Колдун Виктор : другие произведения.

Вечный вопрос

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 3.31*17  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Набор "непричесанных" мыслей о возникновении и самой ранней стадии антисемитизма. И о корнях питающих весь последующий антисемитизм.


   Корни антисемитизма.
   В разных странах и в разные времена антисемитизм приобретал самые разнообразные формы. От фиги в кармане, до газовой камеры. Но всегда было нечто общее, объединяющее всех антисемитов. Что же их объединяло, мы поищем в истории самой первой вспышки антисемитизма, вызвавшей исход евреев из Египта. Для этого внимательно рассмотрим историю исхода.
   При изучении глав Библии об Исходе, остро возникает необходимость более детально рассмотреть исторический контекст событий. Когда записывалась письменная Тора, непосредственных участников событий уже не было в живых. К тому же многое из происшедшего все и так знали, и из-за экономии места просто не записывали. Теперь же, по прошествии более трех тысячелетий, очень сложно воссоздать полную историческую картину. Но сделать это надо, поскольку без этого трудно понять многие места из Библии.
   И, прежде всего, рассмотрим принципиальный вопрос в различии между монотеизмом и политеизмом, поскольку именно противоречие между ними было движущей силой конфликта
   Нам, знакомым с многобожием по остаткам храмов древней Греции и Рима трудно понять, почему Тора так настойчиво требует отмежевываться от язычников. Действительно, глядя на остатки храмов трудно вообразить, что древние строители не могли себе представить, как здание может стоять, если под фундаментом не закопать нескольких детей. Живыми. Для прочности.
   Фундаментальное отличие политеизма от монотеизма состоит в отсутствии единой шкалы ценностей, иными словами - единого Закона, общеобязательного для всех, независимо от социального статуса и положения, как бы этому и не противились власть имущие.
   Поэтому характерной особенностью многобожия есть наличие нескольких противоборствующих групп жрецов, каждая из которых пытается своего идола назначить главным. А для этого все средства хороши, особенно человеческие жертвоприношения, позволяющие держать в страхе народ. И поскольку законы устанавливаются хоть и от имени божества, но по своему произволу жрецами, то, в любом случае, культы стают все более жестокими. Особенно если одна из противоборствующих групп захватывает власть и спешит, для профилактики будущих реформаций, подавить предыдущих лидеров, и вообще всех инакомыслящих.
   Одним из примеров этому могут служить древнеарийские племена, которые по дороге в Индию, разделились на две группы, которые поссорились между собой. В результате добрые боги одних стали злыми богами у других. И наоборот.
   А теперь представим себе купца торгующего со всеми этими племенами и решившего принести традиционную жертву богам, для успешной торговли.
   Или представим себе порядочного человека, который ведет честную жизнь, никого не обманывает, не грабит, исполняет предписанные жрецами ритуалы. И вот однажды он приходит в свой храм, а ему доходчиво объясняют, что его идол плохой, что он молился неправильно, и вообще к нему самому есть множество вопросов у жрецов единственно верного, с сегодняшнего дня, идола. Впрочем, путем принесения убедительной жертвы он сможет очиститься от подозрений в греховности.
   Очевидно, что многобожие принципиально не располагало ни к общественному миру, ни к прогрессу общества.
   Справедливости ради следует заметить, что служители монотеизма тоже порой пытаются истолковать положения Закона на свой лад. Но при смене священнослужителей Закон остается неизменным, что коренным образом отличает его от многобожия. Поскольку, в этом случае, общество более стабильно, и значит, в нем более динамично развиваются ремесла и искусства, что еще более укрепляет государство. К тому же начинает развиваться наука, что дает больше шансов найти способы приспособиться к изменениям внешних факторов.
   Теперь рассмотрим Древний Египет, где поселились сыновья Якова. Сказать, что египтяне были язычниками, это не сказать ничего. В те времена египетские цари, подписывая договора, клялись тысячей египетских богов. Помимо общегосударственных богов, каждая уважающая себя деревня имела своего собственного идола-покровителя.
   Но главная проблема Египта была в том, что религиозная ситуация была крайне нестабильной. Победа то одной, то другой касты автоматически порождала изменения в идеологии. И в результате все становились заложниками этой борьбы. Египтологи разделяют правящие династии египетских царей по номерам. Простая нумерация связана с тем, что с приходом новой династии всеми мыслимыми и немыслимыми способами изничтожалась информация о предыдущей династии. И теперь крайне трудно восстановить реальные корни династии и причину ее прихода к власти.
   Но кто бы ни был царем, реальная власть принадлежала не ему, а жреческой касте. Египет был унитарным государством, в котором формально вся власть принадлежала царю, но поскольку он физически не мог справиться с таким количеством забот, то вынужден был перекладывать их на тех же помощников. В результате царь превращался в некий символ, который с великой помпой хоронили, чтобы заменить на такой же.
   Только несколько царей и одна царица могли проводить более-менее самостоятельную политику. Все же остальные по рукам и ногам были связаны жреческими предрассудками и ограничениями. Очевидно, что человеческая жизнь в таких условиях вообще не принималась в расчет. Даже жизнь правителя. Известны случаи, когда царям удавалось пробыть у власти всего несколько дней. Да и химия изобретение египетских жрецов.
