Кокин Валерий Иванович : другие произведения.

Сергей

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О великом русском поэте Сергее Есенине

  С Е Р Г Е Й
  
   Он родился 21 сентября (3 октября) 1895 года и был нежно "болен" воспоминаниями детства. Его доброй спутницей и
  
  наставницей стала бабушка Наталья Евгеньевна. Это вокруг неё в долгие зимние вечера собирались соседские ребятиш-
  
  ки, что он и констатировал в своих стихах:
   Опостылеют салазки
   И садимся в два рядка
   Слушать бабушкины сказки
   Про Ивана-дурака
   Сестра поэта Екатерина Александровна вспоминала, что до сказок Сергей был всегда большой охотник. А охота к
  
  сказкам согласно заключению В.Г. Белинского есть первый и достоверный признак присутствия в ребенке организации
  
  и наклонности к поэзии соответственно. С.Есенин был православный христианин. В первый и последний раз он был
  
  женат на нашей блистательной орловчанке - Зинаиде Райх, которая подарила ему сына Костю и дочь Танечку. Харак-
  
  теризуя С.Есенина, поэт Исаковский справедливо указал: "Есенин - лирик редчайший!"
   В его сердце Россия входила таинственным шелестом трав и звоном колокольчика во ржи, шепотом сосняка и
  "белым дымом" цветущих яблонь. Поэтому Есенинская любовь к родной земле естественна, как дыхание. Она - свет,
  
  который изнутри освещает почти каждое его стихотворение в отдельности и его поэзию в целом. Это уже не просто
  
  чувство - это его философия жизни, краеугольный камень его миропонимания. Это его фундаментальная опора и
  
  источник, где он черпал силу. Компас, по которому сверял свой каждый шаг! Ключ от входной двери в мир его -
  
  Есенинской поэзии. Характеризуя неповторимость красоты русской земли, он с пафосом писал:
   В злую заморозь, в сумерки мглистые
   На березках висят галуны.
  Этого уже вполне достаточно, чтобы Есенин был признан Великим поэтом Великой России. Излюб ленный жанр
  
  С.Есенина - это лирическое народное стихотворение. Он умел нарисовать пейзаж и, проникнутый личным чувством,
  
  придать стихотворению интимный колорит. Поэтому его стихи до- стигают высокого творческого мастерства!
   Преобладающие мотивы его поэзии - чисто романтические, т.е. извечное и неразрешимое столкновение мечты и
  
  сущности, грусть и религиозные упования, иногда переходящие в мистику, чему в немалой степени способствовал весь
  
  его жизненный опыт!
   Поэты, как известно, отличаются особой восприимчивостью к малейшим изменениям социального "атмосферного"
  
  давления. У поэта - совсем иной "болевой порог". Это достаточно хорошо понимал царь и потому поэт А.С.Грибоедов
  
  был назначен послом в Персию. К сожалению, в минувшем столетии мы привыкли называть поэтом всякого, умеющего
  
  писать стихи, иногда даже уточняем: разумеется хорошие стихи, соответствующие железным требованиям ямбо-хори-
  
  стов и при этом совершенно забываем о том, что волнующий девичью душу романс это тоже - стихотворение.
   Мы совсем забыли, что поэт это прежде всего совершенно особенный человек. Не такой, как все. Иначе думающий,
  
  иначе чувствующий, иначе воспринимающий жизнь. Не высокий профессионализм и не изобретение новых формальных
  
  приемов и даже не пресловутая словесная одаренность (о которой Наполеон справедливо говорил: "Если бы язык мог
  
  подчеркивать ум, то всякий болтун мог стать мыслителем") в первую очередь создают поэта, а прежде всего неодоли-
  
  мая, почти сверхъестественная потребность выражать в слове свои, ему одному свойственные мысли, чувства, ощуще-
  
  ния, не считаясь ни с какими препятствиями и совершенно не заботясь о том, какие это повлечет за собой последствия,
  
  что собственно и помогло совершенно арабу-пастуху (юноше) Мухамеду продиктовать суры (поэмы) Корана! Это также
  
  означает, что Есенин умудрился оставаться всегда свободным и внутренне независимым человеком в царстве такой не-
  
  свободы, которую принесли с собой большевики и какой ещё не знал мир. Понять, что это значит, может только тот, кто
  
  не понаслышке, а собственными легкими и душой испытал каково было дышать в социальной атмосфере, которую боль-
  
  шевики лицемерно, из хулиганских побуждений называли морально-политическим единством всего народа.
   Я хорошо помню, как ещё в седьмом классе, в качестве посыльного избиркома, впервые попал на избирательный
  
  участок, где шли выборы и где больше всего моё детское воображение поразила кабина, куда избиратель согласно Кон-
  
  ституции мог зайти, чтобы уединившись там, за занавеской, в полной тайне, осуществить свою миссию гражданина Со-
  
