|
|
||
Мнение актёра&журналиста о завершившейся первоканально-есенинской премьере ... |
За последний год имя Сергея Есенина всплывало как минимум дважды. И меня дважды коробило от созерцания того, что выросло на почве его стихов, его жизни. Первый раз - весной, когда включил телевизор и увидел Александра Новикова, поющего пошлый блатняк. Исполнив песню о том, как много женщин перещупал, Александр Васильевич поблагодарил публику за любовь к поэзии Есенина... Следом за ним вышли панки. Они исполнили "Гавриилиаду" Пушкина со всеми её шероховатостями. Затем, матерясь, поблагодарили за любовь к светилу русской поэзии.
Шутка. Не было их. Но ведь Новиков-то был!.. Спасибо, наглядно показал молодым зрителям и слушателям, за что советские критики называли поэта певцом сисястых баб...
И вот на первом канале завершился показ достойного продолжения. Оказывается, дураком недалеким был этот Есенин. И недалеко ушел он от бабы, представившей его Блоку. "Из деревни, поэт Есеня". Есеня... Неужели не надоело еще россиянам показывать русских идиотами? Неужто деревенская баба не знает, что нет в деревне такого имени - Есеня?..
Молодёжь, что греха таить, читать не любит. А точней, да и справедливей сказать, что читает не больше старших. Тем весомей роль телевидения, что в не читающем обществе культурные ценности передаются другими способами. Очень скоро основная масса молодежи узнает, что Есенин - лох. А мнение интеллигенции никого не интересует. Ей, пожалуй, в "ящик" вообще лучше не заглядывать.
Забавно смотреть, как новые "гении" от драматургии "воскрешают" классиков. Но где она, серьёзная драматургическая основа? Что делает Безрукова Есениным, кроме осветлённых волос и чтения стихов "с выражением"? Хочется спросить, с выражением чего? Того, что талантливый русский поэт был наивным дураком? До того, как понадобится талантливый актёр, нужны талантливые драматург и режиссёр. А, быть может, не надо ничего этого? Может, более чем достаточно специалиста, определяющего, что пипл схавать желает? Выходит, что так.
Грешит пошлостью "Есенин". Примитивной и гадкой.
Поэт приглашён на чай к царю. Вот семья, которую через несколько лет расстреляют, смотрит на него. Так они смотрят? Или позируют фотографу? Ни то, ни другое. Выжимают слезу, став в нелепую мизансцену. Зритель среднего ума вдруг ловит себя на мысли, что это "те самые Романовы", и чувствует себя эрудитом.
Ну да ладно, это не имеет прямого отношения к образу поэта. А ведь он, страшно сказать, представляет собой примитивный лубочный рисунок, который нам выдают за фотографию! Но только к чему эти мои рассуждения тому, кто не знает, что такое лубок? Или знает, но не понимает, о чём идет речь... Нет никаких сомнений в том, что любой околотеатральный профессионал ужаснётся, узрев сей шедевр. Но в расчёте ли на этот уровень кроится дешёвка, ширпотреб?
Грешит сей модный детектив и недостоверностью. Блок ведь не оценил юного Есенина по достоинству, отметив лишь, что "стихи голосистые". Но сценаристу&режиссёру такие детали ни к чему: это же детектив. Популярный жанр. Милая глупому сердцу сказка про Ивана-дурака. Она, правда, должна хорошо кончиться, но к чему это ретро? Если любит зритель "мочилово", то его он и получит. Спрос определяет потребность.
События, претендующие на достоверность - персонаж-то реальный - изображены схематически. Московский "литературный кружок" настолько условен, что осталось разве что усадить массовку в кружок в прямом смысле этого слова. Есенин плясал и орал песни под баян. А когда его за это осудили, обиделся и ушел. "Перед тобой закроются все двери!". Что это, если на штамп? Одно дело, когда в повествовании от третьего лица говорится, что перед тем-то закрылись все двери. Но здесь - совсем другое дело.
Кстати, о баянах. В одной из последних серий музыканты играли в доме Толстых на "Юпитерах", которые стали выпускать лишь в семидесятых годах двадцатого века...
Ну да недостоверность недостоверностью, бездарность бездарностью, а штампы штампами; самое страшное - в том, что продукция эта делается под маркой любви к поэту. "Целованием предаёшь?", или как? Эти слова сказал Христос пришедшему предать его Иуде. Не об этом ли говорил он?
Эх, хорошо, был ещё жив в 1999-м году Юрий Хой из "Сектора Газа". А то, неровен час, решил бы кто занять его нишу, да и положил бы на музыку "Гавриилиаду". Как раз к юбилею Александра Сергеевича. Если Безруков играет такого Есенина, то, быть может, это хорошо, что я не видел солнце русской поэзии в его исполнении? Или, все-таки, сочинить музыку и предложить бригадиру исполнить "Гавриилиаду"? Пусть знают подростки, что зря старики затеяли борьбу со сквернословием. Матершинником был этот Пушкин.
С. КОЛЕСНИК.