошем счету в лесничестве, он подал заявление об увольнении, и переехал жить в город.
  
   []
  
  
  Часть информации взято с сайтов ( ФОТОГРАФИИ ВЗЯТЫ ИЗ ФОТОАППАРАТОВ КОЧУЮЩИХ ):
  
  http://www.library.mari-el.ru/
  http://www.12rus.ru/
  http://arh-mari.ru/index.php
  http://tourism.intat.ru/
  
  
  
  
  ФОТО КОЧУЮЩИХ
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"