  ветской страны. Я подумал, что эти кабины сделаны чекистами с единственной целью: выявить всех скрытых буржуи-
  
  нов, кулаков и иных врагов Советского строя.
   Радостное, злорадное чувство шевельнулось в моей душе и соответствующая ему детская убежденность, что конеч-
  
  но же любого, кому только придет в голову кощунственная мысль воспользоваться услугами милицейской кабины, надо
  
  обязательно арестовать и отправить на Колыму, т.е., туда, где "Макар телят не пас". А как же иначе? Настоящему Совет-
  
  скому человеку, а не проклятому буржуину, не от кого таиться. Он просто возьмет бюллетень и непременно открыто,
  
  смело, не таясь, на виду у всех уважаемых жителей деревни (участкового милиционера, председателя колхоза и пред-
  
  седателя сельсовета) опустит его в избирательную урну. Сам факт существования каби-ны сексота был большой нелепо-
  
  стью потому что, как бы предполагал, что в нашей полуголодной и нищей стране могут оказаться люди, желающие про-
  
  голосовать против. Наш бывший классный руководитель Л.В.Валенкова, работавшая в составе избирательной комиссии,
  
  в беседе с односельчанами спокойно с апломбом заявила: "Мои ученики больше всего любят Родину, партию, а уж по-
  
  том роди- телей и меня!" Я очень далек, чтобы усомниться в искренности её слов, как и от того, чтобы сомневаться в
  
  искренности своей детской реакции на факт существования избирательной кабины и весь парадокс состоит в том, что
  
  взрослая женщина-учительница, произнесшая слова о партии и семиклассник-мальчик, убежденный, что каждого, кто
  
  войдет в кабину, надо арестовать - оба были совершенно искренни в одно и тоже время. И та и другая реакция при всей
  
  своей исчерпывающей непосредственности была ничем иным, как сублимацией страха. Того тоталитарного, всепоглоща-
  
  ющего, проникающего в каждую нервную клетку нашего организма, вросшего биологического страха.
   Принято думать, что самое опасное, самое трудное в мире несвободы - это сказать вслух правду. В действительно-
  
  сти же самое трудное эту правду узнать, понять, почувствовать, ощутить сердцем.
   В этой сложнейшей обстановке, в развороченном бурей "быте" Сергей растерялся, так как вместо обещанного "му-
  
  жицкого рая", сказочного края "Ионии", перед ним возник лик России, обезображенной Гражданской войной и тоталь-
  
  ной разрухой. Он искренне ожидал что будут "злаченые нивы со стадом буланых коней, золотые шапки гор", а увидел:
  
  "коммуной вздыбленную Русь", "Тучами небо изглодано, сквозь ржанье бурь пробивается пурговый кашель-смрад, по
  
  полю скачет стужа, а в избах выбиты окна, настежь распахнуты двери" и его охватило унынье:
   О, кого же, кого же петь
   В этом бешеном зареве трупов.
   Таким образом исток Есенинской драмы состоит в крушении его иллюзий о "чаемом граде", так как большевики
  
  строили совсем не тот социализм, который декларировали, и о котором думал поэт. Ведь он жил во время, когда убива-
  
  ли, когда деятельность поэта стала опасна ещё и потому, что к поэзии надо было продираться сквозь такие препоны,
  
  каких старый русский мир не знал, ибо никогда ещё зло так нагло и так изощренно не притворялось добром. Никогда
  
  ещё так успешно не узурпировало и не присваивало себе все прерогативы добра... Остаться поэтом в этих условиях бы-
  
  ло очень нелегко и опасно. Железная установка большевиков в том, что "...только в союзе с рабочими - спасение кре-
  
  стьянства" подталкивает Есенина к выводу о том, "Смычка" города и деревни должна будет привести "полевую Русь"
  к гибели, что собственно находит неоспоримое отражение в его творчестве. Он пишет:
   Скоро заморозь известью выбелит
   Тот поселок и эти луга.
   Никуда Вам не скрыться от гибели,
   Никуда не уйти от врага!
   Отличие его стихов от великого множества стихотворений того времени не в том, что все были "За" и только он
  
  один "против". Главное их отличие состоит в том, что поэт честно старался "вытащить из себя" свои, лишь только им
  
  одним владевшие мысли и чувства, какими бы они диковинными ни казались его соотечественникам и современникам. И
  
  делал он это не потому, что сознательно запланировал себе такую причудливую, смертельно опасную стезю, а просто
  
  потому, что не мог иначе, что собственно и определило растущую к нему враждебность целесообразность большевист-
  
  ских Боссов и определяя приближало трагический конец жизни поэта. Он погиб 28 января 1925 года, т.е., когда Сталин
  
  стал хозяином страны, имя которой - Россия!!!
  
   Валерий Кокин Для связи только E-mail: cokin.valer@yandex.ru
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"