Очень часто возникают разговоры, о том, что коммунизм сам по себе очень даже хороший, только вот строили его не правильно. Аргумент, конечно, интересный, но немного странный. Капитализм прижился по всему миру, и всюду его строили правильно. Если, конечно, строили, а не имитировали строительство, желая работать как при социализме, а жить как при капитализме. А вот коммунизм у всех получился неудачно. Абсолютно у всех. Не так поняли вождей. Сначала, мол, надо было построить материально-техническую базу, а вот потом...
В таком случае, будет логичнее, начать разговор с материальной базы коммунизма. Тем более, что коммунисты по определению материалисты. Хоть и идеалисты редкостные.
Итак, начнем с того, что человек существо общественное, и, добывая пищу, должен кооперироваться с другими. Вспомним охоту на мамонтов в эпоху первобытно - общинного коммунизма. После удачной охоты мамонта надо было делить. А как? Один весь день по лесу бегал, толпу изображая. Другой сидел в засаде. Кому и какая доля положена? А еще дети. Старики. Жены, саблезубый тигр бы их побрал. В общем - проблема.
И возникла крайне нездоровая ситуация с распределением продуктов. Которая нашла еще более нездоровое, с точки зрения коммунизма, решение. Решение именуемое многокорытность, или, если хотите, для благозвучия назовем его многомисочность.
Итак, каждый имел свою маленькую мисочку в которую он клал добытую пищу. И, из которой, соответственно, ел. И была еще большая общая миска, куда все клали, и откуда все брали.
Но!
Клали одно, а брали другое. Иначе, зачем она тогда нужна. И стал вопрос о том, по какому правилу класть, и по какому брать. Во все эпохи этот вопрос, вернее его решение, собственно, и определял общественный строй.
Но мало того. По мере роста государств образовались промежуточные мисочки - цеховые, родовые, городские... причем каждая имела свои законы класть - брать. Само собой что в такой обстановке осправедливости можно было только мечтать. И о ней мечтали. Из самых лучших побуждений.
Пока один мечтатель не предложил выкинуть все-все миски и мисочки, а завести одну большую - пребольшую миску, куда все будут сначала класть, а потом брать.
По справедливости. Исключительно.
А, чтобы блюсти справедливость, будут соответственные люди, которые будут решать - кому и сколько выдать из общей миски.
По сути, это и есть квинтесенция коммунизма. Его самая, что ни на есть, материальная база. Ибо, какие бы теории не разводили теоретики, все сведется к одной большой миске и честному делению.
Самое смешное, что теоретики коммунизма всерьез утверждали о том, что это и есть самый честный и справедливый строй из всех возможных. Впрочем, с точки зрения того, кто будет делить все так и будет. Для них данный строй самый лучший из всех лучших. Сиди, и дели. По справедливости.
Да и кто бы из нас отказался поработать заведующим материально-технической базой коммунизма?
А вот с точки зрения работника, а не бездельника, такой строй кроме вреда ничего не принесет. И причина не только в том, что все захотят делить. И даже не в том, что по причине очень субъективного понятия справедливости, над делящими надо будет поставить контролирующих. Причем несколько каскадов. Хотя и это не поможет, поскольку у каждого каскада проверяющих будет свое понятие справедливости.
Причина все в том же разделении труда. Без него невозможен никакой производственный процесс. А там возникнет все тот же вопрос о долевом участии. Поскольку из общей миски все получают одинаково, или по справедливости, то надо определить кто сколько своего труда должен обратно внести в общую миску. Для полноты справедливости. И миски. А то не станет чего делить. Причем очень даже быстро. Экспериментально доказано.
Одним словом - моменто в море - смотри в корень - клади в миску.
Но вот как измерить количество труда? Того самого, что человек должен положить в общую миску.
По стоимости товара, или сырья обработанного мастером - так грузчик на ювелирной фабрике произведет в миллион раз больше художника, на той же фабрике.
По времени работы - так время у мартеновской печи и время в конторе как-то даже неудобно сравнивать.
Да и разным мастерам надо разное время на выполнение одной и той же работы.
Значит надо ввести поправочные коэффициенты. А какие именно? И кто будет их вводить?
У поганых капиталистов всё очень просто:
- Выкопаешь канаву за 100 пиастров?
- Нет. Такая работа стоит 200.
- Сколько?!!
- 180...
- Да за 120 мне ее выкопают...
- Пусть копают...
- 140, но чтоб уже...
- 160...
- 150...
- Договорились.
Всё очень просто. Но очень субъективно. Несправедливо. Сегодня, сторговались за 150, завтра за 130. Ну, а послезавтра - за все 300 пиастров. А шо делать?
