Аннотация: Что-то типа справочного материала на тему о еврейских поселениях Иудеи, Самарии и Газы
"Еврейское поселение", "поселенческий форпост", "поселенческая ферма" - эти термины, с откровенным привкусом прерий, наполняют страницы газет всего мира. Правда, рядом фигурируют слова из абсолютно другого лексикона - "демонтаж", "ликвидация", "незаконный". Как показывает опыт, кроме более чем 200 тысяч еврейских поселенцев Иудеи, Самарии и сектора Газы, мало кто хорошо представляет себе, что значат вышеуказанные "ковбойско-юридическо-демонтажные" словосочетания.
Чтобы дать читателю (как израильскому, так и зарубежному) хоть какую-то базу данных для более осмысленного восприятия информации на тему, пожалуй, стоит начать с истории. После победоносной Шестидневной войны 1967 года под контроль Израиля перешла территория, во много раз превосходившая имевшуюся в наличии до войны. Две концепции отношения руководства еврейского государства к этой земле, использовавшиеся параллельно, противоречили друг другу. С одной стороны освобождение Иерусалима, стратегических высот Самарии и Иудеи, а также Синая, требовали заселения, закрепления на земле, как говорили тогда, "посредством продуктивного труда" - то есть создания сельскохозяйственных и прочих поселений. С другой стороны эти территории рассматривались как залог будущего урегулирования отношений с близлежащими арабскими государствами, Иорданией и Египтом в частности.
Районы большого Иерусалима, Голанские высоты и Гуш Эцион (район к югу от столицы) немедленно начали заселять. В первую очередь столица укреплялась "поясами поселений", превратившимися позднее в районы города - Рамат Эшколь, Гило, Рамот и восточный Тальпиот. Чуть позже стали заселяться побережье Синая и Эйлатский залив.
По существовавшему тогда консенсусу, развитие поселений считалось первоочередной задачей - страна расширялась, к новым землям относились как к жизненно важным территориям. Стоит также отметить, что происходившее на этих территориях было результатом борьбы разных идеологий. Шестидневная война, возвратившая Израилю земли, бывшие библейским центром еврейского народа, породили мессианские настроения среди молодого поколения религиозных сионистов (т.н. "вязанных кип"). Они намеревались создать поселения в районах, которые предусматривались правительством как залог для будущих переговоров. В конце концов, под давлением активистов поселенческого движения, правительство уступило и согласилось на создание нового еврейского поселения возле Хеврона. Хотя существовала практика не создавать еврейские поселения в районах, заселенных арабами, и в особенности - в арабских городах. Между тем заселение Хеврона, в котором находится приобретенная Авраамом Пещера Махпела, имело первейшее значение для религиозных сионистов. В течение многих веков евреи селились в городе - одном из четырех "Святых Городов" иудаизма. До 1929 года там находилась крупная еврейская община с многовековой историей, но она была уничтожена во время погрома, устроенного арабами.
В 1972 году было основано поселение Кирьят Арба в окрестностях Хеврона. После смены правительства в 1977 и прихода к власти "Ликуда", обязавшегося заселить все земли, полученные в 1967, поселенческая деятельность активизируется. Появляется множество смешанных и сплошь светских поселений. Идеологические причины перестают быть единственным фактором, привлекающим новых поселенцев. Качество жизни, более низкие цены на недвижимость, близость к центральным, развитым районам страны и даже экологические факторы - чистый воздух и восхитительные виды - стали побудительными причинами для переселения за пределы "зеленой черты".
Тем не менее, к 1977 году, консенсус в обществе по поводу поселений стал исчезать. Со временем их перестают однозначно воспринимать даже как необходимые стратегические объекты.
Большой удар по поселенческому движению и вообще идеологии заселения новых земель был нанесен демонтажем еврейских поселений северо-восточного угла Синая - Хевель-Ямит. 25 апреля 1982 г. Израиль полностью оставил Синай, передав его Египту в результате достигнутых в Кэмп-Дэвиде соглашений. Город Ямит, созданный по правительственной инициативе, был демонтирован силой. Еврейским солдатам пришлось уничтожать еврейский город, насильно выводя своих сограждан... Причем у власти находилось правое правительство Бегина.
