... Борьба со злом - дело непростое, а благими намерениями дорога известно куда может завести... Однажды Витек убедился в этом на собственном горьком опыте. И помогли ему в этом... мыши, самые обыкновенные - серые, домашние. Каким-то летом Витек решил вывести их у себя на даче. Вообще-то их было немного, несколько штук шуршало и трещало по ночам, но Витек решил выполнить поставленную задачу до конца: они обнаглели, расбрасывали мусор, оставляли всюду свои какашки и грызли случайно забытую еду, где бы она не находилась. Он посоветовался с соседом, тот сказал, что у него тоже есть, ему сильно не мешают и посоветовал старый добрый способ - мышеловки, так как отраву современные мыши не жрут, - умные стали. Витек закупил на рынке три вида: деревянненькую, пластмассовую и стальную для крыс, чтобы все попробовать. В магазине экологической еды он купил вкуснейший твердый алтайский сыр и этим же вечером расставил свои мышеловки, заряженные алтайским сыром, в разных местах дачи в предвкушении удачной охоты. И он не ошибся: наутро все три мышеловки были с добычей. Витек, довольный своей охотой на этих маленьких серых мамонтов, решил продолжать, и на следующее утро повторилось то же самое. Так продолжалось еще несколько дней, пока, наконец, на пятое утро после начала охоты Витек не обнаружил, что стальная крысоловка пуста, а сыр в ней съеден. Витек не придал этому значения, зарядил мышеловки как обычно, но на следующее утро стальная крысоловка снова была пуста, а сыр был снова съеден. Вдобавок к этому такая же фигня случилась и с пластмассовой мышеловкой. Смутные подозрения начали закрадываться в голову Витька, но он решил продолжить эксперимент, полагая, что подозрения скорее необоснованные. Однако, через 10 дней после начала эксперимента ситуация стала стабильной: мышеловки, регулярно заправляемые отличнейшим алтайским сыром, который Витек и сам ел днем, оказывались пустыми - то есть они были без сыра и без мышей. Следующей ночью Витек решил дополнить свой эксперимент наблюдениями. Среди ночи он тихонько встал, прокрался на кухню с мышеловкой , резко распахнул дверь, осветив пол кухни фонариком и ... ужаснулся: пол кишел мышами. Их было десятка полтора, они метнулись по сторонам и мгновенно исчезли в щелях стен и пола. Включив свет, Витек увидел пустую мышеловку, в которой отсутствовал тот крупный кусочек алтайского сыра, который Витек положил туда вечером. И тут Витек все понял: своей борьбой с мышами он вывел новую породу мышей, очень любящую алтайский сыр и способную съедать его из любой мышеловки в пределах чувствительности ее пружины. При этом эти мыши, по всей видимости, обладают теперь устойчивым социальным инстинктом и какими-то элементами самообучаемости и взаимной обучаемости. Иначе как объяснить, что из этой толпы мышей ни одна не попалась? Удрученный Витек пошел спать, но долгое время не мог заснуть: он ворочался и думал. Потом он заснул, ему снилась цивилизация мышей, которые умели брать интегралы могли строить космические корабли, а он - Витек - был ее основателем...
... С тех пор Витек четко понимал для себя, что борьба с любым злом порождает еще большее зло, если она имеет вид борьбы со злом. Зло не должно знать, что с ним кто-то борется. По сути, любое зло - глупое, жадное и честолюбивое, поэтому маскировку делать совсем несложно. Открытые борцы со злом, носящие повязку санитаров вселенной, зачастую, только парадоксальным образом укрепляют его позиции своей борьбой. Любая организованная политическая партия имеет устав, манифест, программу и партийные правила и поэтому предсказуема в своих действиях. Разумеется, зло может легко использовать это, манипулируя лозунгами и направляя энергию борьбы в какое-то либо тупиковое, либо нужное для себя русло, так что борцы будут до конца дней оставаться уверенными, что они честно выполняли свой долг. Засада в том, что они его честно и выполняли... Витек был уверен, что настоящая борьба со злом, чтобы она приносила реальную пользу, не должна быть похожа на борьбу со злом, не должна следовать какой-то определенной программе и должна быть абсолютно непредсказуемой. Зло не должно видеть и понимать, что с ним кто-то борется, напротив, будет лучше, если оно будет уверено,что в его королевстве все спокойно. Главная проблема здесь, по убеждению Витька, заключалась в некоторой парадоксальности или даже внутренней противоречивости этих тезисов: спонтанность несложно организовать каждому отдельному человеку, но организованная общественная спонтанность - это уже какая-то организация, партия, движение с вытекающей отсюда предсказуемостью. Витек не нашел социально значимых вариантов организованного хаоса и поэтому действовал в одиночку...