   Вот уже много лет точатся, особенно среди дилетантов, споры о том, как строили пирамиды. Гипотез есть превеликое множество, включая вездесущих инопланетян. Но ответ намного прозаичнее. Возле больших царских пирамид находились пирамиды и мастабы поменьше, где хоронили царскую челядь и сановников рангом поменьше. Так вот, на могиле одного из сановников, удостоенного чести быть похороненным рядом со своим господином, была написана эпитафия гласящая:
   Я так хорошо строил гробницу своему господину, что меня ни разу не били в присутствии моих рабочих.... Если высокий сановник гордился таким фактом в своей биографии, то не трудно себе представить нравы этих времен, и то, как обходились с людьми попроще, и что их ждало за одну мысль о невыполнении нормы.
   Возникает вопрос, о том как же стране с такой обстановкой удалось просуществовать несколько тысячелетий. Ответ кроется в реке Нил - как бы египтяне не чудили, ежегодно река разливалась, принося на поля живительную влагу и плодородный ил. Поэтому земледелие было весьма продуктивным и давало достаточное количество дополнительного продукта для развития науки и ремесел. Но, увы, под влиянием жрецов и их распрей египтяне были заняты, в основном, постройкой гробниц. Фактически экономика страны работала на загробный мир. Вернее на жреческие мифы о загробном мире. В результате, уровень жизни египтян был неизменным на протяжении тысячелетий. Страна жила на гуманитарную помощь реки Нил, и в экономическом отношении развивалась очень медленно.
   И вот, в такой стране были вынуждены поселиться сыновья Якова. Откровенно говоря, следует признать, что во многих других странах нравы были еще посуровее.
   Возникает вопрос о том, как отнеслись египтяне к монотеизму поселенцев. Скорее всего, восприняли его за безобидное чудачество. Тем более что во времена Иосифа вряд ли кто-то рискнул бы упрекнуть его братьев в неуважении к богам. В последствии все привыкли. А если где-то и возникали какие-то трения, то древнеегипетский уровень коррупции позволял решать это тихо и без шума.
   Но вот, одному из царей восемнадцатой династии, Аменхотепу-IV, крайне надоела подобная обстановка жреческого беспредела в стране, и он начал весьма решительные реформы. В первую очередь были ущемлены в правах жрецы всех божеств за исключением одного - Атона. Все кто пытался воспротивиться, были попросту загнаны на рудники. Сам же Аменхотеп изменил свое имя на Эхнатон (любимец бога Атона).
   Но с одной стороны методы, которыми проводилась реформа, вполне соответствовали нравам того времени и не встретили особой поддержки в обществе. С другой стороны реформа тормозилась, кроме внешних факторов, еще и внутренними. И главным внутренним фактором было то, что теология вплотную подходила к монотеизму. А монотеизм подразумевает наличие единого для всех законодательства. В том числе, идя верховного правителя. Что уже само по себе не нравилось Эхнатону. Как это он, высшее существо, ведущее свою родословную от одного из богов, хоть и в восемнадцатом варианте, признает наличие ограничений на свое самодурство? Поэтому реформа Эхнатона носила половинчатый характер. И после его внезапной смерти затормозилась. А дальше пошла на спад. Сначала сын Сменхкара оказался слишком слаб здоровьем, и процарствовал чуть больше года. А потом на египетский престол возвели девятилетнего мальчика Тутанхамона. Во всех исторических книгах Тутанхамон характеризуется как воск в руках жрецов. При нем начался возврат к старому доброму многобожию. А когда молодому царю исполнилось 18 лет, и он попытался проводить свою политику, то немедленно получил по затылку и был с почестями похоронен. Кстати его гробница единственная дошедшая до нас не разграбленной.
   И вот, когда религиозная реформация не удалась, и всё возвратилось на круги своя, жрецы немедленно обратили внимание на один весьма щепетильный момент. Среди египтян жили евреи, исповедующие монотеизм. И в любой момент могли послужить примером для более решительного реформатора. Само собой, что жрецам такой расклад абсолютно не нравился. Поскольку на законных основаниях ничего предпринять было невозможно в ход пошли интриги.
   "И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа. И сказал народу своему: вот народ сынов Израилевых многочисленен и сильнее нас. Перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится он с нашими неприятелями и вооружится против нас, и выйдет из земли нашей". К этой логической речи можно только добавить: "А то, что сыны Израилевы нас не предали в многочисленнейших войнах за 400 лет жизни в Египте, только доказывает их подлость и скрытность. Хорошо научились скрываться..."
   Итак, здесь мы видим зарождение антисемитизма и его первое массовое проявление. А, заодно, также можем установить истинную причину антисемитизма во все последующие времена и эпохи.
   Поскольку Бог дает всем людям изначально чистую душу, то большинство согрешивших начинают себя чувствовать дискомфортно после каждого греха, поскольку душа не может не протестовать против этого. Особенно если по соседству с согрешившим живет народ, постоянно напоминающий о Законах, данных Богом. И даже если сами евреи, порою, нарушают отдельные заповеди, то, в целом, они это всегда признают и пытаются исправить. И самое главное, если заповедь начинается с однозначного НЕ, они не пытаются выискать там многозначное НО. А это не может не раздражать грешников, идущих на поводу у своей похоти. Вот они и пытаются избавиться от постоянного напоминания своей греховности.
   Так было в древнем Египте, средневековой Испании, фашистской Германии, СССР...
   Да и сейчас, местами, звучит подобная песня.
   И во все времена в той или иной форме выплывает древнеегипетский миф о потенциальном предательстве. Видимо идеологам антисемитизма трудно, или лень придумать что-то оригинальное.
Оценка: 3.31*17  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"