Тем не менее, поселенческая деятельность набирала обороты. Интересно отметить, что одним из пиков роста количества еврейских поселенцев в Иудее, Самарии и Газе стала каденция левого правительства, под руководством Ицхака Рабина. С 1992 года по 1996, параллельно с заключением Норвежских соглашений, количество евреев в поселениях выросло с 96 тысяч до 145 тысяч.
В этой связи очень важно указать на факторы, по определенным причинам очень редко упоминаемые и посему практически не знакомые публике.
Во-первых, ни "Соглашение о принципах" с ООП от 13 сентября 1993 года, ни соглашение в Осло от 28 сентября 1995 года, ни в коей мере не ограничивают строительство новых или расширение старых еврейских поселений. Есть десятки цитат самого Рабина на эту тему. В рамках соглашения в Осло упоминалось только о том, что на данный момент у правительства Израиля планов создания новых еврейских населенных пунктов в Иудее, Самарии и Газе нет. Все попытки представителей ООП внести в договоры пункт о запрете на постройку и расширение поселений кончились безрезультатно.
Во-вторых, ни одно еврейское поселение на вышеупомянутых территориях не было создано на территории арабского населенного пункта или на земле, являющейся частной арабской собственностью. Важно отметить, что к 1967 году 70% территории Иудеи и Самарии принадлежали королю Иордании, а остальные - местным арабам. После того как Хашимитское королевство в 1988 году отказалось от каких-либо претензий на территорию, она превратилась в бесхозные земли, находящиеся под контролем израильской военной администрации. Довольно большие участки земли также были куплены евреями у местных арабов.
О каких же "незаконных поселениях" или "форпостах" тогда идет речь? Какие законы нарушают еврейские поселенцы? Международные? Израильские?
Опять вернемся к истории. Согласно международному праву, евреи имеют неоспоримое право селиться на территориях Иудеи, Самарии и Газы. Не существует ни единого официального юридически обязывающего международного документа, запрещающего заселение этих земель евреями. Наоборот, единственный существующий юридически обязывающий официальный международный документ поощряет еврейское поселенчество. 24 апреля 1920 года на международной конференции в Сан-Ремо Великобритания получает мандат на Палестину "для восстановления еврейского национального очага". Параграф шесть мандата "поощряет... непосредственное поселение евреев на земле", включая земли Иудеи, Самарии и Газы. В принципе, в Иордании, расположенной на трех четвертях территории подмандатной Палестины, земли тоже должны были заселяться евреями, но 25-й пункт мандата говорил о том, что к востоку от реки Иордан евреи смогут селиться тоже, но "позже". В 1946 году Лигу Наций сменяет Организация Объединенных Наций, в уставе которой статья 80-я говорит о сохранении в силе действие существовавших мандатов (включая и британский). 80-я статья гласит: "Ничто... не должно толковаться как изменение каким-либо образом каких бы то ни было прав любых государств или любых народов или условий существующих международных соглашений, участниками которых могут быть соответственно Члены ООН".
В ноябре 1947 года настал черед Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН #181, предлагавшей раздел Палестины. Но арабские страны единогласно отвергли ее, начав военные действия против возродившегося еврейского государства, тем самым полностью аннулируя эту резолюцию. К моменту наступления перемирия, последовавшего в конце войны за Независимость, никакой другой международный документ, подлежащий исполнению и как-либо влияющий на права евреев на заселение Палестины не появился. Нет его и до сих пор, то есть, с точки зрения международных законов и соглашений, нет никакой причины, по которой евреям нельзя строить поселения в Иудее, Самарии и Газе.
Зачастую приверженцы левых идей приводят в качестве аргумента по поводу "незаконности" еврейских поселений 49-ю статью четвертой женевской конвенции 1949 года: "The occupying power shall not deport or transfer parts of its own civilian population into the territory it occupies". То есть "оккупантам" нельзя "депортировать и трансферировать" на оккупированную территорию свое собственное население. В противовес этому аргументу выдвигаются два тезиса: во-первых, исторически, статья была внесена в конвенцию с конкретной целью - предотвратить 4 года спустя после Второй мировой войны насильственное перемещение населения, которое происходило до и во время войны в Чехословакии, Венгрии и Польше. Во-вторых, ни одно правительство Израиля не депортировало и не перегоняло насильно еврейское население в Иудею, Самарию и Газу. Да, там создавались условия, как и в "городах развития", но ничего не мешало желающим получить подобные льготы и оставаться в пределах "зеленой черты". Пока Израиль не контролировал Иудею, Самарию и Газу, евреи, несмотря на свое право, не могли там селиться, даже владея участками земли. Эта территория была, используя нацистскую терминологию, "юденрайн" - с момента захвата ее Иорданией в 1947 году. После 1967 года евреи просто воспользовались своим правом селиться там.