Естественно, что так делать не правильно. И очень несправедливо. Поэтому надо ввести единые справедливые нормы. Для всех. Ну и само собой - поправочные коэфициенты, на твердость грунта, например. Плюс поправки на климат. Плюс доплата за срочность. А для всего этого надобно создать очень научный институт, который всю эту коэфициентологию учредит. Далее нужны нормировщики, которые все правильнососчитают. Не говоря уж о контролирующих органах. Суровых, но справедливых.
Конечным результатом будет полностью справедливаяоплата труда, если копание канавы стоит 167 пиастров, то копатель так и должен получить. Теоретически. А вот практически сама канава будет стоить уже не 167, а, как минимум, 567 пиастров. Поскольку все вышеперечисленные организации, обеспечивающие оплату по справедливости, тоже хотят кушать. И это тоже как-то-в-чем-то справедливо.
Но вот незадача - больше 300 пиастров за канаву никто не даст. Да и то в дождь-ночь-праздник. А так - 200 и все. Ну, как для Вас - 250. Причем на всех. И, хотя всем хочется 576, получат они 250. Путем несложных, но справедливых, арифметических преобразований находим, что из них копателю достанется 72 пиастра 48 сантимов.
В результате, вместо грабительских и несправедливых120 - 250 пиастров, - (Ну действительно, где это видано, разлет зарплаты больше чем в два раза. Это ж произвол), - копатель получит справедливых 72 пиастра 48 сантимов. Несколько меньше, но зато честно и справедливо. Даже научно обоснованно.
О! Чуть не забыл. При коммунизме никаких денег не будет. Посему, дополнительно, будет человек, который наши условные пиастры пересчитает в реальные трудодни, или коэфициент трудового участия, или еще во что научнокоммунистическое. И этого человека тоже надо кормить. Из тех же 250 пиастров. Для полноты справедливости.
Из личного опыта. На строительстве одного частного объекта, через мои руки прошла далеко не одна тысяча долларов. А вся отчетность уместилась в одну школьную тетрадь. Где карандашом было расписано сколько получено, и куда потрачено. Без единого чека, или акта закупки-списания. При ревизиях, которых было целых две, (или три), и длившихся минут эдак по 20, в ответ на все вопросы, происходило невоспитанное тыканье пальцем: Вот оно, тута.
Само собой, что при коммунизме такого допустить нельзя. А вдруг я вместо 20 мешков цемента записал 21. А деньги, или что там будет при коммунизме, нагло пропил. Значит надо поставить надо мной многокаскадный контроль, который научно высчитает, что на эту работу надо 20,3 мешка цемента. А поскольку 0,3 мешка цемента никто не продаст, будет куплен все тот же 21 мешок. Далее бухгалтерия все проверит и спишет. В том числе неизрасходованные 0,7 мешка. И всё будет очень-очень СПРАВЕДЛИВО.
Хотя, и без малейшей гарантии, что этот 21-й мешок всё-таки не реинкарнируеца в нечто более жидкое.
Только хватит ли тех денег, которые теоретически уберегут от теоретического пропивания моей бригадой, на практический прокорм всей контролирующей братии?!
Как видим, даже самый приблизительный анализ показывает крайнюю экономическую неэффективность коммунистического труда. Что было экспериментально доказано. Абсолютно во всех странах, пытавшихся строить коммунизм.
С производительностью труда при коммунизме как бы всё ясно. По причине полного ее отсутствия. Когда все захотят делить, а не производить, то делить станет нечего. Очень даже быстро. Проверено.
Рассмотрим вопрос номенклатуры и качества товаров. При капитализме всё очень просто - производится только то, что покупается. Покупатель сам, своим кошельком, определяет и качество, и количество производимой продукции.
А вот при коммунизме работу будет оценивать не непосредственный потребитель, а некий распорядитель у общей миски. Лицо совершенно постороннее, и, реально, не имеющее понятия о том, надобен кому этот товар или нет. Нетрудно догадаться, что результатом этого будут склады затоваренные никому не нужной продукцией. Ну и, само собой, повальный дефицит действительно необходимой продукции. В общем, всё то, что мы имели счастье пережить при советской власти.
Как видим, при коммунизме, товара будет производится мало и с огромными непроизводительными затратами, да и то, большинство произведенного будет испохабленным сырьем. Одним словом, будет далеко-о-о не до жиру. Не говоря об том, чтобы каждый получил по потребностям.
Еще есть смелая гипотеза о повышении производительности труда и прочих изобретательско - рационализаторских прелестях. Мол, при коммунизме, исчезнет разница между умственным и физическим трудом. Все кинутся изобретать и выдумывать. Понаизобретают всяких хитрых механизмов, и будут сидеть на печке, вкушая блага коммунизма. А роботы будут трудиться.