Так как вышеуказанные территории не аннексированы, они находятся под военным контролем. В связи с этим все решения, связанные со строительством или расширением поселений, принимаются одной из комиссий Минобороны. Это что-то вроде административных комиссий при муниципалитетах, занимающихся вопросами планирования и застройки. В частности эта комиссия в министерстве обороны принимает решения и по поводу создания новых военных баз.
Так называемые "незаконные поселения" или форпосты могут быть двух видов: построенные в "муниципальной зоне" (на иврите - "митар бния"), предусмотренной для расширения существующего населенного пункта (или частной земле, принадлежащей еврейским поселенцам), и построенные за ее пределами - на ничейной, пустой земле. Обычно поселенцы возводят "форпосты" второго вида на высотках, с которых палестинцы могут обстреливать близлежащие поселения или дороги, по которым ездят израильские автомобили, или же с целью создания непрерывной цепи еврейских населенных пунктов. Со вторым видом "форпостов" армия разбирается очень быстро - район объявляется "закрытой военной зоной", со всеми вытекающими последствиями. Правда, как ни странно, появление через некоторое время на месте подобного бывшего "форпоста" арабского незаконного строения такую же реакцию у военных почти никогда не вызывает. Вообще, наличие быстро растущего количества палестинских незаконных построек, оцениваемого в десятки тысяч единиц (!), на землях Иудеи и Самарии, которые арабам не принадлежат, пока никаких кампаний по демонтажу не вызывало. В частности, по данным 1999 года, в окрестностях Иерусалима арабами было построено без разрешения около 20 тысяч строений.
Но вернемся к еврейским "незаконным поселениям". С первым их видом (в границах "митар бния") проблем у властей бывает больше. Все, что можно сделать, это объявить возведение "форпоста" в "муниципальных" границах нарушением "постановлений о планировании и строительстве". Точно так же, как в любом из израильских городов в пределах "зеленой черты" могут объявить нарушением пристройку к дому, на которую не получено разрешение от муниципальных властей. Однако тут существует одна юридическая закавыка - караваны, не имеющие фундамента и являющиеся "движимым имуществом", строительством не считаются. И сельскохозяйственные фермы, на которых находятся только караваны, - тоже. Это значит, что разрешения на их "строительство" не нужно.
А так как реально в очень небольшом количестве поселений существуют планы развития и строительства, то поселенцы считают себя вправе ставить караваны там, где им кажется это нужным, а не следовать указаниям о том, что до какой либо высотки в их "муниципальных границах" следует "добираться естественным путем" - застраивая все по пути. По сути дела, терминология "незаконности" тут не подходит. Скорее это всего лишь административное нарушение.
Интересно, что в пределах "зеленой черты" подобное нарушение карается штрафом, причем судебное разбирательство может занять около полутора лет. Очень редко дело кончается разрушением достройки.
Периодические кампании по демонтажу "форпостов" всегда инициируются определенными политическими силами в стране. Тем не менее, в армии, как и следовало ожидать, не всегда с радостью воспринимают подобные решения. Некоторые поселения, включая "незаконные", оцениваются военными на местах отнюдь не как обуза, а как необходимые стратегические пункты. К сожалению, в силу определенных политических условий, ни о какой кооперации армии и поселенцев в вопросах создания подобных "форпостов" речи быть не может. Тем не менее, как отмечают старые активисты поселенческого движения, там, где "форпост" нужен, его демонтируют раз, максимум два раза. Потом, снова вернувшихся туда поселенцев не трогают. Ненужный "форпост" будет выселяться до полного политического успеха (или краха) инициатора очередной кампании по борьбе с "безродными поселенцами".