Всякий, кто хоть раз имел дело с реальным изобретательством, а не написанием статей, рефератов и диссертаций на данную тему, не даст соврать - труд изобретателя абсолютно не нормирован и, фактически, длится круглые сутки. Без перерывов, выходных и отпусков. Все мысли только об одном.
При капитализме в этом есть толк. Особенно если получится продать изобретение. Билл Гейтс - самый яркий тому пример. Впрочем, и до него, удачливые изобретатели не бедствовали - Эдиссон, Форд, Нобель... Список поистине огромен.
Советская власть хоть и крепко не любила всяких выскочек, но за изобретения, что-то да и платила. И, хотя, вместо патента выдавали жалкую пародию на него, в виде соавторского свидетельства, кое какие премии, а то и ордена - медали изобретателям перепадали.
А вот какой смысл изобретать при коммунизме?! Если за многолетнюю круглосуточную работу человек будет иметь столько же, сколько и за простое сидение в конторе от звонка до звонка?
Естественно, что при коммунизме никакого смысла в изобретательской работе нет. Даже наоборот. В случае неудачи, а подавляющее большинство изобретений именно с этого и начинается, вас еще обвинят в дармоедстве. И оно Вам надо?
Еще один аспект проблемы - люди с психическими проблемами, нашедшие выход своей кипучей энергии в изобретательстве. При капитализме они просто создают неудобства патентным службам и плохую репутацию более уравновешенным изобретателям. А как быть при коммунизме? Когда они начнут потреблять общественные сырье и материалы наряду со всеми. Как прикажете с ними бороться?
Как видим, и с научно - техническим прогрессом при коммунизме будет туго. Очень даже. Опыт строительства первой стадии этого замечательного строя это ярко продемонстрировал.
Есть еще, правда, очень уж смелая гипотеза о всеобщей высокой сознательности. Но это уже область психопатологии, а мы рассматриваем только экономический аспект.
А теперь, о грустном.
Несмотря на очевидную глупость и безперспективность строительства коммунизма, его таки строили. Но, как и следовало ожидать, всюду получился пшик. Где побольше, где поменьше, но пшик.
Но коммунисты никогда не останавливаются на достигнутом. Не те это люди. И хотят попробовать еще раз. А в качестве примера приводят страны социализма с человеческим лицом. Только вот почему-то в качестве положительного примера приводятся те страны, где коммунизма было как раз поменьше (ГДР, ВНР). Смешно, да не до смеху. Чем меньше коммунизма было в стране, тем чаще ее упоминают. А вот Кампучию, где коммунизма было больше всего, ругают за какие-то отклонения. Хотя, несравненно большие отклонения от истинного коммунизма были именно у других, которых хвалят.
Парадокс однако.
Сейчас бандиты, коммунисты, воры, бездельники... и прочая шушера, желая возврата к власти, начинают петь старую песню о главном. Причем истинные завоевания коммунизма почему-то обозваны перегибами, а все отклонения его завоеваниями. Над этим можно было бы посмеяться, если бы не одно но. Часть народа им верит.
Причина этой веры в том, что ради того, чтобы остаться при власти, коммунисты перелицевались и перекрасились в демократов. А поскольку понятие демократии, у коммунистов, тоже коммунистическое, то они начали вести себя совсем уж безобразно. Грубо нарушая Моральный Кодекс Строителя Тогонезнаючего. Перестали бояться вождя. Ну а так как народ настоящих демократов видит только по телевизору, и то, далеко не в каждом выпуске новостей, то возникает тоска по прошлому. Тем более, что в последние годы советской власти, коммунизм ослаб настолько, что кое-где даже начал допускать элементы человеческого лица.
Еще одна причина веры, надежды и любви к коммунистам - инертность экономики. Знаменитая дешовая колбаса, была весьма дорогой, хоть и ее продавали как-бы задешево. Но эту разницу надо было где-то-как-то покрывать. Перпетуум Мобиле неподвластен даже коммунистам. И вот разницу между затратами и продажной ценой покрывали путем банального воровства. Что можно, крали у народа, но, поскольку нынешнее поколение советских людей было и так нищее, то крали у будущих поколений. Попросту разворовали сырьевые ресурсы.
А в результате, наступил эпизод из песни времен светлого будущего, ставшего мрачным прошлым:
Ну вот и всё. Теперь ты можешь плакать.
Пришла пора платить по векселям...
Оно, конечно, можно попробовать еще разок воплотить сию идею в жизнь...
Но зачем?
Чтобы очередной раз поплакать при оплате векселей?!